Применение лакокрасочных материалов довольно широкое и разнообразное. Современные технологии химической промышленности позволяют внедрять их всё в новые и новые всевозможные области, отрасли и производства. Разработка передовых видов средств, использующихся для покрытия поверхностей, носит специализированный характер. То есть определенное назначение краски требует наличия у нее необходимых для этого свойств. Это увеличивает эффективность продукции, позволяя сократить потребляемые объемы на одном и том же участке в результате повышения качественного уровня материалов и их долговечности.
Дорожная разметка в России
Таким образом, происходит экономия денежных средств. А это очень важный показатель, особенно если использование лакокрасочной продукции имеет место в делах государственного назначения, ведь траты покрываются за счет выделений из бюджета.
Есть такое выражение в России, что две основные проблемы, с которыми происходит столкновение всеми и повсеместно, — это дураки и дороги. Сделаем акцент на последнем. Состояние дорожного полотна на всей его протяженности оставляет желать лучшего. Есть, конечно, отдельные куски трасс, которые соответствуют все установленным показателям и не вызывают нареканий. Но в целом положение не очень.
Это связано с наличием ям, неровностей, неверных либо отсутствующих в некоторых местах разметочных полос движения, по которым следует ориентироваться автомобилистам. Это приводит к частым авариям при участии пешеходов, водителей легковых и грузовых машин. Как итог – причинение вреда здоровью и жизни людей (легкая, средняя, тяжелая степень тяжести), нанесение материального ущерба имуществу собственников, застопоривание движения транспортного потока и многие другие негативные последствия.
Одним из способов частичного решения имеющейся проблемы, касающейся разметки, может стать использование высококачественных материалов лакокрасочной промышленности для нанесения опознавательных элементов на асфальтированную поверхность. Это становится возможным благодаря созданию средств, предназначение которых — исключительное выполнение этой задачи.
А теперь подробнее рассмотрим каждый из вопросов: о разметке дорожного полотна, ЛКМ для ее нанесения (характеристика отдельно каждого вида), способах, которыми можно осуществить этот процесс, техническом сопровождении, условиях, изменяющих состояние краски, имеющейся на асфабльтовой поверхности.
«Дорожная разметка»: основные положения
Разметка дороги есть маркировка, выполненная определенным способом и наносящаяся на дорожное полотно. Её основная функция – информирование передвигающихся лиц с целью упрощения их перемещения на опасном участке пути.
Это понятие довольно часто встречается в Правилах дорожного движения. Там же предлагается разделение ее на два вида и характеристика каждого. Существует горизонтальная и вертикальная разметка в зависимости от того, на какую поверхность (горизонтальную или вертикальную) наносится лакокрасочное покрытие.
Процесс нанесения регулируется рядом правовых актов. Среди них различные ГОСТы и ведомственные положения о строительстве. Например, ГОСТ Р 51256-99.
Качественный уровень нарисованных полос движения определяется и показателями лакокрасочной продукции, ее основными чертами, воздействием, которое оказывается различными факторами непосредственно в процессе ее эксплуатации, тоже.
«Технониколь АК» (эмаль)
Эта краска для дорожной разметки является однокомпонентным лакокрасочным материалом, который наносится холодным способом. В его составе – высокодисперсные пигменты и наполнители.
«Техниколь» не нужно разводить, поэтому она полностью готова к использованию. С ее помощью можно наносить горизонтальные разметки на проезжей части, на асфальтобетонном и бетонном покрытии. Краска поставляется в нескольких модификациях, специально рассчитанных на сферу применения – это могут быть автодороги федерального, регионального или межмуниципального значения, а также иные дороги и тротуары.
Рекомендуемым расходом данной краски является от 400г/м² до 700 г/м², в зависимости от того, какого типа основание.
Краска для нанесения дорожной разметки
Вещества для асфальтовых поверхностей условно делят на две категории:
- Используемые в большинстве случаев. Среди них специализированные краски, характеризующиеся особой устойчивостью, группа пластиков. Большая роль отводится именно краскам и термопластикам.
- Применяемые в отдельных ситуациях. Это брусчатка (из клинкера или керамики), крошка (из фарфора), бетон (из цемента, асфальта или полимера), кнопки (из металла) и отдельные блоки.
ЛКМ для дорожного полотна – это многокомпонентные смеси. В их составе от 4 и более составляющих: пигменты, полимеры, добавки, наполнители. Самый важный элемент, определяющий качество разметки, её долговечность, — это полимер.
Качественный показатель нарисованных линий зависит также от технологии нанесения краски. Бывает два способа: холодный и горячий. Некоторые красочные материалы могут наноситься только определенным образом. Первый метод позволяет не обновлять покрытие до двух лет. Второй часто применяется на дорожных объектах с повышенным скоростным режимом (трассах и автострадах). Есть еще одна довольно распространенная группа продуктов, обеспечивающих светоотражение.
Технология шумовых полос
Между тем есть технология нанесения продольных шумовых полос, не допускающая риска разрушения покрытия. Прелесть ее еще в том, что шумовая полоса идеально вписывается в размер обычной разделительной полосы. Еще бы – она сама таковой и является, выполняя по совместительству роль шумовой. Смешно сказать, для нанесения шумовой разметки не нужно привлекать какие-то дополнительные ресурсы – операция и так заложена в смету организации, эксплуатирующей дорогу.
Существуют требования, регламентирующие данную технологию. Согласно техническим требованиям к дорожной разметке на автомобильных дорогах общего пользования, прописанным в межгосударственном стандарте ГОСТ 32953–2014, горизонтальная разметка по свойствам поверхности разделяется на разметку без структурной и профильной поверхности и разметку со структурной или профильной поверхностью (говоря иначе, шумовую). Разметка со структурной поверхностью выполняется «из отдельных фрагментов, степень заполнения линий которой при нанесении составляет от 25 до 75% и толщиной не менее 1 мм». Разметка с профильной поверхностью наносится «с чередующимися выступами различной формы, степень заполнения линий которой при нанесении составляет 100%». Как сказано в ГОСТе, «горизонтальная разметка со структурной и с профильной поверхностью обеспечивает вибрационное (шумовое) воздействие на водителей транспортных средств, информируя их о наезде на эту разметку».
Технические условия к шумовым полосам на автомобильных дорогах общего пользования определяются в ГОСТ 33025–2014. По виду используемого материала и технологии устройства шумовая полоса, согласно этому стандарту, делится на выполненную из термопластиков и холодных пластиков для горизонтальной дорожной разметки со световозвращающей поверхностью, либо из цветных покрытий противоскольжения, либо методом фрезерования дорожного покрытия. В примечании отмечено, что термопластики, холодные пластики и цветные покрытия противоскольжения применяются для устройства поперечных шумовых полос. Однако в следующем пункте стандарта сказано: «допускается применение других материалов и технологий для изготовления шумовых полос, обеспечивающих выполнение требований настоящего стандарта». При этом «для обеспечения безопасности дорожного движения путем визуального и вибрационного эффекта допускается применение для устройства продольных шумовых полос горизонтальной дорожной разметки со структурной и профильной поверхностью по ГОСТ 32953». Таким образом, стандартом допускается в качестве продольной шумовой полосы применять горизонтальную разметку со структурной и с профильной поверхностью.
Холодный способ и соответствующие ему ЛКМ
Таким способом наносится три группы лакокрасочных покрытий:
- Краски, в составе которых есть растворители органического типа;
- Водно-дисперсионные;
- Холодный пластик.
Первый тип материалов представлен, в основном, водостойкими красочными продуктами. Раньше использовалась эмаль ЭП-5155, но по своим свойствам проигрывала зарубежным образцам. Был учтен опыт других государств, наши разработки и на свет появилась краска нового типа – ВМД (водостойкая маркировочная дорожная).
Второй вид отличается повышенным уровнем экологической безопасности, что выделяет его на фоне других «собратьев». Однако и здесь есть свои недостатки: длительный срок высыхания поверхности, низкий показатель долговечности в период эксплуатации дорожного полотна.
Холодный пластик заметно повышает последний упомянутый факт, продлевая срок службы до двух, а в некоторых случаях – трех лет. Для сравнения: обычно горизонтальная разметка требует нового нанесения уже по истечению года. Этот вид появился в России довольно-таки недавно.
Группу эмалей, наносимых холодным способом, составляют помимо ранее упомянутого номера:
- 5155,
- АК-505,
- АС-554,
- ЭП-5327.
Горячий тип нанесения материалов
По некоторым аспектам этот способ эффективнее предыдущего.
К его достоинствам можно отнести:
- Увеличенный срок службы покрытия, нанесенного горячим методом. Это связано с заметным утолщением слоя материала, используемого для разметки.
- Менее затрачиваемое по времени производство благодаря полностью механизированному процессу.
Но есть и довольно ощутимые слабые места, даже можно сказать, сложности. В первую очередь, это вопрос цены. Горячее производство дороже холодного в несколько раз. Во-вторых, необходим постоянный контроль температурного режима в автомобильных ёмкостях с лакокрасочными материалами. В-третьих, нужна специальная техника, которая предназначена именно для этого.
Несложно догадаться, что основной материал, предназначенный для такого типа нанесения, — термопластик («термо» значит тепло, жар).
В качестве примера этого вида продуктов можно привести термопластики:
- «Мегопласт»,
- «Технопласт»,
- ТПК,
- ТПК-Н,
- тестура М-1, М-2.
Техника для нанесения маркировки
Когда речь идет о нанесении дорожной разметки на большие площади, стоит отдать предпочтение механизированному способу. Существует целый ряд специальных машин, предназначенных для этого. Благодаря их использованию повышается уровень качества, а также правильности оформления линий.
Маркировочная автомобильная техника должна включать в себя следующие элементы:
- технологические узлы;
- датчики контроля температурного режима;
- приборы для нанесения различных по размеру линий и распыления других компонентов;
- распылительные форсунки;
- регулировщик давления в ёмкости с материалами.
Россия такое оборудование обычно закупает у заграничных поставщиков, которые уделяют вопросам разработки специализированной техники для нанесения дорожной разметки более пристальное внимание.
Световозвращающие материалы
Чтобы сделать разметку видной на дороге, её создают яркой, со светоотражающими свойствами. Это обеспечит её заметность в плохую погоду и в темноте. Может отражаться свет фар, для этого используются микрошарики из стекла – их наносят поверх краски или смешивают с ней, а иногда два этих способа применяются одновременно. Желательно, чтобы верхний слой шариков не был полностью погружен в жидкость, а процентов на 60 выступал из неё – это обеспечит наилучший эффект.
Диаметр таких сфер 100-160 кмк, благодаря этому они отражают свет при любой погоде.
Факторы воздействия на дорожное полотно
На протяжении всего срока службы на линии разметки влияет ряд факторов, определяющий, насколько покрытие износостойкое. Множество исследований было произведено в целях их выявления. Было установлено, что летний сезон характеризуется меньшим износом слоя краски, чем зимний. Это связано с температурным режимом и резкими передами в холодное время года.
Итак, от чего же зависит, как долго не сойдут информационные линии с дороги?
- Степенью изменения структуры самого лакокрасочного материала;
- Степенью изменения структуры асфальтового или бетонного покрытия;
- Взаимодействием наносимого вещества с тем, которое подвергается окраске;
- Влияние температурного режима;
- Загруженность дороги автомобилями (средняя проходимость);
- Другое.
Главным элементом в составе лакокрасочных материалов является полимер, так как он выполняет связующую, соединяющую функцию.
Выводы
Как мы видим, рынок специализированных материалов лакокрасочной промышленности, предназначенных для нанесения дорожной разметки, очень широк. Есть как отечественные разработки (например, краска ВМД), так и импортные.
Ситуация на дорогах во многом зависит от правильно организованного пространства проезжей части. Эффективность разметочного процесса зависит от применения того или иного материала (в приоритете краски узкой направленности – только для дорог), способа его нанесения (холодный или горячий), техники, используемой при дорожных работах и не только.
Новые разработки в химической отрасли России позволят в дальнейшем поднять качественный уровень покрытий, увеличить степень сцепления с дорожным полотном. Главное направление, которому стоит уделить пристальное внимание, — повышения срока службы лакокрасочных материалов дорожного назначения с целью экономии денежных средств государства. Это также может способствовать выходу на более высокий уровень рынка в данной сфере, появлению положительной тенденции в объемах продаж лакокрасочных материалов.
Как нанести разметку на парковке
На открытых и закрытых парковках, стоянках должно быть строгое обозначение мест для стоянки автомобилей, пешеходных переходов, навигационных стрелок. Дополнительно проводятся окраска колонн и нумерация машиномест. Все принципы маркировки нормируются ГОСТ 52289-2004, в особенности места для лиц с ограниченными возможностями.
Стандартные параметры парковочного места: длина – 5 м, ширина – 2.5 м, 3.6 м – для инвалидов. Учитывается ширина проезда – 6 м, ширина линий разметки – 10 см.
Для подобных работ рекомендовано использовать дорожные краски, холодный или горячий пластик, эпоксидные, полиуретановые краски. Предварительно проводится подготовка, замеры и расчет парковочных мест с учетом общей площади, числа машиномест, ограждений и возможностей территории. Покрытие должно быть тщательно очищено от мусора и грязи.
Выбранный материал наносят при помощи специального оборудования, в редких случаях ручным способом. Обязательное условие – ограждение мест размещения огнетушителей, выходов, пожарных кранов светоотражающими красками, лентами.
Технические требования к материалам для дорожной разметки
Таблица 1. Координаты цветности высушенной пленки красок (эмалей), отвердевших термопластиков и холодных пластиков должны соответствовать таким значениям.
Цвет | Обозначение координат цветности | Координаты угловых точек цветовых областей | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Белый | 0,355 0,355 | 0,305 0,305 | 0,285 0,325 | 0,335 0,375 | |
Желтый | 0,443 0,399 | 0,545 0,455 | 0,465 0,535 | 0,389 0,431 | |
Оранжевый | 0,506 0,404 | 0,570 0,429 | 0,610 0,390 | 0,585 0,375 | |
Черный | 0,260 0,310 | 0,345 0,395 | 0,385 0,355 | 0,300 0,270 | |
Синий | 0,070 0,200 | 0,208 0,272 | 0,225 0,228 | 0,115 0,083 | |
Примечание – координаты цветности не нормируются для красного цвета. |
Таблица 2.Коэффициент яркости высушенной пленки красок (эмалей),отвердевших термопластиков и холодных пластиков должен соответствовать таким значениям.
Цвет | Класс разметочного материала | Коэффициент яркости bv, %, не менее | |
Белый | В7 В6 | 80 70 | |
Желтый | В4 В3 | 50 40 | |
Оранжевый | В3 В2 | 40 30 | |
Черный | В0 | Не нормируется | |
Синий | В0 | Не нормируется | |
Красный | В0 | Не нормируется |
Таблица 3. Плотность материалов для дорожной разметки должна соответствовать таким значениям.
Материал | Плотность, г/см3, не менее |
Краска (эмаль) | 1,5 |
Термопластик | 1,9 |
Холодный пластик | 1,8 |
Спрей-пластик | 1,7 |
Таблица 4. Условная вязкость красок (эмалей) должна соответствовать значениям,с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.
Класс разметочного материала | Условная вязкость, с |
УВ2 УВ1 | От 120 до 180 включительно Не менее 80 |
Таблица 5. Степень перетира красок (эмалей) должна соответствовать значениям, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.
Класс разметочного материала | Степень перетира, мкм |
СП2 СП1 | Менее 50 От 50 до 70 включительно |
Таблица 6. Массовая доля нелетучих веществ красок (эмалей) должна соответствовать значениям, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.
Класс разметочного материала | Массовая доля нелетучих веществ, %, не менее |
НВ2 НВ1 | 75 70 |
Горячий способ нанесения разметки
Нанесение разметки – процесс, требующий внимательного подхода и к материалам, и технологиям. Кроме красок и холодного пластика, в этих целях могут использоваться термопластичные лакокрасочные материалы. Они привлекательны увеличением толщины наносимого слоя и, соответственно, более высоким сроком его службы. С другой стороны, термопластики стоят дороже, поэтому их используют в основном на участках, на которых очень высока интенсивность изнашивания. Наносится такая разметка исключительно механизировано. Среди популярных термопластиков можно отметить:
- «Маркер» — этот термопластичная краска желтого цвета, которая представляет собой сыпучую смесь белого цвета на основе нефтеполимерных смол, пластификаторов, синтетического каучука и минеральных наполнителей. С помощью этого состава можно наносить горизонтальную дорожную разметку на автомобильных дорогах, которые обладают интенсивностью движения и высокой нагрузкой.
- «Мегопласт-Премиум». Этот термопластик используется при нанесении осевых линий разметки, стоп-линий и стрелок на дорожном покрытии. Обладает высокой стойкостью к перепадам температуры и истиранию. Для нанесения материала используются маркировочные машины на сухую поверхность.
Расход термопластика на покрытие толщиной в 3-5 мм — 8-10 кг/м².