Согласно статистике ежедневно на улицах крупных городов происходит более тысячи дорожно-транспортных происшествий. Каждое ДТП сопряжено с трудностями при разрешении возникающего спора о размере и порядке возмещения ущерба имуществу, а также здоровью пострадавшего в аварии.
Несмотря на требования российского законодательства об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств, страхование рисков автовладельцев по договорам КАСКО, количество споров, связанных с возмещением ущерба, взысканием со страховой организации причитающегося страхового возмещения, неуклонно растет.
В этой связи юридическая помощь автомобилистам, столкнувшимся с подобной проблемой, необходима, без нее интересы сторон могут быть существенно ущемлены. Настоящий материал подготовлен сотрудниками бюро «Moscow legal», на основании практического материала и поможет правильно сориентироваться при разрешении подобного рода дел.
Дорожно-транспортное происшествие
После происшедшего ДТП, участникам надлежит выполнить требования, предусмотренные Правилами дорожного движения, что может включать в себя: полная остановка автотранспортного средства, оказание первой медицинской помощи пострадавшим, установка соответствующих знаков, обозначающих место аварии. Вне зависимости от предполагаемой виновности того или иного участника аварии, о факте ДТП следует незамедлительно уведомить подразделения ДПС-ГИБДД. Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (ОСАГО) предусматривает возможность получения страховой выплаты в случае неоспоримой виновности одной стороны, отсутствии иных потерпевших, а также предполагаемого ущерба не свыше 25000 руб.
Опытный автоюрист ДТП может всесторонне квалифицировать, в то время как лицам, не обладающим специальными навыками оценки степени повреждения автомобиля, а также тем, кто не состоянии моментально на месте аварии сориентироваться и определить виновника ДТП, следует руководствоваться общим правилом и дождаться приезда сотрудников полиции.
В несложных случаях, при подтверждении виновности одной стороной, сотрудники полиции оформляют на месте протокол об административном правонарушении, а также постановление по делу об административном правонарушении в отношении одного из участников аварии.
В сложных случаях, когда виновность лица неочевидна, назначается дата и место т.н. «группы разбора». Для любой стороны целесообразно обращение к профессиональной юридической помощи. Услуги, которые оказывают в таких случаях адвокаты по дтп стоимость имеют значительно меньшую в сравнении с теми расходами, которые могут понести участники ДТП, не знающие тонкостей и нюансов взаимодействия со страховыми компаниями.
Сторонам при оформлении ДТП надлежит указывать на существенные, по их мнению, обстоятельства, свидетелей ДТП в своих объяснениях, заполняемых на месте, делать соответствующие пометки на схеме аварии, а также протоколе. При имеющейся сегодня технической возможности нелишним будет сделать подробные фотографии места расположения автомобилей, тормозных следов, обломков транспортных средств.
Позже, при административном расследовании (в «группе разбора»), эти фотографии, а также данные, сохраненные в памяти видеорегистратора, свидетельские показания будут приобщены к материалам расследования и могут помочь доказать свою позицию по д елу.
Автоадвокат по ДТП, специализирующийся на подобных делах, поможет правильно сформировать свою версию происшествия, представить необходимые и достаточные доказательства, а также сможет заявить аргументированные ходатайства о назначении технических экспертиз.
Обязательно ли прилагать справку о ДТП?
Согласно действующему законодательству об ОСАГО, для подачи заявления необходимо иметь справку о ДТП. Но, начиная с 20 октября текущего года, действует новый регламент МВД, согласно которому сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения больше не обязаны выдавать справку о ДТП каждому участнику.
На данный момент рассматриваются дополнительные нововведения, которые были предложены исполнительным директором РСА. Его возмутила отмена подтверждающих документов, так как страховики не смогут устанавливать наличие признаков регресса, и виновник аварии останется безнаказанным. В виде альтернативного варианта в документы об административных правонарушениях могут вносить дополнительные сведения:
- Серию и номер полиса виновного в происшествии.
- Наименования страховых компаний.
- Отметку о проверке всех участников на наличие алкоголя в крови.
- Пункты ПДД, которые были нарушены.
- Степень повреждения каждого автомобиля.
Такое дополнение поможет страховым компаниям обрабатывать заявления без справки о ДТП и на основании документов от ГИБДД начислять выплаты своим клиентам.
Действия пострадавшего
Лицо, автомобилю которому причинен имущественный ущерб, и признанному после проведенного административного расследования, пострадавшим в ДТП, получает право на выплату страхового возмещения по ОСАГО.
В соответствии с ФЗ «Об ОСАГО», Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств документы на страховое возмещение ущерба при ДТП, подаются в страховую компанию, либо виновника ДТП либо свою.
Потерпевший обязан представить следующие документы, обосновывающие его требования на выплату (ниже приведен полный возможный список):
- копия протокола по делу об административном правонарушении;
- паспорт или удостоверение личности;
- копия постановления по делу об административном правонарушении;
- справку о ДТП формы № 31 заполненную сотрудником ГИБДД. (возможно по запросу страховой организации);
- отчет эксперта, если осмотр и оценка поврежденного транспортного средства произведен самостоятельно;
- реквизиты счета для перечисления «убытка»;
- телеграммы с уведомлением о вызове на экспертизу;
- документ, подтверждающий оплату услуг экспертов, почты, эвакуатора, стоянки;
- заявление о возмещении ущерба для страховой компании;
- свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт технического средства;
- Генеральная доверенность, если транспортное средство не в собственности.
После подачи всех предусмотренных законом документов, страховая организация в течение 30-ти дней обязана перечислить причитающуюся денежную выплату пострадавшему.
В случае если по договорам осаго или по каско не платит страховая компания вовремя предусмотрена ответственность в виде начисления пени.
На что обратить внимание
При оформлении справки о ДТП попросите вежливо сотрудника указать точные координаты места происшествия ГЛОНАСС/GPS. Это поможет избежать лишних подозрений со стороны и без того мнительных страховщиков, которым в каждом потерпевшем мерещатся мошенники.
Не забудьте про ФИО участников ДТП, о которых писалось выше. Если размер ущерба превысит лимит ответственности по полису ОСАГО, то судиться придётся ещё и с виновником, а в таком случает нужно точно знать не только ФИО, но и адрес виновника ДТП.
Также не менее вежливо попросите поставить сотрудника ГИБДД галочки во всех нужных местах, а также указать проводилось ли освидетельствование участников ДТП на предмет употребления алкогольных и наркотических средств.
Если в справке о ДТП имеются исправления или зачёркивания, то они обязательно должны быть заверены сотрудником, выписавшим эту справку. В обратном случае именно Вам потом придётся бегать именно за этим сотрудником ГАИ, чтобы он свои каракули с исправлениями заверял. А, как мы знаем, сотрудники тоже люди и могут уйти в отпуск, уволиться или даже сесть в тюрьму за взятку.
Полис ОСАГО, государственный регистрационный знак, марка и модель автомобилей также должны быть понятны и читаемы.
Экспертиза и компенсация
В соответствии с законом страховые организации при проведении осмотра и оценки поврежденного автомобиля прибегают к услугам независимых автотехнических экспертиз, с которыми на постоянной основе заключены соответствующие договора. Однако общеизвестен факт, что подобное «партнерство» нередко ведет к уменьшению реальной стоимости восстановительного ремонта, вследствии чего у пострадавших возникают обоснованные претензии к размеру денежной выплаты.
Этот факт может подтвердить каждый практикующий адвокат (юрист) по дтп
Москва не является исключением – столичные страховые компании, также как и другие, всячески стремятся занизить выплаты.
В случае если, страховой организацией уже проведена оценка автомобиля, у пострадавшего имеется возможность оспаривать выводы экспертизы и претендовать на большую компенсацию. Однако страховыми организациями отвергаются выдвинутые претензии, даже при условии предоставления новой независимой экспертизы, проведенной пострадавшим уже самостоятельно. Подобные дела имеют исключительно судебную перспективу, при этом суд в большинстве случаев назначает уже третью судебную независимую автотехническую экспертизу для окончательных выводов о размере подлежащей выплате компенсации.
В других случаях при качественном юридическом сопровождении, когда привлечен опытный автоюрист по каско и осаго, в строгом соответствии с законом (уведомление телеграммами страховой организации, виновника ДТП, в пределах сроков) пострадавшие при ДТП проводят и организуют собственные независимые экспертизы и после этого представляют их в страховую организацию. Однако и в этом случае не исключается несогласие страховой с размером выплаты, что приводит к ничем не объясняемой выплате меньшей суммы. Подобные дела также подлежат разрешению в судебной инстанции.
Взыскание ущерба с виновника ДТП
ФЗ «Об ОСАГО» устанавливает максимальный предел по выплатам пострадавшим в результате ДТП: в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не платит страховая по осаго более 160 тысяч рублей; в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 160 тысяч рублей; в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 120 тысяч рублей.
Таким образом, следует признать, что интересы потерпевших в большинстве случаев ущемляются, т.к. суммы страхового возмещения при отсутствии договоров «расширенного» ОСАГО у виновника ДТП, а также КАСКО у пострадавшего, не хватает для покрытия вреда, причиненного аварией. В случае, если установленная независимой экспертизой сумма возмещения вреда превышает допустимую законом – по общему правилу 120000 руб. – разница подлежит взысканию с виновника ДТП.
Взыскание ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием в большинстве случае не имеет досудебной перспективы урегулирования спора, и заканчивается в суде. При этом виновник ДТП имеет право и возможность в соответствии с требованиями закона оспаривать денежную компенсацию, даже несмотря на то, что ранее он не предъявлял претензий по качеству проведенной экспертизы.
Как получить справку о ДТП в ГИБДД и каковы сроки ее выдачи.
Приказом МВД РФ от 01.04.2011 г. за номером 154 была утверждена форма справки о дорожно-транспортном происшествии. Сокращенно данный документ называется справка-154. За оформление справки № 154 отвечает автоинспектор, который оформил аварийное происшествие. В соответствие с письмом ГУ ГИБДД № 45/1468, представитель дорожной полиции должен выдать заинтересованным лицам названный документ без промедления. Если же сразу после оформления ДТП инспектор не может по каким-то причинам незамедлительно выдать справку, к примеру, нужно срочно выехать на следующую аварию, документ должен быть передан пострадавшим не позднее, чем через сутки после ДТП.
Помощь юриста при ДТП
В настоящей статье представлены типовые ситуации, а также наиболее часто встречающиеся сложности. Для обозрения предлагаются несколько подготовленных сотрудниками юридического бюро «Moscow legal» исковых заявлений, по которым получены положительные решения.
Важно помнить, что при своевременном обращении к юристам, специализирующихся на делах о ДТП, лицо, имуществу которому причинен ущерб, в состоянии добиться максимально возможной компенсации, даже когда страховая не выплачивает разумную денежную сумму, либо когда необходимо взыскание вреда с виновника ДТП.
Кроме того, возмещению подлежат также расходы, понесенные стороной за оказанные услуги адвоката (юриста) по дтп Москва максимально удобна для клиентов бюро – на постоянной основе мы сотрудничает с ведущими с независимыми экспертными организациями, которые имеют положительный опыт в области оценочных, трасологических экспертиз.