АвтоЮрайт.рф / Водительские права
Назад
Опубликовано: 31.12.2018
Время на чтение: 5 мин
0
1603
По российским законам любой водитель, выезжающий на дороги, должен иметь соответствующее удостоверение. И не имеет значения, какое количество колес насчитывает ваш транспорт – четыре или всего два. Сравнительно недавно требования к водителям мотоциклов и скутеров были лояльнее. С 2013 года ситуация в корне поменялась и даже водитель скутера обязан пройти обучение в мотошколе.
- Права на мотоцикл: можно ли обойтись без них?
- С какого возраста можно управлять мотоциклом
- Какие категории прав на мотоцикл выделяют в 2021 году Права для мотоцикла с коляской
- Права на мопед и скутер
- Документы будущего водителя
Права на мотоцикл: можно ли обойтись без них?
Закон непреклонен. Если вы не собираетесь вечно сидеть за рулем велосипеда, а планируете хоть изредка пересаживаться за руль хотя бы мопеда, права необходимы. И это не прихоть инспекторов ГИБДД и мотошкол, желающих «вытянуть» из вас побольше денег.
Квалифицированный водитель, прошедший обучение, четко знает, как вести себя в той или иной дорожной ситуации. В то время как «бесправный» водитель лишь догадывается о правильности своего поведения на дороге. И хорошо еще, если такое вождение закончится лишь штрафом и изъятием двухколесного коня.
Даже не надейтесь, что слабенький движок вашего скутера станет смягчающим обстоятельством при встрече с сотрудниками ГИБДД. Возрастные ограничения тоже никто не отменял.
Зато владельцы кроссовых мотоциклов могут спокойно выдохнуть. Им штрафы и изъятие транспортного средства за езду без прав не грозят. Но до тех пор, пока они остаются на территории спортивных треков.
Причина «поблажки» простая, кроссовый мотоцикл относится к категории спортивного инвентаря. И до тех пор, пока его обладатель гоняет по грунтовому покрытию треков, он не нарушает никаких правил.
С какого возраста можно управлять мотоциклом
Этот параметр напрямую связан с видом двухколесного транспорта, которым водитель планирует управлять. Есть мотоциклы, за руль которых можно сесть не раньше 18 лет. Но есть категории транспорта, доступные для управления с 16 лет.
Скутеры, мопеды | Объем двигателя не выше 50 кубов | С 16 лет |
Легкие мотоциклы | Объем двигателя до 125 кубов | С 16 лет |
Мотоциклы | Объем двигателя больше 125 кубов | С 18 лет |
Трициклы, квадроциклы | Объем двигателя от 50 кубов | С 18 лет |
Еще по теме: Как взять справку из наркологического диспансера?
Приступить к обучению управления мотоциклом разрешено задолго до 18-летия. Но запаситесь терпением, к экзаменам вас допустят лишь при достижении этого возраста.
Категории водительских прав для вождения мотоцикла
Категории водительских прав определяют, на каком виде транспорта может ездить человек. Касательно мотоциклов выделяют 3 категории – М, А1, А, которые отличаются тем, что дают возможность ездить на ТС с разным весом, объёмом двигателя и вместимостью.
Категория М
До 2013 года такой категории не было. Она была внесена из-за многочисленных аварий на дороге по вине водителей небольших лёгких мотоциклов. Экзамен на вождение таким ТС сдавать было не нужно, получать права также, поэтому нормального контроля над владельцами ГИБДД обеспечить не могли.
Наличие водительского удостоверения категории М позволяет ездить на таких видах транспорта, как:
- мопеды (трициклы ,мотороллеры);
- квадрациклы;
- мокики;
- скутеры.
Основное техническое требование к таким лёгким ТС – объём двигателя не может превышать 50 кубов, максимальная скорость — не более 50 км/ч, а мощность электродвигателя (если он используется) – до 4 кВт. Для 3-колёсных мотоциклов разрешается расположение колёс в любом порядке (2 спереди и 1 сзади, 2 сзади и 1 спереди).
Категория А
Наличие категории А позволяет ездить на мотоциклах. К ним выдвигаются такие технические требования:
- объём двигателя до 125 кубов;
- масса ТС в снаряжённом состоянии до 400 кг (при наличие трёх или четырех колёс).
Разрешается, чтобы была присоединена дополнительная деталь – коляска. В соответствии с ПДД РФ к мотоциклам также относятся 2-колёсные ТС с боковым прицепом.
Имея категорию А, можно ездить даже на мотоколясках. Но сейчас такой вид транспорта используют достаточно редко.
Категория А1
Категория, которая наиболее распространена среди студентов и подростков. Позволяет ездить на лёгких мотоциклах (обычно это скутеры или ТС, лёгкие по весу). Требования к транспорту такие:
- объём двигателя от 50 до 125 кубов;
- максимальная мощность – до 11 кВт.
Те, кто уже имеют категорию А, могут управлять ТС категории А1. Им не нужно дополнительно проходить обучение и сдавать экзамен.
Какие категории прав на мотоцикл выделяют в 2018 году
Моторынок готов предложить огромный выбор мотоциклов. Как не запутаться в этом многообразии и понять, какая категория нужна для управления тем или иным двухколесным конем? Все решила классификация.
Так как мотоцикл мотоциклу рознь, то решено было выделить три категории: «М», «А», «А1». Каждая из них дает возможность управлять мотоциклами с различным весом и объемом двигателя.
Категория «М» Появилась в 2013 году | Объем двигателя не выше 50 кубов | Мопеды (трициклы, мотороллеры); квадрациклы; мокики; скутеры |
Категория «А1» (самая распространенная среди подростков) | объём двигателя от 50 до 125 кубов; максимальная мощность – до 11 кВт. | Легкие мотоциклы |
Категория «А» | объём двигателя до 125 кубов; масса ТС в снаряжённом состоянии до 400 кг | Мотоциклы |
Если будущий водитель уже перешагнул 18-летний рубеж, имеет смысл выучиться на категорию «А». В этом случае «М» и «А1» будут проставлены ему в качестве бонусов. До знаменательной даты далеко, а за руль очень хочется, выбирайте «М» или «А1» – в зависимости от вашего транспорта.
Права для мотоцикла с коляской
Планируете прикупить мотоцикл с коляской? Поспешите обзавестись правами категории «А». Для собственной безопасности, не поленитесь взять пару уроков езды на таком мотоцикле.
Этот вид транспорта имеет кардинальное отличие от своего двухколесного собрата. Из-за коляски с одного бока он занимает куда больше места на дороге. А это требует особой привычки.
Права на мопед и скутер
Появление категории «М» облегчило жизнь владельцам скутеров и мопедов. Достигнув 16 лет, пройдите обучение в мотошколе и беспрепятственно ездите на легковесном транспорте.
Если водитель проходил обучение на категорию «А», то «М» проставляется автоматически. Что дает право садиться за руль легкого скутера.
Что разрешают права на мотоцикл категории «А»?
Категория «А» считается высшей мотоциклетной категорией. При ее открытии подкатегории «М» и «А1» проставляются автоматически в водительское удостоверение.
- Категория «А» — мотоциклы с объемом двигателя свыше 125 см3 и мощностью более 11 кВт. Сюда относятся мотоциклы и с прицепами, и без таковых. Получив в своем удостоверении о, водитель может смело управлять любым мотоциклом.
- Подкатегория «А1» позволяет управлять мотоциклами с объемом двигателя до 125 см3 и мощностью до 11 кВт.
- Подкатегория «М» подразумевает управление мопедами и скутерами с объемом двигателя до 50 см3 и скоростью до 50км/ч.
Требования к водителю
- Будущий водитель должен быть здоров, соответствующую справку получают до начала учебных курсов. Будет обидно пройти курс в мотошколе и оказаться негодным по здоровью.
Проходя медосмотр предупредите медицинскую комиссию о желании открыть категорию «М». Если этого не сделать, категория не появится в ваших правах. Управлять мопедом вы не сможете.
- Достижение определенного возраста – каждая категория имеет возрастные параметры;
- Прохождение обучения в мотошколе, соответствующее необходимой категории.
Получение прав: специфика
Для получения прав на мотоцикл вам не придется сдавать традиционный для получения любых других прав экзамен по городу. В случае с мотоциклом инспекторы ГИБДД ограничиваются проверкой теоретических знаний правил ДД. Проверка практических навыков проходит в условиях специальных полигонов и площадок.
До тех пор, пока новоявленный мотоциклист не сдаст теоретический курс, к практическим испытаниям он допущен не будет. Пересдача теории в случае провала допускается через 2 недели.
Часть школ отказывается от набора на курсы по обучению езды на мотоцикле в зимнее время года. Связано это со сложностью дорожных условий. Трудно научить неопытного водителя всем тонкостям вождения на скользкой дороге.
Документы будущего водителя
До тех пор, пока претендент на получение прав не сдаст полный пакет документов, к учебе он попросту не будет допущен.
- Копия паспорта.
- Справка с заключением от медкомиссии.
- 2 фотографии 3х4.
- Заявление.
- Документ, подтверждающий факт успешного обучения в мотошколе.
- Платежка за внесение госпошлины.
- Согласие от родителей – если будущий мотоциклист не достиг 18-летнего возраста.
Порядок оформления водительского удостоверения
Эта процедура тоже имеет свой ход развития событий.
- Проверка подлинности каждой бумажки – будьте уверены, шанс с фальшивыми документами здесь точно не «прокатит»;
- Претендент на получение прав получает допуск к испытаниям;
- Первый этап экзаменов – теория;
- Второй этап– практика на специальном полигоне;
- Получение водительских прав.
Сдача экзаменов: поэтапно
Экзамен делится на два самостоятельных блока: теоретический и практический. Первый предполагает проверку теоретической базы и правил. Второй нацелен выявить практические умения и навыки.
Сдача теоретической части проходит целиком в компьютерном варианте. В ходе проверки на знание ПДД испытуемый отвечает на 20 вопросов. Идеально, если количество ошибок равно нолю.
На испытание отводится 20 минут времени – по минуте на вопрос. При одной допущенной ошибке, ко времени прибавляется еще 5 минут. За эти минуты нужно ответить на дополнительные 5 вопросов из блока, где допущена ошибка.
При допущении ошибок на 2 вопроса ко времени добавляется 10 минут и 10 вопросов. При промахе на 3 вопроса – экзаменуемый отправляется на пересдачу.
Практическая сторона экзамена проходит на свежем воздухе – на полигоне. Здесь все как в школе, за ошибку – минус к итоговой отметке. Достаточно набрать 4 штрафных балла, чтобы «загреметь» на пересдачу.
Минус 1 балл за:
- неподанный рукой предупреждающий сигнал о планируемом торможении;
- позднее торможение перед стоп-линией;
- не включенный ближний свет огней.
Минус 3 балла за:
- заглохший двигатель в начале экзамена;
- несвоевременное переключение с повышенной передачи на пониженную, и наоборот;
- игнорирование нейтральной передачи в момент длительной остановки мотоцикла;
- несвоевременное предупреждение о поворотах.
Минус 5 баллов за:
- заезд и переезд стоп-линии;
- касание земли ногой;
- наезд на оградительный знак;
- игнорирование левого поворотного сигнала;
- значительный недоезд до стоп-линии.
При успешном прохождении всех испытаний ученик переходит в категорию «водитель». Теперь осталось лишь получить долгожданные права соответствующей категории.
Срок действия мотоциклетных прав тот же, что и у автомобильных – 10 лет.
Получение прав
После успешной сдачи всех экзаменов, водитель получает права категории А на мотоцикл. На этот момент должна быть оплачена госпошлина. В 2021 году её размер 2 000 рублей.
В эту сумму входит:
- оплата работы сотрудников ГИБДД;
- само удостоверение в виде пластиковой карточки (экзамены, в том числе и повторные, проводятся бесплатно).
При получении новых категорий (либо по причине замены, потери) каждый раз гражданину выдаётся новая карточка, а значит, каждый раз за получение платить придётся 2 000 рублей. Водительское удостоверение на бумажной основе постепенно из оборота исчезает, хотя получить его пока ещё можно.
Оплата пошлины осуществляется несколькими способами: в кассе банка, через банковские терминалы. Взять реквизиты и даже сформировать готовый платёжный документ можно на официальном сайте ГИБДД. Если подать заявление на сервисе Госуслуги, то оплатить госпошлину можно со скидкой (только безналичным платежом).
Езда с просроченными правами (а также без прав или открытых категорий) карается штрафом от 5 до 15 тысяч рублей и эвакуацией ТС, поэтому не стоит экономить на оплате пошлины.
Когда можно обойтись без специального обучения
От обязательного обучения в мотошколе можно «отвертеться». Но если будущий водитель не планирует управлять транспортом свыше 50 кубов. Хватит уже имеющихся прав с любой категорией.
Если водитель не успел обзавестись водительским удостоверением, то обучение в мотошколе обойти не удастся. Потребуется лишь определиться с получаемой категорией.
Не любите переплачивать, но хотите иметь категорию «М» в своем арсенале? Экономьте, «открывайте» категорию «А» и выше, и «М» вам предоставят в качестве бонуса. Сдавать дополнительных экзаменов не потребуется.
Как получить права на мотоцикл при наличии категории «В»?
Открытая категория «В» не дает своему владельцу право на управление мотоциклом свыше 50 кубиков. Придется снова садиться за парту и заново проходить правила ДД. Только после успешной сдачи устной части экзамена водитель будет допущен к практической.
Кого-то такой подход возмутит – зачем учить правила, все это пройдено. Дело не в самих ПДД, а в специфике управления мотоциклом. Управление автомобилем сильно отличается от езды на двухколесном транспорте.
Впрочем, если чувствуете в себе силы, посещать мотошколу не обязательно. Отрабатывать навыки езды на мотоцикле самостоятельно. Но где гарантия, что вы выполняете все элементы правильно?
Все же стоит перестраховаться и взять пару-тройку уроков у опытного водителя-инструктора. Он доходчиво объяснит требования на экзаменах.
Экзамен ГИБДД – теоретическая часть
Самый ответственный этап – экзамен в ГИБДД. Сдавать его можно в любом отделении России, независимо от прописки и места проживания. Единственный нюанс – не везде есть автопарк для этих целей.
Чтобы получить допуск к экзамену, необходимо снова собрать документы:
- паспорт (либо другое удостоверение, например, военный билет либо удостоверение военнослужащего);
- справка о прохождении медосмотра для прав категории А;
- сертификат из автошколы о том, что пройден курс обучения;
- заявление (бланк можно получить в отделении ГИБДД или самостоятельно найти и скачать на сайте);
- квитанция об оплате госпошлины (2 000 рублей).
Экзамен ГИБДД состоит из двух этапов – на знание теории и практическое вождение.
Первая часть теоретическая, она выглядит так:
- Экзаменующийся садится за компьютер. Индивидуальное задание для него приходит с сервера МВД.
- Общая база состоит из 800 вопросов, программа в случайном порядке выбирает среди них 20. Из 4 предложенных вариантов ответа к каждому заданию экзаменующийся выбирает один. Вопросы касаются не только ПДД, но и всей той теории, что преподавалась в автошколе – правила эксплуатации мотоцикла, первая медицинская помощь, экипировка, факторы возникновения ДТП и пр.
- Будущий водитель имеет право лишь на 2 ошибки. Если их окажется больше, то через неделю экзамен повторится. В третий раз можно пересдавать через месяц. Всего даётся три попытки. Если все они окажутся неудачными, то курс обучения придётся повторить.
Времени для изучения теории предоставляется достаточно. Водителю не обязательно заучивать учебник наизусть. Если несколько раз внимательно прочитать материал, вникнуть в каждый пункт, то эта часть экзамена не вызовет затруднений.
После успешной сдачи теории последует практика. Не обязательно сдавать вождение в тот же день – гражданину для этого отводится целых 3 месяца.
Цена вопроса
Здесь все индивидуально. Есть несколько факторов, существенно влияющих на итоговую сумму обучения.
- Регион – обучение в крупном городе будет стоить на порядок дороже, чем в небольшом провинциальном городке.
- Учебное заведение – чем больше регалий у школы, тем дороже услуги ее преподавателей.
- Медицинское учреждение, где получена справка.
Единственная «незыблема» цифра – госпошлина за получение прав. Она едина для всех регионов и не зависит от мастерства педагогов.