Ключевые особенности закона
ФЗ № 40-ФЗ направлен на регулирование всех возможных правоотношений, связанных со страхованием гражданской ответственности водителя на дороге.
К главным его особенностям следует относить:
- наличие большого количества дефинитивных норм, что позволяет максимально точно применять и толковать закон на практике. Благодаря подробной регламентации выработалась и сложилась единая судебная практика;
- главная особенность заключается в защите водителя на случай наступления страхового случая, поскольку он не понесет материальную ответственность, если иное не предусмотрено законом;
- важнейшим документом рассматриваемого закона выступает страховой полис ОСАГО.
ВАЖНО !!! На сегодняшний день наличие страхового полиса является обязательным для каждого водителя. При его отсутствии невозможно поставить автомобиль на учёт, водителю будет грозить штраф, а в случае аварии, вся ответственность ляжет на него.
Главный закон об ОСАГО
Главный закон, который регулирует взаимоотношения сторон, а также весь процесс автострахования и его последствия, – это №40-ФЗ «Об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств».
В общих положениях данного закона, за номером 40, указано, что такое транспортное средство и кто является ответственным заавто. Это не только непосредственно собственник, но и человек, управляющий ТС на основе договора аренды или доверенности. Также в законе обговорено, кто при аварии считается потерпевшим, а кто виновником. Кроме того, дано понятие отправки ТС на ремонт и прямое возмещение ущерба. Все это обговаривается в ст.1 ФЗ 40, кроме того, в общих понятиях уточняется, кто является страховщиком и кто страхователем.
Помимо ФЗ об ОСАГО, автогражданскую ответственность регулируют Гражданский кодекс РФ, а также прочие нормативные акты, которые выпускают в соответствии с законом органами местной и федеральной власти.
Согласно ФЗ-40, основными принципами ОСАГО является именно гарантия возмещения ущерба всем потерпевшим, а также создание при помощи материального мотива заинтересованности в соблюдении ПДД у участников движения. По ст. 3 ФЗ-40, на территории нашей страны не могут передвигаться и использоваться автомобили, владельцы которых не имеют полиса ОСАГО.
Ответственность за нарушение положений
Главное предписание закона для водителей заключается в обязательном оформлении страхового полиса на свой автомобиль, а за его отсутствие предусмотрена административная ответственность. Последняя редакция КоАП РФ за отсутствие полиса ОСАГО предусматривает наказание исключительно в виде штрафа 800 рублей. В случае, если полис просрочен или используется не в установленный период, штраф составит 500 рублей.
Ужесточения ответственности за совершение повторного нарушения не предусмотрено. Однако необходимо помнить, за отсутствие полиса водитель может быть оштрафован неограниченное количество раз.
На сегодняшний день контролем за выявлением указанного нарушения занимаются исключительно сотрудники ГИБДД. Системы автоматической фиксации пока что не обладают таким функционалом.
Техосмотр авто 2020 (изменения с 1 ноября)
С 1 ноября 2021 года все операторы ТО должны иметь актуальную аккредитацию и быть включенными в соответствующий список. Кроме того, прохождение техосмотра должно быть зафиксировано в видео или фото формате (на снимке должны быть четко видны номера машины, время въезда и выезда со станции). Результаты технического осмотра будут вносится в единую информационную базу.
Дорогое ОСАГО? Восстанови КБМ сейчас
и перестань уже переплачивать страховщикам!
Сервис отправит заявку в РСА. Срок восстановления КБМ: от 12 часов. Узнать подробнее
Стоимость техосмотра 2020
На данный момент стоимость процедуры колеблется от 1 000 (легковые автомобили) до 2 000 рублей (для грузовиков). Езда без техосмотра наказывается штрафом 800 рублей.
Это интересно: Штраф за незаконный техосмотр
Применение положений закона на практике
Наиболее существенно вносимые изменения сказываются на применение закона на практике. Ежегодно меняются некоторые особенности, поэтому необходимо рассмотреть ключевые особенности по отдельности.
Основание для получения выплаты не изменилось – им осталось наступление страхового случая, когда был причинен вред другим лицам.
Перечень ситуаций, когда страховщик имеет право отказать в предоставлении выплаты также остался без изменений:
- незаконное управление автомобилем (отсутствие страхового полиса, водительского удостоверения);
- причинение морального вреда;
- вред причинен вне условий, охватываемых страховым полисом;
- размер причинённого вреда выше установленной законом границы. В таком случае разницу обязан выплачивать сам виновник.
ВНИМАНИЕ !!! Размер компенсации зависит не только от способа оформления ДТП, но и от конкретных обстоятельств произошедшего.
В каждом случае назначается индивидуальная экспертиза, на основании которой страховщик принимает решение о выплате компенсации, а также о ее размере.
Оформление ДТП
Главным основанием для предоставления компенсации страховой компании является наличие факта ДТП, оформленного в установленном порядке. На сегодняшний день существует 2 способа оформления аварии: сотрудниками ГИБДД и водителями самостоятельно.
В первом случае на место аварии приезжают сотрудники ГИБДД, которые проводят все оформление. Ими осуществляются замеры, заполняются документы, выдается свидетельство. На его основании в дальнейшем можно рассчитывать на получение компенсации.
ВНИМАНИЕ !!! Оформление в упрощенном порядке без сотрудников ГИБДД осуществляется самостоятельно водителями. Оно происходит быстрее, но возможно не во всех случаях.
Составить европротокол разрешается в следующих случаях:
- в результате аварии не пострадали люди, а ущерб был причинен только имуществу;
- в аварии участвовало не более 2 автомобилей;
- размер причиненного ущерба не превышает 100 тысяч рублей;
- у обоих водителей имеется оформленный и действительный страховой полис;
- водители достигли соглашения по факту аварии, определили виновника и не имеют иных противоречий.
В любом другом случае упрощенный порядок не применяется. Нарушение данного правила является основанием для отказа в предоставлении выплаты страховой компанией.
Порядок предоставление выплаты
Предоставление компенсации происходит на основании документа о факте произошедшего ДТП. Им может выступать свидетельство от сотрудников ГИБДД, либо составленный европротокол.
Ст. 12 рассматриваемого ФЗ предусматривает порядок выплаты компенсации страховой компании. Согласно закрепленным положениям пострадавшее лицо имеет право обратиться к страховщику виновной стороны с необходимыми документами с целью получения компенсации.
ВАЖНО !!! В зависимости от конкретной ситуации, проведенных экспертиз и полученных заключений, страховая компания дает итоговое заключение о возможности предоставления выплаты, либо компенсации в иной форме.
На сегодняшний день компенсация возможна в денежном виде, либо в виде ремонта транспортного средства. За причиненный вред здоровью выплачивается денежная сумма, необходимая на проведение лечения.
В связи с изменениями последних лет, при повреждении транспортного средства, по общему правилу осуществляется его ремонт без выплаты денег. Данное правило направлено на снижение количества случаев мошенничества, однако на практике, страховщики экономят на этом, что вызывает недовольство со стороны водителей. Новая редакция 2021 года с комментариями, ремонт вместо денег ставит на первое место.
Однако рассчитывать на получение денежной компенсации возможно в следующих случаях:
- при невозможности страховщиком провести ремонт, либо при нарушении установленных сроков;
- при нецелесообразности ремонта, если автомобиль получил серьезные повреждения;
- если сумма ремонта превышает установленный лимит, а водитель отказывается оплачивать разницу;
- в исключительных случаях, когда страховщик договорился с водителем, о чем было составлено соглашение.
ВАЖНО !!! Исходя из совокупности всех обстоятельств, страховая компания принимает решение о возможности предоставления компенсации, а также о ее размере. При несогласии, заинтересованная сторона имеет право обжаловать решение в судебном порядке.
Использование в ОСАГО QR-кода
Первым из существенных изменений можно считать обязательное нанесение на бланк полиса QR-кода.
Чтобы увидеть, как выглядит такой код (находится справа в верхнем углу), посмотрите на рисунок, представленный ниже.
QR-код на полисе ОСАГО фактически является закодированной ссылкой, которая ведет на определенную страницу в интернете. Раскодировать эту ссылку можно, воспользовавшись отдельным приложением, которое создано для смартфонов. Достаточно просто сфотографировать QR-код и эта программа, проведя раскодировку, автоматически переведет пользователя на страницу с соответствующей информацией.
Присвоенный полису QR-код будет направлять на страницу веб-ресурса РСА (союза автостраховщиков), где можно будет получить такие данные:
- Полное наименование страховой организации, которая выдала полис авогражданки;
- Сведения о полисе (номер, серия, дата выдачи);
- Сроки действия договора автостраховки (начало, окончание);
- Сведения о застрахованном ТС (марка и модель, VIN-код, регистрационный номер).
Из этого следует, что по QR-коду любой человек может удостовериться в том, что у него подлинный полис ОСАГО. Проверку теперь пройти просто: достаточно простого перехода на страницу, чтобы провести сравнение данных с информацией, внесенной в полис автогражданки.
Подобная возможность будет очень полезной, к примеру, в том случае, когда при ДТП автоводители решили оформить документы без привлечения работников ГИБДД. В этом случае можно быстро убедиться в подлинности полиса и перейти непосредственно к заполнению необходимого извещения.
Важно знать, что QR-коды имеются только в розовых полисах ОСАГО, которые выдаются автовладельцам на руки в страховых компаниях. При этом, оформляя автостраховку ОСАГО в интернете (в электронной виде) QR-кода в полисе не будет. Однако, автовладелец может позднее обратиться в страховую и получить бланк с QR-кодом (розового цвета).
Иные особенности страховых выплат
По закону компенсировать причиненный ущерб должна страховая компания виновника аварии, вследствие чего сам виновник никакой материальной ответственности не несет (кроме морального вреда), однако на практике встречаются и другие случаи.
В ст. 14 рассматриваемого закона перечислены ситуации, когда страховщик получает право требовать выплаты всех средств с виновника ДТП:
- при управлении ТС в состоянии опьянения, либо без водительского удостоверения;
- виновник покинул место происшествия;
- при несоблюдении сроков подачи документов после аварии;
- при предоставлении подложных документов;
- при нарушении иных положений, установленных соглашением между компанией и водителем.
Наиболее распространена ошибка водителей, когда они не обращают внимания на имеющиеся сроки. За их нарушение страховщик имеет право отказать в выплате, хотя других нарушений водитель не допускал. Например, статья 14 пункт ж, судебная практика хорошо сформирована и в большинстве случаев решение страховщика удовлетворяется, поскольку водитель действительно нарушил установленные правила.
Статья 14.1,прямое возмещение убытков – еще одна важная особенность предоставления выплаты.
ВНИМАНИЕ !!! По общему правила пострадавший должен обращаться к страховщику виновной стороны.