Это можно сделать через любой банк России наличными средствами или сделать перевод по безналу. При оплате в кассе потребуется предъявить паспорт.
Факт оплаты сбора отмечается в паспорте транспортного средства в разделе «Особые отметки» либо в электронном варианте ПТС. Если же транспортная техника не является объектом данного сбора, то это также должно быть указано в паспорте. Когда ни одной из этих двух отметок нет, то считается, что оплаты не было. Поэтому сделать это придется новому владельцу ТС.
«Это неизбежно». Автокомпании готовятся к резкому повышению цен
Нормативно-правовыми актами не установлены штрафные санкции не неуплату. Но в таком случае в ПТС не будет соответствующей отметки, а без нее транспорт зарегистрировать не получится. Такое требование содержится в постановлении Правительства РФ № 938 от 12.08.1994 г. (п. 4) и в п. 24 Административного регламента (утв. приказом МВД № 605 от 07.08.2013 г.).
Приобретение автомобиля на российском рынке или за рубежом связано с определенными расходами. Одним из видов доп. платежей, введенных с 2012 года, является утилизационный сбор. Вопросов у автомобилистов в связи с этим нововведением много. Это и увеличение утилизационного сбора, и его размеры, и калькулятор расчета, льготы и т. д. Давайте разбираться со всем этим по порядку.
Утильсбор – это разовый платеж, взимаемый в пользу государства. Уплата утилизационного сбора возлагается на производителя или импортера. На покупателя ТС возлагается только в том случае, если взнос не был внесен до заключения договора купли-продажи.
Впервые вопрос о том, что значит утилизационный сбор и зачем он нужен, поднялся в 2012 году. Президент РФ внес изменения в 5 главу Федерального закона №89. Он был дополнен статьей 24.1. В ней указывались лица, обязанные оплачивать сбор, цели и задачи, сроки внедрения, категории ТС и т. д.
Последние новости о введении нового утилизационного сбора активно обсуждались внутри страны и за рубежом. Импортеры волновались о повышении цен для покупателей за счет увеличения коэффициента, применяемого к базовой ставке. Новость о повышении утилизационного сбора на автомобили в России с 1 января 2020 граждане узнали в ноябре 2021 года.
Оплата утилизационного сбора – это обязанность производителя или одного из собственников ТС. Согласно закону, юридическое или физическое лицо оплачивает утилизационный сбор в следующих ситуациях:
- При ввозе автомобиля из-за рубежа. В этом случае оплата производится на таможне, выбор КБК зависит от страны ввоза автомобиля.
- При производстве ТС на территории РФ. Автопроизводители оплачивают утилизационный сбор в своих ИФНС.
- При покупке ТС у собственника, ранее не оплатившего утилизационный сбор. Оплачивается в отделении ИФНС.
Лица из категории 1 отчитываются на таможню в течение 15 дней с момента уплаты, лица из категории 2 и 3 – в течение 3 рабочих дней.
Анонсированная правительством новая реформа привела многих водителей в замешательство. На основании приведенных выше данных можно предположить, что большая часть автомобилей стремительно возрастет в цене. Эксперты предсказывают повышение стоимости ТС примерно на 2-4%, но могут быть исключения.
Важно упомянуть, что в прошедшем 2021 году автомобильный рынок уже пережил скачок цен на 10%.
В условиях нестабильной экономики это вызовет серьезные возмущения со стороны потребителей и снизит спрос на новые модели автомобилей.
Ни экологии, ни денег
По одной из версий, которыми эксперты пытаются объяснить отказ чиновников оплачивать работу переработчиков, утилизационный сбор с каждой машины может предназначаться для утилизации конкретно этого авто. И, возможно, деньги за нее перечисляются только в случае, если под пресс идет именно она. Однако против этой версии играет реальное отсутствие системы отчетности переработчиков машин и контроля со стороны государства. Кроме того, совершенно однозначна позиция самих чиновников. Суть ответа из Минпромторга сводится к тому, что утилизаторы и так неплохо зарабатывают на переработке. Их оборудование используется для утилизации конкретно машин едва ли на 4%, а значит, компенсировать их расходы нет смысла. К тому же, судя по словам Минпромторга, получается, переработка машин вместе с их токсичными компонентами приравнивается к работе с обычным металлоломом. То есть, про экологию речь уже не идет.
В пресс-службе Минэкономразвития сообщили, что доходы от уплаты автопроизводителями утилизационного сбора поступают в федеральный бюджет. Представители министерства, однако, затруднились внятно объяснить, расходуются ли эти средства по назначению или лишь аккумулируются где-то, дожидаясь старта программы. А ведь суть сбора, в отличие от налога, в том, что он не безвозмездный, а должен идти на конкретные цели, какой-то услуги от госорганов, а не просто растворяться в бюджете.
Корреспондент «ДП» поговорил со специалистами трех крупнейших мировых юридических компаний, работающих в России. Все они отказались отвечать на вопрос об утилизационном сборе авторизованно. Но, комментируя его «от себя», юристы предположили, что изначально государство и не преследовало цели выплачивать деньги утилизаторам за переработку автомобилей. Введение утильсбора, по словам экспертов, стало мерой для обхода правил ВТО, направленной прежде всего на защиту внутреннего рынка. Поскольку, с точки зрения ВТО, Россия не могла повысить пошлину на импортные автомобили, были созданы «квазиналоги», которые затем стали возвращаться отечественным производителям в виде субсидий с завуалированной формулировкой: в соглашениях о промсборке или в рамках специальных инвестиционных контрактов. Таким образом, цель нововведения была скорее экономической и не была направлена на улучшение экологической ситуации в стране, как говорилось в законопроекте. «Это действительно очень похоже на налог», — констатируют юристы.
В целом, понятие «утилизационного сбора» в России полностью теряет свой первоначальный смысл: вместо целенаправленного выделения средств на затраты утилизаторов и поддержки индустрии автоутилизации, которая находится в кризисном состоянии, покупатели машин лишь затыкают дыры в бюджете.
Ответа нет
Пояснить, что происходит с выплатами по утилизационному сбору, и почему крупнейшая в нашем регионе компания — утилизатор автомобилей до сих пор не получает эти средства, а остальные сворачивают работу, редакции «ДП» не смогли также и в Министерстве финансов.
Источник «ДП», работающий в области автомобильного права и пожелавший остаться анонимным, объяснил ситуацию следующим образом: «Утилизационный сбор вводился не для того, чтобы что-то на эти деньги утилизировать. Соответственно, никакого отношения он к экологии не имеет. Но мы не можем в официальных документах писать то, что позволит ВТО предъявить России претензии, поэтому в законах написано то, что написано».
Кроме того, по мнению эксперта, отечественные и локализованные автопроизводители при соответствии определенным критериям все же получают компенсацию от утилизационного сбора в виде субсидий от государства. Собеседник пояснил, что эти субсидии «прямым текстом так не называются», то есть в документах имеют другую формулировку. В бюджете РФ существует несколько статей расходов для поддержки производителей вроде компенсаций на оплату труда, электроэнергии, разработку и омологацию новых моделей. В совокупности набирается под 100 млрд рублей. «А что касается утилизаторов… ну что им остается, то и остается. Потому что изначально средства от сбора уходят совершенно на другие цели», — добавил эксперт.
По его словам, сейчас «индустрия, связанная с тем чтобы наработать мощности по утилизации, будет развиваться за счет экологического сбора, предусмотренного тем же федеральным законом, где прописан утилизационный сбор». Ведь Минтранс РФ вынашивает идею замены транспортного налога на автомобили экологическим. Введение этой меры планируется в соответствии с Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года.
Государственная программа автоутилизации
С начала года в Петербурге и области было утилизировано 19 948 автомобилей, приводит статистику ГИБДД. В случае если бы все владельцы этих машин воспользовались госпрограммой утилизации, предусмотренной специальным постановлением правительства РФ от 2010 года, автопроизводители и дилеры, предоставив им скидку 50 тыс. рублей за каждый автомобиль, могли бы рассчитывать на государственные субсидии размером почти в 1 млрд рублей, а компании-утилизаторы — минимум на 880 млн рублей. Однако на реализацию программы деньги из бюджета не выделялись ни в этом году, ни за весь период 2013-2017 годов.
Участники рынка утилизации авто заявляют о низком контроле со стороны государства: по их словам, в первое время действия программы к утилизаторам предъявлялись высокие технические требования, но затем все резко сошло на нет, из-за чего у утилизаторов появилось множество «серых» конкурентов.
По мнению Виктора Кошевного, руководителя ООО «Интеллектуальные ресурсы», проводящего исследования для Минпромторга, 90% отправленных в утиль автомобилей не перерабатываются должным образом, а разбираются на запчасти и перепродаются на вторичном рынке. Насколько экологично при этом утилизируются непригодившиеся остатки старой машины — пластиковые детали, стекло, отработавшие горюче-смазочные материалы, шины и пр., — с полной уверенностью сказать не может никто. С точки зрения государства, переработка машин сейчас мало чем отличается от обычной утилизации металлолома.
Тяжелая доля утилизатора
Кроме дилеров и клиентов автосалонов, в программе утилизации были задействованы и собственно предприятия по утилизации автомобилей.
Три из четырех официальных утилизаторов в Петербурге были дочерними предприятиями иностранных материнская компания была зарегистрирована в Эстонии, хотя ее владельцы были выходцами из Петербурга. «Петромакс» — 100%-ная «дочка» крупного финского игрока переработки — компании Kuusakoski OY. ВЗАС, по данным СПАРК, на 90% принадлежит лондонской фирме.
По словам сотрудника всеволожского завода, предприятие прекратило участие в госпрограмме 6 лет назад из-за «отсутствия целесообразности», получить более полный комментарий от руководства не удалось.
Уже в 2012 году «Авантек», имевший крупную базу в порту Петербурга, стал получать претензии от надзорных органов о финансовых нарушениях при экспорте металлолома. И хотя через несколько лет от всех претензий удалось отбиться, предприниматели с эстонскими паспортами, видимо, решили подстраховаться. Судя по доступным судебным материалам, почти сразу экспортные контракты на сотни миллионов рублей перешли к вновь созданному «Хетеку». И хотя прибыль «Хетека» сокращается, сейчас эта компания с подразделениями во многих регионах России продолжает бизнес по сбору вторсырья с миллиардными оборотами.
Kuusakoski OY также приходила на рынок переработки России с прицелом именно на экспорт металлолома, открыв под Выборгом крупное производство. Однако в дальнейшем ей пришлось отказаться от него и сосредоточиться на работе в Московском регионе.
Что же касается «Севзапстали», то, по данным системы «СПАРК», еще в 2015 году предприятие работало в убыток, уйдя в минус на полмиллиона рублей. Редакция попыталась связаться с компанией, но все доступные телефонные номера были нерабочими.
Корреспондент «ДП» посетил площадку «Хетека» на Волхонском шоссе и пообщался с руководителем предприятия Александром Макаровым. «Раньше существовал большой процент физических лиц, которые массово сдавали авто в утиль, и мы перерабатывали эти машины; сейчас же по большому счету остался только сегмент юрлиц, которые направляют к нам старые служебные автомобили для обновления автопарка», — пояснил текущую ситуацию директор предприятия.
/ | Купить фото |
Зарабатывать «Хетеку» приходится не на выполнении важной для государства задачи по экологичной утилизации, а на торговле металлоломом. По одному из указанных на сайте «Хетека» контактных номеров корреспонденту «ДП» ответил человек, представившийся сотрудником компании. По его версии, «Хетек» находится в предбанкротном состоянии уже полгода и в течение 3 месяцев не выплачивает своим работникам зарплату. Руководство предприятия эту версию отрицает.
Автопром догнала индексация
Владельцы или покупатели транспорта, который не поименован в постановлениях № 81 и № 1291, освобождаются от уплаты сбора.
На основании п. 8, абз. 3 постановления РФ № 1291 при оформлении электронного паспорта на такие виды транспорта необходимо проставить в нем отметку о том, что сбор платить не нужно.
Кроме этого есть и другие исключения (статья 24.1, пункт 6 закона № 89-ФЗ):
- личный транспорт беженцев, вынужденных переселенцев либо участников государственной программы по переселению в добровольном порядке въезжающих в РФ;
- транспорт старше 30 лет, не используемых для коммерческих целей и имеющий оригинальные кузова или двигатели (либо отреставрированные);
- транспортные средства моложе 3 лет, ввезенные в ОЭС Калининградской области;
- владельцем транспортного средства является дипломатическое представительство, консульство либо сотрудник (и члены его семьи) этих организаций.
Расчет утилизационного сбора осуществляется по формуле: БС * К,
где БС – базовая ставка, К – повышающий коэффициент.
- 20 000 руб. – для колесных ТС, выпущенных в обращение на территории России, категории М1, повышенной проходимости категории G, специальных и специализированных ТС указанной категории;
- 150 000 руб. – для колесных ТС категорий M2, M3, N1, N2, N3, повышенной проходимости категории G, специализированных ТС указанных категорий, шасси колесных ТС категорий N1, N2, N3, M2, M3, а также прицепов к колесным ТС;
- 172 500 руб. – для самоходных машин и прицепов к ним, а также спецтехники.
Базовые ставки установлены Постановлениями Правительства №1291 от 26.12.2013 и №81 от 06.02.2016.
Согласно Постановлению Правительства №1291 размер базовой ставки равен 20 000 рублей для транспортных средств категории М1 и для машин с электродвигателем. Для всех остальных машин, в том числе самоходных и прицепов к ним (согласно Постановлению Правительства №81) базовая ставка равна 150 000 рублей. Таким образом, только за легковые автомобили с подходящими параметрами размер утилизационного сбора не будет столь велик, а за грузовые автомобили, коммерческие, грузопассажирские, пассажирские и другие автобусы, сельскохозяйственную, строительную и прочую технику придется уплачивать госсбор из расчета базовой ставки в 150 000 рублей. При этом важнейшую роль играют размеры расчетных коэффициентов, которые приведены в таблице ниже.
Таблица — Перечень категорий транспортных средств и соответствующих им коэффициентов для расчета размера утилизационного сбора в 2021 году
Категория транспортного средства
Расчетный коэффициент | ||
Новое ТС | ТС старше 3 лет | |
Легковые автомобили массой до 3,5 т | ||
С электродвигателем | 1,42 | 5,3 |
С ОД не более 1000 куб.см | 1,42 | 5,3 |
С ОД 1000-2000 куб.см | 2,21 | 8,26 |
С ОД 2000-3000 куб.см | 4,22 | 16,12 |
С ОД 3000-3500 куб.см | 5,73 | 28,5 |
С ОД свыше 3500 куб.см | 9,08 | 35,01 |
Ввозимые, купленные физлицами | 0,17 | 0,26 |
Грузовые, грузопассажирские автомобили с массой | ||
Не более 2,5 т | 0,83 | 0,88 |
2,5-3,5 т | 1,32 | 2,06 |
3,5-5 т | 1,65 | 2,64 |
5-8 т | 1,82 | 4,56 |
8-12 т | 2,21 | 6,91 |
12-20 т | 2,43 | 10.06 |
20-50 т | 4,79 | 11,8 |
Автобусы массой | ||
Не более 5 т (с ОД 5000-10000 куб.см) | 2,64 | 4,4 |
Свыше 5 т (с ОД свыше 10000 куб.см) | 3,3 | 5,2 |
С ОД не более 2500 куб. см (и с электродвигателем) | 0,99 | 1 |
С ОД 2500-5000 куб. см | 1,98 | 3 |
Источник: Глава 3 Постановления Правительства РФ № 1291 от 26.12.2013
Поскольку основными плательщиками утилизационного сбора (согласно статье 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления») являются заводы-изготовители (крупнейшие производители), лица, занимающиеся ввозом транспортных средств из-за границы, официальные дилеры, то, следовательно, и цены на производимые (ввозимые) ими транспортные средства с введением в действие Постановления Правительства увеличились на величину государственного сбора. За уплату утильсбора производители должны отчитываться в Налоговую службу, подавая расчетную декларацию, соответственно, расчет размера платежа они осуществляют самостоятельно. Рассмотрим несколько примеров таких расчетов.
Расчёт утилизационного сбора на легковой автомобиль происходит по формуле умножив базовую ставку на коэффициент.
Базовая ставка × Коэффициент = Сумма утилизационного сбора
Базовая ставка утильсбора на легковые автомобили составляет 20000 рублей.
Значения Коэффициента указаны в постановлении Правительства от 11 декабря 2015 г. N 1350.
Для физических лиц (физлиц) размер утилизационного сбора зависит от возраста легковых автомобилей.
Таблица 1. Утилизационный сбор на автомобили для физических лиц
Размер утилизационного сбора на легковые автомобили для физических лиц | ||
Возраст легкового автомобиля | k 1 | Сумма, руб. |
Новые до 3-ёх лет | 0,17 | 3400 руб. |
Старше 3-ёх лет | 0,26 | 5200 руб. |
1 – коэффициент (k)
ВАЖНО!
За ввоз прицепов для легковых автомобилей, грузоподъемностью до 10 тонн утильсбор не уплачивается
Для юридических лиц и Индивидуальных предпринимателей (ИП) утилизационный сбор зависит от возраста автомобиля и объема двигателя.
Таблица 2. Утилизационный сбор на автомобили для юридических лиц и ИП
Размер утилизационного сбора на легковые автомобили для юридических лиц и ИП | ||||
Виды и категории легковых автомобилей | Новые до 3-ёх лет | Старше 3-ёх лет | ||
k 1 | Сумма, руб. | k 1 | Сумма, руб. | |
1. Электромобиль (без гибридного двигателя) | 1,42 | 28400 | 5,3 | 106000 руб. |
2. С объемом двигателя: | ||||
Не более 1000 куб. см | 1,42 | 28400 | 5,3 | 106000 руб. |
Свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см | 2,21 | 44200 | 8,26 | 165200 руб. |
Свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см | 4,22 | 84400 | 16,12 | 322400 руб. |
Свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см | 5,73 | 114600 | 28,5 | 570000 руб. |
Свыше 3500 куб. см | 9,08 | 181600 | 35,01 | 700200 руб. |
1 – коэффициент (k)
Размеры утилизационных сборов не остаются постоянными. Чтобы узнать величину утилизационного сбора в 2021 году можно воспользоваться таблицами. Эти таблицы составлены для удобства определения сумм сбора, в них указываются ставки утилизационного сбора, коэффициенты и уже рассчитанные значения сумм утилизационного сбора. Таблицы разбиты по категориям транспортных средств.
Таблица 3. Утилизационный сбор на ТС и спецтехнику для юридических лиц и ИП
Правительство планирует в 2021 году повысить утилизационный сбор на автомобили
С 01.01.2020 года меняются ставки на легковые и грузовые автомобили производимые или ввозимые в Российскую Федерацию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Подробнее >>>
Анонсированная правительством новая реформа привела многих водителей в замешательство. На основании приведенных выше данных можно предположить, что большая часть автомобилей стремительно возрастет в цене. Эксперты предсказывают повышение стоимости ТС примерно на 2-4%, но могут быть исключения.
Важно упомянуть, что в прошедшем 2021 году автомобильный рынок уже пережил скачок цен на 10%.
В условиях нестабильной экономики это вызовет серьезные возмущения со стороны потребителей и снизит спрос на новые модели автомобилей.
Ежегодно любители автомобилей сталкиваются с различными нововведениями, которые сильно ударяют по их кошельку. Поэтому неудивительно, что анонсированный рост утильсбора в 2021 году вызвал бурные обсуждения в обществе и породил множество вопросов.
Как рассчитать утилизационный сбор?
Существуют специальные онлайн-калькуляторы, которые позволяют точно определить сумму взноса. Водителю достаточно знать параметры автомобиля, а остальные данные уже занесены в базу и не требуют ручного ввода. Однако люди, которые не доверяют компьютерам, могут самостоятельно рассчитать размер сбора.
Для этого используется формула: БС*К, где первая часть означает – базовая ставка, а вторая – коэффициент расчета, установленный законодательством.
Где можно оплатить утильсбор?
Для проведения операции нужен паспорт и заполненная квитанция, в которой указаны реквизиты получателя. Получить КБК можно на сайте ФНС России. Для оплаты взноса достаточно посетить любое отделение банка и представить все необходимые документы. Чек, заверенный печатью и подписью кассира, станет подтверждением сделки.
Кто освобождается от уплаты?
Владельцы автомобилей могут не платить взнос в таких случаях:
- Возраст ТС более 30 лет. Машина не должна служить источником дохода или использоваться в коммерческих целях. Кроме того, двигатель, рама и кузов должны быть оригинальными.
- Собственность переселенцев, участвующих в программе по добровольному возвращению на родину.
- В ПТС стоит штамп об оплате утильсбора. Производитель или бывший владелец уже внесли необходимую сумму до продажи автомобиля.
Ежегодно автомобильный рынок пополняется новыми моделями машин. Однако в 2021 году покупка транспортного средства обойдется в копеечку, чему поспособствовало увеличение коэффициента утильсбора. Обойти его практически невозможно, поэтому лучше изучить ставки заранее.
- 15-19 февраля 24-й Московский Международный Логистический Форум Бизнес-форум
- 17 февраля Е-com в России: New Retail. New opportunities Конференция ИД «Коммерсантъ»
- 18 февраля WorkTech. Транспорт и логистика Онлайн-конференция о технологиях для бизнеса, маркетинга и продаж
все мероприятия
Об утилизационном сборе россияне узнали в 2012 г. Именно тогда вступил в действие п.1 ст.24-1 закона №89-ФЗ, предусматривающий его взимание. Несмотря на то что с момента введение этой нормы в действие прошло уже более 5 лет, у плательщиков периодически возникают вопросы, касающиеся порядка его администрирования. Выясним, какие правила оплаты утилизационного сбора действуют в текущем году, и предусмотрены ли законодательством причины, позволяющие избежать лишних расходов.
Идея обложить россиян очередным обязательным платежом возникла у отечественных законотворцев не случайно: основанием послужило ухудшение экологической обстановки в крупных городах и необходимость затрачивать приличные суммы на утилизацию отходов, в частности, отслуживших свой срок транспортных средств.
Согласно нормам указанного выше федерального закона под утилизационным сбором (УС) понимается единовременный платёж, взимаемый государством с покупателей автомобилей для улучшения экологической обстановки и минимизации негативного воздействия от выбросов ТС. Предполагается, что собранные таким образом денежные средства должны расходоваться на проведение мероприятий природоохранного характера.
Обратите внимание, что сбором облагаются не только автомобили, но и другие категории ТС: в частности, самоходные машины, прицепы.
В РФ выплачивать утилизационный сбор обязаны все покупатели транспортных средств независимо от целей их приобретения. Иначе говоря, плательщиками рассматриваемого сбора являются как физические, так и юридические лица.
Заметьте, что сегодня уклониться от уплаты УС нельзя. Отметка о его взимании проставляется в ПТС автомобиля. Без неё поставить машину на регистрационный учёт невозможно.
Покупатели новых автомобилей с проблемой уплаты утилизационного сбора не знакомы. Обязанность вносить платёж за такие машины возложена на производителей и экспортёров ТС. Поэтому покупателям свежих авто достаточно просто удостовериться в том, что в ПТС присутствует соответствующая отметка.
Тем кто приобретает «железного коня» на вторичном рынке, следует быть более внимательными. Помимо тщательной проверки технического состояния автомобиля придётся уделить повышенное внимание документации на него.
Присмотритесь к дате выдачи ПТС: если паспорт выписан ранее 01.09.2012 (даты, когда вступил в действие закон №89-ФЗ), дополнительно уплачивать утилизационный сбор не нужно. Если же приобретается машина, выпущенная позднее этого срока, в паспорте должны присутствовать соответствующие отметки.
Перед покупкой подержанной машины стоит внимательно изучить графу «Особые отметки» в ПТС. Если данные об уплате сбора отсутствуют, и машина выпущена позднее 01.09.2012, следует заплатить сбор.
В категорию плательщиков УС могут попасть покупатели следующих автомобилей:
- иномарок, ввезённых из-за рубежа;
- машин, ранее принадлежавших льготникам;
- авто граждан, не исполнивших свою обязанность по выплате рассматриваемого сбора.
В любом случае, действует правило: с владельцев машин, выпущенных позднее 01.09.2012, утилизационный сбор должен взимается в любом случае. Если авто выпущено в России, УС заплатит его производитель, если за рубежом – владелец, ввозящий его на территорию страны.
В РБ рассматриваемый сбор был введён ещё в 2014 г. С этого момента УС облагаются все ввезённые из-за рубежа автомобили. Исключение делается для ретроавто старше 30 лет, не используемых в бизнес-целях, и для автомобилей, выпущенных в Республике.
Плательщиками УС признаются и юридические лица, и граждане. Как и в РФ, от выплат освобождены дипломаты с семьями, работники международных организаций и беженцы. С февраля 2021 г. базовая ставка УС устанавливается в рублях. Однако её размер заметно вырос:
- для организаций – в 1,65 раза;
- для граждан – в 8,25 раз.
Такая мера была предпринята с целью отрегулировать ввоз подержанных иномарок с территории ЕС и привести в соответствие таможенные правила РБ с нормами, действующими в РФ.
Нюансы уплаты утилизационного сбора в Беларуси
В РБ рассматриваемый сбор был введён ещё в 2014 г. С этого момента УС облагаются все ввезённые из-за рубежа автомобили. Исключение делается для ретроавто старше 30 лет, не используемых в бизнес-целях, и для автомобилей, выпущенных в Республике.
Плательщиками УС признаются и юридические лица, и граждане. Как и в РФ, от выплат освобождены дипломаты с семьями, работники международных организаций и беженцы. С февраля 2021 г. базовая ставка УС устанавливается в рублях. Однако её размер заметно вырос:
- для организаций – в 1,65 раза;
- для граждан – в 8,25 раз.
Такая мера была предпринята с целью отрегулировать ввоз подержанных иномарок с территории ЕС и привести в соответствие таможенные правила РБ с нормами, действующими в РФ.
Сначала автомобили, а теперь и спецтехника. Что творит Минпромторг
От того, по какому основанию выплачивается сбор зависит то, кто будет его получателем. В таблице рассмотрены причины уплаты сбора:
Получатель | Причина уплаты сбора |
ФНС России | ТС приобретается у собственника-льготника |
ФНС России | В ПТС отсутствуют отметки об уплате УС при наличии такой обязанности |
ФТС России | ТС приобретается за рубежом и ввозится на территорию РФ |
Иначе говоря, если УС взимается по причине того, что ранее авто не подлежало обложению сбором либо сбор не был оплачен из-за небрежности предыдущего владельца, получателем платежа является Федеральная налоговая служба. Если УС облагаются ввезённые из-за рубежа иномарки, денежные средства необходимо вносить на счёт Федеральной таможенной службы.
Базовый тариф для физлиц чётко определен и не изменяется из-за объёма ДВС или каких-либо других характеристик машины. Сумма сбора составляет 3 400 рублей за автомобили не старше трёх лет и 5 200 — за остальные.
Для юридических лиц, в т. ч. импортёров и производителей транспортных средств, уплачивающих деньги до их продажи, ставки зависят не только от возраста машины, но и от объёма двигателя.
Изменения в коэффициентах удобнее всего показать в табличной форме. Ниже представлена информация о сборе за машины категории B — как грузовые, так и легковые. Указаны коэффициенты для юридических лиц, т. к. именно для них изменились ставки. Физлицам нужно будет платить намного меньше.
Транспорт | Бывший множитель (коэффициент) | Новый множитель | Бывший сбор | Увеличенный сбор | Насколько больше платить в 2020 |
Легковые машины с двигателем до 1000 кубических сантиметров | 1,65 | 2,41 | 33 000 | 48 200 | 15 200 |
Легковые машины с двигателем от 1000 до 2000 кубических сантиметров | 4,2 | 8,92 | 84 000 | 178 400 | 94 400 |
Легковые машины с двигателем 2-3 тысячи кубических сантиметров | 6,3 | 14,08 | 126 000 | 281 600 | 155 600 |
Легковые авто с двигателем от 3 до 3.5 тысяч кубических сантиметров | 5,73 | 12,98 | 114 600 | 259 600 | 145 000 |
Легковые авто с двигателем от 3.5 тысяч кубических сантиметров | 9,08 | 22,25 | 181 600 | 445 000 | 263 400 |
Грузовые авто с полной массой не более 2 с половиной тонн | 0,95 | 1,19 | 142 500 | 178 500 | 36 000 |
Данные в следующей таблице касаются грузовиков, входящих в категорию C.
Транспорт | Бывший множитель (коэффициент) | Новый множитель | Бывший сбор | Увеличенный сбор | Насколько больше платить в 2020 |
Грузовые авто от трёх с половиной тонн до пяти | 1,9 | 2 | 285 000 | 300 000 | 15 000 |
Грузовые авто в восемь-двенадцать тонн массой | 2,54 | 2,92 | 381 000 | 438 000 | 57 000 |
Грузовые авто в двенадцать-двадцать тонн массой | 2,79 | 3,31 | 418 500 | 496 500 | 78 000 |
Седельные тягачи в двенадцать-двадцать тонн массой | 3,4 | 5,67 | 510 000 | 850 500 | 340 500 |
Фургоны массой в двенадцать-двадцать тонн | 2,79 | 3,38 | 418 500 | 507 000 | 88 500 |
Грузовые от двадцати до пятидесяти тонн | 5,5 | 6,68 | 825 000 | 1 002 000 | 177 000 |
Седельные тягачи от двадцати до пятидесяти тонн | 5,5 | 6,68 | 825 000 | 1 002 000 | 177 000 |
Самосвалы от двадцати тонн до пятидесяти | 5,5 | 6,3 | 825 000 | 945 000 | 120 000 |
И наконец, информация про автобусы категории D.
Законом ещё не установлены конкретные сроки. Но пока не внесён сбор, пользоваться транспортным средством не разрешается. НДС с этой суммы не платится.
Для оплаты нужны паспорт владельца машины и квитанция с реквизитами человека, который получает сбор. Узнать информацию можно на сайте ФНС РФ. Квитанцию предъявляют в ГИБДД, когда машина ставится на учёт.
Куда платить УС и кто является получателем сбора
От того, по какому основанию выплачивается сбор зависит то, кто будет его получателем. В таблице рассмотрены причины уплаты сбора:
Получатель | Причина уплаты сбора |
ФНС России | ТС приобретается у собственника-льготника |
ФНС России | В ПТС отсутствуют отметки об уплате УС при наличии такой обязанности |
ФТС России | ТС приобретается за рубежом и ввозится на территорию РФ |
Иначе говоря, если УС взимается по причине того, что ранее авто не подлежало обложению сбором либо сбор не был оплачен из-за небрежности предыдущего владельца, получателем платежа является Федеральная налоговая служба. Если УС облагаются ввезённые из-за рубежа иномарки, денежные средства необходимо вносить на счёт Федеральной таможенной службы.