Множество аварий и случаев травматизма возникает из-за того, что водители не уступают дорогу в указанных местах. Причем штраф «не уступил дорогу» является небольшим наказанием, скорее профилактическим. Ведь каждый должен уступать пешеходам на пешеходных переходах и автотранспорту при наличии знаков либо преимущества.
Наложение административного взыскания возможно, если:
- не уступить дорогу спецтранспорту;
- другому транспортному средству;
- пешеходу или велосипедисту.
Самая неприятная ситуация для водителя – так называемые «письма счастья», когда фотофиксация зарегистрировала нарушение. Чтобы не ждать письма с административным протоколом, лучше всего установить в своем приложении «мобильного банка» смс-информирование о штрафах. Тогда при согласии с правонарушением можно будет с помощью нескольких нажатий клавиш оплатить штраф с банковской карты. Это позволит избежать начисления пени и быстрее узнать о наличии административного протокола. Будет проще опротестовать его, если он был вынесен несправедливо.
Не уступили дорогу пешеходу/велосипедисту
Штраф, когда не было предоставлено преимущество движения пешеходу либо велосипедисту, выше. Он составляет 1500 р.
Многие законодатели считают, что его нужно значительно увеличивать.
Такое возможно в ближайшее время, так как случаев травмирования с летальным исходом граждан прямо на пешеходном переходе слишком много. Поэтому нужно не столько бояться штрафов, сколько помнить о возможных последствиях неправильного вождения.
Как уступать дорогу и ничего не нарушать?
Очень часто случается, что предоставление привилегии со стороны водителя для спецмашины привело к нарушениям правил ПДД (например, задел другое авто, осуществил обгон или выехал на сплошную линию разметки).
При виде спецтранспорта необходимо вести себя следующим образом:
- остановиться и пропустить спецмашину;
- если авто стоит, не начинать движение до того, пока машина со спецзнаками не проедет;
- если возникает необходимость перестроиться на другую полосу, чтобы освободить путь, то действие должно осуществляться в соответствии с правилами ПДД.
Иногда можно попасться в ловушку сотрудников ГИБДД, которые любят ловить правонарушителей на перекрестках или провоцировать обгон. Не всегда можно во время сообразить, когда находишься в большом движении машин. Большинство аварий происходят как раз по незнанию со стороны водителя, который освободил полосу движения и создал помехи другим участникам. При этом спецмашины не будут привлечены к ответственности, поскольку спешное или неосторожное предоставление преимущества – исключительно вина водителя.
Если нарушение, допущенное в ходе предоставления преимущества специальному автотранспорту, зафиксировано средствами видеофиксации – нужно направить жалобу в центр видеофиксации ГУВД, в которой обосновать причины нарушения.
Увы, даже суды редко становятся на сторону водителей, допустивших нарушение ПДД ради пропуска скорой помощи. Практика в этой части весьма печальна.
Не уступили дорогу спецтранспорту
Если транспортное средство движется с включенными проблесковыми маячками и специальными надписями, ему необходимо уступить дорогу. Включенная сирена, маячки и т.д. — вот что означает требование уступить дорогу. Чаще всего (если это не авто полиции или ГИБДД) специальному автотранспорту (скорым, пожарным машинам) приходиться дополнительно сигналить и пробивать себе дорогу.
Этого не должно происходить, но оштрафовать всех участников движения в это время невозможно справедливо. Поэтому скорые, пожарные и иные аварийные машины приезжают на место с опозданием по вине водителей, которые не считаются с правилами.
А водитель, который явно не уступил дорогу спецтранспорту, оплачивает только 500 р. штрафа. Или может быть лишен от 1 до 3 месяцев права на вождение.
Авария — дочь мигалки
Эти простые истины разъяснял водителям суд. Причем даже не первой инстанции. Дело о наезде на пешехода дошло до Второго кассационного суда. Водитель категорически не был согласен с тем, что он виновен в наезде на пешехода и причинении тому легкого вреда здоровью. Ведь у него на машине сверкал синий маячок, а значит, пешеход сам виноват.
Но суды всех инстанций посчитали иначе. Итак, авария произошла еще в октябре прошлого года. Водитель Щетинин, управляя машиной скорой помощи с включенным синим маячком, выехал на красный сигнал светофора на пешеходный переход и сбил 16-летнюю девушку. Девушка перебегала дорогу по пешеходному переходу на зеленый сигнал для пешеходов. Она очень спешила, но правил не нарушала.
Легким ударом «Газели» девушке рассекло бровь и бросило ее на асфальт. Кровь залила ей лицо, но сознание она не потеряла. Она поднялась и добежала до своего подъезда, который находится в 20 метрах от места происшествия. Там ее уже поджидала мать, увидевшая все происходящее в окно. Она обработала рану дочери и на такси отвезла ее в травмпункт.
А водитель скорой с врачом-реаниматологом, судя по их показаниям, девушку потеряли. Они ее не заметили. Мелькнул силуэт, но удара они не почувствовали. Водитель на всякий случай остановил машину. Десять минут они походили вокруг, а потом, не вызывая ГИБДД, уехали на подстанцию. Они изначально возвращались на нее. Поэтому необходимости включать спецсигналы у них не было.
Водитель не был согласен с тем, что он виновен в наезде на пешехода. Ведь у него на машине сверкал синий маячок, а значит, пешеход сам виноват
Водитель скорой помощи не выполнял неотложного служебного задания — это указано во всех решениях всех судов. То есть этот факт был установлен еще первой инстанцией.
То, что водитель и врач не увидели пешехода, а также не заметили следов аварии, стало поводом для обжалования этого первого решения. Мол, аварии не было.
Включать спецсигналы можно, только исполняя неотложное служебное задание. Фото: РИА Новости
Однако из травмпункта в ГИБДД сообщили о том, что к ним доставлена пострадавшая в результате наезда девушка. ГИБДД не составило труда отыскать и скорую, и водителя. Видеозапись происшествия с камеры городского наружного видеонаблюдения, установленной на подъезде, к делу была приобщена. На ней четко виден сам наезд, а также, как остановилась скорая, как из нее вышел водитель и врач, как они стояли на месте, а позже уехали.
Разбирая дело, суды и первой, и апелляционной инстанций, а потом и второй кассационный суд напомнили, что в соответствии с Правилами участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Пунктами 3.1, 6.13 Правил дорожного движения установлено, что водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований некоторых разделов, — при условии обеспечения безопасности движения.
Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут, только убедившись, что им уступают дорогу, отметил суд.
Воспользоваться приоритетом водители машин со спецсигналами могут, только убедившись, что им уступают дорогу, отметил суд
Собранные по делу доказательства объективно свидетельствуют о том, что ДТП произошло в результате действий водителя Щетинина, нарушившего именно пункты 3.1 и 6.13 Правил. Судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что причинение вреда здоровью потерпевшей находится в прямой причинно-следственной связи с действиями водителя. Поэтому он обоснованно привлечен к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.24 Кодекса об административных правонарушениях. Эта статья предусматривает штраф от 2,5 до 5 тысяч рублей или лишение прав на 1-1,5 года. При выборе наказания в виде лишения прав на год суды учли отягчающие и смягчающие обстоятельства. Тем более что водитель неоднократно уже привлекался к ответственности за нарушение правил.
В общем, судья Второго кассационного суда оставил в силе решения нижестоящих судов, а жалобу водителя без удовлетворения. Но при этом лишний раз напомнил, что мигалка — это только способ привлечь к себе внимание. А отступать от правил даже с включенными спецсигналами водитель имеет право лишь в том случае, если другие уступают дорогу и эти действия будут безопасны для окружающих. И, конечно, включать маячок можно, только выполняя неотложное служебное задание.
Размер штрафа
Препятствование движению автомобилям и иным участникам дорожного движения – весьма серьезное правонарушение, которое отличает множество нюансов. И в первую очередь на то, каким будет штраф, влияет участник дорожного движения, которого водитель не пропустил. Различают штрафы за препятствование движению:
- Обычного автомобиля;
- Велосипедиста;
- Пешехода;
- Специального транспорта.
Рассмотрим их все.
Не уступил автомобилю
Самый распространенный случай – когда два автомобиля не могут разойтись на дороге. В этом случае можно получить один из двух штрафов:
- Если вы не пропустили автомобиль на перекрестке, то штраф составит 1000 рублей. При этом у того, кого вы не пропустили, должно быть преимущество на дороге. За штраф отвечает часть вторая статьи 12.13 КоАП РФ;
- Если вы не пропустили автомобиль на трассе во время совершения маневра, то штраф составит 500 рублей. При этом обстоятельства такого нарушения бывают разные, и в некоторых случаях вместо штрафа выносится предупреждение либо нарушение вовсе игнорируется. За штраф отвечает часть третья статьи 114 КоАП РФ;
Велосипедисту или пешеходу
Действующие нормы не разграничивают пешехода и велосипедиста, пересекающих дорогу в установленных для этого местах, правда для велосипедистов добавляется возможность передвижения по специальным дорожкам. Если у пешехода или водителя было право прохода и дорогу он пересекал в установленном для этого месте, то штраф составит 1500 рублей. При этом обстоятельства не учитываются – штраф выписывается в любом случае. За штраф отвечает статья 12.18 КоАП РФ;
Спецтранспорту
Самое серьезное нарушение, которое связано с препятствием движению – это если водитель не уступил дорогу специальному транспорту. При этом не имеет значения, где и как вы едете – если специальный транспорт спецслужб дает понять о необходимости освободить дорогу, то требуется подчиниться и отъехать в сторону.
Наказание, как и в случае с препятствованием движению обычного авто, зависит от обстоятельств:
- Если вы не пропустили автомобиль спецслужб с включенными аудио и световыми сигналами, то штраф составит всего 500 рублей. Но, в зависимости от обстоятельств, вас так же могут лишить прав на три месяца или применить иные меры взыскания;
- Если вы не пропустили спецтранспорт, на котором не было специальных обозначений кроме аудио или световых сигналов, то штраф составит 500 рублей. Кроме того, в некоторых случаях водителя могут просто отпустить после предупреждения;
- Если вы не пропустили городской транспорт, движущийся по специально отведенной для него линии, то штраф составит уже 1000 рублей. А если вы сделаете это в Москве или Санкт – Петербурге, то штраф составит 3 000 рублей.
Внимание
За все эти наказания отвечает одна статья 12.17 КоПА РФ «Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами».
Когда водитель обязан пропустить машину со спецсигналом
В ПДД прописан порядок и перечень транспорта, которому необходимо уступить дорогу.
Преимущественное право движения имеют:
- полиция и ГИБДД;
- скорая помощь;
- противопожарная служба, МЧС;
- транспорт государственных органов.
Для обозначения своего преимущества указанным машинам разрешается использовать специальные сигналы:
- красный и синий используется ГИБДД;
- синий сигнал применяется на машинах полиции, следственного комитета, ФСБ, скорой помощи, военной полиции, а также противопожарной службы;
- синий проблесковый сигнал обычно мигает на автомобилях, используемых для перевозки высших эшелонов власти.
Если указанная спецтехника едет без опознавательных сигналов и специальных знаков, то они не имеют права требовать от других участников дорожного движения уступить им дорогу.
Кроме того, на дорогах часто встречается транспорт, осуществляющий дорожные работы или перевозку опасных грузов. Такие автомобили преимуществом на дорогах не пользуется. В своей работе они используют специальные желтые или оранжевые маяки, такими сигналами просто предупреждается встречный транспорт, чтобы водитель был предельно внимательным и осторожным.
При проведении ремонтных работ обычно устанавливаются временные дорожные знаки, указывающие безопасный объезд дороги. Необходимо направиться строго по указателям.
Что значит «уступить дорогу» и как это делать
Понятие «уступить дорогу» прописано в ПДД в общих положениях:
«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость».
В интернете достаточно много рассуждений и споров по поводу этого определения, но по факту суть такая — вы должны убрать машину с дороги мигалки или просто ничего не делать
, например, спокойно стоять на обочине, как и стояли, или продолжать движение по своей полосе.
Иногда возникают сложности. К примеру, вы стоите в пробке в левой полосе и вдруг сзади материализуется автомобиль с мигалками и сиреной. В таком случае включайте правый поворотник и скорее всего вас пропустят в правую полосу и вы «уступите дорогу».
Если же пробка такая, что некуда «воткнуться», то тут хорошо иметь видерегистратор, чтобы всё подробно зафиксировать. Если вдруг вас «поймают», то запись поможет доказать, что вы физически не смогли никуда деть свой автомобиль и фактически ничего не нарушили.
К сожалению, каждый случай «не предоставления преимущества» в конкретной дорожной ситуации уникальный и общих рекомендаций дать нельзя.