Гибка металла на заказ, услуги обработки листовых заготовок по конкурентоспособной.. Предприятием выполняется гибка металла на заказ в Москве. Работаем с оптовыми и розничными заказами, предлагаем услуги деформации листовых заготовок с гарантией качественного результата.

Фура в собственности физ. лица. Везем груз, нужен ли путевой лист. И где найти такой закон. | Кемерово


Сроки оформления путевых листов

С 1 марта 2021 г. Минтранс РФ внес поправки (приказ от 21.12.2018 № 467), согласно которым путевой лист уже нельзя выписывать больше, чем на месяц. Их теперь нужно делать перед каждым рейсом, если он продлится дольше рабочего дня или смены. Однако все еще разрешается оформлять один путевой лист, если в рамках одной рабочей смены водитель успевает выполнить несколько рейсов.
Оформлять путевые листы продолжительностью более одного дня можно только тогда, когда водителя отправляют в многодневный рейс. Такой рейс может продлиться даже дольше месяца.

Как было: ранее путевые листы разрешали оформлять на любой срок в рамках месяца. Хотя и раньше Минтранс РФ рекомендовал выписывать их на каждый рейс.

Путевой лист на каждый день можно не оформлять?!

Своими приказами и разъяснениями по части трансформации правил оформления путевых листов, а точнее, размытостью некоторых формулировок, Минтранс породил изрядную неразбериху. Кто-то сделал для себя вывод, что с 1 марта 2021 года путевой лист нужно оформлять на каждую поездку, независимо от рода деятельности компании и прочих обстоятельств. Кто-то – что эти нормы обязательны только для компаний, оказывающих услуги по грузоперевозке. Наконец чиновники внесли ясность и их разъяснения порадуют большинство бухгалтеров.

Напомним суть проблемы. Согласно пункту 10 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 (далее – Порядок заполнения) путевой лист организации могут оформлять на любой срок, не превышающий месяца, за исключением профессиональных перевозчиков, которые выписывают его ежедневно. В новой редакции Порядка заполнения (утв. приказом Минтранса РФ от 21.12.2018 № 467), вступившей в силу с 1 марта 2021, упоминание срока в 1 месяц исключено.

Актуально

По мнению чиновников Минфина России, путевые листы следует составлять с периодичностью, позволяющей судить об обоснованности расходов. Допустим, это можно делать раз в месяц, если учет отработанного времени и расхода ГСМ не пострадает (письма от 30.11.2012 № 03-03-07/51, от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129, от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327 и др). И эти разъяснения финансистов до сих пор актуальны. Что касается приказа Минтранса от 08.08.2018 № 296, вступившего в силу в декабре минувшего года и смутившего многие умы, то речь в нем шла конкретно о ежедневном проставлении отметки о предрейсовом медосмотре (причем именно в транспортных компаниях).

В то же время пункт 4 Порядка заполнения остался неизменным. В нем сказано, что сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день — даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.

Из письма Минтранса от 28.09.2018 № 03-01/21740-ИС можно было следующий вывод: путевой лист оформляется каждый раз до выезда авто в рейс с проставлением отметок о проведении мероприятий предрейсового контроля. Причем это относится к любой организации, эксплуатирующей ТС.

Однако в письме от 04.04.2019 № Д3-514-ПГ чиновники «скорректировали» свою позицию, пояснив, что путевой лист можно оформить на любой срок (к примеру, на месяц), независимо от количества рейсов. Главное, проставлять в нем:

— показания одометра при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя;

— дату и время выезда автомобиля с парковки и его заезда на парковку;

— дату и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;

— дату и время проведения предрейсового и послерейсового медосмотра.

Оформление путевого листа посредством проставления в уже созданном путевом листе вышеперечисленных реквизитов возможно при условии сохранения остальных реквизитов путевого листа неизменными.

Разъяснения Минтранса направлены на устранение неясности, образовавшейся в результате неаккуратных действий самого ведомства при внесении изменений в Порядок заполнения путевых листов. Фактически авторы письма подтвердили, что, несмотря на исключение прямой нормы, позволявшей оформлять «длительные» путевые листы, такая возможность сохраняется в силу общих положений Порядка о том, что путевой лист может использоваться на протяжении нескольких дней. А значит, компании по-прежнему могут оформлять один путевой лист на месяц (или даже на бо́льший срок), но при этом нужно следить, чтобы каждая поездка (рейс) в таком путевом листе фиксировалась отдельно, в т. ч. проставлялись отметки о прохождении медицинских и технических осмотров по каждому выезду.

Обратите внимание

Неправильно истолкованные разъяснения Минтранса могут создать компаниям определенные трудности. Однако в целях налогообложения прибыли приоритетно мнение Минфина и ФНС, а оно не поменялось – настрой чиновников, в том числе и налоговиков (письмо УФНС РФ по г. Москве от 14.11.2006 № 20-12/100253), лояльный. Кроме того, есть ряд судебных решений, из которых также следует: путевые листы надо составлять таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании можно было судить об обоснованности произведенного расхода (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 № А38-4082/2008-17-282-17-282, Северо-Западного округа от 11.02.2009 № А56-10236/2007, Центрального округа от 04.04.2008 № А09-3658/07-29 и др.).

Кстати, в этом же письме (а также в письме от 08.04.2019 года № Д3-531-ПГ) Минтранс разъяснил, что один путевой лист может быть оформлен на нескольких водителей. В таком случае должна быть обеспечена идентификация отметок медицинского работника, проводившего предрейсовый (послерейсовый) медицинский осмотр, в части их отнесения к каждому водителю транспортного средства. Иными словами, в путевом листе должны стоять отметки о прохождении медосмотра каждым водителем.

Важно

Обязательными реквизитами путевого листа являются: наименование и номер путевого листа; сведения о сроке действия путевого листа; сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о транспортном средстве; сведения о водителе.

Если в поездках задействовано несколько водителей, то соответствующие отметки должны проставляться таким образом, чтобы было понятно, к какому именно шоферу они относятся. Для этих целей, как указали в Минтрансе, допустимо модифицировать форму путевого листа (конечно, с сохранением обязательных реквизитов).

электронное издание 100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе! 7 выпусков издания доступно подписчикам бератора бесплатно.

Получить издание

Отметки о медосмотре

В путевой лист обязательно вносятся данные о предрейсовом и послерейсовом медицинских осмотрах водителя. Врач фиксирует дату и время его проведения, а также свои фамилию и инициалы. Каждая такая отметка заверяется подписью врача. Согласно новым правилам дополнять вышеперечисленное еще и специальной печатью больше не нужно. Однако этого требует Порядок проведения медосмотров (от 15.12.2014 № 835н), утвержденный Минздравом, поэтому безопаснее будет все же ее ставить.
Как было: помимо требования заверять данные о медосмотре не только подписью, но и штампом, врач должен был вписывать свои имя и отчество полностью. Сокращение до инициалов не было разрешено.

Отмена штампов

Из порядка заполнения путевых листов полностью исключено упоминание штампов:

13. Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.

16. Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.

13. Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их подписями с указанием фамилий и инициалов, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.

16. Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

До 1 марта 2021 года штампы могли ставиться должностными лицами для заверения времени и показаний одометра при въезде или выезде с парковки, а также должны были ставиться при проведении медицинского осмотра водителя.

Начиная с 1 марта 2021 года слово штамп вообще исключено из приказа Минтранса. Теперь все операции должны заверяться только подписями.

Кроме того, медицинский работник теперь ставит в путевом листе фамилию и инициалы, тогда как ранее требовалось полностью писать имя и отчество.

Внимание! С 1 января 2021 года медицинский работник и контролер технического состояния вновь должны ставить в путевом листе специальные отметки.

Показания одометра

Теперь километры пробега нельзя визировать только штампом уполномоченного работника. С 1 марта допускается только один вариант — подпись сотрудника с фамилией и инициалами. В перечне обязательных реквизитов теперь нет и показаний одометра по окончании рейса. Однако в Порядке заполнения (от 18.09.2008 № 152) все еще есть оговорка о том, что показания снимаются дважды. Поэтому будет надежнее фиксировать и показания одометра по возвращении машины на парковку.
Как было: допускали два способа заверить показания одометра: штамп или подпись сотрудника. Теперь подпись стала обязательна. Также одними из обязательных реквизитов были наряду с показаниями одометра на момент выезда машины со стоянки, были и показания к моменту возвращения. Хотя сейчас они уже не относятся к обязательным реквизитам, но их по-прежнему стоит вносить.

Что такое путевой лист

Путевой лист — это документ, который дает право водителю управлять машиной. Он содержит информацию о:

  • организации, что выдала путевой лист;
  • водителе, который управляет данным транспортным средством;
  • автомобильном средстве;
  • маршруте, по которому следует автомобильное средство.

Что такое путевой лист

Используя путевой лист, предприятие ведет учет:

  • работы водителя;
  • расхода горюче-смазочных материалов;
  • пробега транспортного средства.

С 2013 года, организациям предоставлена возможность самостоятельно разрабатывать формат путевого листа. При этом в нем должны отражаться обязательные реквизиты, установленные ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, и приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152.

Но не запрещено использовать унифицированную форму документа, утвержденную Госкомстатом РФ №78.

Из этого следует вывод, что фирмы и организации вправе самостоятельно решать, какую форму путеводного листа им использовать — утвержденную государством или составленную лично, но соответствующую всем требованиям .

Таблица 1. Штрафы за недочеты в путевых листах

В чем недочет Кто вправе оштрафовать Размер штрафа
на компанию на гендиректора на водителя
Нет отметки о предрейсовом или послерейсовом медосмотреРоструд (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ)От 110 000 до 130 000 руб.От 15 000 до 25 000 руб.
ГИБДД (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ)30 000 руб.5000 руб.3000 руб.*
Росздравнадзор (ст. 11.32 КоАП РФ)От 30 000 до 50 000 руб.От 2000 до 3000 руб.От 1000 до 1500 руб.
Ространснадзор (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ)30 000 руб.5000 руб.3000 руб.*
Нет отметки о контроле технического состояния автомобиляГИБДД (ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ)30 000 руб.5000 руб.3000 руб.*
Ространснадзор (ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ)30 000 руб.5000 руб.3000 руб.*
Путевой лист не подтверждает факт использования автомобиляНалоговая инспекция (п. 1 ст. 122 НК РФ)20% от доначисленной суммы налога на прибыль

Как упростить ведение путевых листов

Для упрощения процесса создания и ведения путевых листов есть специальные программы. Они позволяют использовать готовые формы путевых листов, которые будут сами обновляться, учитывая изменения законодательства. Также эти системы интегрируются с программой «1С», в которой непосредственно ведется учет, поэтому не понадобится переносить данные вручную. Среди таких решений «Респект: учет путевых листов и ГСМ» и «Победасофт». Кроме того автоматизация учета путевых листов предусмотрена в «коробочных» решениях «1С:Управление автотранспортом 8» версий Стандарт и ПРОФ, а также в отраслевой конфигурации «1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия 8».

Что проверить еще

Даже составив путевой лист, опираясь на вышеперечисленные изменения в реквизитах документа, не стоит исключать риска, что инспекторы могут найти серьезные недочеты и попросту признать его недействительным. Обезопасить себя можно, проверив другие ключевые реквизиты, которые, как правило, проверяются налоговиками очень тщательно.
К таким реквизитам относятся маршруты поездок. Для налоговой путевой лист является документом, подтверждающим, что машина используется именно в служебных целях. Поэтому, хотя сведения о пунктах назначения и не входят в перечень обязательных реквизитов, налоговики настаивают на том, что в путевом листе нужно фиксировать подробный маршрут поездки. Важно указывать конкретные пункты назначения и быть готовым пояснять цели поездки в случае необходимости.

Обязательно нужно обратить внимание и на даты в путевом листе, поскольку с текущими поправками путевой лист выписывается на каждую отдельную смену. Для организации надежнее будет фиксировать не только дату составления, но также и срок действия. Это особенно важно, когда речь идет о многодневных рейсах или круглосуточной работе сотрудника. Также не стоит забывать сверять эти даты с другими первичными документами. Например, с накладными и датами отгрузки в них. Если инспекторами будет выявлено несоответствие, то это может привести к более детальной проверке.

Также стоит принять во внимание данные о покупке и расходе топлива. По мнению налоговиков, эти данные являются прямым основанием для подтверждения расходов на ГСМ. Поэтому важно проверить, чтобы были указаны остатки на начало и конец смены, количество купленного и израсходованного в течение дня топлива. Еще более наглядным расчет сделает указание пробега автомобиля за день. А данные о движении топлива стоит подкреплять чеками АЗС.
С 2021 г. отметка о техосмотре тоже стала одним из обязательных реквизитов. Она проставляется перед началом каждого рейса. Ее должен вносить специально уполномоченный сотрудник либо сторонняя организации, имеющая соответствующую специализацию. Без данной отметки водитель не имеет права отправляться в рейс.

Поскольку путевой лист является первичным документом, без подписи он недействителен. Но кто именно должен визировать путевой лист? На текущий момент нет однозначного ответа на этот вопрос, однако судебная практика показывает, что наиболее безопасно заверять путевые листы подписями водителя и бухгалтера.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: