Судебная транспортно-трасологическая экспертиза после ДТП


Что такое трасологическая экспертиза

Изучение следов на месте дорожного происшествия проводится в рамках расследования обстоятельств аварийной ситуации. Водители, не знающие, что такое трассологическая экспертиза после ДТП, не имеют представления об особенностях транспортного осмотра. Исследование направлено на разбор отпечатков шин. Сложные расчеты позволяют воссоздать механизм дорожного инцидента и установить последовательность действий автомобилистов, причинно-следственную связь между управлением транспортным средством и результатами столкновения.

Трасологическая экспертиза после ДТП представляет собой исследование следов и отпечатков, оставленных на месте происшествия, проводимое с целью определения их природы возникновения и принадлежности. Посредством последовательного выполнения сложных расчетов эксперт воссоздает механизм ДТП и устанавливает последовательность получения повреждений объектами.

Таким образом, основной целью данного исследования является восстановление полной картины происшествия.

Проводится трасологическая экспертиза в спорных ситуациях, когда необходимо:

  • воссоздать картину действий водителей, итоговым результатом которых стало дорожно-транспортное происшествие;
  • выяснить, присутствовало ли исследуемое транспортное средство на месте происшествия;
  • определить, соответствуют ли имеющиеся на автомобиле повреждения обстоятельствам конкретного дорожно-транспортного происшествия;
  • доказать, что вины конкретного лица в создании аварийной ситуации не было;
  • получить от страховой компании большую сумму на возмещение убытков, чем та соглашается выплатить.

○ Виды.

Существуют различные виды трасологического исследования в зависимости от применяемых методик, механизмов и оборудования.

✔ Гомеоскопическая экспертиза.

Исходя из понятия данного вида понятно, что он изучает следы, оставленные человекам. К ним могут относиться:

  • Следы зубов, ног и иных частей тела.
  • Отпечатки пальцев.
  • Результаты воздействия предметов одежды.
  • Отпечатки обуви и др.

Может потребоваться для установления действий конкретного лица в аварии или, например, действий угонщика или похитителя транспортного средства.

✔ Транспортно-трасологическая экспертиза.

Данный вид исследований направлен на изучение предметов, при помощи которых были осуществлены какие-либо действия (вскрытие замков, угон транспорта и т.п.) или которыми нанесены определенные повреждения. В ходе подобной экспертизы специалисты могут установить, каким образом применялось орудие, каким способом, направления его движения. Кроме того, в ходе данного исследования изучаются и сами механические повреждения, являющиеся объектом исследования. Это может касаться как транспортного средства, так и механических повреждений одежды.

✔ Транспортно-трасологическая экспертиза.

Проведение трасологической экспертизы транспорта позволяет выявить непосредственные обстоятельства аварии и восстановить ее схему. Именно в ходе данного исследования изучаются следы колес, повреждения транспортных средств, их характер. По результатам проведения анализа можно установить виновность или невиновность каждого из участников аварии, а также объем повреждений и причинно-следственную связь между дорожным происшествием и конкретными повреждениями.

✔ Экспертиза следов животных.

В рамках данного исследования изучаются следы животных, в том чисел их лап, зубов и иных следов. По результатам экспертизы можно установить:

  • Вид животного, его биологический и физиологические характеристики.
  • Определить количество животных.
  • Установить направление их передвижения.
  • Могло ли какое-то конкретное животное оставить подобный след и нанести конкретный ущерб и т.п.

В сфере автотранспорта может требоваться в случаях нанесения вреда, компенсируемого КАСКО, животным, или случаи аварий с участием животных (когда есть основания предполагать, что животное выступило причиной ДТП).

В каком случае назначается

Трасологическая экспертиза после ДТП проводится для реконструкции событий, при несовпадении показаний участников аварии и очевидцев, для доказательства вины водителя, определения соответствий повреждений на автомобиле обстоятельствам происшествия, установления механизма столкновения, обжалования приговора.

Закон о проведении

Трасологическая проверка проводится на основании нескольких нормативных документах, которыми также определяется порядок ее проведения. Ими являются:

  1. Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».
  2. Уголовно-процессуальный кодекс, глава 27, ст. 195 – 207.
  3. Гражданско-процессуальный кодекс, ст. 79 – 87.
  4. Арбитражно-процессуальный кодекс ст. 82 – 87.
  5. Кодекс об административных правонарушениях, ст. 26.4. – 26.5.

Каждый нормативный документ регулирует вопросы о назначении, порядке проведения, о комиссионной и комплексной экспертизе, о ее заключении.

Важная информация о трасологической экспертизе

Трасологическую экспертизу относят к подвиду криминалистики. Это исследование позволяет найти, и по возможности идентифицировать следы, оставленные объектом при определенной ситуации, а также выяснить механизм их возникновения. В большинстве случаев используется при оперативных мероприятиях, деятельности следователя и дознавателя или назначается судом.

Вопросы эксперту

Условно вопросы, задаваемые экспертам-трасологам на тему проводимого исследования, можно разделить на две группы:

  • идентификационные;
  • диагностические.

Типовыми вопросами первой группы являются:

  • Оставленные на месте происшествия следы принадлежат одному или нескольким объектам?
  • Какими объектами были оставлены найденные следы?
  • Могли ли оставленные следы быть нанесены автомобилем, участие которого в ДТП было доказано?
  • Являются ли оставленные следы и повреждения результатом рассматриваемого ДТП?

Список типовых диагностических вопросов выглядит следующим образом:

  • Есть ли на месте дорожно-транспортного происшествия следы, пригодные для исследования?
  • Какова была траектория тех или иных транспортных средств, принимавших участие в аварии?
  • Какова марка автомобилей, чьи следы удалось обнаружить на месте происшествия?
  • Как располагались объекты, автомобили и пешеходы в момент столкновения?
  • В какой последовательности происходило столкновение различных объектов и образование следов?
  • Что можно сказать о механизме рассматриваемой аварии?

Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом, не могут выходить за рамки его специальных познаний.

Потерпевший и обвиняемый в деле об рассматриваемом административном правонарушении также могут участвовать в деятельности эксперта путем составления для него вопросов, на которые они хотели бы получить ответы в заключении эксперта.

Существует целый перечень типовых вопросов, которые задаются эксперту при трасологической экспертизе. Условно вопросы можно разделить на несколько групп, каждая из которых зависит от исследуемого объекта, целей и задач.

1 группа – вопросы, связанные с определением групповой принадлежности транспортных средств. Примерный список:

  • какому виду транспорта принадлежат следы, которые оставили на месте ДТП?
  • какая модель шин оставила следы, который был изъят с места ДТП?
  • соответствуют ли оставленные следы указанному виду транспортного средства?
  • исходя из выявленных форм, размеров и расположения следов на транспортных средствах возможно ли было соударение автомобилей?

2 группа – используется для того, чтобы можно было установить во время трасологической экспертизы целую картину по имеющимся частям. Примерный перечень:

  • действительно ли объекты деталей, которые были обнаружены на месте ДТП частями определенного транспортного средства?
  • являлись ли одним целым частицы краски, стекол, пластмассы, которые были обнаружены на месте аварии и на транспортных средствах, до момента ДТП?
  • перестраивалось ли какое-нибудь из транспортных средств в момент столкновения, исходя из найденных следов?

3 группа – применяется с той целью, чтобы установить конкретное транспортное средство

  • принадлежат ли обнаруженные следы указанному транспортному средству?
  • следы, найденные на месте ДТП, принадлежат одному или нескольким транспортным средствам?
  • найденный след оставлен именно этим автомобилем или другим?

4 группа – вопросы, которые помогают определить место ДТП

  • Примерный список:
  • в каком ряду произошло ДТП?
  • на какой полосе движения произошло ДТП?
  • ДТП произошло на обочине или на проезжей части дороги?
  • как располагались транспортные средства относительно границ проезжей части во время столкновения?

5 группа – вопросы трасологической экспертизы, направленные на установление процесса столкновения?

  • под каким углом произошло столкновение?
  • какое из ТС в момент столкновения двигалось с большей скоростью?
  • в момент ДТП транспортное средство стояло или находилось в движении?
  • в каком направлении двигались ТС перед самим столкновением?

Актуальные вопросы назначения и производства трасологической экспертизы


Аннотация

: В статье автором рассматриваются виды трасологических экспертиз, их значение для раскрытия и расследования преступлений. Исследуется понятие трасологии, ее цели, а также вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом.

Ключевые слова

: трасология, трасологическая экспертизы, следы, следообразование.

В 30-х годах прошлого столетия М.Н. Гернетом впервые был введен в научно-криминалистический оборот термин «трасология». Однако на сегодняшний день данный термин содержит множество различных трактовок: ряд ученых полагает, что трасология представляет собой отрасль, занимающаяся изучением следов-отображений, не включая в ее предмет следы-предметы и следы-отображения (т.е. в самом узком смысле этого понятия). По мнению других, происхождения термина «трасология» берет свое начало от слова «трасса», что означает отсутствие тождества между предметами, веществами и трасологией. С данной позицией, безусловно, можно полностью согласиться, так как на современном этапе существует отдельная отрасль криминалистики, изучающая существование (предотвращение) следообразующих объектов. Данная отрасль называется криминалистическая микрология.

Что же представляет собой отрасль криминалистической трасологии? Это криминалистическое знание о тех следах, которые отражают признаки внешнего строения следообразующих объектов, а также о механизме следообразования, средствах, методах и приемах обнаружения, фиксации, изъятия, сохранения и исследования следов. Все вышеперечисленное применяется с целью установить значимые для уголовного дела обстоятельства.[1]

Опираясь на вышеизложенное, можно выделить следующие цели трасологии: 1) выявить родовую (групповую) принадлежность объектов по следам, которые ими были оставлены; 2) идентифицировать объекты по их следам и отдельным частям; 3) выявить механизм следообразования.

Являясь одним из видов криминалистических экспертиз, трасологическая экспертиза представляет собой такое процессуальное действие, которое направлено на исследование вещественных доказательств (следов) лицом, имеющим необходимое образование, а также специальные знания в области техники, науки, искусства.[2]

Фактическая информация о следах (т.е. те данные, которые эксперту необходимо установить), будет являться предметом трасологической экспертизы. А вот объектами данного вида экспертизы являются самые разнообразные следы, которые и определяют подвид данной экспертизы: это следы рук, где имеется рисунок папиллярных узоров (дактилоскопическая экспертиза), следы ног (обуви), зубов человека, следы животных, следы орудий и инструментов, холодного оружия и транспортных средств и пр. Эксперт, проводя исследование указанных следов, решает вопросы об идентификации следообразующих объектов и об установлении механизма следообразования. Например, часто решаются вопросы идентификации производственного оборудования, машин, и механизмов по отображению внешнего строения некоторых их частей.

Что касается видов трасологических экспертиз, то их можно классифицировать, исходя из объекта исследования, о чем уже говорилось выше. Так, выделяют следующие виды: 1) Гомеоскопическую экспертизу (экспертизу человеческих следов), которая подразделяется на: дактилоскопическую, экспертизу зубов, экспертизу следов одежды (например, перчаток), экспертизу следов частей тела (например, губ). 2) Экспертизу следов животных – зубов и лап. 3) Механоскопическую — экспертизу следов орудий и инструментов, которая также подразделяется на подвиды: экспертизу различных запирающих устройств, пломб, транспортных средств, замков, экспертизу следов, оставленных орудиями взлома, экспертизу следов, оставленных производственными механизмами.

Но помимо вышеназванного, существуют и иные критерии для классификации трасологических экспертиз. Так, по своему назначению они могут подразделяться на идентификационные и неидентификационные, в которых, в свою очередь, выделяют ситуационную, диагностическую, классификационную и реконструкционную экспертизы.[3]

Если в основу классификации положен такой критерий, как последовательность выполнения, то выделяют следующие экспертизы: первичную, дополнительную и повторную.

Основываясь на составе и количестве экспертов, можно отметить экспертизы, проводимые единолично, в составе комиссии и комплексно.

Важно подчеркнуть, что как и любые другие виды экспертиз, трасологическая экспертиза должна производиться только на основании процессуального документа: это может быть постановление следователя или суда.

Часто на практике возникает потребность идентифицировать целое по его отдельным частям. Это – один из самостоятельных видов трасологической экспертизы. Так, нередко экспертам предстоит решить вопрос: составляли ли ранее части определенного изделия единое целое? В качестве примера можно рассматривать расследование ДТП, когда необходимо установить, скажем, являются или нет осколки обнаруженного на месте происшествия стекла осколками фары автомобиля; при расследовании экономических преступлений – являются ли обрывки листа бумаги единым документом и пр. [4] Указанный вид идентификации проводится по взаимному отображению особенностей поверхности разделенных частей целого.

Многообразие вопросов, которые могут быть поставлены перед экспертом-трасологом, довольно велико. Но самыми распространенными из них являются: 1. Были ли оставлены следы, которые изъяты с места происшествия, определенны субъектом – подозреваемым, обвиняемым; а также принадлежность следов к какому-либо предмету (например, орудием убийства), найденному у подозреваемого (обвиняемого) в процессе обыска. 2. В случае, если подозреваемый неизвестен, решается вопрос о принадлежности следов, обнаруженных на месте происшествия, одному и тому же лицу, а также вопрос о том, могли ли обнаруженные в разных местах происшествия следы быть оставлены одним и тем же предметом, транспортным средством и т.д. Решение данного вопроса позволяет получить данные о количестве преступников, а также о числе преступных эпизодов. 3. Принадлежность следов к определенной руке (право или левой), а также к определенным пальцам рук. 4. Половая принадлежность следов (мужские или женские). 5. Вид орудия взлома помещения. 6. Марка автомобиля, которым были оставлены следы протектора на месте происшествия. 7. Механизм следообразования: например, были ли следы оставлены бегущим или идущим человеком, а также человеком, возможно имеющим физические недостатки. 8. Возможность вскрытия замка путем подбора ключей или отмычкой. 9. Направление движения конкретного транспортного средства. 10.Установление стороны повреждения объекта: например, справа, слева, сверху или снизу была повреждена дверь, иная преграда, был ли сделан разрез, производилось ли сверление и т.д. [5]

Перед экспертом-трасологом могут быть поставлены и иные вопросы, носящие и диагностический, и идентификационный характер. На исследование могут предоставляться либо сами следы в натуральном виде, либо их копии – снимки, слепки, оттиски и пр., а если необходимо идентифицировать что-либо, то необходимо предоставить вместе со следом и следообразующий объект. Если речь идет, например, о дактилоскопическом исследовании, то здесь необходимым элементом будут сравнительные образцы (дактилокарта проверяемого субъекта). Необходимость в предоставлении сравнительных образцов возникает лишь при невозможности или же нецелесообразности исследования объектов, которые предположительно оставили следы. Например, необходимость в сравнительных образцах может возникнуть при экспертизе, в ходе которой выясняется, с какой стороны был нанесен удар потерпевшему орудием преступления. Рассмотрим далее процессуальный порядок изъятия сравнительных образцов.

Порядок изъятия сравнительных образцов регламентируется ст. 202 Уголовно-процессуального кодекса РФ.[6] Поскольку в большинстве случаев такое изъятие требует специальных познаний, то при его проведении желательно привлечь специалиста, который обладает специальными познаниями. В качестве примера можно привести изъятие следов зубов человека: так, для того, чтобы получить слепок челюсти, целесообразно привлечь стоматолога. Но получение образцов для исследования может быть произведено и самим экспертом, которому поручено проведение экспертизы, о чем говорится в ч. 4 ст. 202 УПК РФ.[6]

Но получить материал для исследования – это лишь часть работы. Если на месте происшествия обнаружены следы: кого-то или чего-то, то лишь по ним не всегда возможно понять причины изменений, которые возникают в момент следообразования. Для успешного выявления закономерностей возникновения данных изменений необходимо произвести отбор сравнительных образцов несколько раз, соблюдая при этом одни и те же условия следообразования. Это даст возможность эксперту выстроить суждения об устойчивости следов, их относительной неизменяемости, а это имеет безусловную важность для того, чтобы выявить совпадения и различия указанных признаков, подлежащих выявлению в ходе исследования.

Стоит отметить также, что эксперту важно предоставить также и информацию об условиях, в которых были обнаружены и изъяты следы, о способах их фиксации и изъятия, о том, какие технические средства при этом использовались. Указанные сведения содержат в себе материалы уголовного дела, и эксперт вправе запрашивать соответствующие выписки из протоколов различных следственных действий.

Если в рамках экспертизы предстоит решить вопрос о механизме следообразования, то эксперту необходимо располагать точными сведениями о месте обнаружения следов. [4]С этой целью постановление о назначении экспертизы дополняется иллюстрациями – фотоснимками, схемами, чертежами, которые содержат само место обнаружение следов, а также их взаимное расположение.

Так как при расследовании преступлений следы используются в качестве доказательств, необходимо строго соблюдать тактико-технические и процессуальные правила, согласно которым выявляется и приобщается к материалам уголовного дела необходимая информация. Так, выявление следов на месте происшествия, на одежде преступников и потерпевших, различных предметах, происходит в ходе осмотра и освидетельствования. Оба названных действия являются процессуальными.

Первым этапом обнаружения следов является выяснение всех обстоятельств произошедшего события: какое именно преступное посягательство совершалось, как действовали участники преступления и пр. Это необходимо сделать с целью получения наиболее достоверного расположения следов. Далее, после обнаружения следов, После обнаружения следов, необходимо их внимательно изучить и в обязательном порядке зафиксировать: т.е. важно сохранить всю информацию, которую удалось добыть, для дальнейшей экспертизы и судебного следствия.

Итак, следующий этап – фиксация следов. На сегодняшний день осуществить фиксацию возможно путем фотографирования (наиболее распространенный способ), составления схем, рисунков и т.п., а также изготовлением слепков и оттисков. Но при любом способе фиксации следов важно приобщить полученные данные к протоколу. При изъятии следов, в протокол следует вносить информацию о методах обнаружения и изъятия следа, а также следует внести протокол сведения о месте положения изъятого следа по отношению к другим предметам, расположенным на месте преступления. Стоит отметить, что все изъятые следы должны быть упакованы соответствующим образом и снабжены номерами и надписями, и после этого опечатаны.

Подводя итоги, мы пришли к выводам: — место трасологии в системе криминалистики – весьма важное, а ее задачи как диагностического, так и идентификационного характера решаются в рамках трасологических экспертиз. — для того, чтобы грамотно и полно провести исследование следов и механизма их образования, необходимы специальные познания, как в области криминалистики, так и в других науках, чаще всего – в химии, биологии, физике, психологии и т.д. — в качественном проведении трасологической экспертизы важна как роль следователя, так и эксперта. Следователь должен произвести поиск следов, их фиксацию, изъятие, а также сохранить для предоставления на экспертизу, а эксперт, в свою очередь, обязан качественно провести исследование, ответив на поставленные перед ним вопросы. — рост числа нераскрытых преступлений так или иначе связан с неработающими методами обнаружения и интерпретации следов, которые присутствуют на месте происшествия. — важность криминалистической диагностики следов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, неоценима. Очень часто оперативным работникам приходится самостоятельно работать со всеми следами на месте происшествия, и потому важно внимательно относиться к специальной подготовке по криминалистической трасологии в юридических учебных заведениях. Внимание должно уделяться не только теории, но и практическим навыкам работы со следами.

Список литературы

1. Зинин А.М., Майлис Н.П. Судебная экспертиза: Учебник. М., 2012. С. 61. 2. В.В. Агафонов, В.А. Газизов, А.И. Натура, А.А. Проткин. Криминалистическая техника. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2017. – 192 с. 3. Российская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. — М., 2005. С. 326-346. 4. Аминев Ф.Г. О современных возможностях криминалистического исследования трасологических объектов // Эксперт-криминалист. 2011. N 3. С. 28 — 29. 5. Н.И. Порубов, Г.И. Грамович, А.Н. Порубов, Г.В. Федоров. Криминалистика. – М.: Вышэйшая школа, 2011. – 640 с. 6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 04.11.2019).

Виды и классификация трасологических экспертиз

Трасологическое исследование проводится в отношении механизмов, предметов и живых существ. Рассматриваемые ниже виды трасологических экспертиз в той или иной мере могут использоваться для расследования причин и обстоятельств ДТП:

  • гомеоскопическое исследование – изучение следов человека: отпечатков пальцев, следов ног, следов обуви, зубов, различных частей тела и прочего;
  • механоскопическое исследование – изучение следов от предметов и повреждений, найденных на вещах, а именно: орудий, инструментов, механических повреждений одежды, узлов и петель;
  • исследование замков – изучение основных характеристик замков, в том числе их состояния на момент экспертизы;
  • исследование пломб – изучение оставленных пломб на предмет их целостности;
  • исследование отпечатков производственных механизмов на предметах – проводится с целью определения отношения исследуемого предмета к оборудованию;
  • транспортное исследование – изучение следов транспортных средств: отпечатков шин, вмятин, царапин и других повреждений;
  • исследование отпечатков животных – изучение следов от лап и подков.

○ Вопросы, в решении которых может помочь трасологическая экспертиза и причины назначения.

Понятие трасологической экспертизы в области автомобильного транспорта (или, как ее еще называют, транспортно-трасологическая идентификация) следует из нормативного правового акта, а не просто научной теории и практики.

  • «Приказ Минюста России от 27.12.2012 № 237 «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России»:
  • Трасологическая экспертиза.
  • Исследование следов человека и животных.
  • Исследование следов орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств (транспортно-трасологическая идентификация).»

Таким образом, данный вид экспертизы изучает следы автотранспортного средства в целях установления конкретных обстоятельств и фактов, будь то:

  • Определение марки и модели транспортного средства, следы которого исследуются.
  • Составление схемы происшествия.
  • Установление виновника аварии.
  • Определение конкретных повреждений, полученных при определенных обстоятельствах.
  • Определение конкретной детали, механизма, агрегата, которым было нанесено повреждение.
  • Определение причины появления повреждений (другой автомобиль, иной предмет и др.).
  • Понимание направления, в котором двигалось транспортное средства, траектории его движения и угла столкновения с другой машиной и др.

Назначается же данное исследование в том случае, если выявить указанные обстоятельства иными, более доступными способами, не представляется возможным, либо если существует спор между участниками аварии, между участником ДТП и страховой компанией.

Общие положения методики проведения трасологических экспертиз

Методика трасологической экспертизы состоит из системы методик, способов и приемов, а также различных технических средств, которые применяются для исследования различных объектов и предметов в рамках проводимой экспертизы.

Объекты трасологической экспертизы делятся на следующие группы:

1) Вещественные доказательства (следы преступления);

2) Материальная обстановка места преступления;

3) Процессуальные документы, содержащие в себе обстановку места происшествия (например — протокол осмотра места происшествия);

4) Материалы справочного характера;

5) Образцы (характеризующие отдельные виды объектов или отображающие свойства проверяемых объектов).

Объекты трасологической экспертизы также делятся на объекты прямо участвующие в процессе идентификации и косвенно участвующие в идентификации.

Объекты прямо и косвенно участвующие в идентификации делятся на:

1) Идентифицируемые объекты, в отношении которых решается вопрос о тождестве;

2) Идентифицируемые объекты, которые отражают свойства других объектов, а вот сами эти объекты отождествлению не подвергаются.

К идентифицируемым объектам относятся: люди, помещения, предметы, животные, механизмы и др.

Стадии трасологической экспертизы:

1) Предварительное исследование;

На этом этапе эксперт знакомится с материалами, поступившими на исследование, производит осмотр объектов, производит проверку соответствия их постановлению (описанию) следователя, далее эксперт производит фотосъемку упаковки и внешнего вида объекта. После этого эксперт должен составить план дальнейших исследований.

2) Детальное исследование;

На стадии детального исследования эксперту предстоит выявить идентификационные признаки объекта, которые должны отображать свойства идентифицируемого объекта. Среди видов идентификационных признаков выделяют: признаки группового и индивидуального значения. Также признаки подразделяются на общие и частные, общие признаки характеризуют объект в целом (конструкция, форма, масса и др.), а частные признаки характеризуют детали и части объекта.

По характеру связи с идентифицируемым объектом признаки делятся на необходимые и случайные признаки.

По времени возникновения признаки делятся на признаки, появившиеся во время разделения объекта на части и признаки, возникшие до его разделения.

По характеру оценки частоты встречаемости признаки делятся на статистически определяемые и субъективно определяемые признаки.

Также стоит сказать об идентификационном периоде, в течение которого можно произвести идентификацию объекта по его отображениям. На стадии детального исследования может производиться непосредственно сам эксперимент, а также сравнительное и раздельное исследование.

3) Оценка результатов и формулирование выводов;

На данной стадии оценки эксперт должен оценить и сопоставить выявленные совпадающие и различающие признаки и впоследствии сформулировать выводы.

Выводы эксперта должны быть четко сформулированными и не иметь двоякого смысла, выводы должны содержать четкий ответ и пояснения на поставленный вопрос или задачу. В том случае, если эксперт не может решить вопрос, то он должен дать соответствующие пояснения и указать причины невозможности решить поставленную задачу.

Выводы эксперта подразделяются на выводы содержащие ответ на поставленный вопрос, и выводы, которые указывают на возможность решения вопроса.

Также выделяют условные и безусловные выводы, положительные и отрицательные, категорические и вероятные, а также однозначные и альтернативные.

4) Оформление материалов исследований.

На стадии оформления материалов исследований эксперт составляет письменное заключение в соответствии с процессуальными требованиями, вытекающими из требований УПК РФ и ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности». Этот документ должен иллюстрироваться схемами и фотоснимками, документирующими экспертные находки и выводы.

Порядок проведения экспертизы

Автолюбитель может воспользоваться услугами независимой экспертизы, чтобы доказать свою правоту. Результаты могут оспариваться, или же исследование назначается самим судом. НО первоначально стоит выбрать то экспертное подразделение, компанию, которая будет заниматься вашим вопросом. При этом лучше выбирать из существующих более длительное время, чтобы эксперты имели опыт проведения экспертиз. Сами представители компании должны иметь на руках все возможные документы на право осуществления своей деятельности. Если вам предложат бесплатную консультацию предварительно, то это многое говорит о серьезности учреждения.

От вас потребуют предоставить определенный набор документов, куда входят:

  • Схема обстановки на месте происшествия.
  • Протоколы, которые были составлены представителями ГИБДД.
  • Возможные фототаблицы и другие снимки обстановки.
  • Сведения о транспортных средствах, явившихся участниками происшествия, а также сами авто. Желательно, чтобы до окончания рассмотрения дела они оставались в первозданном виде без проведения ремонтных работ.
  • При наличии видеорегистраторов, следует сразу же записать это все на отдельный диск или флеш-карту, чтобы в последующем информация не была утеряна.
  • Документы на сами машины, все сведения и справки от органов полиции, где зафиксировано дорожно-транспортное происшествие, что оно имело место быть.
  • Пояснения от всех участников аварии на дороге.

Важно вовремя провести осмотр места происшествия, так как там максимально сконцентрированы все объекты и следы, которые в последующем могут дать повод для выводов в заключении.

При этом с вами будет заключен договор на проведение трасологической экспертизы. Время осмотра автомобилей будет согласовываться. Не лишним будет привлечение специалистов сервисного центра, которые более детально укажут на имеющиеся повреждения, проведение ремонта отдельных агрегатов. При этом устанавливаются и скрытые следы, а также повреждения. Но для этого трасолог разбирает сам автомобиль, отдельные агрегаты и узлы.

По итогам такого исследования на руки вам будет выдано заключение, которое уже и будет играть существенное значение при принятии окончательного решения.

Как проводится при ДТП: пошагово

Алгоритм проведения независимой трасологической экспертизы при ДТП выглядит следующим образом:

  • выбор компетентной компании;
  • заключение договора и оплата услуг;
  • сбор пакета необходимой документации, в том числе:
  • схемы ситуации;
  • протокола;
  • фотоматериалов с места аварии;
  • правоустанавливающих документов;
  • справки из полиции, подтверждающей ДТП;
  • письменных пояснений участников и свидетелей ДТП.
  • приглашение эксперта для осмотра места аварии;
  • согласование места и времени осмотра ТС;
  • ожидание результатов моделирования ситуаций с места ДТП;
  • получение отчета о проделанной работе.

Как провести трасологическую экспертизу автомобиля при ДТП — пошаговая инструкция для новичков

Теперь рассмотрим, как проводится трасологическая экспертиза автомобиля. Если вы попали в ДТП и сомневаетесь в объективности судебного исследования, вы всегда можете заказать независимую экспертизу и оспорить результаты.

Шаг 1. Выбираем экспертную компанию

Как выбрать солидную компанию, чтобы не сомневаться в качестве экспертизы?

Во-первых, у нее должен быть стаж, довольные клиенты и хорошие отзывы.

Во-вторых, проверьте разрешительные документы на экспертную деятельность.

В-третьих, соответствующие документы об образовании и страховки профессиональной ответственности должны иметь и эксперты, которые работают в компании.

Признак серьезного экспертного учреждения — это бесплатная предварительная консультация.

Шаг 2. Собираем пакет необходимых документов

Список вам предоставит эксперт, но неплохо и самим собрать заранее все необходимые бумаги.

Для трасологической экспертизы предоставляются:

  • схема ситуации;
  • протокол, составленный сотрудниками ГИБДД;
  • фотоматериалы с места аварии;
  • транспортные средства, которые стали участниками происшествия;
  • фото или видео с видеорегистраторов, установленных в ТС, если таковые имеются;
  • протокол, который свидетельствует о проверке и техническом состоянии транспортных средств;
  • документы, подтверждающие право на владение ТС;
  • справка из полиции, подтверждающая ДТП;
  • пояснения всех, кто участвовал в ДТП или оказался свидетелем.

Шаг 3. Приглашаем эксперта для осмотра места ДТП

Поскольку на месте аварии сосредоточено максимальное количество данных о ДТП, эксперту нужно обязательно его посетить.

Эксперт-трасолог должен иметь при себе:

  • фотоаппарат;
  • масштабную линейку;
  • рулетку;
  • лупу;
  • пинцет;
  • небольшие емкости для микрочастиц;
  • слепочные (пластические) массы (гипс, пластилин, полимерные соединения).

Шаг 4. Согласовываем место и время осмотра транспортного средства

Когда вы уже подписали договор, можете выбирать время и место экспертизы ТС. Удобнее всего делать это в автосервисе.

При этом устанавливается:

  • есть ли на автомобиле следы от другого ТС;
  • каким объектом был поврежден автомобиль;
  • модель ТС, оставившего отпечатки;
  • какой частью было нанесено повреждение;
  • направление перемещения и угол столкновения;
  • режим движения;
  • состояние протектора;
  • механизм повреждения.

Исследовать состояние ТС не менее важно, чем исследовать отпечатки на месте ДТП.

Шаг 5. Разбираем агрегаты и узлы транспортного средства

Если необходимо выявить скрытые повреждения, трасолог разбирает агрегаты и узлы. В ходе исследования он определяет направление, характер и силу взаимодействия объектов и другие параметры.

В статье «Независимая автоэкспертиза» вы можете почитать о подробностях этого процесса, а также о том, как не ошибиться в выборе автоэксперта.

Шаг 6. Дожидаемся результатов моделирования ситуаций с места аварии

Для этого существуют специальные компьютерные программы. Такая модель нужна в большинстве случаев. Она помогает представить наглядно весь процесс аварии судьям, которые не обладают специальными познаниями в этой области.

К тому же, такой способ позволяет воссоздать процесс ДТП максимально точно. Основывается он на данных всех следов, зафиксированных на месте дорожно-транспортного происшествия.

Шаг 7. Получаем отчет о проделанной работе

Итог работы эксперта — документальное заключение экспертизы. Его можно использовать в качестве доказательства в судебном процессе или аргумента для страховой компании.

Важно знать, что экспертное заключение содержит выводы эксперта только по техническим вопросам. Определение виновников — это уже в компетенции суда.

При любых затруднениях, связанных с проведением трасологической экспертизы, обращайтесь за помощью к компетентным юристам. Мы рекомендуем искать таких на сайте «Правовед.ru». Это онлайн-сервис бесплатных и платных консультаций, с которым сотрудничает больше 16 тысяч юристов по всей РФ.

Вам предоставят юридически грамотную консультацию в любой сфере юриспруденции. Вы найдете нужного специалиста и будете подготовлены к любому судебному процессу. «Правовед» станет для вас надежной поддержкой — ведь качество услуг здесь ценится превыше всего.

Ходатайство о трасологической экспертизе ДТП

Ходатайство о назначении трасологической экспертизы при ДТП – это документ, в котором указывается просьба гражданина или организации о том, чтобы было проведено исследование доказательств, следов, места происшествия по делу с привлечением эксперта. Ходатайство заявляется в письменной форме.Ходатайствовать о проведении трасологической экспертизы может любой участник делопроизводства.

Ходатайствовать можно на любой из стадий производства:

  1. До начала судебных тяжб на стадии предварительного расследования.
  2. В суде первой инстанции.
  3. На стадии апелляции.

Если ходатайство подавалось на апелляционной стадии, участник подавший, ее должен указать уважительную причину, из-за которой он не сделал это на предыдущих судебных слушаниях и разбирательствах.

Конечно, самое лучшее время для проведения трасологической экспертизы – сразу после происшествия. В этот момент эксперт сможет не только увидеть все оставленные следы, но и саму картину аварии.

Подавать и заявлять ходатайство можно в любой момент, но до того, как судья примет окончательное решение по рассматриваемому вопросу. Пишется ходатайство в свободной форме. Однако в нем стоит указать следующие обязательные сведения:

  • реквизиты суда, номер дела, полные сведения об участниках дела, дату и подпись ходатайствующего;
  • причины, вследствие которых возникает необходимость проведения экспертизы и из-за которых подается ходатайство;
  • кому вы желаете поручить проведение экспертизы;
  • примерный список вопросов, на которые требуется ответить эксперту;
  • список материалов, документов, сведений, которые вы можете предоставить эксперту со своей стороны
  • указать тип транспортно-трасологической экспертизы.

Вопросы, решаемые трасологической экспертизой

Трасология – наука, предметом изучения которой являются следы. Экспертизу назначают в различных случаях, когда необходимо понять, указывают ли оставленные следы на месте преступления на преступника или, наоборот, говорят о стечении обстоятельств, которые привели к происшествию.

Исследование разделяют по количеству участников мероприятия:

  • единоличное;
  • комплексное;
  • комиссионное.

Возможно назначение повторной и дополнительной процедуры для того, чтобы классифицировать объекты, сравнить их или определить ситуацию, которая повлекла преступление.

Объекты трасологии:

  • доказательства вещественного характера;
  • материальная обстановка места происшествия;
  • процессуальные документы (протоколы осмотра места преступления, осмотр жертвы);
  • справочные материалы, образцы для идентификации (база дактилоскопии).

Перечень вопросов, которые раскрывает трасология, обширен. Классификация подвидов исследования поможет разобраться детальнее.

Следы человека

Гомеоскопическое исследование изучает следы, оставленные непосредственно человеком:

  • рук;
  • ног (босых, в обуви или чулочно-носочных изделиях);
  • зубов;
  • эпителия головы.

Благодаря этому типу экспертизы решаются такие задачи:

  • наличие на объектах следов рук, их идентификация;
  • выяснение возможных особенностей строения кистей рук;
  • давность оставленных следов;
  • количество участников преступления.

Эксперты легко определяют, какой рукой и даже каким пальцем был оставлен отпечаток на изучаемом объекте, половую принадлежность по таким следам также вычисляют.

Вопросы, на которые поможет ответить изучение следов от ног, такие:

  • размер ноги, особенности строения;
  • фасон обуви, чулок, носков;
  • половая принадлежность, примерный возраст и рост;
  • особенности походки, наличие протеза, ортопедических приспособлений;
  • способ передвижения (спокойная или суетливая ходьба, или разной интенсивности бег);
  • направление движения участника происшествия.

Следы ног позволяют определить в некоторых случаях механизм их возникновения, тем самым помочь выяснить, как преступник, или не относящийся к преступный действиям человек, оказался в исследуемом месте.

Отпечатки зубов могут быть оставлены как преступником, так и жертвой, экспертиза выясняет:

  • каким именно зубом или зубами оставлен след;
  • наличие протезов, отсутствие зубов;
  • особенности строения челюсти;
  • механизм возникновения отпечатков.

Отпечатки губ на одежде, посуде или коже человека иногда помогают вычислить объект, оставивший их. Однако, в первую очередь, необходимо определить, пригодны ли они для идентификации.

Кожный покров головы (лоб, нос, щека, скула) расскажет о половой принадлежности, иногда о возрасте, особенностях строения и дефектах.

Отдельно выделяют микротрасологию, предметом ее являются микрочастицы и миниатюрные следы.

Классификация исследований

При расследовании уголовных дел, а также и по другим причинам, чтобы восстановить обстоятельства аварии на дороге с участием транспортного средства, проводят трасологические исследования, которые имеют свою классификацию и деление. Каждое из направлений экспертизы изучает конкретные элементы и направления, которые в итоге и в совокупности дают основания делать заключение.

Гомеоскопическая экспертиза позволяет дать оценку следам человека, куда относят обувь, ноги, пальцы, зубы, одежду и многое другое. Благодаря этому восстанавливается ситуация на дороге, касающаяся пешехода, который мог бежать, идти, ползти, иметь ровную или шаткую походку и многое другое.

Механоскопическое исследование тщательно анализирует имеющиеся повреждения на объектах, возможные следы и отпечатки. Не все агрегаты автомобиля могут быть изготовлены заводским способом, а кустарных, то есть самостоятельно. В процессе эксплуатации их начинают возникать проблемы и поломки, которые могут привести к аварии на дороге. Это важно учитывать, но стоит произвести оценку этих действий, а также установить, каким образом было все сделано.

Транспортная экспертиза производит анализ оставленных на участке дороге следов шин, на транспортном средстве царапин и вмятин, любых других повреждений. Объем повреждений при этом может быть различный и не всегда соответствовать тем повреждениям, которые имеются на авто. По этой причине начинают возникать споры между участниками происшествия на дороге.

Вообще классификаций существует огромное количество, и все они могут быть различны в зависимости от производимого исследования и необходимости получения конкретного ответа.

Механоскопическая экспертиза

Такие следы относят к орудиям преступлений, действиям, производимым человеком.

Исследование предполагаемого орудия преступления определяет:

  • характеристику орудия (размер, наличие насечек);
  • наличие его следов на других предметах;
  • направление и силу использованного орудия;
  • взаиморасположение объектов на момент использования;
  • последовательность ударов, разломов, порезов.

Следы волочения или борьбы определяют не только по состоянию жертвы, но и по наличию механических повреждений на одежде, следов на траве, земле, полу.

Случаи связывания объекта не остаются незамеченными для эксперта. По типу вязания узлов и созданию петель специалист определит:

  • механизм связывания;
  • наличие профессиональных навыков при связывании (морской узел, «грейпвайн», «штык», «заячьи уши», применяемые в основном в альпинизме);
  • левша или правша человек, связавший объект.

Исследование замков, в первую очередь, выявляет следы взлома, предмет отпирания (отмычка, дубликат ключа), определяет наружную или внутреннюю сторону механического воздействия. Также выясняют, срывались ли пломбы с различных замков.

Транспортная экспертиза

Экспертиза транспортных средств и следов, оставленных ими при нарушении ПДД – достаточно обширная подгруппа механоскопического исследования.

Часто при написании названия этой экспертизы используют двойное «с». Ошибка возникла именно из-за автолюбителей, связывающих название исследования «трасологическая» с трассой.

Мероприятия, назначенные для изучения механизма происшествия, отвечают на такие вопросы:

  • какое из ТС виновно в ПДД;
  • выявление вмятин, царапин, относящихся к этому происшествию;
  • соответствие виновного ТС нормам технического осмотра;
  • правомерность действий водителя для предотвращения наезда, аварии;
  • исследование структурных особенностей шин, деталей двигателя, трансмиссии и других важных элементов;
  • режим езды участников ПДД (торможение, занос, превышенная скорость);
  • предположительную марку шин, модель и другие особенности автомобиля, оставившего место преступления.

Благодаря современным разработкам, трасологическая экспертиза позволяет реконструировать действия при происшествии, смоделировать любое преступление, согласно росту, половой принадлежности преступника или габаритам и скорости движения автотранспорта.

Также выделяют таврологическую трасологию, которая специализируется на следах от животных и одорологическую, которая выявляет газообразные следы – запахи.

Следы выявляют несколькими методами:

  • люминесцентным;
  • термовакуумное напыление;
  • нанесение клея «Циакрин ЭО».

Последний определяет наличие даже старых следов.

Кто заказывает исследование?

Несмотря на то, что трасологическое исследование относят к процессуальному процессу, то есть необходимому при судопроизводстве, независимая экспертиза также возможна.

В случае, когда участник дорожного происшествия не согласен с обвинением или выступает против действий определенного лица и не верит в правосудие, может заказать независимую экспертизу. Поскольку часто гражданские споры проходят без участия суда, внесудебное исследование следов востребовано.

Кто проводит процедуру?

К исследованию места преступления допускается ограниченное число людей. Эксперт-криминалист собирающий следы, оставленные участниками происшествия называется трасологом (криминалистом-трасологом). То есть высшее образование должно быть по специальности «судебная экспертиза».

На помощь ему, особенно при комплексном исследовании, привлекаются баллисты, материаловеды, судебные медики, химики, биологи.

Как проводится процедура?

Заказчик обращается в частные организации, специализирующиеся на проведении экспертиз для подачи заявки. Также есть вариант обращения в следственные органы. Сотрудники МВД, ГИБДД обращаются непосредственно в экспертно-криминалистические центры ГУВД, Федерацию Судебных Экспертов.

Далее частное лицо пишет заявление о предоставлении услуги, сотрудники полиции составляют ходатайство.

Организация проводит исследование по утвержденному плану:

  • предварительный осмотр;
  • детальное обследование предоставленных следов;
  • оценочный этап полученных результатов;
  • предварительные выводы, подтверждение их;
  • оформление отчета, фиксация результатов по установленной форме, с использованием фотоотчета.

Сроки предоставления отчета от эксперта зависят от масштабности проблемы. В частности, для определения следов ДТП при участии нескольких авто, понадобится больше времени, также, как и в случае убийства или нападения на нескольких объектов.

Согласно ГПК РФ, обычно устанавливается срок на рассмотрение дела не более 2 месяцев, сюда же входят и сроки проведения исследования. Но, если требуется больше времени для экспертизы, этот срок увеличивают.

Согласно приказу Минюста РФ «Об утверждении методических рекомендаций…», судебному эксперту дается срок в пределах 30 дней для составления отчета, однако и здесь возможно увеличение временных критериев.

Какие документы необходимы?

Список документов, которые понадобятся сотрудникам экспертной службы, зависит от установленной проблемы.

Если необходимы трасологические исследования места преступления, идентифицированного, как убийство, понадобится полный отчет следователя, дознавателя, протокол обследования. Также, если эксперт не выезжал сразу на место происшествия, понадобятся фотографии, слепки обуви и другие объекты исследований.

Для заказанной экспертизы ПДД частным лицом потребуется следующее:

  • справка о совершенном ДТП;
  • материалы дела, составленные сотрудниками ГИБДД (фото-таблицы, схемы, протокол);
  • технический паспорт авто, сведения о пройденном техническом осмотре.

Эксперту предоставляют в обязательном порядке доступ к ТС, одежду и другие материалы от лиц, участвующих в ДТП.

Цена экспертизы

В рамках уголовного или административного расследования экспертиза проводится только по постановлению уполномоченного лица и в этом случае заинтересованные лица не должны платить ни в каких случаях.

Однако экспертиза может проводиться и в гражданских правоотношениях, когда одна из сторон хочет выяснить какие-либо подробности. В таком случае необходимо обращаться в специализированную организацию. Средняя стоимость проведения экспертизы – от 10 тысяч рублей и зависит от сложности и региона проведения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: