Что такое тотал в страховании КАСКО
Тотал по КАСКО – это полная или частичная гибель автомобиля ввиду события, предусмотренного страховым полисом. Транспортное средство признают непригодным к восстановлению, если было повреждено более 70% конструктивных элементов.
Важно! Страховая сумма рассчитывается по принципу: за каждый месяц, прошедший с момента подписания договора, отнимается процент износа.
Тотальная компенсация будет выплачена, если автомобиль получил повреждения в результате события:
- возгорания;
- серьезной аварии (наезд на пешехода или преграду, опрокидывание, слет с дороги);
- стихийного бедствия;
- неправомерных действий третьих лиц (коммунальных или технических служб, злоумышленников и др.).
Объем нанесенных повреждений определяется посредством независимой оценочной экспертизы. Страховая компания направляет запрос на осмотр, затем прикрепляет отчет к договору.
Что входит в страховку КАСКО, можно узнать здесь.
Тотал выгоден для страховых компаний, поскольку:
- после выплаты возмещения договор разрывается, а невостребованная страховая премия остается у компании;
- фирма может отремонтировать автомобиль или продать его на запчасти, чем покроет часть расходов;
- в некоторых ситуациях целая часть транспортного средства оказывается дороже, чем было выявлено при оценке.
Водитель, если сомневается в разнице, может направить страховщику запрос на перерасчет суммы компенсации, прикрепив к делу заключение независимого оценщика. Если компания отказывается от повторной экспертизы, то владелец автомобиля имеет право подать заявление в суд.
Об особенностях страховки КАСКО для автомобиля можно узнать здесь.
Что это означает
Тотал КАСКО – это термин, который обозначает полную или частичную гибель транспортного средства, в результате наступления страхового события. Тоталом признают транспортное средство, которое не подлежит полному восстановлению, в случае повреждения более 70% от реальной рыночной стоимости автомобиля.
Важно! Страховая стоимость определяется очень просто. За каждый месяц действия договора страховая организация отнимает сумму износа, от страховой суммы, которая была определена при заключении КАСКО.
На практике тоталом может быть признана машина, которая получила ущерб в результате:
- пожара;
- серьезного ДТП;
- стихийных бедствий;
- противоправного действия третьих лиц.
При этом следует принимать во внимание, что процент повреждения устанавливает специальная независимая экспертиза, которая делает осмотр только по запросу страховой организации.
Варианты выплаты по КАСКО при полной гибели автомобиля
Полная гибель автомобиля по КАСКО выплачивается в трех формах:
Полная компенсация
Страховщик выплачивают всю сумму, на которую автомобиль был застрахован. Клиент подписывает договор абандона – право собственности на транспортное средство переходит компании, за что он получает компенсацию. Например, если автомобиль был застрахован на 1 000 000 рублей, то ровно столько получит владелец (без каких-либо вычетов). Это довольно выгодные условия сотрудничества, но они не так распространены.
Статья по теме: Можно ли поменять лобовое стекло по КАСКО и как это сделать
Важно! Страховщики часто стараются извлечь выгоду из ситуации: они вычитывают сумму амортизации, снижая сумму возмещения, например, до 900 000 рублей. Если в соглашении не прописан подобный порядок расчета (нет упоминания о вычете амортизации), то такие действия признаются незаконными. Водитель должен обратиться в суд для защиты своих прав.
Выплаты с учетом износа
Сумма возмещения с учетом износа (обычно он равняется 1% за каждый месяц, в течение которого действовал полис). В этом случае остатки «погибшего» автомобиля так же переходят в собственность компании. Например, если транспорт был застрахован на 1 000 000 рублей, сумма ущерба оценена в 700 000 рублей, а авария случилась на 12 месяце, то из компенсации будут вычтены 12% (84 000). Страхователь получит на руки 616 000 рублей.
Если происшествие случилось ближе к моменту оформления полиса, а страховщик добавил пункт об исчислении амортизации, то клиент получит максимальную выгоду. Чем дольше действует КАСКО, тем меньше денег получит страхователь. Притом компания имеет право восстановить «погибший» автомобиль или продать его на запчасти, так как он переходит в ее собственность. Такое встречается не часто, поскольку крупные компании стараются поддерживать репутацию.
Клиент попадает в неприятную ситуацию, если автомобиль был куплен недавно и в кредит: компенсация от страховой компании будет переведена прямо в банк. В таких обстоятельствах рекомендуется попытаться оставить сломанную машину, чтобы продать целые элементы и извлечь выгоду.
Выплаты с вычетом уцелевших частей
Компания может выплатить компенсацию, из которой будет исключена стоимость годных остатков автомобиля. Тогда «погибшее» транспортное средство со всеми ГОТС остается у страхователя.
Страховщик определяет сумму возмещения с учетом износа, отнимая стоимость годных останков (ГОТС), из-за чего в руки клиента попадет не так много денег, но за ним остается право собственности на автомобиль. Основная задача полиса КАСКО – сохранение материального имущества на первоначальном уровне не будет достигнута. Эта форма может оказаться выгоднее, если владелец сможет продать запчасти за реальную стоимость. Иногда автомобиль удается починить, несмотря на решение оценщиков.
К примеру, ТС застрахован на 1 000 000 рублей. Оценщики обозначили стоимость ГОТС в 300 000 рублей, восстановление обойдется в 700 000 рублей, из чего вычитывается износ (событие случилось на 12 месяце, значит, износ будет равен 84 000 рублей). На руки клиенту будет выдано 616 000 рублей и уцелевшие элементы, которыми он может распоряжаться на свое усмотрение.
Статья по теме: Как выбрать КАСКО на автомобиль и в какой компании лучше оформить полис
Нельзя полагаться только на стоимость ГОТС, объявленную оценщиками. Часто компании завышают их ценность, чтобы сэкономить на компенсации. Этот факт трудно доказать, поскольку единого регламента учета ГОТС в законодательстве нет. Легче оценить повреждения всего автомобиля и проанализировать предложения реализации ТС с подобными поломками.
Важно! Рекомендуется воспользоваться услугами независимого оценщика, чтобы сделать правильный выбор. Это поможет объективно оценить выгоду каждого из вариантов.
Как определяется размер выплат
Выплаты по ОСАГО зависят от выбранной программы страхования и заключения эксперта, который признает экономическую нецелесообразность проведения ремонта. Также на них влияют способ оформления полной гибели авто и действия страхователя.
Минимальный порог устанавливается внутренними правилами страховщика и отличается в ряде ведущих страховых компаний. В большинстве случаев это 70-80% от размера страховой суммы. Компании, которые признают «тотал» при пороге менее 65 процентов от стоимости автомобиля, встречаются редко.
В установленный срок после того, как стало известно страховой компании о произошедшем страховом случае, назначается независимая экспертиза стоимости необходимого ремонта. Оценивается каждое повреждение, каждый элемент, требующий ремонта. После проведения экспертизы выплаты будут производится в порядке, установленном договором и внутренними правилами страховой компании.
Экспертиза не требуется, если машина была угнана злоумышленниками и разобрана на запчасти с целью дальнейшей продажи. В этом случае достаточно будет заключения криминалистов и открытого уголовного дела.
После этого будут возможны две ситуации:
- Страхователь заявляет об отказе от автомобиля в пользу страховщика (заключает договор абандона) и получает возмещение с учетом естественного износа, франшизы и других вычетов
- Страхователь сохраняет машину в своей собственности, а к вычетам из страховой суммы добавится стоимость годных остатков ТС
Договор абандона
Абандон — это отказ страхователя от прав на застрахованное имущество. При его подаче собственник имеет право на возмещение стоимости имущества с учетом действующих вычетов. Договор абандона может быть заключен только при полной гибели застрахованного имущества.
Заключить такой договор можно в течение полугода с момента наступления страхового случая. Согласие страховщика при этом не требуется. В договоре должны быть указаны условия страхования и оговорены права и обязанности обеих сторон, в том числе выплата компенсации.
Страховщики избегают такого исхода при полной гибели автомобиля, так как при абандоне размер компенсации может существенно вырасти. Если страховая компания отказывается заключать договор абандона, то вы можете обжаловать этот отказ через суд. Большинство разбирательств, касающихся абандона, решаются в пользу страхователя.
Учет естественного износа
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ №20 от 27 июня 2013 года, при заключении абандона износ не должен включаться в расчет страховой выплаты. Тем не менее, большинство страховщиков вычитают ее из компенсации.
Естественный износ при полной гибели автомобиля рассчитывается так же, как и обычно. Он учитывается на дату наступления страхового случая. Порядок расчета износа зависит от конкретной страховой компании. Он считается за месяц (до 1-2% от страховой суммы) или за год (от 12-13% от страховой суммы.
Годные остатки
Такой вид выплат осуществляется, когда право собственности на автомобиль остается у застрахованного лица. В этом случае из страховой суммы вычитается стоимость запчастей, которые еще можно использовать или продать. Оценщики анализируют остатки, определяют действующие детали и сравнивают их стоимость со средней на рынке.
Однако, единых норм для расчета ГОТС не существует, а оценкой остатков занимаются эксперты страховой компании. По этой причине размер страховой выплаты, по сравнению с абандоном, может быть значительно занижен.
Как производятся выплаты по тоталу
Страховой случай должен быть оформлен согласно регламенту. Представитель компании выдает клиенту памятку, в которой прописан весь алгоритм действий при аварии.
На место ДТП нужно вызвать сотрудников ГИБДД и зафиксировать страховой случай. Если нет времени ждать дорожную полицию, собирать все сопроводительные документы, можно обратиться к аварийному комиссару. Их услуги стоят около 1 500 рублей.
В случае аварии:
- нельзя переставлять автомобиль с места происшествия;
- нужно сделать фотографию участников ДТП, зафиксировать повреждения;
- собрать контакты свидетелей (они могут пригодиться, если возникнут разбирательства).
Какие документы нужны
Выплаты по КАСКО при полной гибели автомобиля назначаются при предоставлении документов:
- удостоверение личности;
- подтверждение права собственности (ПТС, СТС или др.);
- водительские права;
- копия страхового полиса;
- справка с ГИБДД (официальное доказательства факта наступления страхового случая).
Важно! Страхователю дополнительно заполняет бланк заявления – он выдается в офисе компании.
Что делать с годными остатками по КАСКО
Годные остатки можно попытаться продать на свободном рынке, получить прибыль, добавить компенсацию от страховщика и купить новый автомобиль. К реализации деталей можно приступать только после получения отчета оценщика и документального согласования с компанией.
Важно! Если по оценке эксперта стоимость ГОТС слишком мала, то выгоднее оставить части страховщику и получить компенсацию. Возможность выбора формы выплаты предусмотрена статьей 10 пунктом 5 закона «Об организации страхового дела».
Нельзя продавать ГОТС, если планируется судебное разбирательство (например, клиент не согласен с решением или страховщик затягивает с переводом возмещения). Может потребоваться повторная оценка. Если ГОТС будут недоступны, то суд сможет опираться только на ранее проведенную экспертизу.
Если годные детали будут переданы страховщику, то клиент обязан обеспечить их сохранность. Страхователь, как владелец автомобиля, несет за него полную ответственность. Если ГОТС получат дополнительные повреждения, то компания может отказаться от их принятия и выплаты компенсации.
Статья по теме: Основной вид образца КАСКО в разных страховых компаниях
Поврежденные транспортные средства отправляются на платную стоянку. Страховщик обязуется оплатить расходы клиента, необходимые для передачи автомобиля в собственность компании, если иное не предусмотрено договором. На практике, СК не спешит брать на себя траты. Клиент должен оповестить компанию, что для сохранения имущества автомобиль был размещен на платной стоянке, прикрепить копию счета за услуги. Если менеджер страховщика предложит привезти ТС в офис – нельзя этого делать, так как тогда владельцу придется забирать его за свои деньги. Дополнительные расходы можно будет оспорить только в суде.
Важно! Автомобиль перестает быть собственностью водителя в момент подписания договора абандона. С этой минуты можно прекратить оплачивать стоянку если оплачивал ее страхователь.
Как производятся выплаты, если машина кредитная
В отношении кредитных автомобилей действует порядок:
- Страховая компания уведомляет кредитора о происшествии, поскольку по договору компенсация положена именно ему, а не водителю.
- Клиент заполняет заявление на выплату, в котором указывает данные о себе и о транспортном средстве, прикрепляет отчет эксперта.
- СК направляет страхователю ответ, а кредитору перечисляет деньги. Часть средств может быть переведена заемщику, если сумма страховки превышает остаток долга. Например, если кредит выплачивался досрочно и погашен на 80%, то банк может разрешить, чтобы все деньги были направлены на счет страхователя.
При тотале кредитного автомобиля водитель теряет часть прибыли, но уменьшает размер долга перед банком.
Варианты выплаты
Опять же, здесь все тоже зависит от конкретной страховой компании. Ведь есть такие организации, которые в договоре прописывают возможность оценки гибели автомобиля только определенными экспертными организациями. Надо ли уточнять, что эти экспертные организации в таком случае назначаются только самой страховой и могут быть не очень добросовестными, либо действовать по указке страховых агентов.
Свои права тогда придется долго и сложно отстаивать в суде.
В плане же выплаты может быть предложено несколько вариантов действий:
- Страховщик выплачивает полную сумму компенсации автовладельцу и забирает автомобиль с неповрежденными запчастями и элементами кузова себе (по договоренности).
- Страховщик выплачивает сумму компенсации, но вычитает из этих денег те годные запчасти, которые автовладелец пожелал оставить себе. Естественно, проводится экспертная оценка стоимости этих запчастей с учетом зафиксированного на момент сделки износа.
- Некоторые страховые компании сразу же предлагают воспользоваться вторым пунктом, но в тот же момент советуют своих партнеров, которые занимаются продажей автомобилей по запчастям. В таком случае тоже выплачивается компенсация за вычетом реализованных деталей.
Какой вариант выбирать, а от какого сразу же отказываться, стоит решать в каждом отдельном случае самостоятельно. Именно потому важно понимать, что страховая компания делать в праве, а какие ее действия находятся уже вне юридического поля.
Например, неблагонадежные страховые компании могут запросто навязывать свои услуги по продаже целых запасных частей или по реализации аварийного автомобиля без разборки. В таком случае нужно оставаться внимательным в любом случае, поскольку неизвестно, кто будет заниматься продажей, в каких отношениях страховая компания с этими людьми или организацией, есть ли у них возможность занижать выплаты и стоимость продажи годных частей имущества в свою пользу.
Очевидно также, что в целом выплаты «тотал» по КАСКО почти всегда являются довольно крупными. Естественно, это благодатная почва для всевозможных махинаций и отмывания денег. Значит, важно заблаговременно подбирать как можно более уважаемую страховую компанию с безупречной репутацией и большим опытом работы на рынке.
Одними из ключевых показателей надежности страховщика являются: прозрачный договор, только безналичные формы оплаты по КАСКО, минимум попыток навязать свои услуги в случае возникновения страхового случая.
Когда не удастся получить возмещение
Страховая компания имеет право отказаться от выплаты компенсации, если авария случилась по злому умыслу собственника или ввиду неисправности автомобиля.
Например, страхователь не получит денег, если случился пожар по причине короткого замыкания в проводке. Также компенсация не будет выплачена, если водитель находился в алкогольном или наркотическом опьянении.
Важно! Если страхователь не согласен с решением СК, то он имеет право обратиться в суд. Ему придется собрать доказательства своей невиновности, иначе судья встанет на сторону компании.
Подводные камни выплат КАСКО при тотальной гибели авто
Судебные разбирательства – норма для страховой отрасли. Лимит уцелевших элементов автомобиля, необходимый для признания тотала, может сыграть на руку страхователю. Если в договоре этот момент не прописан четко, то допускается использование сравнительного анализа условий других компаний. В суде конструктивную гибель автомобиля по КАСКО могут признать уже при 50% повреждений.
Чаще всего страховые компании готовы выплатить компенсацию только с учетом износа. Владельцу нужно учитывать возраст транспортного средства, чтобы решить, оставить ли остатки автомобиля. Если ввиду длительного срока эксплуатации накопилась амортизация, то имеет смысл самостоятельно распродать ГОТС.
Тотальная гибель кредитного автомобиля по КАСКО
Отдельно стоит упомянуть тотальную гибель кредитного автомобиля по КАСКО . Основной нюанс здесь заключается в том, что выгодоприобретателем в этом случае является не водитель, а банк. Причем эта выплата идет в счет погашения кредита. Оставшаяся часть суммы переводится банком на счет водителя. При этом кредитный договор прекращает свое действие, но водитель остается без машины.
Зачастую, тотальная гибель кредитного автомобиля по КАСКО является вдвойне невыгодной для автовладельцев. Представьте себе ситуацию, что в течение определенного времени он платил кредит, а потом остался без машины и с суммой, которой едва ли хватит на первоначальный взнос по новому кредиту, который придется выплачивать заново. Однако даже это в разы лучше, чем остаться не только без машины, но и без какой-либо компенсации, с огромным долгом перед банком. А именно это ждет тех, кто идет на риск и ищет всевозможные способы, как не платить КАСКО на второй год кредита.