Главная / Транспортные средства
Назад
Опубликовано: 10.04.2020
Время на чтение: 2 мин
0
590
— Здравствуйте. В Правилах дорожного движения есть пункт, который запрещает выполнение маневров по обгону или объезду препятствий в случае, если транспортное средство впереди само выполняет обгон или объезд препятствия? Грозит ли лишением прав «обгон паровозиком»? Какой автомобиль запрещено обгонять по правилам: то, которое выполняет обгон, или обгоняемое?
- Что говорят Правила дорожного движения об обгоне паровозиком
- Можно ли совершать обгон паровозиком
- Ответственность за несоблюдение правил
Разбираемся с понятиями
Прежде чем озвучить штраф за обгон паровозиком, как и за двойной обгон, следует понять, что это означает.
Двойным обгоном принято считать обгон 2 и более транспортных средств путем выезда на встречную полосу движения. То есть во время такого маневра, опередив первую машину, водитель не возвращается на свою часть дороги. Либо же таковым считается обгон авто, которое в этот момент совершает обгон.
Но еще есть понятие обгона паровозиком. Также называют гуськом. В этом случае осуществляется выезд на встречку за машиной, которая пошла на обгон. В этот момент на встречной стороне автодороги оказывается 2 и более автомобиля.
Относительно обгонов есть целый раздел в действующих ПДД. Здесь прописаны все правила для безопасных маневров, существующие запреты, а также условия, при которых совершить обгон можно.
Наказание следует не за сам факт обгона. Здесь вопрос в выезде на чужую полосу движения.
Да, в теории при обгоне всегда нужно выехать на встречку. Но не всегда, выезжая на встречную полосу, водитель совершает обгон. Иногда это опережение, как в случае с обгоном тихоходных ТС, о которых уже говорили ранее.
А те же обгоны в опасных поворотах запрещены всегда. Нет условий, позволяющих без нарушения правил выполнить подобное действие.
Поговорим о двойном обгоне
В ПДД есть запреты и предписания относительно подобного маневра. Получается, что когда запретов нет, то это разрешено.
В действующих ПДД за 2021 год нет никаких пунктов, запрещающих выполнить двойной обгон. Причем вне зависимости от количества автотранспортных средств, принимающих участие в подобном маневре.
Есть только одно условие. Водители обязаны удостовериться предварительно в том, что их действие не повлечет за собой никаких опасных последствий. То есть маневр безопасный.
Вывод о проверке безопасности маневра зависит от последствий. Если никакого ДТП не произошло, то все было сделано по правилам. Если случилась авария, то придется заплатить штраф, либо лишиться удостоверения.
Но нужно внести уточнения. По ПДД, совершая рассматриваемое действие, водители обязаны проверить несколько моментов:
- на встречной полосе нет машин, либо находятся на достаточном расстоянии, чтобы успеть завершить маневр;
- впереди отсутствует сплошная разделительная полоса;
- нет установленного знака, запрещающего обгон;
- не располагается никакой путепровод, пешеходная зона, а также железнодорожный переезд;
- это же относится к тоннелям, эстакадам, опасным поворотам и подъемам;
- в этот момент машина позади не пошла на обгон вашего транспортного средства;
- ни одна из впереди идущих машин не активировала левый поворотный сигнал.
Этот список в полной мере определяет условия, при которых можно и нельзя осуществлять обгон с выездом на встречную часть дороги. Это же относится и к двойному типу маневра.
Теперь об обгоне паровозиком
Здесь ситуация несколько иная. И рассматривать нужно отдельно.
Напомним, что здесь речь идет о маневре, при котором ваша и еще минимум 1 машина пошла на обгон другого авто, двигаясь друг за другом. Своего рода колонна.
Плюс существует понятие обгона уже обгоняющего автомобиля. Представьте ситуацию. Впереди на полосе медленная машина. Вы движетесь быстрее. По левому борту передний автомобиль начал обгонять другой транспорт. В этот момент вы также нажали на газ, повернули налево, включив поворотник. И теперь самое главное. Выезжаете еще левее авто, которое пошло на обгон. И в итоге обходите сразу 2 машины, одна из которых также обгоняет другое ТС. Звучит может и несколько запутанно, но все должно быть понятно.
А такой маневр считается запрещенным.
Только есть свои нюансы. Подобное действие в виде паровозика или гуська запрещается лишь той машине, которая создала подобный эффект. То есть существует условно первая машина, которая включила поворотник, и нажала на газ. При выполнении всех выше описанных условий, такие действия нарушением не считаются.
Но если за этой машиной выстроилась очередь, и они также включили поворотники и нажали на газ, то тут уже создается эффект паровозика. Все авто позади вас нарушают правила.
Сложность в том, что доказать свою невиновность, даже если ваше ТС было первым в созданном паровозике, проблематично. Единственным весомым аргументом станет видеозапись с регистратора.
В пункте 11.2 действующих правил прописано, что водителям нельзя совершать обгон, если:
- впереди находящееся ТС осуществляет обгон, либо объезжает препятствие;
- машина, находящаяся позади, начала обгонный маневр.
Получается следующее. Инспектор видел, что ваше автотранспортное средство находилось впереди условной колонны (паровозика). В теории вы не виноваты. Но это в теории. На практике инспектор не мог видеть, что вы не выехали на встречку в тот момент, когда иное ТС уже зашло за маневр.
Принимая это во внимание, совсем не исключено, что водителя, действующего вроде как в рамках правил, не оштрафуют, или не попытаются лишить прав.
Обгон гуськом или паровозиком
Обгон гуськом или паровозиком, когда сразу несколько автомобилей обгоняют транспортное средство, запрещается, так как транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон, – п. 11.2 ПДД. Логика понятна – впередиидущие автомобили могут закрыть для обзора встречную полосу, и водитель не в состоянии выполнить требования п. 11.1 ПДД, то есть не состоянии определить, на достаточном для обгона расстоянии свободна встречная полоса или нет.
Тонкость состоит в том, что п. 11.2 ПДД описывает запрет обгона там, где ограничение видимости создается обстоятельствами. И здесь ключевое отличие от пункта 11.4 ПДД, так как он запрещает обгон на участках с ограниченной видимостью, – см. Ограничение видимости.
Выделяю еще раз: п. 11.2 – обстоятельства, запрещающие обгон, п. 11.4 – участки, где запрещен обгон.
Для установления ограничения видимости на участке дороги специальная методика и специальные приборы применяются специально обученными людьми. Результатом работы является объективное установление факта ограничения видимости на данном участке дороги с последующей установкой соответствующих знаков. Оспорить обгон в месте, где ограничена видимость невозможно.
Обстоятельства ограничения видимости устанавливаются субъективно, и однозначность нарушения установить сложно.
Можно сказать иначе. ПДД предоставляют водителю много прав, например, право определить количество полос для движения в отсутствие знаков или разметки, – п. 9.1 ПДД. Пункт 11.2 ПДД предоставляет водителю право субъективно определить, безопасен обгон или нет, если кто‑то впереди уже обгоняет.
По всей видимости, данный момент и был учтен Верховным судом в ППВС № 20. Сравните сами две формулировки – из ПДД и из ППВС:
«Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия», – п. 11.2 ПДД.
«Не допускается обгон движущегося впереди транспортного средства, производящего обгон или объезд препятствия», – п.»г» п. 15 ППВС № 20 от 25.06.2019.
Сразу видно, что по ПДД запрещен, как обгон обгоняющего, («двойной обгон»), так и обгон «гуськом‑паровозиком». А по ППВС – только «двойной обгон». Обгон обгоняющего – объективный факт, обгон «гуськом» – субъективный. См. далее Оценочные понятия.
Важно понимать, что п. 11.2 ПДД запрещает обгон «гуськом» одного и того же транспортного средства. Если перед грузовиком, который вы собираетесь обгонять, идет другой грузовик, на обгон которого пошел ваш коллега, то перед ним встречная полоса свободна на достаточном для обгона расстоянии. Это сигнал вам, что и вы можете идти на обгон – встречная полоса свободна на достаточном и для вашего обгона расстоянии. То есть, как упоминалось выше, вы в состоянии выполнить требования п. 11.1 ПДД, в котором, кстати, ничего не говорится, что водитель визуально должен убедиться – свободна встречная полоса или нет.
Вывод: выполнение требований п. 11.2 ПДД всегда следует рассматривать в связке с выполнением требований п. 11.1 ПДД.
От обгона «гуськом» правильнее отказываться не по причине ограничения видимости, а по причине того, что водитель попадает в зависимость от других водителей, которые пошли на обгон впереди или позади. Представьте, что впереди идущий завершил обгон, но вместо того, чтобы уходить вперед, он стал тормозить, не давая вам места вернуться в свою полосу. Пока вы удивленно думаете, что происходит, он поворачивает налево. Кто виноват? Вы! Так как в начале обгона не убедились, что при окончании обгона сможете беспрепятственно вернуться в ранее занимаемую полосу, – п. 11.2 ПДД.
0
Автор публикации
не в сети 12 часов
GarryB83
0
Комментарии: 0Публикации: 1252Регистрация: 17-07-2018
Возможные наказания
Смотрите также
Фаркопы Трейлер: купить, установить, сертификат, отзывы
Напоминает, что как такового наказания за обгонные действия не предусмотрены. И не важно, будет это двойной, либо паровозик.
Факт в другом. Любое подобное действие зачастую трактуется по 4 части 12.15 КоАП. А здесь речь идет о штрафе или лишении прав за выполненный выезд с нарушением правил на встречную часть автодороги. Есть и следующая за ней статья, где наказание будет намного серьезнее.
В итоге возможно 3 варианта наказания. Все зависит от конкретной ситуации:
- Водитель выехал на встречную полосу, нарушив при этом ПДД. Трактуется по 4 части статьи 12.15. Здесь в лучшем случае придется отдать в государственную казну 5 тысяч рублей. В худшем водитель окажется без прав на срок от 4 и вплоть до 6 месяцев;
- Автомобилист повторно нарушил предыдущее правило. В теории можно снова заплатить 5 тысяч рублей. Но при условии, что нарушение было зафиксировано с помощью специальной камеры. Но есть и более неприятный исход. Это лишение удостоверения. Только теперь на 1 год;
- Водитель вынуждено выехал на встречную часть дороги, чтобы объехать препятствие. И никого не будет волновать, что сторона дороги, по которой должен есть водитель, оказалась непригодной для этого. Либо возникло иное препятствие. Если выехал, то будь любезен заплатить от 1 до 1,5 тысяч рублей.
Теперь знаете и о возможной ответственности.
Да, если инспектор или дорожные камеры не зафиксировали нарушение, то его как бы и не было. Но это не повод совершать откровенно опасные маневры.
Что такое обгон «паровозиком»
Согласно ПДД, простой обгон – это опережение одного, двух и более ТС, для выполнения которого водителю требуется выехать на полосу, предназначенную для встречного движения. Завершение маневра всегда происходит путем возвращения на свою половину дороги.
Обгон «паровозиком» или «гуськом» – это выполнение опережения с выездом на встречку, которое осуществляется одновременно с другим впереди идущим автомобилем. В результате, на встречной полосе оказывается одновременно два и более транспортных средства.
Разрешен ли маневр
Для того, чтобы понять допустимо ли выполнять подобный маневр или нет, стоит изучить 11 раздел Правил дорожного движения. В нем говорится, что выезд на левую полосу, предназначенную для встречного потока, запрещен при наличии следующих условий:
- Впереди идущая машина объезжает помеху или медленно движущиеся ТС.
- У автомобиля, который планируется обогнать, включен левый поворотник.
- Аналогичный маневр уже начало выполнять транспортное средство, движущееся сзади.
- Сложившаяся дорожная ситуация не позволит обгоняющему безопасно вернуться в свою полосу по окончанию выполнения обгона.
Из анализа перечисленных пунктов становится понятно, что в ПДД содержится однозначный запрет на выполнение обгона «гуськом». Осуществить подобное действие возможно только при отсутствии других ТС, движущихся в попутном направлении на встречной полосе.
Ответственность за нарушения правил
Нарушение правил маневрирования на проезжей части карается по статье 12.15 КоАП РФ. Согласно подпунктам 3, 4 и 5 этой нормы, для нарушителей предусмотрены следующие меры ответственности:
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42 Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34 Россия: +7 (499) 755-96-84 |
- выезд на встречную полосу во время выполнения маневра – 5000 рублей при фиксации нарушения с помощью камеры или лишение водительского удостоверения на срок от 4 месяцев до полугода;
- аналогичное правонарушение, совершенное повторно – штраф 5000 рублей при фиксации камерой или лишение права управления ТС на 12 месяцев;
- неправильный объезд препятствия (эта статья применяется инспекторами ГИБДД крайне редко) – денежное взыскание в размере от 1000 до 1500 рублей.
Обгон «паровозиком» – это один из наиболее часто встречающихся приемов маневрирования на загородных трассах. К сожалению, большинство водителей не знают о том, что ПДД содержат прямой запрет на выполнение этого действия. Причина таких ограничений – высокий риск, сопровождающий подобное маневрирование, и вероятность наступления аварийной ситуации.