Новый закон «о тонировке»
Законопроект об изменении наказания за тонированные стекла автомобилей внесен в Государственную Думу еще в 2015 году. Документ предполагает, что за нарушение в первый раз водитель заплатит штраф 1 500 рублей, повторное нарушение повлечет за собой новый штраф – 5 000 рублей или лишение прав на срок 1-3 месяца.
За 5 лет он не сменил статуса и находится на рассмотрении, о принятии и вступлении в законную силу речи не идет. Это значит, что с 1 января 2021 года штраф за тонировку останется прежним – 500 рублей.
Штраф за нарушение стандартов тонировки
Согласно положению, закреплённому ст. 12.15 КоАП Российской Федерации, к водителю, управляющему ТС, передние стекла которого не соответствуют стандартам безопасности, может быть применено наказание в виде штрафа.
По старым стандартам, действовавшим до 2015 года штраф составлял: 500 рублей за однократное нарушение и 1000 рублей за повторное правонарушение. В проекте 2021 года о внесении изменений в положения КоАП планировалось увеличить штраф за первое нарушение до 1500 рублей, а за повторное до 5000. В этом же проекте предлагалось ограничивать водителя в праве на управление ТС за 3 нарушение на срок до 1 месяца. Однако в данный момент этот проект был подвергнут изменениям, в частности был удален пункт об ограничении права. А до конечной стадии он так и не дошел, поэтому на 2021 год размер штрафа за нарушение правил тонировки остается неизменным и составляет 500 рублей.
ВНИМАНИЕ !!! Важно отметить, что при нарушении правил исполнения административного наказания (в нашем случае просрочка или отказ от уплаты), законом предусмотрены дополнительные санкции.
Так, если в течение 70 дней с момента наложения штрафа он не был отменен, либо оплачен, к водителю могут быть применены следующие меры государственного принуждения:
- дополнительный штраф на сумму 1 тысяча рублей;
- обязательные неоплачиваемые работы до 50 часов;
- арест до 15 суток.
В то же время в первые 20 дней с момента наложения штрафа предусмотрена скидка на его уплату. Ее размер составляет 50%.
Споры о затемнении стекол
Возможно, депутаты не переходят к рассмотрению закона из-за спорности вопроса.
Сторонники тонировки приводят такие аргументы в пользу наклеивания специальной пленки:
- Снижение количества автомобильных краж, предметы в салоне автомобиля не видно с улицы.
- Снижение конфликтов между водителями на дороге, нет зрительного контакта — нет проблем.
- Снижение температуры внутри салона автомобиля и оптимизация расходов на топливо, кондиционер включают реже.
- Снижение количества бликов, которые влияют на управление транспортным средством и улучшение внешнего вида машины.
На необходимости затемнения окон в автомобиле настаивают жители южных регионов, где яркое солнце затрудняет управление автомобилем. К слову в Калифорнии, например, запрещено управление автомобилем без защиты от солнца на стеклах.
В регионах, где короткий световой день большую часть года сумрак, слишком темные стекла действительно ухудшают видимость.
Требования по тонировке стекол авто (допустимый процент затемнения)
Согласно требованиям, установленным техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (раздел 4 приложения 8):
Пункт 4.2. Не допускается наличие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя.
Пункт 4.3. Светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должно составлять не менее 70%.
В верхней части ветрового стекла допускается наличие светозащитной полосы, выполненной в массе стекла, либо с помощью тонировочной пленки — шириной не более 140 мм. Если тонировка выполнена в массе стекла, ширина затеняющей полосы должна соответствовать установленной изготовителем транспортного средства. Светопропускание светозащитной полосы не нормируется.
Пункт 4.4. Окрашенные в массе и тонированные ветровые стекла не должны искажать правильное восприятие белого, желтого, красного, зеленого и голубого цветов.
Пункт 4.5. Не разрешается применять стекла, покрытие которых создает зеркальный эффект.
Чтобы не иметь проблем с сотрудниками ДПС, тонируйтесь так, чтобы светопропускаемость передних и лобового стекол была не менее 70%.
Какая тонировка разрешена законом в 2021 году?
Можно не волноваться по поводу наложения административного штрафа за тонировку, если соблюдены следующие условия:
- коэффициент светопропускаемости лобового и передних боковых стекол составляет не менее 70% для обычных автомобилей и не менее 60% для бронированных;
- полностью затемнены заднее и задние боковые стекла, но не зеркальной пленкой, она создает блики для транспортных средств, движущихся сзади;
- на лобовом стекле наклеена темная полоса шириной до 140 мм.
Что делать, чтобы избежать штрафа
Для начала стоит понимать, что в России действительно огромное количество водителей устанавливают пленку с нарушениями, а в некоторых случаях пропускная способность стекла не доходит до 15%, что крайне опасно. Также следует учитывать, что в спорной ситуации суд будет на стороне инспектора.
Однако, если водитель не нарушал правила, а инспектор организует проверку и собирается выписывать штраф, следует:
- как можно подробнее зафиксировать погодные условия, при которых производились замеры (или если замеры отсутствовали вовсе);
- описать, сфотографировать прибор для замеров, указать на наличие заводской пломбы и сертификата;
- описать методику, по которой осуществлялась проверка.
Даже при толковании спорных моментов в сторону инспектора, суд будет обязан учитывать существенные нарушения, поэтому в случае чего можно будет легко добиться отмены постановления в апелляционном порядке.
Что делать, если инспектор остановил за тонировку?
- Для наложения штрафа за тонировку должны быть произведены замеры специальным прибором – тауметром. Такая процедура возможна не только в условиях стационарных постов ДПС. Инспектор ГИБДД может измерить светопроницаемость в любом месте и при любых погодных условиях при помощи специального опломбированного, сертифицированного прибора. Вы имеете право потребовать сертификат на прибор и проверить пломбу.
- Измерения должны быть произведены в трех местах стекла. Если сотрудник получил идентичные данные – все в порядке.
- Снимайте всю процедуру на видеокамеру и привлекайте понятых для участия в судебной тяжбе.
Если вас все же уличили в нарушении норм, не торопитесь на месте снимать тонировку. Штраф заплатить все равно придется.
Таким образом, новый штраф за «тонер» в размере 5 000 рублей оказался мифом, на вопрос «какой штраф выпишут за тонировку?» ответ не изменился — 500 рублей. Если оплатить сразу, то можно получить скидку – 50% и тонировка вне закона обойдется в 250 рублей, если до этого нарушений не было.
Вопрос о тонировке относится к разделу вопросов о безопасности на дорогах. Хорошая видимость в любое время суток и при любой погоде имеет решающее значение для уверенности на дороге и комфорта управления автомобилем. Помимо нужной прозрачности стекол стоит позаботиться и о достаточном освещении. В этом вопросе помогут качественные заводские светодиодные фары LOYO от интернет-магазина Wesem-Light.
Автоюрист Славнов рассказал о наказании за неправильную тонировку
26 апреля 2021, 18:48 — Общественная служба новостей — ОСН ГИБДД в Москве проводит рейд против незаконной тонировки до конца апреля. Подробнее о наказаниях за нарушение требований по светопропускаемости автомобильных стекол рассказал автоюрист Дмитрий Славнов в беседе с «Вечерней Москвой».
Он отметил, что не стоит бояться подобных рейдов. Их целью является не запугивание людей, а повышение безопасности на дорогах, добавил эксперт. Он напомнил, что машина является повышенным источником опасности.
«Раньше тонировка была у многих и казалась чем-то очень крутым, но сейчас в приоритете безопасность. Давайте немного пофантазируем: а вдруг за этим затонированным стеклом террорист или, извините, вштыренный наркоман едет? У вас без этой тонировки хотя бы есть шанс заметить что-то подозрительное и перестроиться или как-то отдалиться от неадекватного человека, чтобы спасти свою жизнь», — пояснил Славнов.
Избыточная тонировка особенно опасна в вечернее и ночное время суток, продолжил он. Водитель может не заметить чего-либо и спровоцировать ДТП, в котором рискуют пострадать в том числе окружающие, уточнил собеседник издания.
За несоблюдение ГОСТа по тонировке россиянам грозит наказание по статье КоАП 12.5 (пункт 3.1). Это штраф в размере 500 рублей. Славнов уточнил, что у водителя есть десять дней на его обжалование. Также он напомнил, что в течение 20 дней граждане могут оплатить штраф со скидкой в 50%.
«Либо вы оплачиваете его в полном размере в течение двух месяцев. Если же вы и за это время не оплатили, тогда может начать работать судебный пристав, который выпишет вам штраф в двойном размере, но не менее 1000 рублей. Так, сумма вашего штрафа возрастает до полутора тысяч. Лучше оплачивать сразу, иначе штрафы будут копиться и копиться», — посоветовал эксперт.
Как обжаловать штраф за тонировку
Если нарушено хотя бы одно из перечисленных в предыдущем разделе условий, у водителя есть шанс оспорить вынесенное наказание. Также обжаловать протокол можно, если в нем были допущены грубые ошибки.
Процесс обжалования желательно начать прямо на месте составления протокола. В него нужно вписать все жалобы и зафиксированные нарушения. После подписания протокола у водителя будет 10 дней на обращение в ГИБДД. В заявлении необходимо описать процесс проверки, указать на нарушения сотрудника ДПС и предоставить доказательства своей невиновности. Если заявление будет одобрено, штраф платить не придется. Если же заявление посчитали бездоказательным, а водитель принципиально не хочет выплачивать штраф, придется обращаться в суд.
Что будет, если удалить пленку на месте?
Если тонировку можно снять на месте, то это сделать можно и нужно. Однако нарушение уже было зафиксировано, поэтому сотрудник ГИБДД все равно будет иметь право составить протокол. С другой стороны, все зависит от инспектора: если снять тонировку по первой же просьбе, велика вероятность, что он просто отпустит, не выписывая штраф.
Цены на тонировку лобового стекла
Тонировка ветрового (лобового) стекла особенно сложна и делается не на все модели автомобилей. В частности, мы не тонируем лобовое стекло у «классики» Жигулей.
Если лобовое стекло имеет крупные сколы, то тонирование может быть проведено без гарантии, под ответственность заказчика.
Тонировка лобового стекла | темная пленка SunTek или аналог | темная пленка LLumar | прозрачная атермальная пленка UltraVision или аналог | пленка «хамелеон» UltraVision (фиолетовая) |
от 2 000 руб. | от 2 500 руб. | 2 500 руб. | 6 000 руб. |
Шофер, открой личико
Согласно предлагаемым изменениям, если инспектор ГИБДД остановит «затемненного» водителя в первый раз, то наказание будет прежним — 500 рублей. Но если тот же водитель попадется повторно, его предлагается штрафовать уже на 5 тысяч рублей. В третий раз, поймав автовладельца с тонировкой лобового или передних боковых стекол (задние стекла разрешено тонировать), инспектор выпиской штрафной квитанции уже не ограничится. За многократное нарушение предлагается лишать нарушителя водительского удостоверения на срок от 2 до 6 месяцев.
В ГИБДД пояснили, что в настоящий момент, по крайней мере в Москве и других крупных городах, пойманного на любом правонарушении водителя прямо на месте «пробивают», то есть изучают предысторию его нарушений. Поэтому с выяснением количества предыдущих «приводов» водителя за тонировку, проблем не возникнет. В маленьких городах у «гаишников» никаких планшетов, конечно, нет. Но там нарушителя-«рецидивиста» легче определить на глаз. По крайней мере, если штрафовать за тонировку его будет один и тот же полицейский наряд.
Напомним, в ноябре 2014 года за тонировку было отменено наказание в виде снятия номеров. Московские автосервисы после этого зафиксировали резко возросший поток клиентов, желавших затонировать своего «железного коня». Автолюбителей перестал пугать штраф в 500 рублей. Многие просто стали платить его и дальше разъезжать с нарушением.
По словам члена Общественного совета при МВД Владислава Гриба, именно после этого было решено вернуться к вопросу об ужесточении ответственности за тонировку.
Тонированные стекла, по словам экспертов, опасны для поездок в темное время суток. Через них значительно ухудшается видимость дорожной обстановки для водителя. Кроме того именно «наглухо» тонированные автомобили предпочитают использовать преступники всех мастей — перевозчики наркотиков, барсеточники «на колесах» и другие не любящие общественного внимания асоциальные элементы.
Разрабатываемый законопроект вносит поправки в ч. 3.1 «Управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» ст. 12.5 КоАП РФ. По установленному техрегламенту светопропускаемость лобового и передних боковых стекол должна быть не менее 70%. Внести законопроект на рассмотрение Госдумы планируется уже этой весной.
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин напоминает, что сотрудники ГИБДД уже придумали способ, как наказывать любителей тонировки. Им выписывают предписание о необходимости устранить нарушение в определенный срок, то есть сорвать пленку с автомобильных стекол. В дальнейшем же, в случае если предписание окажется не выполненным, водителя можно отправлять в суд за «неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции». А по этой статье КоАП РФ суд может отправить любителя тонировки под административный арест на срок до 15 суток.
Спорные моменты
Среди автомобильных юристов до сих пор ведутся споры о правомерности вынесения требования о снятии тонировки. Закон запрещает лишь управлять автомобилем, несоответствующим техническому регламенту. Само тонирование не запрещено. Таким образом инспектор должен требовать только не управлять автомобилем с чрезмерной тонировкой. Несмотря на выявленное противоречие, сотрудники ГИБДД продолжают выписывать предписание на удаление тонировочной пленки и наказывать за невыполнение этих требований.
Оспорить предписание никак нельзя, так как оно не является видом наказания. Если сотрудник ГИБДД постановил удалить тонировку в письменном виде, то, скорее всего, он занес данное требование в базу данных ГИБДД. В таком случае лучше избавиться от чрезмерной тонировки и сделать новую, соответствующую законодательству. В противном случае наказанием может быть увеличенный штраф или даже административный арест.
Как производится проверка тонировки
Проверка светопропускаемости регламентирована Приказом МВД №1240. Она должна производится в соответствии со следующими правилами:
- Светопропускаемость измеряется сертифицированным и опломбированным тауметром.
- Проверку может проводить любой сотрудник ГИБДД с соответствующей пометкой в удостоверении.
- Результатом проверки считается среднее арифметическое показаний прибора в трех разных местах.
- Поверхность стекла должна быть сухой и чистой.
- Погода должна соответствовать определенным условиям: влажность воздуха – до 45%;
- атм. давление – 645-795 мм. рт. ст.;
- температура – от -15 до +25 градусов по Цельсию.
Административный арест за тонировку авто
Законно ли арестовывают за тонировку? Мы изучили практику применения права и получили результат: суды выносят административные аресты в отношении нарушителей, которые вовремя не сняли тонировку с передних стекол авто.
Если трактовать закон буквально, можно сделать вывод, что за тонировку нельзя применять административный арест в качестве наказания. И вот почему. В статье 19.3 КоАП РФ указано, что административная ответственность по данному составу правонарушения наступает в случае неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка. А правонарушение, предусмотренное статьей 12.5 КоАП РФ, не относится к действиям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность.
Но практика складывается иным образом. Мы сделали запрос в ГИБДД для разъяснения ситуации. Получили следующий ответ. При возбуждении административного дела по части 3.1 статьи 12.5 КоАП РФ проверяется наличие в специализированных федеральных учетах подразделений ГИБДД сведений о вынесенных ранее требованиях о прекращении аналогичных противоправных действий. В случае наличия таких сведений решается вопрос о возбуждении в отношении водителя дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ. В ином случае правонарушителю выдается требование о прекращении противоправных действий. В ответе имеется ссылка на письмо Генеральной прокуратуры РФ, которая признает данный порядок законным.
Суды также признают законность применения статьи 19.3 КоАП РФ, если водитель не выполнил требование и не снял затемняющую пленку со стекол авто:
- Постановление № 5-35/2017 от 2 мая 2021 г. по делу № 5-35/2017
- Постановление № 5-763/2017 от 10 мая 2021 г. по делу № 5-763/2017
Проверка штрафов для юр. лиц
Хотите контролировать штрафы, получать ежедневный отчет о новых найденых штрафах и оплачивать их?
Попробовать бесплатно