Как доказать невиновность в ДТП, если сначала признал вину под протокол


Презумпция невиновности

Кодекс РФ об административных правонарушениях в статье 1.5 раскрывает такое понятие, как презумпция невиновности лиц, подозреваемых в совершении административно наказуемых деяний. В чем заключается суть презумпции невиновности:

  1. Наказание водителю может быть назначено только в том случае, если в совершении противоправного действия установлена его вина (часть 1). При этом вина может быть, как умышленной, так и в форме неосторожности.
  2. Для того, чтобы признать водителя виновным в нарушении, необходимо доказать его виновность в установленном законом и подтвердить ее постановлением уполномоченного сотрудника ГИБДД или суда, вступившими в законную силу (часть 2).
  3. Подозреваемый водитель не обязан доказывать свою невиновность. Сбором доказательств и установлением вины должны заниматься сотрудники ГИБДД и суд (часть 3). Исключение касается фиксации нарушений камерами фото- и видеонаблюдения.
  4. Если существуют малейшие сомнения в том, что водитель виновен в совершении ДТП или другого административного правонарушения, он считается невиновным (часть 4).

Наиболее типичные случаи, когда требуется доказывать невиновность

Ситуации на дорогах, приводящие к столкновениям очень разнообразны, поэтому дать универсальные рекомендации практически невозможно. Далее я рассмотрю, как надо доказывать невиновность в наиболее распространённых случаях, при которых возникает спор о вине.

Когда ДТП произошло на перекрёстке

На перекрёстках случаются самые разнообразные аварии, поэтому доказательства будут, что и при любом спорном ДТП: видеозапись, показания свидетелей, экспертиза повреждений и грамотное юридическое обоснование невиновности.

Обычно основным аспектом, определяющим виновность в подобных ситуациях, является ответ на вопрос, кто имел преимущество. Очень часто именно на перекрёстках происходят аварии, в которых устанавливается обоюдная вина.

Если при совершении ДТП был пьян

Состояние опьянение при вождении транспортного средства – серьёзное правонарушение опасное для окружающих, за которое водитель будет наказан независимо от виновности в ДТП. Сделать вывод о нахождении в нетрезвом состоянии за рулём должностное лицо может только по результатам медосвидетельствования. Показания свидетелей и прочее по постановлению Верховного Суда не может приниматься в качестве доказательств нахождения в нетрезвом виде.

Статья в тему: Вся правда о наказании за ДТП в нетрезвом виде: когда, за что и какое оно будет + статистика происшествий

Но если при освидетельствовании будет обнаружен алкоголь, будет однозначно решено, что водитель в таком состоянии находился и в момент аварии. Поэтому не употребляйте алкоголь и спиртосодержащие продукты и лекарства после попадания в ДТП до прохождения освидетельствования.

Примечание. Нахождение в авто на стоянке в пьяном виде согласно решению Верховного Суда не является правонарушением, следовательно, не наказывается .

Когда пьяный за рулём – не виновник

Но не всегда алкогольное опьянение приводит к аварии, например, лихач врезается в стоящую на светофоре авто, водитель которой нетрезв. Явно видно, что находящийся за рулём невиновен в аварии.

Но часто бывает так, что на нетрезвого пытаются повесить всю вину в аварии, или сделать вину обоюдной. Ведь он был пьяным за рулём! В этом случае, впрочем, как и при любом другом понадобится обращение в суд, в котором будут установлено, что именно привело к ДТП и кто является виновником.

Если ты уходил от столкновения и попал в аварию

К сожалению, согласно действующим правилам, всё, что можно делать при возникновении опасности столкновения – это тормозить в своей полосе. И очень часто уходящих от столкновения, но всё-таки попавших в ДТП объявляют виновником, в то время как спровоцировавший аварию остаётся безнаказанным. И даже в суде доказать невиновность было практически невозможно.

Но стоит отметить, что в последнее время практика в судах меняется. Хорошую службу в такой ситуации, как и всегда, сослужат видеозаписи и показания очевидцев.

А при судебном разбирательстве понадобится трасологическая экспертиза. Если в ходе её проведения будет установлено, что действия уходящего от столкновения водителя были единственно правильными в сложившейся ситуации и способствовали смягчению последствий возможной аварии, он, скорее всего, будет оправдан, или будет установлена какая-то степень вины.

Но всё-таки стоит помнить, что при возникновении аварийной ситуации правильнее бить авто создавшего помеху, конечно, когда это не опасно для жизни, чем пытаться объехать его с риском задеть другие автомашины. Иначе придётся доказывать свою невиновность, что, зачастую, непросто.

Статья в тему: Всё о бесконтактном ДТП: что это такое, кто виноват и как получить возмещение по ОСАГО + судебная практика

Кто виноват в ДТП с пешеходом

Если человек пересекал дорогу в положенном месте, да ещё и на зелёный для себя сигнал светофора, вина, конечно, всецело ложится на водителя. Но как известно, далеко не всегда пешеходы переходят проезжую часть как положено.

Статья в тему: Кто виноват и какое грозит наказание виновнику, если ДТП случилось на пешеходном переходе + статистика по таким авариям за 2016 год

Что предпринять сразу после аварии

При попадании в такую ситуацию очень важно зафиксировать на фото место происшествия, что докажет непригодность места для перехода дороги. Если с места ДТП виден переход или перекрёсток, обязательно сделайте фотографии, чтобы их было видно, так как пешеходу запрещено переходить дорогу, если в пределах видимости находится переход или перекрёсток.

Также, как и запрещено переходить дорогу, если обзор водителю загорожен и т. п. Так что можно привести много примеров, когда именно пешеход нарушает ПДД, следовательно, является виновником. Важно также правильно изобразить схему ДТП.

Как доказывать невиновность

Как и всегда, сильно помогают записи с видеорегистраторов и показания свидетелей, подтверждающие внезапность появления человека на дороге и обстоятельств (например, человека толкнули).

Если подозревается, что пешеход пьян, требуйте его освидетельствования, это также послужит аргументом доказывания вашей невиновности.

Ну и самым веским доказательством будет проведение трасологической экспертизы, которая установит, не превышал ли скорость водитель и была ли у него физическая возможность остановить авто.

Когда занесло и произошло столкновение

При заносе очень важно зафиксировать состояние дорожного полотна, окружающей среды. В подобных авариях нужна автотехническая и дорожнотехническая экспертиза происшествия. Причём не всегда из них следует правильный вывод. Толкуя пункт 10.1 ПДД можно прийти к выводу, что с какой бы скоростью ни ехал водитель, он всегда будет виновен, так как скорость была слишком высокой для рассматриваемой дорожной ситуации.

Но из нормативно-правовых документов, касающихся дорожного движения, следует, что водитель нарушает правила только тогда, когда со стороны государства (соответственно, дорожных служб), созданы необходимые для безопасного движения условия, прописанные в нормативных документах.

Следовательно, доказательство невиновности водителя сводится к обоснованию невыполнения дорожными службами своих обязанностей по созданию безопасных условий для движения, из-за чего водитель не мог выбрать правильную скорость, и, вообще, осуществлять безопасное передвижение.

Оставление места ДТП

Конечно, оставление места аварии является грубым правонарушением и может иметь довольно серьёзные последствия. Но бывают и такие ситуации, когда водителю вменяется покидание места аварии, когда он и не думал этого делать. Мне кажется, все подобные случаи можно поделить на две группы.

Отсутствует факт покидания места происшествия

К первой я отношу те, когда не важно, происходило столкновение или нет, но водителя объявляли скрывшимся, хотя на самом деле он не нарушал закон. Например, уехал, но вернулся до приезда автоинспекторов, передвигал авто, водители разъехались, придя по обоюдному согласию к решению не вызывать полицию, а потом один из них всё-таки вызвал ДПС.

В этом случае подтвердить невиновность относительно легко. Необходимо доказать, что в действиях водителя нет нарушения ПДД. Главными аргументами могут быть:

  • Наличие подписей обвиняемого водителя на документах о ДТП, свидетельствующие, что он находился при оформлении происшествия.
  • Наличие расписки об отсутствии претензий, аудио- видеозаписи, подтверждающей согласие другого водителя разъехаться без вызова ГИБДД.

Статья в тему: Можно ли уехать с места ДТП и ничего не нарушить при этом?

Неумышленное сокрытие с места происшествия

Ко второй группе я отношу случаи, когда водитель не намеренно уехал после аварии, не зная о касании авто или наличии ущерба, вред отсутствует или ничтожно мал. В таком случае доказывается опять же, что водитель совершил правонарушение, классифицируемое как покидание места аварии, так как:

  • Он не мог знать об аварии.
  • Не происходило ДТП.
  • Нет убедительных доказательств в совершении правонарушения.

Статья в тему: 4 способа как избежать ответственности за оставление места ДТП

Аварии при перестроениях

Чаще всего такие аварии случаются в плотном транспортном потоке, в населённых пунктах. Основное правило – водитель не должен мешать при перестроении другим ТС. Следовательно, виноват тот, кто перестраивался.


Уступает всегда тот, кто слева

А при одновременном перестроении уступить должен находящийся слева. И, конечно, необходимо включать «поворотники». Поэтому если перестраивались оба столкнувшихся автомобилей, то неправ будет находящийся слева и/или не включивший «поворотники». О факте перестроения свидетельствует нахождение частей автомобиля в нескольких полосах, то есть когда автомашина стоит над линией разметки.

Как доказывать невиновность при перестроениях

В таких авариях нужно сразу же зафиксировать положение ТС относительно разметки в момент столкновения. По тому, как располагались автомашины в момент ДТП и будет установлено кто, куда перестраивался, соответственно, кто виноват.

Но иногда возникает ситуация, что водитель резко перестроился и столкновение произошло уже после того, как автомобиль перестраивавшегося оказался полностью в вашей полосе. В таком случае для доказательства, что ваш оппонент перестраивался, а вы двигались прям, следовательно, невиновны, понадобится видеозапись с регистратора и показания свидетелей, а иногда и трасологическая экспертиза (когда есть следы на дороге или факт перестроения можно установить по повреждениям).

Кто определяет виновность в ДТП

Протокол об административном правонарушении передается для рассмотрения и вынесения постановления о назначении наказания: уполномоченному должностному лицу ГИБДД (статья 20.3 КоАП РФ), в суд (статья 20.1 КоАП РФ).

Если по делу о ДТП проводится административное расследование, то решение о виновности или невиновности водителя в его совершении, принадлежит судебным органам.

Документом, устанавливающим вину в совершении ДТП, является постановление, которое выносится судом либо сотрудником ГИБДД. Составляемый на месте происшествия протокол необходим для фиксации произошедшего и является одним из доказательств по делу.

Став участником ДТП, важно не растеряться, а уделить внимание действиям сотрудников ГИБДД. В случае несогласия с какими-либо данными в протоколе, писать свои возражения, и помнить, что до установления вины в законном порядке, водитель не может считаться виновником ДТП.

Что такое обоюдная вина при ДТП

Как непосредственно следует из термина, обоюдная вина в ДТП заключается в нарушении ПДД сразу обоими автовладельцами. Важно, чтобы такие нарушения действительно привели к аварии, либо усилили ее последствия, а не носили формальный характер. Типичный пример – управление автомобилем с непристегнутым ремнем является однозначным нарушением ПДД, однако причиной аварии оно стать не может. Чтобы устранить такие спорные моменты, при расследовании дел всегда изучается и подтверждается причинно-следственная связь.

Определение обстоятельств при обоюдной вине в ДТП имеет следующие особенности:

  • если оба участника добровольно признают свою виновность, допускается составление извещения по схеме Европротокола (естественно, если это соответствует условиях Закона № 40-ФЗ);
  • если на место инцидента вызван представитель ГИБДД, он подтвердит факт вины оформлением протоколов;
  • инспектор не может сам определить процент виновности каждого из нарушителей, поэтому решать такой вопрос придется уже на стадии оформления страховки.

Обратите внимание!
Обоюдная вина в ДТП может наступать не только для двух, но и трех, четырех или более водителей одновременно. Случаи с массовыми авариями возникают регулярно, а рассмотрение таких дел характеризуется повышенной сложностью. Рекомендуем всегда привлекать юриста к оформлению документов, при подаче документации в страховые компании и в суд.
Факт виновности двух и более лиц в аварии не лишает возможности возместить ущерб или вред. Однако пострадавшим придется проходить дополнительные процедуры, так как нужно подтвердить степень (процент) вины.

Как наступает ответственность при обоюдной виновности

Наказание за нарушении ПДД при обоюдке наступает по общим правилам. Представитель ГИБДД заполнит протоколы на каждого нарушителя, укажет статью закона, передаст материалы в суд или вынесет постановление на месте (это зависит от вида нарушения). Каждый из нарушителей может подавать возражения, защищать интересы в суде, направлять жалобы. Процедуры привлечения к ответственности по каждому из виновников ДТП проходят отдельно друг от друга.

Если один из автовладельцев смог доказать свою невиновность, процедура возмещения кардинально изменяется. Так как в ДТП будет только один виновник, пострадавший может обратиться к своему страховщику, оформить документы по обычной схеме. Также есть специальные нюансы при получении страховки, если устанавливается неумышленное оставление места ДТП. Подробнее об этом можно узнать на консультации у наших юристов.

Когда назначается

В ходе административного расследования решаются те же вопросы, что и на месте автоаварии. Однако разбор при ДТП необходим в случае, если требуется более длительное время на исследование всех обстоятельств происшествия или проведения различных экспертиз. Иными словами, разбор при ДТП проводится, если непосредственно на месте автопроисшествия не имеется возможности выяснить все существенные детали, влияющие на определение виновности участников.

Наиболее частыми случаями, из-за которых назначается расследование, являются:

  • причинение в результате аварии лёгкого, среднего или тяжёлого вреда здоровью человека;
  • наличие погибших;
  • спорные моменты в обстоятельствах события;
  • расхождение во взглядах по оценке причин случившегося участниками ДТП;
  • отрицание вины водителями.

Если в аварии имеются пострадавшие с разной степенью повреждений, на место происшествия, кроме инспектора ГИБДД, направляется оперативно-следственная группа в составе оперативных сотрудников полиции, следователя и эксперта. Такой материал регистрируется в территориальном подразделении полиции в самый короткий срок и направляется в соответствующий орган в зависимости от последствий аварии:

  • в специализированный следственный отдел по расследованию ДТП — в случае смерти человека или причинения человеку тяжкого вреда здоровью;
  • в местное отделение Госавтоинспекции — при наличии лёгкой и средней тяжести вреда здоровью человека.

Расследование обязательно производится в случаях ДТП с участием водителей, имеющих государственные чины или иностранное гражданство.

Группа разбора: кто в нее входит?

Разбором ДТП обычно занимается обособленное подразделение — это административные специалисты, действия которых сосредоточены на детальном разборе дорожно-транспортных происшествий всего района. В каждом отделении ГИБДД есть собственная группа, задача которой – объективно сопоставить все факторы, приведшие к возникновению аварии и определить степень вины каждого из участников.

Явка каждого из участников ДТП в кабинет группы разбора необязательна, решение может приниматься в отсутствие обеих сторон. Однако, присутствуя на изучении аварии лично, можно подтвердить правоту и требовать справедливости.

При рассмотрении дела важно предоставить несколько доказательств вашей невиновности. В роли таких подтверждающих фактов могут выступать свидетельские показания, а также материалы фото-и видеосъемки. Многие водители допускают ошибку, предлагая сотруднику ГИБДД приобщить доказательства к делу прямо на месте аварии, в устной форме. Часто сотрудник просто забывает о просьбе, и материалы остаются вне поля зрения группы разбора.

Запомните: статья 51 Конституции РФ обеспечивает вас правом не свидетельствовать против себя.

Что такое разбор ДТП и в какие сроки его проводят?

Водителей, попадающих в аварии на дорогах, помимо действий согласно ПДД РФ и договору со страховой компанией ожидает еще одна неприятная процедура – разбор ДТП в отделении автоинспекции.

Как правило, в автошколах автомобилистам дают теоретические и практические знания по управлению транспортными средствами, а вот как себя вести на разборе аварии в ГИБДД известно не каждому. Новички и вовсе теряются в таких ситуациях, поэтому мы решили посвятить этой теме отдельную статью. Мы расскажем, в какие сроки происходит разбор ДТП в ГИБДД, каков порядок данной процедуры и как с ее помощью отменить протокол?

Оформление протокола Участники дорожного движения, попадающие в аварии, вызывают сотрудников ГИБДД для оформления происшествия.

Сроки рассмотрения дела

Рассмотрение ДТП, которое произошло, назначается в срок от 3 до 30 дней с момента аварии. Все зависит от сложности дела и необходимых мероприятий. Иногда срок может быть более 30 дней, но на это есть законные основания.

Читать дальше: Лицензирование деятельности на переработку отходов

За указанный срок группа изучает материалы, которые поступили после аварии, проводит опрос свидетелей и участников. В отдельных случаях требуются фото- и видеофиксация.

Эта процедура при наличии пострадавших обязательно включает прохождение ими медицинской экспертизы. Она позволяет определить степень повреждения и ущерба здоровью. Медицинское заключение, которое можно получить только после завершения лечения, также привязывается к делу. В таких случаях потребуется продление указанного месячного срока вплоть до 6 месяцев.

Что делать, если ГИБДД не определила виновных в аварии?

Еще один случай, когда роль извещения о ДТП выходит на первый план. Дело в том, что по российским законам формально возможен такой нонсенс, как «ДТП без виновника». Точнее, ДТП всегда происходит из-за того, что кто-то нарушил Правила дорожного движения, но не всегда за это нарушение предусмотрена административная ответственность — примером может быть пункт 10.1 ПДД, когда водитель не справился с управлением без превышения скорости. А если нет административного наказания, то не возникает и гражданской ответственности, а вместе с ней — и формального повода для выплаты по ОСАГО. Иными словами, у ДТП может быть и виновник-нарушитель, и пострадавший с полным набором документов от ГИБДД, но, если в них отсутствует факт административного наказания, страховая получит повод отказать в выплате по ОСАГО, и тогда возмещать ущерб придется через суд.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]