Дорожно-транспортные происшествия с участием велосипедиста

Велосипед – мобильное и удобное транспортное средство, которое не наносит вред окружающей среде, на нем водителю не приходится стоять в пробках, не нужно искать парковки, чтобы оставить транспорт.

В

соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, для управления велосипедами человеку не требуется сдавать на права. Однако несмотря на это, такой велосипедист все равно считается полноценным участником дорожного движения. А значит, такие водители несут ответственность на дороге в рамках действия правил дорожного движения.

Особенность наказания

Если исходить из условий ПДД, столкновение с велосипедистом часто приводит к тяжелым последствиям для водителя авто. Одна из причина в том, что двухколесное безмоторное средство передвижения не относится к транспорту повышенной опасности. Это значит, что в случае столкновения наибольшее внимание будет уделено действиям человека за рулем машины. Учитываются меры, принятые для того, чтобы избежать столкновения.

К особенностям автомобиля (если сравнивать с велосипедом) можно отнести:

  1. Возможность развивать высокую скорость, которая несет опасность для других участников движения.
  2. Габариты ТС достаточно велики, чтобы его можно было с легкостью заметить на дороге.
  3. Водитель перед получением прав изучает ПДД и сдает экзамен по правилам дорожного движения.

В случае с велосипедом ситуация обратная:

  • Двухколесное транспортное средство не способно развивать высокую скорость.
  • Велосипед и водитель имеют ограниченные габариты, что усложняет видимость такого ТС на дороге.
  • В законе не прописан возраст, с которого человек вправе сесть за руль. В большинстве случаев (когда речь идет о ДТП с участием велосипеда) за рулем находится несовершеннолетний.

При движении по тротуару

Существует и другой пример аварий, в которых участвует велосипед. Велосипедист движется по тротуару. Из проулка между зданиями выезжает машина.

У автолюбителя зачастую в таких ситуациях затруднен обзор – высокими растениями, постройками, баннерами и другими объектами.

В итоге случается столкновение, результатом которого будет вред, нанесенный не только транспортным средствам, но и людям. Тем более это грозит не имеющему серьезной защиты велосипедисту.

Обратите внимание! В произошедшем событии виновником может быть любой участника ДТП. С одной стороны, машина при выезде на дорогу обязана пропустить велосипед, передвигающийся по тротуару. С другой стороны, передвижение велосипедиста по тротуару не должно препятствовать передвижению других объектов. В противном случае велосипедист должен спешиться и перейти потенциально опасное место на своих двоих.

Однако часто виноватым признают велосипедиста. Ведь водитель машины даже при небольшой скорости передвижения между дворами не смог бы остановиться перед велосипедом, появившимся внезапно со стороны тротуара.

Посмотрите видео. Велосипедист в ДТП: что делать, как помочь?

Первые действия при аварии

В случае столкновения машины с велосипедом почти вся ответственность накладывается на автовладельца. Во избежание наказания или для снижения уровня ответственности человеку за рулем машины требуется сделать такие шаги:

  1. Определяем состояние велосипедиста. При наличии травм человека необходимо доставить в ближайшую больницу. Перед отправлением важно ограничить место ДТП и установить аварийный знак. После доставки человека в больницу необходимо вернуться на место и вызвать работников автоинспекции.
  2. Если в результате столкновения нет пострадавших или травмы не требуют госпитализации, вызываем на место ДТП скорую и работников ГИБДД. Уезжать с места событий или даже перемещать ТС запрещено.
  3. Включаем аварийную сигнализацию и ставим знак аварийной остановки (если это не было сделано ранее).
  4. Фиксируем место происшествия и берем данные у свидетелей происшествия (при их наличии).
  5. Ожидаем работников автоинспекции и оформления протокола. Здесь же выполняется работа по обсуждению обстоятельств ДТП и последствий столкновения.

Если наезд на велосипедиста произошел по вине последнего, ущерб компенсируется только через судебный орган. Из-за того, что у водителя двухколесного ТС нет ОСАГО, на получение выплат иным способом рассчитывать не приходится.

Что делать, если велосипедист скрылся

Не редкость, когда велосипедист уезжает с места ДТП. При этом идентифицировать его достаточно сложно, так как у него нет госномеров. В таком случае пригодятся записи видеорегистратора. Также можно воспользоваться фиксирующими камерами, которые находятся на месте происшествия.

Даже если вследствие ДТП был нанесен несущественный ущерб, необходимо собрать контакты очевидцев и вызвать ДПС для составления протокола. В документе должны быть указаны:

  • время аварии;
  • точное место ДТП;
  • повреждения автомобиля;
  • дорожные знаки, разметка и светофоры;
  • подробные приметы велосипеда и того, кто им управлял;
  • контактные данные и показания свидетелей происшествия;
  • запись с видеорегистратора (если есть).

Если во время аварии были нанесены серьезные повреждения автомобилю, нужно подать письменное ходатайство сотруднику ГИБДД, ссылаясь на запись с камер (если они есть на месте ДТП) или видеорегистратора.

Вероятность, что виновного велосипедиста разыщут, невелика, но в случае если он все-таки будет найден, ему грозит штраф в размере 1500 рублей, а также возможен арест на 15 суток.

В случае когда веловодитель скрылся с места ДТП, но виновным является автомобилист, необходимо сообщить о произошедшем в ГИБДД. В противном случае, если пострадавший велосипедист обратится в госорганы, водителю авто грозит лишение прав.

Столкновение на пешеходном переходе

В некоторых случаях наезд на велосипедиста происходит на пешеходном переходе. Здесь правила дорожного движения однозначны. Велосипедист должен перемещаться по «зебре» пешком, ведя ТС в руках. Если человек выполнил требование ПДД и оказался под колесами машины, такое событие квалифицируется с позиции наезда на пешехода. Здесь законодательство говорит не в пользу автовладельца.

Возможна и другая ситуация, когда велосипедист пересекал проезжую часть в седле велосипеда. В этом случае именно он нарушил ПДД. Но даже при таких обстоятельствах с водителя не снимается ответственность. Вот почему важно быть внимательным при проезде пешеходных переходов и учитывать возможные нарушения со стороны велосипедистов.

Столкновение на проезжей части

Ситуации с ДТП на проезжей части происходят с завидной периодичностью. При этом водитель должен осознавать, что именно на него возлагается наибольшая ответственность. При этом велосипедист, который выезжает на дорогу, также становится участником движения. Следовательно, на него распространяются требования ПДД.

В правилах указаны лица, которые вправе выезжать на дороги:

  • Лица возрастом от 14 лет и более могут перемещаться только по обочине, на специальных дорожках или с правой стороны. При отсутствии указанных выше вариантов допускается перемещение по тротуару.
  • Граждане в возрасте до 14 лет вправе двигаться только по тротуарам и дорожкам для пешеходов.

Если человек за рулем велосипеда не нарушал требований ПДД, к ответственности привлекается водитель авто.

Ответственность при ДТП с велосипедистом

В 9 из 10 случаев автовладелец, которые совершил наезд на велосипедиста, пытается скрыться с места аварии. Водителю двухколесного средства в этом случае необходимо уйти с дорожного полотна, оставив транспортное средство на прежнем месте. Лучший вариант, если сразу после ДТП удастся зафиксировать данные второго участника. Для этих целей можно использовать фото- или видеокамеру. Далее собранная информация передается инспектору, который впоследствии со своими коллегами будет заниматься поисками нарушителя.
В случае столкновения с велосипедистом водителя ожидает ответственность, которая зависит от уровня нанесенного вреда. С учетом КоАП автовладелец привлекается к административной ответственности (штрафу) в следующих случаях:

  1. Результатом столкновения стал незначительный испуг велосипедиста.
  2. Человек за рулем двухколесного средства получил незначительные повреждения.
  3. По причине аварии велосипедист получил серьезные травмы (к примеру, переломы), которые не несут опасности для жизни.

Наибольшее административное наказание, предусмотренное законодательством, подразумевает лишение прав на период до 2-х лет и штраф до 25 000 рублей. Если велосипедист получил более серьезные травмы, водителя ожидает уголовная ответственность — тюрьма на период до 2-х лет и лишение прав на срок до 3-х лет.

Как правило, уголовное дело возбуждается в случае гибели велосипедиста, получения им опасных для жизни травм. Также вероятность тюремного заключения высока в случае гибели плода (если пострадавшая была беременной), а также в случае ампутации любой из конечностей велосипедиста по причине ДТП. При этом определение уровня вреда осуществляет только доктор медицинского учреждения.

Самокат против пешехода

В феврале 2021 года Индустриальный суд Ижевска разобрал наезд электросамоката на пешехода. Местная жительница Виктория Овчинникова сбила на тротуаре мужчину, причинив легкий вред его здоровью. На разбор приехали сотрудники ГИБДД, составили схему ДТП и привлекли девушку по статье 12.24.

Для признания Овчинниковой водителем транспортного средства суду хватило одной характеристики электросамоката — мощности, превышающей 250 ватт.

«В пути следования не обеспечила контроль за движением», — с этой формулировкой суд выписал штраф в 2 500 рублей, признав прямую причинную связь между нарушением девушки и травмами пешехода.

Пешеходы против самоката

В Петербурге чиновники и полиция считают электросамокатчиков пешеходами. Столкновения по «дорожным» статьям не расследуются. «Фонтанка» обзвонила штрафстоянки и не нашла ни одного подтверждения эвакуации электросамоката. В комитете законности тоже затруднились припомнить такие случаи.

Вольности бьют по самим электросамокатчикам. Студента Максима Путова и его приятеля Сураджа Мамедли арестовали за драку из-за столкновения с писателем Валерием Айрапетяном, а артиста Мариинского театра Давида Залеева вытаскивают с того света после пьяной езды по тротуару.

А что сами самокатчики?

А вот что о ситуации с самокатами и скандалами вокруг них говорит представитель компании Whoosh Юлия Камойлик. (Этот сервис был запущен в Москве в 2021 году, сейчас в списке 17 городов, среди которых Санкт-Петербург, Уфа, Ростов-на-Дону, Челябинск, Екатеринбург, Тюмень, Новосибирск, Сочи, Краснодар, Нижний Новгород, Казань).

— Требование запретить — нормальная реакция на появление чего-то нового и непонятного, — считает она. — Но мы по опыту знаем, что шеринговые самокаты становятся причиной тяжелых травм реже, чем частные. Например, мы ограничиваем скорость — быстрее 25 км/ч наш самокат не поедет. Через приложение мы продвигаем знание ПДД и стиль управления самокатом, уважительный к остальным жителям города. У нашего сервиса есть возрастное ограничение 18+, а тех, кто арендуют самокаты и передают управление детям, штрафуем и блокируем. Блокируем и тех, кто едет на самокате вдвоем: это крайне небезопасный способ, при котором легко потерять контроль. Пьяное вождение тоже запрещено.

При этом в компании осознают, что способа полностью контролировать того, кто управляет самокатом, нет, так что в любом случае ответственность несет тот, кто на нём едет.

Юлия Камойлик отмечает, что происшествия с участием самокатов случаются реже, чем с автомобилями, и превалируют легкие происшествия вроде падений.

В компании Whoosh также не считают самокаты моторным транспортом, правда, используют другую аргументацию:

— Самокат приводится в движение мускульным движением: чтобы он включил двигатель, нужно оттолкнуться ногой и немного разогнаться, — объясняет Юлия Камойлик. — Только потом самокат отреагирует на рычаг газа. Поэтому по действующим ПДД он не является механическим транспортным средством.

В компании подчеркивают, что во многих странах электросамокатчики приравнены к пешеходам, а для регулирования их движения достаточно нынешних правил.

— Важно помнить, что, арендуя самокат, человек принимает на себя определенную ответственность. Пользователь должен относиться к езде на самокате осознанно, соблюдать Правила дорожного движения и условия использования сервиса: это касается безопасного вождения, запрета на езду в состоянии алкогольного опьянения и на одном самокате вдвоем, допустимости использования самоката с 18 лет.

То есть пешеходы просто должны уповать на сознательность самокатчиков.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: