День добрый, сегодня я расскажу почему у водителей со стажем КБМ 1 или не меняется, разберемся в причинах маленького КБМ и постараемся разобраться почему бонус-малус обнуляется. Перечислим стандартные причины и покажу на примерах как может изменяться ваш бонус-малус.
Еще раз напомню, что каждый раз, когда вы страхуетесь (на год и не прекращаете полис досрочно), КБМ должен снижаться на 0.05 пункта или повышаться на 1 класс. Что в итоге дает 5% скидку на полис ОСАГО. Максимальная скидка — 50%, что соответствует КБМ 0.5 или 13 классу.
Почему КБМ может вырасти или сброситься
- Перерыв в страховании больше 1 года. Это правило закреплено в законе об ОСАГО. Согласно Примечанию 10 к пункту 2 Указания Банка России по тарифам для определения класса учитываются сведения по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более, чем за один год до даты начала срока страхования по договору ОСАГО.
- ДТП. По которому была страховая выплата в пользу другого водителя. Т.е. вы были виновником. Как изменится коэффициент бонус-малус, смотрите в таблице.
- Полис был прекращен досрочно. Это не приводит к обнулению. Но в этом случае не происходит понижения КБМ, т.е. он остается прежним на момент получения полиса.
В каких случаях КБМ обнуляется, как проверить свой КБМ и восстановить
Вообще цена полиса осаго зависит от 7 разных условий (подробнее здесь), но именно расчет КБМ часто становится предметом жалоб и негодаваний автолюбителей. Поэтому в большом проекте Минфина и ЦБ либерализации осаго (подробнее об этом здесь) есть пункт об изменении системы расчета коэффициента «Бонус-малус» (КБМ).
«Мы считаем необходимым в интересах потребителей использовать весь арсенал доступных мер по наведению порядка и ликвидации недобросовестных практик. Таких, как навязывание услуг, неприменение коэффициента бонус-малус», — прокомментировала Эльвира Набиуллина, Председатель ЦБ, выступая на пленарном заседании в Госдуме.
Заявление главы ЦБ воодушевляет автомобилистов, ведь, как правило, страховые компании ошибаются в выгодную для себя сторону. Цена полиса осаго возрастает в несколько раз, а не уменьшается.
Поэтому реформа коэффициента «Бонус-малус» — наиболее ожидаемый шаг в программе либерализации осаго.
КБМ — коэффициент, по которому водителю предоставляет скидка за безаварийную езду.
Максимальная скидка может составить 50%. Но на такую большую скидку могут рассчитывать не все водители, а только те, кто более десяти лет за рулем и без аварий.
Если вы не покупали полис осаго, потому что:
- ездили по полису без ограничения числа водителей
- просто продали свою машину.
В перечисленных случаях КБМ «обнуляется». Это значит, что весь ваш безаварийный стаж испарился. Так вот, реформа осаго исправит это досадное упущение. КБМ больше не будет сбрасываться, его навсегда «привяжут» к водителю. Вся история всегда будет доступна для расчета стоимости полиса.
Однако и здесь не все гладко. Многих автомобилистов может ждать еще один сюрприз от КБМ. Дело в том, что после замены водительского удостоверения КБМ тоже часто обнуляется. Опытные водители, которые за рулем не один десяток лет, с точки зрения страховых систем оказываются неопытными и опасными «подснежниками». Хотя так быть не должно, но часто происходит.
Водители, как правило, не обращают на это внимание, просто жалуются на страховую. Однако, не зная про этот нюанс, покупают осаго с наценкой.
Кстати, историю про замену прав, которая обернулась дорогим осаго, читайте здесь.
С учетом того, что в новой системе координат КБМ будет играть одну из главных ролей, мы советуем проверить его прямо сейчас. Если вам покажется, что ваш КБМ не соответствует количеству тех аварий, в которых вы были виновником, немедленно обращайтесь в Центральный банк. Именно там скорректируют ваш КБМ, как положено. Подать жалобу можно по ссылке здесь.
Проверить свой КБМ
Причины, по которым КБМ может не расти, не описанные в законах и актах
- Смена прав. На текущий момент одна из самых распространенных причин. Как избежать, читайте тут.
- Несколько полисов. В этом случае может произойти «задвоение» КБМ. Пример: 1 полис с КБМ 1, другой 0.8 — да, такое бывает. Первым заканчивается полис со значением 0.8. Передается значение 0.75 (получаете скидку 5%) в РСА. Затем заканчивается полис 1, в РСА передается значение 0.95. И в итоге у вас будет актуальный КБМ 0.95.
- Ошибки в базе РСА. Это может быть любая опечатка в ФИО, дате рождения или данных водительского удостоверения.
- Страховой агент. Можно специально или случайно ошибиться в ваших данных, чтобы получить КБМ 1, для максимальной страховой премии. Самое простое ошибиться в дате рождения, ее нет в полисе ОСАГО, поэтому и заметить это практически невозможно.
- Страховая не передала данных. На текущий момент это практически неактуально. Лишь в редких случаях обанкротившихся компаний или периоды до 13 года.
Причины роста либо сбрасывания КБМ на 1 не прописанные в законах.
Страховой перерыв равен больше года. Норма закрепляется законом об ОСАГО. В соответствии с примечанием 10 к п. 2 Указания Банка РФ по тарифным планам при определении классов учитываются данные по страховым договорам, которые прекратили свое действие не больше, чем за год до начала страхового срока по ОСАГО-договору.
Дорожно-транспортное происшествие с присутствием страховой выплаты другому водителю, что означает вашу виновность. Изменения КБМ, ниже представляются таблицы, содержащих все расчеты.
Досрочное прекращение действия полиса. Обнуление в таком случае не бывает. Не происходит и понижение коэффициента. Он остается на прежнем уровне, что и на момент оформления полиса.
Важный совет: Всегда сохраняйте номера старых водительских удостоверении и полиса ОСАГО это в значительной степени облегчит восстановление скидки на ОСАГО.
Примеры истории КБМ наших клиентов
Пример 1
Клиент пришел с новыми правами с актуальным значением 1. Как изменялся КБМ по старым правам, видно выше. Почему так произошло говорить поздно.
Результат: КБМ 1 → 0.5 — скидка 50% на полис
Пример 2
Здесь были новые права без данных по старым, но с галочкой у нас в форме на запрос старых прав.
Результат: КБМ 0.85 → 0.5 — скидка 50% на полис
Пример 3
Клиент пришел с новыми правами и актуальным значением 1. Снизить больше, чем по старым правам не удалось, но была перенесена скидка со старых прав.
Результат: КБМ 0.1 → 0.85 — скидка 15% на полис
Пример 4 — случай с ДТП
Здесь новые права и галочка на запрос старых. Человек застраховал машину по новым правам, особо не разбираясь с КБМ со значением 1. Затем попал в ДТП. Повышающий КБМ применился на 1 и в итоге получили значение 1.55, как и должно быть по таблице. Но дело в том, что не было учтено значение по старым правам. Мы подали запрос в РСА и пересчитали КБМ.
Результат: КБМ 1.55 → 1 — экономия 55% переплаты за полис
(16 голосов, оценка: 3,81)
Какие шаги предпринять?
Обращение за восстановлением КБМ в нашу компанию гарантирует быстрое и простое решение проблемы от 1 до 3 рабочих дней. Остановимся на некоторых примерах клиентов, с которыми приходилось работать.
Первый пример. Потеря КБМ: почему нет изменений и повышений.
Дата проверки | Коэффициент бонуса и мануса | Предыдущий КБМ |
11.03.19 | 0,8 | 0,85 |
11.03.18 | 0,85 | 0,9 |
11.03.17 | 0,9 | 0,95 |
11.03.16 | 0,95 | 1 |
11.03.15 | 0,7 | 0,75 |
11.03.14 | 0,75 | 0,8 |
11.03.13 | 0,8 | 0,85 |
Наш клиент появился с новыми правами, актуальное значение КБМ равнялось 1. Изменения коэффициента по старому удостоверению видны из этой таблицы. Причины происшедшего уже не выяснить, поздно.
Полученный результат: КБМ 1 → 0.5 — 50-процентная скидка на ОСАГО-полис.
Второй пример.
Дата проверки | Коэффициент бонуса и мануса | Предыдущий КБМ |
09.03.19 | 0,85 | 0,9 |
09.03.18 | 0,9 | 0,95 |
09.03.17 | 0,95 | 1 |
09.03.16 | 1 | |
09.03.15 | 1 | |
09.03.14 | 1 | |
09.03.13 | 1 |
Присутствует новое удостоверение без информации по старым, но в форме заявки у нас есть галочка с запросом информации о старых правах.
Полученный результат: КБМ 0,85 → 0.5 — 50-процентная скидка на ОСАГО-полис.
Третий пример.
Дата проверки | Коэффициент бонуса и мануса | Предыдущий КБМ |
09.03.19 | 0,85 | 0,9 |
09.03.18 | 0,9 | 0,95 |
09.03.17 | 0,95 | 1 |
09.03.16 | 0,95 | 1 |
09.03.15 | 0,95 | 1 |
09.03.14 | 1 | |
09.03.13 | 1 |
Наш клиент появился с новыми правами, актуальное значение равнялось 1. Большее снижение в сравнении со старым удостоверением не достигнуто, однако добились перенесения скидки по старому удостоверению.
Полученный результат: КБМ 0,1 → 0.85 — 15-процентная скидка на ОСАГО-полис.
Четвертый пример (имело место ДТП).
Дата проверки | Коэффициент бонуса и мануса | Предыдущий КБМ |
03.03.19 | 1,55 | 1 |
03.03.18 | 1 | |
03.03.17 | 1 | |
03.03.16 | 1 | |
03.03.15 | 1 | 1 |
03.03.14 | 1 | |
03.03.13 | 1 |
В этом случае мы получили новое удостоверение и галочку на запрос старого. Произошла страховка авто по новому удостоверению водителя. При этом особо не разбирались с КБМ 1. Далее имело место дорожно-транспортное происшествие. Повышающий Коэффициент применялся на 1, что дало итог 1,55, как и в таблице. Однако не учитывались данные по старому удостоверению. После подачи нашего запроса в РСА коэффициент пересчитали.
Полученный результат: КБМ 1,55 → 1 — 55-процентная экономия
Как самостоятельно узнать коэффициент
Если водитель желает узнать собственный КБМ на следующий год страхования, то ему необходима таблица, по которой он сможет все увидеть.
Здесь необходимо знать следующее. В первом году страхования водитель получает 3 класс. В этом случае его коэффициент равняется единице и не оказывает никакого влияния на стоимость ОСАГО.
Если, например, по вине данного водителя за первый год вождения не случилось ни одной аварии, то свое внимание надо обратить на выделенную строчку в таблице и на столбик с наполнением «0 страховых выплат», где стоит цифра 4.
Это означает, что в следующем году водителю будет присвоен вместо 3-го – 4-ый класс, а коэффициент его уменьшается на 5%, т.е. уже будет равен не единице, а 0,95.
Благодаря безаварийной езде водитель получает 5% скидку в случае продления договора ОСАГО. В случае если второй год езды по страховке для водителя не будет столь удачным, и он попадет в ДТП по своей вине, то класс его понижается и становится 2, а КБМ поднимается до 1,4.
Это значит, что при продлении полиса ОСАГО его цена вырастет на 40%. Для того чтобы вернуть водителю 3 класс, ему нужно будет весь следующий год проездить без ДТП (по крайней мере, по его вине) и тогда он не будет переплачивать за страховой полис.
Как восстановить
Если перечисленные выше случаи не причина, по которой у вас обнулились скидки на полис, значит нужно направляться с жалобой на КБМ по ОСАГО к своему страховщику. Чтобы ваша проблема была рассмотрена в кратчайшие сроки соберите необходимые документы. Одними из таких документов будут данные взятые на сайте РСА о предыдущих полисах.
Помните, что восстановить КБМ после перерыва больше года невозможно, так как бонус за просроченную страховку обнуляется на законных основаниях. В остальных случаях подобную ситуацию необходимо решать со страховщиком, а если тот не реагирует на ваше заявление, то решение разногласий возможно только через суд.
Коэффициент «бонус – малус» — что это такое?
Коэффициент с таким необычным названием поощряет водителей, соблюдающих правила дорожного движения и не попадающих в аварийные ситуации. Таким образом, безаварийная езда в течение года, предшествующего получению полиса, подарит водителям скидку на оформление полиса ОСАГО. Что относится к безаварийной езде?
1. Водитель не был замечен в ДТП.
2. Водитель не признавался виновным в возникшей аварийной ситуации.
3. При возникновении аварийной ситуации, страховая компания не осуществляла выплат пострадавшей стороне.
Всего установлено 15 классов вождения, для которых характерно определенное значение коэффициента.