Что такое ОСАГО
Ст. 4 ФЗ № 40 от 25.04.2002 закрепляет обязанность собственников и водителей машин страховать свою гражданскую ответственность перед третьими лицами (ОСАГО). Это обеспечивает потерпевшим компенсацию ущерба жизни, здоровью и имуществу, нанесенного с использованием источника повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ). Возмещение оплачивает страховщик, а не непосредственный причинитель вреда.
В качестве подтверждения водитель получает полис – документ, в котором указаны тип транспортного средства, расчет взноса, индивидуальные коэффициенты, территория, срок действия и другая информация. С 2021 г. (а формально — с 2015) договор ОСАГО можно заключить через интернет, без необходимости обращения в филиал страховщика.
Такое нововведение было продиктовано сложившимися обстоятельствами: для многих страховщиков ОСАГО – это убыточный бизнес, поэтому раньше они под разными предлогами бойкотировали продажу полисов, а автомобилисты, в свою очередь, не могли соблюсти закон. В 2021 году СК не вправе отказать клиенту, если он обратится к нему с заявлением о заключении договора онлайн (п. 7.2 ст. 15 ФЗ № 40).
Особенности электронного полиса
Электронный полис имеет такую же юридическую силу, что и изготовленный на специальном бумажном формуляре. С 01.07.2018 используется новый унифицированный бланк e-ОСАГО с серией XXX. Одно из его отличий от старого – наличие QR-кода. Он содержит информацию о наименовании продавца, реквизитах и дате выдачи полиса, а также данные на автомобиль и водителя. Этот код дает прямой доступ к базе РСА (Российского союза автостраховщиков).
Страхователь получает документ на e-mail и в Личный кабинет в виде PDF-файла, подписанного усиленной квалифицированной подписью СК. Вместе с ним высылаются чек, бланк Европротокола и памятка для клиента, как распечатать полис ОСАГО и предоставлять его по требованию ГИБДД. Водитель вправе получить страховку на бумажном носителе лично в офисе или на домашний адрес, оплатив почтовую пересылку.
Важно знать! Сведения об оформленном полисе страховая компания вносит в автоматизированную информационную систему, которую администрирует РСА. Доступ к этой базе открыт, любой пользователь может проверить подлинность документа по его серии, номеру или QR-коду.
Срок действия полиса начинается не ранее, чем через 3 дня после направления заявления в СК и оплаты страховой премии. Пользователь вправе сам выбрать и указать день заключения договора.
Нужно ли возить с собой бумажный дубликат
Изначально закон жестко предписывал возить с собой подлинник полиса, что в случае оформления e-ОСАГО было невыполнимо. Первые разъяснения ГИБДД давали водителям свободу выбора: они могли напечатать документ, показывать на экране мобильного устройства или просто заявлять, что страховка есть. Всю ответственность по проверке информации письмо ГУОБДД МВД от 03.07.2015 № 13/12-у-4440 перекладывало на инспекторов ДПС.
Однако не все посты ГИБДД оборудованы техническими средствами, позволяющими в режиме реального времени проверить факт заключения договора. Поэтому в ФЗ № 40 и п. 2.1 ПДД РФ были внесены изменения, которые точно определяли, нужно ли возить с собой полис ОСАГО в (ФЗ № 214 от 23.06.2016, Постановление Правительства № 1414 от 24.11.2018). Дополнительно Банк России в разъяснениях от 03.01.2017 уточнил, что документ надо распечатать и предъявлять копию по требованию сотрудников ГИБДД.
Об этом свидетельствует и судебная практика. Например, в деле № 72-798/2018 от 18.07.2018 правомерность наложения взыскания в 500 руб. подтвердили суд первой инстанции и апелляционный Свердловский областной суд. Ответчик не знал, обязан ли водитель предъявлять распечатанный страховой полис инспектору ДПС, поэтому показывал скачанный файл на экране смартфона.
Какие документы водитель обязан предоставить инспектору ГИБДД по закону?
Список документов, которые водитель должен предъявить по требованию инспектора, установлен п. 2.1.1. ПДД (общие обязанности водителя).
Во всех случаях у водителя должны быть (при себе):
- Действующее водительское удостоверение соответствующей категории или временное разрешение на право управления ТС.
- Регистрационные документы на ТС и прицеп или так называемый техпаспорт (свидетельство о постановке на учет в ГИБДД и государственной регистрации).
- Страховой полис ОСАГО (в т. ч. добровольного страхования).
- Документ, подтверждающий факт установления инвалидности.
- Документы, связанные с трудовой деятельностью при использовании ТС (разрешение на перевозку пассажиров, багажа и грузов, сопроводительные документы и другие справки).
- Разрешающие документы на изменение конструкции ТС, световые или звуковые устройства (тюнинг).
Важно. Список поправок или изменений, вступающих в силу, отражается в Постановлении Правительства от 23.10.93 г. N 1090 “О правилах дорожного движения”.
Все остальные документы, включая полис КАСКО, доверенность на ТС, ПТС и договор купли-продажи предоставлять по требованию необязательно.
В случае покупки машины с рук требуется получить от владельца ПТС (паспорт на ТС) и договор купли-продажи. Они считаются единственными документами, идентифицирующими владельца до госрегистрации.
В этом случае инспекторы выписывают штраф при перегоне ТС на собственном ходу без ПТС (ст. 12.3 КоАП).
В каких случаях предъявляется автогражданка
С 10.07.2017 ОСАГО официально исключен из списка обязательных документов при постановке авто на учет (Приказ МВД № 139 от 20.03.2017). Информацию о страховке при регистрации ТС инспекторы проверяют путем межведомственного запроса в РСА.
В каких случаях водитель предоставляет страховой полис сотруднику ДПС:
- при остановке машины патрульными ГИБДД;
- при оформлении аварии.
Ст. 106 Приказа МВД № 664 от 23.08.2017 уточняет, в каких случаях передается страховой полис инспектору ДПС:
- если есть основания предполагать, что автомобилист нарушил ПДД;
- при наличии ориентировки на похожего водителя или автомобиль;
- при проведении мероприятий по снижению количества ДТП;
- по требованию при остановке по любым других поводам, например для проверки комплектации (аптечки, аварийного знака, огнетушителя).
Внимание! Страховка входит в обязательный комплект документов автомобилиста. Перед тем, как предъявлять ГИБДД электронное ОСАГО, водитель распечатывает на бумаге формата A4 письмо-подтверждение из СК.
Процедура проверки электронного полиса сотрудниками ГИБДД
Подлинность и срок действия документа патрульный ДПС проверяет по реквизитам или QR-коду в РСА. Для этого на стационарных постах и в машинах инспекторов есть ноутбуки или планшеты.
На сайте РСА в разделе «Проверка полисов ОСАГО» вводят серию документа и его номер, капчу. Ответ приходит моментально – он содержит информацию об СК, машине, дате заключения договора, сроке его действия и так далее.
С появлением на формулярах полисов QR-кода задача упрощается: уточнить, действительный ли e-ОСАГО, можно с помощью любого смартфона, на котором установлено мобильное приложение от РСА и есть интернет («ДТП. Европротокол»). Проверка происходит быстро, без необходимости обращаться к ноутбуку или отзваниваться в часть.
Существует ли необходимость наличия страхового соглашения в автомобиле
Многих автолюбителей интересует: «Входит ли в обязанности автопилота контролировать присутствие полиса ОСАГО в своей машине?». Правилами ПДД не регламентируется то, в какой форме должен храниться и предоставляться страховой полис сотрудникам ГАИ. Проблема усложняется тем, что большинство людей оформляют ОСАГО способом «онлайн», получая его на компьютерную почту в электронном виде.
Статья по теме: Подбор страховой компании ОСАГО РСА по ПТС
За расшифровкой требований ПДД п. 2.1.1., информирующих о хранении/предоставлении автоинспекторам обязательной страховой защиты, следует обращаться на сайт РСА , в котором говорится следующее: хранить/показывать страховку для инспекции сотрудникам ГАИ, следует в бумажном варианте.
Внимание! Полис Е-ОСАГО необходимо распечатывать. Эквивалент электронной страховки в бумажном исполнении должен зеркально отражать всю информационную базу своего цифрового оригинала, все данные должны легко читаться.
Если шофёр – не хозяин эксплуатируемой машины, электронная страховка собственника не считается надлежащей. Владелец авто должен оформить отдельное соглашение по ОСАГО, с учётом всего периода пользования машиной, иначе автоинспектор может произвести наложение штрафных санкций: на собственника/на незаконного водителя.
Выплачиваются следующие штрафы:
- за езду без полиса – 500 руб.;
- за неоформление полиса – 800 руб.;
- за езду на машине в период, не обозначенный в страховке – 500 руб.;
- за шофёра, который не указан в страховке – 800 руб.
Штраф за отсутствие документа
Как все понимают, незнание законов не освобождает от ответственности. Отсутствие распечатанного полиса у водителя может привезти к одному из двух наказаний:
- по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ — штраф в 800 руб. за неисполнение правил страхования (за отсутствие ОСАГО вообще);
- ч. 2 ст. 12.3 КоАП — взыскание в 500 руб. или предупреждение (с обязательной выдачей постановления) за забытую дома распечатку.
На вопрос, нужно ли возить с собой копию полиса ОСАГО, ответ однозначный – да, нужно. Если автомобилист не может подтвердить оформление страховки хотя бы сохраненным на смартфон файлом, по умолчанию считается, что он виновен по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ. Но он вправе оспорить и переквалифицировать наказание на ч. 2 ст. 12.3, если докажет, что имел действующий полис на момент остановки.
Важно знать! В 2021 году ожидается ввод в действие системы, которая проверяет наличие страховки по базе РСА в онлайн-режиме дорожными камерами с последующей рассылкой «писем счастья».
Однако реализация этого проекта требует объединения баз РСА и ГИБДД: необходимо синхронизировать данные из АИС с госномерами авто, которые считывают устройства слежения. Скорее всего, первые тестовые аппараты будет установлены в пилотных регионах осенью 2019 года.
Необходимо ли в 2021 году демонстрировать страховку гаишнику в России
Многих начинающих водителей интересует: нужно ли показывать бумажную страховку гаишнику в России? Начиная с 2021 года, Государственной Думой одобрен в первом чтении, полезный законопроект, запрещающий предъявление регрессивных требований по обязательному страхованию к пешеходам – виновникам ДТП, в которых они травмировались.
Этот законопроект уравнивает в значимости электронные/бумажные полисы: они будут считаться единым видом ОСАГО. Тогда, на вопрос: «Обязан ли водитель предъявлять страховку инспектору ДПС в бумажной версии?», — прозвучит отрицательный ответ. Единственное, что будет требоваться автолюбителям для предъявления гаишникам – это номерной код полиса ОСАГО.
Внимание! Если такая инициатива будет одобрена, то все обязательные страховки (бумажного/электронного формата), получат уникальный номерной код. Посредством этого кода, гаишники будут осуществлять проверку на наличие документа: шофёры в России должны будут продемонстрировать номер ОСАГО на экране телефона, или продиктовать его. Инспектору останется лишь «пробить» страховку по электронной базе.
Если поправки будут приняты, инспектор не сможет требовать предоставления бумажного страхового носителя, а СК смогут существенно экономить на приобретении у «Гос. знака» дорогостоящих бланков строгой отчётности, оснащённых специальной защитой. При этом законодательная норма, которая позволяет получить от СК страховку на фирменном бланке, сохранится. Значит, абсолютного перехода к электронной автогражданке, на территории РФ, в ближайшее время, так и не случится.
Статья по теме: ОСАГО в разных страховых компаниях в 2021 году, отзывы о страховке
Госдумой документ был принят в первом чтении, затем инициатива подвергнется основному второму, третьему чтениям. Если инициатива будет одобрена, она сможет вступить в силу лишь через шесть месяцев после официального опубликования.
Соответственно, если принятие случится «без шероховатостей», реальные перемены станут заметны. А, ситуация сегодняшнего дня такова, что шофёры, находясь в пути, обязаны иметь при себе или обыкновенный бумажный полис, или распечатанный электронный.
Что делать, если распечатанный бланк не принимают
Распечатка не имеет степеней защиты, «живой» подписи и печати страховщика. Убедиться в подлинности e-ОСАГО только визуально невозможно. А отсутствие технических средств для поиска электронного полиса в РСА – это проблема сотрудника ГИБДД. Если инспектор не принимает бланк и грозит штрафом, водитель вправе:
- позвонить на единый номер 102 (с мобильных телефонов). Действует «горячая линия», которая предусмотрена специально для сообщений о нарушениях со стороны сотрудников МВД (и ГИБДД) — 8(800)222-74-47;
- обжаловать действия инспектора в порядке подчиненности вышестоящему руководству;
- опротестовать их в суде.
Можно самостоятельно «пробить» свой электронный полис ОСАГО перед тем, как предъявлять его ГИБДД. Особенно это желательно сделать тем, кто оформлял страховку не на официальном сайте СК, а у агентов или на сторонних интернет-ресурсах (база содержит информацию только по «автогражданке»; КАСКО так проверить не получится).
В 2018-2019 г. инспекторы ДПС спокойно реагируют на такие страховки и оперативно проверяют, действителен ли электронный полис ОСАГО, распечатанный онлайн. Еще в 2021 г. водителям массово выписывали штрафы по ч. 2 ст. 12.37 КоАП. Однако спорные ситуации еще встречаются, поэтому систему проверки продолжают совершенствовать.
Например, в начале 2021 года Госдума рассматривает законопроект № 501904-7. Помимо прочего, он исключает дубли в АИС РСА среди выданных бумажных и электронных полисов, уточняет список сведений, которые страховщики вносят в базу при оформлении e-ОСАГО. Эти изменения, как ожидается, сделают систему обязательного онлайн-страхования в РФ более простой и унифицированной.
Возможные проблемы при использовании электронного полиса ОСАГО
До того момента, пока не ввели электронные полисы, любой шофёр должен был брать с собой страховку, размером с лист форматом «А4», заверенный СК. После предъявления страховки, инспектор ГИБДД проверяет страховку на предмет её подлинности, сверяясь с информацией ВУ.
Внимание! На сегодняшний день, все россияне, сидящие за рулём, обязаны обладать распечаткой электронного полиса, чтобы по указанию автоинспектора продемонстрировать его. Если полиса нет (или истёк срок), гаишник выписывает штрафное наказание.
«На заре» создания сервисов, процедура получения/пользования электронными полисами была сопряжена с массой проблем. К примеру, некоторые СК на своих сайтах предлагали купить ОСАГО, но, при этом, сервисы работали с большими зависаниями. Многие СК осознанно создавали подобные препятствия во внедрении электронных продаж ОСАГО по причине того, что при онлайн — оформлении нет возможности продать хозяину ТС страховку, с увеличенным набором доп. услуг.
Статья по теме: Особенности классов страхования ОСАГО и как их проверить
Сегодня ведётся активная борьба с мошенничеством в сфере онлайн — страхования. Основные проблемы пользования Е-ОСАГО уже благополучно решены.
Такой полис имеет множество плюсов:
- не имеет комиссионного сбора при оформлении;
- оформляется доступно, оперативно;
- легко печатается.
Оформлять электронный полис особенно удобно людям, проживающим на значительных расстояниях от офисов СК: достаточно всего лишь заглянуть на «территорию» сайта страховщика, отправив требуемую информацию. При оформлении Е-ОСАГО, накопленный ранее коэффициент бонус-малус никуда не девается.
Единственная сложность электронного страхования заключается в том, что отсутствует возможность внесения корректировок в страховой договор. Посредством интернета невозможно добавить/исключить шофёров, изменить паспортные данные: для этого придётся идти в офис СК. Но, есть надежда, что в ближайшее время эта проблема будет решена.
Автоинспектор не желает принимать Е-ОСАГО : как поступить?
Многие автолюбители жалуются: когда предоставляется распечатанный электронный полис ОСАГО инспектору ГИБДД, тот оказывается его принять.
Полезная информация! Сегодня такая страховка не признаётся официальным документом, а её распечатанная копия зачастую вызывает у гаишников «приступ» недоверия. В этой ситуации, автомобилист должен просить сотрудника ГАИ обратиться к услугам специализированного сервиса.
Ревизия электронной страховки не требует много времени. Если гаишник откажется обращаться к сервису, объясняя это отсутствием доступа к нему, то это уже не является проблемой человека, сидящего за рулём. Назначенную штрафную санкцию несложно аннулировать в случае, когда номерной код ОСАГО, на самом деле, занесён в реестр.
Каким образом сотрудник ГАИ проверяет электронный полис
Процесс инспекции электронной страховки аналогичен проверке обычной стандартной страховки. В случае, когда при произведении осмотра электронной страховки, у инспектора возникают претензии, он должен обратиться к ИМТС, либо базе РСА: потребуется VIN, а также гос. номер ТС. Точно так же можно осуществить проверку по номерному коду на распечатке.