Штрафы за тахограф для юридических лиц: где проверять, как обжаловать


Тахограф представляет собой специальное устройство, созданное для контролирования информации о транспортном средстве и его характеристиках. К ним относятся скорость движения, заданный маршрут, режим отдыха водителя и другие важные характеристики. Электронный прибор значительно упрощает контроль над состоянием ТС, способствует предотвращению аварий и оптимизации времени нахождения за рулем. В 2021 году тахограф – обязательное устройство для установки во всех автомобилях коммерческого назначения, за отсуствие которого можно получить штраф. Стоит отметить, что выпускаемые в России приборы оснащены специальной функцией топографической защиты.

Нормативная база, обязанность по установке в 2021 году

Наличие пишущего устройства на автомобиле предусмотрено ст. 20 ФЗ-196 от 10.12.1995. В законе указано, что конкретные требования разрабатываются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ №1213 от 23.11.2012 эти полномочия переданы Минтрансу. В Приказе Минтранса № 36 от 12.03.2013 приведены основные требования к тахографу и перечень лиц, обязанных его устанавливать. В соответствии с приложением № 2 к Приказу, устройством оснащаются все транспортные средства, используемые в коммерческих целях, с массой от 3,5 до 12 тонн. В эту категорию попадают, в частности, следующие группы ТС:

  • предназначенные для перевозки пассажиров с количеством посадочных мест более 8 (массой до 5 тонн и более);
  • грузовые автомобили с массой от 3,5 до 12 тонн и более 12 тонн.

Таким образом, ответственность за отсутствие карты предприятия для тахографа предусмотрена законодательством только для лиц, использующих технику в коммерческих целях для извлечения прибыли.

ВАЖНО!

В Приказе предусмотрен и внушительный перечень исключений — список транспортных средств, на которые прибор не устанавливают: например, на троллейбусы, автомобили для обучения вождению, бетономешалки, автокраны, машины скорой помощи и многие другие.

Как обжаловать штрафы за тахограф

Отменить штраф, наложенный на законных основаниях, нельзя. Но, если санкция применена неверно и вы можете это доказать, штраф можно и нужно обжаловать.

Пример 1: На организацию, водителя и механика, ответственного за выпуск авто на линию, инспектор выписал штрафы за отсутствие тахографа на 50 000 руб, 5000 руб и 10 000 руб соответственно. Инспектор не учел, что машина используется организацией для обслуживания нефтяных скважин и является исключением, освобожденным от обязательной установки тахографа. В этом случае штрафы наложены незаконно и их можно эффективно обжаловать.

Пример 2: При проверке инспектором в тахографе не было бумажной ленты. Это послужило основанием для наказания и водителя, который должен обеспечить эксплуатацию прибора в соответствии с Приказом Минтранса, и лица, ответственного за выпуск ТС на линию и организации, автомобиль которой используется с нарушением требований к эксплуатации тахографов. Инспектор выписал штрафы на 5 000 руб, 10 000 руб и 50 000 руб соответственно. Однако перед началом рейса в организации был составлен документ, в котором было отмечено наличие запасной ленты у водителя. Таким образом, ответственность за отсутствие запасной ленты должен нести только водитель, в силу каких-то обстоятельств утративший эту ленту. Штрафы 10 000 руб и 50 000 руб, наложенные на должностное и юридическое лица, можно успешно обжаловать.

Сделать это можно в течение 10 дней с момента получения постановления.

Для отмены штрафа нужно обратиться с жалобой в тот орган, который вынес постановление. Подавать жалобу нужно в письменном виде одним из двух способов:

  • при личном посещении отделения, наложившего санкцию;
  • почтовым отправлением в то же отделение.

Обжаловать штрафы через интернет теперь нельзя. Подробнее об этом по ссылке. Как составить жалобу подробно описано здесь.

На рассмотрение жалобы отводится 10 дней. Затем в течение 3 дней взыскатель обязан отправить заявителю ответ. Если жалобу не удовлетворили, можно обратиться в суд, приложив полученный ответ к исковому заявлению вместе с документами, подтверждающими, что санкции наложены безосновательно.

Проверка штрафов для юр. лиц

Контролируйте штрафы автоматически, получайте отчеты о новых найденых штрафах и оплачивайте их
Попробовать бесплатно

Есть ли возможность ездить без карты тахографа в личных целях

Законодатель подчеркивает, что самописец необходим только на используемых в коммерческих целях машинах. Таким образом, штраф за отсутствие карточки тахографа не выписывается, если автомобиль используется исключительно в личных целях. Но этот факт придется сотрудникам ГИБДД доказывать. Кроме того, если авто даже периодически используется для предпринимательства, в том числе арендаторами или иными лицами, прибор устанавливать тоже нужно. Карточку тоже необходимо брать с собой, даже управляя ТС после рабочего дня, например, так как доказать совершение поездок в личных целях сотрудникам ГИБДД будет проблематично.

Где проверить штрафы за тахограф

Как и остальные автоштрафы, штрафы за тахограф можно проверить:

  • На портале Госуслуг;
  • Если постановление вынес инспектор ГИБДД, то на сайте ГИБДД;
  • Если УГАДН — то на сайте Ространснадзора;
  • Через специальные сайты и приложения, такие как OnlineГИБДД

С какими трудностями здесь может столкнуться сотрудник автопарка?

1. Вбивать информацию по каждой машине отдельно, что довольно трудозатратно: на каждом сайте есть набор реквизитов, необходимых для проверки. Как правило, это могут быть:

  • номер постановления;
  • регистрационные данные автомобиля;
  • номер водительского удостоверения;
  • ИНН организации.

2. Вторая трудность в том, что проверки должны быть регулярными — штрафы могут появиться в любой день.

Для проверки большого количества машин требуется много времени и внимательность, т.к. ошибка стоит компании денег (пропуск периода для оплаты со скидкой 50 % или блокировка расчетного счета судебными приставами).

Штрафные санкции после 01.11.2019

Уже сейчас сотрудники ГИБДД привлекают к ответственности должностных лиц организаций, допустивших выезд без карточки. С 01.11.2019, в соответствии с ФЗ-216 от 26.07.2019, это правонарушение выделяется в ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ, и наказание предусматривается и для юрлиц, и для ИП. Новый штраф за отсутствие карты предприятия для тахографа для должностных лиц повысится значительно:

  • для должностных лиц — от 7000 до 10 000 рублей;
  • для ИП — от 15 000 до 20 000 рублей,
  • для юрлиц — от 20 000 до 50 000 рублей.

Когда штрафа можно избежать?

Если шофер не хочет получить штраф — без карты водителя для тахографа или с прибором, которые сломался/не был вовремя поверен, в рейс лучше не выходить. Но есть ряд ситуаций, в которых можно избежать штрафа.

Первая ситуация касается переработок водителя, зафиксированных бортовым самописцем. Если будут обнаружены незначительные отклонения от требований законодательства, водитель может объяснить, по какой причине нарушение было допущено. Иногда (например, при попадании в пробку) вовремя прервать вождение невозможно физически — при должной мотивации штрафа можно избежать.

Кроме того, штраф не назначают:

  • Если карта или тахограф вышли из строя в ходе рейса. По закону водитель может завершить поездку, не прерываясь на ремонт или заказ новой карты — но все интервалы движения автомобиля он должен фиксировать вручную.
  • Если карта водителя отправлена не перевыпуск в результате поломки или порчи (но не истечения срока эксплуатации). Чтобы подтвердить это, нужно предъявить сотруднику ДПС справку, выданную при подаче заявки на повторное оформление карты.

Во всех остальных случаях проверка, которая сопровождается обнаружением нарушений, почти гарантированно завершится для водителя штрафом. Именно поэтому правила эксплуатации ТС с тахографом нарушать не стоит: соблюдать их несложно, зато можно будет избежать любых претензий при проверке.

Можно ли получить скидку

Такое правонарушение, как отсутствие карточки водителя на тахограф, влечет за собой назначение денежной санкции. В соответствии с законодательством, по многим нарушениям предоставляется скидка 50% при оплате в первые 20 дней после назначения наказания. Но она на это правонарушение не распространяется и действует только для статей, указанных в главе 12 КоАП РФ. Оплату можно произвести удобным способом, через сайт «Госуслуги», без личного визита в банк, кредитную организацию, но без скидки.

Где и как получить карту водителя для тахографа

Оформить карту водителя можно разными способами:

  1. Личным обращением в организацию, уполномоченную принимать заявления о выдаче и замене карт тахографа. На сайте Росавтотранса есть перечень таких организаций с адресами в разных городах России.
  2. Можно заказать карту онлайн на сайте аккредитованной организации, приложив скан-копии документов.
  3. Также оформить карту водителя можно в МФЦ по месту жительства.

Во всех случаях потребуется предоставить определенный перечень документов с копиями:

  • Паспорт;
  • Водительское удостоверение;
  • Фото черно-белое 3,5х4,5 см;
  • СНИЛС;
  • ИНН (для СКЗИ);
  • Справка-ходатайство с места работы (для СКЗИ).

Также потребуется заполнить заявление о выдаче карты и согласие на обработку персональных данных.

Стоимость оформления карт колеблется в пределах 3 000 — 5 000 рублей, в зависимости от вида карты и изготовителя.

Расходы на оформление карты несет работодатель в соответствии со ст. 22 ТК РФ.

Обжалование привлечения к ответственности

Обжалование штрафа производится в вышестоящий орган или суд. Срок на подачу — 10 дней с момента получения постановления. На копии необходимо поставить отметку о получении жалобы. Необходимо обосновать доводы, поэтому рекомендуется в случае поломки прибора вносить записи собственноручно на обратной стороне бумаги для тахографа обо всех остановках, промежутках в непрерывном движении.

Правовые документы

  • Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ
  • Постановление Правительства РФ от 23.11.2012 N 1213
  • Кодекс об административных правонарушениях
  • Статья 11.23 КОАП РФ. Управление транспортным средством или выпуск на линию транспортного средства без тахографа, несоблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение режима труда и отдыха водителей
  • Федеральный закон от 26.07.2019 N 216-ФЗ
  • Статья 11.23 КОАП РФ. Управление транспортным средством или выпуск на линию транспортного средства без тахографа, несоблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение режима труда и отдыха водителей

Для чего нужен тахограф

В конце 20-х годов в Европе стали активно использоваться автомобильные перевозки. У владельцев транспорта появилась необходимость контролировать находящиеся далеко от предприятия, “орудия труда” и наемных работников. Так устройства получили толчок к развитию и стали постоянно совершенствоваться.

В России тахографы ввели с 1996 г. для международных перевозчиков. Для внутренних — с 2010 г. Это были аналоговые тахографы. Они записывали данные на бумажный носитель — тахограмму. Водитель ежедневно от руки заполнял сведения о пройденном пути на бумажном диске. Эти приборы были не способны сохранять историю передвижения, подробные изменения скорости и режим труда и отдыха водителя. Их легко было подделать. Поэтому со 2.03.2018 г. их заменили на цифровые тахографы с блоком криптографической защиты информации — СКЗИ. Эти приборы сохраняют в памяти любые манипуляции. Поэтому информация с такого устройства признается юридически значимой и может быть использована при выяснении обстоятельств ДТП и в суде.

Цифровые тахографы СКЗИ сохраняют сведения о:

  • времени вождения и отдыха водителя;
  • скорости движения;
  • пройденном расстоянии.

Таким образом, цифровые тахографы позволяют контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха, скоростного режима.

Часто водители стремятся побыстрее выполнить рейс — превышают скорость и не обращают внимания на физическую усталость. Это снижает концентрацию внимания на дороге и создает риск ДТП. Отдохнувший вовремя водитель внимательнее ведет себя на дороге. Тем самым сохраняя жизнь и здоровье остальным участникам дорожного движения.

Проверить штрафы организации сейчас

Требования к прибору

Любой контролирующий прибор устанавливается с соблюдением действующего регламента.

Требования к тахометру:

  • наличие датчика движения;
  • карта-чип, фиксирующая информацию о передвижении;
  • работающие модули навигации;
  • цельная пломба без повреждений и деформаций;
  • исправная работа всех функций и прибора в целом.

В случае нарушения установленных правил законодательством предусмотрен штраф за тахометр, не отвечающий действующему регламенту.

Законодательство

Помимо вышеуказанных нормативных актов следует обратить внимание на следующие Приказы Минтранса РФ:

  • №273 от 13.07.2013г., «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами»;
  • №470 от 17.12.2013г.- нормативный документ, изменяющий Приказ №36 от 13.02.2013 года.

Согласно вышеуказанным Приказам владельцы транспортных средств определенных категорий обязаны установить на них тахографы с системой криптографической защиты информации.

Законодательно установлен срок до 01.01.2019 года, позволяющий использовать тахографы старого образца.

Основные нарушения

Наиболее очевидное нарушение, за которым в 100% случаев следуют санкции со стороны ДПС – это отсутствие прибора на том транспортном средстве, которое по закону должно быть оборудовано тахографом. Но есть и другие ситуации, прописанные в КоАП и прочих нормативах – их тоже следует избегать.

Неисправность прибора

Наиболее общая проблема – это неисправность прибора. Если тахограф не регистрирует параметры движения автомобиля, не принимает тахокарту или не выполняет другие функции, он считается неисправным. Эксплуатация автомобиля с неисправным контрольным механизмом с точки зрения закона приравнивается к езде без тахографа, и потому наказывается штрафом.

Важный нюанс! Если самописец сломался уже в ходе рейса, водитель может продолжать движение, но только в направлении мастерской или места штатной стоянки. Максимальное время такого движения не должно превышать 7 суток. При этом регистрация режима работы обязательно ведется водителем в ручном режиме (на специальном бланке или оборотной стороне ленты для распечатки данных с тахографа).

Признаком неисправности может считаться не только неправильное функционирование системы. Если при проверке будет обнаружено повреждение корпуса или нарушение целостности пломб, то прибор будет считаться неисправным вне зависимости от его фактической работоспособности. Это же касается других способов вмешательства в конструкцию или работу системы (отключение проводов, подключение сторонних устройств и т.д.).

Несоответствие типа тахографа

Следующая проблема (встречается она довольно редко) – несоответствие типа устройства характеру выполняемого рейса. В 2019 году все машины должны быть оснащены цифровыми приборами контроля, разрешёнными к эксплуатации в РФ.

Кроме того, важно, чтобы на транспортных средствах, выполняющих рейсы по Российской Федерации, стояли тахографы с модулем криптографической защиты СКЗИ/НКМ.

Для автомобилей, выполняющих международные рейсы, обязательной будет установка приборов ЕСТР. Нарушение этого требования — повод для штрафных санкций (причем как со стороны ДПС РФ, так и со стороны проверяющих органов других стран).

Отсутствие карточки водителя

Действующие нормативы требуют чтобы:

  • Тахограф эксплуатировался с тахографической картой (индивидуальный цифровой ключ на электронном чипе).
  • Карта находилась в приборе в течение всего времени эксплуатации ТС.
  • Срок действия карты не был нарушен.
  • В приборе была установлена карта именно того лица, которое управляет транспортным средством в данный момент.

Таким образом, езда без чип-карты, с чужой, просроченной или неисправной картой расценивается как нарушение. Штрафуют за это и водителей, и должностных лиц (если по их вине водитель был выпущен в рейс без чип-карты).

Нарушение сроков обслуживания

Основные работы по обслуживания бортовых самописцев — это поверка (контроль соответствия замеряемых показателей фактическим) и замена криптографического модуля. Информация о проведении этих операций указывается в паспорте прибора, и нарушение сроков поверки либо замены блока СКЗИ выявляется при любой проверке документов.

Эксплуатация неповеренного устройства или самописца с просроченной заменой СКЗИ приравнивается к езде с неисправным прибором. Как и в предыдущем случае, оштрафовать могут шофёра или представителя транспортного департамента, допустившего нарушение.

Отсутствие калибровки

Калибровка проводится при установке тахографа на автомобиль, при его ремонте, замене колес, датчиков скорости и других изменениях, которые могут быть внесены в конструкцию ТС. Основная задача калибровки – обеспечить точную фиксацию прибором всех метрологических параметров.

Важные сведения

Тахограф — это прибор, установка которого на целый ряд транспортных средств обязательна. При его отсутствии виновным грозит ответственность в виде штрафа.

Его величина зависит от того, какое лицо допустило нарушение. Наименьшей величина штрафа будет для водителей, большую денежную сумму возьмут с должностного лица и максимальным ее размер окажется для самой транспортной компании.

Сумма штрафа не дифференцируется с учетом сути допущенного нарушения. Любая ситуация, при которой транспортное средство не оснащено надлежащим исправным тахографом наказывается штрафом в сумме внутри одного и того же диапазона.

Основные понятия

ТахографБортовой прибор, устанавливаемый на автомобили, в том числе грузовики весом более 3500 килограмм и автобусы, оснащенные восемью и более сидениями для пассажиров
ШтрафСанкция в административном праве, выражающаяся в денежной выплате в пользу государства. Штраф может быть применен как к физическим лицам, так и к юридическим лицам (организациям)

Для чего он нужен

Тахограф — это устройство, которое служит для того, чтобы фиксировать целый ряд параметров рейса, выполняемого водителем транспортного средства.

Устройство запоминает пройденное расстояние и затраченное на это время. На нем фиксируется достигнутая скорость.

Аппарат регистрирует количество времени, которое у водителя в течение смены ушло на работу (вождение ТС и его обслуживание) и отдых.

Этот прибор может пригодиться в случае ДТП. Он дает меньшее отклонение при фиксации скорости, нежели спидометр, в случае аварии водитель может ссылаться на его показания. Сотрудники ГИБДД доверяют им в большей степени, чем данным спидометра.

Какими нормативными актами регулируется

Нормативные акты, регулирующие использование тахометра, включают:

  • Трудовой кодекс РФ;
  • Федеральный закон № 196 «О безопасности дорожного движения»;
  • Технический регламент Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»;
  • приказ Министерства транспорта №36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средствах… «
  • Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: