«Тарифы вырастут в два раза». Что изменит новый закон о такси


Закон «О такси» в 2021 году: основные положения

Федеральный Закон №69 не относится исключительно к работе такси. Данный нормативно-правовой акт регламентирует изменения в отдельных законодательных актах РФ, но 4 статьи в этом законе полностью посвящены реформации работы службы такси.

Документ состоит из 10 статей. В них указаны:

  • поправки в КоАП РФ;
  • поправки относительно Градостроительного кодекса;
  • поправки в Закон «О безопасности дорожного движения»;
  • порядок строительства и использования парковок;
  • внесение изменений в административную ответственность.

Что ждет именно таксистов в 2021 году

Поскольку перевозка пассажиров – это процесс, который требует обязательного государственного вмешательства с целью обеспечения безопасности, то на протяжении года планируется внедрение нескольких новшеств именно для таксистов.

  1. Компании, занимающиеся предоставлением услуг по перевозке, будут обязаны внедрить систему ОСГОП или обязательного страхования ответственности перевозчика за причинение вреда. Планируемый лимит страховых выплат составит 2 млн. рублей.

Необходимость внедрения данной меры ответственности возникла из-за появления большого количества посредников, которые не являются собственно перевозчиками, а переводят заказы клиентов на сторонние фирмы.

В случае возникновения несчастного случая, доискаться до конечного агрегатора бывает сложно.
В случае возникновения несчастного случая, доискаться до конечного агрегатора бывает сложно. Фото: komi.kp.ru

  1. Обязательное прохождение дополнительного обучения. Планируется ввести норму закона, согласно которой все водители, подрабатывающие извозом, должны будут проходить переобучение и повышение квалификации, что будет фиксироваться в правах. Периодичность подобного допобучения составляет 5 лет.

Дополнительно к новшествам, которые принес 2021 год, следует отнести обязательное наличие в автомобиле сигнального жилета и его ношение при остановке на трассе и выходе из машины. Эти поправки вступили в силу с 18 марта 2021 года. Случай, когда водителю потребуется надевать сигнальный жилет:

  • при вынужденной остановке или дорожно-транспортном происшествии;
  • в случае нахождения на обочине дороги вне автотранспортного средства;
  • во время ограниченной видимости или в темное время суток.

Правовая коллизия заключается в том, что правила дорожного движения в нынешней редакции не предусматривают штрафные санкции за нарушение данного требования. Скорее всего в будущем это «упущение» будет исправлено.

Структура законодательного акта

Всего в документе 10 статей. К работе службы такси относятся четыре из них:

  • статья 3 – регламентирует административную ответственность, начисление штрафов;
  • статья 7 – вводит статью 36.1 в Федеральный Закон №259, которая определяет административную ответственность таксомоторных предприятий за безопасность пассажиров и перевозимого багажа;
  • статья 8 – включает службы такси в Федеральный Закон №294;
  • статья 9 – устанавливает и регулирует правила относительно регистрации, порядок получения лицензии, требования к используемым транспортным средствам, правила безопасности.

Такси проехало мимо закона

Как это повлияет на цены и безопасность

Такси проехало мимо закона

Закон «О такси» обсуждали три года, вносили сотни поправок, но опять не приняли. А это значит, что рынок продолжит жить по своим диким правилам.

Будут ли в Твери расти цены на такси

Такси проехало мимо закона

В минувшие выходные во время снегопада цены на такси в Твери подскочили в 3-5 раз. «Яндекс.Такси» за поездку из ближнего Заволжья до железнодорожного вокзала просил около 350 рублей. Новый агрегатор Didi оценил стоимость такой поездки в более чем 500 рублей. Цены на такси формируются с помощью электронных алгоритмов, которые учитывают спрос на такси, количество водителей на линии, пробки на дороге и множество других факторов.

Аналитическая компания BofA проанализировала изменения цен на такси в 2021 году у двух ведущих агрегаторов «Яндекс.Такси» и «Ситимобила». С мая по декабрь они выросли на 56% и 68% соответственно. Аналитики пришли к такому выводу, посчитав цены в Москве, Санкт-Петербурга, Самаре, Уфе, Воронеже и Ярославле.

Многие эксперты сомневаются в корректности этого исследования. Весной во время карантина цены на такси падали. Осенью спрос на такси всегда выше, чем весной. Плюс после отмены большого числа ограничений начал восстанавливаться спрос.

А что же Тверь? В нашем городе цены на такси весной тоже были очень низкими. На линии было много машин, а пассажиров почти не было. Осенью и зимой спрос на услуги такси снова начал расти. А вот цены остались на докризисном уровне. Опрос тверских таксистов показал, что средняя цена поездки по городу составляет 100-120 рублей. Некоторые заказы стоят и вовсе в районе 50 рублей.

Такси проехало мимо закона

— Цены на такси уже два-три года остаются на одном уровне, а вот цены на бензин и обслуживание машины только растут, — говорят таксисты.

Цены не будут расти еще и по той причине, что в наш город зашел агрегатор Didi. Он, как и когда-то «Яндекс», демпингует на этом рынке, доплачивая водителям. Даже если вы заплатили за вашу поездку 60 рублей, водитель получит около 150.

Закон «О такси» снова не приняли

Как говорится, если на небе горят звезды, значит, это кому-нибудь нужно. Так с этим законом. Его пытаются принять на протяжении многих лет, но почему-то никак не могут.

На этот раз думский комитет по транспорту Госдумы РФ вдруг рекомендовал всем депутатам не голосовать за второе чтение закона. Челны комитета считают, что нынешняя версия законопроекта не учитывает сложившуюся ситуацию на рынке пассажирских перевозок. То есть, они три года (в первом чтении закон был принят в 2021 году) мусолили этот закон, а потом решили, что он уже не особо-то и актуален.

А в чем была его суть? В первую очередь в законопроекте агрегаторы такси приравнивались к организаторам поездки. Сейчас они называются просто информационными сервисами, но почему-то диктуют свои правила игры водителям. Все понимают, что агрегаторы обязаны организовать медосмотр водителей, технический осмотр техники, проверять наличие у водителей необходимых документов, а также отвечать за безопасность пассажира и водителя. Но эти очевидности никак не облекут в конкретную правовую форму.

Конечно, в законопроекте «О такси» было много спорных моментов. Например, предлагалось оборудовать все машины устройствами для контроля за рабочим временем водителей и устройствами мониторинга усталости. Регионы могли получить право регулировать цены на такси, а также число машин, которые могут этим заниматься. Например, власти Тверской области могли бы решить, что для региона достаточно, допустим, 1500 машин.

Такси проехало мимо закона

Хочется верить, что депутаты не будут ждать еще три года, чтобы принять закон «О такси», а сделают его простым, понятным и эффективным. Деятельность агрегаторов давно пора ввести в трудовое поле.

Можно ли работать в такси самозанятым

По идее, министерство транспорта Тверской области должно строго следить за тем, чтобы в такси работали только те водители, которые имеют разрешение на осуществление таксомоторных перевозок. Можно заглянуть в реестр разрешений, который висит на сайте минтранса региона. Там почти нет действующих разрешений. А каждый день только в Твери на линию по разным оценкам выходит около 500-700 водителей. Получается, что почти все они нелегалы?

Такси проехало мимо закона

По факту, да. Редкие рейды по выявлению нелегалов ситуацию в корне не меняют. В распоряжении редакции есть ответ от минтранса области, в котором он объясняет, что агрегаторы такси — информационные сервисы, работу которых ведомство не может регулировать. А вот власти Санкт-Петербурга заключили с агрегаторами соглашение. В его рамках создан сервис, который в режиме онлайн проверяет, если у водителей, которые вышли на линию, разрешение на работу в такси. Что мешает Тверской области сделать тоже самое?

Напомним, что для получения разрешения нужен статус ИП или юридического лица. Все это накладно для водителей. А вот работа в статусе самозанятого в такси выглядит более привлекательной. Кстати, эта норма была в непринятом законопроекте «О такси».

На обращение одного из водителей в Тверском управлении налоговой службы ответили, что закон о самозанятых не содержит прямого запрета на работу в такси. А значит, она разрешена. А вот на аналогичной запрос в налоговую Тульской области ответили, что пока разрешение на работу в такси самозанятые получить не могут, потому что для этого нужно оформлять ИП.

Да, налоговая служба за выдачу разрешений на такси не отвечает, но такой ответ тверских налоговиков говорит о том, что в данном вопросе пора навести порядок. Даже новый закон «О такси» не нужен. Федеральным властям достаточно уточнить хотя бы одну норму. Это поможет водителям выйти из тени, а пассажирам получить более безопасные поездки.

Андрей Сабынин

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс. Дзен» и заходите на сайт газеты «Караван. Ярмарка», где вы найдёте не только самые свежие новости и самую качественную авторскую аналитику, но и тысячи объявлений.

Особенности получения разрешения на такси

Одна лицензия выдается только на одно транспортное средство на срок до 5 лет

Процедура получения лицензии:

  • собирается пакет документов;
  • документы передаются в Комитет по транспорту субъекта РФ, но их можно отправить через портал Госуслуги;
  • выданное разрешение не обязательно забирать лично, оно может прийти по почте.

Пакет документов для получения лицензии:

  • копию документа о постановке на учет в налоговой службе;
  • копию паспорта заявителя;
  • заявление на предоставление лицензии;
  • копию свидетельства о регистрации ТС или договор аренды, лизинга, ПТС, генеральная доверенность.

Бланк заявления можно взять с портала «Госуслуги».

Требования к легковому автомобилю

Требования, предъявляемые к транспортным средствам:

  • соответствие цветовому оформлению. Его устанавливает каждый регион на свое усмотрение, допускается до трех вариантов;
  • в такси обязательно должен быть установлен таксометр, если плата не осуществляется по единственно установленному тарифу;
  • на бортах авто обязательно должна быть установлена цветографическая схема «шашки», на крыше авто оранжевый фонарь с надписью «Такси»;
  • обязательно наличие действующей лицензии;
  • пассажирам должны выдавать чеки или иные, подтверждающие оплату проезда документы, если нет кассового аппарата;
  • обязательно должен быть письменный договор фрахтования.

Таксомоторные предприятия должны выполнять следующее:

  • допускать к работе только исправные, в надлежащем техническом состоянии и внешнем виде автомобили;
  • проводить контроль технического состояния авто перед выездом на маршрут;
  • проводить предрейсовый медицинский осмотр водителя.

Нарушение требований влечет за собой штрафы. За отсутствие опознавательных знаков на транспортном средстве предусматривается штраф:

  • для водителя – 3000 рублей;
  • для должностного лица – 10 000 рублей;
  • для юридического лица – 50 000 рублей.

Штраф могут выписать, даже если не будет только одного опознавательного знака

За невыдачу чека или иного, заменяющего его документа, предусмотрены такие штрафные санкции:

  • для водителя – 1000 рублей;
  • для должностного лица – до 10 000 рублей;
  • для юридического лица – до 30 000 рублей.

Если будет установлено, что перевозка пассажиров осуществляется без договора фрахтования, то штрафы следующие:

  • для водителя – 5000 рублей;
  • для должностного лица – 50 000 рублей;
  • для юридического лица – до 200 000 рублей.

Если ГИБДД установит нарушения в работе такси, то помимо штрафа выдается предписание на их устранения – срок 1 месяц. Если по истечению этого срока нарушение не будет устранено, то лицензию могут отозвать. Также отзыв лицензии возможен по следующим причинам:

  • управление автомобилем водителем со стажем менее 3 лет;
  • повторное нарушение договора фрахтования;
  • нарушение требований закона относительно технического состояния авто;
  • совершение водителем такси ДТП с летальным исходом, а также если имеют место отягчающие обстоятельства.

ия наименования юридического лица, места его нахождения;

3) изменения фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя, места его жительства, данных документа, удостоверяющего его личность;

4) реорганизации юридического лица.

6. При утрате разрешения уполномоченный орган на основании письменного заявления получателя разрешения в течение десяти дней с даты получения заявления выдает дубликат разрешения.

7. Разрешение должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника государственной инспекции безопасности дорожного движения.

8. Форма разрешения, срок его действия, порядок подачи заявления, порядок выдачи и переоформления разрешений, порядок определения платы за выдачу разрешения, дубликата разрешения и порядок ведения реестра выданных разрешений устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 23.04.2012 № 34-ФЗ)

9. Реестр выданных разрешений подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного органа (в случае отсутствия у уполномоченного органа официального сайта — на официальном сайте субъекта Российской Федерации) и обновлению в течение пяти дней со дня внесения в реестр соответствующих изменений.

10. В случае выявления нарушения требований, предусмотренных пунктом 1 или 3 части 16 настоящей статьи, уполномоченный орган выдает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предписание об устранении выявленных нарушений. В указанном предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать один месяц. В случае нарушения требований, предусмотренных частью 14 настоящей статьи, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, на территории которого выявлено нарушение, передает информацию о выявленном нарушении в уполномоченный орган, выдавший разрешение. В случае повторного нарушения требований, предусмотренных частью 14 настоящей статьи, уполномоченный орган, выдавший разрешение, обращается в суд с заявлением об отзыве (аннулировании) разрешения. (В редакции Федерального закона от 23.04.2012 № 34-ФЗ)

11. В установленный предписанием срок юридическое лицо или индивидуальный предприниматель направляет в уполномоченный орган отчет об исполнении предписания, включающий в себя документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания.

12. В случае неисполнения выданного предписания (в том числе в случае, если отчет об исполнении указанного предписания не представлен в уполномоченный орган до истечения срока, установленного указанным предписанием, или представленный отчет не подтверждает исполнение в установленный срок указанного предписания) уполномоченный орган принимает решение о приостановлении действия разрешения на срок, не превышающий одного месяца. Уполномоченный орган в течение трех дней со дня принятия решения о приостановлении действия разрешения вносит соответствующую запись в реестр выданных разрешений. Срок действия разрешения на время приостановления его действия не продлевается.

13. В случае, если до истечения срока приостановления действия разрешения юридическое лицо или индивидуальный предприниматель представили в уполномоченный орган документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания, неисполнение которого явилось основанием для приостановления действия разрешения, уполномоченный орган возобновляет действие разрешения. В случае, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не представили указанные документы в уполномоченный орган до истечения срока приостановления действия разрешения либо представленные документы не подтверждают исполнение указанного предписания, уполномоченный орган обращается в суд с заявлением об отзыве (аннулировании) разрешения. Приостановление действия разрешения продлевается на срок до вступления в законную силу решения суда.

14. Разрешение подлежит отзыву (аннулированию) на основании решения суда по заявлению уполномоченного органа в случае:

1) повторного нарушения требований, предусмотренных частью 14 настоящей статьи, либо повторного нарушения требований, предусмотренных пунктом 1 части 16 настоящей статьи, в течение срока действия разрешения; (В редакции Федерального закона от 23.04.2012 № 34-ФЗ)

2) неисполнения выданного предписания, указанного в части 10 настоящей статьи, в течение срока приостановления действия разрешения либо в случае, если представленный до истечения указанного срока отчет об исполнении предписания не подтверждает его исполнение;

3) выявления нарушения требования, предусмотренного пунктом 2 части 16 настоящей статьи;

4) совершения водителем легкового такси дорожно-транспортного происшествия, повлекшего смерть либо причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью пассажира или третьих лиц.

15. Уполномоченный орган в течение трех дней со дня принятия решения об отзыве (аннулировании) разрешения вносит соответствующую запись в реестр выданных разрешений.

16. В целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси и идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствам:

1) легковое такси должно соответствовать следующим обязательным требованиям:

а) (Утратил силу — Федеральный закон от 23.04.2012 № 34-ФЗ)

б) легковое такси должно иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке;

в) легковое такси должно соответствовать установленным цветовым гаммам кузова в случае установления такого требования законами субъектов Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 23.04.2012 № 34-ФЗ)

г) легковое такси должно иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета;

д) легковое такси должно быть оборудовано таксометром в случае, если плата за пользование легковым такси определяется в соответствии с показаниями таксометра на основании установленных тарифов исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси; (В редакции Федерального закона от 23.04.2012 № 34-ФЗ)

2) водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет; (В редакции Федерального закона от 23.04.2012 № 34-ФЗ)

3) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны:

а) обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковых такси;

б) проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию;

в) обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра.

17. К правоотношениям, связанным с осуществлением контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требований, установленных частью 16 настоящей статьи (за исключением правоотношений, возникающих при осуществлении контроля за соблюдением указанных требований непосредственно в процессе перевозки пассажиров и багажа легковым такси), применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции настоящего Федерального закона) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.

18. Порядок осуществления регионального государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, предусмотренных частями 14 и 16 настоящей статьи, а также правилами перевозок пассажиров и багажа легковым такси, определяется законом субъекта Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 23.04.2012 № 34-ФЗ)

19. Контроль за соблюдением требований, установленных частью 16 настоящей статьи, непосредственно в процессе перевозки пассажиров и багажа легковым такси осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения.

20. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:

1) выдачи юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю первого разрешения;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя.

21. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) проверка сведений, подтверждающих исполнение предписания, при поступлении в уполномоченный орган указанных в частях 11 и 13 настоящей статьи документов, содержащих такие сведения;

2) поступление в уполномоченный орган обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, должностных лиц уполномоченного органа, органов местного самоуправления и средств массовой информации о фактах нарушения требований, указанных в пункте 3 части 16 настоящей статьи, если такое нарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо повлекло причинение такого вреда и возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

3) наличие приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

22. Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в пункте 2 части 21 настоящей статьи, может быть проведена уполномоченным органом незамедлительно после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры. Предварительное уведомление юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в пункте 2 части 21 настоящей статьи, не требуется.

23. В целях совершенствования организации транспортного обслуживания населения, оптимизации транспортной нагрузки на улично-дорожную сеть законом субъекта Российской Федерации исходя из численности населения субъекта Российской Федерации, уровня обеспеченности населения услугами общественного транспорта и развития улично-дорожной сети может устанавливаться максимальное количество транспортных средств, используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, на территории субъекта Российской Федерации. При этом максимальное количество легковых такси, устанавливаемое законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей частью, не может быть менее количества действующих по состоянию на 1 июля 2014 года разрешений.

24. В случае, если количество поданных заявлений на выдачу разрешений превышает максимальное количество легковых такси, определенное в соответствии с частью 23 настоящей статьи, выдача разрешений осуществляется по результатам аукциона, проводимого в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Организация, проведение и подведение итогов аукциона осуществляются уполномоченным органом.

Статья 10

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Части 1 — 22 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 сентября 2011 года.

3. Пункты 1 — 9, 14 — 16, 18 — 21 статьи 3 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2012 года.

4. Пункты 10 — 13 и 17 статьи 3 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2012 года.

5. Части 23 и 24 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2015 года.

Президент Российской Федерации Д.Медведев

Москва, Кремль

21 апреля 2011 года

№ 69-ФЗ

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: