Жертвы каршеринга: как пользоваться сервисами и не попасть в долговую яму


Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – страх любого водителя. Непредвиденные ситуации на дороге могут случиться с каждым, независимо от уровня осторожности, опыта вождения, скорости езды или класса автомобиля. И хорошо, если в аварии пострадало только «железо», ведь человеческая жизнь гораздо важнее машины. Но что делать, если произошло ДТП на каршеринге? Об ответственности водителя и возмещении ущерба пойдет речь. А также о алгоритме правильных действий при аварии на прокатном авто.

Порядок действий при ДТП на каршеринге

К сожалению, никто из нас не застрахован от дорожных аварий. Поэтому операторы каршеринга всегда лояльно относятся к ответственным арендаторам в случае форс-мажора. Главные требования любой компании – вовремя сообщить о ДТП и полноценно его оформить.


Если заказчик на арендованной машине попал в аварию, его шаги следующие:

  • включить аварийную сигнализацию и выставить аварийный знак;
  • вызвать сотрудников ГИБДД для оформления происшествия по полному протоколу, а если есть пострадавшие – то и «скорую помощь»;
  • обязательно позвонить в контактный центр и оповестить оператора. Тот, в свою очередь, уточнит список необходимых ему документов (протокол об административном нарушении, справка о ДТП и пр.) и уберёт автомобиль из системы, чтобы его не видели другие заказчики;
  • полученные от сотрудников ГИБДД бумаги, положить в бардачок автомобиля, либо отвезти в офис оператора – в зависимости от данных им указаний;
  • после оформления ДТП припарковать авто в разрешённом месте и завершить в приложении его аренду. Если машина не на ходу – вызвать эвакуатор.

Помните, только правильные действия помогут максимально сократить финансовые потери, а то и вовсе их избежать. В договоре аренды, подписанном при регистрации, есть чёткие инструкции о действиях при ДТП.

Оформление ДТП

ДТП на каршеринге – особый случай, поэтому убедитесь, что сотрудники ГИБДД предоставят вам полный комплект всех бумаг. Их перечень можно уточнить у оператора, в разделе помощь в приложении на смартфоне или непосредственно в договоре. По возможности фиксируйте всё происходящее на камеру смартфона.

Машина в ДТП

В большинстве случаев вам необходимо будет предоставить такие документы:

  • Протокол, в котором зарегистрировано административное нарушение. если ДТП с вашим участием произошло по вине другого водителя, обязательно возьмите его копию.
  • Специальное определение – документ, предоставляемый вместо старой справки о дорожно-транспортном происшествии. убедитесь, что документ содержит всю необходимую информацию, включая точную дату/время и место ДТП, список всех его участников, их анкетные данные (номера водительских удостоверений и прописку), а также протокол об освидетельствовании на наличие алкогольного опьянения.

Весь комплект документов необходимо доставить в офис сервиса. Сделать это нужно как можно быстрее. Если ДТП произошло вечером или ночью, постарайтесь доставить документы на следующее утро. Некоторые службы настаивают на срочной доставке документов, ограничивая срок максимум одним днём.

В центральном отделении каршеринга вам нужно будет заполнить бланк о страховке. Его также необходимо будет прикрепить к комплекту документов. По возможности фиксируйте все бланки, протоколы, определение и заявление о страховке на камеру смартфона – на всякий случай!

Чего нельзя делать если разбил арендованную машину

В первую очередь, нельзя покидать место аварии до полного завершения её оформления. И тем более нельзя умалчивать о повреждениях автомобиля. Все транспортные средства каршеринга застрахованы по ОСАГО. При этом у некоторых операторов есть автомобили со страховым полисом КАСКО.

Могут быть специальные тарифы, которые не предусматривают никаких дополнительных взысканий в случае ДТП. Следующий арендатор, увидев дефект, сообщит оператору. И Ваша недомолвка будет чревата не только штрафом, но и запретом на пользование сервиса.

Ответственность при ДТП на каршеринге

В строгом соответствии с договором через некоторое время после ДТП, оператор спишет с привязанной к аккаунту карты сумму. Её величина напрямую будет зависеть от тарифа и условий аренды. Возмещение ущерба за разбитый автомобиль включает штраф ГИБДД, штраф, предусмотренный компанией, и оплата ремонта машины, если это прописано в условиях договора.

Если водитель на момент аварии был нетрезв, то к штрафу ещё добавится круглая сумма, чаще всего в размере 100-200 тыс. руб. При этом ущерб, причиненный третьим лицам, виновник ДТП возмещает самостоятельно.

ДТП на каршеринге Яндекс.Драйв

Максимальная сумма возмещения после аварии составит 30 тыс. руб.. Если же причиненный транспортному средству ущерб незначителен, то заказчик оплачивает его полную стоимость. В случае жесткого нарушения правил, повлекшего эвакуацию автомобиля, взимается дополнительно 50 тыс. руб.

ДТП на каршеринге Делимобиль

При наступлении аварийного происшествия заказчик, использующий тариф «Базовый», возместит до 30 тыс. руб. Если для бронирования был выбран тариф «Сказка», все штрафы исключены. Но при условии, что водитель соблюдал условия арендного договора – не передавал управление авто третьим лицам, был трезв, завершил процедуру оформления ДТП. Иначе он возместит убытки в полном размере.

ДТП на авто BelkaCar

У водителей, пользующихся сервисом BelkaCar, всегда есть возможность подключения . Она предусматривает фиксированный штраф в случае ДТП, который составит 15 тыс. руб.

В остальных случаях, если ущерб, причиненный авто, не превышает 100 тыс. руб., сумма штрафа достигнет 30 тыс. руб. А за повреждения свыше 100 000 руб., к 30 тысячам добавится еще 15% от суммы установленных экспертизой повреждений. Если же заказчик арендовал элитное авто по тарифу BelkaBlack, то он заплатит не более 50 тыс. руб. при ущербе до 150 тыс. руб., либо 50000 руб. + 15% от суммы повреждений, если авто нанесён урон более 150 тыс. руб.

Если попал в ДТП в нетрезвом виде

Если же вы разбили арендованную машину, находясь в состоянии алкогольного опьянения, вам придётся выплатить следующие штрафы:

  • 30 000 рублей и лишение прав на срок до 2-х лет – согласно действующему законодательству.
  • Штраф оператору – 50-250 тысяч рублей. Условия и размер взысканий операторов отличаются и всегда прописываются в договоре: «Делимобиль» – 100 тысяч рублей (столько же прописано у принадлежащего оператору каршеринга «Anytime»).
  • «Belka» – 50 тысяч, BelkaBlack – 150 тысяч рублей.
  • «Яндекс.Драйв» – 100 000 + 50 000, если после ДТП автомобиль пришлось эвакуировать.

Полные штрафы без каких-либо ограничений налагаются и в том случае, если водитель врежется в другое авто или объект, после чего откажется от прохождения экспертизы на алкогольное или наркотическое опьянение. Чаще всего после разбирательства каршеринг регистрирует клиента как нежелательного и больше свои услуги не предоставляет.

Что если машине нанесен урон не по вине каршеровода

Прежде чем сесть в забронированный автомобиль, его следует внимательно осмотреть на предмет загрязнений, вмятин, царапин и различного рода повреждений. Если дефектов не обнаружено – смело начинайте движение. Но если они имеются и не указаны в приложении – нажимайте кнопку «Есть повреждения».

Не поленитесь сообщить в службу поддержки о выявленных изъянах до начала поездки. Так Вы избавите себя от компенсации за ремонт и штрафа за ущерб, нанесённый не Вами. А оператор, в свою очередь, найдет недобросовестного водителя и применит максимальный размер штрафных санкций согласно договору.

Если каршеринговый автомобиль пострадал в ДТП не по вине арендатора, следует, придерживаясь установленных правил. Нужно засвидетельствовать аварию и в обязательном порядке дождаться окончания оформления всех документов. Когда оператор получит необходимые бумаги и доказательства невиновности арендатора, на его карту вернутся деньги за простой авто.

Что делать при незначительных повреждениях?

При незначительных повреждениях без аварии нужно сразу же звонить оператору каршеринга. Если авария произошла не по вине клиента, платить ничего не придется. При незначительных повреждениях по вине водителя (например, небольшая потертость на бампере после задевания фонарного столба при парковке), скорее всего, придется компенсировать ущерб, хотя вероятность избежать расходов все же есть. Иногда, при самых незначительных повреждениях, каршеринговые компании могут простить добросовестного клиента, сразу сообщившего о произошедшем. И наоборот, если водитель попытается скрыть случившееся, то он будет должен не только возместить ущерб, но и выплатить штраф.

Штрафы ГИБДД при ДТП на арендной машине

Ни одна каршеринг компания не покрывает штрафы, выписанные ГИБДД. За любые нарушения ПДД на каршеринге, в том числе и приведшие к аварии, штраф выписывается на имя водителя транспортного средства. Согласно закону, если в ДТП не пострадали люди, арендатор понесет административное наказание, а в случае гибели человека ему грозит уголовная ответственность.

Если же водитель каршеринга скрылся с места ДТП, ему также не избежать наказания. Весь маршрут движения автомобиля виден оператору, поэтому вычислить нарушителя, пытавшегося утаить аварийное происшествие, ему не составит труда. И в данной ситуации последствия будут плачевными, поскольку данное нарушение помимо штрафа предусматривает лишение водительских прав. А каршеринговый сервис может подать иск в суд о компенсации арендатором ущерба за разбитую машину, несмотря на имеющуюся страховку.

Как в каршеринге следят за водителями и машинами

Услуга по кратковременной аренде автомобилей становится более технологичной

Российский каршеринг уже находится среди мировых лидеров по количеству автомобилей. В скором времени мы можем занять и первое место, поскольку вслед за «Яндексом» на этот рынок выходит Mail.ru Group. Компания приобрела контрольный пакет сервиса YouDrive и планирует увеличить автопарк с 2,5 тыс. до 10 тыс. машин в течение года. IT-гиганты задают тренд на использование в каршеринге современных информационных технологий: в ближайшей перспективе акцент в бизнесе будет смещаться в сторону аналитики больших данных. Но пока операторы совершенствуют способы защиты своего имущества от угона и порчи, а также внедряют скоринговые решения для оценки поведения водителей.

ВЗРЫВНОЙ РОСТ РЫНКА

Каршеринг в России появился в 2012 году и за шесть лет превратился в популярный способ перемещения по городу. Взять автомобиль в аренду на короткий срок можно уже не только в мегаполисах, список населенных пунктов постоянно пополняется. По данным «Трушеринга» на 1 июня,

количество машин в российском каршеринге превысило 28 тыс., при этом на долю столицы приходится более 80% автопарка

Рынок быстро растет и в финансовом отношении. В 2021 году его объем составил 7,4 млрд рублей, в 2019-м он, по прогнозам компании UBS, увеличится почти втрое – до 20,1 миллиарда.

Александр Захаров, руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК «АвтоСпецЦентр»:

– Сейчас услуга краткосрочной аренды авто в Москве стала популярнее в три раза по сравнению с 2021 годом. Рынок каршеринга продолжает развиваться как в столице, так и в других мегаполисах – Петербурге, Екатеринбурге, Уфе, Самаре, Краснодаре, а также в курортных регионах во время отпускного сезона – городах Кавказских Минеральных Вод, Адлере, Сочи, Севастополе.

Одна из причин такого взрывного роста – развитие телеком-технологий, которые позволили сделать эту услугу массовой. Одновременно с привлечением потребителей операторы каршеринга решают задачу защиты своих активов – автомобилей – от неправомерного использования. Это означает, что компании должны следить за:

  • Состоянием и местонахождением автомобиля.
  • Состоянием и поведением водителя-клиента.
  • Безопасностью IT-системы и аккаунтов.

СТАНДАРТНЫЙ МИНИМУМ ОБОРУДОВАНИЯ

Первая задача – контроль состояния и местонахождения автомобиля – решается стандартными средствами. Для этого в первую очередь компании внедряют системы мониторинга транспорта. Как правило, в их состав входят:

  • модули дистанционного управления системами автомобиля (зажигание, открытие и закрытие дверей, остановка двигателя и т. д.);
  • GPS-датчики, которые позволяют отследить местонахождение автомобиля.

Сергей Скнарин, исполнительный директор «МониторингАвто»:

– Система мониторинга транспорта отслеживает все перемещения автомобиля, зажигание, местоположение, маршрут, скорость и прочее. Дополнительные датчики слежения позволяют операторам и менеджерам контролировать, не выехала ли машина за контур, разрешенный для передвижения. Как только автомобиль пересекает его, поступает сигнал диспетчеру, а он в свою очередь может удаленно заглушить двигатель машины с помощью реле блокировки двигателя. Кроме того, в машине устанавливаются GPS-маячки (закладки), помогающие найти машину в случае чрезвычайной ситуации. Это минимальный набор систем безопасности для каршеринга, позволяющий компаниям защитить транспорт от угона.

Фиксацию внешних повреждений осуществляют сами клиенты каршеринга – это общее условие для всех существующих сервисов.

Если не провести осмотр машины перед поездкой, то можно оказаться виновным в том, чего не совершал, и заплатить серьезный штраф

Чтобы защитить автомобили от других угроз (порча и кража оборудования, курение в салоне, мусор), каршеринговые компании зачастую устанавливают дополнительное оборудование, к примеру:

  • видеорегистраторы;
  • датчики дыма (защита от курения в автомобиле);
  • камеры наблюдения;
  • «тревожные» кнопки.

Пресс-служба каршеринга Matreshcar:

– Для защиты автомобилей и повышения безопасности клиентов практически все автомобили Matreshcar оборудованы камерами видеонаблюдения. Происходящее в салонах автомобилей отслеживает служба безопасности (что позволяет предотвратить нарушение, а также грамотно отреагировать в экстренной ситуации), а также система распознавания лиц, подающая сигнал в случае использования автомобиля любым другим лицом, кроме арендатора.

СТИЛЬ ВОЖДЕНИЯ

Одна из проблем каршеринга – это поведение водителей на дороге. Некоторые клиенты водят агрессивно, а у других мало опыта – эти факторы повышают вероятность ДТП. Для анализа поведения водителей компании используют телематику и скоринг. Такой метод оценки активно внедряют в сервисе «Яндекс.Драйв», который вышел на рынок каршеринга в начале 2021 года, но уже является лидером по количеству автомобилей. В пресс-службе компании RSpectr сообщили подробности о тестировании алгоритма, который помогает водителям корректировать стиль вождения.

Пресс-служба «Яндекс.Драйв»: – Алгоритмы обрабатывают информацию от датчиков в автомобилях, например, усилие при нажатиях на тормоз или угол поворота руля. На основании большого количества полученных данных алгоритм понимает, насколько аккуратно управляет автомобилем каждый водитель. Сейчас мы учим алгоритм оценивать резкие ускорения, торможения и другие опасные маневры на дороге, например, частые перестраивания из ряда в ряд. Если манера вождения окажется агрессивной, мы предупредим пользователя и ограничим в использовании автопарка.

Если после всех ограничений и предупреждений водитель не изменит манеру поведения, то его отключат от сервиса навсегда. Предшественником этого алгоритма стала система, которая автоматически предупреждает водителя о превышении скорости.

Похожие методы используются и в другом сервисе (о проблемах безопасности в сфере услуг такси RSpectr писал весной). Пока системы анализа поведения водителя работают в тестовом режиме.

Используют скоринговые программы и другие сервисы. Как рассказал RSpectr А. Захаров, «Делимобиль» блокирует аккаунты недобросовестных автомобилистов, а BelkaCar увеличивает стоимость поездки тем, кто регулярно нарушает скоростной режим.

Но скоринг используется не только для наказания. Как объяснил С. Скнарин, некоторые компании создают систему лояльности, завязанную на безопасном вождении: «Цена поездки может зависеть от аккуратности водителя на дороге. Этот коэффициент рассчитывается благодаря датчикам мониторинга. Но такие программы лояльности в России пока редки».

БОРЬБА С ПОДДЕЛЬНЫМИ АККАУНТАМИ

В СМИ и интернете часто встречаются сообщения о черном рынке аккаунтов для использования сервисов каршеринга. Для таких учетных записей указывают чужие персональные данные, полученные из различных источников. Иногда мошенники находят уязвимости в программном обеспечении и могут воспользоваться чужим аккаунтом.

Для борьбы с этим явлением каршеринговые компании выбирают различные методы. Как было указано, Matreshcar использует камеры видеонаблюдения с системой распознавания лиц. А. Захаров рассказал RSpectr, что YouDrive тоже уже внедрил систему проверки аккаунтов: «Компания запрашивает фотографию лица, искусственный интеллект сверяет полученное изображение с анкетой в базе данных, что позволяет уменьшить количество фейковых аккаунтов до 2%».

«Нам случаи с покупкой действующих аккаунтов “Драйва” не известны», – отметили в пресс-службе компании, добавив, что аккаунты в сервисе защищены так же, как в самом «Яндексе».

Борьба с фейковыми аккаунтами волнует не только игроков рынка, но и госведомства.

В ГИБДД разрабатывают законопроект и программное обеспечение, позволяющее персонифицировать водителей такси и каршеринга

У депутатов также есть вопросы к рынку кратковременной аренды автомобилей. Провести парламентские слушания с участием экспертов и ГИБДД по проблемам законодательного регулирования каршеринга предложили в «Справедливой России». Эта инициатива касается защиты прав как потребителей услуг, так и самих операторов.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Каршеринг все еще находится на начальном этапе с точки зрения технологий. В будущем будут появляться новые решения, повышающие безопасность и удобство использования арендованных автомобилей.

А. Захаров рассказал, что сейчас ведется разработка решения MonGeoConnect, которое позволит управлять автомобилем через смартфон.

Александр Захаров (ГК «АвтоСпецЦентр»):

– Особенность технологии заключается в том, что для управления автомобилем не требуется подключение к беспроводному интернету: взаимодействие смартфона пользователя и бортового блока управления происходит по радиоканалу ближнего радиуса действия. Использование этой системы сократит количество возможных технических сбоев, временных затрат на дозвон оператору и обеспечит более качественный уровень обcлуживания клиентов.

Игорь Хереш, генеральный директор UBI Technologies, рассказал RSpectr, что в перспективе главным фокусом для каршеринга станет анализ накопленных данных. Однако сейчас большинство операторов каршеринга еще работает над обеспечением стабильности ПО.

Игорь Хереш, генеральный директор UBI Technologies:

– При сильной нагрузке случаются отказы, зависания и прочие неточности IT-решений, а это тормозит процесс из-за лишних разбирательств по подобным поводам. Поэтому пока одни находятся в поиске решений «детских болезней», другие начинают активно пользоваться плодами больших данных (Big Data) для создания новых сервисов. Уже далее, на базе собранной качественной аналитики можно будет создать технологический маркетплейс решений. За этим будущее.

Интересные перспективы откроются перед каршерингом после внедрения полуавтономного транспорта, который сможет самостоятельно перемещаться по городу на малые расстояния на небольшой скорости

Тогда при бронировании можно будет не самому идти к машине, а ждать, когда она подъедет. В «Делимобиле» уже объявили, что планируют летом 2021 года добавить в свой парк автономный автомобиль.

Изображение: RSpectr, freepik.com

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Как такси-агрегаторы хотят повысить безопасность клиентовОнлайн-сервисы создают новые инструменты контроля своих водителей

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: