Регулировщик — редкость на современных городских улицах. Многие водители видели его только в кино или детских книжках, и потому не представляют, как реагировать на сигналы регулировщика, когда вдруг он появляется на перекрестке. К тому же одетый в униформу человек вовсе не обязательно размахивает жезлом и дует в свисток. Нередко он подаёт указания рукой — от этого они не становятся менее значимыми. Выполнять их должны все участники уличного движения: водители, велосипедисты, пешеходы.
Кто такой регулировщик ПДД, и зачем он нужен
Регулировщик ПДД — это полицейский или военный, на которого возложили обязанность управлять движением при помощи условных обозначений. Чтобы у водителей и пешеходов не возникало искушения его игнорировать, постовой одет в специальную униформу/экипировку. На его одежде должен быть знак отличия, который подсказывает: этого человека стоит послушаться ради собственной безопасности.
Хотя большинство водителей считают, будто регулирует движение всегда полиция, на поверку эту обязанность могут на себя взять сотрудники автоинспекции, дорожных служб, дежурные железнодорожных переездов и другие должностные лица. Единственное, что от них требуется: знание сигнальной системы, понимание трафика и умение оперативно разобраться с любой ситуацией.
Сигналы регулировщика
стоит выучить наизусть, поскольку этот человек появляется на дороге, когда образовалась пробка или возникли другие проблемы. Конечно, мы привыкли подчиняться сигналам светофора, однако иногда они выходят из строя. Например, при отключении электроэнергии все светофоры в пределах квартала могут погаснуть. Как себя ведут в таких случаях автомобилисты? Наиболее смелые делают вид, что движутся по «зелёному коридору». Другие стараются пропускать пешеходов и авто с главной дороги. Это вносит сумятицу, и постовой призван её устранить.
Специально обученные люди с жезлом и свистком появляются на дорогах и после крупных аварий, чтобы не допустить хаоса и пробок.
Как соотносятся сигналы светофора и регулировщика
? Кому верить, если на перекрёстке работает светофор, но человек в форме подаёт совсем другие знаки? Всё просто: у постового приоритет — даже перед знаками приоритета. Прочие дорожные знаки силу не теряют. Причём должностное лицо иногда может направить водителей даже под запрещающую разметку, пусть вас это не смущает. Если постовой призывает вас проигнорировать какие-то знаки, значит, произошло ДТП, идут ремонтные работы или улицы перекрыли в честь праздника. За исполнение указаний постовых не штрафуют.
На наиболее важных для городского движения перекрёстках специального человека могут поставить и тогда, когда светофоры исправны, а пробок нет. Это делают для двойного контроля, чтобы был кто-то, способный визуально оценить ситуацию.
Сигналы регулировщика и их значения
Сигнал регулировщика: правая рука поднята вверх
Неважно, какой стороной к вам повернут регулировщик (передом, задом или боком) – в любом случае вы должны остановиться. Поднятая вверх рука или палочка регулировщика – это запрет на движение и для пешеходов, и для водителей.
Сигнал регулировщика обе руки опущены или разведены в стороны
Если вы находитесь со стороны груди или спины инспектора то проезд для вас запрещен
Конечно, разведенные в стороны руки регулировщика заметить проще, однако на узкой проезжей части инспектор (из соображений собственной безопасности) может не раскидывать руки, а опустить их вдоль туловища.
Чтобы запомнить значение этого сигнала регулировщика, в автошколах заставляют выучить правило: «Грудь и спина – стена!». Другими словами, если вы находитесь со стороны груди или спины инспектора, то проезд для вас запрещен. Если же инспектор стоит к вам левым или правым боком, вы можете проехать прямо или повернуть направо.
Жест регулировщика правая рука вытянута вперед
В данном случае значение жеста регулировщика зависит от того, с какой стороны относительно регулировщика вы находитесь.
Если инспектор с вытянутой правой рукой стоит к вам спиной или правым боком то движение для вас запрещено
Если инспектор с вытянутой вперед правой рукой стоит к вам лицом, стоит вспомнить еще один стишок, которому учат в автошколе: «Инспектор тычет палкой в рот – делай правый поворот». В данном случае вам разрешено только поворот направо.
Если инспектор с вытянутой правой рукой стоит к вам спиной или правым боком, то движение для вас запрещено. Инспектор как бы закрывает вам дальнейшее движение.
А если инспектор с вытянутой правой рукой стоит к вам левым боком, то вы имеете возможность двигаться в любом направлении: прямо, направо, налево и на разворот. В автошколе это запоминают так: «Если палка смотрит влево – поезжай как королева».
Таблица для запоминания знаков регулировщика
Сигналы и жесты | |||||
Лицом или спиной | Боком, руки опущены или вытянуты | Лицом к водителю, жест указывает на авто | Правая рука поднята | Боком, жезл с правой стороны | |
Легковые, грузовые авто, мотоциклы | Двигаться нельзя, тормозите | Можно двигаться | Разрешён поворот направо | Движение запрещено | Двигаться нельзя, останавливайтесь |
Трамваи | Начинаем движение прямо | ||||
Пешеходы | Разрешён переход перед лицом или за спиной постового | Переходить можно только за спиной регулировщика |
Знаки регулировщика по правилам ПДД
- Правая рука вытянула вверх. Эта команда означает, что водитель не должен обращать внимание на дорожные знаки и светофор. Участник дорожного движения должен остановиться у стоп-линии и ждать сигнала регулировщика, чтобы продолжить движение. Не важно, как повернут к вам сотрудник. Необходимо незамедлительно отреагировать на его действие. Команда распространяется не только на шоферов, но и пешеходов. Правила ПДД гласят: если водителю не удается остановиться по команде регулировщика, он имеет право закончить маневр. Это правило распространяется и на случай, если водитель успел выехать на перекресток до знака регулировщика. В этом случае и сам сотрудник разрешает закончить маневр и освободить проезжую часть, чтобы не создавать помех другим участникам. Поднятая вверх рука ассоциируется с желтым сигналом светофора, который показывает участнику дорожного движения, что необходимо приготовиться к дальнейшим действиям.
- Руки разведены в стороны или опущены. Такое положение говорит о том, что двигаться на грудь и спину сотрудника полиции запрещено. Движение направо и прямо могут продолжать те, к кому он стоит боком. Это правило касается и пешеходов. Они могут продолжать движение только параллельно регулировщику.
- Рука показывает вперед. Если регулировщик смотрит на нас, то ехать разрешено только вправо. Если он стоит правым боком, то движение запрещено. Водитель не имеет право продолжает движение и в том случае, если регулировщик стоит спиной, независимо от того, какие команды показывает. Если он стоит левым боком — движение разрешено во всех направлениях.
Жесты регулировщика в картинках с пояснениями
Регулировщик поднял руку вверх
Если регулировщик поднял правую руку вверх, что
это
значит
? Команда подразумевает, что обращать внимание на светофор и дорожные знаки не нужно. Вместо этого, останавливайтесь и ожидайте дальнейших указаний. При этом значения не имеет, стоит к вам регулировщик лицом или спиной. Но если вы не успеваете завершить манёвр, не проблема: завершайте и останавливайтесь, это не будет нарушением.
Поднятую вверх руку можно считать своеобразным аналогом жёлтого сигнала светофора.
Если у регулировщика опущены руки
Такое положение рук регулировщика
запрещает движение к нему за спину. Прямо и направо едут только те водители, по отношению к которым он стоит боком. Причём команда касается и пешеходов, они могут переходить дорогу только параллельно постовому.
Правая рука вытянута вперёд
Это положение регулировщика на дороге
можно трактовать по-разному, в зависимости от того, как авто располагается по отношению к человеку. Если он вытянул руку и лицо обращено в вашу сторону, ехать можно только направо. Если регулировщик обращён к вам правым боком или спиной, ехать запрещено. Другое дело, если он стоит к вам левым боком, можно двигаться в любую сторону. Смотрите, логика тут такая: постовой показывает угол, который вы не можете пересечь.
Дополнительные жесты регулировщика
- Вращение жезла перед грудью: водители справа и слева должны ускориться. Проезжайте быстро!
- Резкое движение рукой вниз и указание налево: завершайте поворот направо.
- Сигнал остановиться, когда вы уже на перекрёстке: завершаете движение, пока регулировщик смотрит на вас.
Виды знаков
Чтобы подавать сигналы, инспектор применяет диск со светоотражателем красного цвета или жезл. Предупреждение о перемене положения должно подаваться звуком — свист. Арсенал инспектора включает 3 разновидности жестов, предупреждающих водителей о разрешении или запрещении движения. Знаки регулировщика на дороге в картинках с описанием вы сможете найти в начале страницы.
Наиболее распространены такие виды знаков:
1Предупреждающие – рука вверх. Она запрещает передвижение любых машин, в частности, трамваев, обычных пешеходов. Предупреждающий сигнал применяется, чтобы освободить перекрёсток от специального транспорта. А после этого сигнала инспектор перемещает корпус и руки, тем самым, выступая в роли замены знака жёлтого цвета светофора. Осуществить предупреждение о новом знаке он может свистом.
2Разрешающий. Руки, которые вытянуты по сторонам, разрешают передвижение автомобилей слева и справа от полицейского, а также по прямой, с дополнительным поворотом в сторону (направо). Тому, кто расположен напротив гаишника, двигаться запрещается. Если инспектор подал знак «опущенные руки», то его значение такое же, как и разведённые по сторонам руки –запрещено. Если же правая в вытянутом виде, а левая находится в стороне, то ТС разрешено движение от груди сотрудника ГАИ направо, а транспорту с левой стороны в разных направлениях. Для иных ТС двигаться нельзя. При повторном манёвре водитель должен пропустить проходящего пешехода, даже при отсутствии перехода.
3Запрещающие. Если сотрудник полиции подал знак “спиной к водителю”, то ехать ему запрещено. Во время вытянутой руки (правой) есть перекрытие проезжей части, находящейся справа машины. Этот жест понятен, он означает, что манёвры запрещаются.
Если ТС находится на пересечении дорог и пешеход начал переходить проезжую часть, то нужно быстро закончить манёвр.
Ещё один запрещающий знак — “лицом к водителю”. Данный жест будет равносильным красному сигналу светофора.
Известно, что ПДД разрешают инспектору применять и иные знаки при условии, что они будут понятны всем участникам. Есть такие:
- Сотрудник ГИБДД осуществляет движение жезлом по кругу — знак об увеличении скорости ТС;
- левая движется по вертикали, по сторонам — этот знак означает что нужно сделать быстрее поворот;
- когда траектория левой включает движения: вверх, вниз, влево, то это обозначает, что подаётся сигнал в качестве окончания манёвра для поворота направо.
При вытянутой правой руке по вертикали вверх, водитель может движениями левой разрешить манёвр ТС, выехавших на перекрёстную дорогу.
Знаки регулировщика для пешеходов
Каждый водитель — пешеход, но не каждый пешеход — водитель. Жесты регулировщика
касаются вас не только, когда вы за рулём. Чтобы не создавать неразбериху на дорогах, запомните указания и для пешеходов:
- Расставленные в стороны руки. В таком случае руки указывают направление движения. Авто должны пропустить людей, тем более что чаще всего такие сигналы постовые подают на пешеходных переходах.
- Рука поднята вверх, другая может быть вытянута вперёд. Пешеходам двигаться нельзя, ждём, пока регулировщик разрешит переход. Перед этим он обязательно остановит транспортный поток, так что не ошибётесь.
Сигналы для пешеходов
Здесь ситуация немного сложнее, потому что пешеходы могут переходить несколько дорог, и для каждого потока нужно пояснение. Чтобы не нарушить правила, нужно учитывать положение тела:
- если рука поднята вверх, то переходить любую дорогу не разрешается;
- если инспектор обращен к пешеходу лицом или спиной, то правила разрешают перейти дорогу за его спиной или перед лицом;
- если регулировщик стоит боком, можно перейти дорогу за его спиной.
Жесты регулировщика в стихах: как легко запомнить правила ПДД
Есть общие правила, которые позволяют быстрее разобраться в системе знаков. Как бы непривычно они ни выглядели поначалу, всё логично и просто. Так, вытянутый жезл или рука задают направление движения, а вот за спину регулировщика водители двигаться не могут. Зато водители могут поворачивать направо, тогда как тот же электротранспорт движется только вдоль заданного руками инспектора направления.
Однако на дороге легко растеряться, особенно когда постовой появляется в поле зрения неожиданно. Поэтому полезно запомнить простые стихи, которые подскажут, что означают сигналы:
Палка вверх устремлена — всем стоять велит она.
Если палка смотрит
в
рот, делай правый поворот
.
Если жезл смотрит вправо, ехать не имеешь права.
Если палка смотрит влево, проезжай как королева
.
Незакрытая спина — для водителя стена!
Хотя такие стихи звучат по-детски и даже смешно, они отлично помогают запомнить, как действовать. Нелепость играет на руку, поскольку так инструкции лучше врезаются в память. Кстати, похожие присказки существуют и для пешеходов, например: «Я стою к тебе лицом — потерпи, будь молодцом».
Запоминаем сигналы регулировщика по картинке
Есть еще одна хорошая методика, которая позволит быстро запомнить сигналы регулировщика — по картинке. Такой метод подходит для тех, кому наглядные примеры более понятны, чем на словах.
Итак, прежде чем начать или продолжить движение, необходимо обратить внимание на положение рук сотрудника дорожной инспекции. Больше всего возникает вопросов, когда одной рукой регулировщик указывает на вас, а другая прижата вдоль тела. В этом случае мысленно поднимите опущенную руку, и сразу будет понятно, какие направления для движения задает регулировщик. Руки образуют прямой угол, который нельзя пересекать. Поэтому, со стороны правой руки, водители могут повернуть направо. Со стороны мысленно поднятой руки, можно двигаться в любом направлении. Для более наглядного примера, обратите внимание на изображение.
Вообще понять жесты регулировщика очень просто: он задает движение только тем транспортным средствам, на которых указывает рукой. Остальные его не интересуют.
Несмотря на то, что во время регулирования движения специалистом, вы должны обращать внимание лишь на его указания, не стоит забывать и о дорожных знаках. Игнорировать можно лишь те знаки, которые напрямую противоречат сигналам регулировщика. Например, если инспектор стоит на перекрестке, где установлен светофор, в этом случае водитель следует лишь его указаниям. Но помимо этого, на дороге есть еще разметка и стандартные знаки, с которыми регулировщик не вступает в конфликт. Им нужно обязательно следовать, иначе может возникнуть аварийная ситуация.
Жесты для трамваев
Разрешающий жест с вытянутыми в разные стороны руками для трамваев трактуется несколько иначе, чем для безрельсового транспорта. Если последние в этом случае могут перемещаться прямо или с поворотом направо, то водитель трамвая может пустить свой транспорт только в прямом направлении.
При вытянутой вперёд правой руке и смотрящей в сторону левой конечности водитель трамвая может:
- с левого бока двигаться только налево;
- со стороны груди — только направо.
Знать значение жестов для трамваев необходимо и водителю автомобиля, поскольку в некоторых ситуациях приоритет рельсового ТС не будет иметь значения. Так, если оба водителя находятся перед грудью регулировщика, который вытянул вперёд правую руку, то в этой ситуации желающий двигаться вперёд трамвай останется на месте, а машина может повернуть направо, не дожидаясь трамвая.
Жесты на дороге регулировщиком
Регулировщика с полной уверенностью можно назвать «живым» светофором, условные знаки которого необходимо понимать и выполнять всем участникам движения на перекрёстке! Точно, этот человек сигнализирует не только водителям, но и пешеходам. В зависимости от положения его рук и корпуса либо разрешается, либо запрещается передвигаться в том или ином направлении.
Неотъемлемым атрибутом работы такого специалиста является жезл или диск со светоотражателем или красным сигналом, которые необходимы для улучшения видимости. С их помощью он подаёт запрещающие или разрешающие условные знаки. Вне зависимости от того, есть в руках авторегулировщика жезл или он отсутствует, вы обязаны выполнять его сигналы!
Жесты регулировщика ПДД могут сопровождаться дополнительным свистом
Жесты регулировщика ПДД могут сопровождаться дополнительным свистом. Это акцентирует внимание любого участвующего в дорожном движении человека на смене его положения.
Существует вереница общих правил, которая даст возможность вам легко и быстро вспомнить все условные знаки того, кто регулирует дорожное движение:
- он может разрешить передвижение автомобилей только с двух сторон регулируемого перекрёстка;
- вытянутая рука человека с жезлом всегда указывает на направление, вдоль которого можно двигаться;
- его спина приравнивается к красному свету на светофоре;
- трамвай может следовать только вдоль рук регулировщика, в то время как автомобиль может ещё сворачивать направо.
Ещё один важный момент — если человек с жезлом начал менять положение корпуса и рук, то водитель должен завершить манёвр, это не будет рассмотрено как нарушение правил дорожного движения. Также стоит знать, что сигналы человека-регулировщика имеют более высокий приоритет, нежели светофоры и дорожные знаки. Это ещё один из поводов хорошенько задуматься над важностью этой персоны на дороге.