В целях безопасности российским автомобилистам необходимо 2 раза в год менять резину на своем автомобиле, перед непосредственным приходом зимы ставя зимние покрышки, а сразу после таяния льдов и снега – летние. Ведь несвоевременная замена шин может сказаться на управляемости авто и безопасности пассажиров.
Многие также считают, что есть регламентированные законодательством сроки замены и штрафы за их несоблюдение. На самом же деле, нормативное положение о сроках есть, а вот действующее административное законодательство в 2021 году никак не наказывает водителей, вовремя не позаботившихся о “переобувке” машины.
Нормативная база
Правовое регулирование в сфере установки и использования на транспортных средствах шин в летний период осуществляется следующими законодательными актами:
- Техрегламент ТР ТС 018/2011 – в части сроков замены зимних шин.
- Приложение 1 к Постановлению Правительства № 1008 от 5-го декабря 2011-го года – о том, каким критериям должны удовлетворять покрышки, чтобы владелец автомобиля успешно прошел техосмотр.
- Раздел 5 “Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС”, содержащимся в Постановлении Правительства № 1090 от 23-го октября 1993-го года – о том, при несоответствии резины каким параметрам запрещается эксплуатировать машину.
- Глава 12 КоАП – об ответственности за несоблюдение законодательства об использовании шин.
Когда надо менять зимние шины на летние по закону?
В правилах дорожного движения нет четких указаний на время года и сезон для эксплуатации конкретной резины. Водители легковых и грузовых машин ориентируются на нормы, изложенные в следующих документах.
- Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011.
- Приложение №1 к ПП № 1008 от 5.12.2011 года.
- ПП № 1090 от 23.10.1993 года (Раздел 5 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств»).
- Глава 12 КоАП Российской Федерации.
Время замены летней резины на зимнюю и подготовки колес к холодному сезону указано в Техрегламенте ТР ТС 018/2011. Он действует на территории всех стран-участниц Таможенного союза, но в отдельных регионах власти могут сдвигать указанные сроки, опираясь на климатические особенности края или области. Согласно ТР ТС 018/2011 менять зимнюю резину по закону нужно не позднее мая. С июня по август все автомобили должны быть «переобуты» в летние покрышки. Осуществлять перебортировку на зимнюю резину стоит не позднее ноября. С декабря по февраль можно использовать шины с маркировкой M+S. При этом важно отметить, что данное правило актуально только для резины с наличием шипов. Это значит, что по закону фрикционные покрышки могут устанавливаться на колеса в любое время года и эксплуатироваться даже летом. Однако, по соображениям безопасности, использовать липучки при жаркой погоде все же не рекомендуется.
Итак, обобщить требования закона о том, когда нужно менять резину на сезонные покрышки, можно с помощью данной таблицы.
Тип шины | Наличие маркировки M+S | Период использования |
Летние | Нет | С марта по ноябрь |
Зимние ошипованные | Да | С сентября по май |
Зимние без шипов | Да | Без ограничений |
Кроме сроков замены резины, стоит учитывать еще ряд законодательных требований в отношении шин на транспортных средствах. Технический регламент гласит, что на все колеса машины должны быть установлены одинаковые шины. Кроме этого, важно, чтобы выбранный тип резины соответствовал индексу нагрузки и скорости автомобиля. Исключение может быть сделано лишь для временной установки запасного колеса, но сроки его эксплуатации четко не прописаны. При несоблюдении вышеизложенных правил водителю транспортного средства грозит предупреждение или штраф.
Когда по закону нужно установить летнюю резину?
В 2021 году на основании п. 5.5. Приложения 8 к Техрегламенту ТР ТС 018/2011, нельзя ездить на машине, на которой стоят покрышки с шипами, в летние месяцы:
- июнь;
- июль;
- август.
Получается, если зимой автовладелец ездит на шипованных покрышках, то замену ему нужно осуществить (по закону) до 1 июня 2020 года. Если этого не сделать, закон будет считаться нарушенным.
В аб. 2 п. 5.5. Приложения 8 к Техрегламенту ТР ТС 018/2011 сказано, что нельзя управлять ТС, на котором не стоит зимняя резина, в:
- декабре;
- январе;
- и феврале.
Как видим, осуществлять замену ошипованных шин на летние до 1 марта запрещено – это будет нарушением закона.
Соответственно, менять зимнюю резину с шипами на летнюю нужно в любой день весны, то есть с 1 марта по 31 мая. Остальные виды зимней резины (без шипов) к лету можно и не менять, и совершенно законно ездить.
Прочие важные вопросы:
Когда менять резину по закону?
В техническом регламенте Таможенного союза (ТР ТС) «О безопасности колесных транспортных средств» запрещена эксплуатация именно шипованных шин летом (с июня по август включительно). Таким образом у водителя есть 3 месяца для смены шин (март-апрель-май).
Формально «липучки» под этот пункт закона не подпадают, но мы настоятельно рекомендуем не ездить на них в жару. Как действовать в межсезонье? По фактической погоде, с учетом долгосрочного прогноза.
А как же всесезонные шины?
Универсальные шины, называемые также «всесезонки», рассчитаны на эксплуатацию в условиях среднеевропейского климата. Несмотря на то, что их менять не нужно, стоимость таких комплектов выше, а изнашиваются они быстрее.
Что там с запретами и штрафами?
В ТР ТС говорится о запрете только на использование шипованных шин в летние месяцы (июнь, июль, август). Также глубина протектора должна составлять не менее 1,6 мм для летних шин и 4 мм для зимних.
Согласно статье 12.5 КОАП сотрудники ГИБДД вправе выписать водителю штраф, при несоблюдении данных правил – 500 рублей.
Требования к летней резине в 2021 году
Требования к летней резине в 2021 году представлены в Разделе 5 Приложения 8 к Техрегламенту ТР ТС 018/2011:
- на автомобиле должны стоять шины, рекомендованные заводом-изготовителем;
- размерность покрышек должна соответствовать колесному диску;
- по категории скорости и индексу несущей способности резина должна соответствовать максимальной скорости ТС согласно техдокументации и допустимой массе, приходящейся на 1 покрышку (например, маркировка 82H будет означать, что шину можно установить на авто с макс. скоростью до 210 км/ч и в случае, если на нее не будет приходиться нагрузка более 475 кг);
- высота протектора у летней резины должна быть более 1,6 мм (для легковых автомобилей, грузовых с массой до 3500 кг и прицепов до 3500 кг), 2 мм – для автобусов, 0,8 мм – для мототранспортных средств, 1 мм – для всех остальных (грузовиков и прицепов более 3500 кг);
- повреждения шин не допускаются (различные пробои, сквозные и несквозные порезы), обнажающие корд, расслоения каркаса, боковины, герметизирующего слоя.
Требования к сезонной замене резины
При наступлении зимнего сезона любой автовладелец должен обуть своего «железного коня» в правильные резиновые шины. При этом у многих возникает вопрос, связанный со сроком «переобувания» исходя из реальных погодных условий. Ответ на него изложен в Техническом регламенте таможенного союза (далее по тексту Технический регламент), действующем на территории нашей страны с 2015 года.
Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (ред. от 25.12.2018) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (вместе с «ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств»)
Практическое понимание вопроса
Для практического понимания рассматриваемых правил следует иметь в виду, что зимнюю нешипованную резину «на липучках» допускается использовать круглогодично. В случае использования в теплые месяцы года летней резины, ее замену в обязательном порядке следует осуществлять в период с сентября по ноябрь, а обратные действия проводить с наступлением весны, а именно с марта по май. Для разных территорий России (исходя из климатических условий) установлены свои периоды для замены зимней резины на летнюю, например:
- В г. Москве зимние шины рекомендовано менять в период с 15.10. по 25.10, а летнюю с 10.04. по 16.04.
- В Новосибирской области зимнюю с 12.10. по 17.10, а летнюю с 24.04 по 30.04.
- В Пермском крае зимнюю с 12.10. по 17.10, а летнюю с 17.04 по 23.04.
- В Иркутской области зимнюю с 10.10. по 16.10, а летнюю соответственно с 25.04 по 30.04.
Что нужно учитывать при смене зимней резины на летнюю
Важно! Вышеуказанные сроки представляются несколько условными, в связи с чем целесообразнее проводить «переобувание» авто несколько раньше обозначенных дат. Данное действие позволит избежать очереди на шиномонтаж, а также предотвратит внезапное попадание на обледеневшую дорогу на летних колесах.
Законный переход на зимнюю резину
В текущем году нужно учитывать следующие нижеуказанные условия эксплуатации сезонных покрышек:
- шипованную «резину» следует снять с авто до наступления июня;
- летние шины запрещается ставить на авто ранее февраля.
Таким образом закон допускает заменить зимние колеса на летние с марта по май включительно.
Читать так же: Что должно быть в уголке потребителя?
Точные сроки замены шипованных колес
Если же строго придерживаться сроков, установленных Техническим регламентом, пользоваться разными видами резины, допускается в следующем порядке.
Вид колес и их маркировка | Сроки эксплуатации |
Летние колеса, не содержащие маркировку М&S | С марта по ноябрь включительно |
Зимние шипованные шины с маркировкой М&S | С сентября по май включительно |
Зимние неошипованные колеса «на липучках» с маркировкой М&S | В течение всего года с января по декабрь |
Особенности эксплуатации «всесезоннки»
Существует и группа определенных водителей, отдающих предпочтение всесезонным колесам «на липучках» (предназначенным для использования в течение всего года). Эта резина может эксплуатироваться зимой с декабря по февраль лишь в том случае, если она имеет следующую маркировку:
- «М+S»;
- «M&S»;
- «M S».
Протектор всесезонной и зимней резины
При отсутствии на колесах вышеуказанных символов использование «всесезоннки» в зимние месяцы запрещено!
Требования к установке прошлогодних колес
Возможность использования резины, фактически эксплуатируемой не один год, напрямую зависит от ее износа, а также наличия серьезных повреждений на ней. Износ резины определяется по остаточной глубине рисунка протектора, и должен составлять:
- для транспорта категории L — не более 0,8 мм;
- для автомобилей категорий N2, N3, O3, O4 — не более 1 мм;
- для машин категории М1, N1, O1, O2 — не более 1,6 мм;
- для авто категории М2, М3 — не более 2 мм.
Относительно внешних повреждений на резине следует отметить, что она не должна иметь пробоев, порезов, «грыж» и разрывов, а равно отслоений протектора от боковой стороны колеса.
Важно! Несоблюдение какого-либо из вышеуказанных условий является нарушением закона.
Кроме того, существует достаточно важный нюанс эксплуатации машинной резины, о котором следует знать каждому водителю транспортного средства. Резина установленная спереди и сзади изнашивается неравномерно и по-разному. На ведущей оси автомобиля износ более существенный. В связи с изложенным устанавливать «бэушную» резину следует так, чтобы на ведущей оси были менее изношенные шины.
На практике автовладельцы используют два способа, позволяющие грамотно чередовать резину на осях:
- Следует при замене шин оставлять на покрышках маркером или мелом пометки ЛП (левая-передняя), ПП (правая-передняя), ЛЗ (левая-задняя), ПЗ (правая-задняя). Кроме того, можно вложить соответствующие записки с данными пометками в сами покрышки.
- Глубину и степень износа оценивают путем проведения тщательного визуального осмотра шин перед их установкой. Рассматриваемый вариант наиболее кропотливый и сложный и может вызвать затруднения при небольшом износе резины.
Требования к приобретению и установке новых шин
В первую очередь, до приобретения шин необходимо изучить инструкцию по эксплуатации автомобиля, в которой существует раздел, освещающий допустимые характеристики для покрышек.
Как выбрать зимнюю резину
Во-вторых, следует иметь в виду, что резина (все четыре покрышки), устанавливаемая на осях машины должна быть одинаковой. Закон не запрещает эксплуатировать на одном авто отличающиеся покрышки на передней оси от шин на задней оси, однако целесообразнее устанавливать на машину одинаковые по размеру, маркировке и рисунку протектора колеса. Секрет заключается в том, что разные модификации шин в целом содержат разный состав, что порой не в лучшую сторону влияет на коэффициент их сцепления с дорожным покрытием. В связи с этим машина при торможении может повести себя непредсказуемо.
Совет! В идеале следует приобретать шины, являющиеся полностью идентичными друг другу во всех отношениях (вид, размер, маркировка). При этом необходимо учитывать, что резина одной модели, произведенная на различных предприятиях и в разные годы, может иметь отличающийся друг от друга процент износа, что напрямую связано с управляемостью авто.
Езда на всесезонной резине в летний сезон
“Всесезонка” – это резина, которая предназначена для эксплуатации в любое время года – как зимой, так и летом.
Данные виды покрышек не оборудуются шипами противоскольжения, а значит, на них по вполне законным основаниям можно ездить летом (ведь в летние месяцы запрещено управлять только ТС, на котором стоит ошипованная резина).
Тем не менее, в жаркое время года в России использовать всесезонный вид покрышек все же не рекомендуется, так как они предназначены для стран с мягким климатом – где нет значительных разниц в температуре воздуха между сезонами года. Лучше все же съездить на шиномонтаж и установить стандартные летние шины.
Езда на “липучке” в летние месяцы года
“Липучками” (фрикционными шинами) в среде автомобилистов называют зимние покрышки, не оборудованные шипами.
В соответствии с Техрегламентом ТР ТС 018/2011, на такой резине можно ездить хоть круглый год. Ведь летом запрещены шины с шипами, а “липучка” их не имеет. Равно, как можно ездить и зимой, ведь она является зимней и имеет соответствующую маркировку (M S, M & S, M + S).
Однако, как и всесезонные шины, “липучки” крайне не рекомендовано использовать в жаркое время года, в первую очередь – из-за “мягкости” состава резиновой смеси, применяемой при их изготовлении. В противном случае, возможны следующие последствия:
- потеря управляемости;
- увеличение тормозного пути;
- ускорение износа покрышек;
- повышение расхода топлива.
Штрафные санкции за «неправильную» зимнюю резину
В текущем году действующее административное законодательство не содержит ссылок на Технический регламент. Другими словами, оштрафовать водителя за отсутствие на его автомобиле зимних шин невозможно. Однако не исключено, что в ближайшем будущем такая правовая норма и соответственно штрафная санкция будут введены.
Читать так же: Товароведческая экспертиза
Закон предусматривает ответственность за эксплуатацию изношенных зимних шин, в виде наложения на нарушителя штрафа в размере 500 рублей или его предупреждение (что тоже считается привлечением к административной ответственности). Подобный штраф налагается на водителя, автомобиль которого находится на резине, имеющей маркировку M+S и т. п. При этом глубина протектора шины в наиболее «убитом» месте должна составлять менее 4 мм и авто эксплуатироваться на обледеневшей или заснеженной дороге (трассе).
Езда в летний период на резине, оборудованной шипами
В п. 5.5. Приложения 8 к Техрегламенту ТР ТС 018/2011 четко указано – нельзя управлять машиной летом (июнь, июль, август), на которой установлена резина, имеющая шипы противоскольжения.
Получается, что такие покрышки допускается эксплуатировать 9 месяцев в году – всю осень, зиму и весну. Крайний срок, отведенный автомобилистам для того, чтобы убрать зимние ошипованные колеса с машины в 2020-м году – это 31 мая.
Тем не менее, указанной даты ждать не стоит. Рекомендуется производить смену шин с шипами на летнюю, “всесезонку” или “липучку” тогда, когда среднесуточная температура в течение нескольких дней будет составлять от плюс 5 до 7 градусов по Цельсию и только после полного схода обледенелого и заснеженного покрытия с автомобильных дорог.
Замена зимней резины на летнюю для грузовиков
Совсем недавно владельцы грузовых машин обязаны были менять покрышки в те же сроки, что и собственники “легковушек”, мотоциклов, автобусов и др.
То есть, при езде зимой на ошипованной резине, нужно было поменять ее на летнюю до 31 мая (или раньше). А при наличии “липучки” можно было ездить на ней хоть круглый год, вообще не меняя.
Но с 11-го ноября 2018-го года вступили в силу поправки в Техрегламент ТР ТС 018/2011, которые разрешили владельцам всех категорий машин, кроме M1 и N1, ездить зимой на вообще любой резине:
- всесезонной;
- “липучке”;
- летней;
- зимней.
Получается, что собственникам грузовиков категорий N2 (от 3500 до 12000 кг) и N3 (свыше 12000 кг) можно просто купить летние покрышки и ездить на них весь год, не “переобуваясь”. А вот тем, у кого машина класса N1 (грузовики до 3500 кг), на зиму все так же нужно ставить резину, предназначенную специально для эксплуатации на заснеженном или обледеневшем покрытии.
Насчет лета запрет остался неизменным для всех – то есть если у владельца грузовика есть шины с шипами, то их нужно снять до 31 мая – ездить летом на таких покрышках запрещено. Вновь одеть ошипованную резину можно будет 1 сентября. На всех остальных видах шин собственники N1, N2 и N3 могут ездить в июне, июле и августе без каких-либо ограничений.
Когда переобуваться на лето по срокам
В российском законодательстве нет четких временных рамок, которые регламентировали, когда менять зимнюю резину на летнюю. Водителям рекомендовано при изучении данного вопроса просмотреть информацию в техническом регламенте Таможенного союза.
Документ выдан шесть лет назад. В нем указывается, что запрещено использование летней резины в зимний период времени (в декабре, январе и феврале).
По вопросу, когда менять резину на летнюю указано, что использовать шины с шипами в летние месяцы запрещается.
Поэтому есть запрет на езду на летней резине в июне, июле и августе.
Какой должна быть температура
Российский климат это отдельная тема, требующая обсуждения в вопросе замены шин. Погодные сюрпризы в нашей стране заставляют водителей самостоятельно определять, когда одевать летнюю резину на авто.
Эксперты в производстве резины рекомендуют анализировать температуру воздуха на улице.
Представители Ассоциации производителей шин считают, что при повышении температуры до семи градусов выше ноля можно менять зимние шины на летние. Такие температурные условия позволяют сохранять качество авторезины и ее характеристики. Речь идет о сцеплении с дорожным покрытием и об эластичности шины. При более низких температурах она просто затвердевает и со временем разрушается.
Существующие штрафы за неправильную эксплуатацию автомобильных покрышек в 2020-м году
В 2020-м году в Главе 12 КоАП, регламентирующей ответственность автомобилистов за нарушение ПДД, отсутствуют какие-либо указания на санкции за несоблюдение требований Техрегламента ТР ТС 018/2011.
А поскольку только в нем содержится упоминание о сроках замены резины, то и штрафы за несвоевременную замену зимней резины на летнюю в 2021 году в настоящее время назначены быть не могут.
И все же, у сотрудников ГИБДД есть возможность наказать водителя денежным взысканием. Но только за несоответствие резины требованиям, которые указаны в Разделе 5 “Перечня неисправностей и условий” к ПДД. Санкции при этом наступят по ч. 1 ст. 12.5. КоАП:
- предупреждение;
- или денежный штраф 500 рублей.
Например, вышеуказанной ответственности стоит ждать, если покрышка:
- имеет высоту протектора ниже установленных значений;
- обладает пробоями, порезами, расслоениями каркаса;
- не соответствует по индексу скорости и массе модели транспортного средства.
Кроме этого, предупреждение или 500 рублей будут и в случае, если на одну ось ТС (переднюю или заднюю) будет слева и справа установлена разная резина. Например, слева спереди стоит летняя резина, а спереди справа – зимняя. Или одна шина – новая, а другая – восстановленная.
Также штраф ГИБДД будет за установку на ТС одновременно и ошипованных, и неошипованных шин (вне зависимости от оси). Например, на 3-х колесах стоят покрышки без шипов, а на оставшемся – с таковыми.
Вот и получается, что если ездить летом на одинаковой шипованной резине, то никакого штрафа нет. А если взять и, например, поставить в жаркое время года покрышки с шипами, но разных размеров на одну ось – то водителя ожидают санкции по ч. 1 ст. 12.5. КоАП.
Если запасная шина отличается от уже установленных на ТС
В каждом автомобиле есть запасное колесо, которое потребуется в случае, если одна из покрышек была проколота, и нужно доехать до ближайшего шиномонтажа, не прибегая к помощи эвакуатора.
В п. 5.7.4. Техрегламента ТР ТС 018/2011 сказано, что на одну ось нельзя ставить разные шины (зимние и незимние, например). Однако требования указанного пункта не применяются в случае временной установки на ТС запасного колеса.
При этом важно, на зимней ли резине или на летней “запаска” (так как примечание к п. 5.7.4. распространяется только на этот пункт). То есть “сезонность” должна соответствовать. Например, нельзя ставить летом запасное колесо, если оно (теоретически) с шипами противоскольжения (но штрафа за это не будет).
В п. 5.5. “Перечня неисправностей и условий”, где содержится аналогичная норма про недопустимость установки разных покрышек на одну ось, такого примечания о “запаске”, как в Техрегламенте ТР ТС 018/2011, нет. Поэтому так и остается неясным – смогут ли или нет водителя привлечь по ч. 1 ст. 12.5. КоАП именно за временное применение запасного колеса, отличного по размеру или другим характеристикам от уже установленных на ТС (за несезонность “запаски”, как мы уже указали, штрафов нет).
Можно ли хранить летнюю резину на дисках
В России в южных регионах применение зимних шин могут запрещать с марта до ноября. А вот жителям севера с сентября по май нужно ездить на зимней резине. При этом, правительство на региональном уровне имеют право ограничить данные термины.
Если человек ездит зимой на шипованной резине, заменить колеса на летние стоит с марта по май. А перед зимой нужно успеть переобуться с сентября по ноябрь. Кроме того, сейчас идет много споров о том, не лучше ли иметь колеса в сборе.
В таком случае, если сезонные шины постоянно находятся на дисках, вероятна деформация бортовой зоны и корда боковины. С теоретической точки зрения, намного дешевле и легче держать колеса в сборе – как шина постоянно стоит на диске.
С практической стороны, доказано, что ничего страшного с резиной не происходит, если она на диске, но для этого работники шиномонтажа должны иметь нормально опыта.
Нюансы
Некоторые особенности:
- если приехать на техосмотр на зимней ошипованной резине летом, то ничего не будет (так как в Приложении 1 к Постановлению № 1008 нет указаний о том, что шины проверяются на их соответствие сезону);
- на какой именно срок допускается ставить “запаску”, неясно (представляется, что только в целях следования к месту постоянной стоянки и / или ремонта);
- проект закона о штрафах за использование покрышек не по сезону все же был (№ 464241-6), но его так и не приняли (согласно нему, предлагалось внести в ст. 12.5. новую часть 3.2., по которой автомобилистов штрафовали бы на 2000 рублей за нарушение правил эксплуатации колес и шин).
https://prav-voditel.ru/pravila-ekspluatatsii-avtomobilya/kogda-menyat-zimnyuyu-rezinu-na-letnyuyu
Нормы глубины рисунка протектора
Если обратиться к техническому регламенту «О безопасности колесных транспортных средств», в нем четко указано о том, что шипованная резина запрещена для использования с самого начала лета и до его конца. Если на автотранспортном средстве установлена летняя резина, ее необходимо заменить до 1 декабря, потому что с начала зимы и до конца февраля на летней резине передвигаться запрещено, чтобы не провоцировать автомобильные катастрофы.
Каждый регион устанавливает свои определенные нормы, которые варьируются в зависимости от погодных условий. В случае остановки автотранспортного средства инспекторы ГИБДД могут обратить внимание на глубину рисунка протектора, и в случае несоответствия имеют право выписать владельцу транспортного средства штраф, предусмотренный законом. Для легковой машины износ протектора не должен составлять более 1,6 мм, если транспортное средство относится к разряду мотоциклов, износ протектора должен быть не более 80 мм. Транспорт, который перевозит большое количество людей, должен иметь глубину рисунка на шинах не менее 2 мм. Если грузовой транспорт весит 3,5 тонны и более, его рисунок протектора должен составлять глубину 1 мм.