Каждый владелец автомобиля отлично представляет, что переносит его железный друг во время эксплуатации от воздействия среды обитания. При движении по дорогам особенно уязвим кузов, его лакокрасочное покрытие. Со временем образуются сколы краски, царапины на корпусе, развивается коррозия. Как защитить свой автомобиль или наиболее уязвимые элементы кузова?
На рынке уже не один год существует бронепленка на авто, ее еще называют защитная или антигравийная. Ею защищают весь кузов автомобиля или отдельно те места и элементы, которые наиболее подвержены воздействию.
Многие автосервисы выполняют работы по оклейке кузова. Благодаря простоте действий при оклеивании и относительно низкой стоимости материала можно самостоятельно произвести эту операцию.
Какая применяется защитная пленка и для каких целей
Защитная пленка — это искусственное покрытие, защищающее кузов автомобиля и его элементы от повреждений. В этом заключается ее основная функция. Дополнительная – стайлинг* кузова.
Пленки бывают двух видов:
- Виниловая.
- Полиуретановая.
Первую для защиты стали применять виниловую пленку. По своему физико-химическому составу она напоминает больше всего пластик. Она растягивается при нагревании и после остывания превращается в твердую пластмассу. Изначально применялась для защиты уличных рекламных щитов и билбордов.
Полиуретановая пленка имеет другую структуру строения — мягкая, растягивается при любых температурах и принимает свои изначальные размеры. Синтетический полимер по свойствам близок к резине. Действует как демпфер*. Была разработана в США, для нужд военно-воздушных сил, в частности, для защиты лопастей вертолетов от песка.
По сути своей, обе выполняют одну и ту же функцию — защита корпуса автомобиля. Разница лишь в том, что винил защищает за счет своей толщины, а полиуретан за счет своих физических свойств, похожих на резину.
*стайлинг – изменение внешнего вида автомобиля… *демпфер – нечто, действующее успокаивающе, смягчающее…
Законна ли покраска авто
Здесь имеются определенные противоречия, которые вводят в заблуждение многих автолюбителей. Нужно знать, закон не запрещает перекрашивать машину, но в обязательном порядке такие действия должны быть правильно оформлены в ГИБДД. Вообще, пока авто хранится в гараже, до таких изменений никому нет дела. Но эксплуатировать его можно будет только после соответствующего оформления. Без этого владельцу машины грозит штраф.
Нет необходимости заранее брать какое-то разрешение. Автолюбителю необходимо предъявить уже перекрашенное ТС. Но при этом нужно помнить важные правила. Например, категорически запрещено использовать цвета, предназначенные для скорой, полиции, пожарных и других спецмашин. Также внимание стоит уделить на места, где выбит VIN-код. Нужно знать, если он будет закрашен, у сотрудников ГИБДД могут возникнуть излишние подозрения и ненужные разбирательства.
(Видео: “Замена цвета в ПТС. Автовинил”)
Различные варианты окраса
Имеется несколько вариантов, позволяющих изменить цвет автомобиля. Этому стоит уделять внимание, ведь от этого зависят дальнейшие действия. Так, существует три основных варианта:
Полное окрашивание
Зачастую этот вариант выбирается не просто для красоты. Полное окрашивание позволяет восстановить внешний вид машины, например, когда старая краска повреждена и не может защищать от коррозии кузов. Если будет использоваться один цвет, здесь нет никаких проблем. Уже перекрашенный автомобиль нужно пригнать в отделение ГИБДД для осмотра. Это позволит официально оформить изменение цвета. Что касается сочетания различных цветов, то здесь нужно быть внимательным. Некоторые цвета нельзя сочетать. Например, синий с белым – это цвета полицейских машин. Такое сочетание является запрещенным. Когда оформляется изменение цвета, указываются все используемые цвета. Похожие оттенки указываются одним обозначением. Если же автовладелец желает внести в дизайн авто что-то новое, можно обойтись и окрашиванием частичным.
Частичное перекрашивание
Если окрашивание занимает менее 50 процентов машины, оно считается частичным. Обычно такое изменение не нуждается в оформлении. Однако практика показывает, в последнее время инспекторы часто называют это неправомерными действиями. Все дело в том, что в правилах нет четкого пояснения, в каких конкретно ситуациях частичное перекрашивание не нуждается в оформлении. Именно поэтому, чтобы избежать неприятностей, лучше обратиться в отдел ГИБДД по месту жительства, чтобы узнать, нуждается ли ваше перекрашивание в оформлении. Это касается и специальных цветных пленок. Порой они могут и не отличаться от родного цвета. Но о том, нужно ли их оформлять, также лучше проконсультироваться в ГИБДД. Если использовать несколько цветов, то в документах будет указан цвет «комбинированный».
Аэрография для авто
Если при нанесении краски указывается, что автомобиль «окрашенный», то в случае с аэрографией отмечается, что она «наносится». Многие путают аэрографию с пленкой. Но это не совсем так. Аэрографией называется рисунок, наносимый художником поверх красочного покрытия. Опять же, здесь все неоднозначно. По сути, аэрография является лишь незначительным изменением. Но, чтобы избежать штрафов, все-таки и в этом случае рекомендуется обратиться к сотрудникам ГИБДД, чтобы узнать, нуждается ли ваша аэрография в оформлении. Необходимость таких консультаций объясняется тем, что по этому поводу не существует нормативных документов. Поэтому законность изменения внешнего вида авто определяет инспектор. Хотя его мнение далеко не всегда является объективным.
Преимущества и недостатки
Когда есть два или более материалов, для какого-либо вида работ, всегда трудно отдать предпочтенье одному из них. Чтобы легче принять решение в нашем случае, можно сопоставить положительные и отрицательные свойства обоих видов.
Виниловая пленка
Преимущества:
- покрытие оберегает корпус автомобиля от повреждений, наносимых грязью, мелким гравием, ветками и песком;
- практически не заметна на кузове;
- мелкие дефекты не видны на кузове;
- защищает лакокрасочное покрытие от ультрафиолетового излучения;
- разновидность цвета;
- доступная цена.
Недостатки:
- короткий срок службы, вместо заявленных 3-5 лет, всего 2-3 года;
- при сильных ударах крупным гравием появляются сколы и трещинки;
- сложности демонтажа при использовании покрытия более двух лет, клей и пленка каменеют, снятие ее может привести к отслаиванию краски;
- выцветает под действием солнца, отрицательно реагирует на реагенты;
- возможен шагреневый эффект.
Толщина 100 микрон (0,1 мм), она прозрачная на вид.
Полиуретановая пленка
Преимущества:
- прочная, устойчивая к крупным сколам и глубоким царапинам;
- защищает лакокрасочное покрытие от повреждений, наносимых гравием, галькой;
- не подвергается деформации при высокой и низкой температуре;
- не рвется, устойчива к повреждению даже при мелких ДТП;
- срок службы от 5 до 10 лет;
- можно производить полировку;
- защита от реагентов;
- нет сложностей при демонтаже, после снятия не оставляет следов.
Недостатки:
- высокая цена, в пять раз дороже винила;
- после приклеивания к корпусу, продолжительное высыхание;
- отсутствует защита от ультрафиолетового излучения.
Толщина пленки в пределах от 150 до 300 микрон. В том, что полиуретан пропускает ультрафиолет, есть положительная сторона. Частично покрытый корпус автомобиля выгорит равномерно, после ее снятия цвет будет одинаковый.
Полиуретановое покрытие можно снимать самостоятельно, а виниловое лучше снимать в специализированной мастерской, иначе есть риск повредить поверхность кузова.
Какие места обычно защищают пленкой
Лучше всего оклеить всю поверхность кузова. Но, исходя из стоимости, особенно полиуретановой пленки, можно оклеить часть кузова и его элементы, которые наиболее подвергаются воздействию от песка, камней, веток и т. д.
Оптимальная установка защиты — это передняя часть автомобиля:
- бампер;
- передняя кромка капота или весь капот;
- передние крылья;
- кожухи внешних зеркал заднего вида;
- передняя кромка крыши;
- пороги, двери в нижней части;
- вокруг дверных ручек.
К этому можно добавить оклейку заднего бампера, который подвергается риску при движении задним ходом или в плотном потоке.
Примерная частичная оклейка кузова автомобиля Toyota Land Cruiser показана на фото:
Нужно ли менять цвет в ПТС после оклейки?
Порой оклейка фактурной или цветной пленкой для авто кардинально меняет внешний вид вашего автомобиля. И хотя эти изменения временные и вы всегда можете удалить покрытие и вернуться к родной покраске, у многих наших клиентов возникает вопрос – нужно ли менять в цвет в ПТС? Рассмотрим этот вопрос с точки зрения закона.
Итак, как быть, если вам давно уже хочется изменить цвет машины, или вас привлекает тюнинг модной пленкой с эффектом под карбон. В первую очередь следует учитывать, что для ГАИ оклейка пленкой равносильна покраске авто, и, если цвет пленки отличается от исходного цвета авто более чем на 30%, тогда вам придется делать изменения в паспорте транспортного средства. То есть, по правилам, владельцы красного авто могут выбирать только оттенки данного диапазона (вишневый, коралловый, бордовый и т. д) Однако это правило имеет ряд нюансов, благодаря которым можно спокойно клеить понравившуюся пленку и не волноваться о том, что вы привлечете внимание доблестных стражей порядка.
Во-первых, в документах цвет авто часто указывается неоднозначно. Например, мало кто сможет сходу отличить цвета Балтика, аквамарин, лагуна и лазурь, хотя на деле они все представляют собой различные оттенки синего. Да и цвета самой пленки трудно поддаются описанию и владельцам машин оклеенных, например, в красно-фиолетовый хамелеон с хромированным эффектом можно не переживать о том, что ПТС у них значится один из стандартных цветов.
Во-вторых, при частичной оклейке вы не обязаны изменять цвет в паспорте. Поэтому можете смело обтягивать пленкой капот, багажник или крышу и ездить в свое удовольствие. К тому же, машину можно всегда обтянуть глянцевой, матовой, карбоновой, матричной или другой фактурной пленкой, так чтобы ее цвет был близок к тому, который значится в ПТС.
Одним из популярных способов избежать штрафа в 300 р. за несвоевременное внесение изменений в ПТС является знание простого правила о том, что «после изменения цвета автомобиля, его владельцу отводится 10 дней на внесение изменений в регистрационные документы». И на вопрос автоинспектора о том, почему вы до сих пор не изменили цвет в паспорте, вы всегда можете сказать, что оклеили авто 5 дней назад и буквально завтра собирались заехать в ГАИ.
Если же вы являетесь законопослушным гражданином, и хотите занести изменение цвета в ПТС, то эта процедура не займет много времени.
- По месту регистрации транспортного средства предоставляем свой паспорт, ПТС, свидетельство о регистрации ТС.
- Заполняете заявление установленного образца.
- Предоставляете авто для осмотра инспектором ГАИ.
- Получаете квитанцию на оплату госпошлины в 500 р. и оплачиваете ее в ближайшем терминале Сбербанка.
- Получаете новое свидетельство о регистрации транспортного средства и свой ПТС, в котором будет отметка о том, что цвет автомобиля был изменен.
Так что выбор остается за вами, но как показывает практика, сотрудники ГАИ очень редко обращают внимание на несоответствие цвета машины, оклеенной пленкой. Ведь на деле цвет авто остается прежним. А учитывая десятидневный срок на изменение в паспорте, вы можете не переживать о том, что окажетесь в сфере внимания чересчур бдительных инспекторов.
Можно ли заклеивать пленкой фары
Бронирование фар является эффективным средством, позволяющим дольше сохранять стекла осветительных приборов автомобиля в отличном состоянии. Все очень просто: песок и камушки, летящие навстречу авто при движении, будут царапать покрытие, а не стекло. Пленку всегда можно заменить.
С точки зрения законодательства РФ шли дебаты — можно оклеивать или нет. Спор возник из-за разночтения Статьи 12.4, КоАП РФ, Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, ряда ГОСТов и Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
К счастью, юристы через судебную практику разобрались с этим вопросом и доказали, что при наклеивании защитной пленки на фары не изменяется режим работы прибора. Следовательно, защита фар не запрещена законодательством РФ, но чтобы световые приборы светили белым светом.
Креатив-Авто
Наверное, многих интересует вопрос, а нужно ли менять цвет автомобиля в документах после оклейки автомобиля пленкой (в случае если цвет поменялся). Ведь фактически цвет лакокрасочного покрытия не изменился, на него лишь нанесли пленку. Давайте разберемся в этом.
Основным цветом машины является цвет кузовного покрытия, занимающий наибольшую площадь поверхности транспортного средства (п.5 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утв. постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720).
В графе 9 паспорта транспортного средства (ПТС) указывается именно основной цвет автомобиля. Если же кузов окрашен в несколько цветов, в паспорте указывается, что автомобиль окрашен в комбинированный цвет (многоцветный). И в документе в этом случае должны описываться основные используемые цвета. Это требование указано в п.32 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утв. приказом МВД России, Минпромэнерго России и Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. № 496/192/134.
Соответственно, из указанных выше требований к цвету автомобиля следует вывод – если нанесенная пленка занимает значительную часть площади кузова, в паспорт транспортного средства необходимо внести изменения, касающиеся данных о цвете.
Но прежде чем подавать заявление на изменение цвета в ГИБДД после оклейки авто пленкой и, как следствие, изменения цвета транспортного средства — необходимо соблюсти следующие требования:
- цвет перекрашенного ТС не должен иметь расцветку спец машин (скорая помощь, пожарная, полиция и т.п.)
- заявление на перерегистрацию подается только после того, как ТС уже перекрашено (в нашем случае оклеено)
- запрещено снятие шильдика с номером VIN кода
Если все указанные требования соблюдены, можно приступать к переоформлению документов. Помните, что сделать это нужно не более чем через 5 суток после оклейки (приказ МВД РФ от 24.11.2008 г.)
Перечень документов, необходимых для переоформления можно найти на официальном сайте ГИБДД по следующей ссылке: Изменение регистрационных данных транспортного средства (изменение цвета, внесение изменений в конструкцию зарегистрированного транспортного средства)
P.S.Стоит заметить, что при оклейке кузова автомобиля пленкой, в отличии от аэрографии, вы не теряете гарантию на лакокрасочное покрытие от производителя. Пленку в любой момент можно легко снять без каких-либо повреждений.
Что лучше, покраска кузова или его оклейка
Однозначного ответа на этот вопрос нет. У каждого вида свои преимущества и недостатки. Рассмотрим некоторые из них.
Оклеивание кузова авто
- По времени оклеивание быстрее, чем покраска.
- Затраты на оклеивание меньше, чем на покраску.
- Выброс вредных веществ при оклеивании меньше, чем при покраске.
- Пленка сохраняет лакокрасочное покрытие.
- Невозможно все оклеить, некоторые формы кузова проще покрасить.
Покраска кузова авто
- Покраска дороже.
- Времени на покраску уходит больше.
- Для качественной покраски требуются специалисты, самостоятельно сделать сложно.
- Вес краски больше, чем пленки.
- Возможность производить неоднократную полировку.
- Покрасить можно любую часть кузова.
Можно принять один из вариантов, но если новый автомобиль, лучше покрыть его пленкой. Если автомобиль с пробегом, подлечить его кузов и выкрасить. Решение — за владельцем.