Общие требования ПДД для велосипедистов
Основные положения правил езды для велосипедистов изложены в 24 статье ПДД, но это не единственное упоминание двухколесного ТС в законах. C 2014 года в правилах появилось понятие «велосипедная дорожка», и в идеале граждане на этом виде транспорта должны ездить только по ней (ст. 24.1 ПДД) и всегда переезжать на нее, если таковая появляется в их поле зрения. Но по факту они есть только в крупных городах, вроде Москвы или Санкт-Петербурга, и то на оживленных проспектах. Как справляться с этой проблемой жителям спальных районов и небольших провинциальных городков – обсудим ниже.
По статье 2.3 ПДД перед выездом водитель велосипеда должен позаботиться, чтобы его транспорт был полностью подготовлен для поездки: на нем были исправны тормоза, руль, ходовая часть, накачены колеса, работали световые сигналы и звонок.
Необходимо надеть средства защиты вроде шлема или щитков на колени и локти. В законе нет обязанности носить эти вещи ни детям, ни для взрослым, и за их отсутствие наказания не будет, но элементарные соображения безопасности все же никто не отменял. Глаза лучше закрыть специальными спортивными солнцезащитными очками.
Должен ли он следовать ПДД?
Велосипед официально приравнен к виду транспортного средства и для ПДД мало чем отличается от автомобиля. Для этого двухколесного транспорта действуют все правила, которые начинаются с «Водитель обязан…», «Транспортное средство должно…» и т.д. Велосипед не относится к механическим ТС, так что если в тесте речь идет именно о них, то это не для велосипедистов.
За нарушения правил дорожного движения велосипедист будет нести административную ответственность наравне с другими участниками движения.
Мнение эксперта
Евгений Романов
Юрист, специализируется на защите прав в областях, связанных с ПДД, страхованием и спорами с ГИБДД.
Есть нюанс, который действует только для этого вида транспорта: если человек слезает с седла и встанет на ноги, то официально он уже пешеход и подчиняется правилам для пешеходов.
Правила движения велосипедистов
Специальных правил движения непосредственно для велосипедистов не так много и они не так строги, как для автомобилей, но их все же необходимо придерживаться, особенно, если передвигаться на велосипеде вдоль загородных трасс.
По проезжей части
Правила движения по проезжей части регламентируются в статье 24.2 ПДД. В них указано, что по трассе можно перемещаться только в том случае, если рядом нет специальной велосипедной дорожки или по каким-то причинам по ней нельзя проехать. Велосипедист должен находиться строго у правого края трассы по направлению потока, не заезжая за полосу, которая разделяет автодорогу от обочины (сплошная линия 1.2.1 или прерывистая 1.2.2).
Подъезжая к пешеходному переходу, он должен притормозить, пропустить людей и двинуться дальше, как и машины.
Также ехать по автодороге можно, если ТС имеет габариты больше одного метра или передвигается с прицепом, ширина которого больше одного метра. Когда по дороге следует целая велосипедная колонна, для нее допустимо передвигаться только в один ряд. В две колонны можно ехать в виде исключения, если:
- Ширина велосипеда с водителем не больше 0,75 метра;
- Двигается не более десяти ТС;
- Группы, в которых больше десяти велосипедов, должны следовать в несколько частей по десять участников. Для облегчения обгона им следует растянуться на дистанцию в 80-100 метров друг от друга.
Правила не обязывают велосипедиста съезжать с асфальта на грунтовую обочину, чтобы пропустить проезжающий транспорт. Автомобилисты должны понимать, что велосипед такой же участник дорожного движения, как и они, а не пешеход.
По обочине
Согласно ПДД по обочине можно ехать с правой стороны от дороги по направлению движения, если нет специально выделенных велосипедных дорожек, тротуаров, пешеходных зон или есть препятствие для движения по правому краю трассы.
По тротуару или пешеходной дорожке
По тротуару, или по пешеходной зоне можно ехать, если опять же по близости нет специальной велосипедной дорожки и нет возможности проехать по правому краю трассы. Также нужно двигаться исключительно по тротуару, если рядом едет велосипедист младше 14 лет или при перевозке ребенка до 7 лет на специально приспособленном сиденье или в коляске. Ребенок младше 7 лет на велосипеде также должен ехать исключительно по тротуару в сопровождении взрослых-пешеходов.
Дорожки и полосы для велосипедистов
Велосипедные дорожки – это полосы, которые специально выделяются в крупных городах для велотранспорта. В идеале велосипедисты должны двигаться только по ней. Езда по тротуару, в пешеходной зоне, по автостраде и по иным, не приспособленным для велосипедов местах, при наличии велодорожки запрещается.
Велодорожка – это узкая полоса с асфальтным покрытием. Рядом стоит дорожный указатель 4.4 «Велосипедная дорожка», либо знак изображен прямо на асфальте. Они бывают как с односторонним, так и с двусторонним движением.
Как правильно проезжать перекрестки на велосипеде?
Правила проезда перекрестков изложены в статье 13 ПДД. Если он не регулируется светофором или регулировщиком и является равнозначным, то приоритет в повороте всегда будет за тем, кто располагается справа. Если дорога неравнозначная (то есть имеется знак 2.1 «Главная дорога»), то первым едет тот, кто движется по основной трассе. Транспорт на второстепенной дороге пропускает машину, которая будет справа от него.
Это не относится к трамваям – у них всегда преимущество.
Если светофор или регулировщик есть, то подчиняться нужно их сигналам. Велосипеду по статье 24.8 ПДД запрещено поворачивать налево, если дорога имеет больше одной полосы движения. Он можете двигаться только вперед и направо. Если ему требуется повернуть налево, то придется спешиться и искать пешеходный переход на другую сторону трассы.
К сожалению, некоторые водители не в курсе, что велосипедист является таким же участником движения, как и он сам, и могут с пренебрежением отнестись к двухколесному транспорту. Это серьезное заблуждение.
Чтобы не подвергать себя ненужной опасности от невежественных водителей, велосипедисту лучше всего остановиться на своей полосе и терпеливо дождаться, когда другие участники дорожного движения совершат свой маневр, и только когда дорога будет свободна, пересекать трассу самому.
Максимальная скорость
Велосипедист должен придерживаться того же скоростного режима, который указан на знаке для всех участников дорожного движения (пункт 10.1 ПДД). Как правило, в городской черте скоростной максимум составляет 60 км/ч, во дворах и жилых зонах нельзя двигаться быстрее 20 км/ч. Если превысить первый показатель на велосипеде практически невозможно, то нарушить второй не составляет никакого труда. На дороге можно встретить ограничения скорости еще меньше – все они обязательны для исполнения.
Если у велосипеда есть электропривод, то на отметке в 25 км/ч он должен выключаться.
Вне города скоростной режим, как правило, недосягаем для транспорта на мускульной тяге, так что при езде по загородной трассе нарушить ограничение скорости велосипедисту практически невозможно.
Светофоры и перекрестки
Двухколесное ТС, которое двигается по автомобильной трассе, является одним из участников движения. Соответственно на перекрестках, которые контролирует светофор, велосипедисты подчиняются тем же правилам, что и автомобилисты. Заезжать за ограничительную линию, ехать на запрещающий сигнал светофора и разворачиваться велосипедист не имеет права. Ему следует остановиться перед перекрестком и дождаться, пока вся колонна не получит разрешающий сигнал.
Сигналы маневрирования и световые приборы
В соответствии со статьей 8.1 ПДД транспортное средство обязано подавать сигналы о начале движения, о повороте, перестроении, торможении и остановке. В отличие от автомобилей, велосипеды не оборудованы огнями, и правила обязывают велосипедистов давать знаки о маневрировании с помощью рук.
Никто не запрещает установить на велосипед специальное оборудование со световыми сигналами. Так можно существенно облегчить собственное передвижение на дорогах.
- Поворот налево: вытянуть в сторону левую руку, либо правую согнуть под прямым углом и отвести вбок;
- Поворот направо: вытянуть в сторону правую руку, либо левую согнуть под прямым углом и отвести вбок;
- Остановка: поднять вверх левую или правую руку.
Все эти сигналы следует выполнять за пару секунд перед началом маневра. Важно, чтобы другие участники движения могли увидеть ваш знак и заблаговременно среагировать. После того, как сигнал подан и есть уверенность, что у водителей было достаточно времени и возможностей увидеть его, можно возвращать руку на руль и поворачивать.
Не выполняйте эти сигналы вместе с торможением с одной рукой на руле, чтобы не вылететь из седла.
Если водитель транспортного средства передвигается в темное время суток, то по статье 19.1 ПДД ему необходимо иметь при себе светоотражающие элементы. Для велосипедистов – катафоты и фонарь. Белый отражатель нужно закрепить спереди вместе с включенным фонарем, а красный сзади. Также неплохо иметь катафоты на колесах и надеть куртку с отражающими наклейками.
Статья 19.5 налагает обязанность на водителей включать световые огни и в светлое время суток для обозначения на трассе. В теории это относится и к велосипедам, но по факту такого на дорогах не наблюдается.
Для велосипедистов в возрасте до 14 лет
Велосипедистам до 14 лет необходимо передвигаться исключительно по тротуару или по велосипедной дорожке, и только в пределах пешеходных зон. На дороге не должно возникнуть ситуации, когда ребенок едет по дорожной полосе, а его родитель по тротуару. И наоборот тоже запрещено.
На загородных трассах, где нет ни велодорожки, ни пешеходной зоны, передвигаться детям до 14 лет на велосипедах нельзя и неважно, есть рядом взрослый или нет.
Ребенка до 7 лет на велосипеде должны сопровождать взрослые пешеходы на тротуарах или пешеходных дорожках. Сопровождать его на собственном велосипеде также нельзя.
Имеет ли право велосипед двигаться по дороге?
Если рассматривать данный вопрос строго формально и руководствуясь определениями из ПДД, то всем велосипедистам так или иначе разрешено движение по дороге. Это очень важно в контексте разборов ДТП с велосипедом, если вы его сбили или он совершил наезд на авто. Всё потому, что дорога включает в себя и проезжую часть, и тротуар, и обочину. В основном, разрешено движение велосипедистов, как маленьких, так и взрослых, по тротуарам, велосипедным и велопешеходным дорожкам.
А вот по проезжей части дороги можно двигаться не всем и не всегда. Разрешается в следующих случаях и только по правому краю проезжей части:
- когда отсутствуют соответствующие велосипедные, велопешеходные дорожки, отдельная полоса для велосипедистов или нет возможности двигаться по ним,
- при больших габаритах велосипеда, перевозимого груза или прицепа к велосипеду, а именно более 1 метра в ширину,
- если двухколесных целая колонна.
При этом, возраст таких веловодителей должен превышать 14 лет.
С таким же возрастным цензом можно двигаться по обочине дороги, когда отсутствуют специальные дорожки, специальная полоса или нет возможности двигаться по ним или по правому краю ПЧ.
Если ничего вышеперечисленного нет или нет возможности двигаться по ним, тогда можно ехать на велосипеде по тротуару или пешеходной дорожке.
Тем лихачам, которым от 0 до 14 лет, можно двигаться на велосипеде только по специальным дорожкам, тротуарам и в пределах пешеходных зон.
Привилегии велосипедистов
С недавнего времени велосипедисты получили преимущество: им разрешается двигаться по выделенной полосе для маршрутных транспортных средств. Такие дороги обозначены синими дорожными щитами (5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14). Кроме легковых такси, школьных автобусов и велосипедов, на ней не имеет права появляться ни один из видов транспорта. Однако есть нюанс: велосипедисту заезжать на нее можно только, если она располагается справа, и рядом нет велосипедных дорожек.
Основные термины
В первую очередь ознакомимся с основными терминами и определениями, которые необходимо знать велосипедистам.
«Велосипед»
— транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
Главное, что следует отметить, велосипед — это транспортное средство
. Все требования Правил относящиеся к транспортным средствам относятся в равной степени и к велосипедам.
Велосипед может быть оснащен электродвигателем мощностью не более 0,25 кВт с автоматическим отключением на скорости более 25 км/ч.
Велосипед с электродвигателем
«Велосипедист»
— лицо, управляющее велосипедом.
Велосипедист — управляет велосипедом. Если велосипед вести рядом, то Вы уже становитесь пешеходом.
Велосипедисты и пешеходы
«Велосипедная дорожка»
— конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги
(либо отдельная дорога)
, предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.
Велосипедная дорожка конструктивно отделена от проезжей части или тротуара, а также может быть выполнена в виде отдельной дороги, то есть образовывать полноценные перекрестки с автомобильными дорогами. Для ее обозначения обязательно наличие дорожного знака «Велосипедная дорожка».
Велосипедная дорожка
«Водитель»
— лицо, управляющее
каким-либо транспортным средством
, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
Велосипедист также является водителем.
«Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)»
— конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 — 4.5.7.
Относительно новый в Правилах дорожного движения элемент дороги, предназначенный для совместного или раздельного движения велосипедистов и пешеходов.
Велопешеходная дорожка
«Полоса для велосипедистов»
— полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2.
Последнее нововведение в ПДД — это специальная выделенная полоса на проезжей части дроги, аналогично, как и для движения маршрутных транспортных средств. Кроме велосипедов она предназначена и для движения мопедов.
Полоса для велосипедистов
К содержанию
Велосипедистам запрещается
- Управлять транспортом без рук на руле – лихачества и езда с помощью одних ног недопустимы;
- Ехать с грузом, который выдается за габариты более чем на 0,5 метра в любую сторону или мешает управлению;
- Перевозить пассажиров на раме, на багажнике или другим способом, который не предусмотрен конструкцией;
- Перевозить ребенка без специально оборудованного кресла;
- Ездить по пешеходным переходам;
- Находясь в правом потоке, разворачиваться или поворачивать налево на трамвайных линиях, или на трассе с дву- и более полосным движением – если на дороге нет специального разрешающего поворот знака или если дорога не проходит в специальной велосипедной зоне;
Если срочно нужно повернуть налево, то можно слезть с велосипеда и как обычный пешеход перейти на другую сторону дороги по «зебре», ведя транспорт рядом.
- Буксировать другой велосипед (если нет специального буксировочного прицепа, на котором надежно закреплено другое ТС);
- Двигаться по автомагистралям;
- Разговаривать по телефону, держа руль одной рукой.
Штрафы для велосипедистов и частые ошибки
Теперь поговорим, как не нужно ездить на велосипеде.
Пьяный на велосипеде
Велосипед – это тоже вид транспортного средства, который может представлять опасность для окружающих, а человек в седле – его водитель. Соответственно, если появиться на нем в состоянии алкогольного опьянения, то это будет считаться нарушением статьи 2.7 ПДД, которая прямо запрещает садиться за руль в пьяном виде любого ТС.
Передавать управление пьяному тоже не допускается. В этом случае отвечать будет еще и владелец велосипеда.
Когда эксплуатация велосипеда запрещена?
Переезжать трассу вдоль пешеходного перехода верхом на велосипеде запрещено. По ним могут двигаться только люди на своих двоих, так что если велосипедисту нужно пересечь трассу по «зебре», ему придется слезть и пройти переход, ведя свой транспорт рядом. Особенно это касается участков, которые не контролируются светофорами.
Этот запрет действует в первую очередь ради безопасности самого велосипедиста, так как резко остановиться с тем же успехом, как пешеход, велосипедист не в состоянии. К тому же он, как правило, двигается быстрее, чем человек, и высока вероятность не заметить приближающийся автомобиль.
Также нельзя садиться за руль, если у велосипеда неисправны или вовсе отсутствуют тормоза. Среди молодежи демонтировать «лишние и тяжелые» тормоза это распространенная практика, идущая вразрез со статьей 2.3.1 ПДД, которая обязывает водителя иметь исправную тормозную систему.
Также по пункту 6 «Основных положений по допуску ТС к эксплуатации» нельзя управлять велосипедом, если сломан руль, звуковой сигнал, нет светоотражателей спереди, сзади и по бокам для езды ночью.
Если перемещение велосипедиста угрожает другим участникам дорожного движения или создает опасность для лиц на пешеходных зонах, то он должен спешиться и продолжить движение как пешеход.
Может ли велосипед идти на обгон?
Велосипедист может обгонять другие транспортные средства, но имеет он права это делать только по статье 11 ППД, которая регламентирует безопасный обгон. Обгонять другие машины можно, если:
- Велосипедист уверен, что дорога впереди свободна, и он не создаст опасности для другого транспорта;
- Обгоняет с левой стороны;
Велосипедисту запрещено обгонять, если:
- ТС впереди само начинает обгон или объезжает препятствие;
- ТС поворачивает налево или только включило левый поворотник;
- Безопасное возвращение на полосу невозможно.
Обгон запрещен на пешеходных переходах, на железнодорожных переездах и ближе ста метров от них, на мостах и под ними, туннелях, регулируемых и нерегулируемых перекрестках, если велосипедист не едет по главной дороге, а также в местах с плохой видимостью.
Как перевозить на велосипеде ребенка
Ребенка на велосипеде можно перевозить в двух случаях:
- В конструкции изготовителем предусмотрено специальное сиденье с ремнями безопасности и ручкой;
- У него есть крепление для прицепа или коляски, в которую можно безопасно посадить ребенка.
Перевозить детей на раме, багажнике, на самодельном сиденье или коляске запрещено категорически.
Штраф за нарушение ПДД велосипедистом
Велосипедист может быть оштрафован:
- За езду в состоянии алкогольного опьянения по статье 12.29 п. 3 КоАП РФ – от 1 000 до 1 500 руб.;
- Нарушение ПДД по статье 12.29 п. 2 КоАП РФ – 800 руб.;
- Помеха другим участникам дорожного движения по статье 12.30 п. 1 КоАП РФ – 1 000 руб.
- Вред здоровья человека по статье 12.30 п. 2 КоАП РФ – от 1 000 до 1 500 руб.
- Разговор по мобильному телефону в процессе езды по статье 12.36 КоАП РФ – 1 500 руб.
Лишат ли водительских прав, если поймают пьяным на велосипеде?
Многие велосипедисты ошибочно полагают, что вождение велосипеда не несет за собой никакой ответственности. Не смотря на то, что со стороны контролирующих органов внимание велосипедистам уделено минимально, законом все равно предусмотрена ответственность за управление в состоянии алкогольного опьянения. В начале статьи мы отметили, что велосипед — это транспортное средство, а велосипедист — водитель.
Правила прямо запрещают управлять любыми транспортными средствами в алкогольном опьянении.
2.7. Водителю запрещается:
- управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
Могут ли лишить права вождения автомобилем, если поймают в нетрезвом состоянии на велосипеде? Обратимся к статье КоАП РФ по которой наказывают пьяных водителей:
1. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —
влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
На первый взгляд кажется, что статья полностью подходит для велосипедистов и сотрудники могут попытаться привлечь по ней. Однако для движения на велосипеде не требуется специального права управления и получение, как и лишение такого права никак не связано с управлением велосипедом. Для велосипедистов в КоАП РФ предусмотрена специальная статья, определяющая ответственность.
Обратите внимание, если управлять скутером или мопедом в состоянии опьянения, применение данной статьи полностью правомерно. Исключение для этой статьи только велосипедисты.
К содержанию
Как вести себя при ДТП
Алгоритм действий описан в статье 2.5-2.6 ПДД. Если велосипедист все же стал участником ДТП, то ему следует:
- Убедиться, что остался цел и нет серьезных ран; если пострадал кто-то другой – вызвать скорую помощь по номеру 103 или 112;
- Если столкнулся с автомобилем, то водитель должен выставить знак аварийной остановки и включить аварийный сигнал;
- Не трогать велосипед – пусть лежит там, где упал;
- Если нужно получить компенсацию за ремонт своего транспорта, вызывать сотрудников ГИБДД по номеру 102;
- Пока едет инспектор, достать смартфон и сфотографировать велосипед и другого участника аварии – это поможет прибывшему сотруднику ГИБДД восстановить картину событий;
- Как только все фотографии сделаны, велосипед можно убирать с дороги, если он мешает движению;
- Как только приедет машина ГИБДД сообщить свою версию событий и добиться, чтобы она была корректно отражена в протоколе;
- Инспектор должен составить протокол и его копию со справкой о ДТП отдать участникам аварии. Эти бумаги понадобятся, если дело дойдет до суда.
В России, где велодорожки начали появляться совсем недавно, езда по густонаселенному городу может оказаться тем еще приключением и точно соблюдать правила не всегда удается. Вряд ли кто-то будет реально наказывать штрафами, если велосипедист поедет не с той стороны дороги. Но держать в голове законодательные нормы важно и нужно при возникновении спорных ситуаций и для защиты своих прав.