Друзья, предлагаем вашему вниманию очень хорошую статью журнала ЗА РУЛЕМ (июль 2018). Автор Кирилл Милешкин, фото: Георгий Садков. Источник: m.zr.ru
Проверяем, стоит ли тратить деньги на переделку фар подержанной машины, «зрение» которой успели подсадить возраст и пробег.
Новые источники света – ксенон, светодиоды, матричная технология – вывели автомобильный свет на принципиально новый уровень. Но что толку от благих намерений инженерного гения, если они одновременно добавляют автовладельцам проблем? Пластиковые рассеиватели фар мутнеют, линзы выгорают – и лет через пять (а бывает, что и раньше) эффективность головного света заметно проседает. В возрасте семи лет иные машины вовсе «слепнут », несмотря на навороченное нутро. И что делать?
Рецепт на очки
Лекарства для лечения автомобильного зрения известны: замена ламп, восстановление линз, полировка рассеивателей. Максимальный эффект дают все средства одновременно, но на такую терапию решается далеко не каждый, предпочитая ограничиться полумерами. Замена фары в сборе – вовсе решение для сильных духом, ибо цены на ксеноновую и светодиодную светотехнику заставят взвыть даже людей с твердыми доходами. Поэтому мы решили проверить, что дает компромиссный вариант, набирающий популярность, – установка светодиодных линз в сборе. Это заметно дешевле, чем купить пару фар.
Нет-нет, мы не пропагандируем «колхозный» тюнинг, когда в галогенную оптику устанавливают ксеноновые или светодиодные лампы! Как показали многочисленные наши тесты (ЗР, № 5, 2018), ничего путного из этой затеи не выйдет, да и вписать такой тюнинг в рамки закона нельзя.
Штатный биксенон | Штатный галоген |
Штатный Bi-LED | Bi-LED-линзы Luma |
Речь о другом. Мы взяли на тест Bi- LEDлинзы фирмы Luma, соответствующие требованиям Правил ЕЭК ООН 112- 01, пункт 6.2.4 «Измерение освещенности ближнего света фары».
Линзы в сборе имплантируются в фары сравнительно просто. Посадочные места производители тюнинговых линз адаптируют под штатные элементы. Можно внедрить модуль и в рефлекторную оптику. Рассеиватель сейчас правильнее называть просто защитным колпаком, так как в современных фарах он не участвует в формировании пучка – за это отвечает линза. Так что самая большая сложность – отсоединить рассеиватель от корпуса для проведения работ, поскольку современную оптику делают неразборной.
Установка диодов
Прочитав много информации о LED-лампах, я решил установить их в линзу вместо ксенона. Единственная сложность, возникшая в процессе установки, несмотря на то, что диод был такого же типоразмера, как и ксеноновая лампа, мне пришлось немного увеличить посадочное место у линзы.
Причина этого вот в чем — линза в фаре не штатная, а рассчитанная на ксеноновую лампу, колба которой немного уже чем LED. Решение о покупке именно диодов S7 было обусловлено наличием гибкого радиатора охлаждения. Его можно удобно расположить в корпусе фары. Больше монтаж сложностей не вызвал. Все поместилось внутри фары и было подключено к штатной проводке.
Палата выздоравливающих
Мы долго выбирали группу тестовых машин для сравнительных испытаний на автополигоне. Остановились на популярном кроссовере Mazda CX-5 – не только потому, что он входит в топ-25 рынка, но и основываясь на информации от установщиков альтернативного света: они уверяют, что владельцы автомобилей японских и корейских марок чаще обращаются за подобными доработками, чем покупатели немецких машин. Но, конечно, установить линзы можно почти в любую модель.
Основу тестовой группы составили три СХ-5 первого поколения. В центре внимания – автомобиль с интегрированными в штатные фары Bi-LED-линзами Luma. Вместе с ним выступают такие же машины с нетронутым заводским светом: одна с простыми галогенками, вторая с биксеноном. Компания подобралась просто идеальная: вся троица – 2012–2013 годов выпуска, с пробегом 66 000– 67 000 км. Это значит, что рассеиватели фар этих машин потрепаны жизнью примерно в равной степени.
Мазды с галогеном и ксеноном мы никак не дорабатывали. Они выступают с родными лампами, которые работали без замены с момента покупки автомобилей у дилера, и с родными линзами, уже не самыми прозрачными. В этом суть нашего теста – сопоставить подсевший с годами штатный свет с альтернативным, который может установить каждый.
На роль идеального референсного автомобиля пригласили свежий CX-5 второго поколения со штатными LED- фарами. Все машины заранее проверили на предмет правильной регулировки фар.
Без светоотражающего жилета проводить тест затруднительно. Замершик передает зафиксированные значения по рации, но визуальный контроль его перемещений для правильного заполнения необходим.
Замена штатных линз под галоген на светодиодные BILED
Всем привет и с прошедшими ! Ввиду отвратительного штатного света галогенных фар было принято решение кардинально улучшить свет. В итоге остановился на светодиодных BILED линзах Alpha 5. Вот видео со сравнением этих линз и Optima Professional
Ну собственно сами линзы.
Вместе с линзами купил сразу же переходные рамки, которые пригодились. Без них установка невозможна. Теперь переходим к снятию переднего бампера. Честно говоря по описанию процесса все должно было проходить легко и быстро, но мой мастер изрядно помучался как снимать, так и ставить его. Нужно снять переднюю часть подкрылка, открутить звездочкой болт в соединении крыла и бампера. Потом снизу открутить защиту и болты крепления, потом сверху бампера все болтики на 10. после этого нужно сдернуть бампер вперед, но это не так просто, как кажется. В стыке крыла и бампера есть очень хитрые защелки, которые нужно приподнять, без манипуляции с ними бампер на двигается и создается впечатление, что что-то не откручено. В общем гемор порядочный.
На этом креплении тоже очень плотно сидит бампер
После этого откручивается болт сбоку, болты сверху, отсоединяем разъемы и фары в руках. Открываем заднюю крышку и нашей радости нет предела — огромное отверстие, позволяющее открутить старую линзу (4 болта под звездочку) без разбора фары ! Забегая вперед скажу, что ставится все также без разбора фары, а через отверстие можно прекрасно и основательно протереть внутреннюю часть стекла.
Состояние отражателя — вот почему линзы светятся, но не светят
Теперь прикручиваем переходную рамку к креплению новой линзы всего двумя болтиками, как на фотографиях ниже.
На штатном крепеже новой линзы откусываем бокорезами часть вот таким образом, чтобы штатными болтами потом притянуть ее к корпусу.
Вот как все будет. Снизу штатными болтами прикручиваем сразу и штатный крепеж линзы и переходную рамку. Сверху просто прикручиваем переходную рамку к корпусу, а рамка скреплена со штатным крепежом линзы болтиками из комплекта. Болтики ставить так, чтобы гайка была сверху.
В итоге все встает просто идеально ! Болт в болт !
В комплекте идет черное кольцо, которое нужно установить на линзу. И уже на это кольцо идеально садится декоративная серебристая родная маска. Ее нужно переставить.
Это обманки, купленные отдельно. Одним концом подсоединяемся к фишке H7, другой конец (слева на фото) откусываем и подсоединяем к проводам питания новых модулей.
А те провода, которые идут от вентилятора охлаждения модулей являются питанием шторки дальнего света и подключаются к проводам, идущим на питание лампы дальнего света. В итоге при включении дальнего поднимется шторка на линзе и загорится отдельная секция дальнего в фаре со штатной галогеновой лампе. «Двойной удар» )))
Потом подсоединяем блок розжига.
Мы установили блок розжига прямо в крышку фары, в итоге абсолютно все провода оказались внутри фары.
Слегка рассверлили крышку и блок розжига встал идеально !
Теперь проверка работоспособности и сборка в обратном порядке. Повторюсь, что с бампером большой гемор. При установке сначала бампер ставится без хитрых защелок в стыке крыла и бампера, а уже потом защелкиваются — и тогда бампер садится идеально.
Линза смотрится абсолютно как штатная.
Пора ехать на полировку фар
Включаем прожектор и сразу становится понятно, что свет обалденный !
Ближний и туманки
Только ближний
Свето — теневая граница
Дальний
Цена вопроса: 12 500 модули + 2250 обманки + 3500 работа мастера = 18 250 руб.
Изменено 11 января 2021 пользователем [email protected]
Свет против тьмы
Работа на автополигоне начинается привычно. Пока фотограф в сгущающихся сумерках ищет удачные ракурсы, команда расставляет на асфальте сетку из конусов. Расстояние между ними – 10 метров. У каждой вешки мы будем измерять люксметром освещенность, которую дают фары каждой машины, и по результатам замеров нарисуем световые пучки каждой фары. Границу света и тьмы проводим по значению освещенности в один люкс – всё, что ниже этого значения, с водительского места воспринимается как темнота.
Мазды с галогеном и ксеноном в режиме ближнего света выступили предсказуемо: дальность не самая впечатляющая. Свет «иссяк » на отметке около 70 метров. Обратите внимание на разницу в форме пучка: у газоразрядной оптики он сильнее смещен в сторону правой обочины.
Будь оба автомобиля новыми, превосходство ксенона было бы внушительнее. У его ламп уже к трехлетнему возрасту заметно проседает яркость, а нашему подопытному СХ-5 исполнилось пять лет. Именно по этой причине газоразрядные лампы рекомендуют менять парами. С галогенками же подобного не происходит.
Как только на исходную позицию вышли кроссоверы со светодиодными лампами, у «обходчика» конусов прибавилось работы. Машина со штатным светом добила до 150-метровой отметки. А установленные нами в четвертую машину светодиодные линзы перекрыли это достижение на 40 метров! Не спешите обвинять их в беспощадном отношении к глазам встречных водителей: самые дальние освещенные, по показаниям люксметра, конусы расположены на двух правых по ходу движения линиях – фактически на правой стороне дороги и на обочине.
Сравнение ближнего света
На фото слева: График светораспределения: ближний свет.
Непосредственно перед машиной и левее, где есть вероятность ослепить встречных, заводская LED-фара светит даже сильнее тюнинговой. Например, на левой средней линии на расстоянии 60 метров от машины в первом случае мы намерили два люкса, а во втором – один. Интересно, что для человеческого глаза картина складывается иначе. Это видно на фотографиях: неродные LEDфары светят ярче и равномернее штатных. В плюсы штатных запишем более широкий пучок на небольшом расстоянии от бампера, что помогает при маневрах на неосвещенных дорогах на небольших скоростях.
Изучив протоколы измерений в режиме ближнего света, мы уже догадывались, чего ждать от дальнего: в большинстве случаев сложившаяся иерархия сохраняется. В споре машин с LED-оптикой так и произошло. CX-5 второго поколения «достал» своим светодиодным светом до 240 метров, старая машина с установленными светодиодными линзами – до 280 метров. В обоих случаях это отменный результат, с которым можно уверенно чувствовать себя на трассе.
Галогенный свет «выстрелил» дальше ксенона: четверть километра против 220 метров. Помимо уже упомянутого снижения яркости газоразрядных ламп сыграл роль еще один фактор. У простенькой Мазды ближний свет и дальний работают от разных ламп. Вторая вступает в дело редко, и ее рефлекторная секция идеально сохраняется на протяжении многих лет. А ксеноновый свет на CX-5 бьет из одной лампы и через одну линзу. То есть расходует ресурс лампы и линзы по большей части ближний свет, но при этом одновременно страдает и дальний. Вот и результат: поездившая Mazda CX-5 с галогенками дала более эффективный дальний свет.
В каждом Bi-LED-модуле Luma установлено по шесть светодиодов. Каждый накрыт персональной миниатюрной линзой плюс одна бльшая общая. Все источники света работают постоянно. Переключение между ближним светом и дальним происходит с помощью подвижной шторки. Модули оснащены креплением, адаптированным под популярные линзы Hella и Koito, что упрощает замену.
Коротко о светодиодах
Итак, светодиодное автомобильное освещение. В его основе лежит использование светодиодов – полупроводниковых приборов, способных создавать оптические излучение (по факту свет) при пропускании эл. тока. Излучаемый свет лежит в довольно узком диапазоне спектра. Проще говоря, один светодиод может быть красным, а другой – синим. В наше время большинство светодиодов, использующихся в быту и в промышленном освещении, являются белыми. Их делят на два вида:
- Трехкомпонентные (RGG) или многокристальные светодиоды. Они включают в себя излучатели красного, синего и зеленого света. Объединенные в один корпус излучатели при одновременной работе выдают белый свет, хотя некоторые «перекосы» в сторону, например, синего наблюдать можно;
- Люминофорные светодиоды. Объединяют в одном корпусе фиолетовый или же ультрафиолетовый светодиод, а также синий светодиод. Также излучатели имеют слой т.н. люминофора, который придает свету некоторой желтизны (зависит от цвета свечения люминофора). Итоговая палитра стремится к чисто белому.
Запчасти на renault 10
Вода дистиллированная
1.1
Запчасти на mazda 2
Сальник рулевой рейки/механизма (см. типоразмеры) 1.25 FUJA
Как цветные, так и белые светодиоды могут похвастать высокой световой отдачей – в этом они могут сравниться, а иногда и превосходят металлогалогенные и натриевые газоразрядные лампы. В отличие от этих ламп, светодиоды имеют высочайшую механическую прочность. За счет отсутствия нити накаливания такой источник света может выдерживать как удары, так и сильные вибрации. Основа светодиода – кристалл – имеет большой эксплуатационный ресурс. Средний срок службы составляет 30 тысяч часов, но потенциально он может достигать даже 100 и более тысяч часов. Впрочем, кристалл «деградирует», вследствие чего яркость свечения падает, а сам светодиод спустя длительное время выходит из строя.
Одними из важнейших особенностей светодиодов, которые и определили их успех в автомобильной отрасли, являются следующие: отсутствие инертности (включение на максимальную яркость), различные углы излучения, низкая стоимость (пока это относительно), высокая безопасность. Хоть по отдельным показателям светодиоды могут уступать более привычным осветительным прибором, они имеют целый набор достоинств.
Результаты исследований линз Luma
Точка | Класс В, норма, кд | Результат, кд | Заключение |
B50L | ≤ 350 | 288,6 | cоответствует |
75R | ≥ 10 100 | 58 172,0 | cоответствует |
50R | ≥ 10 100 | 53 538,0 | cоответствует |
50V | ≥ 5100 | 57 310,3 | cоответствует |
Зона III | ≤ 625 | 276,2 | cоответствует |
Технические характеристики Bi-LED-модулей
Технические характеристики Bi-LED-модулей | |
Световой поток (дальний свет, на один модуль) | 2780 лм |
Световой поток (ближний свет, на один модуль) | 1750 лм |
Мощность | 44 Вт |
Цветовая температура | 5700 К |
Срок службы | 100 000 ч |
Гарантия | 6 лет |
На операцию!
На фото слева: График светораспределения: дальний свет.
В случае с Маздой СХ-5 прогресс оптики соответствует теории: ксенон лучше галогена, но хуже светодиодов. Годы достаточно быстро оставляют отпечаток на фарах – в полировке нуждаются рассеиватели всех трех взятых нами машин первого поколения. Иными словами, задуматься над доработкой головной оптики владельцам было бы нелишне.
Нештатные линзы качеством освещения дороги, признаться, поразили. Они заметно превзошли галогенки и ксенон, отработавшие под 70 000 км. Разница очевидна. Световые характеристики фар с такими линзами в чем-то даже лучше, чем у более навороченной и современной светотехники машин следующего поколения. Если вы цените отличный свет и вас не смущает стоимость переделки (от 15 до 30 тысяч рублей), замена линз будет отличным способом вернуть машине «зрение».
Вывод
Светодиодные лампы головного света – это будущее автомобильной оптики. Уже спустя несколько лет подавляющее большинство транспортных средств от крупных концернов будут комплектоваться именно LED-лампами ближнего и дальнего света. К этому «светлому будущему» хотят приблизиться и рядовые автолюбители, устанавливая подобные лампы вместе штатных галогенных и ксеноновых. К несчастью, многие LED-лампы или не соответствуют нормам, или уступают аналогам в качестве освещения. Ближе всего к идеалу приблизилась оптика от известных производителей, список которых можно видеть выше, но обходится она недешево. Вы хотите поставить модную светодиодную оптику просто для улучшения вида автомобиля, но не хотите тратить больших денег? Категорически не советуем так поступать – это небезопасно и навлечет на вас гнев других водителей на дороге.