Буксировка автомобиля на гибкой сцепке
Буксировка автомобиля на гибкой сцепке является самым распространенным способом буксировки легковых машин.
Гибкая сцепка, которая обычно представляет собой матерчатый трос, присутствует в багажнике почти любого автовладельца. И дело здесь не в том, что водители заботятся о проблемах возможной буксировки. Обычно трос вместе с огнетушителем, знаком аварийной остановки и аптечкой входит в комплект автомобилиста, поэтому он волей-неволей попадает практически в любой багажник.
Пример буксировки на гибкой сцепке приведен на следующей картинке:
На практике кроме троса для буксировки потребуются и специальные буксировочные крепления. На некоторых автомобилях крепления представляются собой проушины, которые торчат из-под бамперов. На других следует использовать специальную петлю, которая вкручивается в крепление под заглушкой в бампере.
Именно на гибкой сцепке чаще всего буксируют автомобили категории B.
Некоторые советы по буксировке от специалистов
Опытные автовладельцы рекомендуют не включать аварийку, игнорируя ПДД. Дело в том, что в таком случае ухудшается подача сигналов поворотников. Также из-за постоянно мигающих указателях, трудно определить куда будет двигаться автомобиль. Лучше всего для этого подойдут противотуманные фары. Важно не забывать, что на гибкой сцепке нельзя эвакуировать в гололедицу. Можно придерживаться постоянной связи с другим водителем. Отлично подойдет телефон. Благодаря такому подходу можно конкретно договариваться о будущих действиях.
Перед тем, как начинать движение, нужно дать тросу натяжку. Это можно сделать постепенным троганием первого автомобиля до того момента, пока второй не начнет его тормозить. Тогда стропа натянется. Далее можно ехать. Начинать движение лучше всего плавно. Переключение передач должно быть немного позже, чем обычно. И обороты при этом должны быть больше, а переключения резче. Переключать нужно быстрее, так как скорость автомобиля гасится из-за дополнительных нагрузок. Автомобиль требует больших оборотов, так как он попросту заглохнет при очередном переключении.
Важно постоянно заглядывать в зеркала. Нужно учитывать и скорость, и дистанцию буксируемого автомобиля. Возможно провисание троса, поэтому двигаться нужно плавно. Важно продумать радиус поворота. Он должен быть максимально меньшим, дабы не крутить руль на втором автомобиле. Так как на заглушенном моторе гидроусилитель не работает, тогда и ворочать руль придется тяжелее. А, из-за этого, второй водитель может не успеть выкрутить рулевое колесо в нужное положение.
Согласно ПДД, буксировать нужно со скоростью не более 50 км в час. Выполнять торможение также следует плавно. Важно постоянно помнить о том, что буксируемые автомобиль не может очень быстро затормозить, да и масса общая будет большая, поэтому увеличится тормозной путь, если светофор мигает зеленым, лучше заранее снизить скорость. Важно знать, что нельзя останавливаться на подъемах.
Какая должна быть
Что необходимо для успешной и санкционированной транспортировки машины путём буксирования:
- Исправность тормозной и рулевой систем.
- Целостность покрытия кузова – не должно быть разрывов, загнутых наружу остроконечных кусков (если машина побывала в ДТП).
- Исправность дверных петель, ручек, стекол.
- Карабины и иные элементы присоединительного устройства должны быть исправны.
- Для гибкого сцепления необходим трос определенной длины.
- Для жесткого крепления – специальное приспособление из прочного и качественного металла.
В случае провоза легкового автомобиля подходит гибкий вариант сцепки. Но для транспортировки грузовика или пассажирского автотранспорта, необходима жесткая сцепка.
При последнем типе буксировки траектория продвижения второго автотранспорта не будет отклоняться. Тем самым, во время проезда не будет создаваться лишние помехи для иных участников.
Длина троса
Трос не должен быть короче 4 метров и длиннее 5 метров. Следует учесть, что чем длиннее будет оборудование гибкого сцепления, тем больше риска отклонения траектории при движении.
Если трос будет короче указанной нормы, тогда возникает большой риск столкновения ведомого автотранспорта с тянущим его за собой автомобилем.
Цвет троса не имеет значения. Скопление стальных волокон пропитывается световозвращающими составами.
В случае применения красно-белого троса с эффектом «катафота», разрешается не прицеплять полосатые таблички. Такие тросы сами сигнализируют и служат в качестве средства подачи предупреждающих сигналов.
Чаще всего можно встретить продукцию из нитей следующих оттенков, их комбинаций:
- красный;
- оранжевый;
- синий;
- синий с белым;
- белый с красным;
- оранжевый с белым;
- иные вариации.
Скоростной играет роль также и при наличии той или иной длины троса. Даже медленная езда ведущим водителем, не позволит идеально ровно ехать ведомому автомобилисту.
Вот зачем требуется, чтобы за рулем второй (транспортируемой) машины находился человек, готовый всегда своевременно скорректировать вектор движения.
Скорость движения
Основной постулат Правил касательно скоростного режима действует практически для всех видов автотранспорта и во всех случаях буксирования. Применяется одно правило на всех.
Разрешенный режим используемых скоростей во время буксирования другой машины:
в черте населенного пункта | не больше 50 км/ч |
за чертой города, поселка, по автомагистрали | не выше 40 км/ч |
в случае самостоятельного перемещения сцепленного авто | не более 80 км/ч |
с прикрепленным прицепом | не более 70 км/ч |
Если автомобиль имеет коробку передач автоматическую, подлежит принудительному отвозу с места нахождения на проезжей части, то его необходимо везти исключительно со скоростью 30 км/ч – не больше.
Единственно, в случае количества передач более 3-х ступеней, разрешено провозить ТС со скоростью увеличенной, но не больше 50км/ч.
Особенности жесткой сцепки
Этот способ буксировки осуществляется с применением твердой конструкции, один конец которой присоединяют к ведущей машине, другой – к ведомой. Она позволяет удерживаться обоим транспортным средствам во время движения на единой линии, что обеспечивает надежность и безопасность.
Поэтому жесткая сцепка автомобиля особенно пригодится для перемещения тяжелой, неповоротливой техники. Она не даст машинам столкнуться друг с другом.
Изобретения
Компания Mercedes-Benz изобрела электронный «ошейник» для трейлеров. Новая система называется «Вспомогательная стабилизация трейлера» (TSA). Она полностью интегрирована в существующую электронную систему курсовой стабилизации машины. TSA быстро обнаруживает начинающийся занос или поперечную раскачку прицепа и эффективно подавляет эти движения, попеременно подтормаживая правое и левое передние колёса автомобиля.
Далеко не все водители знакомы с правилами буксировки транспортных средств: в автошколах этому разделу уделяется достаточно мало времени, а на практике не многие испытывали себя в качестве водителя буксирующего или буксируемого автотранспорта.
В реальной дорожной ситуации отсутствие теоретических и практических знаний вызывает определенные трудности.
Правила буксировки на жёсткой сцепке
Буксировка автомобиля на жесткой сцепке
Прежде всего, ПДД запрещают буксировку в любом случае, если неисправно рулевое управление у буксируемого автомобиля – транспортировать его можно только методом частичной или полной погрузки. Иногда пишут, что при сцепке с тремя точками крепления необязательно нахождение водителя за рулём буксируемого авто – это ошибочное представление, противоречащее требованиям ПДД.
Водительский стаж водителя буксирующего авто должен быть не менее 2 лет. Размеры жёсткой сцепки должны быть такими, чтобы расстояние между машинами было не более 4 метров. Масса буксируемого авто с нерабочей тормозной системой не должна превышать половину массы «буксира».
Правила буксировки транспортных средств
Неисправность может случиться с каждым, даже с самым «навороченным» автомобилем. И если вы, как водитель, не обладаете достаточным опытом по ремонту авто в «полевых» условиях, либо эта поломка неустранима на дороге, выход всегда есть – это буксировка автомобиля.
При кажущейся простоте процесса, существуют правила буксировки, которые нужно неукоснительно выполнять. Предварительно ознакомившись с ними. По умолчанию, в багажнике каждого! Автомобиля должен находиться буксировочный трос. Не веревка или подобие шпагата, не канат из спортивного зала школы, а именно буксировочный трос. Сегодня это не есть проблема.
ПДД прямо запрещают буксировку в некоторых случаях:
- В случае, когда фактический вес буксируемого автомобиля без тормозов (или с неисправной тормозной системой) более чем на 50% превышает фактический вес тягача (т.е. буксирующего автомобиля);
- Буксировка на гибкой сцепке во время гололеда. В этом случае производится либо буксировка на жесткой сцепке, либо частичное помещение аварийного автомобиля, на платформу или опорное приспособление;
- В период снегопада или при отсутствии видимости через лобовое стекло;
- правила буксировки автомобиля категорически запрещают буксировку автомобиля с неисправным рулевым управлением любым способом, кроме как частичное или полное помещение на платформу.
- Запрещается буксирование мотоциклов без коляски (бокового прицепа), велосипедов, мопедов;
- Буксирование в качестве тягача, транспортным средством с прицепом
Помимо запрещающих правил буксировки, определены четкие и обязательные требования к средству буксировки – буксировочному тросу или жесткой сцепке, либо обычной, либо в виде т.н. «галстука». Длина жесткой сцепки не должна превышать 4 м., а гибкой сцепки иметь пределы от 4 до 6 м.
Поверьте, эти правила буксировки автомобиля придуманы не для очередного запрета, а исключительно в целях безопасности, как участников буксировки, так и окружающих участников дорожного движения.
При выборе буксировочного троса для своего автомобиля сделайте упор на нейлоновом тросе (некоторые используют для этого парашютные стропы) с кованным карабином (крюком). Карабин желательно должен иметь подпружиненную «собачку» для надежной фиксации.
Буксировка на жесткой сцепке
В отличие от буксировки на гибкой сцепке, при которой буксировочный трос может провисать до земли, буксировка на жесткой сцепке осуществляется с помощью специальных неподвижных приспособлений, обычно выполненных из металла.
При этом сцепные устройства для буксировки могут быть различных конструкций. Простейшие жесткие сцепки имеют по одной точке крепления к каждому автомобилю. Более сложные имеют несколько точек крепления к буксируемому автомобилю (как на рисунке выше) и позволяют буксируемому транспортному средству двигаться по траектории буксирующего при движении по прямой. Правила для разных типов жестких сцепок различны.
На практике буксировка на жесткой сцепке применяется значительно реже буксировки на гибкой. Однако жесткие сцепки имеют несколько преимуществ перед гибкими. Например, они более прочные и позволяют осуществлять буксировку тяжелых грузовых автомобилей.
Рекомендуем: Тонировка стекол автомобиля своими рукам
Буксирующее и буксируемое транспортные средства
Для начала рассмотрим различия понятий «буксирующее ТС» и «буксируемое ТС», которые довольно часто вызывают затруднения у водителей, впервые взявших в руки правила дорожного движения.
Буксирующее ТС – это автомобиль, который выполняет буксировку. Он находится спереди и тянет другой автомобиль с помощью гибкой или жесткой сцепки. На рисунке выше буксирующим транспортным средством является синий автомобиль.
Буксируемое ТС – это автомобиль, который находится сзади, т.е. автомобиль, который тянут на буксире. На картинке буксируемым транспортным средством является белый автомобиль.
Определение понятия
Буксировка машины – это манипуляция перевозки автомобиля при помощи тяговой силы другого автотранспортного средства и присоединительных деталей. Принцип перемещения механических ТС прост – одна машина перевозит другую с одного места на другое.
В процедуре фигурируют следующие понятия:
- Буксирующее авто – то, к которому прицепляется автомашина, требующая принудительной транспортировки.
- Буксируемое авто – то, которое непосредственно перевозится прицепом (едет вторым, прикрепленным к тяговой машине).
- Фаркоп – специальное устройство внизу позади машины, позволяющее использовать её в качестве тягача. За фаркоп цепляются карабины, иные присоединительные элементы.
- «Лапы» (крюки, иное) – применяются впереди машины, для того, чтобы за них цеплять присоединительное устройство, идущее от буксировщика (от фаркопа).
Буксируемое транспортное средство в обязательном порядке должно быть пригодным для того, чтобы вовремя затормозить в пути, либо регулировать повороты.
Если же машина не способна на это, тогда её следует эвакуировать при помощи специальной транспортной техники. В этом случае провоз машины со сломанным рулём или тормозами, не относится к буксировке.
Нужна ли категория
Водитель машины, которая тянет на негибком приспособлении другое ТС, должен быть достаточно опытным. Но один из вопросов, беспокоящих автомобилистов в связи с понятием «жесткая сцепка» – категория прав. Некоторые думают, что они должны быть с буквой E, позволяющей возить прицеп тяжелее 750 кг.
Определение разницы между ним и автомобилем есть в ПДД:
Прицеп» – транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством.
Механическое транспортное средство – транспортное средство, приводимое в движение двигателем. термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
Буксировка автомобилей, регламентируется пунктом 20 ПДД. В нем категории прав не оговариваются. О них речь идет в статье 25 закона «О безопасности дорожного движения». Правовой документ для каждого транспортного средства устанавливает особую категорию, как и для использования вместе с ними прицепов. Здесь уже не говорится о буксировке.
Из ПДД ясно, что прицеп и лишившийся возможности идти своим ходом автомобиль – это разные типы ТС. Закон, существующий для использования первого, не применяется в отношении второго. И чтобы везти на буксире машину, водителю не нужно иметь в правах букву E.
В Постановлении правительства №333 от 24.03.2017 г. есть уточнение, касающееся стажа автомобилиста:
При буксировке управление буксирующими транспортными средствами должно осуществляться водителями, имеющими право на управление транспортными средствами в течение 2 и более лет.
Подготовка к буксировке
Перед началом буксировки выберите её способ, а также разберитесь, кто из участников процесса в какой машине поедет. Касательно способа всё просто — большинство бытовых ситуаций требуют буксировки на гибкой сцепке, то есть посредством обычного троса.
Жёсткая сцепка или частичная погрузка применяются тогда, когда нужно отбуксировать грузовой автомобиль или при неисправности тормозной системы или рулевого управления буксируемой машины.
Важно, что буксировка запрещена Правилами дорожного движения в гололёд.
Если в буксире находится менее опытный водитель, чем в буксируемой машине, то таким водителям имеет смысл при возможности поменяться — так, чтобы более опытный водитель тащил менее опытного, потому что управление буксиром сложнее. Обязательно детально согласуйте маршрут движения.
Также перед стартом договоритесь, что означают условные сигналы друг другу — моргание дальним светом, звуковой сигнал, жесты руками.
Вопреки иногда встречающемуся мнению, водитель буксируемого автомобиля остаётся водителем, а не становится пассажиром едущей «на верёвочке» машины. Поэтому на него распространяются все те же самые ограничения, что и на обычных водителей. Например, иметь при себе водительское удостоверение или не находиться в состоянии алкогольного опьянения. Соответственно, необходимо также иметь документы на автомобиль и документы, подтверждающие право управления им.