С чем связано увеличение ДТП с участием пешеходов


ДТП с участием пешехода

Согласно настоящим правилам, факт наезда на пешехода подтверждается только при столкновении механического транспортного средства с человеком, в результате чего одна или обе стороны ДТП получают моральный или материальный ущерб. Причем учитываются в данном случае даже самые незначительные травмы, такие как вывих конечности, царапина, порез, гематома и т. д.

Произойти трагедия может на зебре, тротуаре, регулируемом перекрестке или же в зоне проезжей части, где пешее движение строго запрещено. Разница в том, что в первых двух случаях вина неоспоримо будет возложена на водителя, в то время как третий и четвертый варианты подразумевают более подробное рассмотрение ситуации. Что грозит автомобилисту за аварию на пешеходном переходе, в том числе и с летальным исходом, узнаем далее.

Статистические данные

Если рассматривать статистику за 2016-17 года, можно сделать неутешительные выводы:

  • Инспекторы ГИБДД зафиксировали 38,5 тысяч столкновений транспортных средств с пешеходами, 4,5 тысячи случаев из них окончились смертельным исходом, остальные граждане получили ущерб здоровью.
  • Невнимательные и неосторожные владельцы ТС также совершали наезды на пешеходов по своей вине. Съезжая с проезжей части, такие водители нанесли ущерб здоровью 12 тысячам граждан, смертельным исходом обернулось 780 случаев.
  • В темное время суток случилось более 13 тысяч происшествий, около 12 тысяч граждан в этих случаях получили урон здоровью, скончались 2780 граждан.
  • Произошло около 21 тысячи происшествий, в которых владелец ТС выступал виновником. В этих ситуациях причиной возникновения аварии стала невозможность справиться с управлением (в том числе езда в пьяном виде). Около 20 тысяч человек отделались ущербом здоровью, 1890 погибли.

Каждый год в статистике появляются изменения, характер которых становится положительным все в большем количестве случаев. Однако такие изменения не говорят о том, что можно ослабить бдительность, ведь это непосредственно касается жизни и здоровья граждан.
Езда в пьяном виде, переход автомагистрали в нетрезвом состоянии могут стать причиной трагедии. Имейте в виду, что статистика может не отображать верное положение дел на дороге. Соблюдать аккуратность и осторожность, как водителям, так и пешеходам жизненно необходимо.

Автовладельцам рекомендуется чаще проверять свое авто на предмет неполадок, а пешеходам соответствовать нормам передвижения на проезжей части, так как писаны они не только для владельцев ТС. Если судить по статистике, примерно 1/10 доля попавших в происшествие пешеходов погибает, остальные получают ущерб здоровью.

Основные причины происшествий

Всего Госавтоинспекция РФ выделяет три группы факторов, при которых происходят ДТП с участием пешеходов:

  • Невнимательность водителей;
  • Беспечность пеших участников движения;
  • Неправильная организация дорожного участка (отсутствие разметки, ограниченная видимость знаков и т. д.).

Внимание! В зависимости от перечисленных причин наезда на человека сотрудники ГИБДД определяют и степень ответственности для каждой из сторон конфликта.

Когда виноват водитель

Для того, чтобы водитель в полной мере взял на себя вину за ДТП на пешеходном переходе или тротуаре, происшествию должны предшествовать следующие обстоятельства:

  • Несоблюдение скоростного режима;
  • Техническая неисправность транспортного средства;
  • Невнимательность автомобилиста (разговаривал по телефону, с пассажиром и т. д.);
  • Игнорирование ПДД (обгон стоящего перед зеброй ТС, проезд перехода на красный сигнал светофора, выезд за пределы проезжей части и т. д.).

Пострадавшие в авариях

Но не исключены и такие ситуации, когда виновником аварии на зебре выступает сам пешеход. Поэтому очень важно не брать на себя преждевременную ответственность, и не скрываться с места происшествия до приезда инспекторов ГИБДД.

Когда виноват пешеход

Исходя из многолетней практики, Госавтоинспекция РФ может выделить следующие причины ДТП по вине пешехода:

  • Пересечение контролируемого перекрестка на запрещающий сигнал светофора;
  • Резкое появление на зебре (согласно настоящим правилам, человек должен ступать на переход исключительно спокойным шагом);
  • Попытка перейти на противоположную часть дороги в непредусмотренном для этого месте.

Важно знать! Также, как и автомобилист, пострадавший гражданин будет отвечать за нанесенный им вред движимой собственности второго участника конфликта. Доказать вину пешехода водителю помогут свидетели, камеры наблюдения или же банальный видеорегистратор.

Возможные причины аварий по вине пешехода

Специалисты проводят анализ причин, приводящих к авариям. Так, было установлено, что ДТП с пешеходом происходят довольно часто и в большинстве случаев по его собственной вине. Наши граждане переходят дорогу там, где им удобно. Одни считают, что водители обязаны пропускать людей всегда, другие руководствуются приоритетным правом на дороге, о котором говорится в ПДД. Но не стоит забывать, что автомобили имеют разные технические характеристики, и резко затормозить удается не всегда.

По сведениям госавтоинспекторов, причины ДТП по вине самих пешеходов, бывают следующие:

  • незнание и нежелание соблюдать правила движения на дороге;
  • перебегание автомагистрали на красный свет;
  • попытки догнать отъезжающую маршрутку;
  • отсутствие на верхней одежде световозвращающих элементов;
  • выход на дорогу в состоянии опьянения после употребления алкогольных напитков;
  • неловкое движение, повлекшее падение под колеса движущегося автомобиля.

Рассмотрим подробнее распространенные ситуации, когда в аварии виноват пешеход.

Нарушение ПДД

Частыми являются случаи, когда гражданам не хочется искать ближайший переход либо у них нет на это времени. В спешке они перебегают дорогу в максимально удобном месте перед близко идущим транспортом.

Если пешеход не успеет преодолеть отрезок дороги, а водитель не успеет вовремя среагировать и нажать на тормоз, в результате все может закончиться плачевно. В зимний период на скользкой дороге тормозной путь транспортных средств увеличивается, и угроза наезда возрастает.

На втором месте находятся ситуации, когда граждане перебегают через дорогу на красный свет. Им не хватает терпения дождаться момента, когда загорится зеленый. Они начинают движение по «зебре», но неожиданно из-за поворота выезжает автомобиль на высокой скорости. Столкновение с ним будет неминуемым. Дети, которых родители не научили вести себя на дороге, выбегают на проезжую часть, совершенно не отдавая отчета своим действиям.

Некоторые пенсионеры вообще не знают ПДД, привыкли жить во времена, когда автомобили на дороге проезжали раз в день, а то и в неделю. В ходе ремонтных работ место расположения «зебры» рабочие обычно переносят, а люди по привычке продолжают ходить по прежнему месту, что бывает опасно.

Стараясь не опоздать на работу, люди бегают по проезжей части за маршрутками или троллейбусами, а потом страдают от своей повышенной активности.

Попадание пешехода в ДТП происходит по причине невнимательности, граждане элементарно не смотрят по сторонам, когда собираются пересечь дорогу. Большинство, подходя к переходу, не стараются убедиться в том, что все транспортные средства остановились по сигналу светофора и пропускают идущих людей. Иногда передвигающиеся позади или сбоку автомобили не останавливают движение, и в результате человек попадает под колеса.

Темное время суток

В темное время суток дорожные аварии происходят чаще всего по той причине, что люди не используют дополнительные средства защиты. На их одежде отсутствуют световозвращающие элементы, которые улучшают видимость пешехода на дороге со стороны водителя. Расстояние видимости идущего человека при наличии у него на брюках и куртке отражающих свет элементов возрастает до 400 метров.

В зимний период на улице темнеет рано, так что опасность оказаться под колесами авто возрастает в разы. Человек в черной одежде становится заметен водителям только на расстоянии трех метров. Резко затормозить при этом они не смогут. Пешеходы не желают ставить себя на место водителя, для которого бывает гораздо сложнее ориентироваться и контролировать ситуацию на дороге в темное время суток.

Другие ситуации

Граждане в состоянии алкогольного опьянения часто погибают при дорожных происшествиях, потому что не могут адекватно воспринимать происходящее вокруг.

ДТП происходят также при падении человека под колеса автомобиля, передвигающегося на большой скорости. Рискует собственным здоровьем и тот, кто пересекает дорогу в местах, где транспорт движется со скоростью до 100 км/час. Даже заметив идущего человека на большом расстоянии, водитель в таких условиях не сможет вовремя остановить авто. Кроме того, за его автомобилем движется еще десяток машин на такой же повышенной скорости.

Таковы основные причины аварий с участием пешеходов. На сегодняшний день поводов для возникновения ДТП насчитывается несколько десятков. Ошибки совершают как водители, так и те участники движения, которые передвигаются пешком. Усугубляют ситуацию неблагоприятные погодные условия и техническое состояние транспортных средств. Иногда причинами происшествий становятся сторонние факторы, например, выход из строя тормозной системы автомобиля.

Неисправный автомобиль относится к ряду случайных факторов, хотя инспектор ГИБДД, прибывший на место аварии, может подумать иначе. Водитель вовремя не позаботился о техническом обслуживании и ремонте своего авто, значит, он виноват.

Статистические данные

Статистика за прошедший 2021 и завершающийся 2021 год выглядит следующим образом:

  1. Сотрудники госавтоинспекции зарегистрировали всего 38 500 контактов пешеходов с автомобилями, из них 4 567 случаев были смертельными, а 35 687 человек получили телесные повреждения разной степени тяжести.
  2. Нередки были случаи нанесения вреда людям со стороны неаккуратных водителей, заезжающих прямо на тротуары и обочины, пытаясь обогнать идущий впереди транспорт. Статистика отмечает 12 250 подобных происшествий, в которых 780 человек погибли, а 12 234 гражданам был нанесен тяжкий вред здоровью.
  3. В условиях плохой видимости произошло 13 870 наездов и столкновений, в итоге пострадали 11 870 человек и погибли 2 780.
  4. Зафиксировано 20 877 ДТП по вине водителя, управляющего транспортным средством и не справившегося с управлением (часто в состоянии алкогольного опьянения), 20 100 человек получили травмы, а 1 890 лишились жизни. К сожалению, автовладельцы, находясь за рулем, допускают превышение скорости передвижения внутри города, не снижая обороты двигателя перед пешеходными переходами.

Статистика ежегодно меняется, но в основном динамика происшествий является отрицательной, автомобильные аварии по вине пешеходов происходят все реже. Но это не означает, что можно расслабиться. Уровень дорожных аварий продолжается оставаться на высоком уровне. Положительные изменения незначительны, и чаша весов может в любой момент склониться в обратную сторону.

Принятый алкоголь и незнание ПДД неизбежно влекут за собой ДТП. Здесь приведены официальные данные ГИБДД по России.

Нужно отметить, что сведения, предоставляемые статистами, не всегда объективно отражают ситуацию. Внимательным и бдительным нужно быть всегда, особенно на проезжей части. Это поможет избежать сложных и смертельно опасных ситуаций. Нужно заблаговременно позаботиться о своей безопасности и предварительно разобраться в причинах происшествий.

Приблизительно 10% из числа людей, попадающих в ДТП, погибают, то есть жизни лишается каждый десятый. Остальные 90%, оказавшись под колесами, чувствуют себя не лучше, получают травмы и ранения, порой, приводящие к инвалидности.

Виды ущерба

В соответствии с законодательством РФ, весь ущерб, полученный людьми при ДТП, делится на две основные группы: моральный и материальный. Применяется он в отношении двух сторон конфликта. К примеру, если потерпевшим лицом выступает пешеход, то он может предъявить виновнику аварии следующие требования по компенсации вреда:

  • Полное возмещение средств, потраченных на лечение, испорченную одежду и аксессуары, что приравнивается к материальным ценностям;
  • Дополнительное пособие ввиду перенесенного стресса (один из видов морального ущерба).

То же самое касается и автолюбителя, получившего в ДТП с наездом на пешехода статус жертвы происшествия. Вот только потребовать компенсацию он может лишь в том случае, если полученные виновником телесные травмы не окажутся для него смертельными (в подобных ситуациях за покрытие вреда отвечает страховка КАСКО, если она присутствует у одной из сторон конфликта).

Первые действия после наезда на пешехода

Зачастую ДТП для пешехода заканчивается тяжелыми телесными повреждениями, ввиду чего, даже если виноват пешеход, на автомобилиста возлагается определенная ответственность за оказание ему первой помощи. Делается это следующим образом:

  1. После столкновения транспортное средство необходимо полностью остановить и обездвижить путем использования ручного тормоза;
  2. Водитель должен постараться определить степень увечий, нанесенных им пешему участнику дорожного движения;
  3. Если состояние пострадавшего человека среднее или тяжкое, то на место происшествия необходимо вызвать бригаду скорой помощи (легкий вред здоровью гражданин может зафиксировать на санпропускнике);
  4. При наличии аптечки и определенных медицинских навыков водитель обязан оказать потерпевшему лицу первую помощь (остановить кровотечение, сделать искусственное дыхание и т. д.);
  5. На место ДТП вызываются сотрудники Госавтоинспекции (до приезда полиции желательно найти несколько свидетелей аварии и записать их персональные данные, так как показания очевидцев могут стать ключевым фактором в определении вины в суде);
  6. Если останется время, до прибытия сотрудников ГИБДД автомобилист может самостоятельно установить аварийные знаки на участке, где начинается тормозной путь (это ускорит процесс проведения экспертизы инспекторами ГАИ);
  7. По возможности, место дорожного происшествия следует зафиксировать на фото или видео;
  8. В последнюю очередь водитель может вызвать адвоката, чтобы избежать возможного обострения ситуации.

Внимание! При этом автовладельцу строго запрещается покидать зону ДТП, перемещать транспортное средство до прибытия инспекторов ГИБДД, убирать осколки с проезжей части. Ведь все это при составлении протокола будет приниматься за улики, порча которых чревата для гражданина внушительным штрафом или лишением прав на период до 1,5 лет (ст. 12.27 Административного кодекса).

Как определяется виновник происшествия

По прибытию на участок, где произошло дорожное происшествие, сотрудники Госавтоинспекции проводят тщательный осмотр местности, с целью определения схемы ДТП. В ней учитываются:

  • Длина тормозного пути автомобиля;
  • Положение сбитого пешехода на проезжей части;
  • Наличие знаков и работоспособность светофора (если авария произошла на переходе);
  • Техническое состояние ТС;
  • Угол обзора и дальность видимости.

Но на сто процентов установить вину в ДТП с пешеходом при смертельном исходе такая экспертиза не способна. Поэтому дополнительно инспектора ГИБДД обязаны изучить показание свидетелей аварии, а также материалы с видеорегистраторов или камер наблюдения, расположенных в зоне происшествия. И только после тщательной проверки суд может окончательно определить виновника ДТП, вынеся ему административное или уголовное наказание.

Порядок привлечения к ответственности

Если инспектора ГИБДД на месте признали водителя виновным, то по факту происшествия ему выписывается постановление, которое можно обжаловать в течение 10 суток. Спустя этот период, при отсутствии встречных исков с его стороны, дело о наезде на пешехода передается суд, где и выбирается дальнейшая мера наказания для автолюбителя (уголовная, административная или гражданская).

Важно знать! Существенно усугубляет положение вариант, если виновное лицо на момент ДТП пребывает в пьяном состоянии или скрывается с места аварии. Ведь в таком случае сотрудники дорожной полиции будут вынуждены объявить беглеца в розыск, и провести принудительное задержание без возможности оспаривания судебного вердикта.

То же самое касается и пешехода, получившего статус инициатора ДТП. Но привлечь его к ответственности в случае побега с места аварии будет намного сложнее. Другое дело, если пострадавший покинет зону дорожного конфликта под воздействием шокового состояния. Ведь тогда он сможет написать заявление на сбившего ее водителя в ГИБДД на следующий день, спровоцировав тем самым расследование, но уже без свидетелей и предварительной экспертизы.

Поэтому, попав в ДТП по вине пешехода, автомобилисту настоятельно рекомендуется оставаться на месте до приезда сотрудников Госавтоинспекции, и проводить процедуру регистрации аварии по всем правилам (включая осмотр участка происшествия и поиск очевидцев). Иначе водитель рискует понести ответственность за неустановленный факт наезда на человека при отсутствии доказательств обратного.

Кого чаще всего сбивают

Действия водителя при ДТП с пешеходом

Рекомендации по действию водителя в случае столкновения с пешеходом зависят от обстоятельств происшествия. Рассмотрим каждый из вариантов подробнее.

По вине водителя

Если человек за рулем совершил наезд на пешехода, главное в таком случае не поддаваться панике. Любая ситуация разрешима, и при правильном подходе можно минимизировать ответственность. Алгоритм действий следующий:

  1. Останавливаемся без промедлений, и включаем «аварийку».
  2. Выставляем знак аварийной остановки, чтобы предупредить других водителей о сложившейся ситуации.
  3. Быстро выходим из авто и осматриваем состояние пострадавшего.
  4. Если человек не двигается, проверяем его пульс в области сонной артерии. Большой плюс, если имеются навыки оказания первой помощи.
  5. Вызываем скорую, а после полицию.
  6. Связываемся со знакомыми и родственниками, чтобы быстро найти опытного юриста, который поможет в разрешении ситуации. Желательно, чтобы специалист также выехал на место ДТП. В крайнем случае, требуется переговорить с ним в телефонном режиме и обсудить дальнейшие действия.
  7. В случае аварии со смертельным исходом до встречи с адвокатом давать показания запрещено. Это особенно актуально, ведь водитель находится в состоянии шока. При таких обстоятельствах можно наговорить много лишнего, что усугубит наказание.

По вине пешехода

Возможна и другая ситуация, когда виновником происшествия является вторая сторона ДТП. Бывает, что прохожий попал в аварию по причине нарушения ПДД, не пострадал, и убежал с места аварии, чтобы не отвечать за поврежденный транспорт. В такой ситуации необходимо принять меры, чтобы остановить участника событий. После этого вызываем работников автоинспекции.

В законодательстве РФ предусмотрен пункт, подразумевающий также ответственность пешехода за создание аварийной ситуации. Это особенно актуально, если в результате нарушения ПДД человеком пострадало имущество или здоровье водителя. Если расследование докажет, что шофер не нарушал скоростной режим, а показания свидетелей подтвердят неадекватные действия пешехода, закон поддержит человека за рулем. При этом ответственность при ДТП с участием пешехода будет нести именно последний. Стоит отметить, что судебная практика в этом вопросе неоднозначна, поэтому рассчитывать на полное снятие вины при нарушении ПДД пешеходом все-таки не стоит. Уйти от наказания удастся в том случае, если человек намеренно бросился под колеса, и это удалось доказать. В остальных ситуациях водителя ожидают проблемы.

Меры наказания

Степень ответственности за создание критической ситуации на дороге зависит от тяжести случая. Как уже упоминалось ранее, ДТП с участием пешехода может расцениваться с точки зрения трех основных кодексов:

  • Уголовного;
  • Административного;
  • Гражданского.

Внимание! Вступают в действие перечисленные акты обычно в паре, что только усугубляет меру наказания для виновной стороны. Какой конкретно приговор может ждать водителя и пешехода за создание аварийной ситуации (в том числе и повлекшей за собою смерть), рассмотрим ниже в статье.

Пешеходу

В рамках административного кодекса, за банальное нарушение ПДД, пешеходу может грозить лишь штраф в размере от 1000 до 1500 рублей (в зависимости от пункта правил, который он проигнорировал). А вот уголовное наказание будет ждать человека лишь в том случае, если он своим появлением на дороге спровоцировал серьезное ДТП со следующими последствиями:

  • Водитель получил тяжелые или средние травмы – за подобный проступок УК РФ предусматривает до 2 лет лишения свободы;
  • При попытке увернуться от столкновения с пешеходом водитель попал в серьезную аварию, вследствие чего погиб один гражданин – данное нарушение влечет за собой ответственность в виде тюрьмы, на срок до 4 лет;
  • В ДТП погибло более двух особ – за такое преступление виновнику происшествия светит до 7 лет заключения.

Помимо двух перечисленных кодексов в дело вступает еще и ГК РФ, в соответствии с которым инициатор ДТП обязан покрыть нанесенный им ущерб третьим лицам. Это может быть: выплата по ремонту транспортного средства, возмещение морального вреда, возврат денег, потраченных на лечение и дальнейшую реабилитацию и т. д.

Водителю

Если водитель, наехавший на пешехода, нанес минимум вреда его здоровью, то такого рода конфликт вполне можно решить в рамках Гражданского кодекса, просто возместив пострадавшей особе моральный ущерб, установленный в обоюдном порядке. А вот при вызове на место ДТП сотрудников Госавтоинспекции автомобилисту придется понести более серьезное наказание, предусмотренное УК или АК РФ. Это может быть:

  • Лишение водительских прав на период до 3 лет (обычно такая мера считается дополнительной и применяется в сочетании с заключением или штрафными санкциям);
  • Арест на срок от 5 до 7 лет (наиболее суровый приговор, который имеет место быть при наличии погибших в ДТП);
  • До 48 месяцев принудительных работ (мера для граждан, нанесших средний или тяжелый вред здоровью третьих лиц при аварии).

Кроме этого водитель, совершивший наезд на пешехода, обязуется выплачивать ему моральную и материальную компенсации, в согласии с Гражданским кодексом. Уклонение от ответственности может стать причиной для увеличения срока пребывания виновника в тюрьме.

Ответственность пешехода за ДТП

В 2021 году ответственность пешехода за нарушение правил дорожного движения невелика. Максимальный штраф — 1 000 рублей (статья 12.30 КоАП).

Однако если по вине пешехода произойдет ДТП, в котором будет причинен вред здоровью, то наказание будет более серьезным:

  • Легкий или средней тяжести вред здоровью — штраф в размере 1 000 — 1 500 рублей (статья 12.30 КоАП).
  • Тяжкий вред здоровью — уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до двух лет (статья 268 УК РФ).
  • Смерть человека — уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до четырех лет (статья 268 УК РФ).
  • Смерть двух или более людей — уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до семи лет (статья 268 УК РФ).

Обратите внимание, что пешеход может в том числе попасть за решетку при нарушении правил дорожного движения.

Спорные ситуации

Ущерб, полученный автомобилистом по вине пешехода, должен возмещаться исключительно виновником дорожного происшествия. Но на деле все не так просто. Ведь если инициатор аварии получил телесные повреждения, то в этом случае в силу вступает статья 1079 Гражданского кодекса, которая обязывает владельца ТС выплачивать компенсацию пострадавшему, даже если ему официально присвоен статус жертвы ДТП.

Проще говоря, если человек сам бросится под колеса машины, то собственник движимого имущества должен будет возместить ему все затраты на лечение. Но от штрафов и уголовной ответственности автолюбитель в данной ситуации полностью освобождается, что предусмотрено УК и АК РФ.

Мы узнали, что грозит водителю за ДТП на пешеходном переходе при смертельном исходе, и как можно избежать наказания за наезд на человека. В заключение остается добавить, что доказать свою невиновность в подобных происшествиях, будучи водителем, довольно трудно. Поэтому за рулем нужно быть предельно внимательным, и по максимуму стараться избегать вышеописанных проблем.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: