Какой штраф за обгон справа: разберём предусмотренные наказания и другие нюансы


Основные понятия

Обгон справа

В правилах дорожного движения чётко оговорены понятия, которые в обыденном восприятии схожи и не имеют на первый взгляд существенной разницы.

К таковым относятся:

  1. Обгон – временное перестроение на линию встречного потока с увеличением скорости, с целью объезда впереди едущего транспортного средства и последующее возвращение на свой путь на трассе с двухсторонним движением.
  2. Опережение – изменение ряда движения с целью обгона, но без заезда на полосу встречного направления.
  3. Перестроение – изменение траектории передвижения, то есть переход с одного пути на другой, но не сопровождающийся выездом на встречную трассу и не всегда связанный с обгоном других машин.

Несмотря на очевидную близость понятий, стоит отметить, что в отличие от перестроения и опережения, совершать манёвр обгона разрешено только при соблюдении определённых условий. Каждый манёвр должен сопровождаться световыми и звуковыми сигналами, информирующими о действиях водителя.

При езде важно не только правильно трактовать содержание дорожных знаков и разметки, но и классифицировать свои действия. Это позволит избежать неприятных санкций и ДТП по неосмотрительности.

Где разрешены обгон и опережение

  • Правильно рассчитано время и на маневр и расстояние до впереди идущего по встречной полосе транспортного средства.
  • Когда автомобиль находится по максимуму близко к впереди идущему автотранспорту, включается сигнал поворота и выполняется опережение.
  • Выполнение манипуляций займет малое количество времени, и машина вновь будет возвращена на свою полосу дороги.
  • Когда маневр завершен, необходимо включить сигнал правого поворота, тем самым, предупреждая других участников движения о своем намерении вернуться на прежнюю полосу.
  • Когда на определенной территории установлены знаки, запрещающие данный маневр. Это означает, что выполнение его будет крайне опасным.
  • В случае, когда на транспортном средстве, едущем впереди, включился световой сигнал, обозначающий поворот. В данном случае, во избежание столкновения, необходимо подождать, пока автомобилист закончит свой маневр, и только после этого перестраиваться.
  • Если водитель транспортного средства, которое двигается сзади, приступил к обгону, необходимо пропустить его, и только потом, убедившись, что дорога свободна, начинать выполнение маневра.

Разновидности опережения

Опережение представляет собой более общее понятие, чем обгон, так как к его основным видам относятся:

  1. Ускорение без изменения полосы, которое фактически будет признано опережением, так как соседний автомобиль, ранее находившийся спереди или сбоку, будет сзади.
  2. Объезд ТС по левой полосе в результате перестроения с крайней или средней.
  3. Обгон, связанный с выездом на встречную линию.

Перечень допустимых типов перестроения основан на том, чтобы даже при высоких скоростных режимах не создавалось опасности для участников дорожного движения.

Разграничения между понятиями обгон и опережение произошли в 2010 году, до этого они фактически означали одно и то же. Современным автолюбителям важно знать не только разницу в терминологии, но и то, как себя вести.

ПДД по теме

В «Общих положениях» ПДД есть множество определений. Нас интересуют три определения:

  1. Обочина является элементом дороги. Она примыкает к проезжей части на одном уровне, отличается типом покрытия или выделением при помощи разметки.
  2. Обгон – опережение на дороге одного или нескольких автомобилей (гласит ПДД). Обгон – это когда ТС выезжает на встречную полосу, а затем возвращается на ранее занимаемую полосу. Как таковой выезд на обочину не является обгоном. Он возможен только с левой стороны.
  3. Статья 1 п.2 ПДД гласит, что опережение – движение ТС со скоростью, которая превышает скорость попутного ТС. К чему здесь это понятие? Все дело в том, что в ПДД нет понятия «обгон справа».

ВАЖНО! Следует отличать термины «обгон» и «опережение»: первое – это выезд на полосу встречного движения.

Каждому водителю будет полезно узнать и о других штрафах за обгон, например, при совершении этого маневра на перекрестке, на мосту, на пешеходном переходе, через одинарную и двойную сплошную линию, под запрещающий знак, а также за двойной обгон.

Процедура обгона

Обгон – один из наиболее опасных манёвров, который совершают водители на трассе. Дело в том, что они в момент совершения действия попадают в зависимость от поступков машин с обоих направлений. Требуется максимальная концентрация и сосредоточенность на процессе, чтобы всё прошло плавно и не вызвало необходимость совершать экстренное торможение или поворот иным водителям.
К основным рекомендациям при совершении обгона относятся:

  • включить сигнал о повороте с целью предупреждения следующих рядом машин о планировании манёвра;
  • активировать более мощную передачу, чтобы автомобиль смог совершить манипуляцию;
  • проверить, не помешает ли обгон другим участникам, например, если сзади водитель уже начал совершать манёвр, то следует его пропустить;
  • оценить расстояние до автомобилей, едущих по встречной полосе с целью определения временной возможности успеть завершить перестроение в свою полосу.

Не стоит предпринимать попытки совершения обгона на подъёме, так как ограничена видимость встречного движения. Также в условиях плохой погоды есть риск не заметить иные транспортные средства.

Не рекомендуется совершение обгона на узких двухполосных и горных дорогах. На участках где проблематично разъехаться двум направлениям, одновременно три едущие машины приведут к серьёзной аварии.

Опережение справа в пределах одной полосы

При этом встречаю ситуацию, когда идущая сзади машина объезжает меня справа, выдавливая к центру дороги. После совершения обгона (опережения?) они просто едут впереди меня. Цель такого обгона — непонятна (ну на самом деле понятна, но про это не будем).

С подобными ситуациями я уже смирился, если бы не случай вчера. Я проезжал Ж/Д переезд максимально прижавшись к разделительной, находился при этом в своей полосе. Навстречу фура. Ширина переезда очень узкая, аккурат чтобы с небольшим запасом прошел грузовик.

Рекомендуем прочесть: Отрицательная характеристика на отца не посещавшего школьника

Опережение справа

Исходя из определений терминов, обгон и опережение следует, что в России при установленном левостороннем движении, как такого обгона справа не существует, так как это физически не предполагает выезд на встречный ряд. Такой манёвр будет признан опережением. Ограничений на совершение перестроения с целью объезда справа в ПДД не прописано, но это не значит, что то, что не запрещено – разрешено. Обгон справа по обочине не допустим, так как это противоречит другим правилам.

Отдельно норма по опережению справа не выделена в связи с тем, что совершаемое действие будет связано с иными нарушениями.

К таковым относятся:

  • выезд на обочину с целью опережения транспортного средства, следующего по правому ряду;
  • скорость движения авто по правой полосе не превышает режима среднего ряда.

Если водитель из левой или средней полосы передвинулся в правую, которая движется быстрее, то это будет являться перестроением. Опережением также будет признано перестроение из левого ряда, если там автомобили планируют делать поворот.

Что касается заезда на трамвайные рельсы, то это запрещено, особенно если это связано с попыткой обгона.

В ПДД оговорены две ситуации, при которых данный манёвр допустим:

  1. Объезд стоящих транспортных средств, которые загораживают движение при аварийной ситуации.
  2. Движение в период увеличенного потока машин.

В обоих вариантах водитель обязан предварительно убедиться, что его действие не помешает передвижению трамвая, так как он имеет приоритет на участке дороги, где размещены рельсы. Заезд на траекторию езды встречного трамвая строго карается законом, так как представляет собой сразу несколько правонарушений: передвижение по рельсам и по встречной полосе.

Попытка объехать пробку на трассе по обочине классифицируется как нарушение, притом, такое поведение приводит к порче транспортного средства и вызовет проблемы при перестроении в основной ряд.

Чем опережение отличается от обгона, когда оно запрещено и за что можно получить штраф

Что такое опережение?

Определение опережения очень простое: это движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства

. Важнейшее отличие опережения от обгона состоит в том, что обгон – это опережение, связанное с выездом на встречную полосу, а простое опережение осуществляется без выезда на встречку.

Когда опережение запрещено?

Прямого запрета на опережение в конкретной ситуации в ПДД нет – то есть на опережение не распространяются запреты, действующие для обгона: опережать можно и на перекрестках, в тоннелях, на поворотах и так далее, поскольку водитель движется по своей полосе движения и нет риска появления на ней встречного автомобиля. Несомненно, помимо правил стоит учитывать и конкретные дорожные условия: к примеру, опасный поворот в условиях ограниченной видимости (туман, дождь, снег) или в гололед – не лучшее место для опережения, пусть оно и не противоречит правилам.

Однако в ПДД есть отдельный пункт 11.5, касающийся именно правил опережения: он гласит, что опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 ПДД

. Пункт
14.2, в свою очередь, устанавливает, что если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость
, а продолжать движение разрешено, только пропустив пешеходов. Поэтому, даже двигаясь по своей полосе, нужно следить за дорожной обстановкой и помнить одно из ключевых правил: если автомобили впереди начали торможение, вы тоже должны замедлиться, чтобы понять, что происходит.

Разрешено ли опережение с правой стороны?

Когда-то в ПДД не было понятия «опережение», и это породило такое словосочетание, как «обгон справа», которое вдобавок обросло мифами. Имея в виду действующие правила, стоит понимать, что понятия «обгон справа» не существует, поскольку встречная полоса там располагаться не может, а соответствующий маневр называется «опережение справа». При этом прямого запрета на опережение справа в ПДД нет: если дорога имеет больше одной полосы движения в одном направлении, вы движетесь в левой полосе, и автомобиль перед вами начал замедляться (например, для поворота налево), то вы имеете полное право перестроиться в правую полосу и опередить его, соблюдая правила маневрирования. То же самое касается ситуаций, когда водитель в нарушение ПДД движется по левой полосе при свободной правой, а вы, совершая опережение, догнали его: в этой ситуации можно вернуться в положенный правый ряд, опередить попутную машину (без превышения скорости) и продолжить движение в правом ряду.

Однако есть и ситуации, в которых опережение справа будет незаконным: они связаны с выездом на обочину, велосипедные и пешеходные дорожки либо тротуары. Такой маневр хоть и является опережением, но фактически остается прежде всего нарушением ПДД.

Какой штраф предусмотрен за некорректное опережение?

Из рассказанного выше становится понятно, что нарушение правил опережения может спровоцировать несколько ситуаций, в который водитель получит штраф. Рассмотрим их по порядку.

Нарушение пункта 11.5 ПДД при проезде пешеходных переходов, когда водитель не замедляется вместе с попутными автомобилями, может закончиться для него не административным, а уголовным делом, если пешеход будет сбит. Но даже если этого не произойдет, водитель будет наказан по статье 12.8 КоАП за «невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения

(за исключением водителей транспортных средств),
пользующимся преимуществом в движении
»: это влечет наложение административного
штрафа в размере от 1 500 до 2 500 рублей
.

Опережение справа, связанное с выездом на обочину, карается в соответствии с частью 1 статьи 12.15 КоАП: согласно ей «движение по обочинам <�…> влечет наложение административного штрафа в размере 1 500 рублей»

.

Если же водитель выполнит опережение справа с выездом на велосипедную или пешеходную дорожку либо тротуар, он будет наказан по части 2 той же статьи 12.15: «движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение ПДД

влечет наложение административного
штрафа в размере 2 000 рублей
».

Санкции

После определения понятия обгон справа, разберёмся какой штраф предусмотрен за правонарушение. Как уже было сказано выше, нарушения в виде обгона справа не существует и выписка штрафа с такой формулировкой незаконна.

Как правило, водителя наказывают за иные административные проступки:

  • выезд на обочину или тротуар – полторы тысячи рублей;
  • попытка совершения обгона по запрещённым зонам – пять тысяч рублей;
  • езда по трамвайным рельсам без наличия объективных обстоятельств – пять тысяч рублей или лишение водительского удостоверения сроком до полугода.

Степень наказания определяется тем, насколько опасной стала ситуация при манёвре водителя. Обгон по обочине предполагает штраф в том случае, если будет доказано, что целью перестроения был объезд. Штрафные санкции не накладываются, если при выезде водитель припарковал транспортное средство и включил сигналы об аварийной остановке.
Также наказанию не подвергнутся участники движения, чьи действия были обусловлены сложной ситуацией на дороге, например:

  • повреждение полотна, движение по которому усугубит ситуацию;
  • ДТП, при которых блокируется часть дороги.

Если дорога узкая, то допустим частичный заезд на обочину, при езде навстречу крупногабаритного транспортного средства.

Зафиксировать правонарушение вправе не только сотрудники ГИБДД, но и камеры видеонаблюдения. Большинство штрафов на сегодняшний день приходит именно по показаниям видеофиксаторов.

В каких случаях разрешен обгон справа

Как уже выяснилось ранее, обгон справа правильнее называть опережением. Отсюда водителям открываются возможности совершать данный маневр без угрозы какого-либо наказания.

Самые распространенные ситуации для опережения справа, которые разрешены, встречаются в моменты, когда на проезжей части имеется несколько попутных полос движения, а ТС движется по правой полосе с низкой скоростью. В таком случае другому ТС разрешено перестроиться в полосу, находящуюся правее, и опередить указанное ТС. Особенно это актуально на дороге с односторонним движением, так как при повороте налево ТС займет правую полосу и обогнать его можно будет только с правой стороны. Нередки такие ситуации и на перекрестке со встречным движением.

Перестраиваться в правую полосу и совершать последующее опережение можно в случаях, когда исключены все запрещенные законом действия. Стоит также учитывать такие факторы, как погодные условия и видимость, отсутствие справа сплошной линии разметки и запрещающих знаков, а также возможность обгона без превышения максимально допустимой на данном участке дороги скорости и создания аварийной ситуации.

Кто вправе осуществлять обгон справа

В ПДД чётко регламентировано, что как такового нарушения в виде обгона справа не предусмотрено, однако, этот манёвр непосредственно связан с выездом на запрещённую зону: обочину и тротуар.

Наказание накладывается по двум статьями:

  • совершение манёвра, противоречащего нормам закона;
  • езда по запрещённой зоне.

Исключением из правил являются велосипедисты. Они являются полноправными участниками дорожного движения и обязаны соблюдать нормы и установки. Если на дороге не предусмотрена выделенная для них полоса, то велосипедисты вправе двигаться по обочине. Такое допущение распространяется на лиц старше четырнадцати лет.

Все устройства, оборудованные более мощными двигателями, в том числе мотоциклы, приравниваются к автомобилям. На них в равной степени оказывает влияние покрытие, погодные условия и обстановка на трассе.

Правила и послабления при обгоне справа

В большинстве случаев обгон с правой стороны осуществляется по обочине или по тротуарам. Запрет на данные манипуляции обозначен в пункте 9.9.

Подобная категоричность основана на том, что, осуществляя обгон с этой стороны автоматически приведет автомобиль в запрещенную ПДД зону.

Водитель в этом случае при попадании во внимание сотрудников ГИБДД, будет наказан штрафами одновременно за два нарушения – осуществление самого запрещенного маневра, а также за проезд по обочине и по тротуару.

Есть определенные послабления в данном случае, но относятся они к не к водителям транспортных средств, но к управляющим мопедами и велосипедами.

Им разрешено водить средства передвижения по обочине, если не предусмотрено специально для этой цели отведенных дорожек. Также разрешение на вождение транспортных средств распространяется на водителей, возраст которых достиг 14 лет.

Нет нужды перечислять и рассматривать случаи, касающиеся велосипедистов, более подробно стоит изучить ситуации, когда обгон осуществляются транспортные средства, которые оборудованы более мощными автомобильными двигателями.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: