“Платон” — это автоматизированная система оплаты за пользование автомобильными дорогами, которая работает в РФ с 2015 года. Идентификация транспортного средства происходит автоматически. При помощи транспондера, установленного в транспортном средстве, специальный присвоенный идентификационный код передаётся на придорожный считыватель. Он представляет собой двустороннюю радиосвязь (RFID) с микропроцессором, работающую в радиочастотном диапазоне 900 МГц с использованием выделенных протоколов ближней связи (DSRC).
Приемоответчик содержит основную информацию, в том числе идентификационный номер, платные услуги, тип транспортного средства и т. д.
Второстепенная задача системы “Платон” — повысить пропускную способность дорог путем введения толлинга на открытых дорогах.
Толлинг на открытых дорогах (ОРТ) — это сбор платы за проезд исключительно электронными средствами.
Система позволяет осуществлять платежи непосредственно во время движения автомобиля, что позволяет не задерживать движение и делать процесс практически незаметным для водителя и не отвлекать его непосредственно от вождения.
ОРТ — технологичное решение, позволяющее осуществлять оплату без остановки транспортного средства.
Идентификация транспортных средств происходит двумя способами:
- При помощи установленного внутри транспондера;
- по видеоизображению номерного знака.
Хотя использование такой платёжной системы может снизить затраты благодаря автоматизации процесса оплаты, с другой стороны немало средств требуется на обработку данных на основе изображений и проведение транзакций.
Как работает система Платон в 2021 году?
Что представляет из себя система “Платон” сегодня? Какие нововведения ждут водителей в 2021 году?
Начать стоит с базового тарифа, составляющего 1 рубль 90 копеек за километр. Участникам системы предоставляется два способа оплаты на выбор:
- Маршрутной картой;
- При помощи бортового устройства.
Маршрутная карта содержит маршрут планируемой поездки, в ней указываются начальные и конечные пункты, а также дата отправления транспортного средства. Имеется возможность дополнительно указать от 1 до 10 промежуточных точек. Оформление маршрутной карты самостоятельно можно произвести через личный кабинет на сайте системы «Платон» или через мобильное приложение. Если же возникли какие-то трудности с оформлением, то можно обратиться в Центр информационной поддержки пользователей. Оплату поездки необходимо произвести в течении 24 часов с момента оформления карты. Осуществить её можно следующими способами:
1В мобильном приложении или личном кабинете.
2В Центре информационной поддержки клиентов.
3Через интернет банк, электронный кошелек Qiwi, Сбербанк Онлайн, а также в терминалах Qiwi и Сбербанк(но уже с комиссией).
Бортовое устройство же больше подходит для перевозчиков, которые осуществляют регулярные рейсы. Для них оформление маршрутной карты получается слишком накладным исходя из временных затрат.
Бортовое устройство предоставляется на основе безвозмездного пользования при заключении соответствующего договора для установки и в дальнейшем закрепляется за конкретным транспортным средством. При его использовании важно не забывать, что система «Платон» предполагает предварительную оплату поездки, поэтому необходимо следить за балансом своей учётной записи, чтобы его хватило на весь маршрут поездки.
Если средств на счету будет недостаточно для автоматической оплаты проезда, то будет наложен штраф в размере 5000 рублей при первом и 10000 рублей при повторном нарушении на водителя и собственника транспортного средства.
Чтобы избежать штрафа, можно настроить уведомления в личном кабинете о достижении определённого баланса. Также существует возможность отсрочки платежа. Для получения отсрочки пользователь системы должен соответствовать ряду условий:
1Являться резидентом Российской Федерации.
2Быть зарегистрированным в системе «Платон» более 2 месяцев.
3Иметь бортовое устройство.
4Не иметь неоплаченных штрафов или просроченной задолженности за движение по федеральным дорогам.
Также нельзя не отметить изменения, которые планируются или уже произошли в 2021 году. Начнем с того, что 1 января 2021 года перестала действовать налоговая преференция в рамках которой у дальнобойщиков было право на уменьшение транспортного налога в зависимости от суммы, оплаченной по системе «Платон». Еще одной неприятной новостью могут стать планы правительства Российской Федерации по увеличению тарифа, запланированные на 1 июля 2021 года в связи с истечением срока моратория на его индексацию.
Как это работает
Теперь поговорим о вопросе оплаты, как работает эта система и что относительно новый проект означает для водителей большегрузов. Также в дальнейшем вы узнаете, куда нужно обращаться, как пользоваться и можно ли обмануть Платона.
Смотрите также
Качественная полировка кузова своими руками в домашних условиях
Вряд ли правительство рассчитывало на то, что водители добровольно будут платить за вред, который они причиняют дорогам, проезжая по трассам на многотоннажных транспортных средствах. Ведь при проезде 12 тонн образуются неровности, впадины, постепенно превращающиеся в ямы. А их нужно ремонтировать, заниматься постоянными реконструкциями и строить что-то новое. Потому было принято решение создать максимально надежную систему с эффективным контролем оплаты. Работает Платон предельно просто. Система получает информацию о ТС, рассчитывает размер оплаты в зависимости от того, что это за машина и сколько она проехала по федеральной трассе.
Как задумывали разработчики, все большегрузы будут оснащаться специальными запрограммированными устройствами. Это бортовое устройство носит название БУ 1201. За движением следят системы ГЛОНАСС и вездесущая GSM. Причем системы работают в связке, что обеспечивает повышенную точность.
На трассе стоит специальная рамка стационарного типа. Именно она контролирует перемещение машин. Там же стоят спецмагазины, где имеется необходимое оборудование для оплаты.
Изначально по территории страны было установлено около 100 рамок. Но в последующем их количество должно увеличиться в 5 раз, а может и больше. Примерно 100 машин, которые также оснащены приборами контроля и слежения, регулярно меняют место своей дислокации. Это к вопросу о том, можно ли обмануть Платона. Это вряд ли удастся. Хотя многие пробуют, у некоторых, как они утверждают, даже получалось. Можете посетить тематический форум, почитать об этом там. А если есть личный опыт работы с системой Платон, обязательно напишите в комментариях, расскажите нюансы, которые вы знаете, или просто интересные истории.
А мы будем двигаться дальше, и рассмотрим еще несколько важных вопросов, связанных с Платоном.
Какие законы регулируют работу системы “Платон”
Работа системы «Платон» регулируется рядом нормативно-правовых актов и документов, разработанных правительством Российской Федерации начиная с 2005 года:
- Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года;
- федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации»;
- постановление Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 928;
- постановление Правительства РФ №1191 в редакции от 28.06.2018 (размер платы и коэффициент) ;
- транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года;
- федеральный закон от 06.04. 2011 г. № 68-ФЗ (ред. от 14.12.2015);
- распоряжение Правительства РФ от 29.08.2014 № 1662-р;
- постановление Правительства РФ от 18 мая 2015 г. № 474.
Помимо вышеперечисленных документов, существуют акты непосредственно регулирующие весь цикл жизнедеятельности и работы данной системы:
- Постановление Правительства РФ от 14 июня 2013 г. N 504(в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.05.2015 N 474, от 03.11.2015 N 1191, от 15.04.2016 N 310, от 14.11.2016 N 1182, от 20.06.2017 N 731, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.05.2016 N 14-П;
- постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1483;
- федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации»;
- постановление Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 928;
- федеральный закон от 14.12.2015 №378-ФЗ;
- постановление Правительства РФ №1191 в редакции от 28.06.2018 (размер платы и коэффициент);
- постановление Правительства РФ от 18 мая 2015 г. № 474;
- постановление Правительства РФ от 24 марта 2021 года №330;
- постановление Правительства РФ от 14 ноября 2021 г. № 1182;
- федеральный закон от 06.04. 2011 г. № 68-ФЗ (ред. от 14.12.2015);
- распоряжение Правительства РФ от 29.08.2014 № 1662-р;
- постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2016 № 310;
- постановление Правительства РФ от 27.02.2016 № 139.
Как работает система Платон?
Есть определенный алгоритм, по которому функционирует данная система налогообложения. Сначала собирается соответствующая информация, потом все данные обрабатываются, и в итоге проводится архивирование информации о передвижении грузового транспорта по федеральным дорогам.
Всего в системе зарегистрировано 50 000 км трас. Сам налог рассчитывается в зависимости от будущего маршрута.
Есть два способа зафиксировать информацию о маршруте транспорта:
- При помощи использования бортового устройства.
- При помощи использования маршрутных карт.
Маршрутная карта составляется перед выездом автомобиля одни раз и при этом сразу же определяется размер оплаты. Бортовое устройство работает по другому принципу. По мобильной сети местонахождение транспорта передается в систему в режиме реального времени. Размер оплаты определяется по факту проеденного маршрута и в соответствие установленному тарифу.
При установке бортового устройства в машину, возможность получения маршрутной карты автоматически пропадает.
Платон на сайте РосТрансНадзора
На сайте РосТрансНадзора присутствует отдельный баннер взимания платы за «Платон». (Что такое РосТрансНадзор мы рассказывали здесь.) На странице есть следующие опции:
1Получить ответы на часто задаваемые вопросы.
2Возможность заполнить и отправить бланк для обжалования административного правонарушения.
3Возможность проверки штрафов для физических и юридических лиц.
О том, какими способами можно оплатить Платон читайте здесь.
Как работает «Платон»?
«Платон» — система оплаты дорог, работающая по нескольким основным принципам. Первый из них — авансы. Дальнобойщик может отправить определенную сумму денег непосредственно перед выездом. Второй вариант — оплата за пройденный километраж. Точно так же вносится определенная денежная сумма перед выездом на трассу, но с небольшим дополнением: в кабине дальнобойщика устанавливается специальный бортовой компьютер, привязанный к спутниковой системе ГЛОНАСС.
И, наконец, третий вариант — пока что недоработанный. Речь идет о навесных рамках, которые входят в систему «Платон». Дальнобойщик, проезжая специальные конструкции электромагнитного типа, «отдает» информацию о пройденном километраже.
Оплатить «накатанные» километры можно в любом банкомате, где есть такая возможность, или же в личном кабинете на сайте «Платон.ру».
У ПЛАТОНА есть и недостатки
По словам Пескова, ошибки при выставлении счетов и автомобилисты без транспондеров, которые не могут оплатить свои счета, являются наиболее распространенными проблемами системы.
Многие люди не платят. А Штаты иногда взимают плату за нарушение, которая может быть огромной — например, плата в размере 90 долларов за неуплату платы за проезд в 3 доллара, в результате чего некоторые водители в конечном итоге получают счета на тысячи долларов. Нам нужна лучшая система, чтобы гарантировать платеж без этих больших штрафов.
Он добавил, что в будущем ожидает, установки автоматизированных сборов на большинстве дорог РФ.
Конечно, никто не любит платить за проезд, но когда больше людей хотят использовать дорогу, чем она способна вместить, гораздо эффективнее ограничить этот дефицитный ресурс ценами.
«Платон». Разовая поездка
Для оплаты разовых поездок необходимо оплатить маршрутную карту, пополнив через личный кабинет на сайте Платон.ру лицевой счет, созданный при регистрации в системе. Для того чтобы рассчитать, сколько стоит в системе «Платон» разовая поездка, следует вначале определиться с маршрутом и километражем. Когда все данные есть, можно произвести необходимые расчеты. К примеру, если маршурт составит 450 км пути полностью по федеральным трассам, по которым требуется оплатить проезд фуры, стоимость проезда составит 688,5 рублей, так как известно, сколько стоит «Платон» за км, а также длина маршрута.