Причины для выпуска новых бланков
Главной причиной замены старых бланков страхования гражданской ответственности автовладельцев на новый вариант стала борьба с мошенничеством. Замена была произведена с 1 июля 2021 года. На тот момент из примерно 42 млн полисов ОСАГО, продающихся в течение года, 1 млн был подделками. Таким образом, страховщики решили не только усилить защиту страхового документа, но и вывести из обращения фальшивки. Замена старых бланков на новые проходила при поддержке всех государственных органов, имеющих так или иначе отношение к этому процессу, в том числе и ГИБДД.
Все нововведения, в том числе изменение цвета, введение дополнительных защитных элементов, увеличило себестоимость бланка ОСАГО (около 6 руб.) на 10%. По заявлениям страховщиков и регулятора страхового рынка такое подорожание никак не сказывалось и не скажется на размере страховой премии для страхователей.
Изменения, включенные в новый вариант документа, будут удобны как самим страхователям, так и страховщикам и сотрудникам ГИБДД. К примеру, QR-код, который будет наносить страховая компания, будет содержать сведения о договор, автовладельце (в том числе серии и номере его паспорта), транспортном средстве. Инспектор ГИБДД с помощью приложения РСА сможет считать этот код и получить всю необходимую информацию, не обращаясь к электронным базам.
Либерализация ОСАГО с 1 июля 2021 года
Российский союз автостраховщиков (РСА) подготовил «дорожную карту» по либерализации тарифов ОСАГО — с 1 июля 2021 года Центробанк может перестать устанавливать стоимость ОСАГО, отдав это право самим страховщикам. Страховщики же все чаще говорят о тарифе в 30 тысяч рублей за полис ОСАГО.
Предложения по либерализации ОСАГО уже одобрены на заседании правления союза. В союзе считают, что нынешний тариф ОСАГО не сбалансирован. РСА предлагает реализовать либерализацию тарифа постепенно, в 2 этапа.
На первом этапе предполагается отменить фиксированные значения коэффициентов, которые сейчас устанавливаются Центробанком: территориальный коэффициент, коэффициент мощности автомобиля, коэффициент возраст-стаж и т.д.
Фиксированные значения предлагается сохранить только для коэффициента «бонус-малус», учитывающего безаварийный стаж водителя, а также для планируемого к введению коэффициента нарушений ПДД.
На первом этапе предполагается и ограничение Центробанком максимального значения базовой ставки.
Центробанк также вправе устанавливать минимальный размер страховой премии по договору ОСАГО для страховых организаций, ранее не осуществлявших ОСАГО и по результатам мониторинга финансовой устойчивости страховщиков.
Что изменилось в бланке и чем старый полис отличается от нового?
Новые варианты бланков страховки поменяли не только цвет, но и обзавелись несколькими степенями защиты. По сути в 2021 году изменился только внешний вид документа, все графы и информация в нем остались прежними за некоторым исключением. В бланке страховки образца 2021 года было оставлено место под QR-код в правом верхнем углу, сам код появился только на документах, которые начали выпускать с 1 января 2021 года. В таблице ниже представлены основные изменения, которые коснулись страхового полиса «автогражданки».
Таблица — Отличительные особенности внешнего вида бланков ОСАГО старого и нового образца
Критерий сравнения | Старый полис | Новый полис |
Цвет | Зеленый (от светлого до темного оттенка) | Многосложный, более 3 цветов разных оттенков (розовый, фиолетовый, желтый, оранжевый и т.д.) |
Способы защиты |
|
|
Шрифт | Мелкий с засечками | Крупнее без засечек |
Серия | ССС | ЕЕЕ, ККК, МММ, ХХХ (для электронного ОСАГО) |
Расположение серии и номера | Сверху справа | Сверху в центре |
Источник: формы полисов
До 2021 года включительно в бланк страховки были внесены еще несколько небольших изменений, в том числе в примечания на обороте. Был пронумерован пункт, следующий после 8, который предусмотрен для вписания полисов и договоров добровольного страхования, купленных дополнительно к ОСАГО. В новый бланк была добавлена таблица для расчета размера премии, которую необходимо уплатить страхователю. Пункт 7 «Страховая премия» был перенесен в новом полисе наверх, и теперь данные о стоимости страховки ОСАГО расположены над QR-кодом и печатью страховой компании. Точно также были изменены и электронные версии страхового документа. Исключение составляет только наличие QR-кода — на электронной страховке его нет.
Нужно ли возить с собой бумажный полис ОСАГО?
Брать с собой страховой договор в каждую поездку – это прямая обязанность водителя, которая законодательно зафиксирована в следующих нормативных актах:
- в ст. 32 п. 1 ФЗ № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС». Здесь говорится о том, что водитель обязан иметь при себе бумажный полис или распечатанную информацию о заключении договора в электронном виде и предъявлять этот документ для проверки дорожному инспектору иди др. сотруднику полиции;
- в ст. 2 п. 2.1.1 ПДД РФ также указано, что водитель должен иметь при себе и по требованию предъявлять полис ОСАГО.
Несмотря на установленные правила, существуют некоторые противоречия в отношении необходимости предъявления страхового договора на бумаге. В данный момент почти каждый сотрудник полиции имеет возможность проверить документ по электронной базе, нужен только выход в интернет. Для этого достаточно узнать личные данные, номер машины, номер VIN автомобиля или номер страховки.
Важно! Не стоит полагаться на случай – лучше всегда быть наготове и иметь страховку при себе, чем оспаривать штрафы, выписанные несговорчивым инспектором.
Подойдет ли копия страховки для ГАИ
Само собой, что, если ОСАГО оформлен в офисе, в бумажном виде, то делать его копию и возить с собой нелогично. Это равносильно тому, что водитель имеет при себе копию водительского удостоверения, СТС и т.д. Предъявлять на проверку необходимо исключительно подлинники. Согласно ст. 15 п. 7 ФЗ № 40, бланк страхового договора является документом строгой отчётности, поэтому инспектору важно взять в руки оригинал документа, чтобы воочию убедиться в его неподдельности. Нотариально заверенная копия здесь не подойдёт.
Однако, что же делать, если полис куплен через интернет? Дело в том, что после заключения договора со страхователем и после оплаты его услуг, страховщик высылает своему клиенту полис в формате PDF. Этот документ распечатывается и предъявляется сотруднику полиции. В этом случае документ может быть предоставлен в чёрно-белом цвете.
На заметку! Сегодня существует следующая практика предъявления полисов – в виде фотографии на телефоне или планшете. Очевидно, что законом это не предусмотрено, но тем не менее инспекторы в крупных городах относятся к этому спокойно. Правда, в более отдалённых от центра районах страны такой вариант может не устроить тамошних блюстителей порядка, ведь не везде полиция снабжена современными гаджетами для удалённой проверки наличия автогражданки.
Как выглядит полис нового образца?
Электронный и бумажный ОСАГО выглядят одинаково. В верхней части полиса справа расположена рамка для указания размера страховой премии (в рублях с копейками), под ней — QR-код. В центре находится название документа, его серия и номер, а также срок страхования. Сверху слева оставлено место для печати (логотипа) страховой компании, в которой такой бланк будет оформлен. Как выглядит полис ОСАГО, действительный в 2021 году, можно узнать, обратившись к рисунку 1.
Рисунок 1 — Полис ОСАГО нового образца
Фото нового полиса ОСАГО позволяет убедиться, что в нем содержится такая же информация, что и в старом (за исключением нескольких пунктов): срок страхования, данные страхователя и собственника машины, сведения о транспортном средстве, графы для вписания лиц, допущенных к управлению автомобилем, цели использования авто, таблица для расчета размера страхового взноса. Предусмотрена графа для особых отметок, которые должен внести страховщик. В полисе должна быть указана дата заключения договора страхования «автогражданки», подписи сторон. Электронный ОСАГО имеет те же графы с информацией, такой же цвет, такое же расположение всех элементов документа.
Страховщикам будут запрещать направлять битые машины в СТО на ремонт
Проект указания подготовил Центробанк. Согласно документу, за три и более нарушения в организации ремонта (но не менее 1% общего числа отремонтированных автомобилей) страховой компании будут запрещать возмещать ущерб в натуральном виде. За 2021 год в Центробанк поступило около 200 жалоб на натуральное возмещение.
Многие уже называют ремонтную реформу провалившейся. Невысокий порог для отстранения страховщиков может и вовсе свернуть такую практику. По оценке начальника управления методологии страхования РСА Евгений Уфимцева, сейчас на ремонт страховщики отправляют всего 13% клиентов. Это при том, что обязанность возмещать ущерб в первую очередь направлением на ремонт в ОСАГО ввели еще в апреле 2021 года.
ДТП на Ленина/Матросова.
Любовь Лукашенко в vk.com/barneos22
Закон отводит на работы 30 дней, а сервис должен находиться не далее 50 км от места аварии или места проживания автовладельца. Но при невозможности выполнить эти условия или если в ДТП был причинен вред здоровью автовладельца, убытки от ДТП компенсируют деньгами.
Нужен ли обмен страховых полисов ОСАГО на новые?
Изначально РСА, ЦБ и страховые компании предполагали, что при введении новых форм документов старые полисы станут недействительными. Но из-за технических причин, а именно невозможности типографии ГОЗНАКА выпустить сразу более 40 млн бланков полисов, было принято другое решение. Автовладельцев не принуждали приходить к страховщикам и осуществлять замену. Старые полисы ОСАГО меняли только после того, как срок их действия заканчивался.
В 2021 году наблюдается такая же картинка, как и после изменения бланков с 1 июля 2021 года. Владельцы автомобилей не обязаны менять свои полисы ОСАГО, в том числе и электронные, пока не закончится срок их действия. С учетом того, что в течение нескольких лет Центробанк вносил изменения в Положение №431-П, которым установлен новый вид полиса ОСАГО, на дорогах находится множество автолюбителей с совершенно разными формами этого документа. Зеленых полисов уже точно нет, но версии без QR-кода еще могут встречаться.
Как менялся полис ОСАГО последние 3 года
С 2021 года Центральный Банк РФ и Российский союз автомобильных страховщиков планируют кардинально изменить скидочную систему. Основной задачей является стремление к справедливым расчетам.
Заново используемый КБМ будет с 2021 года действовать только в отношении водителя, а не транспорта В настоящее время используется КБМ с привязкой к автомобилю и водителю. Эксперты отмечают, что такой подход приводит к тому, что достаточно много водителей оказались в настоящее время в нежелательной ситуации, поэтому недостатки действующей системы важно устранить.
Например, для ответственного водителя используется максимальная 50% скидка (коэффициент 0.5). Такая скидка предлагается за продолжительную эксплуатацию машины без каких-либо аварий. Однако размер скидки может оказаться и другим. В связи с тем, что полис ОСАГО связан с транспортным средством, складывается следующая ситуация: водитель, который должен получить максимальную скидку, может вписаться в полис другого владельца автомобиля, попавшего в ДТП, и столкнуться с уменьшением коэффициента.
Классы убыточности предполагается изменить. По-прежнему они будут зависеть от того, как водитель ведет себя на дороге и соблюдает ли ПДД.
Например, для класса убыточности «М» используется коэффициент 2.45. Для водителей, которые часто нарушают ПДД и в результате мелькают в разнообразных дорожно-транспортных происшествиях, получат коэффициент 2.45. Для оформления полиса будет установлена сумма в 2,5 раза выше. В настоящее время классы убыточности используют только к машинам. К водителям в то же время присвоен первый класс. За безаварийную езду водитель получит скидку в размере 5%. За один год КБМ может уменьшиться на 0,05%.
Достойный повод для улучшения водительских навыков – возможность экономии на половине стоимости полиса. Это наступит при идеальном водительском стаже через 10 лет. Если водитель по своей вине попал в дорожно-транспортное происшествие, вне зависимости от имеющейся скидки, на следующий период будет проведено увеличение на 1,55 коэффициента. Вернуть КБМ до показателя в единицу удастся, если управлять машиной без последующих аварий в течение двух лет. Такой поворот неблагоприятен для водителей, потому повышается ответственность за поведение на дороге.
Важно отметить, что коэффициент привязан к автомобилю и к водителю. По данной причине, если проводится страхование водителем – владельцем машины и внесение в полис других водителей, будут использоваться разные коэффициенты. Во внимание принимается число вписанных водителей и коэффициенты к автомобилю, его водителям.
Процедура замены полисов ОСАГО
Замена страховых свидетельств поможет:
- Перейти на новый уровень сохранения и защиты данных автовладельцев и их транспортных средств.
- Приостановить деятельность мошенников, которые изготавливают и продают поддельные полисы, выдавая себя за официальных представителей.
- Пресечь бесконтрольное распространение старых, неиспользованных бланков полисов.
- Показать автовладельцам, что им проще приобрести новое свидетельство, нежели приобретать старый. Кстати, купив старый образец, им все равно придется покупать новый полис.
- Сохранить за владельцами авто все льготы и премии, которыми они могут воспользоваться, если будут оформлять новый, официальный полис.
Все важные моменты процедуры замены полисов ОСАГО:
- Процедура замены полисов полностью бесплатная.
- Бланки нового типа выдаются только автомобилистам, которые оформляют новую страховку на ТС, например – на новую машину или на старую, если закончился срок действия свидетельства.
- Владельцам машин, на которых оформлен старый полис, потребуется немного времени. Решают, когда они смогут обратиться в службу ОСАГО для замены: в любое время или только по истечении его срока действия.
- Полисы нового типа имеют высокую степень защиты. Подделать их полностью практически невозможно.
- Политика выдачи полисов ужесточена, выдают документ строго только официальным представителям ОСАГО. Кроме того, жестко контролируется выданное количество полисов. Излишков не должно оставаться.
- Страховщик несет полную ответственность за бланки нового образца.
Заметьте, что в России 42 миллиона автомобилей, на которых требуется оформлять полиса. Из этого количества 1 миллион – подделка.
Данная мера введения новых документов поможет избежать изготовление подделок и побудит автомобилистов приобретать только официальные полисы ОСАГО.