Правила использования и эксплуатации тахографа в России в 2021 году

Инструкция по эксплуатации установленного тахографа

Автомобилисты должны знать правила использования тахографического прибора. Они довольно легко запоминаются, но есть ряд действий, в которых нельзя ошибаться. Вот как правильно пользоваться тахографом: установить карточку необходимо еще до начала дорожного движения, перед тем как завести авто. Для начала разберемся, как это сделать. Порядок действий следующий:

  1. Карта вставляется таким образом, чтобы чип был обращен вверх, а информация о водителе и фото повернуто в противоположную сторону от входа в аппарат.
  2. Карта вставляется в отверстие, размещенное с левой стороны прибора.
  3. В большинстве моделей тахографа карту требуется вставлять медленно, ведь зачастую они автоматически забирают документ.
  4. В отечественных моделях, которые устроены более просто, карточку необходимо плавно вдавливать в аппарат до специфического щелчка.

Затем происходит процедура инициализации владельца и настраивания. Чтобы вытащить карту, понадобится нажать на кнопку, расположенную под слотом.

Процедура активации проходит таким способом:

  • вставив карточку, при помощи специально предназначенных кнопок выбрать действие «Ввести ПИН-код»;
  • затем набирается соответствующее числовое значение и нажимается «ОК»;
  • если код введен корректно, то на экране появится приветствие, а также на считанные секунды может отразиться последняя дата использования прибора;
  • тахограф задаст вопрос «Правильно ли он идентифицировал владельца карты?», на что водитель должен нажать «Да»;
  • затем информация сохраняется на чип;
  • в качестве подтверждения на дисплее появится надпись, сообщающая, что прибор готов к применению.

Чтобы распечатать информацию, понадобится:

  1. В меню прибора выбрать действие «Печать».
  2. Затем нажать «ОК», тем самым подтвердив свое намерение распечатать сводку.
  3. Выбрать период, за который необходима информация, чаще всего делают запрос за сутки.
  4. Также есть возможность вручную ввести дату.
  5. Затем система прибора спросит, куда вывести данные, на чек либо на монитор.
  6. Подтвердив требуемое действие, можно посмотреть произведенные манипуляции на дисплее либо распечатать их. Во втором случае из специального отверстия появится чек с информацией.

Время отдыха

Водитель должен отдыхать время, достаточное для того, чтобы езда по трассе была безопасной. Именно эта аксиома легла в основу правил ЕСТР относительно режимов отдыха при транспортных перевозках, фиксируемых тахографом. Пункты соглашения чётко фиксируют, что именно считается отдыхом, а что — нет. И сколько времени как в течение дня, так и недели, водитель должен проводить не за рулём.

Так сколько должен отдыхать водитель по тахографу? Правила указывают действующие нормы.

  1. Водитель обязан отдыхать одиннадцать часов, после каждого ежедневного девятичасового периода вождения. Это время отдыха должно быть непрерывным.
  2. Время ежесуточного покоя можно сократить на два часа, но не чаще, чем трижды за одну неделю и при условии, что компенсация будет предоставлена уже на следующей неделе.
  3. При условии увеличения на час, период ежесуточного покоя водителя разрешено разделить на два или даже три неравных промежутка времени.
  4. Если период ежедневного покоя разделяют, то продолжительность большего из промежутков не может быть меньше восьми часов.
  5. За шестью периодами ежедневной езды, водителю предоставляют период еженедельного отдыха, который составляет не меньше 45 часов.
  6. Еженедельный период покоя разрешено предоставлять в конце календарной недели, если до этого время режима работы водителя не превысило сумму шести ежедневных периодов езды.
  7. При регулярных международных перевозках, такой период отдыха предоставляется на двенадцатый день.

Сокращение периода покоя, предоставляемого в конце недели, допустимо до 36 часов.

Но для выполнения этого правила должны быть соблюдены два условия остановки на отдых:

  • в населённом пункте, где приписано транспортное средство,
  • по месту жительства водителя.

Неиспользованный еженедельный отдых компенсируется, максимум, на третью неделю после той, на которой произошло сокращение времени покоя.

Если период еженедельного отдыха попадает на две последовательных недели, то его разрешено присоединить к одной из них.

Компенсированное за неиспользованный ранее период, время должно быть присоединено к другому периоду отдыха.

Он длится не менее восьми часов и проводится водителем там, где его транспортное средство приписано или где он проживает.

Если машина управляется двумя водителями, то на протяжении 36 часов каждому из них полагается время для отдыха, составляющее не менее восьми часов.

По истечении каждых 4,5 часов езды, водителю полагается 45 минут перерыва. Его разрешено заменить тремя 15-минутными, если в это время водитель не занят какой-либо другой работой.

При этом, такой работой принято не считать:

  • погрузку,
  • ожидание,
  • езду на другом авто или на пароме.

Анализ этих норм показывает, что водитель может рассчитывать на то, что работодатель обеспечит ему возможность отдыхать не менее 11 часов — дважды в неделю, и с последующей компенсацией — 10.

Можно добавить час и разбить его 12-часовой отдых на два или три промежутка. При этом самый большой из них должен быть равен 8 часам.

Также можно разделить 45-минутный перерыв, полагающийся каждые 4,5 часа, на 15-минутные промежутки в разное время.

В идеале, в конце каждой недели водителю стоит рассчитывать на 45 часов отдыха. В отдельных случаях — 24, с компенсацией

Как пользоваться тахографом

Карта водителя для тахографа где получить
Итак, оказавшись на месте водителя, необходимо установить карту в тахограф. Сама карта (в большинстве случаев) вставляется контактными площадками чипа вверх.

Далее вводится PIN код, если его ввести неправильно более трех раз, то индивидуальная карта водителя будет заблокирована, до правильного ввода кода PUK, т.е. в целом аналогично SIM карте сотового телефона. Необходимость ввода кода обусловлена защитой от возможного использования карты другим лицом (например, в случае ее хищения).

Видео — инструкция для водителей как работать с тахографом:

После успешного ввода кода, на дисплее устройства отобразятся данные водителя (ФИО). В том, что прибор распознал карту необходимо удостовериться, т.к. отображение данных водителя являются подтверждением успешного опознавания карты.

Если распознавание не произошло – то возможно несколько вариантов:

  • Карта вставлена неправильно (должна чётко фиксироваться, с характерным щелчком);
  • Карта неисправна;
  • Неисправен тахограф.

В случае неисправности необходимо обратиться в соответствующую организацию в течении семи дней.

Затем необходимо выбрать режим работы водителя. Это либо режим отдыха, либо работы. Чаще всего тахограф самостоятельно устанавливает текущие режимы, но необходимо удостовериться в их правильности.

После чего можно приступать к исполнению своих обязанностей – дальнейшая фиксация производится прибором самостоятельно.

Стоит обратить внимание, что при заведенном двигателе тахограф фиксирует режим «работа» (в случае, когда двигатель заведен, а водитель отдыхает – необходимо выставить режим вручную), а при заглушенном – отдых. Текущие режимы отображаются на экране устройства

При начале движения транспортного средства, прибор это событие зафиксирует, что отобразится на экране.

Завершение рабочей смены производится изъятием своей водительской карты. Для этого необходимо нажать соответствующую клавишу на приборе (или комбинацию клавиш), и прибор «отдаст» карту.

Как видно из описания – ничего сложного в использовании тахографа нет, просто необходима внимательность и чёткое соблюдение инструкций. Но ведь на дороге без этих качеств также не обойтись.

Видео — как пользоваться тахографом Штрих:

Перерывы между длительными сменами в режиме труда

Обеспечить восстановление водителя после управления ТС призваны не только перерывы в ходе самой смены. Важно соблюдать также продолжительность периодов отдыха между длительными интервалами вождения.

При ежедневном учете рабочего времени минимальная продолжительность такого периода должна быть в 2 раза больше продолжительности самой смены. В это время включается также время обеда. При стандартном 8-чаосвом рабочем режиме это дает возможность начинать смену каждый день в одно и то же время, не нарушая требования законодательства.

Для суммированного учета рабочего времени действуют другие правила:

  • 12 часов — минимальная стандартная продолжительность перерыва между рабочими сменами.
  • 9 часов — минимум для регулярных городских/пригородных маршрутов. Сокращение перерыва до 9 часов возможно только тогда, если после второй смены продолжительность отдыха составит не менее 2 суток.
  • 11 часов (не чаще 3 раз в неделю до деваете часов) на междугородных маршрутах. При сокращении периодов междусменного отдыха на следующей неделе водителю обязательно предоставляется перерыв для потерянного времени.
  • Возможно деление времени междусменного отдыха на части (минимальная продолжительность одной из частей — 8 часов).

В течение недели водителю также предоставляется непрерывный отдых, составляющий минимум 42 часа + время на междусменный отдых. Количество выходных не должно быть меньше, чем число недель в месяце, потому в течение недели сотрудник должен получать минимум один выходной день.

Как и перерывы в ходе самого рейса, длительные интервалы, в течение которых водитель отдыхая, тоже фиксируются тахографом.

Ответственность за неисполнение требований по режиму труда

Ответственность за несоблюдение указанных в статье норм регламентируется КоАП РФ (ст. 11.23). Пункт 3 этой статьи в качестве основного наказания за превышение времени управления автомобилем устанавливает штраф, максимальная сумма которого составляет:

  • 2 тыс. рублей для водителя ТС.
  • 10 тыс. для должностного лица.
  • 25 тыс. рублей для предпринимателя.
  • До 50 тыс. для юрлица.

При этом для юридических лиц ответственность наступает только в том случае, если получится доказать, что водитель превысил время управления ТС не самовольно, а в результате соблюдения официально установленного не предприятия режима работы.

Кроме того, административным штрафом наказывают за выпуск на линию ТС, не оборудованных тахографом или оснащенных прибором несоответствующего образца.

Требования по соблюдению водителями и предпринимателями режима работы/отдыха у контролируются все строже. Чтобы избежать штрафов, а также эффективно бороться с переутомлением, которое может быть весьма опасным, и самим сотрудникам, и должностным лицам нужно изучить нормативы и придерживаться их как можно точнее.

Как правильно пользоваться тахографом с картой водителя инструкция

Флокирование салона автомобиля своими руками пошаговая инструкция

Порядок применения тахографа установлен в . В нем перечислены требования к этим приборам, порядку их применения, технического обслуживания, а также к контрольным мероприятиям. В Приложении 3 к данному документу указано, что использование тахографов осуществляют:

  • работники – для регистрации и учета ;
  • работодатели – для контроля за охраной труда и безопасностью дорожного движения;
  • контролеры – чтобы проверять работника и предприятие на предмет соблюдения требований законодательства по БДД и правил по охране труда на автотранспорте.

Каждый прибор, устанавливаемый в транспортное средство, должен иметь руководство по эксплуатации, в котором указана последовательность действий по его применению. Эксплуатирующий и обслуживающий персонал должны быть обучены по этим документам. Как правило, работника обучают применению тахографа еще во время стажировки.

Читайте в Системе «Охрана труда»

Об административной ответственности за нарушение режима труда и отдыха водителей

Исправность устройства должна быть проверена до выезда на дороги общего пользования. Крышку принтера можно открывать только в том случае, если нужно заменить сменный блок бумаги, обеспечив при этом безопасность в отношении своего автомобиля и не создавая помех для других участников движения. Во время управления ТС отвлекаться от дороги запрещено.

Идентификация каждого пользователя в системе регистрации осуществляется при помощи карточки водителя. Карточка является необходимым внешним компонентом тахографа. Каждый управляющий ТС перед началом движения (в начале смены, рабочего дня) должен вставить карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код. При этом сменный сотрудник вставляет свою карточку только тогда, когда фактически заступает на смену, а не когда находится в автомобиле в качестве пассажира (в режиме ожидания смены).

Откройте для себя возможности карьерного роста!

Пройдите обучение в Высшей школе охраны труда.Получите официальный диплом или удостоверение

Получить диплом

В слот тахографа нельзя вставлять кредитные карты и другие, не приспособленные для этого, предметы, это может привести к повреждению прибора. Сами карты должны быть сухими и чистыми, без следов масел и жиров. Нельзя подвергать их воздействию прямого солнечного света и электромагнитных полей. Это может размагнитить карту. Поэтому нужно запретить водителю класть карту на приборную панель или хранить ее в кармане вместе с ключами и рукавицами.

Карту вставляют в слот, когда автомобиль неподвижен. Во время движения вставлять карту не рекомендуется, это действие будет зарегистрировано как отдельное записываемое событие. Если после запуска ТС в слот карта не вставлена, нужно ее вставить до начала движения.

После ввода пин-кода устройство на дисплее приветствует управляющего ТС, с указанием имени, на индикаторе в этот момент отражается информация до последнего изъятия карты из слота. Затем система выясняет, нужно ли вручную ввести данные о деятельности с момента последнего извлечения карты, работник выбирает нужное действие. Интерфейс системы не содержит излишней информации, заставляющей работника надолго задумываться и отвлекаться от трассы.

Система будет запрашивать у водителя ввод периодов и вида режима: рабочий, отдых, доступный. При помощи курсоров работник выбирает необходимый режим и подтверждает каждое действие нажатием кнопки «ОК». Если нужно вернуться и поправить ошибку, следует нажать «С».

Применение приборов на дорогах как ГИБДД, так и УГАДН (Ространснадзор). Проверяющим органам при проверках нет разницы – регулярные поездки совершаются или разовые. Главное, чтобы транспорт стоял на балансе юридического лица или ИП, имеющего в штате наемный персонал. Если прибор будет неисправен или будет отсутствовать в автомашине, или в нем нет карты, должностные лица предприятия (ответственный за обеспечение БДД, контролер технического состояния ТС, диспетчер, а также начальник транспортного цеха и сам руководитель организации) могут быть привлечены к административной ответственности по .

►Узнайте, как проводить инструктажи для водителей транспортных средств

Как составляется график?

Графики работы водителя составляются по разным схемам. Основной параметр — выбранный способ учета рабочего времени, который может быть как ежедневным, так и суммированным:

  • Ежедневная форма учета практикуется в том случае, если график труда близок к стандартному — в неделю сотрудник транспортного предприятия отрабатывает установленные законом 40 часов. В этом случае при пятидневке фиксируется рабочий день, рассчитанный на 8 часов, при шестидневке — 7 часов. В указанные 4 или 8 часов входит все рабочее время, а не только то, которое проведено сотрудником предприятия за рулем автомобиля.
  • Более сложная для учета схема — суммированная. Расчет выполняется не на день, а на месяц – это обусловлено особенностями рабочего процесса. В ряде ситуаций учетный период может составлять до шести месяцев.

Максимальная продолжительность рабочего дня водителя при суммированной фиксации составляет 9 часов (дважды в неделю на час больше). На длительных рейсах, а также для водителей автобусов максимальное время возрастает до 12 часов. Также 12-чаосвой рабочий день допускается для водителей коммунальных или медицинских служб, инкассаторских машин и т.д.

При соблюдении всех этих требований водитель должен управлять машиной не более 56 часов в течение недели, и не более 90 часов — в течение двух недель.

Похожие

Инструкция по использованию карты/Инструкция документ, регламентирующий…Должностная инструкция водителяНастоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности и права водителя, эксплуатирующего автомобиль в интересах Общества…
Инструкция по использованию классификаторов картографической информации…Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного веденияИнструкция по охране труда для водителя школьного автобуса иот 077 -16К самостоятельной работе в качестве водителя автобуса допускаются лица, прошедшие
Краткая инструкция по загрузчику данных цифрового тахографа и карт водителя: Down Load Key IIСамый популярный в Европе загрузчик данных цифрового тахографа DownLoad Key II, производства фирмы Континенталь, заслуженно пользуется…Карт mинимальный рекомендованный возраст водителя: 8 лет внимательно…Это транспортное средство разработано и изготовлено исключительно для езды вне проезжей части
Инструкция по вводу регистрационных карт ниокрДанная инструкция устанавливает порядок заполнения и передачи регистрационных карт ниокр (РК) во фгну «цитиС» через сеть Интернет…Инструкция по вводу информационных карт ниокрДанная инструкция устанавливает порядок заполнения и передачи информационных карт ниокр (ИК) во фгну «цитиС» через сеть Интернет…
Настоящая инструкция определяет функциональные обязанности, права,…Основная обязанность водителя грузового автомобиля – это перевозка грузов и пассажиров при обеспечении безопасности, высокой культуры…ВлГУ) Инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля №138д ( иот-138-д-17)Настоящая инструкция устанавливает требования по охране труда для водителя легкового автомобиля (далее по тексту водитель)
Должностная инструкция редактору карт картографической службыРедактор карт подчиняется непосредственно начальнику картографической службы и его заместителюИнструкция по использованию карты/Инструкция документ, регламентирующий…Общество с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть Поволжье» (ооо «гэс поволжье»), именуемое в дальнейшем «Поставщик», в лице…
Должностная инструкция водителя автомобиля 5-го разряда етксНастоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность водителя автомобиля 5-го разряда…Должностная инструкция водителя трамвая санкт петербурга общие положения….Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее гибдд мвд)
Должностная инструкция диспетчера Диспетчер обязан: проверить наличие…Диспетчеру запрещается выдавать путевой лист без письменного заключения врача о состоянии здоровья водителяДолжностная инструкция водителя автомобиля администрации глубокинского…Настоящая Инструкция определяет обязанности и права водителя автомобиля, работающего на служебном автомобиле в администрации Глубокинского…

Центр юридической помощи Оказываем бесплатную юридическую помощь населению Должностная инструкция водителя автомобиля

Руководство, инструкция по применению

Инструкция, руководство по применению

Работа водителя с тахографом

Для идентификации лица, которое управляет транспортным средством в тот или иной момент, используется индивидуальная карта тахографа. Карты не взаимозаменяемы, потому нужно изучать, как работает карта тахографа СКЗИ или ЕСТР в зависимости от того, каким контрольным устройством оборудован автомобиль.

Основу карты составляет электронный чип. В нем хранится информация о держателе карточки, а также сведения о маршруте автомобиля и времени работы/отдыха. Емкость модуля памяти в электронном чипе ограничена, потому информацию с карточки нужно регулярно считывать, раз в 28 дней сохраняя на внешнем носителе. Сделать это можно с помощью самого тахографа или специального прибора — кардридера.

Чтобы избежать претензий и штрафных санкций, выходить в рейс можно только на машине, оборудованной тахографом соответствующего типа (ЕСТР для международных перевозок, СКЗИ для внутренних рейсов). У водителя должна быть действующая (т.е. исправная и не просроченная) карта — СКЗИ или ЕСТР, в зависимости от того, какой тахограф установлен.

Что такое тахограф

Согласно законодательству, каждый водитель грузовика обязан уметь управлять работой тахографа, но для начала надо понять, для чего предназначается этот прибор. Это специальное устройство, которое устанавливается на транспортном средстве, в основном на грузовиках. Оно выполняет контроль скоростного режима рабочего и режима отдыха управляющего транспортом.

Есть два вида этих устройств, на основании:

  • карт СКЗИ – они используются в России и должны обладать криптозащитой;
  • карт ЕСТР – приборы с ними применяются во время поездок за пределы Российской Федерации.

Основные отличия этих приборов в их внешнем виде, уметь их опознавать должен каждый водитель.

Кроме внешнего вида аппаратов, есть еще ряд отличий между ними, а именно:

  • в картах СКЗИ, используемых на территории РФ, обязательно присутствует дополнительный уровень защиты; чтобы идентифицировать водителя, понадобится ввести ПИН-код;
  • стоимость карты ЕСТР для заграничных поездок большая по сравнению с СКЗИ;
  • оформляя карту для использования на территории России, водитель обязан предъявить свой индивидуальный налоговый номер, а работодатель – свою просьбу выдать гражданину карту.

Срок годности обоих видов карт составляет три года, затем понадобится переоформление.

Какой тахограф нужно ставить

На грузовых транспортных средствах многих перевозчиков до последнего времени встречались аналоговые или шайбовые тахографы. Этот тип приборов был довольно распространён и до 2014 года практически все перевозчики устанавливали лишь его.

Но с введением сначала Указа Минтранса РФ №36 от 13 февраля 2013 года, а потом, тем же ведомством, и Порядка от 21 августа 2013 года, аналоговые устройства постепенно начали выходить из употребления, превратившись в несоответствующие нормам.

Единственным типом тахографа, который разрешено устанавливать на грузовик или автобус, задействованные в коммерческих грузоперевозках, является цифровой с блоком СКЗИ.

Такой прибор имеет ряд преимуществ перед своим предшественником, которые делают его точнее.

Как пользоваться ЧИП картой

Документы

ПРЕАМБУЛА

Цифровой тахограф — бортовой самописец, производящий запись параметров движения ТС и режимов труда и отдыха водителей во внутреннюю цифровую память устройства и на Карту Водителя для тахографа.

Для начала пользования Цифровым тахографом необходимо изучить инструкцию по эксплуатации тахографа, а так же ознакомиться с режимом труда и отдыха водителей.

Порядок действий при использовании цифрового тахографа

1) В начале рабочей смены водитель ОБЯЗАН вставить, индивидуальную карту водителя для тахографа, в соответствующий «Первый» слот цифрового тахографа. Карта должна быть вставлена «Чипом в верх» (анологично банковской при пользовании банкомата).

При вставке карты водителя, на дисплее тахографа отображается Ф.И.О. собственника карты, если же этого не произошло, возможно, карта вставлена не до конца. Необходимо проверить, правильно ли установлена карта, при вставке как правило слышен характерный звук (щелчек) замка карто-приемника.

В случае, если тахограф не читает карту или выдает её обратно, необходимо обратиться в сервисный центр, мастерскую по тахографам для выявления причин неисправности. Причиной может являться как неисправность самой карты водителя (выход из строя), так и неисправность самого тахографа.

2) После вставки карты водителя в тахограф, на дисплее тахографа необходимо ввести данные о том, где находился Водитель до момента начала рабочей смены, отдыхал — «Режим отдыха» либо же был занят другой работой — «Режим работа».

3) Далее, после ввода всех данных, водитель начинает движение. В отличие от аналогового тахографа на цифровом тахографе, режимы деятельности водителя, выставлять в ручную не обязательно. Так как цифровой тахограф ведет фиксацию режимов труда и отдыха водителей автоматически.

Возможны исключения в цифровых тахографах старого производства, в которых режим отдыха «пиктограмма Кроватка», необходимо устанавливать вручную нажатием соответствующей кнопки.

4) В начале движения тахограф автоматически регистрирует режим Вождение — «пиктограмма Руль».

5) После остановки ТС водитель, уходя на отдых, обязательно проверяет текущий режим своей деятельности, отображаемый на дисплее тахографа. Выключив зажигание ТС, тахограф автоматически перейдет в режим отдыха, либо водитель производит переключение в данный режим вручную нажатием соответствующей клавиши.

6) По окончании рабочей смены, водитель должен вынуть свою карту, нажатием на соответствующую клавишу в зависимости от модели тахографа.

Если у меня нет карты Водителя для тахографа, что делать?

Если нет то лучше заказать карту водителя, повторимся, наличие карты при использовании цифрового тахографа обязательно в соответствии с действующим законодательством ЕС, её отсутствие равносильно неисправности самого прибора.

Но, возможны случаи отсутствия карты водителя для тахографа, к примеру: поломка, потеря, устройство на новую работу и т.п. Что же делать в этом случае?

Управление ТС, оснащенным цифровым тахографом, без карты водителя не допускается.

При утери карты тахографа водитель в конце каждой рабочей смены должен производить распечатку данных, записываемых тахографом, после чего на обратной стороне данной распечатки, указать свою Ф.И.О. и паспортные данные. Эти действия являются обязательными и необходимыми для идентификации данных о режиме труда и отдыха водителя.

При осуществления контроля инспектором, водитель обязан предоставить данные подписанные распечатки.

Должна ли у меня быть с собой бумага для тахографа?

Повторимся еще раз, одним из обязательных условий использования цифрового тахографа, является возможность печати параметров движения ТС, записываемых в памяти тахографа.

Таким образом, водитель ОБЯЗАН при себе иметь не менее трех рулонов термобумаги. Возможное количество которой потребуется при осуществлении на пути следования контроля инспектором данных о работе тахографа, нарушений режимов труда и отдыха водителем за последнии 28 дней.

Инспектор в праве потребовать от водителя распечатать данные тахографа о его деятельности за последние 28 дней.

Что будет, если я поеду с чужой картой водителя?

Не имеет ни какого смысла, так как цифровой тахограф осуществляет запись всех действий связанных с его эксплуатацией во внутреннею память устройства.

Выявить наличия манипуляций с применением различных карт не представляет из себя значительной сложности, а возможные санкции за подобные действия вплоть до лишения права на эксплуатацию ТС и его отправка на штрафную стоянку делают данный способ обмана неэффективным и очень затратным.

Как вытащить карту из тахографа?

После окончания рабочей смены водитель должен достать карту из устройства и внести информацию о местоположении ТС. Наименование населенного пункта можно вводить вручную, а можно выбирать из предложенного списка, все зависит от модели самописца.

Чтобы достать карту из устройства, следует нажать на соответствующую кнопку на передней панели прибора. Как правило, изображение на ней напоминает кнопку для изъятия видеокассет или дисков. После нажатия на кнопку карта автоматически будет выброшена из картоприемника.

Карта второго водителя достается таким же образом, но только с помощью кнопки под вторым картоприемником.

Что необходимо для работы тахографа

  • В первую очередь сам тахограф, который должен быть установлен в автомобиль и соответствующим образом активирован.
  • Необходимость воспользоваться данным автомобилем.
  • Запас термоленты для печатающего устройства тахографа – это, по большому счёту лента, аналогичная применяемой в кассовых аппаратах (приобрести её при необходимости можно в соответствующих магазинах).
  • Не помешает инструкция по эксплуатации конкретного тахографа, что установлен в транспортном средстве – принцип работы схож у многих аппаратов, но у различных моделей есть незначительные отличия.

Это оптимальный вариант, но вполне возможно и использование варианта минимум, для которого необходимо лишь:

  • Транспортное средство с тахографом;
  • Водитель;
  • Необходимость использования транспортного средства.

Однако есть ряд нюансов. К примеру, без карты водителя (в случае утери) работать можно, но необходимо ежедневно распечатывать итог трудового дня. При этом срок работы без карты ограничен двумя неделями.

Отсутствие термоленты может «выйти боком» не только при работе без карты, но и при необходимости сделать распечатку данных в случае запроса сотрудника ГИБДД. Ну а без инструкции по эксплуатации конкретного прибора есть вероятность не найти сочетания необходимых клавиш, чтобы вызвать требуемую функцию.

Старое видео, показывающее общие принципы как пользоваться тахографом при эксплуатации автомобиля:

Время езды

Требования, которые установлены к режимам езды и отдыха водителей довольно строги. Число часов, которые можно ездить по тахографу, не должно быть превышено, иначе нарушителя ждёт штраф, который может достигать 10 000 р.

Как уже было отмечено выше, основным нормативным актом, регулирующим езду по тахографу как по России, так и по Европе является договор ЕСТР, ратифицированный нашей страной.

Его нормы гласят следующее:

  • в течение одних суток водитель не может ехать больше девяти часов подряд;
  • при этом в отдельных случаях разрешено продлить время управления транспортным средством до десяти часов, но не более, чем дважды за одну неделю;
  • не считаются временем езды остановки для технического обслуживания машины, погрузки и разгрузки, ожидания чего-либо;
  • время езды разрешено увеличить за счёт использования услуг двух водителей на одном транспортном средстве.

Как видно из этого перечня, сами по себе правила езды по тахографу довольно просты, хоть и связаны с рядом существенных ограничений по длительности работы. Непосредственно из них вытекают правила режимов отдыха водителей, которые более обширны.

А что, если тахограф сломался в пути?

В таком случае никакого взыскания не должно быть. Единственное: должно быть доказано, что поломка произошла именно в рейсе. Потому как начинать движение с неисправным тахографом запрещено!

Для доказательства следует перед выездом сделать распечатку с тахографа, а также (не помешает) и отметку в путевом листе об исправности устройства.

Чтобы при поломке тахографа в рейсе избежать штрафа за несоблюдение режима труда и отдыха, рекомендуется на оборотной стороне чека вручную расписать график управления автомобилем и перерывов от вождения.

Обслуживание тахографа: обязательные процедуры

В обязанности предприятия, которое эксплуатирует ТС с установленным тахографом, помимо выгрузки данных с карты на внешний носитель, также входит поддержание прибора в рабочем состоянии. Это предполагает:

  • Своевременную (раз в 3 года) замену блока СКЗИ на приборах, предназначенных для эксплуатации в РФ.
  • Ремонт тахографов при любых признаках неисправности.
  • Регулярную калибровку тахографов.

Калибровка выполняется также раз в 3 года, и проводится для подтверждения точности измерений, которые фиксируются устройством. Если при калибровке выявляются значительные отклонения или погрешности, самописец настраивают или ремонтируют, а затем повторно калибруют.

Внеплановые калибровки проводятся при первой установке устройства на машину, а также после его ремонта. калибровать тахограф следует при смене покрышек на модели с большим/меньшим диаметром, или при нарушении целостности пломбы.

Правила работы с бортовым прибором

Правила, по которым водитель работает с бортовым тахографом, достаточно просты:

  • Запрещается выходить в рейс на ТС, не оборудованном прибором соответствующего образца. Выезд за пределы РФ с установленным оборудованием СКЗИ также недопустим.
  • Нельзя начинать работу с заведомо неисправным устройством или картой. Если тахограф вышел из строя в ходе выполнения рейса, водитель может закончить запланированный маршрут, фиксируя интервалы движения вручную.
  • Разрешается использование только индивидуальной тахокарты, принадлежащей лицу, которое в данный момент управляет ТС. Использование водителем чужой карты приравнивается к вождению без карты.
  • Водитель должен уметь распечатывать данные, используя встроенный термопринтер прибора. Для этого принтер должен быть исправен, с установленным рулоном бумаги. Минимум 2 запасных рулона должна храниться в кабине. Отказ от распечатки или невозможность ее выполнить по любым причинам приравнивается к управлению ТС с неисправным тахографом.

Большая часть нарушений наказывается штрафными санкциями согласно КоАП. Водитель может получить штраф до 3 тыс. рублей, должностное лицо, которое не обеспечило выполнение требований законодательства — до 10 тыс. рублей. Это же касается несоблюдение водителем требований по продолжительности вождения/отдыха.

Регламент использования тахографа с картой водителя достаточно прост в освоении. Отличия в функционале/интерфейсе разных моделей также минимальны, потому, потратив время один раз, можно в дальнейшем не беспокоиться о том, получится ли освоить новую модель цифрового устройства. Все операции опытный водитель выполняет «автоматически», а соблюдение правил защищает от претензий со стороны проверяющих.

Ужесточения для физических лиц

Если до 1-го ноября 2019-го года требования устанавливать тахограф действовали только в отношении транспорта, который используют юридические лица и ИП, то теперь ч. 3 ст. 20 закона «О безопасности дорожного движения говорит буквально следующее.

Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонны, обязаны:

  • обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами;
  • соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха.

Что это значит? А то, что даже если вы, имея свой собственный «КамАЗ», перевозите на нем исключительно свои собственные вещи и товары только для своего пользования, вы все равно должны ездить с работающим тахографом и отдыхать строго по графику.

Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства

Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (далее — Требования), разработаны с целью обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о времени управления транспортными средствами и отдыха водителей транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, управление которыми входит в их трудовые обязанности. Требования распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку, изготовление и реализацию тахографов и их компонентов.

Карты водителя, контролера, мастерской и предприятия

В тахографе должны применяться следующие типы карт:

1) карта водителя

— обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также хранение данных о деятельности водителя;

Расположение и обозначения должны соответствовать:

2) карта контролера

обеспечивает идентификацию и аутентификацию контрольных органов с использованием шифровальных (криптографических) средств;

Расположение и обозначения должны соответствовать:

З) карта мастерской

обеспечивает идентификацию и аутентификацию мастерской с использованием шифровальных (криптографических) средств;

Расположение и обозначения должны соответствовать:

4) карта предприятия

— обеспечивает идентификацию и аутентификацию владельцев транспортных средств С использованием шифровальных (криптографических) средств, установку блокировки (ограничения) доступа к данным тахографа и данным карт водителей.

Расположение и обозначения должны соответствовать:

Чем отличается карта водителя СКЗИ от ЕСТР

Первый раз слыша подобные аббревиатуры становится как-то не по себе. Однако, на самом деле всё предельно просто и понятно. Дело в том, что в зависимости от маршрута следования автомобиля зависит и тип карты водителя, а также тип самого тахографа.

Водительские карточки СКЗИ и ЕСТР имеют довольно явные отличия друг от друга:

  • карты СКЗИ имеют дополнительные защитные элементы — перед использованием водителю необходимо будет ввести уникальный идентифицирующий пользователя код (PIN-код);
  • стоимость карточки ЕСТР значительно выше стоимости карты отечественного образца;
  • при оформлении карточки СКЗИ, помимо стандартного пакета документов (копия паспорта, копия СНИЛС, копии водительских прав, фотокарточка, разрешение на обработку личных данных компанией-изготовителем), потребуется копия ИНН водителя и письменное ходатайство от его работодателя на выдачу карты.

Помимо вышеуказанных отличий существуют отличия и по внешним признакам:

  1. В верхнем левом углу в карте СКЗИ в овальном значке содержатся буквы «RUS». А вот в карте ЕСТР — значок в углу прямоугольный, хотя надпись такая же.
  2. В карте СКЗИ данные водителя (ФИО и его адрес) записаны лишь на русском языке. В карте ЕСТР указанные сведения дублируются на английском.

Если маршрут следования транспортного средства пролегает внутри страны, т.е. ехать придётся по российским дорогам, то должны использоваться тахографы типа СКЗИ с таким же типом карты. Если же путь лежит за рубеж, то должны использоваться международные тахографы и карты типа ЕСТР.

Что важно знать владельцам предприятий?

Не только водитель должен неукоснительно соблюдать инструкцию по работе с тахографом. Предприятия тоже несут ответственность. В частности, они должны производить своевременное подключение и калибровку оборудования. Кроме того транспортные предприятия обязаны выполнять и другие действия:

  • мониторить продолжительность пребывания водителя за рулем (периодичность выгрузки данных зависит от интенсивности эксплуатации тахографа — от 1 раза в год до 1 раза в месяц);
  • своевременно продлевать карту предприятия (срок ее действия составляет 3 года);
  • раз в 2 года менять блок СКЗИ;
  • до утилизации блока СКЗИ предприятие обязано гарантировать его хранение в течение года;
  • до момента утилизации тахографа предприятие должно скопировать в свою базу данных всю информацию из устройства и обеспечить ее сохранность в течение года.

Кроме того, транспортное предприятие должно незамедлительно передавать в ФБУ «Росавтотранс» информацию об утилизации бортовых самописцев или блоков СКЗИ.

В чем новизна штрафов?

Если до 1-го ноября за отсутствие тахографа, его несоответствие требованиям, неправильную эксплуатацию и пр. наказывали лишь водителя и должностное лицо, а за несоблюдение режима труда и отдыха — только водителя, то сейчас штрафы ждут всех «действующих лиц» — водителя, должностное лицо, юридическое лицо и ИП.

И подчеркнем: к административной ответственности по ст. 11.23 КоАП спокойно могут привлекать и физических лиц, которые на личном грузовике перевозят личные грузы для личных нужд.

Как это работает

Во время работы автотранспортного средства данные датчика поступают в интегрированную память устройства. Они сохраняются как во встроенной памяти, так и на чип-карте, которая должна находится в корпусе прибора все время, пока работает автотранспорт. По принципу работы цифровые приборы разных производителей, моделей, модификаций схожи между собой.

Рекомендуется выгружать информацию на сторонний носитель (например, в память компьютера) каждые 28 дней – таким образом вы обеспечите корректность получаемой информации. Желательно сохранять полученные тахографом данные на протяжении двух лет – они могут потребоваться для проверки контролирующими службами, решения спорных вопросов и других целей. Любые попытки вскрытия прибора или другого вмешательства в его работу скрыть невозможно, за такие действия предусмотрено административное взыскание в виде штрафа.

Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами

Оснащению тахографами подлежат:

Категория N1, N2Грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, автобусы, эксплуатируемые физическими лицами; Транспортные средства категорий N2 эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
Категория M2, М3Транспортные средства эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями; Транспортные средства осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» *
за исключением транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров

Не подлежат обязательному оснащению тахографами

следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

Транспортные средства:
1.
Транспортные средства допущенные к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, оснащенные контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, от 1 июля 1970 г. ) 12, и эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, допущенными к международным автомобильным перевозкам в соответствии с удостоверением допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок;
2.
автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы, автокраны, автомобили скорой медицинской помощи, автоэвакуаторы, пожарные автомобили, троллейбусы, транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции;
3.
Транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортные средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, медицинские комплексы на шасси транспортных средств, автолавки, автобусы для ритуальных услуг, автомобили-дома, бронированные транспортные средства, специализированные транспортные средства (специально оборудованные молоковозы, машины для перевозки живых животных, пчел, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений), транспортные средства категорий N2 и N3, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов), передвижные лаборатории, передвижные мастерские, передвижные библиотеки, передвижные автосцены, передвижные репортажные телевизионные студии;
4.
Транспортные средства, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
6.
Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования;
7.
Транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
8.
Транспортные средства, зарегистрированные органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
9.
Транспортные средства, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов,
с даты выпуска которых прошло 50 и более лет
, с оригинальными двигателем, кузовом и при наличии рамой, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния;
10.
Учебные транспортные средства, используемые для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов;
11.
Транспортные средства, которые проходят дорожные испытания, предусмотренные государственными стандартами и отраслевыми документами.

Как узнать PIN-код

Водителю знать PIN-код по карте СКЗИ. Это надо для пользования устройства в штатном режиме. Без его введения тахограф функционировать не будет. Поэтому PIN-код предоставляется фирмой производителем вместе с картой водителя.

Однако очень часто водители ошибаются при вводе данного кода. В результате карта блокируется.

Последний штрих — снять блокировку можно лишь путём введения другого кода, который называется PUK-код. Он также предоставляется фирмой производителем. После его введения устройство автоматически сгенерирует новый PIN-код и выдаст его на экран.

Если же утерян PUK-код, решить проблему можно будет лишь одним способом —обратиться в фирму, которая занималась изготовлением карты. При этом, обратившемуся придётся представить документ, удостоверяющий его личность, и саму карту.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]