Обгон транспортного средства на дороге всегда требует особенного внимания к окружающим деталям. Движение по главной дороге даёт несколько преимуществ водителю, и опережение на перекрёстке – одно из них.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону. Это быстро и бесплатно!
Можно ли совершать обгон на перекрестке по главной дороге?
Перекрёстки бывают двух видов – регулируемые и нерегулируемые. Для тех, что регулируются с помощью сигналов, не важно по какой дороге движется транспорт – по главной или второстепенной. Сигнал разрешает или запрещает движение. Здесь опережение запрещёно.
Нерегулируемые пересечения дорог так же могут находиться на главной или второстепенной дороге. Продолжая движение на таких участках, стоит особое внимание уделять знакам, главная дорога может изменять своё направление.
Обгон транспортного средства на участке без светофора или регулировщика может быть осуществлён только по главной дороге. На территории населённого пункта редко удастся совершить такой манёвр, но на трассе могут встречаться и такие участки. При наличии нанесённой сплошной разметки 1.1 перед перекрёстком – запрещается её пересечение.
Тонкости ПДД: могут ли лишить прав за обгон в разрешенном месте
Эксперты назвали несколько спорных ситуаций на дороге, которые могут привести к наказанию, хотя, на первый взгляд, ситуация кажется очевидной.
Представим ситуацию: автомобиль едет по городским переулкам, выезжает на дорогу с двухсторонним движением, натыкается на припаркованный не по правилам фургон, который разгружает ящики у магазина. Водитель выруливает через прерывистую линию на «встречку», едет до ближайшего перекрестка и встает на светофоре.
Если прочитать правила дорожного движения, то можно обнаружить тонкости — на некоторых участках дорог запрещается совершать обгоны, даже когда присутствует прерывистая разрешающая разметка. В пункте 11.4 говорится, что обгон запрещен на регулируемых и нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, которая не является главной, а также на пешеходных переходах, где бы они не находились.
В опасные маневры нельзя пускаться на мостах, в тоннелях, перед железнодорожными переездами, а также в ситуации, когда видимость ограничена, пишут aif.ru.
Представим еще одну ситуацию: водитель подъезжает на двухполосной дороге к светофору и утыкается в маленький затор, хвост которого тянется на полсотни метров. И машины поворачивают направо, а водителю надо попасть на свободную левую сторону. Он никому не помешает, если со скоростью 25 км/ч проедет через свободную полосу встречного движения на опережение пробки и совершит разрешенный поворот на светофоре, но посередине этого 50-метрового участка находится пешеходный переход. И это надо учитывать, потому как если в пробке окажется автомобиль ГИБДД, экипаж которой станет свидетелем проезда по пешеходному переходу во время обгона пробки, то нарушителю будут грозить штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение прав по статье 12.15 КоАП России сроком от четырех до шести месяцев.
В этом случае водитель нарушит два пункта статьи 11 Правил дорожного движения: совершил обгон на пешеходном переходе; совершил обгон, «по завершении которого он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу». Затор помешает вернуться, а значит, обгонять нельзя.
Инспекторы часто используют подобные ловушки для того, чтобы наказать вполне законопослушного автомобилиста за безопасный проезд.
На загородных дорогах подобного рода ловушек также предостаточно. Длинные шоссе часто прерываются пешеходными переходами, которые располагаются в лесу, между маленькими населенными пунктами. Порой они не обозначены знаками, и только сильно потертая дорожная зебра говорит об их присутствии. К примеру, автомобилист посмотрел вдаль, не увидел запрещающих знаков, начал совершать обгон через прерывистую линию, поравнялся с обгоняемой машиной и неожиданно заметил обозначение пешеходного перехода. Естественно, он продолжает обгон, хотя правила дорожного движения в данной ситуации обязывают нажимать на тормоз, пропускать обгоняемую машину вперед и уходить на свою полосу движения, чтобы не попасть на пустую зебру. Данные действия могут обернуться возникновением ДТП.
Ситуация очень спорная: с одной стороны, ПДД — это закон, и инспекторы, которые, к примеру, дежурят в момент инцидента в кустах и снимают попавших в ловушку водителей, формально правы. А с другой — закон не терпит неразумного применения, в данном случае важно не превращать ПДД в абсурд, а руководствоваться здравым смыслом, ведь закон, в первую очередь, требует проведения мероприятий по обеспечению безопасности на дорогах.
Ситуации, когда обгон на перекрестке запрещен
Даже в разрешённом случае совершения объезда попутного автомобиля всё равно есть спорные ситуации. Поэтому обязательно нужно обращать внимание на наличие разметки, а также на предупреждающие знаки перед пересечением.
Водители часто совершают ошибку – не обращают внимания на смену направления главной дороги. Согласно правилам дорожного движения – смена направления главной дороги на перекрёстке обозначает то, что движущиеся по ней водители должны следовать правилам следования по равнозначным дорогам. То есть, опережаемое транспортное средство будет иметь преимущество находясь справа, следовательно, опережение здесь запрещёно.
Неважно, в какую сторону меняется направление, приоритет всегда остаётся за автомобилем, находящимся на пересечении. Помимо этого, если главная дорога сворачивает налево, то может возникнуть авария.
Равнозначные пересекающиеся дороги руководствуются теми же правилами и не позволяют производить опережение на этом участке.
Водитель также не может произвести обгон, находясь на второстепенной дороге. Плотный поток автомобилей в часы пик может сбить с толку водителей. Движение в два ряда по второстепенной дороге не является причиной для совершения данного манёвра.
Запрещёно также и опережение на пересечении, где присутствуют пешеходные переходы.
ДТП при обгоне на перекрестке
Возникновение аварийной ситуации при неправильно совершённом обгоне на перекрёстке – не редкость. В таком случае часто трудно выяснить виновника ДТП.
Аварийные ситуации при опережении:
- Обгон на главной дороге. Для определения виновника аварии нужно обратиться к ПДД, где в п.8.1 указано об обязанности подачи световых сигналов или жестов о намерении совершить поворот, а также о безопасности совершаемого манёвра. А также п.11.2 где указаны правила опережения и запрещается выполнять манёвр если движущееся средство передвижения уже начало совершать объезд, или подаёт сигнал поворота налево, если автомобиль позади уже начало совершать обгон или если безопасное завершение манёвра не возможно.
- При опережении на запрещённых перекрёстках виноват будет всегда водитель, совершающий манёвр. При пересечении 2-х второстепенных дорог водителем, совершающим опережение, будет также нарушен п. 11.4 где указаны места на которых такой манёвр запрещён. Совершая обгон на пересечении 4-х полосной дороги, водитель тоже будет являться нарушителем, создание аварийной ситуации будет стоить ему 4-6 месяцев лишения прав, чём указано в п. 9.2 правил дорожного движения.
Как избежать аварий при обгоне?
Опережение транспортного средства на любом участке дороги требует чёткой оценки дорожной ситуации водителем. И правильный расчёт всех возможностей – одна из главных причин, благодаря которым можно избежать возникновения аварии.
Вообще советы на этот счёт достаточно простые и могут относиться любой дорожной ситуации:
- Не совершай объезд другого автомобиля, если не уверен в возможности безопасного завершения манёвра после участка.
- Обгон на развилке можно производить только при продолжении прямого направления главной дороги.
- Перекрёсток опасен! Нужно обращать внимание на сигналы движущихся в потоке машин не только спереди, но и сзади.
- Нужно подавать сигналы о намерении совершить манёвр всегда.
Не пустил в свой ряд при обгоне пробки
Наверное, все уже привыкли к длинным пробкам по утрам, когда все люди едут на работу, вследствие чего и образуется длинная вереница машин. Времени можно потерять не один час, а для многих этот час может оказаться катастрофически важным, отсюда и начинаются необдуманные действия и возникновение спорных конфликтных ситуаций на дорогах.
Один такой случай произошел со мной на днях. Стандартная утренняя пробка, я стою как все, медленно двигаюсь вперед. В зеркало заметил очередного лихача, решившего, что он самый умный и выехавшего на встречную полосу для обгона. Встать он решил прямо перед моей машиной, но я такой наглости не потерпел и не пустил его.
Еще больше возмущения вызвала реакция обгоняющего водителя. Он опустил стекло и начал кричать, что я обязан его пропустить в свой ряд, потому что в ПДД есть пункт, в котором прописано о том, что я не должен препятствовать обгону своими действиями, после чего благополучно проехал дальше и встал через несколько машин от меня. Возможно, он оказался прав?
Штрафы при обгоне на перекрестке
Согласно КОАП, обгон на перекрёстке, в нарушение ПДД несёт за собой административную ответственность и штраф в 5 тысяч рублей, а также возможно лишение права управления транспортными средствами на период от 4-х до 6-ти месяцев. Эти цифры указаны по состоянию на 2017 год.
Итак, в качестве заключения нужно усвоить главные правила совершения объезда впереди движущегося автомобиля на перекрёстке:
- Правила дорожного движения разрешают совершать опережение на перекрёстке только в том случае, если автомобиль следует по нерегулируемому участку пересечения главной и второстепенной дороги.
- Не стоит выполнять манёвр водителю, который не уверен в возможности его выполнения, а также в том случае, если на перекрёстке находится пешеходный переход.
- Перед опережением нужно оценить дорожную ситуацию и обязательно подать световой сигнал.
- В случае аварии чаще всего виновником становится водитель совершающий обгон.
- Совершение опережающего манёвра на неразрешённых перекрёстках несёт за собой штраф 5000 и лишение прав на четыре или даже шесть месяцев.
И самое главное правило – «Тише едешь – дальше будешь» — не стоит забывать. Не стоит торопиться, если нет крайней необходимости.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: +7 (Москва)+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург) Это быстро и бесплатно!
Бесплатная онлайн-консультация автоюриста
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: +7 (Москва)+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург) Это быстро и бесплатно!
Обгон при движении по главной дороге
Двигаясь по главной дороге, водитель может обогнать другое авто на нерегулируемом перекрестке. Однако подобное возможно только за пределами населенных пунктов.
Главные и второстепенные дороги присутствуют только на нерегулируемых пересечениях. Если на перекрестке установлен светофор, то оба участка проезжей части имеют одинаковое значение. Приоритет в движении определяется сигналом светофора.
Перед пересечением дорог нередко присутствует сплошная разметка. Пересекать ее запрещено. Соответственно, выполнить обгон не представляется возможным.
Если главная дорога меняет направление, уходя вправо или влево, то обгонять другие ТС на таком перекрестке запрещается. Здесь действуют правила, применяемые для пересечений равнозначных дорог. Соответственно, преимущество в проезде будет иметь тот автомобиль, который приближается справа.