Нужно ли устанавливать шумовые полосы на дорогах

Что такое шумовые полосы


Так как для российского водителя данное явление на дорогах в новинку, нужно ознакомиться с ним подробнее. Шумовые полосы позиционируются как более дешёвая альтернатива «лежачим полицейским», цена которых приближается к 200 000 рублей. Это довольно серьёзная сумма, особенно для больших городов с развитой дорожной инфраструктурой. Шумовая полоса выполняет те же функции что и «лежачий полицейский», но она на порядок дешевле.

Каково назначение

Функция шумовой полосы проста – заставить водителя снизить скорость и обострить внимание на определённом участке дороги. Достигается это нанесением на покрытие полос с изменённой высотой относительно дорожного полотна. В результате шины при попадании на разметку издают звук на что водитель сразу обращает внимание. Плюс такого изобретения в том, что в отличие от уже привычного «лежачего полицейского», оно не разрушает подвеску автомобиля.

Область применения

Применяется там же, где ранее устанавливались «лежачие полицейские», на дорогах повышенной опасности для пешеходов и самих водителей. Обычно это участки дороги с пониженным пределом скорости. Например, перед детскими учреждениями, школами, поликлиниками, детскими садами или перед резким поворотом, железнодорожным переездом, резким спуском или подъёмом.

Развитие технологии

Раньше в столице была практика использования шумовых полос. Они устанавливались на самые аварийные участки. Качество разметки того времени было ещё экспериментальным, поэтому автомобиль очень плохо вёл себя при поездке. К тому же возникал сильный шум от того, что водители не желали сбрасывать скорость и пересекали препятствие на полном ходу. В результате было решено демонтировать контроль движения.

Особого внимания у дорожных служб заслуживали загородные дороги. При длительных поездках, особенно в ночное время, водитель может сильно устать, отчего его может даже клонить в сон. Автомобилист теряет управление и может попасть в аварию. Поскольку он съезжает с дороги, было решено установить в этих зонах шумовые полосы. Когда автомобиль наедет на них, создастся сильная вибрация, которая приведёт его в чувство.

Такая технология также влияет на остальных участников дорожного движения, ведь водители смогут увидеть проблемы с управлением своего «коллеги» и услышать звук от проезда по ребристой поверхности. Отличительной чертой шумовых полос является их видимость, которая сохраняется при любой погоде. К тому же они отбивают свет фар, отчего хорошо заметны в ночное время.

Явная выгода и значимые недостатки

По данным статистики, установка «лежачего полицейского» обходится городу как минимум в 200 тыс. рублей. Это существенные деньги, что не всегда по карману большим городам. Особенно стоит учесть большой километраж городских дорог, что создаст финансовую нагрузку на бюджет. Иное дело, что касается шумовых полос, которые при всей установке обходятся в два раза дешевле. Даже если придерживаться ГОСТ, цена всё равно будет меньше.

Использование же шумовых полос менее эффективно в больших городских массивах. В час пик движется огромное количество машин, которые нередко попадают в пробки. Такое движение способно и в обычных условиях стать причиной столкновения водителей, а при наезде на шумовую разметку тем более. Не все машины способны одинаково реагировать на преграду, некоторые из них могут не снизить скорость, а начать вилять, создавая опасность для других людей.

Технические моменты

Аналогичная ситуация наблюдается и на скоростных трассах. Там также важно обеспечить контроль движения, ведь автомобилисты чувствуют большую свободу в движении. Однако, попадая на ограничитель скорости, многие могут резко остановить движение прямо на пути, создав серьёзную опасность возникновения ДТП. На таких дорожных участках шумовая разметка устанавливается только по краям пути движения.

Также особого внимания заслуживает влияние таких вибраций на детали транспортного средства. При частом воздействии они могут навредить узлам или даже поломать управляющую рейку. Из-за этого не только придётся чаще ремонтировать свою машину, но она может выйти из строя прямо после прохождения такого ограничителя.

Использование шумовой разметки для уменьшения скорости движения имеет двоякий характер. Да, это позволяет снизить скорость и предотвратить возможность возникновения ДТП, но автомобиль может получить существенный вред от таких вибраций. Также стоит учесть, что на такие меры требуется активное финансирование, что уже само по себе вызывает трудности.

Шумовая полоса эффективна на загородных дорогах, так как водитель может уснуть и вибрации его разбудят. Вместе с тем они создают большие неудобства в большом городе. Водителю нужно вдвойне следить за состоянием своей машины, ведь она может повредиться через проезд по такому ограничителю.

Классификация

Целей для устройства шумовых полос множество, именно поэтому появилась специальная классификация по типу и способу их расположения:

  1. Поперечные. Наносятся на дорожное полотно поперёк — от одного края к другому. Делаются с небольшим уклоном в сторону движения автомобилей, так чтобы колесо заезжало на них плавно, без удара. Высота, такой разметки не должна превышать 10 мм, средняя высота 5 мм.
  2. Продольные. Наносятся вдоль дорожного полотна, представляют собой разделительную полосу посередине дороги или ограничивающую край полотна ближе к обочине.
  3. Краевые. Предназначены для предупреждения водителя о съезде с края дороги на обочину. Наносятся непосредственно на край дорожного полотна.
  4. Осевые. Представляют разделительную полосу. Её предназначение — предупреждение водителя о выезде на полосу встречного движения.

Мировой опыт применения


В странах, практикующих нанесение шумовых полос, значительно снизилась аварийность. Например, в США на таких трассах аварийность снизилась на 85%. Причина такого результата заключается в том, что в этой стране крайне широко развита перевозка грузов именно по дорогам. Теперь водители большегрузов не засыпают на дорогах, находясь за рулём по 10-12 часов кряду. Шумовые полосы не дают грузовикам съехать с дороги или выехать на встречную полосу.

Тот же эффект наблюдается в Японии, здесь появление шумовых полос на дорогах снизило аварийность на 55%. В данном случае страна по сравнению с Америкой меньше, но и она имеет большой трафик по своим региональным трассам.

Положительная тенденция по снижению аварийности на дорогах наблюдается в странах Европы – Дании, Швеции и Финляндии.

Такая тенденция подталкивает остальные страны тоже применять на своих дорогах шумовые полосы, что положительно сказывается на снижении количества аварий.

Основные правила движения

Среди множества норм и законов каждому водителю необходимо учесть несколько наиболее важных.

Направление движения по полосам, что говорится в ПДД? Смотрите видео:

Они представлены ниже:

  • Число полос, предназначенных для езды в одном направлении;
  • К какому классу относится используемое дорожное покрытие. Водитель может двигаться по городу, за ним или в населенном пункте;
  • Двустороннее или одностороннее движение установлено на дороге.

Кажется, что определение данных параметров не потребует особых усилий от участника дорожного движения, но это возможно при отсутствии внешних раздражающих факторов. Всевозможные осадки могут существенно затруднять видимость.

Виды и способы нанесения

Технология и материал выбирается в зависимости от задач и назначения:

  1. Термопластик. Этот материал долговечен, хорошо ложится на асфальт, при попадании на него шин заставляет их звучать гораздо громче. Наносится такой материал блоками по 5 полос за раз шириной в 10 см. Иногда в блоке 4 элемента по 15 см шириной. В некоторых случаях термопластик наносится небольшими ровными каплями, выстроенными в линию заданной ширины и длинны. Чтобы термопластик был на дороге заметнее, его окрашивают в жёлтый цвет.
  2. Покрытие противоскольжения. Этот материал представляет собой краску с высоким коэффициентом трения. Она также наносится блоками из нескольких линий шириной 5 см и длиной необходимой для полного перекрытия дорожного полотна.
  3. Фрезерование дорожного полотна. Данная звуковая полоса получается путём выборки части дорожного полотна с помощью промышленной фрезы. Оборудование устанавливается на спецмашину и фреза настраивается таким образом, чтобы снимать 10-20 мм верхнего покрытия асфальта на участках шириной 20-40 см и длиной 10-20 см. В итоге получается внешне незаметная полоса из небольших ямок поперёк или вдоль полотна. При попадании шины меняют свой звук. Плюс в долговечности и внешней незаметности, поэтому применяется она там, где дополнительная дорожная разметка не нужна совсем или будет мешать водителям.
  4. Шумовая полоса из металлических скоб. Такой элемент устанавливается на дорожное полотно, выполненное из бетона высокой прочности. Скобы утапливаются в бетон на стадии его монтажа, представляя собой линию из мелких элементов прямоугольной или круглой формы. На бетонном покрытии краска и термопластик держатся плохо, так что здесь более уместно фрезерование или металлические скобы.
  5. Свето-шумовая полоса. Такая комбинированная разметка применяется на автобанах Германии и других европейских стран. Она представляет собой металлические прямоугольники небольшого размера с отражающим элементом на поверхности. Скоба крепится на дорожном полотне таким образом, что она возвышается примерно на 5-7 мм. При наезде на неё раздаётся характерный гул и вибрация. В темноте же такая полоса отлично отражает свет, делая разметку на дороге видимой. Такие устройства обычно используются для выделения разделительной полосы на дороге.
  6. На некоторых дорогах США установлены музыкальные полосы. В этом случае пластиковая разметка наносится таким образом, чтобы при попадании на неё колеса шум менял тональность. То есть одна полоса выше другой на 1-2 мм, но этого достаточно, чтобы вызывать гудением шин простую мелодию. Особенно это хорошо удается, если разметка сделана из маленьких пластиковых капелек. Данный эффект настолько неожиданный, что задремавший за рулём водитель мгновенно просыпается.

Вибрации и прыжки

Шумовая разметка существенно снижает аварийность на дорогах. К примеру, в Японии за счет них на 55% сократилось количество аварий со встречным транспортом. В Дании, Швеции и Финляндии шумовые полосы позволили снизить количество непреднамеренных съездов с полосы на 30%. В России такие объекты инфраструктуры тоже нашли применение.

Статья по теме Убийца подвески? Пять ошибок при проезде «лежачих полицейских» Поперечные шумовые полосы представляют собой блоки из 5 элементов шириной 10 см или блоки из 4 элементов шириной 15 см. Изготавливаются они из термопластика, который наносится на асфальт и после затвердевания держится в течение года. Поперечные линии возвышаются над дорогой на 1,5-3 см.

Поперечные шумовые полосы обычно устанавливают:

  • перед нерегулируемыми переходами для пешеходов;
  • на участках с высокой концентрацией ДТП и при подъезде к ним;
  • перед железнодорожными переездами, не имеющими шлагбаума;
  • на отрезках автодорог, радиус кривизны которых меньше нормативного;
  • на участках автодорог с плохой видимостью;
  • на крутых спусках и подъемах.

Продольные же, наоборот, состоят из чередующихся сегментов заливки, выполненных словно крупные зерна. Колесо подскакивает на них, провоцируя постоянные вибрации и шум, который вызывает у водителя инстинктивное желание отвернуть в сторону и вернуться на свою полосу движения. Продольные шумовые линии можно встретить на участках автодорог с запрещенным обгоном (по оси дороги), а также на краях асфальта на обочинах. Наносятся они для предупреждения водителя о непреднамеренном съезде с полосы.

Самыми эффективными шумовыми полосами считаются выфрезерованные в асфальте чередующиеся канавки глубиной 10-20 мм, длиной 10-20 см, шириной 20-40 см с интервалом между осями не меньше 2 длин элементов, но не больше 1,2 м. Они намного долговечнее пластика, служат в течение нескольких лет и при наезде колеса создают сильный шумовой фон.


Серые дороги. Почему весной исчезает разметка? Подробнее

Кроме того, на российских дорогах на разделительных полосах можно встретить чередующиеся элементы в виде вбитых в асфальт скоб со светоотражателями, помогающими в ночи видеть траекторию поворота. Они очень эффективны, однако при встрече с шумовой разметкой нужно быть готовыми к ее побочным эффектам.

Требования к полосам


На Российских дорогах шумовые полосы появляются в соответствии с ГОСТом Р52605-2006. Наносятся они вдоль или поперёк полотна шириной не меньше 7 м. Во втором случае разметка представляет собой 5-8 линий шириной по 10-15 см, выполненных из термопластика или методом фрезерования.

Выбор расположения основан на уровне аварийности участка дороги, наличия детских учреждений, сложности перекрёстка и ещё ряда признаков. Принятие решение об устройстве шумовой полосы остаётся за главой района, через который проходит дорога.

Существуют места на дорогах и трассах, где устройство шумовых полос не разрешается:

Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42 Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34 Россия: +7 (499) 755-96-84
  • мосты и путепроводы, а также участки дороги, подходящие к ним. Дело в том, что вибрация дорожного полотна может вызывать резонансное возбуждение и как следствие — разрушить несущие конструкции;
  • на участках сужения дорожного полотна;
  • на участке дороге шириной в 2 полосы, если на нём разрешён обгон;
  • участки трассы в месте примыкания второстепенных дорог или пересечения с ними;
  • в непосредственной близости от перекрёстка, особенно после его прохождения. Минимальное расстояние начала шумовой полосы после перекрёстка – 10 м.;
  • на дорогах с ограничением уровня шума. Исключением являются трассы с оборудованными звуковыми отбойниками в виде заборов и специальных щитов.

В целом, шумовые полосы нравятся, как водителям, так и организациям, призванным содержать дорожное полотно в рабочем состоянии. Для их устройства не требуется перекрывать движение и затрачивать большие ресурсы. При этом влияние на ходовые качества автомобиля, его узлы и механизмы минимально.

Знаки ПДД движение по полосам

Иногда знаки ПДД движение по полосам делают более понятным и простым, в других случаях усложняют его. Проблемы возникают скорее у тех, кто не умеет их читать. Какие символы могут использоваться:

  • 5.15.1. Указывает, по какой из нескольких полос можно ехать от него направо, прямо и налево, откуда позволяется развернуться. Направление нетрудно понять по стрелкам.
  • 5.15.2. Этих символом несколько. И каждый указывает одно или два разрешенных направления. Если символ находится на крайней левой полосе, допускает поворот в ту же сторону, под ним можно и поменять траекторию на 180 градусов.
  • 5.15.3. Показывает исходную точку нового ряда для машин. Последний может предназначаться для торможения или начинаться на подъеме. Символом указывается дополнительная полоса движения, ПДД требуют использовать ее по-разному.

Ещё на AutoLex.Net:

Символ 4.1.1, или знак «Движение прямо»: особенности проезда, что запрещает знак

Если на нем стоит ограничение скоростного режима, быстрее отсюда и до конца области действия ехать нельзя. Обычно так бывает в зоне торможения. Сначала на нее перестраиваются, лишь затем снижают скорость. Если же речь о полосе разгона, на ней убыстряют ход авто, перестраиваются на соседнюю, не забыв пропустить тех, кто уже там ехал.

  • 5.15.4. Означает то же, что предыдущий символ, но устанавливается там, где начинается центральная полоса (а по бокам расположены еще две).
  • 5.15.5. Завершает участок, предназначенный для разгона, или подъем.
  • 5.15.6. Устанавливается там, где исчезает центральная часть трехполосной дороги.
  • 5.15.7. Указывает, в какую сторону направлено движение, и необходим, если в одну из них ведет больше путей, чем навстречу.
  • 5.15.8. Демонстрирует число полос и скоростной режим для каждой.

Символы могут не соблюдаться общественным транспортом, но для всех остальных они обязательны.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]