Попал в большую яму на дороге – что проверять в автомобиле?


Угодил в яму — попал в ДТП?

Для начала нужно разобраться, было ли ДТП. Не быть голословным поможет пп. 1.2. п. 1 ПДД. О том, что подпадает под ДТП, мы уже подробно писали ранее. Нас из этого определения интересует та часть, которая говорит о повреждении транспортного средства
и причинении
материального ущерба
(а именно — пробито колесо, поврежден диск, подвеска, кузов и т.д). А раз речь идет о ДТП, то и последовательность действий должна соответствовать требованиям п. 2.5, 2.6, 2.6.1 ПДД РФ.

Попали в яму и повредили машину. Как отсудить деньги у дорожной службы?

И первым делом отметим, что дорожно-транспортное происшествие вовсе не обязательно предполагает участие двух и более транспортных средств. Любое повреждение автомобиля в процессе его движения – это ДТП.

Второй важный момент: в российском законодательстве есть установленный ГОСТ на допустимые размеры выбоины на дороге – предельные размеры не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см, и глубине – 5 см (ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»).

Третье: в случае ДТП всегда вызывайте ГИБДД на место происшествия. Да, они могут не захотеть ехать ради такого «незначительного» события, но у вас должна быть на руках справка о ДТП для дальнейшего разбирательства.

Итак, допустим, все условия соблюдены. Произошла авария, автомобиль получил те или иные повреждения, и инспектор ГИБДД зафиксировал это. В случае, если яма, ставшая причиной ДТП, превышает параметры из ГОСТа, вы можете предъявить требование о возмещении ущерба либо к собственнику дороги, либо к лицу, которое должно осуществлять её обслуживание.

Как выяснить, к кому обращаться? Вариантов несколько.

1. Заказать выписку из реестра автомобильных дорог. Сделать это можно, в том числе, с помощью сайта Госуслуг – услугу предоставляет Федеральное дорожное агентство, она называется «Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре автомобильных дорог». В выписке будет указан собственник дороги. Однако проблема в том, что большая часть сведений по какой-то причине не внесена в этот реестр. Поэтому этот способ может не дать желаемого результата.

2. Обратиться с претензией либо в местную администрацию, либо в местный комитет по благоустройству. Они могут ответить отрицательно на саму претензию, но при этом укажут, кто отвечает за содержание дороги (как правило, на содержание и ремонт дорог заключают госконтракты). Это займет некоторое время, зато вы будете точно знать, кому предъявлять требование о возмещении ущерба.

Важно!

Никакие управляющие компании и ТСЖ не отвечают за ямы на дорогах!

После того, как вы выясните, кому именно подавать претензию, приложите к ней копии всех документов, относящихся к ДТП и подтверждающих ту сумму, которую вы хотите возместить. Это могут быть:

  1. Справка о ДТП;
  2. Схема места происшествия ДТП;
  3. Квитанции об оплате услуг эвакуатора, если таковые были;
  4. Заключение экспертизы (лучше сделать), договор на проведение экспертизы;
  5. Квитанции на оплату экспертизы;
  6. Любые другие документы, которые подтверждают вашу позицию.

Претензию подавайте либо лично, либо отправляйте почтой с описью вложения. При личной подаче на одном экземпляре претензии вам поставят входящий номер вашего обращения.

Важно!

Обязательно сохраните либо экземпляр с входящим номером, либо квитанцию об отправке с описью вложения.

У дорожной службы будет 30 дней, чтобы дать вам ответ. К сожалению, многие автовладельцы так и не обращаются в суд после того, как получают отрицательный ответ от дорожников. Это привело к тому, что на этапе предъявления претензии дорожные службы чаще отказываются возместить ущерб, в чем не стесняются признаваться в частных беседах за пределами зала судебных заседаний.

Если вы получили отрицательный ответ от дорожной службы, вы вправе обратиться в суд. Если ваши требования не превышают 50 000 рублей, то обращайтесь в мировой суд по месту нахождения ответчика (юридический адрес дорожной службы). Если превышают – в районный (тоже по месту нахождения дорожной службы). Аналогично действуем и в случае со страховой компанией.

Важно!

У дорожной службы или у страховой компании, с которой у вас спор, может быть несколько зданий по разным адресам. Будьте внимательны, вам нужен именно юридический адрес.

Что прикладывать к исковому заявлению? Все те же документы, что и к претензии, плюс:

  1. Саму претензию с входящим номером;
  2. Оригинал квитанции на оплату госпошлины;
  3. Какой-либо документ от администрации или комитета по благоустройству с указанием, кто отвечает за обслуживание данной дороги (если есть);
  4. Ответ дорожной службы на вашу претензию.

Некоторые из этих документов вы можете подать сразу в виде оригиналов, некоторые – в виде копий. На судебном заседании судья попросит вас представить оригиналы всех документов. Но квитанция об оплате госпошлины прилагается сразу в ОРИГИНАЛЕ!

В суд вы подаете 2 комплекта документов – для суда и для ответчика. Оригинал госпошлины и все остальные оригиналы вкладываются в комплект для суда. В комплект для ответчика вкладываются само исковое заявление и те документы, которых у него нет.

Пример. Если вы уже на этапе претензии предъявляли ответчику, например, экспертное заключение, то прикладывать его снова не нужно. Главное, чтобы в самой претензии было указано, какие документы вы к ней прикладываете. Также логично предположить, что у дорожной службы имеется их собственный ответ на претензию.

На что ссылаться в суде?

Аргумент 1

. Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Аргумент 2

. Согласно ч.1 п.1 и п.2 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Аргумент 3

. Истец двигался по асфальтированному покрытию и не обязан был предполагать, что на его пути может оказаться подобное повреждение дорожного полотна при отсутствии соответствующих дорожных знаков, предупреждающих водителей о производстве ремонта согласно требованиям п. 4.1.1, п. 4.1.6 ГОСТа Р 50597-93.

Теоретически вы можете также просить взыскать в вашу пользу возмещение морального вреда, но российские суды, как правило, по таким делам моральный вред не возмещают.

Как показывает судебная практика, если ДТП и претензия оформлены правильно, то ваши шансы на компенсацию весьма высоки. Если же судья принял решение не в вашу пользу, помните о возможности обжаловать решение в вышестоящей инстанции. Для мирового суда это будет районный, а для районного – городской.

Опрос

У вас был такой случай, чтобы вы повредили авто из-за плохого качества дороги?

Ваш голос

Всего голосов:

Вывод

Чтобы избежать неприятных ситуаций и не угодить колесом в яму, постарайтесь минимизировать риски и выполняйте требования ПДД.

  • Соблюдайте скоростной режим (снижайте скорость, если заприметили знаки ремонта на дороге). Особенно внимательно проезжайте лужи.
  • Увеличивайте дистанцию до впереди идущего автомобиля, оставляя пространство для маневра. Особенно актуален этот совет ночью и в плохую погоду.

Но если, даже предприняв все меры предосторожности, ДТП избежать не удалось, следуйте четкому алгоритму и постарайтесь не упустить ни одной детали из внимания.

Удачи на дорогах!

Фото: depositphotos.com

Попал в яму и повредил колесо — как получить компенсацию? Инструкция ЗР

Какие действия нужно предпринять?

После попадания в яму на дороге и вызова сотрудников ГАИ, водитель должен сразу определиться — кто будет возмещать ущерб за порчу транспортного средства. Если при попадании в яму на дороге водитель серьезно повредил свой автомобиль, то стоит подать в суд на отвечающих за данный участок трассы сотрудников дорожной службы.

Для этого необходимо заранее собрать достаточную доказательную базу. Сделать это можно самостоятельно, после вызова сотрудников ГАИ (по номеру 102). Для этого нужно:

  • В ускоренном порядке найти очевидцев произошедшего ДТП. Если это удастся сделать, то у них нужно узнать контактный телефон, чтобы позже с ними связаться (наличие свидетелей поможет выиграть в суде);
  • Произвести фото- и (при возможности) видеофиксацию произошедшего;

На снимках должно быть видно место, где водитель угодил в яму (название улицы). Отдельно нужно сделать фото самой ямы на дороге. Фото транспортного средства с ракурса, которого видно его регистрационные знаки. Фото последствий попадания в яму на дороге. Фото дорожных знаков вокруг транспортного средства, как доказательства того, что никакого предупреждения о наличии ямы на дороге не было.

После самостоятельного «расследования» водитель должен дождаться приезда сотрудников ГИБДД.

После их приезда нужно внимательно проследить за тем, что именно сфотографировали сотрудники ГАИ, не упустили ли они того, что смог зафиксировать сам водитель.

Стоит также учитывать, что максимально допустимый размер ям на дороге не должен превышать:

  • Пятнадцати сантиметров по длине ямы;
  • Шестидесяти сантиметров по ширине ямы;
  • Пяти сантиметров по глубине ямы;

Сотрудники ГИБДД должны сделать замеры при осмотре места попадания в яму на дороге. Если они этого не сделали, стоит указать им на данный недочет или произвести замер самостоятельно. Если при замере выяснится, что размер ямы меньше установленных максимальных канонов, доводить дело до суда не имеет смысла. Вероятность выигрыша максимально невелика.

Как появляется яма на дороге?

Чтобы на дорожном покрытии появилась яма не нужно каких-либо особых усилий. Весь процесс появления выбоин и ям начинается с лужи. Правда, на дне должна быть небольшая трещинка в асфальте. Именно трещина наполняется дождевой водой. А вот дальше большую роль играют автомобили, которые за счёт веса, заставляют трещину наполниться водой ещё больше. Размеры повреждения асфальта увеличиваются, и на месте трещины появляется сначала небольшая, а затем и большая яма.

Чем интенсивнее движение на участке дороги с повреждением, тем быстрее увеличиваются размеры дефекта в асфальте.

Диагностика авто после попадания в яму: что проверять

Диагностика авто после попадания в яму

Вы попали колесом в яму на дороге. Что делать при выявлении у авто проблем, которые появились после ДТП? Например, у вас долгое время гудел подшипник ступицы, однако вы не устранили сразу неисправность, а после того, как авто попало в яму, подшипник разломился на части и колесо заклинило. Этот пример показывает, что нужно следить за техническим состоянием машины, регулярно делать техосмотр, во время которого будет произведена диагностика ходовой части, других деталей, отвечающих за безопасность и комфорт во время езды по дороге.

1. Резина и диски – оцениваем визуальный ущерб.

Крупная яма на дороге обязательно отразится на колесе машины. Не нужно ехать дальше, если вы попали в глубокое препятствие на пути, не сбавляя скорость. Правильно будет сделать следующее: прекратить движение, выйти из машины и проверить отсутствие видимых повреждений вашего колеса. Вы можете визуально осмотреть состояние резины и дисков. Нужно удостовериться, что нет повреждений колеса. Ваши действия, если:

  • Есть порезы на резине колеса в месте столкновения, колесо спущено и не подлежит восстановлению. Вам нужно поставить запасное колесо, а на поврежденном заменить резину.
  • Резина не повреждена, но сбоку колеса вылезла грыжа. Такое встречается довольно часто у колес со слабой боковой частью и не самого хорошего качества. На колесе с грыжей ездить нельзя, нужно заменить резину.
  • Резина внешне не имеет повреждений, но колесо при этом спускает, а если попытаться его накачать, то не держит давление. Посетите шиномонтажный сервис и попытайтесь восстановить колесо после того, как оно попало в яму.
  • Диск согнулся в области удара. Можно продолжать езду на поврежденном колесе, однако нужно соблюдать осторожность, желательно поменять его на запасное колесо в ближайшем автосервисе.
  • Литой диск треснул. В такой ситуации движение продолжать нельзя, ведь можно попасть в аварию в любой момент. Замените колесо на запасное.

Грыжи, порезы на резине после попадания колесом в яму – довольно частое явление. Изготовители покрышек с недавних пор стали делать специальные серии изделий для российских дорог. Данный вид резины для колес представляет собой покрышку с усиленной боковой частью, у которой уровень комфорта ниже, но оно не подвержено появлению грыж и прочих проблем, если вы попали в яму.

Диски тоже нужно выбирать тщательно. Если вам приходится ежедневно ездить по дорогам с плохим покрытием, желательно обойтись штампованными дисками, а не литыми. И лучше не приобретать бюджетные легкосплавные диски китайского производства.

Резина и диски

2. Рулевое управление и углы установки колес.

Если попасть в яму на дороге, то в будущем могут возникнуть неисправности в различных системах транспортного средства, например, в рулевом управлении. Возможно, наконечники утратили целостность крепления, тяги свободно гнутся при сильных ударах, рейка стала неисправна.

На практике встречались примеры, когда из-за плохого состояния дорог повреждались не только колеса, но и рулевые колонки, которым затем был необходим капремонт или полная замена. После того, как вы попали колесом в яму, проверьте:

  • Рулевую тягу, наконечники и лучше сделать это в автосервисе.
  • Крепления системы управления руля: они часто выходят из строя после попадания даже в небольшую яму.
  • Основные соединения системы руления с колонной, рейкой, колесами, чтобы точно удостовериться в отсутствии неисправностей.
  • Рулевая рейку – достаточно покрутить руль в заведенной машине и в выключенной. Если есть неисправность, вы услышите стук и заметите непривычное поведение рулевого колеса, которое раньше не наблюдалось.
  • Систему стабилизации – поскольку она связана с рулевой, то также может повредиться от удара. Глубокая яма на дороге тоже может явиться причиной ее поломки.

Проверку всех систем автомобиля нужно проводить во время прохождения ежегодного ТО. Опасность скрытых поломок в том, что постоянные, пусть даже с виду и небольшие неровности на дорожном покрытии способны привести к более серьезным неисправностям машины. Если вы часто попадаете в ямы на дороге, то полное тестирование авто нужно делать регулярно. Периодическая проверка – гарантия надежной работы автомобиля без неприятных последствий.

Рекомендуем

«Литые диски или штампованные: все «за» и «против»» Подробнее
3. Ходовая часть – что ломается чаще всего на ямах.

Ходовая часть

На российских дорогах, покрытых ямами и неровностями, чаще всего вы рискуете повредить колеса и подвеску. Ходовая часть любого транспортного средства имеет определенные особенности, поэтому необходимо принимать во внимание качество и вид последней. Традиционные варианты имеют однотипные проблемы, в автосервисе быстро выявят проблемы и смогут начать ремонт.

Внимательно проверьте:

  • Опоры стоек: это самые часто страдающие детали авто в случае, если вы попали колесом в яму. С ними связана большая доля неисправностей, выявляемых в процессе эксплуатации машины, поэтому опоры ремонтировать нужно в первую очередь. Если вы сомневаетесь в их исправности – замените.
  • Пружины, стойки: на них оказывается прямое воздействие, если попасть колесом в яму, поэтому их проверка и регулярная диагностика очень важна.
  • Многочисленные сайлентблоки (в зависимости от конструкции подвески их число и виды могут быть различными). Самое пристальное внимание обращайте на сайлентблоки передних рычагов подвески McPherson.
  • Стабилизаторы, их стойки, сайлентблоки – они способны легко сломаться, если попасть колесом в яму.
  • Полуоси, шрусы, которые способны искривляться, выпадать, становиться неработоспособными. Если они оказались повреждены после того, как вы попали колесом в яму на дороге, дальнейшая езда на машине будет невозможной.

Самостоятельно невозможно сделать качественную проверку всех узлов и деталей автомобиля. Если вы все же решили справиться своими силами, то вам нужен гаражный бокс, в котором есть смотровая яма, чтобы детально рассмотреть состояние ходовой части автомобиля. Если поломка случилась в дороге, советуем как можно скорее проверить ходовую часть в автосервисе. После этого станет ясно, можете ли вы продолжать дальнейшую езду или нет.

На кого подавать в суд?

Узнать, кто ответственен за состояние дорог на участке попадания в яму, можно у работников ГАИ, которые приедут на место дорожно-транспортного происшествия. Для подачи судебного иска водителю необходимо узнать данные ответственной организации (фактический и юридический адреса, полное наименование организации, должность и ФИО компетентного лица, контактная информация).

Кроме того, по статье 12.34 Кодекса об административных правонарушениях, на адрес организации будет выписан штраф в размере от 2 до 3 тысяч рублей (на имя работников, которые занимаются ремонтом дорожного покрытия), и в размере 300 000 рублей (на юридических лиц дорожной организации).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: