Светофор: цвета по порядку, описание и значение


  • 6.1
  • 6.2
  • 6.3
  • 6.4
  • 6.5
  • 6.6
  • 6.7
  • 6.8
  • 6.9
  • 6.10
  • 6.11
  • 6.12
  • 6.13
  • 6.14
  • 6.15
  • 6.16
  • 6. СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА И РЕГУЛИРОВЩИКА

    И только красный, желтый цвет бесспорен, Зеленый тоже, зелень – в хлорофилле Поэтому трехцветны светофоры Для тех, кто пеш и кто в автомобиле.

    В. Высоцкий

    6.1

    В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета

    В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда и Х-образные. Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.

    Читатель А:

    Почему для регулирования движения выбрали именно эти цвета и красный сделали запрещающим, желтый – предупреждающим, а зеленый – разрешающим?

    Автор:

    Это связано с тем, что лучше всего в атмосфере распространяются лучи красного света В дождливую и туманную погоду, а также в темное время суток они видны на значительном расстоянии А ведь это очень важно для запрещающего сигнала. Желтый сигнал виден хуже красного, но лучше зеленого Он хорошо заметен и наиболее подходит для предупреждающего сигнала Ну, а разрешающий сигнал светофора сделали зеленым, чтобы его можно было легко отличить от запрещающего и предупреждающего сигналов.

    Читатели А и Б:

    Большинство светофоров нам известно, но вот о некоторых мы слышим впервые

    Автор:

    Давайте попробуем разобраться Светофоры, речь о которых идет в этом разделе Правил изображены в нашей книге на цветной вклейке

    6.2

    Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:

    ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ разрешает движение;

    ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);

    ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;

    ЖЕЛТЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;

    КРАСНЫЙ СИГНАЛ, в том числе мигающий, запрещает движение Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.

    Читатель А:

    Назначение красного и зеленого сигналов известно всем

    Читатель Б:

    А вот остальные? Как себя вести в ситуации, когда замигал зеленый сигнал?

    Автор:

    Хочу сразу отметить, что зеленый мигающий сигнал не запрещает движение В таких условиях в зависимости от ситуации с учетом состояния проезжей части и плотности транспортного потока водитель должен самостоятельно принять решение: либо снижать скорость и останавливаться, либо продолжать движение, в разрешенных пределах увеличивая скорость.

    Читатель А:

    Сколько времени мигает зеленый сигнал?

    Автор:

    Обычно – 3–4 секунды Столько же горит и желтый Все это увеличивает время предупреждения участников движения о включении красного сигнала светофора

    Читатель Б:

    С зеленым мигающим сигналом разобрались, а вот как вести себя при включении желтого, когда он предупреждает о предстоящей смене сигналов?

    Автор:

    Если желтый сигнал включается после красного, то движение по-прежнему запрещено А вот когда зеленый сигнал сменяется желтым, то продолжать движение можно только в том случае, если для остановки придется прибегнуть к экстренному торможению (см п 6.14 Правил)

    6.3

    Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией

    Автор:

    В этом пункте Правил речь идет о двух видах транспортных светофоров

    Первый – светофоры, на всех трех основных сигналах которых вы увидите стрелки Это светофоры направлений. Они регулируют движение по каждой полосе, над которой расположены, облегчая ориентировку водителей (рис. 71)

    Читатель А:

    Их сигналы аналогичны сигналам обычного светофора?

    Автор:

    Да.

    Читатель Б:

    Значит, при красном и желтом сигналах такого светофора, как обычно, стоим на месте, а когда загорится зеленый сигнал, разрешено движение только в направлении стрелки или стрелок, изображенных на нем

    Автор:

    Верно Второй вид светофоров, о которых идет речь в п. 6.3 Правил – это светофоры с дополнительной секцией. Двигаться в направлении стрелки в дополнительной секции можно только при ее включении.

    Читатель Б:

    Это очень удобно Стрелка в дополнительной секции не горит, – стоишь на месте, загорелась, – едешь.

    Автор:

    Не торопитесь, уважаемый читатель. Запомните, если зеленая стрелка в дополнительной секции включена одновременно с красным сигналом основной секции светофора, то, двигаясь в направлении зеленой стрелки, вы должны уступить дорогу транспортным средствам, едущим с других направлений (п.13.5 Правил) (рис. 72).

    Читатель А:

    Конечно, должны, поскольку водители, движущиеся с других направлений, едут на зеленый сигнал основной секции светофора, а перед нами в основной секции – красный сигнал.

    6.4

    Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.

    Автор:

    Это особенно важно в темное время суток Поскольку, если дополнительная секция не включена, то водители не всегда смогут понять, что светофор оборудован ею. Для исключения ошибочного поворота при выключенной дополнительной секции (рис. 73) на линзу основного зеленого сигнала наносят черную контурную стрелку (стрелки)

    6.5

    Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода (велосипеда), то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов) При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов) Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200х200 мм с изображением велосипеда черного цвета.

    6.6

    Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.

    6.7

    Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в частности по тем, направление движения по которым может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным Х-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают

    (рис. 74 и 75)
    движение по полосе, над которой они расположены
    Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела

    (рис. 76)

    Автор:

    При выключенных сигналах реверсивного светофора, расположенного над полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен (рис. 77).

    Читатель А:

    Что значит «реверсивный»?

    Автор:

    «Реверсивный» – в переводе с латинского – обратный На дороге может выделяться полоса или несколько полос, направление движения по которым в зависимости от ситуации изменяется на противоположное Например, утром большая часть машин из «спальных» районов города движется в центр, а вечером, наоборот

    Полосы, направление движения по которым может изменяться на противоположное, называют реверсивными, и обычно выделяют на проезжей части двойной прерывистой линией разметки 1.9 Над такой полосой устанавливается реверсивный светофор Он действует только на ту полосу, над которой расположен

    Читатель А:

    Насколько я понял из указаний п. 6.7 Правил, на такую полосу можно въехать только в одном случае, когда на реверсивном светофоре включена зеленая стрелка (рис. 75)

    Автор:

    Совершенно верно. Порядок движения по реверсивным полосам указан в приложении 2 к Правилам дорожного движения в разделе 1 «Горизонтальная разметка».

    6.8

    Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы «Т» Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний – прямо, правый – направо. Если включены только три верхних сигнала – движение запрещено.

    Читатель Б:

    Стоит ли запоминать сигналы этого светофора? Мы ведь не собираемся управлять трамваями и другими маршрутными транспортными средствами

    Автор:

    Несомненно стоит, тем более что это совсем не сложно. Дело в том, что трамваи при одновременном праве на движение с безрельсовым транспортом имеют преимущество (п. п. 13.6 и 13.11 Правил). Эти указания Правил мы с вами подробно разберем в дальнейшем. Так вот, если такой светофор разрешает движение трамваю в равной с безрельсовым транспортом ситуации, то вы обязаны уступить ему дорогу (рис. 78–80), а если запрещает, то вы можете двигаться первыми (рис. 81)

    Читатель А:

    Да, выходит, что и мы должны руководствоваться сигналами этого светофора.

    6.9

    Круглый бело-лунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд При выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося к переезду поезда (локомотива, дрезины)

    Автор:

    При красном сигнале таких светофоров выезжать на переезд запрещено, при белом, медленно мигающем, – разрешено (рис. 82).

    Читатель Б:

    То есть белый, медленно мигающий, сигнал светофора перед железнодорожным переездом, равен по значению зеленому сигналу обыкновенного светофора.

    Автор:

    Верно. Но будьте очень внимательны, если на переезде светофорная сигнализация отключена В этом случае, прежде чем выехать на переезд, вы должны самостоятельно оценить ситуацию, поскольку светофор вам больше не подсказчик.

    Порядок проезда железнодорожных переездов рассмотрен в 15 разделе Правил

    6.10

    Сигналы регулировщика имеют следующие значения.

    РУКИ ВЫТЯНУТЫ В СТОРОНЫ ИЛИ ОПУЩЕНЫ:

    со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть;

    со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.

    ПРАВАЯ РУКА ВЫТЯНУТА ВПЕРЕД:

    со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях;

    со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо;

    со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено;

    пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.

    РУКА ПОДНЯТА ВВЕРХ:

    движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил

    Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с красным сигналом (световозвращателем)

    Читатель Б:

    Из этого пункта я сразу запомнил, что если регулировщик поднял руку вверх, движение машин и пешеходов с любых сторон запрещено (рис. 83)

    Читатель А:

    Значит, водители должны вести себя, как при включении желтого сигнала светофора.

    Автор:

    Вы правы, такой жест регулировщика равнозначен желтому сигналу светофора, работающего в основном трехцветном режиме.

    Читатель А:

    Следовательно, и в этом случае, если нет возможности остановиться без экстренного торможения, можно продолжать движение

    Читатель Б:

    А вот действия водителей при остальных сигналах регулировщика, по-моему, запомнить сложно

    Автор:

    Попробуем в этом разобраться и проиллюстрируем оставшиеся два сигнала регулировщика схемами (рис. 84 и 85).

    Читатель А:

    Я заметил, что одни и те же сигналы регулировщика имеют разные значения для водителей трамваев и безрельсовых транспортных средств. А вот сигналы светофора воспринимаются всеми водителями одинаково.

    Автор:

    Правильное замечание. При одном и том же сигнале регулировщика трамваи могут двигаться в одном направлении, а безрельсовые транспортные средства чаще всего еще и в других

    Читатель Б:

    Я обратил внимание, что из четырех сторон перекрестка в этих случаях регулировщик с двух сторон движение любого транспорта полностью запрещает (аналогично красному сигналу светофора). С двух других сторон перекрестка движение разрешено

    Читатель А:

    Если запомнить стороны, с которых движение полностью запрещено, – значит решить половину нашей задачи. Кстати, смотрите на схемы (рис. 84 и 85): движение всегда запрещено со стороны спины регулировщика (он ведь затылком не видит)

    Читатель Б:

    Значит, и на экзамене в ГИБДД такие задачи всегда начинаем решать для транспорта, находящегося со стороны спины регулировщика

    Этому транспорту движение запрещено

    Автор:

    Не составит труда запомнить и остальные направления, с которых регулировщик запрещает движение При опущенных или вытянутых в сторону руках – это грудь

    Читатель А:

    Опять просто, грудь – противоположна спине.

    Автор:

    Ну и совсем легко запомнить запрещение движения со стороны вытянутой руки регулировщика.

    Читатель Б:

    Конечно, вытянутая вперед рука с жезлом или диском с красным сигналом как шлагбаум перекрывает движение.

    Читатель А:

    Смотрите-ка, получается, что если регулировщик вытянул руки, то он показывает ими на те стороны перекрестка, откуда движение разрешено. Руки вытянуты в стороны и оттуда (т. е со стороны боков) движение разрешено. Если левая рука вытянута в сторону, а правая вперед, то движение разрешено со стороны левого бока и груди

    Читатель Б:

    Вот как хорошо, регулировщик руками указывает на те стороны перекрестка, откуда движение разрешено С двух других сторон перекрестка весь транспорт стоит на месте.

    Автор:

    Ваши рассуждения справедливы, а теперь, возьмите карандаш и обозначьте крестом на схемах (рис. 86 и 87) те стороны перекрестка, откуда движение транспорта запрещено

    Далее, внимательно читая п.6.10, дорисуйте с оставшихся сторон перекрестков разрешенные направления движения трамваев и безрельсовых транспортных средств Заметили ли вы еще какие-нибудь особенности, удобные для запоминания?

    Читатель Б:

    Нет, не заметил, а с трамваями вообще запутался

    Читатель А:

    А вот я заметил, что трамваи и безрельсовые транспортные средства всегда имеют одно и тоже разрешенное направление движения. При этом безрельсовые, как правило, могут двигаться еще и в других направлениях

    Читатель Б:

    Действительно, если трамваю можно двигаться прямо, то можно прямо и безрельсовому транспорту, трамваю направо – и безрельсовому туда же, трамваю налево, повернет налево и безрельсовый транспорт. Ну, как бы запомнить, куда можно трамваю?

    Автор:

    Например, так: трамваи движутся всегда как бы «из рукава в рукав» регулировщика Посмотрите на схемы и убедитесь в этом.

    Читатель А:

    Все, больше проблем нет Я запомнил стороны перекрестка, откуда движение запрещено и запомнил, как движутся трамваи. Дальше просто, ведь безрельсовые повторяют путь трамваев и если есть возможность, едут еще правее.

    Автор:

    Верно, кроме, конечно, случая разворота со стороны левого бока регулировщика, когда его правая рука вытянута вперед

    Читатель Б:

    Сейчас я все понял, как бы это не забыть.

    Автор:

    Возьмите лист бумаги и несколько раз нарисуйте эти ситуации. Так легче осмыслить и запомнить сигналы, подаваемые регулировщиком. А решать задачи с регулировщиком на экзамене в ГИБДД, в том случае, если его руки опущены (вытянуты в стороны) или правая рука вытянута вперед, удобно в три этапа

    На первом этапе – из четырех возможных сторон перекрестка сразу отделяются две, откуда движение всех видов транспорта запрещено.

    На втором этапе – с оставшихся двух сторон перекрестка определяют разрешенные пути движения безрельсового транспорта.

    И если в задаче присутствует трамвай, то на третьем этапе для него определяют разрешенные направления движения Последовательность поэтапного решения приведена в таблице 1

    Учтите, что если регулировщик управляет движением на перекрестке многополосных дорог, то вам необходимо соблюдать «правило рядности», сформулированное в п.8.5 Правил

    6.11

    Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство Водитель должен остановиться в указанном ему месте.

    6.12

    Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания участников движения

    (рис. 88)

    6.13

    При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16)

    (рис. 89)
    , а при ее отсутствии: на перекрестке перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам
    (рис 90);

    перед железнодорожным переездом – в соответствии с пунктом 15.4 Правил;

    в других местах – перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено

    6.14

    Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.

    Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно – остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений

    6.15

    Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки В случае если значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожных знаков приоритета, водители должны руководствоваться сигналами светофора

    Регулировщик повернулся к вам спиной – движение запрещено. Повернулся боком, руки по швам – можно ехать прямо и направо Стоит к вам лицом, руки сложены ниже живота – был у любовницы и забыл одеться

    Шоферский анекдот

    Читатель А:

    Стало быть, регулировщик имеет наивысший приоритет в управлении движением?

    Автор:

    Да, любые указания регулировщика по порядку движения для водителей обязательны. Так, например, по его требованию вы будете обязаны не выезжать на перекресток даже при разрешающем сигнале светофора (рис. 91) или по его указанию вам придется прекратить движение в зоне действия знака 3.27 «Остановка запрещена».

    Читатель Б:

    В этом пункте сказано еще и о противоречии требований знаков и сигналов светофора. Как это понимать?

    Автор:

    Заметьте, что речь идет о противоречии сигналов светофора требованиям знаков приоритета, т. е тех знаков, которые определяют порядок проезда перекрестка. Например (см. рис. 168), водитель подъехал к перекрестку и увидел, что на светофоре горит зеленый сигнал, а под светофором красуется знак 2.5 «Движение без остановки запрещено».

    Читатель Б:

    Да, противоречие налицо. Зеленый сигнал разрешает движение, а знак 2.5 требует обязательно остановиться, а потом еще и уступить всем, кто едет по главной дороге.

    Читатель А:

    Вот теперь указание п. 6.15 очень кстати Сигналы светофора главнее знаков приоритета. Значит останавливаться не требуется, раз зеленый сигнал разрешает движение.

    Читатель Б:

    Не понимаю, зачем тогда под светофором вывесили знаки приоритета, раз они не действуют?

    Автор:

    Знаки приоритета обретут силу в том случае, когда светофор будет выключен либо станет работать только в режиме желтого мигающего сигнала, обозначая нерегулируемый перекресток.

    6.16

    На железнодорожных переездах одновременно с красным мигающим сигналом светофора может подаваться звуковой сигнал, дополнительно информирующий пешеходов о запрещении движения через переезд

    Оглавление

Какими были первые светофоры

Понемногу улицы крупнейших американских городов (Кливленда, Нью-Йорка, Детройта) стали обзаводиться светофорами. Большинство из них имело два сигнала — красный и зеленый, запускаемые специально приставленными для этого полицейскими, сидящими на перекрестках в стеклянных будках.

Затем, в 1920 году в конструкциях их начали использовать и желтый сигнал. В Европе первые светофоры были установлены в Париже, Гамбурге и городах Англии. Конструкции с обратным отсчетом возникли лишь в 1998 году, произошло это во Франции.

В нашей стране установка первых светофоров пришлась на начало тридцатых годов прошлого века. Самый первый был установлен в Ленинграде на пересечении улиц, известных ныне в качестве Невского и Литейного проспектов. Произошло это в начале 1930 года. Примерно через год заработал первый экземпляр светофора в Москве, на перекрестке Кузнецкого моста и ул. Петровки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]