Важное изменение с 1 мая 2019 года
Главный риск неисполнения этой обязанности по европротоколу до указанной даты заключался в том, что это давало право страховой компании выставить регресс виновнику.
Но с 1.05.2019 года такое последствие для виновного водителя упразднили. Издан соответствующий Федеральный закон №88-ФЗ, в результате которого соответствующий подпункт «Ж» пункта 1 статьи 14 в законе Об ОСАГО утратил силу. Следовательно, если конкретно ваш страховой случай в виде ДТП случился после 1 мая 2021 года, и вы пропустили 5 рабочих дней для извещения страховой об этом, то регресс будет незаконен.
В каких случаях оформляется европротокол в 2021 году
Оформление европротокола позволяет не только в кратчайшие сроки освободить дорожное полотно для свободного передвижения других машин, но и сэкономить финансы водителей. При вызове сотрудников ГИБДД обязательно будет выявлены нарушения, допущенные водителями перед происшествием, и, соответственно, назначены штрафы.
Оформление европротокола гораздо удобней, чем вызов дорожной полиции, но доступна не при каждом происшествии. Процедура возможна, если произошла незначительная авария, в которой никто не пострадал.
Европротокол действителен в каждом регионе страны без исключения.
Разрешено урегулировать вопрос самостоятельно при помощи европротокола, если:
- в аварии участвовало не более двух автомобилей;
- в результате происшествия нет пострадавших, требующих медицинской помощи;
- отсутствует поврежденное в результате происшествия имущество, кроме двух участвовавших в аварии автомобилей;
- оба водителя имеют действующий полис ОСАГО;
- сумма нанесенного урона не превышает 100 000 рублей;
- достигнуто согласие относительно виновников, обстоятельств происшествия и характера повреждений.
Оформление европротокола при наличии разногласий между водителями относительно обстоятельств происшествия возможно, если один из автомобилей оснащен системой ГЛОНАСС или приложением «европротокол». Данные устройства разработаны для фиксации и передачи данных о произошедшем. Изменить или подкорректировать информацию, записанную устройствами, невозможно.
Когда есть пострадавшие или произошло вторичное повреждение других транспортных средств, необходимо вызвать сотрудников дорожной службы в обязательном порядке.
Что за закон?
Итак, если авария оформлялась по европротоколу, то как виновник, так и потерпевший всё ещё обязаны в 2021 году направить каждый своё извещение в страховую компанию в течение 5 рабочих дней. Это регламентирует Федеральный закон «Об ОСАГО».
В случае если этого не сделать потерпевшему, то это не будет являться основанием для отказа виновнику. А вот если такое извещение не представит виновник, то его ранее ждал регресс — то есть потерпевший получал выплату, но затем страховая компания взыскивала всю выплаченную сумму в пределах 100 тысяч с виновника.
2. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями, причастными к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.
А вот выдержка из ФЗ «Об ОСАГО» о праве регрессного требования от страховой компании виновнику ДТП:
1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если: …. ж) указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия;
(подпункт утратил силу с 1 мая 2021 года)
Характеристика Европротокола при ДТП
Понятие «Европротокол» не является юридическим и не имеет законодательного закрепления.
Рассматриваемый нами способ оформления дорожно-транспортных происшествий позаимствован отечественным законодателем из-за рубежа.
В его основе лежит модель, разработанная и широко применяемая в ряде европейских стран.
В отечественном законодательстве процедура оформления ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции регламентирована в статье 11.1 ФЗ РФ «Об ОСАГО» в редакции ФЗ № 223 от 21 июля 2014 г.
За годы применения Европротокола при оформлении дорожно-транспортных происшествий доля убытков, урегулированных посредством применения данной процедуры составляет менее 9 процентов от общего числа страховых случаев.
Такой невысокий показатель обусловлен тем, что участникам дорожных автопроисшествий сложно объективно оценить на месте происшествия размер причиненного ущерба.
Риск того, что установленного лимита страхового возмещения не будет достаточно для полноценного ремонта поврежденного автомобиля, удерживает потерпевших от применения Европротокола при ДТП.
В настоящее время изменениями в закон «Об ОСАГО» внесенными Федеральным законом № 223 от 21 июля 2014 года увеличен до 50000 рублей размер страховой суммы в рамках Европротокола.
С 1 октября 2014 года ограничение размера страховой суммы, при урегулировании убытков по правилам Европротокола, не распространяется если дорожно-транспортное происшествие оформляется на территориях Московской и Ленинградской областей, а также в городах федерального значения – Москва и Санкт-Петербург в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5 статьи 11.1 ФЗ « Об ОСАГО».
Данные новации призваны стимулировать водителей, попавших в аварии, самостоятельно оформлять ДТП, что позволит частично решать проблемы заторов на дорогах.
Статья по теме:
Порядок и последовательность действий водителя при оформлении ДТП
Почему закон о 5 днях на предоставление европротокола так категоричен?
Хотя такая обязанность виновника предоставить европротокол в течение 5 дней и выглядела как явная лазейка для страховых обогатиться за счёт регресса виновнику, всё же доля логики здесь есть. Дело в том, что при оформлении ДТП с помощью европротокола не привлекаются сотрудники полиции, а фиксация ДТП, его характера, обстоятельств и повреждений производится самими участниками.
В связи с отсутствием при ДТП сотрудников полиции существенно повышается риск мошенничества с подставными ДТП. Согласно Гражданскому кодексу потерпевший вправе обратиться за выплатой в срок общей исковой давности (да, в законе «Об ОСАГО», прямо прописан срок 15 дней для извещения о ДТП, но эта обязанность потерпевшего ни на что не влияет), который составляет 3 года. И, если потерпевший обращается через 3 года, то практически невозможно будет установить по характеру повреждений их причастность к этому конкретному ДТП. А если бы привлекались сотрудники ГИБДД, то они бы зафиксировали повреждения.
Действия после составления
Произошла авария, в которой один из водителей понимает, что виновником ее является он. Естественно, возникает вопрос о том, надо ли вызывать сотрудника ГИБДД. Для его решения, прежде всего, оценивается реальная обстановка:
- участие только 2-х автомобилей;
- отсутствие серьезных пострадавших среди водителей, пассажиров, пешеходов;
- серьезность повреждения.
Далее, для принятия решения в пользу Европротокола следует реально оценить степень повреждения пострадавшего автотранспортного средства. Не следует доверять только мнению противной стороны. Пострадавший может ошибиться, называя сумму, или умышленно ее занизить для исключения учета износа при определении счета на ремонт.
Больше нюансов о том, что делать виновнику и пострадавшему после составления Европротокола при ДТП, куда обращаться потерпевшему в аварии, узнайте в отдельной статье.
Нужно ли ехать в страховую компанию?
Право способа решения этого вопроса остается за страхователем. В соответствии с Законом об ОСАГО он обязан сообщить о происшествии и направить Извещение страховщику, но, как он это сделает, не регламентируется. Виновник ДТП может поступить следующим образом:
- Лично посетить офис компании и вручить Извещение. В этом случае важно помнить, что факт передачи должен быть четко зафиксирован. Следует обязательно оставить копию Европротокола у себя, а от лица, принявшего подлинник Извещения, получить документ с указанием даты получения.
- Если виновник не может отвезти документ в страховую самостоятельно, он может отправить Извещение страховщику заказным письмом с уведомлением о вручении. На почте обязательно составляется опись вложения.
Виновник ДТП должен учитывать, что при возможном судебном разбирательстве он должен представить неопровержимое доказательство того, что страховщик получил Извещение об ДТП, причем своевременно. Естественно, что сообщение о происшествии по телефону не может считаться полноценным извещением.
Обязанности
В соответствии с действующими правилами оформления Европротокола виновник аварии обязан принять следующие меры:
- Совместно с потерпевшей стороной заполнить бланк извещения о ДТП (так правильно называется Европротокол). Документ имеет 2 одинаковые половины, после разделения которых одна остается у потерпевшего, а вторая – у виновника ДТП.
- Заполнить обратную сторону своей половины бланка. Подробнее о составлении извещения о ДТП по Европротоколу узнайте тут.
- Направить свою половину Европротокола в страховую компанию, не позднее 5 суток после аварии (больше нюансов о сроке подачи извещения в СК узнайте здесь). Представить извещение можно путем личного посещения офиса компании или отправления по почте, но чем раньше это произойдет, тем лучше.
- Виновник ДТП обязан после аварии не проводить ремонт или утилизацию автомобиля в течение 15 суток. Данное требование устанавливается подпунктом «з» п.1 ст.14 «Закона об ОСАГО». Кроме того, по первому требованию он должен предоставить машину на осмотр экспертам страховщика в течение 5 суток.
Избежать дополнительных выплат виновнику поможет расписка пострадавшего. В ней он четко должен указать, что размер его претензии не может превышать максимальной страховой выплаты по Европротоколу. В расписке желательно указать дополнительные сведения:
- дата и описание аварии;
- данные об обоих автомобилях и водителях с указанием сведений об их водительских правах.
Расписка будет иметь хорошую юридическую поддержку при наличии двух свидетелей.
Что делать, если не успел подать европротокол в течение 5 дней?
Важно! Не получили ответа на Ваш вопрос? Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!
- Только практикующие автоюристы
- Анонимно
- Бесплатно
или позвонить по бесплатному номеру 8
✖
Если Вы виновник и не успели подать европротокол в страховую компанию в течение 5 дней, то шансы оспорить регресс есть, но они очень маленькие, если ДТП произошло до 1.05.2019 г. Дело в том, что любой закон должен основываться на логике и мотивированной части введения того или иного правила. И, если Вы докажете, что характер повреждений потерпевшего не вызывает сомнений (конечно, такое может быть только если потерпевший сам обратился в страховую в разумные сроки), то суд может учесть это и пересмотреть решение о регрессе.
Но шансы такого исхода дел, если Вы не предоставили европротокол в течение 5 рабочих дней, предельно малы, так как, во-первых, Вам придётся доказывать обратное от того, что чётко прописано в законодательстве, а, во-вторых, такое решение судьи может повлечь отмену самой такой трактовки закона, и не каждый судья возьмёт на себя такую ответственность.
И всё же есть несколько решений судо в судебной практике, когда регресс был выигран. Одно из таковых основано на том, что ответственность как виновника, так и потерпевшего, была застрахована в одной и той же компании (Ингосстрах), а потому в иске страховщика было отказано на основании того, что в этом случае последний никаких рисков не понёс и ничего бы не изменилось, представь виновник европротокол вовремя.
Как проходит разбор происшествия в ГИБДД
В случае если инспектор посчитал, что для решения вопроса о квалификации действий и степени виновности участников дорожной аварии необходимо провести дополнительные мероприятия, материал будет направлен в местный отдел ГИБДД по разбору ДТП.
Предлагаем ознакомиться: Ренессанс кредит можно ли отказаться от страховки
Далее назначается специальная группа сотрудников для разбора обстоятельств инцидента. О дате и времени, когда будет разбираться конкретная ситуация, участники уведомляются заранее, если это не было сделано непосредственно на месте автопроисшествия.
В каждом конкретном случае используется своя методика расследования ДТП, однако существуют некоторые моменты, которые необходимо знать любому водителю.
- Расследование предваряет исследование материалов дела, собранных на месте аварии, опрос очевидцев. Основным объектом расследования на предварительном этапе являются зафиксировавшие факт происшествия документы. Как правило, на изучение письменных доказательств уходит 3-30 дней.
- Нередко для восстановления механизма аварии требуется провести экспертизу, например, трасологическую или автотехническую. Если инспекторы, занимающиеся разбором ДТП, избегают назначения экспертиз, объясняя это загруженностью службы, заинтересованному водителю стоит настоять на их проведении.
- Во время разбора сотрудники, ведущие дело, выясняют детали как на основании письменных документов, так и устной беседы с каждым водителем. Участников аварии могут пригласить одновременно или выслушать по отдельности. В первом случае проводят своеобразную очную ставку, поскольку дача ложных показаний при ДТП — довольно распространённый случай.
- Часто инспекторы не разрешают водителям ознакомиться с материалами дела, не показывают схему происшествия. С одной стороны, это способ подтолкнуть участников аварии к самостоятельным воспоминаниям нюансов ДТП способствует объективному рассмотрению дела, а с другой — завуалированный метод помочь «понравившемуся» водителю.
В результате разбора автоаварии инспекторы группы делают выводы о наличии в действиях участников ДТП состава правонарушения, определяют его характер. На основании выводов выносится постановление по конкретному происшествию.
Поскольку ни один водитель не застрахован от неприятностей на дороге, при возникновении автоаварии и направления на разбор ДТП в ГИБДД, нужно знать, как себя вести. Не следует пускать решение серьёзного вопроса на самотёк, лучше тщательно подготовиться к расследованию и обдумать, как доказать невиновность в ДТП и отстоять правильность своего видения произошедшего.
Участники ДТП имеют право знакомиться со всей документацией по делу. Просмотреть имеющиеся материалы можно заранее. Для этого необходимо попросить сотрудника разбора предоставить все оформленные инспектором при аварии документы. Кроме того, следует изучить показания опрошенных свидетелей, видео- и фотоматериалы.
При подготовке к разбору аварии может пригодиться схема места ДТП. Надеяться на свою память не стоит, поскольку многие водители в момент происшествия находятся в стрессовом состоянии и могут не вспомнить существенные детали: расположение знаков, положение авто относительно дорожной инфраструктуры, разметку на дороге, расположение транспортных остановок.
Во время разбора участникам происшествия предоставляются следующие права.
- Если есть необходимость, водитель может потребовать у дознавателя назначить экспертизу по делу или затребовать справки из соответствующих служб, контролирующих освещение и состояние дорожного полотна на месте ДТП.
- Иностранцу должны предоставить переводчика.
- Предъявить любые доказательства, сделанные/собранные на месте происшествия: фотографии, видеосъемку с видеорегистратора или мобильного телефона, объяснения очевидцев, а также требовать их приобщения к материалу.
- Подавать ходатайства.
- Вести аудиосъёмку в процессе разбора ДТП.
- При несогласии с результатом расследования обжаловать вынесенное постановление.
Важно: срок обжалования отсчитывается с даты, когда водителем получена копия постановления. Поэтому подписывать документ прошлым числом не следует.
При разборе аварии сотрудниками ГИБДД, особенно в непростых случаях, будет полезна юридическая помощь при ДТП. Целесообразно пригласить опытного и грамотного юриста уже на место происшествия. Как правило, в серьёзных автопроисшествиях имеются пострадавшие, не определена причинно-следственная связь при ДТП или водители обоюдно виновны в совершении дорожного правонарушения.
За что ещё может быть регресс от страховой при европротоколе?
Да, непредставление своей копии европротокола виновником упразднили. Но есть ещё ряд условий, при невыполнении которых виновнику может быть выставлен счёт в размере выплаченной потерпевшему суммы:
- если будет доказано, что вред был причинён умышленно при наличии вреда здоровью или смерти потерпевшему (если Вы специально врезались в потерпевшего);
- если в момент ДТП виновник был пьян;
- если виновник не был вписан в полис ОСАГО или не имел права управления автомобилем, которым управлял в момент ДТП;
- виновник отремонтировал или утилизировал автомобиль в течение 15 дней после ДТП, не предоставив его для осмотра страховой;
- если истёк срок диагностической карты — только для легковых такси, автобусов, грузовых авто с числом мест более 8 или автомобилей, оборудованных для перевозки опасных грузов.
Что делать, если виновник аварии не признает свою вину
Действия виновника после оформления ДТП будут несколько отличаться в зависимости от того, есть ли у водителя полис КАСКО в дополнение к ОСАГО или только второе.
Если виновник дорожно-транспортного происшествия имеет только полис ОСАГО, порядок действий будет таким:
- снять аварию на видео или фото в присутствии пострадавшего: должны быть видны повреждения машин после ДТП, их положение и все, что имеет отношение к происшествию;
- необходимо записать контактные и паспортные данные пострадавшего (т.е. собственника авто), если есть свидетели – их данные тоже нужны при оформлении;
- надо обменяться данными полисов ОСАГО, если у пострадавшего есть КАСКО, то его номер и т.д. тоже следует записать;
- далее обоим участникам аварии нужно оформить извещение о дорожно-транспортном происшествии, виновнику ДТП — проследить, чтобы пострадавший подписался в извещении;
- виновнику надо узнать, когда будет рассмотрено дело о ДТП, если оно рассматривается на месте сотрудниками полиции, то принять участие, а в случае несогласия с решением – написать «не согласен» под собственной подписью и изложить свой вариант произошедшего (любой результат рассмотрения дела можно оспорить в срок до 10 дней после оформления дорожно-транспортного происшествия);
- далее необходимо получить протокол административного нарушения, справку об аварии и постановление об административном нарушении, на каждом из документов следует сразу проверить, правильно ли заполнены и все ли подписи на месте;
- нельзя обещать пострадавшему возместить вред, ни в какой форме – ни на словах, ни письменно, ни прямо или косвенно;
- виновнику ДТП нужно следить за тем, как идет процесс сбора и предоставления документов пострадавшего для страховщиков;
- отдельно необходимо сфотографировать все повреждения машины виновника, поскольку вероятны разногласия между сторонами после оформления ДТП;
- не нужно отказываться от осмотра авто пострадавшего, следует сделать это внимательно и в случае несогласия с экспертами, написать в акте все замечания.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам:
7
Москва;
7
Санкт-Петербург;
7
Бесплатный звонок для всей России.
- неукоснительно следовать правилам и срокам, указанным в договоре КАСКО;
- написать заявление о страховой выплате по полису, а после его приема и регистрации сделать копию с датой принятия и подписью сотрудника;
- узнать номер страхового дела, что в будущем поможет получать сведения о его урегулировании;
- получить у страховщиков направление на осмотр автомобиля и в указанную дату предъявить его;
- сделать копии всех документов, которые надо предъявить страховщикам, а лучше получить от сотрудника перечень принятых бумаг с его подписью.
Если выплаты по КАСКО после оформления ДТП не было, либо она не покрывает ремонт, следует обратиться в суд, а кроме того подать жалобу в страховой надзор.
Чтобы подать заявление в страховую компанию по ОСАГО после оформления дорожно-транспортного происшествия, необходимо подготовить следующий пакет документов:
- справка об аварии, если она оформлялась не по Европротоколу;
- извещение о происшествии;
- протокол административного нарушения;
- бумага о праве собственности на машину;
- постановление по делу об административном нарушении;
- водительское удостоверение или доверенность на машину;
- реквизиты банка;
- полис ОСАГО.
Также водителю могут понадобиться документы следующего порядка:
- если была независимая экспертиза, потребуется ее заключение о размере ущерба;
- бумаги, подтверждающие оплату работы независимого эксперта;
- если машину эвакуировали, нужны документы об эвакуации и о хранении.
При сдаче бумаг необходимо оставлять себе копию каждой. Кроме того, их должны обязательно принимать по описи.
Правильные действия водителей, попавших в эту категорию, крайне важны. Поскольку не все спровоцировавшие ДТП ясно представляют, что делать со страховой виновнику аварии, некоторые из них могут не сообщить о происшествии. Поставить в известность свою страховую компанию – обязанность виновника ДТП. Это требование установлено статьей 11 об ОСАГО. В противном случае страховщик может либо отказать в выплате, либо взыскать через суд сумму своих затрат с виновника.
Предлагаем ознакомиться: Как отказаться от автокредита после подписания договора
При разговоре с представителем страховщика, водитель должен проинформировать его, что это он является виновником аварии и сообщить следующие данные:
- количество участников ДТП;
- место и время;
- данные по транспортным средствам (номера, марки, даты выпуска);
- информацию о наличии жертв и пострадавших, а также их состояние.
Порой при ДТП возникает спорная ситуация, в которой сложно установить нарушителя, либо он отказывается признавать свою вину. Многие не знают, что делать в этом случае и доводят ситуацию до неприемлемой. При этом правильный порядок действий, если виновник не признает свою вину, представляет собой следующий алгоритм:
- оставить машину в исходном состоянии, при этом нужно включить аварийную сигнализацию и поставить на дорогу специальные знаки;
- вызвать сотрудника ГИБДД для фиксации происшествия;
- обратиться в страховую компанию;
- обратиться в ГИБДД, чтобы документально зафиксировать все факты, влияющие на принятие в суде решения по виновному лицу – свидетели происшествия также должны прийти и представить свои показания.
В ситуации, когда нарушитель не признает свою вину, лучше прибегнуть к помощи грамотного юриста. Иногда сотрудники ГИБДД предлагают подождать два месяца и договориться с виновником, ведь по истечении этого срока протокол об административном нарушении уже нельзя составить. Но это чревато проблемами с получением компенсации от страховщика, ведь все компании требуют незамедлительного предоставления документов по аварии.
Иногда случается, что виновник, ранее признавший свою вину, впоследствии отказывается от своих слов и обращается в суд. В этом случае потерпевшему придется доказывать свою правоту через этот орган государственной власти. Такая процедура может затянуться на несколько месяцев.
Отказ нарушителя признать свою ответственность является частой практикой, ведь по ОСАГО выплаты положены только пострадавшему. Поэтому важно самостоятельно производить видео- и фотосъемку места происшествия, давать четкие показания при составлении протокола и оставлять у себя копии документов о ДТП.
Установление степени вины участников ДТП – важная проблема. Кто виноват в аварии, когда одна машина на высокой скорости ехала на зеленый свет, а другая на разрешенной скорости на красный? Ответ не однозначен.
Определить виновника дорожно-транспортного происшествия можно либо на месте его совершения, либо в суде. Если в аварии пострадали люди, вину будет определять только суд.
Любая автомобильная авария вызывает у ее участников сильный стресс. Сразу после столкновения достаточно сложно контролировать свои действия и эмоции. Нередки случаи, когда потерпевший признает свою вину в ДТП. Находясь в состоянии стресса, человек чувствует виновность в произошедшем. Еще и противоположная сторона настаивает на его вине, и он ее признает.
В этой ситуации не спешите делать поспешные выводы.
Требуйте внесения в протокол всех фактов, говорящих в вашу пользу, и готовьтесь к суду. Если вы убеждены в своей вине, а наказание не связано с лишением свободы и допустимо для вас по финансовым расходам, то признайте вину, чтобы избежать траты времени на судебные разбирательства.
Что делать, если виновник ДТП не признает свою вину? Готовиться к судебному разбирательству и требовать надлежащего осмотра места происшествия и занесения в протокол важных фактов. Проведение независимой автоэкспертизы – законный способ установить реального виновника ДТП и дать оценку событию.
В суде
Вас ждет установление вины в ДТП в судебном порядке, если на месте аварии и при дальнейшем разбирательстве в ГИБДД вы с оппонентом не пришли к единому мнению. Для этого суду предоставляются такие документы:
- письменные показания свидетелей;
- фото, видео с места происшествия, информация с видеорегистраторов;
- заключение независимой технической экспертизы автомобиля на предмет повреждений.
На основании собранных документов и показаний произойдет определение степени вины при ДТП в суде. Вы не обязательно проиграете или выиграете суд – вина может быть признана обоюдной.
Важную роль в решении суда могут сыграть показания свидетелей. Лучше, если они смогут лично присутствовать на судебном заседании.
Если вы грамотно вели себя на месте происшествия, добились внесения в документы важных фактов и нашли свидетелей, не отказывайтесь от услуг адвоката. Ведь оппонент наверняка пригласит адвоката, и вам будет сложно спорить с аргументами квалифицированного юриста.
Что делать после заполнения европротокола
После того, как протокол заполнен, необходимо провести подробную съемку положения автомобилей и полученных повреждений. Данная информация пригодится на случай споров по возмещению со страховой компанией.
Когда все мероприятия закончены, пострадавший водитель должен отвезти свой экземпляр европротокола в страховую, с которой заключался договор. При передаче документов о происшествии обязательно нужно получить подтверждение даты принятия документа. В качестве подтверждения клиенту выдают копию протокола, на которой уполномоченный сотрудник указывает, какого числа европротокол принят в работу.
В последующие 15 дней с момента столкновения водителю пострадавшей машины стоит воздержаться от ремонта на СТО или самостоятельного устранения неисправностей. Это может стать причиной отказа в страховых выплатах. В этот период страховая компания может потребовать освидетельствования полученных повреждений и оценки стоимости ремонта собственным специалистом.
Как оформить ДТП без ГАИ по европротоколу
Европротокол – одно из удобных новшеств в страховой сфере и автомобильной жизни последнего времени. Он позволяет оформить небольшое ДТП без вызова и долгого ожидания сотрудников ГАИ, а впоследствии достаточно быстро получить страховую выплату. Однако европротокол имеет ряд условий и особенностей, которые нужно обязательно учитывать при оформлении.
1. ЧТО ТАКОЕ ЕВРОПРОТОКОЛ?
Вопреки некоторым мнениям, европротокол это не какой-то особенный бланк, а сам процесс самостоятельного оформления ДТП его участниками без вызова сотрудников ГАИ. Приставка «евро» говорит о том, что эта практика была применена по примеру других европейских стран, где широко практикуется такой способ оформления ДТП. При оформлении ДТП по европротоколу используется стандартный бланк извещения о ДТП, который выдается вам страховой компанией при оформлении договора.
2. В КАКОМ СЛУЧАЕ МОЖНО ОФОРМИТЬ ДТП ПО ЕВРОПРОТОКОЛУ?
По этой упрощенной схеме можно оформить не каждое ДТП. Для того, чтобы воспользоваться возможностью использовать европротокол, должны быть соблюдены следующие условия:
- в ДТП участвовали не более 2 автомобилей;
- при ДТП не был нанесен ущерб другому имуществу, помимо участвовавших в нем автомобилей;
- в ДТП нет погибших и пострадавших – водителей, пассажиров или пешеходов;
- оба водителя имеют право на управление транспортными средствами соответствующей категории;
- оба участника ДТП имеют действующий договор обязательного страхования гражданской ответственности;
- у участников ДТП нет разногласий относительно обстоятельств и причин ДТП, а также нанесенных автомобилям повреждений;
- водители транспортных средств, участвовавших в ДТП, не предъявляют претензий к состоянию друг друга;
- вред, причиненный каждому транспортному средству, участвовавшему в ДТП, оценивается водителями данных ТС в размере до 400 евро по курсу Национального банка (в настоящее время рассматривается вопрос об увеличении этой суммы до 800 евро).
Как видно из вышеприведенного списка, условия оформления европротокола вполне просты, но важнейшим обстоятельством является то, что должны соблюдаться все эти условия без исключения. То есть, если при ДТП были повреждены 3 и более автомобилей или один из двух участников ДТП повредил, к примеру, светофор, дорожный знак или чей-то торговый киоск, европротоколом воспользоваться не получится – придется вызывать ГАИ. То же самое ждет водителей, не согласных в оценке причин и обстоятельств ДТП – если никто не хочет признавать свою вину, или имеются разногласия в масштабе нанесенных повреждений, принимать решение будут сотрудники ГАИ и страховая компания. Если второй участник ДТП, в которое вы попали, агрессивен, пьян или у него отсутствует водительское удостоверение и страховка, или он находится под действием наркотических веществ, ни о каком европротоколе тоже не может быть и речи – вызывайте ГАИ.
3. КАКОВ ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ДТП ПО ЕВРОПРОТОКОЛУ?
Общий порядок действий при оформлении ДТП по европротоколу таков:
- сразу после ДТП нужно остановиться и выставить знак аварийной остановки, сохранив все следы и детали ДТП;
- совместно со вторым участником ДТП прийти к согласию касательно его виновника, обстоятельств и нанесенных повреждений, учитывая размер максимальной выплаты по европротоколу;
- совместно со вторым участником ДТП заполнить один бланк извещения о ДТП, в котором будут четко указаны персональные данные участников, обстоятельства и причины ДТП, его виновник, а также нанесенные автомобилям повреждения;
- по возможности стоит собрать максимум доказательной информации о ДТП: сделать фото- или видеозапись, где будет виден общий план расположения автомобилей после ДТП, фотографии каждого из автомобилей с четко видимыми номерными знаками, следы торможения, если таковые есть, а также все поврежденные детали обоих автомобилей, включая осколки и обломки, оставшиеся на месте столкновения;
- кроме того, можно собрать контакты и показания свидетелей ДТП, а при наличии записи происшествия с видеорегистратора также сохранить ее в качестве доказательной базы;
- один экземпляр заполненного Извещения остается у потерпевшего для последующего предоставления страховщику вместе с заявлением о выплате страхового возмещения, второй – у лица, ответственного за причинение вреда.
Обратите внимание: извещение о ДТП должно быть заполнено правильно, не содержать противоречивых показаний и подписано обоими участниками ДТП, а также быть легко читаемым и не поврежденным. Не стоит оставлять в нем пустые графы и строки – в них нужно ставить прочерки или «зачеркнуть» их крест-накрест или буквой Z.
Закончив оформление ДТП, оба участника могут покинуть место происшествия.
В течение 5 рабочих дней потерпевший должен обратиться либо в страховую компанию виновника, либо в ту, где был оформлен его договор страхования.
В 2021 году боле 30 % страховых случаев было оформлено без вызова ГАИ путем заполнения бланка извещения.
Следует отметить, в случае оформления ДТП с помощью европротокола в действиях виновника не усматривается состав правонарушения и соответственно он не привлекается к административной ответственности.
Получать бланки извещения необходимо при страховании автомобиля, а если они были использованы, – у любого страхового агента либо на любой автозаправочной станции.
По сообщению
Министерства внутренних дел Республики Беларусь