Какие правила дорожного движения относятся к велосипедистам и водителям мопеда

Байкеры – полноправные и многочисленные участники дорожного движения. Система правовых отношений регламентирует статус и обязанности велосипедиста. Но зачастую двухколесное транспортное средство вызывает у водителей автомобилей раздражение. Велосипед теряется среди машин из-за малых размеров и бесшумного передвижения. По мнению автолюбителей, он появляется из ниоткуда, а велосипедист не знает правил и не заботится о собственной безопасности. Чтобы минимизировать конфликтные ситуации, правительство утвердило ПДД, которые базируются на Европейской Концепции и национальном законодательстве.

Обязанности велосипедиста

велосипедисты

По статистике, в 2021 году было совершено 5056 ДТП с участием байкеров. В результате погибло 382 и ранено около 5000 человека. В 2020 году показатель вырос на 5%. Езда по пешеходному переходу и навстречу автомобилям, игнорирование красного света светофоров и сигналов поворотов, перевоз грузов и пассажиров, многие другие нарушения – причина появления специального раздела в ПДД, в котором оговорены права и обязанности велосипедистов на дороге. Владелец двухколесного транспорта должен:

1. Знать и соблюдать ПДД.
  2. Следить за исправностью средства передвижения в соответствии со стандартными требованиями к техническому состоянию велосипеда.
  3. Оснастить двухколесный транспорт звонком и светоотражателями (белый – спереди, красный – сзади, оранжевые фонарики – по бокам).
  4. Отрегулировать рулевое управление, иметь надежные тормоза.
  5. Перед выездом проверить крепление седла, подкачать шины.
  6. Пропускать людей на переходах.
  7. Не быть помехой на дорогах, не создавать аварийные ситуации для участников движения.
  8. Специальными жестами заранее предупреждать о желании велосипедиста перестроиться, повернуть в сторону, затормозить или остановиться:
  • вытянутая рука (правая) в сторону поворота или левая, согнутая в локте под прямым углом, указывают на желание велосипедиста перестроиться или повернуть вправо;
  • изменение движения в другую сторону показывают левой рукой или же сгибают в локте правую руку под углом 90 градусов;
  • перед остановкой или торможением байкер должен поднять вверх выпрямленную руку.
  1. Велосипедист должен убедиться, что автолюбитель понял его намерения.
  2. Необходимо соблюдать требования безопасности:
  • ездить в единый ряд с другими велосипедистами (до 10 человек);
  • осуществлять движение по правому краю дороги, соблюдая расстояние до 1 м;
  • осуществлять объезд (обгон) машин только с левой стороны;
  • носить индивидуальные предметы защиты (велосипедный шлем, перчатки и пр.)

Байкер обязан выбрать для передвижения велосипедную дорожку, если она расположена рядом с трассой. При наличии препятствий (мусор, припаркованные автомобили) переезжают на проезжую часть.

Основные правила движения

Для безопасной езды на велосипеде необходимо соблюдать правила дорожного движения, ведь этот транспорт способен развить приличную скорость — до 40 км/ч, а спортивный с набором передач — и того больше. Разогнавшись и потеряв контроль над ситуацией, можно и человека сбить, и в ДТП угодить. Поэтому нужно быть предельно осторожным.

Сигналы маневров

Двигаясь по проезжей части, любители велопрогулок должны предупреждать других участников движения о предстоящих маневрах. Перед поворотом налево (направо) необходимо отвести в сторону левую (правую) руку. Стоит заметить, что поворот налево, за исключением специально оговоренных в ПДД случаев, велосипедистам запрещен. В данной ситуации перед перекрестком нужно спуститься и перейти его в режиме пешехода, ведя своего «железного коня» за руль, а затем снова сесть на байк и продолжить следовать по намеченному маршруту. Перед торможением нужно вытянуть вверх правую или левую руку.

При езде в колонне применяется еще один сигнал. Он подается для тех, кто едет сзади. Опущенная вниз рука говорит о наличии ямы с той стороны, с которой опущена конечность. Согнутую в локте руку для подачи сигналов лучше не применять (они для водителей авто), чтобы не вводить в заблуждение едущих сзади.

Про велосипед и велосипедистов [часть 1/5]

Рядность движения и полосы

Дорожная разметка делается для автомобилей, поэтому велосипедистам разрешается ехать только по правой полосе ближе к обочине, чтобы не мешать другим ТС, скорость которых значительно выше. По скоростным автомагистралям велобайкерам перемещаться запрещено. Перестраиваться на другие полосы тоже нельзя. Исключение составляет разворот при отсутствии на дороге другого транспорта.

Если любители велопрогулок едут в колонне, они должны придерживаться специальных правил:

• двигаться только в один ряд;
  • при ширине байков не более 0,75 м допускается 2-рядное движение;
  • большая колонна делится на группы по 10 байкеров или пар (при 2-рядном движении);
  • между группами выдерживается дистанция 80—100 м (для облегчения обгона).

Велобайкерам разрешен обгон других ТС, если маневр не мешает остальным участникам движения. Обгон совершается с левой стороны.

Движение колонны велосипедистов на Вело день в Курске 26 мая 2021 г ...

Поведение на светофоре

Велосипедисты, как и другие водители транспортных средств, должны внимательно следить за сигналами светофора и безукоснительно им следовать: останавливаться на красный, движение начинать, когда загорится зеленый. Но у них есть одно преимущество — переход в режим пешехода. Если этим грамотно пользоваться, можно сократить время стоянки на перекрестке. При езде по тротуару, приближаясь к перекрестку, нужно слезть с велосипеда.

Пересекать перекресток по пешеходному переходу на байке нельзя. Нужно вести его за руль. Закончив переход, можно снова оседлать «железного коня».

Если дорога имеет для движения только одну полосу, и нет трамвайных путей, велосипедисту разрешается поворот налево.

Пересечение перекрестков

Когда обстановка на перекрестке регулируется светофорами, все гораздо проще. Остается только внимательно следить за сигналами и правильно им следовать. На нерегулируемых перекрестках необходимо знать правила их проезда, которые опубликованы в ПДД. Сначала пропускают весь транспорт, движущийся по главной дороге. Если дороги на перекрестке равнозначные, при движении прямо предварительно пропускают транспорт, движущийся в поперечном направлении с правой стороны. При повороте налево (который в большинстве случаев велосипедистам запрещен) пропускают все ТС, движущиеся справа и прямо на встречном направлении.

Чтобы правила проезда перекрестка было проще запомнить, в водительской среде есть понятие «помеха справа». При движении прямо или налево необходимо пропустить весь транспорт, находящийся справа от велобайкера. Приближающийся по встречной полосе автомобиль, если водитель велосипеда решит повернуть перед ним налево, тоже станет «помехой справа», следовательно, его надо обязательно пропустить.

Получается, что самым легким на нерегулируемом перекрестке является поворот направо. Но для любителей велопрогулок и он не является простым, когда рядом находится автомобиль, также поворачивающий направо. В данной ситуации байк может оказаться в мертвой зоне, автомобилист его не заметит и начнет маневр, рискуя нанести травму сидящему за рулем велосипеда. То же самое может произойти, если водитель машины хочет выполнить правый поворот, а владелец велобайка едет рядом с ним прямо.

Проявлять внимание нужно и в других ситуациях. Даже будучи уверенным в своей правоте, перед началом маневра следует убедиться, что другие водители видят велосипедиста и знают, в каком направлении он начнет двигаться в следующий момент.

Безопасная езда на велосипеде в городе | ЦЕНТР ПРОПАГАНДЫ ...

Перевозка детей

Люди семейные нередко пользуются двухколесным транспортом, чтобы отвезти ребенка в детский сад. При этом они задаются вопросом, запрещается ли перевозка детей на велосипеде . Малышей до 7 лет можно перевозить только при наличии специального кресла, которое крепится либо на раме, либо на багажнике. В первом случае ребенка при перевозке видно, и это огромный плюс, но на заднем сиденье малышам ездить гораздо удобнее. Детей старше 7 лет и взрослых пассажиров тоже можно перевозить, если это предусмотрено конструкцией велосипеда. Узнать об этом можно в руководстве по эксплуатации.

Детское сиденье на велосипед на раму - виды, достоинства и ...

Поведение на пешеходных переходах

Здесь велобайкер может вести себя и как водитель, и как пешеход. В первом случае, при приближении к пешеходному переходу, он должен затормозить и беспрепятственно пропустить пешеходов через проезжую часть. Во втором случае, велосипед ведут за руль рядом с собой, двигаясь по переходу в одном потоке с пешеходами.

Педалируем правила. Памятка велосипедиста

Световая маркировка велосипедов

Езда в темное время суток опасна, поэтому все байки должны оснащаться световыми маркерами. С обеих сторон каждого колеса устанавливаются световозвращающие элементы. Должны быть и фонари. Спереди — белого цвета, сзади — красного.

Наибольшую опасность езда без световых опознавательных знаков представляет осенью, когда снега еще нет. В такой ситуации водители автомобилей не видят велосипедиста, передвигающегося по краю проезжей части, пока он не попадает в луч фар. Когда такое происходит, у водителя авто остается слишком мало времени, чтобы среагировать, поэтому наибольшее число сбитых велобайкеров приходится именно на этот период.

Обозначь себя! - Как правильно кататься ночью

Разрешено

Профессионалы обращают внимание на противоречивость действующих норм ПДД. Например, кандидат юридических наук Ф. Зеймалов утверждает: правовой статус велосипедиста как участника дорожного движения нуждается в совершенствовании. Может ли человек, управляющий двухколесным транспортом, передвигаться по крайней полосе и поворачивать направо? Разрешено ли подросткам кататься по автомобильной дороге или обочине? Как должен поступить велосипедист, если направления движения пересекаются, а порядок очередности не работает в отношении байкера?

Где можно ездить на велосипеде

1 . Можно ли ездить на велосипеде по проезжей части дороги? Можно, если ваше транспортное средство соответствует вышеуказанным требованиям, а вам самому больше 14 лет. При этом вы должны держаться как можно правее, (хотя интервал в ПДД не обозначен) и стараться не создавать помех другим участникам движения.

Это значит, что вы не обязаны жаться к обочине или ехать по ней, чтобы торопящиеся автомобилисты могли не тратить время на объезд вашего байка. Берите правее, но смотрите, чтобы под колесами был нормальный асфальт, вы такой же участник движения.

Есть еще один психологический момент — водитель авто всегда постарается просочиться на скорости между вами и занятой встречной полосой, если вы даёте ему такую возможность. На узкой дороге с встречным трафиком жаться к обочине просто опасно — машины будут проходить мимо вас впритирку, не снижая скорости. Лучше занять понятную для всех позицию на дороге, чтобы у автомобилистов не возникало вредных желаний.

Если за вами скопилась целая колонна машин, то не стоит быть принципиальным — уйдите на обочину и пропустите страждущих.

2 . Можно ли ездить по тротуарам? Спорный пункт, который всегда вызывает бурю эмоций в комментариях. Для начала, давайте договоримся, что тротуар — это именно тротуар, а не смешанная велодорожка. ПДД утверждают, что движение на велосипеде по тротуару запрещено лицам старше 14 летнего возраста, но тут же в статье 24.2 мы видим следующее исключение:

Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по тротуару или пешеходной дорожке — в следующих случаях: отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;

Получается, если нет возможности двигаться по правому краю проезжей части, можно перейти на тротуар. Правый край дороги замусорен, закрыт снегом, припаркованными автомобилями, строительной техникой и т.д.

В любом городе, не заточенном под велосипедное движение правый край проезжей части будет труднодоступен, поэтому вы имеете полное право воспользоваться тротуаром, и эцелоп не имеет права вас бить по ночам полиция не имеет права вас штрафовать. На тротуаре велосипед не имеет никакого преимущества и в случае ДТП с пешеходами ситуация будет трактоваться против вас.

Кроме этого, пункт ПДД 24.6 гласит, что «если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов».

Так же вы не имеете преимуществ на смешанной велопешеходной дорожке, езда там весьма нервное дело, потому что с одной стороны вы вроде как бы на законной территории, а с другой — пешеходы рассматривают это место, как тротуар.

Соответсвенно, как правило, люде не контролируют своих детей и домашних животных, поэтому лучше не разгоняться и сохранять внимание всё время.

Ответственность велосипедистов за нарушения ПДД

велосипедист говорит по мобильному

Нормативные документы содержат основные требования и санкции по отношению к велосипедистам, нарушающим закон. Это ПДД (п.24) и КоАП (ст. 12.29). Байкеры, как и водители автотранспорта, являются участниками дорожного движения. Нарушения фиксирует госавтоинспектор, который имеет право сделать предупреждение, оформить протокол, выписать штраф. Административная ответственность за управление двухколесником пьяным водителем закреплена п.27 ПДД. Ужесточение санкций оговорено в Кодексе об административных правонарушениях.

Штрафы (от 800 руб. и выше) накладывают за нарушение правил без нанесения ущерба другим лицам. Если по вине велосипедиста люди получили травмы, денежные взыскания увеличиваются на 200–700 руб. Административная ответственность наступает с 16 лет.

Перечислим, за какие нарушения могут наказать:

• создание помех на дороге;
  • езда в состоянии опьянения;
  • нанесение вреда здоровью другому участнику движения;
  • перевоз груза, не соответствующего габаритам велосипеда;
  • поворот (разворот) на дорогах с трамвайным движением;
  • пересечение полос, обозначающих одно направление;
  • буксировка транспортных средств;
  • пересечение на велосипеде пешеходного перехода;
  • отсутствие звукового сигнала и светоотражателей;
  • создание аварийной ситуации;
  • поездка на неисправном велосипеде;
  • катание без опоры на руль или если ноги подняты на раму;
  • перевоз пассажиров.

Основные нарушения

Наиболее частым нарушением является езда на велосипеде по пешеходному переходу. Причем сами байкеры нарушением это не считают. Водители не обязаны пропускать на переходе велобайкеров, ведь это не пешеходы. Потому и сбивают машины их часто. В школьные каникулы от незнания этого нюанса страдает много детей. Могут пострадать и пешеходы, когда поток плотный, а скорость двухколесного средства большая.

Вторым наиболее часто встречающимся нарушением является езда по краю дороги во встречном направлении. Пешеходам это делать разрешено, если рядом нет тротуара. Но велосипедисты к ним не относятся, когда сидят в седле, хотя искренне верят, что в данном случае поступают правильно.

Менее часто встречаются и другие нарушения:

• езда без рук;
  • перевозка детей и пассажиров на непредусмотренных для этого байках;
  • транспортировка негабаритного груза, когда багаж выступает за габариты велосипеда более полуметра по ширине;
  • езда по автомагистралям;
  • левый поворот при наличии двух и более полос для движения, а также трамвайных путей;
  • использование байка в качестве буксира.

без рук на велосипеде - YouTube

Что такое велосипед?

Первое и самое важное понятие мы берем его прямо из пункта 1.2 правил дорожного движения:

“Велосипед” – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Отсюда следует, что все пункты правил дорожного движения, относящиеся к транспортным средствам, относятся, в том числе и к велосипедам.

Более того, с апреля 2014 года все велосипеды с электродвигателем мощностью более 0,25 кВт, автоматически не отключающийся при скорости 25 км/ч приравнены к мопедам, что обязывает иметь права категории «М» и кататься со шлемом!

Тот же пункт, второе важное понятие:

Поэтому как только велосипедист слез с велосипеда и ведет его рядом с собой, все его права и обязанности приравниваются к пешеходным.

Действия велосипедиста после ДТП

К сожалению, передвижение по дорогам, имеет и негативные последствия, в виде возможного ДТП с участием велосипедистов и автомобилистов.

У многих складывается ошибочное мнение, что чаще всего виноват именно велосипедист, так как принято считать, что именно эта категория людей не владеет информацией о правилах дорожного движения.

В случае ДТП необходимо вызвать скорую помощь, и сообщить в полицейский участок о совершенном ДТП. При этом нельзя покидать место аварии и передвигать объекты столкновения (машина, велосипед). Желательно сфотографировать место происшествия и взять контактные данные очевидцев случившегося.

Лучшие статьи : Веломобиль своими руками

Необходимо дождаться сотрудника полиции, который сможет, изучив сложившуюся ситуацию, принять верное решение согласно спорных сторон участников аварии.

Ну, а в завершении хотелось бы добавить, что знаки ПДД для велосипедистов установлены не просто так, и если уделить определенное время на их изучение, то можно избежать множества опасных ситуаций.

Видео о ПДД для велосипедистов:

Нужны ли права, чтобы ездить на велосипеде по дороге

Нет, права не нужны, и это всегда вызывает недоумение — человек не знает ПДД, не несет полной ответственности за свои действия (штраф до 1500 рублей за пьянку это просто смешно), при этом имеет право выезжать на проезжую часть.

На мой взгляд, было бы логичным выдавать сертификаты для движения на велосипеде по дорогам, например, дневной курс по основным положениям ПДД и экспресс тест на их понимание. Скорее всего, к этому мы рано или поздно и придем. А там и ОСАГО, и дорожный налог, и техосмотр. Мда…

Должен ли я надевать светоотражающий жилет и когда?

Обязаны. Световозвращающие жилеты или накидки уже наделали много шума с момента введения 18 марта 2021 года. Но мало кто задумывался, что велосипедисты не исключение из Правил.

Обязанность надевать жилеты накладывает пункт 2.3.4 ПДД, и он говорит о водителях всех транспортных средств, а не только механических – то есть автомобилей.

Кроме того, пункт 24.10 рекомендует велосипедистам при движении в тёмное время суток, в дождь или туман установить или надеть что-либо со светоотражающими элементами.

Таким образом, велосипедисты обязаны в случае вынужденной остановки или при ДТП, находясь на проезжей части или на обочине в тёмное время суток вне населённого пункта, надеть светоотражающую одежду по ГОСТу.

Если нет с собой жилетки

Как можно заметить, лазейка проста: просто покиньте дорогу и стойте в стороне

Обратите внимание, нужно также сойти и с обочины

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )