Всем здравствуйте! На дорогах происходят разные ситуации. Водители сталкиваются с необходимостью повернуть, развернуться, а также продолжить движение прямо. Актуальным на сегодня вопросом будет разворот с прилегающей территории.
Некоторые автомобилисты не совсем правильно трактуют подобный маневр. Отсюда возникают разные неприятные дорожные ситуации.
Чтобы сделать все по закону, и при этом полноценно выполнить разворот, следует изучить вопрос в деталях.
Разворот на перекрестке (регулируемом или нерегулируемом)
Один из самых сложных маневров. На первый взгляд, данный маневр мало отличается от двух последовательных поворотов налево. Проблема только в том, что движение водителей и пешеходов на перекрестке часто очень сложное, и вы не очень хорошо понимаете, кого и как пропускать (по ПДД, а не “по понятиям”), каким бортом разъезжаться с машинами, делающими встречный маневр. Плюс если перекресток регулируемый, то часто не получится выполнить разворот за один цикл работы светофоров. Дополнительно ситуация может быть усложнена, например, наличием пешеходных переходов (“зебр”), наезд (причем не обязательно колесом, достаточно бампера или зеркала) на “зебру” может привести к не сдаче экзамена. Если в вашей экзаменационной зоне есть такие перекрестки и на них просят развернуться – нужно тренировать разворот на перекрестке (сделать маневр несколько раз). Всегда помните, что на перекрестках недопустимо “резать углы”, всегда нужно попадать в свою полосу. И имейте в виду, что ситуация сильно зависит от автомобиля, чем машина больше, тем сложней осуществить такой маневр (например, сложно избежать наезда на “зебру”).
Автомобиль для обучения вождению и экзаменов в ГИБДД
Понятие прилегающей территории
Каждый автолюбитель понимает, что разворот проще произвести в свободном месте от машин, чем осуществить такой же маневр на зауженной трассе. Чтобы понять, как правильно разворачиваться, нужно внимательно изучить пункт 1. 2 ПДД.
Здесь сказано, что прилегающей территорией выступает определенный участок, соединенный с основной, рядом идущей дорогой, но при этом не предназначенный для проведения сквозного движения автомобилей. Речь ведется о:
- парковках;
- автозаправках;
- дворовых территориях.
Подобные участки посещаются в день по несколько раз.
Неопытные водители нередко путают прилегающую территорию с перекрестком. Это приводит к нарушением установленных правил и становится причиной дорожных аварий.
Чтобы избежать аварийных ситуаций, каждый водитель должен знать, какими отличительными признаками характеризуется прилегающий участок. Вот самые основные из них:
- на территории нет светофора;
- отсутствуют специальные знаки, что обычно устанавливают на перекрестках;
- территория является второстепенной, соответственно при развороте необходимо соблюдать отличные от перекрестка правила.
Разворот “лампочка”
Наиболее сложный вариант разворота на перекрестке – разворот “лампочка”. Таким способом приходится разворачиваться, когда при попытке сделать разворот стандартным способом, автомобиль не вписывается в габариты дороги. Особенность разворота “лампочка” – вместо того что бы занять крайне левое положение на полосе и сразу поворачивать, приходится предварительно уходить вправо и лишь затем начинать разворот (таким способом увеличивается радиус разворота). Как делать разворот на перекрестке, зависит от радиуса разворота конкретного автомобиля – компактный автомобиль может развернуться стандартным способом, а большой, только “лампочкой”.
Видео с демонстрацией подобных разворотов “лампочка” на экзаменационном маршруте МРЭО ГИБДД:
Почитать про МРЭО, на экзаменационном маршруте которого, записано данное видео можно тут:
Москва МРЭО ГИБДД Лобненская — маршрут экзамена, инструктор для тренировки по экзаменационному маршруту, отзывы
Разворот вне перекрестка (“в один прием”)
Со сложными маневрами очень важно понимать, где они возможны, а где нет, так что хорошо учите теорию – времени долго думать у вас не будет. Так, с разворотом очень распространенный подвох на экзамене, предлагать развернуться в местах, где есть все условия для разворота, кроме одного, например, нет видимости на более чем 100 метров (или пока вы будете думать, что делать, приедете в такое место).
Как правило, корректно развернуться в рамках двух полос невозможно, так что нужно искать место с небольшим “карманом” на противоположной стороне. В роли “кармана” может выступать выезд из прилегающей территории или какая-то площадка рядом с дорогой.
При выполнении маневра критично разворачиваться с запасом, чтобы не задеть бордюр. Причем имейте в ввиду, что инспектор при малейшем подозрении (не обязательно реальном) может нажать на тормоз и прервать ваш маневр.
Естественно все маневры нужно показывать поворотниками и пропускать все машины, имеющие приоритет (ждите момента, когда машина, которую вы пропускаете, точно не изменит скорости или направления движения).
Как правильно выполнить разворот
Не только новички, но и опытные водители испытывают трудности при проведении разворота. Однако если разобраться в правилах, то можно избежать неприятных ситуаций.
Оценка дорожной обстановки
Водитель, у которого возникла необходимость развернуть транспортное средство, обязан проанализировать сложившуюся на дороге ситуацию. Если движется большой поток машин, то маневр легче провести с прилегающего участка дороги, расположенного по левую сторону. При этом возникнет необходимость уступить исключительно транспортным средствам лишь с одной стороны.
Намного сложнее провести разворот, когда необходимый участок находится справа. В этом случае выезжающей машине необходимо уступить дорогу транспорту, который движется по обеим полосам.
Если за рулем новичок, то для него это будет достаточно проблематично. Поэтому важно правильно оценить ситуации на дороге и выбрать подходящее место для разворота. В противном случае под угрозой находится жизнь не только водителя, но и тех, кто находится в этот момент на проезжей части.
Использование территории справа
Выполняя разворот водителю, следует придерживаться определенной схемы действий, которая разработана специально, чтобы предотвратить аварийную ситуацию. Если выбранный участок находится по правую сторону, то в первую очередь нужно включить правый поворот, чтобы другие водители были в курсе о происходящем.
Выбранное место следует немного проехать (примерно на метр) и остановить машину. Для новичков важно запомнить, что не рекомендуется вплотную прижиматься к бордюру. При последующих маневрах существует опасность не рассчитать дистанцию и заехать на него.
Итак, когда машина остановлена, нужно провести оценку ситуации на дороге. Если помехи сзади отсутствуют, то задним ходом медленно въезжают на выбранную территорию. Главное пропустить пешеходов, если таковые появились на траектории движения.
Оказавшись в нужном месте, водитель должен включить левый поворот, проверить, свободна ли проезжая часть, и закончить свой маневр.
Важно запомнить, что перед завершением разворота и выездом на дорогу, нужно остановиться у самого ее края. Это позволит увидеть все машины, которые находится в непосредственной близости на обеих полосах движения.
Прилегающая территория слева
Водителю необходимо перестроиться в крайний левый ряд и остановиться у поворота, который приведет к необходимому участку. Затем нужно оценить обстановку, пропустить транспорт, который движется по встречному направлению, и заехать на территорию передом. Выполняя данное действие нужно как можно ближе подъехать к ее правой стороне.
Когда машина полностью скрылась на прилегающем к дороге участке, следует дать задний ход и закончить свой маневр.
На этом этапе важно внимательно следить другими участниками движения, чтобы не вывернуть у них перед носом и не спровоцировать аварию. Подъехав к дороге, нужно притормозить, посмотреть по сторонам и плавно выехать на полосу движения, а затем отправиться вперед.
Рассмотренный маневр достаточно прост, однако, в нем заложена опасность, которая связана с пешеходами. Осуществив поворот и пытаясь добраться до места назначения, водитель находится на встречной полосе. Если вдруг перед ним возникнет пешеход, то правила обязывают остановиться и пропустить его. При этом машина окажется на середине проезжей части, что не доставит особого удовольствия ни самому водителю, ни другим участникам дорожного движения.
Задним ходом
Поскольку прилегающей к проезжей части считается также стоянка или двор, то водителю нередко приходится разворачиваться, двигаясь задним ходом. Такой маневр требует особой осторожности, так как увидеть приближающийся транспорт из-за ограниченного обзора будет сложно.
Если в машине водитель не один, то он может попросить спутника выйти на дорогу, так чтобы его видели и подать знак, когда можно делать разворот. Он также должен жестами предупредить другие машины, чтобы они успели сбавить скорость.
Однако такие манипуляции лучше проводить на не слишком загруженных дорогах, в противном случае будет существовать угроза для жизни не только водителей, но и помощника, который находится на дороге.
Вне перекрестка
Маневр обычно проводится на дороге с двумя полосами, которые разделены прерывающейся линией. Сперва нужно включить правый поворот, оценить дорожную обстановку через зеркала заднего вида и понемногу прижиматься к бордюру. Затем переключив сигнал поворота на левую сторону нужно снова проверить наличие других машин.
Если путь чист, то выполняется движение вперед с быстрым, но плавным поворотом руля. После проведения разворота рулевое колесо выравнивают, а скорость плавно наращивают.
При этом левый сигнал поворота все еще остается включенным.
Разворот с использованием придомовой территории (“в два приема”)
Если нет возможности развернуться в “один прием”, придется разворачиваться в два приема, с включением заднего хода. Действие очень похоже на упражнение “заезд в бокс”. Проблема только в том, что нужно контролировать проезжающие машины и не мешать им. Вы должны потренироваться уверенно делать такой маневр, найти место для тренировки несложно. Опять же не забывайте про поворотники и аварийные огни при движении назад (по ПДД в этом случае нужно использовать поворотники, но во многих МРЭО принято использовать аварийку, имеет смысл уточнить этот вопрос (местную специфику)).
Ссылки на полезные материалы:
Вождение в городе, постановка задачи
Где учиться (маршрут обучения автошколы)
Базовые навыки вождения (основные маневры на дороге)
Сложное маневрирование автомобиля (маневры на дорогах, которые нуждаются в специальных тренировках)
Поворот направо — что говорят ПДД и какая реальная ситуация на дорогах (как обычно действуют водители с водительскими удостоверениями)
Правый поворот — как нужно действовать на экзамене и на что будет обращать внимание инспектор
Запись на экзамены и пересдачу экзаменов в ГИБДД в автошколе
Запись в ГИБДД на экзамен и пересдачу экзамена для получения водительского удостоверения
Альтернативные возможности записи на экзамен в ГИБДД (через сайт Госуслуг или очно в РЭО), как приблизить экзамен
Процедура сдачи экзамена ГИБДД вождение в городе
Экзаменационный маршрут ГИБДД, дорожная обстановка на маршруте и особенности маневров, которые придется делать на экзамене в ГИБДД
Опубликовано 17.2.2016, версия 1.2 от 20.07.2018
Автор: Александр Рулим (Sasha Rulim)
Где разворот запрещен
Есть несколько ситуаций, при которых ПДД запрещает выполнять разворот.
Речь идет о таких пунктах:
- Дорога, где предусмотрено одностороннее движение
. Если начать двигаться в противоположном направлении, это грозит минимальным штрафом в 5 тысяч рублей. Либо могут лишить водителя удостоверения на несколько месяцев. Тогда точно повторять подобные действия он не сможет; - Пешеходный переход
. Тут также ждет серьезное финансовое наказание. Потому даже не пытайтесь; - Плохая видимость
. Если видимость составляет меньше 100 метров в одном направлении. При этом совершенно неважно, что именно служит причиной плохой видимости. Это может быть резкий поворот, а также погодные условия в виде сильного дождя, тумана или снега; - Сплошная или двойная сплошная разметка
. Еще одна запрещающая ситуация. Фактически при развороте разметку придется пересечь. А это прямое нарушение ПДД. Если прерывистой разметки нет, ищите другой участок дороги, чтобы развернуться; - Остановка
. Если для выполнения маневра требуется заехать в зону остановки общественного транспорта, это будет расцениваться как правонарушение.
Да, не всегда подобные действия будут зафиксированы дорожными камерами, а также инспекторами. Но рисковать не стоит.
Помимо штрафа, такие действия еще и несут повышенную потенциальную угрозу.
Поддержать Рулимс!
Если Рулимс помог вам (упростил получение водительского удостоверения или позволил сэкономить в чем-то еще, например в выборе каких-то устройств или получении каких-то услуг) помогите и ему, буду благодарен за любые суммы, перевести можно как с банковской карты, так и из Яндекс.Деньги (необходимо выбрать нужный способ оплаты). Полученные средства позволят развить ресурс, поднимать новые темы и возможно предложить новые сервисы.
Если вы не можете воспользоваться предлагаемыми способами перевода, поддержите близкий мне Благотворительный фонд Предание. У них доступны практически все имеющиеся способы приема средств.
Также можно помочь опубликовав ссылку на Рулимс (https://www.rulims.ru) в вашей любимой социальной сети, блоге или форуме (особенно был бы благодарен за блоги и форумы, заранее огромное спасибо). Так же буду благодарен за участие в группах в социальных сетях и исключительно благодарен за перепосты интересных вам материалов в ваши блоги и форумы. Для развития проекта так же очень полезны ваши комментарии и примеры из вашего опыта. Для комментариев лучше зарегистрируйтесь на Рулимс. Форма регистрация на сайте максимально простая, предполагаются сервисы только для зарегистрированных пользователей. Подробней почитать как можно помочь ресурсу можно на странице Поддержка и участие в проекте.