- 1. Какие нужны документы после ДТП? 1.1. Если происшествие без пострадавших
- 1.2. Если есть пострадавшие или погибшие
- 2.1. Можно ли донести нужные бумаги потом?
- 3.1. Если нет пострадавших
Важные факты из статьи
- Самый простой способ иметь сразу все документы на руках для обращения по ОСАГО – это оформление европротокола.
- Если извещение без сотрудников полиции не оформить, тогда нужные бумаги по ДТП необходимо будет получать или в ГИБДД, или в суде.
- ГАИ должно рассмотреть дело о правонарушении в срок 15 дней, а суд за 2 месяца, но увы, эти сроки могут продлить.
- После происшествия с пострадавшими или погибшими ждать нужную документацию можно даже год и полтора.
- Но можно обратиться в страховую компанию, и не имея полного комплекта документов.
Водители встречаются и общаются с инспекторами ДПС, когда их или проверяют или привлекают к ответственности. То есть большинство водителей прямо на месте получали постановление и продолжали двигаться по своим делам. Казалось бы, что такой порядок должен быть и при оформлении ДТП, ведь кто-то из водителей нарушил ПДД, значит надо ему просто выписать постановление, и все отправятся по своим делам. Так ли обстоят дела на самом деле или же придётся ждать документы после происшествия, и тогда сколько времени, можно ли ускорить такое ожидание, будем разбираться в этой статье.
Какие нужны документы после ДТП?
Вспомним с вами, что не все ДТП вообще оформляются сотрудниками ГАИ. Бóльшая часть из них урегулируется самими водителями на месте. Но когда споров не избежать, либо когда в аварии участвовало более 2 транспортных средств, либо ответственность какого-то из водителей не застрахована, то оформлять ДТП будут инспекторы.
И набор документов здесь зависит от ряда обстоятельств:
- сколько участвовало автомобилей в ДТП – меньше всего времени ждать документов от ГИБДД придётся, если было 2 машины и не было пострадавших,
- есть ли пострадавшие в происшествии,
- есть ли погибшие.
Если происшествие без пострадавших
Отсутствие пострадавших – это еще одно условие, при котором возможно оформление аварии по европротоколу ОСАГО. При таком оформлении происшествия потерпевшему достаточно будет иметь извещение о ДТП, подписанное обоими водителями, и остальные документы из Правил ОСАГО. Документы из ГИБДД вообще не потребуются.
Если оформить ДТП в упрощенном порядке не получилось – например, при наличии разногласий о виновности или обстоятельствах в инциденте, то придется вызывать и ждать сотрудников ГИБДД.
После оформления происшествия потерпевшему необходимо будет предоставить в страховую компанию один или несколько документов из списка:
- определение об отказе в возбуждении дела об АПН,
- протокол об административном правонарушении,
- постановление об административном правонарушении,
- постановление о прекращении производства по делу,
- решение суда.
Постановление (из пункта 3 или 4) или определение вам могут выдать в ГИБДД. Возможно, их дадут вместе с протоколом, если он составлялся. Но сразу и определение, и постановление выдать не могут – составляется только одно. Конечно, если речь идёт об одном нарушении виновника.
И именно эти документы чаще всего не приходится ждать долго – они составляются непосредственно на месте ДТП. Но только если не назначалось административное расследование – например, если виновник скрылся.
Если есть пострадавшие или погибшие
При подаче заявлений в страховую компанию после ДТП с пострадавшими, когда пострадало и имущество, и люди, нужно будет предоставить как указанные выше документы, которые выдаются ГИБДД или судом (один или несколько), так и заверенные бумаги для возмещения вреда здоровью и возмещения упущенного заработка. Перечень документов по вреду здоровью указан в пункте 4.1 Правил ОСАГО, а по упущенному заработку – в пункте 4.2.
Таким образом, помимо постановления/определения/протокола или решения суда, потерпевшему для получения выплаты могут понадобиться:
- заключение, полученное из больницы, с конкретным диагнозом, увечьями и/или степенью утраты трудоспособности,
- заключение судмедэкспертизы,
- справка об инвалидности,
- справка от Скорой помощи, если она оказывалась на месте ДТП,
- справка о среднемесячной заработной плате, стипендии, пенсии или ином доходе,
- любые другие документы, которые могут подтвердить ваш доход – даже если он неофициальный.
Что касается последнего пункта, то можно не беспокоиться: ни страховая, ни суды не передают автоматически информацию в налоговую инспекцию. Хотя, при очевидном подозрении на попытку скрыть доходы от налогообложения, должностное лицо обязано известить об этом надзорные органы.
Если кто-то погиб, то за возмещением смогут обратиться лица, имеющие на это право, подробнее о них и необходимых документах указано в пункте 4.4 Правил ОСАГО.
Страховщики больше не смогут требовать с водителей справки о ДТП
Как уже сообщало АСН, еще в прошлом году МВД России исключило из регламента по работе ДПС пункт, обязывающий сотрудников ГИБДД выдавать участникам ДТП справки о происшествии. Новый регламент МВД по надзору за дорожным движением вступил в силу 20 октября. Формальное право отказать водителям в выплатах без этого документа оставалось в течение почти полугода.
Новое указание ЦБ о внесении изменений в правила ОСАГО также исключает положения о нанесении двухмерного штрихового кода (QR-кода), содержащегося в страховом полисе ОСАГО, типографским способом. Такой код будет указываться и при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа. Уточнено, что содержащиеся в страховом полисе положения о заключении договора добровольного страхования (ДСАГО) не являются обязательными. Начальник отдела маркетинговых исследований СК «МАКС» Евгений Попков пояснил АСН, что исключение справки ГИБДД из списка документов, которые потерпевший должен подавать в страховую компанию при заявлении убытка по ОСАГО, не революция в автогражданке, а рутинное приведение нормативных документов в соответствие друг с другом. Правила страхования теперь будут соответствовать внутренним регламентам МВД. По его словам, справки ушли из обихода еще прошлой осенью, когда согласно приказу МВД №664 инспекторы ГИБДД перестали их оформлять. Именно тогда страховщики начали перестраивать свои процессы по урегулированию убытков. В списке документов еще есть извещение о ДТП, которое заполняют участники аварии, протокол или постановление. Вся ключевая информация из справки в них дублируется. «Поэтому нынешние правовые инновации не окажут существенного влияния на практику урегулирования страховых случаев по ОСАГО. Очередная правовая коллизия решена положительно в пользу автомобилистов – вопрос со справками окончательно канул в лету, и всем участникам рынка ОСАГО от этого стало чуточку легче жить и работать», ‒ сказал Евгений Попков.
«Изменения в Административный регламент МВД, в том числе исключение из обязанностей сотрудников ГИБДД оформления справок о ДТП по форме 154, внесены 20 октября. Вместо справки сотрудники оформляют протоколы, постановлении или определения, в которых указываются обстоятельства происшествия. Мы не требуем представление справки о ДТП с момента изменения Административного регламента», ‒ сообщил АСН Алексей Шугаев, главный специалист Управления методологии обязательных и массовых страховых продуктов «РЕСО-Гарантия». В пресс-службе «СОГАЗа» АСН уточнили, что подразделения урегулирования убытков компании принимают решение о возмещении ущерба на основании постановления по делу об административном правонарушении или копии протокола, которые выдаются пострадавшему сразу после аварии инспектором ГИБДД, либо по результатам группы разбора, если установить виновника ДТП на месте не удается. «Также обращаем внимание на то, что кроме указанных документов заявители должны предоставлять страховщику извещение о ДТП, оформленное участниками события на месте», — сказали представители пресс-службы. В «Ингосстрахе» процесс выстроен так, что отсутствие справки ГИБДД, которую требовали ранее, не сказывается на сроках и качестве урегулирования, и не является основанием для отказа в выплате. Компания принимает копии протокола и постановления. «Справка о ДТП, не являясь процессуальным документом, содержала общие сведения о ДТП (данные о водителях, собственниках, ТС и их повреждениях, договорах ОСАГО, нарушенных пунктах ПДД, обстоятельствах ДТП, мед. освидетельствовании и т.д.). Письмо врио начальника ГИБДД об отмене справки о ДТП включало открытый перечень сведений для указания в первичных процессуальных документах (протокол, определение или постановление) вместо справки о ДТП. К таким обязательным сведениям были отнесены: сведения о ТС, водителях, страховых полисах ОСАГО и видимых повреждениях ТС», ‒ пояснил Виталий Княгиничев, директор дирекции розничного бизнеса . Российский союз автостраховщиков рекомендовал информировать участников ДТП о необходимости заполнения бланка извещения всеми участниками аварии вне зависимости от способа оформления, чтобы при необходимости восполнить необходимые пробелы из извещения о ДТП, о.
Можно ли обратиться в страховую по ОСАГО не со всеми документами?
Закон об ОСАГО не содержит запретов на обращение к страховщику с неполным комплектом документов, если вам приходится ждать, пока в ГИБДД изготовят недостающие. Поэтому подать не весь перечень в таком случае, конечно же, можно.
Если документы будут сдаваться потерпевшим или иным доверенным лицом лично, то представитель страховщика обязан составить акт о приеме документов, в котором будет указано, какие бумаги были сданы. Также в день обращения страховщик должен сообщить о том, каких документов не хватает до полного комплекта. Данная обязанность прописана в пункте 3.2 статьи 15 Закона об ОСАГО.
В случае отправки почтой или курьером, перечень документов необходимо отразить в описи вложения в почтовое отправление. После получения вашего письма страховщик в течение 3 рабочих дней обязан сообщить о неполном комплекте с указанием перечня недостающих документов. Данная обязанность указана в абзаце 5 пункта 1 статьи 12 Закона об ОСАГО.
Можно ли донести нужные бумаги потом?
Конечно! Недостающие документы не просто можно, но и нужно будет донести или дослать страховщику, в противном случае он примет решение об отказе в страховом возмещении. Но даже если он откажет, то он обязан будет вернуться к рассмотрению вашего случая после того, как вы предоставите полный комплект бумаг после того, как дождётесь их из ГИБДД.
Сколько ждать?
Получение документов после ДТП можно разделить на 2 варианта:
- когда все необходимые документы можно получить непосредственно в ГИБДД,
- когда бумаги необходимо будет получать (и чаще всего ждать) в суде.
Если нет пострадавших
Когда в аварии никто не пострадал, то её рассматривают в основном сотрудники ГИБДД. Исключением будут являться случаи, когда нарушение виновника должно быть рассмотрено судом. В статье 23.1 КоАП РФ перечислены административные правонарушения, которые рассматриваются судом.
Рассмотрение дела сотрудниками инспекции можно также разделить на 2 случая:
- рассмотрение дела без проведения административного расследования,
- с проведением такого расследования.
Если админрасследование по делу не проводится, то оно должно быть рассмотрено в пятнадцатидневный срок. Но это не предельный срок ожидания документов из ГИБДД. Указанный срок в 15 дней может быть продлен, но не более чем на месяц.
Срок административного расследования – 1 месяц, но и он может быть продлен еще на один. На практике именно 2 месяца приходится ждать документы при проведении такого расследования. И ускорить этот процесс очень редко представляется возможным.
Суд после поступления всех документов обязан рассмотреть дело в течение 2 месяцев. Плюс 1 месяц на возможное продление.
Самым идеальным вариантом для потерпевшего является тот случай, когда сотрудник ДПС на месте рассматривает дело и выдает документы на руки. Такое в основном бывает, когда второй участник не оспаривает свою вину и обстоятельства случившегося. Но иногда у сотрудников просто нет времени на составление всех бумаг на месте, тогда оформление аварии и рассмотрение дела может быть продолжено в отделе.
Если вас отправят на разбор, тогда необходимые документы вы получите только после рассмотрения дела, в лучшем случае, в день разбора.
Если пострадавшие есть
В таком случае можно сразу забыть о быстром получении документов по ДТП. Несмотря на то, что в статье 4.5 КоАП указано, что постановление по делу не может быть вынесено по истечении 3 месяцев со дня совершения АПН по делу, рассматриваемому судом, на практике всё это растягивается примерно на год.
Поэтому в случае с пострадавшими лучше обращаться к страховщику с неполным комплектом документов, чтобы он хотя бы осмотрел поврежденное авто, дабы зафиксировать все имеющиеся повреждения от этого ДТП.
В России с 20 октября отменяются справки о ДТП
В пятницу, 20 октября, в России в силу вступает новый регламент ДПС по надзору за дорожным движением. Автомобилистам нужно подготовиться к ряду изменений, пишет «Коммерсантъ».
Отменяются справки о ДТП
Это нововведение может упростить жизнь автомобилистам. Напомним, что эти справки требуют страховые компании для урегулирования убытков и последующих выплат. В случаях с ОСАГО это требование содержится в положении ЦБ № 431-П 2014 года, в случаях с каско — во внутренних документах каждой страховой компании.
Начальник управления ДПС и спецмероприятий ГИБДД России Александр Быков пояснил: выдача справок в действительности не предусмотрена уже давно, а у МВД нет полномочий утверждать форму справки о ДТП. Фактически в последние годы инспекторы не должны были выдавать такие документы, но это практиковалось. В ГИБДД говорят, что предупреждали об этом ЦБ и Российский союз автостраховщиков более года на всех совещаниях.
В ведомстве считают, что никакого коллапса в связи с нововведением не будет, потому что после аварии пострадавший водитель получает на руки копию протокола или копию постановления по делу об административном правонарушении — все эти документы содержат необходимую для страховщика информацию, их можно предъявить сотруднику компании.
Кроме того, обязанность водителя — полностью заполнять извещения о ДТП при аварии и также передавать документ в страховую компанию, напоминают в ГИБДД.
Камеры в зонах ремонта
Автоматические камеры теперь будут появляться в зонах, где скорость ограничена временными знаками желтого цвета. Юридически это выглядит так: в старом приказе № 185 была фраза «применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускается», в новом 664-м приказе ограничение это снято.
Александр Быков подтвердил: комплексы в этих зонах будут применяться. Статистика показала, что количество ДТП в зонах сужения дорог (введенных из-за ремонта) растет — требуется усиление контроля. Устанавливаться такие камеры будут владельцами дорог по особым правилам, которые разработаны ГИБДД и уже переданы в Росавтодор.
Например, должен быть зафиксирован срок проведения ремонта: по его истечении ГИБДД будет прекращать оформление «писем счастья» с временной камеры, даже если она не демонтирована. Также будут применяться муляжи и имитаторы комплексов, чтобы водители видели их и снижали скорость: не всегда есть финансовая возможность поставить полноценный прибор.
Остановка водителей вне постов ДПС
Для сотрудников ДПС с 20 октября вводится право останавливать машины для проверки документов в любом месте дороги, не только на постах ДПС. Александр Быков рассказал, что количество постов за последние годы сократилось втрое, а вот количество граждан, управляющих автомобилями без прав, выросло (2 млн случаев только в 2016 году) — требуется усиление контроля именно на улично-дорожной сети.
В этом плане расширение прав инспекторов довольно условное, потому что до сих пор остановить и проверить документы за пределами поста сотрудник ДПС мог под разными другими предлогами: подозрение в совершение нарушения, проведение спецмероприятия, рейда и т. д.
Общение инспектора с водителем
Так, если в старом регламенте было требование передавать документы без обложки, то с 20 октября добавляется новое правило: документы нужно передавать без «удерживающих устройств». Речь идет о случаях, когда водители присоединяют к документам цепь и не дают тем самым инспектору унести их в патрульную машину.
Подробно расписан порядок общения с водителем. Инспектор должен будет исключать высказывания и действия «дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений».
Сотрудник не должен быть грубым, заносчивым, делать «предвзятые замечания», допускать «оскорбительные выражения или реплики», а также действия, «провоцирующие противоправное поведение».
В ГИБДД отдельно прояснили ситуацию про курение. Дело в том, что в первоначальной редакции была норма, запрещающая сотруднику ДПС курить при общении с водителем, но в финальной версии регламента она исчезла. Но это не означает, что инспекторам разрешат курить и «дымить в лицо» водителям:
— У нас есть типовой кодекс этики служебного поведения государственных служащих, там эта норма включена, поэтому мы исходили из того, что нормы не должны дублироваться, — пояснил Быков.
Можно ли снимать разговор с инспектором?
В 185-м приказе МВД была фраза: «Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством, о существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись». В новом регламенте эта фраза отсутствует, и это было воспринято многими как появление фактического запрета на запись.
Быков пояснил: это не так, инспектор не имеет права препятствовать видеозаписи, это конституционное право граждан.
Поэтому в большинстве рядовых ситуаций видеосъемку можно вести, как и сейчас, исключение составляют только ситуации, описанные в законе «О полиции» и «Об оперативно-разыскной деятельности». Например, если водитель снимает на телефон место ДТП и мешает при этом инспектору, тот может потребовать прекратить съемку. Другой случай: в регионе введен режим контртеррористической операции, сотрудник ДПС должен сообщить об этом водителю и также попросить выключить камеру, тот должен будет подчиниться. В ГИБДД заметили: сам инспектор также имеет право вести съемку, причем не только на служебный видеорегистратор, но и на собственный мобильный телефон.
Изменения в правилах освидетельствования
В старом регламенте была норма, которая обязывала инспекторов возвращать водителей после медицинского освидетельствования из больницы к автомобилю (в случае если опьянение не было обнаружено). В новом регламенте уточнено: возвращать автовладельца нужно и после освидетельствования, который проводит инспектор с помощью алкометра.
Можно ли ускорить процесс ожидания и что делать?
Если получить документы нужно у сотрудников ГИБДД, то можно попробовать ускорить данный процесс. Для этого необходимо следующее.
- На месте ДТП убедить второго участника ДТП согласиться с виной и обстоятельствами происшествия. В этом случае ничего не придётся ждать вообще, и вам выдадут копию постановления в этот же день.
- В случае, если есть видеозапись столкновения или механизм ДТП не вызывает сомнений, можно убедить сотрудника ГИБДД рассмотреть дело прямо на месте и выдать необходимые документы.
- Если второй участник не будет являться на разбор, то в письменном виде ходатайствовать перед инспектором о рассмотрении дела в его отсутствие, поскольку он будет надлежащим образом уведомлен о дате и времени рассмотрения дела (если будет).
Ускорить рассмотрение дела судом вряд ли получится, но иногда можно самостоятельно вручать повестки или запросы суда и забирать ответы на такие запросы. В таком случае, срок рассмотрения может сократиться, и ждать бумаги придётся недолго.