На автотранспортные происшествия приходится значительная доля смертности в стране. Причины аварий могут быть разными, однако большинство из них происходит из-за неисправностей автомобиля. Для снижения аварийности, безопасности на дорогах автотранспортные компании обязали проводить регулярные техосмотры.
Рассмотрим порядок проведения предрейсового контроля технического состояния ТС. Выясним, кто в организации несет ответственность за осмотры и выписывает заключение о техническом состоянии транспортных средств. Также разберем порядок заполнения отчетной документации и виды технического контроля автотранспорта.
Проверка техсостояния ТС – особенности
Проверка технического состояния транспортных средств проводится во всех компаниях, на балансе которых значатся машины. О наличии обязательной процедуры должно позаботиться руководство предприятия.
Проверка занимает порядка пятнадцати-двадцати минут. Она проходит не на станциях технического обслуживания, а на месте – то есть в гараже или на стоянке фирмы. Существует два вида контроля. Рассмотрим каждый из них детальнее.
Предрейсовый
Это экспертиза технического состояния ТС перед отправкой машины в рейс. Манипуляции проводятся до того, как техника покинет базу. По окончании диагностирования ответственное лицо убеждается, что автотранспортное средство полностью исправно и готово отправиться в дорогу.
Послерейсовый
Еще одна форма ежедневного мониторинга. Проверяются технологические показа-тели, износ при эксплуатации (при длительных поездках). По итогам этого вида контроля техник отправляет машину на стоянку или же назначает более тщательную диагностику.
Ежедневное ТО автомобиля
Это профилактическая мера, позволяющая вовремя выявить неполадки и не допустить серьезных поломок.
Ежедневное ТО автомобиля.
При проведении мониторинга ответственный за техническое состояние транспортного средства сотрудник обязан обратить внимание на следующие моменты:
- состояние тормозной системы;
- износ осей, колес и шин;
- целостность кузовной части, фар, дворников, стекол;
- состояние насосов и генераторов, аккумулятора, гидрочастей;
- уровень масла и топлива, отсутствие утечек жидкостей;
- состояние фильтров.
Также надо следить за чистотой автомобиля, продувать составные детали в случае запыления.
Какие транспортные средства должны проходить контроль?
Пункт 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» говорит о том, что технический контроль должны проходить транспортные средства, принадлежащие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые перевозят пассажиров или грузы.
При этом речь необязательно идет о коммерческих перевозках. Если автомобиль перевозит груз для собственных нужд организации либо перевозит хотя бы одного человека кроме водителя, то он должен пройти предрейсовый или предсменный контроль.
Требование распространяется на все типы транспортных средств:
- легковые автомобили (только при коммерческих перевозках),
- грузовики (при коммерческих перевозках и перевозках для собственных нужд),
- автобусы (при коммерческих перевозках и перевозках для собственных нужд).
Кто проводит контроль
Процедуру имеет право проводить штатный автомеханик или нанятый по договору специалист. Первый вариант подразумевает под собой отдельную должность на предприятии. Директор может отправить на спецподготовку действующего механика. В этом случае важно позаботиться о наличии оборудования, необходимого для контрольных осмотров.
Во втором варианте компания заключает договор с поставщиком услуг. Мастер приходит в гараж по мере надобности.
Требования к автомобилю, выезжающему в рейс
Эксплуатировать можно только исправное, прошедшее ремонт автотранспортное средство.
Перед отправкой в путь следует обратить внимание на:
- отлаженную работу тормозов, коробки передач, рулевого реле;
- четко работающий аккумулятор;
- допустимое давление в шинах;
- исправность системы сцепления, отсутствие посторонних шумов при работе автомобиля;
- сигналы клаксонов, работу фар;
- наличие в кузове укомплектованной аптечки, инструментов, огнетушителя, домкрата;
- отсутствие подтеканий масел, топлива.
По своему усмотрению консультант мониторит другие характеристики.
Требования к контролеру
Контролировать техническое состояние и оборудование транспортных средств может человек с соответствующим образованием. Требуемый уровень – минимум среднее специальное. Механик по регламенту должен иметь сертификат соответствия. Аттестат после прохождения подготовки выдают в транспортной инспекции.
Если сотрудник ГИБДД настаивает на техосмотре
Любой контроль технического состояния автомобиля может осуществляться только на стационарных постах. Остановка без достаточных оснований (отсутствие номеров, очевидные поломки) запрещена. Тем не менее автолюбители могут столкнуться с ситуацией, когда сотрудник автоинспекции начинает проверять агрегаты после остановки авто. Выявив неисправность, инспектор настаивает на оформлении штрафа, обосновывая свои действия «Перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» (п.2.3.1 ПДД). Документ гласит, что водитель обязан проверить авто перед выездом и обеспечить безопасную эксплуатацию на дороге. Однако в этом же перечне отмечено, что возникновение неисправностей в дороге не предусматривает наказания, если автовладелец их устраняет или направляется к месту ремонта. Если инспектор все же составляет протокол, то весомым аргументом на суде будет квитанция из СТО. При подписании протокола водитель вправе указать, что с обвинением не согласен, так как следует на станцию техобслуживания (прописать ее адрес). Требование автоинспектора проследовать на станцию для техосмотра может носить рекомендательный характер, право водителя — отказаться, если у него имеется действующая диагностическая карта техосмотра.
Образец порядка проведения контроля
Порядок проведения осмотров технического состояния АТС закреплен в инструкциях по БДД, рекомендации также реально получить в министерстве транспорта.
План контроля включает в себя перечень манипуляций, основные из них выглядят так:
- исследование внешнего вида техники;
- проверка кузова, кабины водителя, сигналов, света, тормозов, аккумулятора;
- контроль основных систем: пневматических подвесок, рулевой, сцепления, движка;
- проверка параметров мостов, целостности шлангов, поворотников;
- анализ колес, шин, бамперов.
Напомним, что при составлении акта проверки присутствует шофер.
Отметим, что операционный контроль может осуществляться по ряду направ-лений. Каким путем пойти – решает ответственное лицо. Объем манипуляций напрямую зависит от состояния машины и ее типа. Рассмотрим возможные варианты детальнее.
Виды и объемы проверки технического состояния ТС
Техконтроль подразделяется на визуальный и мануальный. Второй вариант техник применяет в том случае, если конкретная деталь или система вызывают подозрения. Карту диагностики некоторые схемам – то есть минуя официальное заключение эксперта. Такие «хитрости» грозят компании штрафами от ГИБДД, а также увеличивают риски ДТП. Вернемся к «белым» схемам.
Методы проверки
Осуществление техконтроля (предсменного и послерейсового) делится на полный осмотр и мониторинг конкретной системы. Полный осмотр, требуемый приказами Минтранса, призван обеспечивать дорожную безопасность, контролировать все составляющие ТС. Частичный осмотр применяют при поломке или неполадках одной из систем. Рассмотрим, какие бывают нюансы в каждой системе машины.
Тормозных систем
Проверка тормозной системы.
Тормоза – одна из основных частей ТС, отвечающая за безопасность шофера и окружающих.
При их осмотре могут выявить следующие неполадки:
- заниженная эффективность системы;
- заклинивание, перебои;
- утечка жидкости;
- сбои световых сигналов торможения.
При обнаружении вышеперечисленного автомобиль отправляют на детальное обследование.
Системы рулевого управления
Сбои здесь могут быть такими:
- заедание управления;
- нарушение регулировки деталей.
Машина также отправляется на станцию ремонта.
Внешних световых приборов
При осмотре фар техник может выявить:
- замыкание контактов;
- сбои в работе задних/передних фонарей.
ТС не допускают в путь до исправления ситуации.
Колес и пневматических шин
Проверяются крепление и внешнее состояние «обувки» АТС. При необходимости авто ставят на домкрат, подтягивают гайки. Недопустимы повреждения резины, «шишки», разные рисунки протекторов, изношенные шины.
Двигателя и его систем
Движок – «сердце» автомобиля. Проверяется его работа на полных, малых оборотах, а также на холостом ходу. Повышенная концентрация дыма, его попадание в водительскую кабину, перебои со сцеплением – повод отправить технику на станцию.
Других элементов конструкции
Детальному осмотру подлежит крепление тягача с полуприцепом, стабильное крепление зеркал, навесов и госномеров.
Также механик исключает глубокие вмятины, повреждения платформы, трещины фар. Если осмотр выявил вышеперечисленное, пришедшие в негодность детали меняют, крепления регулируют.
Средства проверки
Для полноценного техобслуживания в гараже организации должны быть:
- несколько видов домкратов (для каждого типа техники);
- манометр для проверки колес и давления в шинах;
- молоточек с длинной рукоятью;
- наборы инструментов (ключи, гайки).
В больших компаниях целесообразно поставить оборудование для проведения компьютерной диагностики.
График
Периодичность осмотров зафиксирована в Положении по БДД, там же расписан план проведения проверок.
Техник осматривает машины перед каждым выездом на линию. В против-ном случае все участники (водитель, компания, контролер) получают взыскания.
Документирование результатов
Документирование результатов.
Результаты мониторинга фиксируют в журнале учета. Образец документа можно найти в свободном доступе.
Пример необходимых граф таков:
- марка и модель (грузовой, легковой) автомобиля;
- государственный номер машины;
- краткая информация о шофере;
- данные проверяющего;
- время/дата фиксации техсостояния;
- данные с одометра, пробег;
- пометка о прохождении техосмотра;
- подписи проверяющего и шофера.
Также итоги осмотра вносят в «путевик».
Какое бывает техническое состояние автомобиля
Описание: Оно бывает: Исправное состояние автомобиля это состояние при котором он соответствует всем требованиям технических условий и конструкторской документации. Так же неисправное состояние можно разделить на: Работоспособное состояние автомобиля это такое состояние при котором он способен выполнять определенную работу с параметрами указанными в его технической характеристике. Предельное состояние автомобиля агрегата или детали это такое состояние при котором их эксплуатировать дальше недопустимо.
Дата добавления: 2015-01-08
Размер файла: 126.23 KB
Работу скачали: 123 чел.
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
Техническое состояние автомобиля — состояние, характеризуемое совокупностью его эксплуатационных свойств, изменяющихся в процессе эксплуатации, измеренных и оцененных количественно.
- Исправное состояние автомобиля — это состояние, при котором он соответствует всем требованиям технических условий и конструкторской документации.
- Неисправный автомобиль это такой автомобиль, в котором имеются механизмы, приборы и агрегаты неисправные или не соответствующие требованиям технических условий и конструкторской документации.
Так же неисправное состояние можно разделить на:
- Работоспособное состояние автомобиля это такое состояние, при котором он способен выполнять определенную работу с параметрами, указанными в его технической характеристике.
- Неработоспособный автомобиль это такой автомобиль, который эксплуатировать по назначению невозможно из-за поломки деталей или неисправностей его приборов или агрегатов.
- Предельное состояние автомобиля, агрегата или детали это такое состояние, при котором их эксплуатировать дальше недопустимо.
Техническая эксплуатация — отрасль знания, которая изучает пути и методы поддержания техники в исправном состоянии при рациональных затратах.
График определяющий время прохождения Технического обслуживания в зависимости от пробега:
Техническая эксплуатация, как область прикладной деятельности — это комплекс инженерных, организационных и экономических мероприятий по содержанию техники в исправном, работоспособном состоянии.
Факторы влияющие на скорость технического состояния автомобиля:
1. Внешние (к ним относится нарушение ПДД, эксплуатации автомобиля, аварии);
2. Внутренние; они делятся на:
- конструктивные ( ошибки при конструировании);
- технологические ( не верная технология изготовления детали или не верная технология сборки);
- пороки материала;
Так же факторы бывают: случайными и постоянно действующими;
Усовершенствование автомобильных дорог и постепенное приспособление человеческого организма к движению с все большими скоростями позволяют достигнуть огромных скоростей. Развитие конструкции автомобилей, казалось бы, подтверждает это мнение. На протяжении двадцатого века максимальная скорость легкового автомобиля возросла с 30-40 до 120 –200 км-ч; гоночного со 100 до 300 км-ч, а на рекордных автомобилях достигнуты скорости, превышающие 1000 км-ч. Наибольшая скорость отечественных автомобилей возросла вдвое с 40-50 до 85-100 км-ч, скорость междугородних автобусов неуклонно приближается к скорости легкового автомобиля.
Увеличилась втрое и скорость, разрешаемая в городах с учетом требований безопасности. Рост скоростей со всей остротой постоянно ставил перед автомобилистами одну проблему за другой – необходимость эффективного торможения автомобиля, стабилизации колес, управляемости, послеаварийной и экологической безопасности, каждый раз требовался радикальный пересмотр конструкции автомобиля, иные методы управления им и параллельно существенное изменение условий движения, качества дорог и управления дорожными движениями, введение новых правил, организация технического обслуживания.
Автомобиль достиг такого уровня совершенства, когда он редко отказывает в исполнении команд водителя. Человек, хоть и развился физически и духовно, сохранил почти на прежнем уровне быстроту реакции. Пока человек молод, его реакция быстрее, но он подвержен азарту соревнования, увлечен скоростью. Когда он в летах его реакция замедляется. Но в любом возрасте он испытывает влияние: условий освещения, климата, пережитых незадолго до управления автомобилем радостей или огорчений, поглощенных пищи и лекарств, не говоря уже об алкоголе; важно отметить, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителей.
Безопасность дорожного движения стала проблемой номер один в России. Автомобили создавались на пользу и радость людям, но их развитие было таким стремительным и пошло по такому направлению, что вошло в резкое противоречие с развитием городов и дорог, с психофизиологическими возможностями людей, с необходимыми топливными и иными ресурсами. Безопасность движения зависит от множества факторов. Водитель может повлиять лишь на ходовые качества автомобиля – что, однако, весьма существенно, тогда как на его движение прямо или косвенно оказывают влияние все остальные факторы.
Техническая эксплуатация автомобилей определяет следующие факторы транспортного процесса:
1. Материальные затраты на поддержание а/м в работоспособном состоянии. Всего в России в год расходуется около 1 млрд $ на поддержание автомобилей в работоспособном состоянии, в США — около 25 млрд $, в мире — около 80 млрд $. По данным Американской автомобильной ассоциации (ААА) среднегодовые затраты в целом на эксплуатацию автомобиля в США составляют 1700 $.
2. Трудовые затраты. Структура трудовых затрат за всю жизнь автомобиля определяется соотношением: изготовление — 2%, ТЭА — 91%, капитальный ремонт (КР) — 7%. Трудоемкость изготовления автомобиля в России составляет около 150 нормо-часов, в то время, как в силу старения автопарков, трудоемкость ТО, текущего ремонта (ТР) и капитального ремонта (КР) превышает 1000 нормо-часов. В настоящее время в России в области ТЭА занято более 1,5 млн человек.
3. Вредное влияние на человека и среду. Экологичность автомобиля определяется количеством и составом отработавших газов (ОГ) (самые вредные — СО, СnНm, NОх и бензапирен, а также свинец для этилированных бензинов), шумами, вибрациями, отработавшими техническими жидкостями.
4. Безопасность дорожного движения. Ежегодно по вине автомобильного транспорта в России гибнет около 27-30 тыс. человек, в США — около 50 тыс. В среднем на каждые 200 тыс. км движения водитель попадает в ДТП с тяжелыми последствиями.
Технически неисправные автомобили являются причиной около 10% ДТП, в том числе по неисправностям:
— тормозных систем — 41,5%;
— рулевого управления — 16,4%;
— приборов освещения — 7,9%;
— ходовой части — 6,6% ;
— зеркал и очистителей — 7,8%,
5. Потребление топливно-энергетических ресурсов. Основной источник их для АТ — нефть, где расходуется около 70% топлив нефтяного происхождения от общих расходов на транспортном комплексе. Неграмотная техническая эксплуатация автомобилей вызывает по прогнозам полуторный перерасход топливно-энергетических ресурсов.
Выводы
Мониторинг техсостояния АТС – обязательное требование к перевозчику. За проверку отвечает механик, прошедший аттестацию. Контроль осуществляется на территории организации, его данные заносят в книги учета. Проводить осмотры нужно перед каждым выпуском машины в дорогу.
Механик вправе осуществлять полный или частичный контроль, мануаль-ный или же ограничиться визуальным. Однако нужно помнить, что если водитель нарушит ПДД или попадет в ДТП, ответственность за произошед-шее будет нести не только шофер, но и техник.
Метка об успешном осмотре ставится также в «путевик». Документы следует хранить в архивах минимум пять лет. За нарушение регламента осмотров проверяющие органы вправе применить штрафные санкции. Фирме придется заплатить в государственную казну до тридцати тысяч рублей.
Детальная информация видна на видео:
Правовая база, регулирующая вопрос
Согласно Приложению к Приказу МВД № 297 «Об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД Российской федерации» от 20.04.2010 г. проверка техсостояния автомобилей, своевременно прошедших ТО, не допускается. При этом ряд статей Кодекса об административных правонарушениях предусматривает наказание за технические неисправности авто (тормозов, рулевого управления, фар и т.д.). Таким образом, штрафы за неисправности предусмотрены, но осмотр технического состояния запрещен. Ситуацию прояснило Приложение № 1 к Приказу МВД РФ № 1240 (утратил силу в 2014 году, но действует в части не противоречащей КоАП РФ). Согласно данному документу:
- Проводить контроль технического состояния разрешается только на стационарных, контрольных постах, контрольно-пропускных пунктах;
- Останавливать и осматривать маршрутные автобусы разрешается на территории автовокзалов, конечных станциях и пассажирских остановках;
- Останавливать автомобиль для проверки техсостояния можно, если нет регистрационных знаков либо они не читаемы.
Также основанием для остановки является наличие неисправностей, при которых использование авто угрожает участникам дорожного движения и автовладельцу. При этом заметить поломку тормозов, рулевого колеса, фар, стеклоочистителя (в снег или дождь) сотрудник может и во время движения машины. Как следствие — остановка будет правомерной, как и выписанный штраф или более серьезные последствия. Однако зачастую водителей останавливают и выявляют неисправность уже на месте. Такая процедура нарушает порядок, поэтому любые санкции можно оспаривать.