Закон об опасном вождении автомобиля в 2021 году


Что считается опасным вождением

Законодатель описал опасное вождение в п. 2.7 правил дорожного движения. К нему относится шесть основных нарушений.

Не уступать дорогу при перестроении. Водитель перестраивается в соседнюю полосу и создает помехи для тех, кто уже в ней едет — они вынуждены резко тормозить, возникает угроза ДТП.

Перестраиваться из полосы в полосу. Это запрещено делать при интенсивном движении, то есть в пробке. Когда все полосы заняты, менять ряд можно только для поворота, разворота, остановки или объезда препятствия, например машин, которые остановились из-за аварии.

Не соблюдать дистанцию. Водитель слишком прижимается к машине, которая едет перед ним. По закону он обязан соблюдать расстояние, которое позволит не врезаться при резком торможении.

Ездить между рядами. Боковой интервал часто не соблюдают мотоциклисты, которые ездят между машин.

Резко тормозить. Автохамы иногда обгоняют машину, а потом резко перед ней тормозят. По правилам водитель может так затормозить, только если пытается предотвратить аварию.

Мешать обгону. Вредный водитель может не давать себя обогнать. Для этого он увеличивает скорость, когда другая машина опережает его по соседней полосе. Если дорога двухполосная и второй водитель едет по встречке, такое поведение может привести к лобовому столкновению.

Опасное вождение
Эти ситуации считаются опасным вождением, если водитель допускает больше двух нарушений подряд и создает угрозу ДТП

Определение

Опасное вождение – это совершение совокупности действий автомобилистом, которые были выполнены в течение короткого промежутка времени и угрожали безопасности остальным участникам движения.

Этими действиями могут быть:

  • Невыполнение при осуществлении перестроения требований уступить дорогу транспортному средству, имеющему преимущество.
  • Перестроение при наличии интенсивного движения, т.е. когда все полосы движения заняты машинами. Исключением является поворот, разворот, остановка или объезд препятствия.
  • Не соблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства.
  • Несоблюдение боковых интервалов между машинами.
  • Резкое торможение. Исключением являются случаи, когда тормозить пришлось для того чтобы предотвратить аварию.
  • Преднамеренное препятствие совершению обгона, если оно создало угрозу безопасности остальным участникам движения.
  • Намеренное повреждение автомобилей, сооружений, грузов и других участников движения или причинение им материального ущерба.

Таким образом, именно опасное вождение становится результатом наездов на пешеходов, которые стоят на остановке в ожидании транспорта, выезда на обочину или на пешеходный переход.

Согласно статистике от опасного вождения в среднем погибает около 10000 человек и практически столько же людей попадают в больницу с тяжелыми травмами.

В связи с введением в законодательство термина «опасное вождение», такими водителями становятся следующие категории граждан:

  • мотоциклисты;
  • водитель, остановившийся и включивший знак аварийной остановки после ослепления его встречным автомобилем;
  • лицо, объехавшее препятствие на дороге и сменившее несколько полос движения;
  • водитель, перестроившийся из крайнего левого в крайний правый ряд на автомагистрали.

Каковы критерии опасного вождения

Каждое из этих нарушений само по себе еще не означает опасного вождения. Чтобы классифицировать агрессивное поведение водителей, ввели два дополнительных условия.

Больше двух нарушений подряд. Водитель должен нарушить правило несколько раз одно за другим. С какой частотой должны быть нарушения, в законе не указано. По мнению законодателей, это создает опасность для других участников движения: они не могут спрогнозировать поведение водителя и адекватно среагировать, чтобы избежать аварии.

Угроза ДТП. Другое обязательное условие опасного вождения — водитель создает ситуацию, при которой другие участники движения вынуждены менять направление и скорость, иначе они рискуют попасть в аварию.

Какой штраф и за что

ГИБДД с 2021 года добивается, чтобы в КоАП внесли новую статью 12.38 об опасном вождении. В этом случае за агрессивное поведение на дороге будут назначать штраф — 5 000 рублей. Законопроект о новом штрафе прошел первое чтение в Госдуме, но пока не принят.

Дарья Пономарева, судебный эксперт-автотехник «Авто МФЦ» Прежде чем законопроект примут, он должен пройти глобальную процедуру согласования в разных инстанциях и ведомствах. Заседания по законопроекту неоднократно откладывались, потому что требовалось экспертное заключение по этому вопросу.

В административном кодексе уже есть наказания за отдельные нарушения:

  • перестраиваться в другую полосу и не уступать дорогу машине в этой полосе — 500 рублей по ч. 3 ст. 12.14 КоАП;
  • нарушать правила расположения машины на дороге: перестраиваться из полосы в полосу в пробке, не соблюдать дистанцию и боковые интервалы между машинами, резко тормозить, препятствовать обгону — 1500 рублей по ч. 1 ст. 12.15 КоАП.

Эти штрафы по закону можно оплатить со скидкой 50%, если успеть сделать это в первые 20 дней.

Как ГИБДД доказывает опасное вождение

По презумпции невиновности водитель не обязан доказывать, что он что-то нарушил. Это должны сделать сотрудники ГИБДД. Исключение — когда нарушение попало на камеру видеофиксации. Случаи опасного вождения сфотографировать невозможно, поэтому ГИБДД доказывает их в обычном порядке.

Протокол. Инспектор останавливает нарушителя и составляет протокол, чтобы зафиксировать нарушение. Копия остается на руках у водителя.

Постановление. Позднее ГИБДД вместе с водителем или в его отсутствие проводит разбор. По итогам автоинспекция отправляет водителю постановление об административном нарушении. Оно приходит по почте, но не всегда — лучше проверять свои штрафы.

Как оспорить. Если водитель не согласен с постановлением, он может подать жалобу на имя начальника подразделения ГИБДД, которое выписало штраф. Заявление можно отправить через сайт автоинспекции, на странице приема обращений. На это есть 10 дней с даты постановления. Другой вариант — подать жалобу в суд.

Ответственность за опасное вождение могут назначить до конца года

В начале 2021 года законопроект, накладывающий за нарушение нормы 2.7 Правил штраф в размере 5000 рублей уже был принят Госдумой в первом чтении. Ожидается, что второе чтение, которое состоится в конце ноября, закрепит эту санкцию в Кодексе об административных нарушениях в новой статье 12.38, однако и эта мера может оказаться не единственной.

«Опасное вождение» — это неоднократные действия водителя, связанные с нарушением правил дорожного движения, которые приводят к опасности для движения и влекут за собой угрозу гибели или ранения людей. Прежде всего это касается невыполнения требования уступить дорогу, перестроения при интенсивном движении, несоблюдения безопасной дистанции до движущегося впереди автомобиля, несоблюдения бокового интервала, резкого торможения и препятствования обгону. Как же будет оцениваться и караться «опасное вождение» после внесения в КоАП статьи 12.38?

Этот вопрос уже давно обсуждается в экспертной среде. Прошлой весной широкое обсуждение «опасного вождения» прошло в формате Открытого правительства, где в ходе публичных слушаний был сформирован ряд дополнений в ПДД, который реализовался 7 июня 2016 года в виде дополнения пункта 2.7 ПДД запретом на опасное вождение.

Фото: ГИБДД

«Сейчас можно достаточно твердо утверждать, что общество понимает, что происходит на дорогах и как дорожное движение может быть опасно для жизни, — говорит президент экспертного Наталья Агре, ссылаясь на результаты опросов, которые проводились на сайте ГИБДД. — За последние годы проделана большая социальная работа по разъяснению всех аспектов агрессивного вождения и это дает свои результаты. Общество против агрессивного вождения. В целом около 70% водителей высказались на сайте в поддержку введения определения опасного вождения в ПДД, и мы считаем, что ответственность, которая будет в ближайшем времени зафиксирована в КоАП, должна быть достаточной для того, чтобы у водителей с девиантным поведением не возникало даже желания выезжать на дорогу».

Однако вопрос наказания за опасное вождение до сих пор вызывает споры. Некоторые общественники полагают, что административного наказания для лихачей недостаточно. Такого мнения, например, придерживается редактор журнала «За рулем» Сергей Смирнов, который считает одобренный в первом чтении штраф за опасное вождение в размере 5 тыс. рублей «реформой ради реформы»: «Опасное вождение в тех формулировках, которые даны в Правилах, это вождение когда есть угроза жизни или здоровью. Штраф пять тысяч рублей за такое нарушение — это реформа ради реформы. Наказание за серьезное нарушение должно тоже быть серьезным. Как минимум лишение прав. А может, и уголовная ответственность. Те нарушители, которые идут на такое нарушение, — спокойно заплатят штраф. Это их не остановит. И то только в том случае, если их поймают».

Отсутствие неотвратимости наказания или назначенное легкое наказание за «опасное вождение» ситуацию на дорогах не изменят, считает Сергей Смирнов. А вот председатель Общественного совета Министерства транспорта РФ, директор Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин на заседании по «опасному вождению» заявил, что идти по примеру Великобритании, где факт опасного вождения карается уголовной ответственностью вплоть до двух лет тюремного заключения, в России преждевременно: в Соединенном Королевстве эта практика оттачивалась годами. «Мы к такому пока точно не готовы», — резюмирует влиятельный эксперт.

В числе противников уголовной ответственности выступает и первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов, который считает, что нужно как следует определиться по административной ответственности. «Она может быть очень серьезной и жесткой, но все же это административная ответственность», — говорит госслужащий.

Вариант «серьезной и жесткой» ответственности предложил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы Максим Ликсутов. «Анализ транспортных происшествий показывает, что 80% случаев опасного вождения заканчиваются смертельным случаем. Поэтому мы считаем, что социальный аспект здесь крайне высокий, и те риски, которые создают эти нарушители, крайне высоки. Предлагаем наделить сотрудников ГИБДД правом на месте отнимать права на управление транспортным средством на срок не менее 6 месяцев. И второе. Необходимо увеличить штрафные санкции для водителя. И привязать размер штрафа к стоимости автомобиля. Определить эту стоимость достаточно просто: это либо через КАСКО, либо через те справочники, которыми пользуются таможенные органы».

Фото: ГИБДД/Shutterstock

Кроме проблемы наказания за опасное вождение Госдуме предстоит утвердить и доказательную базу, которая будет считаться легитимной при судебных разбирательствах. Министр связи РФ Николай Никифоров считает, что предлагаемое сегодня решение в виде видеофиксации не является надежным и не может полностью доказывать факт нарушения.

«С одной стороны, у нас на руках у жителей Российской Федерации около 60-70-ти видов различных смартфонов, которые представляют собой сложные вычислительные устройства и могут в высоком качестве снимать видео, обеспечивая геопозицию и гарантию того, что этот материал не был изменен. С другой стороны, есть большое количество разнообразных видеорегистраторов, установленных непосредственно в автомобилях, которые не обладают таким набором функций. Какие бы материалы не предоставлялись в судах, сотрудникам непосредственного управления ГИБДД в регионах придется отстаивать легитимность и юридическую доказательность той цифровой базы, которая была представлена в качестве по административному и тем более уголовному делам. Считаю, что на начальном этапе мы точно готовы использовать материалы там, где мы можем точно идентифицировать автора этого отправления, там, где мы можем однозначно идентифицировать место, где происходило данное нарушение — опасное вождение или конкретное нарушение правил дорожного движения, и можем гарантировать неизменность этих материалов. Сегодня мы полностью готовы это сделать на основе смартфонов. Но ответ на вопрос, сможем ли мы использовать все данные видеорегистраторов, уже для того, чтобы легитимно привлекать к ответственности, ответ, скорее, нет».

В качестве решения этой проблемы Никифоров предлагает разработать устройства с включением дополнительных функций, необходимых для регистрации правонарушений, однако Шувалов видит в этом возможность для монополизации рынка подобных устройств и советует упростить подход к этому вопросу. Кроме того, для упрощения понимания водителями самой формулировки «Опасного вождения» и вариантов влияния на нарушителей, Шувалов на Общественном обсуждении инициировал создание интернет-ресурса с видеозаписями примеров опасного вождения и приемом комментариев от граждан — опасноевождение.рф, и обратил внимание на опыт «народных инспекторов» Татарстана — пользователей системы «Народный инспектор», которая в 2021 году помогла властям региона наложить около 37000 штрафов на сумму 48,9 млн. рублей.

Запуск приложения «Народный инспектор» на территории Российской Федерации 5 октября обсудили на заседании Правительства. Большинство экспертов поддержали эту идею с оговоркой, что для корректной работы этой системы, нужно обеспечить соответствующую инфраструктуру. «Со стороны правительства планируется потратить за 3 года более 2,5 млрд рублей на создание этой инфраструктуры. Но с учетом того, что «народный инспектор» будет, в том числе, помогать собирать штрафы, это частично компенсирует затраты правительства», — считает министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Планируется, что приложение заработает в полную силу через год, после соответствующей обкатки, которая сейчас проходит в Москве и Казани.

Фото: ГИБДД

В ГИБДД считают, что благодаря гражданам, фиксирующим случаи опасного вождения, число автохамов на дороге сегодня снизилось, однако работу по формированию действенного закона нужно продолжать и на втором чтении законопроекта окончательно определить терминологию, штрафы и ответственность водителей, применяющих «опасное вождение».

«Мы с коллегами будем работать над этим и добиваться в дальнейшем того, чтобы инспектор ДПС мог применять новые положения КоАП правильно и без лишних конфликтов с участниками дорожного движения, — говорит начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-майор полиции Михаил Черников. — Но административное воздействие — лишь одна из составных частей профилактики. Самое главное, на мой взгляд, — убеждать участников дорожного движения, что они не одни на дороге и от их поведения зависит как собственная жизнь, так и жизни людей, которые их окружают».

Напомним, что с текстом законопроекта «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за опасное вождение» и материалами к нему сейчас можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы РФ.

Материал подготовлен в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».

Запомнить

  1. Опасное вождение по закону — когда водитель больше двух раз подряд нарушает правила маневрирования и перестроения, при этом создает угрозу ДТП.
  2. Штрафа за опасное вождение нет, но есть — за неправильное перестроение и маневрирование, от 500 до 1500 рублей.
  3. Эти штрафы можно оплатить со скидкой 50% в первые 20 дней.
  4. Такие нарушения не фиксируют камеры. Инспектор должен остановить нарушителя, составить протокол, позднее ГИБДД пришлет постановление.
  5. Если не согласны с нарушением, его можно обжаловать — в ГИБДД или через суд.

Все статьи автора: Илья Новиков

Как избежать оплаты штрафа

Есть несколько вариантов, согласно которым можно попытаться избежать наказания в случае привлечения к ответственности за агрессивное или опасное вождение.

По закону наказание не применяется, если:

  • нарушение совершил человек с ограниченными возможностями. Сюда относят водителей с первой или второй группой инвалидности;
  • нарушителем выступает женщина в положении, то есть беременная, а также женщина, у которой есть несовершеннолетний ребёнок;
  • в качестве нарушителя выступает гражданин, которого призвали на сборы, либо являющийся военнослужащим;
  • у правонарушителя есть специальное звание. Сюда относят сотрудников органов внутренних дел, а также представителей уголовно-исполнительной системы;
  • нарушителю не исполнилось 18 лет, то есть фактически он является несовершеннолетним.

Если граждане, относящиеся к этой категории, совершили правонарушение, предусматривающее ответственность по статье об опасном вождении в более жёсткой форме, чем штраф, они могут добиться уменьшения меры наказания. К примеру, арест можно заменить оплатой штрафа. Но тогда сумма штрафа превысит стандартную регламентированную законом сумму в размере 5 тысяч рублей.

Теперь что касается обычных автомобилистов, не имеющих каких-либо привилегий. Им следует понимать, что штраф за ОВ будет выписываться не самим инспектором, который вас остановил, а начальником ГИБДД на основании подготовленного рапорта.

В такой ситуации единственной возможностью доказать невиновность является попытка убедить инспектора в том, что все свои действия водитель совершал с единой целью. А именно ради предотвращения возможного ДТП.

Если водитель глубоко убеждён в своей правоте и готов отстаивать свою позицию до конца, есть смысл обратиться к юристам. Они помогут собрать доказательства, а также оспорить вынесенное решение о наказании.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: