Статья 264 УК РФ. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств


Смертельное ДТП с участием известного актера Михаила Ефремова — повод рассмотреть сложности и особенности уголовных дел о дорожно-транспортных происшествиях со смертельным исходом.

Чем же интересна эта авария с точки зрения юриспруденции? Прежде всего тем, что эта ситуация — одна из типичных с которыми приходится сталкиваться адвокату по уголовным делам о ДТП. Подобные аварии происходят постоянно и будут происходить далее, пока есть автомобиль, как источник повышенной опасности и водитель, который не может преодолеть тягу к спиртному. Юрист по ДТП о сложностях и особенностях уголовных дел по статье 264 УК РФ.

Уголовная ответственность за ДТП

Статьей 264 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за ДТП. Данный состав преступления предусматривает шесть частей:

  • ч.1 ст.264 – ответственность за причинение тяжкого вреда здоровью – лишение свободы до 2 лет;
  • ч.2 ст.264 – ответственность за причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное лицом в состоянии опьянения (п. «а»), сопряженное с оставлением места совершения (п. «б») – лишение свободы от 3 до 7 лет;
  • ч.3 ст.264 – ответственность за причинение смерти – лишение свободы на срок до 5 лет;
  • ч.4 ст.264 — ответственность за причинение смерти, если ДТП совершено лицом в состоянии опьянения (п. «а»), сопряженное с оставлением места совершения (п. «б») – лишение свободы от 5 до 12 лет;
  • ч.5 ст.264 – ответственность за смерть двух и более лиц – лишение свободы до 7 лет;
  • ч.6 ст.264 – ответственность за смерть двух и более лиц, если ДТП совершено лицом в состоянии опьянения (п. «а»), сопряженное с оставлением места совершения (п. «б») – лишение свободы от 8 до 15 лет.

Тяжесть преступлений

Согласно ст.15 Уголовного кодекса РФ установлены категории преступлений в зависимости от размера наказания:

Небольшой тяжести – умышленные и неосторожные деяния с наказанием до 3 лет лишения свободы;

Средней тяжести – умышленные деяния с наказанием до 5 лет лишения свободы, неосторожные – до 10 лет лишения свободы;

Тяжкие – умышленные преступления – до 10 лет лишения свободы, неосторожные – до 15 лет лишения свободы;

Особо тяжкие – умышленные преступления – свыше 10 лет лишения свободы.
Форма вины. Неосторожное и умышленное преступление
Статья 264 является неосторожным преступлением, то есть преступлением, которое совершенно не специально, а в результате грубой небрежности человека. Бывают умышленные преступления, которые человек совершает целенаправленно, то есть осознает, что совершает преступление и желает его совершить. От формы вины «неосторожность» или «умысел» зависит в совершении какого преступления обвинят человека. Адвокату по ДТП со смертельным исходом особенно важно правильно определять форму вины.

Отличие смертельного ДТП от убийства

Форма вины «неосторожность» или «умысел» позволяет разграничить очень похожие по последствиям, но принципиально разные по сути преступления. Это хорошо видно при сравнении ч.3 ст.264 УК РФ (неосторожное причинение смерти в результате ДТП) и ч.1 ст.105 УК РФ (умышленное убийство). По последствиям эти преступления идентичны – в обоих случаях погибает человек. Казалось бы, нужно одинаково наказывать виновного. Однако, это не так – очевидно человек не желавший совершить преступление и не планировавший его, заслуживает меньшего наказания, чем тот, который специально лишил жизни человека. Эта принципиальная разница видна в наказании за деяние:

ч.3 ст.264 – лишение свободы на срок до 5 лет

ч.1 ст.105 – лишение свободы от 6 до 15 лет

Почему смертельное ДТП не приравнено к убийству?

Сравним две ситуации.

Ситуация №1 – неопытный водитель медленно едет и боится обогнать впереди идущий автомобиль. Пассажир подшучивает над неумелыми действия водителя и подначивает его совершить обгон. Водить совершает обгон, выезжает на встречную полосу, сталкивается лоб в лоб с другим автомобилем. Водитель встречного автомобиля погибает.

Ситуация №2 – пьяный водитель выезжает на встречную полосу, где сталкивается с другим автомобилем. Водитель встречного автомобиля погибает.

Обе ситуации это проявление грубой небрежности водителей. Разница только в причине небрежности. В первом случаи водитель поддался насмешкам пассажира и поэтому нарушил ПДД, а во втором подался искушению выпивкой и тоже нарушил ПДД. В обоих случаях причиной аварии остается грубая небрежность – оба водителя не хотели лишать жизни, но причинили смерть.

Конечно, опьянение – это фактор, серьезно повышающий общественную опасность водителя и это учтено в законе. Если в ситуации №1 ответственность до 5 лет лишения свободы, то в ситуации №2 – за пьяное смертельное ДТП ответственность уже от 5 до 12 лет лишения свободы. Но, не смотря на эту разницу, в ситуации №2 в действиях пьяного водителя всё равно имеет место «неосторожность», а значит он не совершал умышленного убийства.

Статья 264 УК РФ. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

1. Безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

2. Предмет преступления — автомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство.

Под механическим транспортным средством понимается любое транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые трактора и самоходные машины.

Нарушения правил безопасности дорожного движения на двух- или трехколесном транспортном средстве, приводимом в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющем максимальную скорость не более 50 км в час, не охватываются нормами комментируемой статьи.

К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Иными самоходными машинами признаются любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т.п.).

3. Лицо, управляющее транспортным средством или иной самоходной машиной, может нести ответственность по ст. 264 в том случае, когда транспортное происшествие связано с нарушением правил безопасности движения или эксплуатации транспорта. Если же указанное лицо нарушило правила производства определенных работ, правила техники безопасности или иные правила охраны труда, хотя эти нарушения и были допущены во время движения машины, то действия виновного подлежат квалификации не по ст. 264, а по ст. 143 УК, а в соответствующих случаях — по статьям о преступлениях против жизни и здоровья граждан, уничтожении или повреждении имущества.

4. Объективная сторона преступления выражается:

  • 1) в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств;
  • 2) причинении тяжкого вреда здоровью человека;
  • 3) причинной связи между деянием и наступившими вредными последствиями.

Дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Оно регламентировано специальным нормативным актом — Правилами дорожного движения Российской Федерации, а эксплуатация транспортных средств — Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения <1> (далее — Правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств).

Кроме того, существуют правила (инструкции, наставления, указания) технической эксплуатации для отдельных видов транспортных средств, учитывающие их специфику, правила перевозки пассажиров и грузов на некоторых видах и типах транспортных средств и т.д.

Уголовная ответственность по комментируемой статье наступает независимо от места, где было допущено нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств.

Нарушение правил дорожного движения может выражаться в превышении скорости, неправильном обгоне, несоблюдении правил проезда железнодорожных переездов, перекрестков и т.д., управлении транспортным средством в нетрезвом состоянии и т.п.

Эксплуатация транспортных средств запрещается, если:

  • не соблюдаются нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы;
  • нарушена герметичность гидравлического тормозного привода;
  • суммарный люфт в рулевом управлении превышает установленные значения;
  • неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи);
  • имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа и т.д.

Игнорирование указанных запретов образует нарушение правил эксплуатации транспортного средства. Последнее может проявляться и в несоблюдении правил перевозки пассажиров или перевозки груза, правил технической эксплуатации и содержания подвижного состава автомобильного транспорта и др.

6. Признавая лицо виновным в нарушении Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, суды обязаны указывать в приговорах, какие именно правила им нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря г. N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»).

7. К последствиям преступления согласно закону относится причинение тяжкого вреда здоровью человека, его содержание раскрывается в ст. 111 УК.

8. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью.

9. Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, управляющее транспортным средством. Отсутствие водительского удостоверения, навыков управления транспортным средством не имеет значения для решения вопроса об уголовной ответственности.

При учебной езде за ошибочные действия обучаемого, повлекшие указанные в законе последствия, несет ответственность инструктор.

Вместе с тем надо иметь в виду, что согласно Правилам дорожного движения и эксплуатации транспортных средств обучаемый тоже относится к водителям, поскольку он управляет транспортным средством, и обязан выполнять все требования указанных Правил. Поэтому в случае, если обучаемый пренебрег указаниями инструктора и грубо нарушил Правила, он подлежит ответственности по ст. 264.

10. Ответственность дифференцируется в комментируемой статье в зависимости от наступивших последствий (смерти одного человека — ч. 3, двух или более лиц — ч. 5) и состояния опьянения (ч. ч. 2, 4 и 6).

Если в результате нарушения Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств наступили последствия, предусмотренные разными частями ст. 264, то вменяются в вину все последствия, а действия квалифицируются по той части, которая предусматривает более тяжкие из них.

По совокупности преступлений деяния с указанными различными последствиями должны квалифицироваться в тех случаях, когда они совершены в разное время и наступившие последствия явились результатом нескольких взаимно не связанных нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

В каких случаях может понадобиться уголовный адвокат по ДТП?

Объективное расследование каждой ситуации с дорожно-транспортным происшествием – это залог правильной квалификации действий водителя. Адвокат по уголовным делам должен добиваться от следствия и суда изучения объективных данных. Такая необходимость продиктована спецификой рассматриваемых дел. Если человеку нужен адвокат по ДТП и он пытается найти и нанять адвоката по ДТП, то следует обращать внимание, на то, что хороший адвокат по ДТП должен разбираться в причинно-следственной связи и не путать причину и следствие. От этого зависит правильность квалификации и, даже, судьба человека!

Причинно-следственная связь с последствиями аварии

Автомобиль является источником повышенной опасности и не поддается полному контролю человека. Возникшая в автомобиле неисправность может привести к происшествию. В таких случаях возникает вопрос – что послужило причиной аварии действия водителя, неисправность автомобиля, а возможно другие внешние факторы? Для правильной оценки ситуации необходимо установить причинно-следственную связь между действиями водителя и происшествием. Причинно-следственная связь должна быть непосредственной и с неизбежностью влечь наступление последствий. Нельзя путать «причину» и «условия, способствовавшие аварии». «Причину» и «условие» легко перепутать и это можно увидеть из следующей ситуации.

Иванов наехал на Петрова, от чего последний погиб. Кто виноват? Правильный ответ – Иванов, потому что он наехал на Петрова. Неправильный ответ – виновата мать Иванова, потому если бы она не родила Иванова, он бы не наехал на Петрова. Иванов является «причиной» преступления, а мать Иванова является «условием», способствовавшим преступлению. Пример грубый, но логика понятна.

В жизни бывает, что авария происходит по причине отказа тормозов, заклинившего руля, сердечного приступа водителя, действий других участников движения – пешеход резко перебежал дорогу и водитель, уходя от столкновения выехал на встречную полосу и совершил аварию. Все эти обстоятельства необходимо выяснить, чтобы принять решения виновен водитель или нет.

Виды наказания при ДТП с пострадавшими

Существует 3 вида ответственности, которую может понести водитель, если в результате ДТП был нанесен вред имуществу или здоровью других людей:

  • Гражданская ответственность (ст. 1079 Гражданского кодекса РФ). Применяется в случае, когда не было нанесено вреда здоровью человека или вред незначительный (синяки, ссадины). В основном же гражданская ответственность наступает тогда, когда необходимо возместить пострадавшему лишь материальный или моральный ущерб;
  • Административная ответственность (ст. 12.24 КоАП РФ). Наступает в случаях причинения вреда здоровью легкой и средней тяжести (административные правонарушения). В качестве наказания может выступать, к примеру, административный штраф в размере от 2500 до 25000 рублей или лишение водительских прав на срок до 2 лет;
  • Уголовная ответственность (ст. 264 Уголовного кодекса РФ). Применяется при нанесении другим людям тяжкого вреда здоровью, а также в случае смерти участника ДТП. Итоговую меру наказания будет определять суд с учетом всех обстоятельств происшествия, а также смягчающих и отягчающих признаков.

Определить степень тяжести вреда здоровью может только судебно-медицинская экспертиза!

Особенность гражданской ответственности в том, что нередко ее несут сразу несколько человек, разделяя между собой сумму денежной компенсации за причиненный ущерб (например, водитель автомобиля и его владелец). Когда собственник авто передает машину другому лицу по доверенности, он все равно продолжает нести ответственность за свое транспортное средство. Просто потому, что оно само по себе является объектом повышенной опасности.

Владелец не будет нести ответственность за попадание его автомобиля, управлявшегося другим водителем, в ДТП только в случае, если машина была угнана, авария произошла по причине действия непреодолимой силы или пострадавший умышленно инициировал ее. Поэтому отдавая свой автомобиль в управление другому лицу, всегда стоит несколько раз подумать. Готовы ли вы отвечать за проступки этого лица?

Помощь адвоката при ДТП

Уголовный адвокат по ДТП, в независимости от того представляет он потерпевшую сторону или обвиняемого, должен добиться от правоохранительных органов выполнения всех необходимых действий. К таким действиям относятся:

— осмотр места происшествия – важнейшее следственное действие, в ходе которого фиксируется обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия и изымаются вещественные доказательства. Протокол осмотра места происшествия в последствии станет одним из главных и очень важных источников информации, которая будет использоваться при проведении авто-технической экспертизы. Адвокат по делам о ДТП в праве участвовать в осмотре и должен принять в нем участие, если есть такая возможность.

— заключение авто-технической экспертизы – один из основных источников доказательств обвинения. Экспертиза устанавливает скорость движения автомобиля, его тормозной путь, выясняет имел ли водитель техническую возможность избежать столкновения. Заключения эксперта – основа обвинения. Адвокат по ДТП с пострадавшим наделен правом участвовать в производстве экспертизы и может в ней участвовать.

— допрос участников аварии и очевидцев – показания людей чрезвычайно важны в оценке ситуации и могут дать информацию, которую не могут зафиксировать осмотр места происшествия и экспертиза. Например, участники и очевидцы могли видеть, как водителя перед столкновением подрезал другой автомобиль, который спровоцировал происшествие. Также очевидцы могут видеть, как участники дорожно-транспортного происшествия уничтожают следы аварии или покидают место происшествия. В случае оставления места ДТП адвокат может оказать необходимую правовую помощь.

— судебно-медицинская экспертиза трупа – устанавливает причину смерти участника аварии. Бывают случаи, когда на момент столкновения человек был уже мертв или умер не от травм, полученных не в результате дорожно-транспортного происшествия, а от отравления наркотиками, которые до этого употребил. Уголовная ответственность за смертельную аварию может наступить только в случае, если смерть находится в причинно-следственной связи с дорожно-транспортным происшествием. Адвокат по ДТП с летальным исходом может оценить заключение эксперта и сделать на него возражения, если в этом имеется необходимость.

— судебно-медицинская экспертиза подозреваемого – позволит установить находился ли он в состоянии опьянения. От это зависит – будет он привлекаться за пьяное ДТП или за обычное. Услуги адвоката по ДТП помогут правильно оценить заключение эксперта и правильного использовать его при работе адвоката по ДТП в суде.

Приведены наиболее распространённые и наиболее важные доказательства. На практике их значительно больше.

Общественный резонанс

Кроме непосредственных обстоятельств происшествия на расследование дела влияет общественный резонанс, который, как правило, возникает, если среди участников аварии есть известные личности либо происшествие было особенно серьезным по последствиям, или очень дерзким, либо имеет место сочетание всех факторов. Общественный резонанс плох тем, что влияет на следствие и суд. Следователи и судьи тоже люди и участники дорожного движения. Они могут поддаться общественному резонансу и быть необъективными при расследовании и рассмотрении дела. Причем необъективность может работать как на стороне потерпевших, так и на стороне обвиняемого.

Оба варианта плохие, потому что могут привести к ошибкам в квалификации, чрезмерно мягкому или чрезмерно суровому наказанию и даже к осуждению невиновного. Не всегда возможно избежать общественного резонанса, но минимизировать его последствия возможно применив правильную тактику защиты. Адвокат после ДТП по согласованию с подзащитным может правильно подать информацию в СМИ и тем самым изменить общественное мнение. Особенно значимым становятся такие случаи, когда приходится работать адвокату по ДТП с погибшими — такие дела вызывают большой общественный резонанс. В таких случаях помощь юриста по ст.264 чрезвычайна важна.

Введение

Не давно с моим из моих доверителей произошла неприятная ситуация, он попал в ДТП на автомобиле при этом находясь в состоянии алкогольного опьянения, пассажир его автомобиля получил травмы, которые были квалифицированы, как тяжкий вред здоровью. Виновником данного ДТП был признан мой доверитель и ему грозила п.»а» ч.1 ст. 264 УКР. Но на предварительном следствии все осложнилось, следователь настаивал на том, что поскольку подозреваемый являлся индивидуальным предпринимателем, то он должен отвечать дополнительно по статье уголовного кодекса 238 УК РФ второй ее части. Так может ли лицо нести ответственность по 238 и 264 УК РФ одновременно ?!

Стратегии защиты адвоката при ДТП

Защитнику чаще приходится представлять интересы обвиняемого, так как интересы потерпевших, по сути, представляет следователь и государственный обвинитель. Поэтому защита будет рассматриваться с точки зрения обвиняемого. Обвиняемого сложнее защищать в сравнении с потерпевшим. Если адвокат по 264 1 статье УК знает как защитить обвиняемого, значит и потерпевшего сможет защитить. Каков порядок защиты? Все начинается с консультации адвоката по ДТП. Стоимость услуг юриста по ДТП в Екатеринбурге, Челябинске, Москве, Санкт-Петербурге и других городах, могут существенно отличаться. Определившись с адвокатом, нужно выбрать вариант защиты. Тут все также индивидуально, но можно выделить три основных стратегии защиты.

Стратегия признания вины

Признавая вину, покаявшись в содеянном, возместив вред потерпевшей стороне возможно добиться минимального наказания. По делам о ДТП небольшой и средней тяжести (до 3 и до 5 лет лишения свободы соответственно) возможно даже прекратить дело в связи с примирением сторон. Зачастую к признанию вины прибегают люди, совершившие очевидные преступления.

Стратегия признания вины частично

Вину признают частично, когда не согласны с какой-то частью обвинения. Например, считают, что завышена квалификация. В таких случаях защитнику необходимо доказать правильную квалификацию, представить свои доказательства и аргументы следствию и суду.

Стратегия отрицания вины

Обычно отрицают вину люди, которые считают, что преступление не совершали. Такие случаи бывают, когда потерпевший виноват в происшествии, а следователь ошибочно предъявил обвинение другому участнику аварии. Бывает люди отрицают вину по причине, что не помнят обстоятельства дорожно-транспортного происшествия (потерял сознание), а очевидцев аварии нет. В любом случае обвиняемые отрицают вину тогда, когда, по их мнению, нет объективных данных их виновности.

Ни одна стратеги не лучше другой. Адвокат по статье 264 должен действовать как врач – применить то лечение, которое поможет. Выбор юридического врачевания зависит от обстоятельств дела и мнения обвиняемого. Задача адвоката по 264 1 статье УК помочь выбрать оптимальный способ защиты и не навредить.

Комментарий к статье 264

1. Эта статья распространяется на все виды механических транспортных средств, движущихся по суше (кроме железнодорожного транспорта). Многие из них прямо названы в диспозиции статьи и примечании к ней. Под самоходными машинами понимаются транспортные средства, имеющие двигатель. Это, например, дорожные, строительные, уборочные и другие сельскохозяйственные машины и т. п. Перечень механических транспортных средств не является исчерпывающим; определение такого средства обычно содержится в правилах дорожного движения.

2. Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил дорожного движения или правил эксплуатации указанных средств, повлекшем определенные последствия. Как и в предыдущей статье, диспозиция — бланкетная; при расследовании и судебном рассмотрении дела необходимо установить, что такие правила существуют, утверждены надлежащим ведомством, были доведены до лиц, обязанных их соблюдать, и в данном случае были нарушены субъектом.

3. Поскольку статья говорит о лице, управляющем транспортным средством, то и требования, предъявляемые к эксплуатации этого средства, относятся к процессу управления (движения): выезд на неисправной машине, допущение перегрузки, несоблюдение правил перевозки пассажиров и других правил, обеспечивающих безопасность.

4. Как видно из содержания статьи, уголовная ответственность наступает только при причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека (в том числе и нескольким лицам) либо крупного ущерба (ч. 1), смерти человека (ч. 2) или смерти двух или более лиц (ч. 3). Если вред здоровью человека не превышает легкого телесного повреждения, может наступить гражданская ответственность. Крупный ущерб определяется судом; он может состоять в разрушении транспортного средства, повреждении зданий, порче имущества и т. п.

5. Между фактом нарушения правил и вредом личности или имуществу должна быть установлена причинная связь. При решении вопроса о наличии или отсутствии причинной связи следует обратить внимание на такую особенность дорожно-транспортных происшествий, как наличие более или менее длительного периода неуправляемости транспортным средством во время его движения, когда, например, водитель уже заметил опасность, но не мог успеть остановить машину. Этот период определяется временем реакции водителя на возникшую ситуацию плюс время действия механизмов (длина тормозного пути и т. п.). Поэтому если водитель даже и обнаружил опасность, но по объективным причинам, вопреки предпринятым усилиям, не мог в ограниченное время ее предотвратить, состав преступления в его действиях (бездействии) отсутствует.

6. Субъектом преступления может быть любое лицо, фактически управляющее транспортным средством. Иными словами, закон не проводит различия между водителем — работником транспорта, человеком, управляющим собственной автомашиной и имеющим соответствующие права, и тем, кто самовольно сел за руль, не имея ни прав, ни навыков вождения. В последнем случае, однако, необходимо убедиться в том, что субъект если и не знал правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, то, по крайней мере, имел возможность их знать и соблюдать противном случае он несет ответственность за преступление против личности или имущества (разумеется, при наличии вины).

В одном из определений Верховного Суда СССР (1971 г.) было сказано, что «за нарушение правил безопасности движения во время практической езды на учебной автомашине с двойным управлением ответственность несет инструктор, а не учащийся, если инструктор не принял своевременных мер к предотвращению аварии». Это разъяснение верно и в настоящее время.

7. Субъективная сторона преступления предполагает неосторожность по отношению к последствиям. В случае же их умышленного причинения содеянное подлежит квалификации по статьям о преступлениях против личности или (и) имущества.

8. В автотранспортных преступлениях нередко, кроме вины водителя, имеет место и вина потерпевшего (переход улицы в неположенном месте, неожиданное появление перед транспортным средством и т. п.). Необходимо учитывать, что такое поведение потерпевшего не исключает ответственности водителя, если в действиях или бездействии последнего есть все признаки состава преступления, а именно: были нарушены правила дорожного движения, имелась причинная связь между нарушением и наступившими последствиями; он нарушил правила умышленно или по неосторожности, мог и должен был предвидеть наступление указанных последствий и их предотвратить. Что касается потерпевшего, то не исключено его привлечение к ответственности по ст. 264 УК.

Научно-практический комментарий:

1. Непосредственным объектом преступления является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Согласно Федеральному закону от 10.12.95 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» <1> безопасность дорожного движения — состояние процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. ——————————— <1> СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.

Предмет преступления — автомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство. Понятие «другое механическое транспортное средство» частично раскрывается в примечании к комментируемой статье, где говорится о троллейбусах, тракторах и иных самоходных машинах, мотоциклах и различных механических транспортных средствах. Содержание термина «механическое транспортное средство» шире содержания термина «самоходная машина»; последний полностью входит в содержание первого. Под механическим транспортным средством понимается любое транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые трактора и самоходные машины. Таким образом, нарушения правил безопасности дорожного движения на двух- или трехколесном транспортном средстве, приводимом в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющем максимальную скорость не более 50 км в час, не охватываются комментируемой статьей. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. Иными самоходными машинами признаются любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т.п.).

2. Лицо, управляющее транспортным средством или иной самоходной машиной, может нести ответственность по ст. 264 УК в том случае, когда транспортное происшествие связано с нарушением правил безопасности движения или эксплуатации транспорта. Если же указанное лицо нарушило правила производства определенных работ, правила техники безопасности или иные правила охраны труда, хотя эти нарушения и были допущены во время движения машины, то действия виновного подлежат квалификации не по ст. 264, а по ст. 143 УК, а в соответствующих случаях — по статьям о преступлениях против жизни и здоровья граждан, уничтожении или повреждении имущества. 3. Объективная сторона преступления выражается: а) в нарушении Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств; б) в наступлении тяжкого вреда здоровью человека; в) в причинной связи между деянием и наступившими вредными последствиями. Дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Оно регламентировано специальным нормативным актом — Правилами дорожного движения Российской Федерации от 23.10.93 <1>, а эксплуатация транспортных средств — Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Кроме того, существуют правила (инструкции, наставления, указания) технической эксплуатации для отдельных видов транспортных средств, учитывающие их специфику, правила перевозки пассажиров и грузов на некоторых видах и типах транспортных средств и т.д. ——————————— <1> О конституционности ряда положений Правил см.: Определение Конституционного Суда РФ от 08.07.99 N 118-О по жалобе Я.; Определение Конституционного Суда РФ от 14.05.2002 N 94-О по жалобе С. // Вестник Конституционного Суда РФ. 2002. N 6.

4. Правила устанавливают определенный порядок дорожного движения, иначе говоря, определяют сферу правового регулирования. Эта сфера охватывает общественные отношения, связанные только с дорожным движением, и не распространяется на другие виды движения (например, водное). Под дорожным движением понимается сложная социально-техническая система, включающая пешеходов, водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам. Уголовная ответственность по комментируемой статье наступает независимо от места, где было допущено нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств. Нарушение Правил дорожного движения может выражаться в превышении скорости, неправильном обгоне, несоблюдении правил проезда железнодорожных переездов, перекрестков и т.д., управлении транспортным средством в нетрезвом виде и т.п. Эксплуатация транспортных средств запрещается, если: не соблюдаются нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы; нарушена герметичность гидравлического тормозного привода; суммарный люфт в рулевом управлении превышает установленные значения; неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройство тягача прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи); имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа и т.д. Игнорирование указанных запретов образует нарушение правил эксплуатации транспортного средства. Последнее может проявляться и в несоблюдении правил перевозки пассажиров или перевозки груза, правил технической эксплуатации и содержания подвижного состава автомобильного транспорта и др. Признавая лицо виновным в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, суды обязаны указывать в приговорах, какие именно правила им нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение. К последствиям преступления согласно закону относится причинение тяжкого вреда здоровью человека; его содержание раскрывается в ст. 111 УК. Между нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства и наступившими последствиями должна существовать причинная связь. 5. Субъективная сторона преступления в силу прямого указания закона характеризуется неосторожным отношением к наступившим последствиям. 6. Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, управляющее транспортным средством. Отсутствие водительского удостоверения, навыков управления транспортным средством не имеет значения для решения вопроса об уголовной ответственности (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»). 7. При учебной езде за ошибочные действия обучаемого, повлекшие указанные в законе последствия, несет ответственность инструктор. Вместе с тем надо иметь в виду, что согласно Правилам дорожного движения (п. 1.2) обучаемый тоже относится к водителям, поскольку он управляет транспортным средством, и обязан выполнять все требования правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Поэтому в случае, если курсант пренебрег указаниями инструктора и грубо нарушил правила, он подлежит ответственности по ст. 264. 8. Ответственность дифференцируется в зависимости от наступивших последствий (смерть одного человека — ч. 2 комментируемой статьи, двух и более лиц — ч. 3) и состояния опьянения (ч. ч. 2, 4 и 6). Если в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства наступили последствия, предусмотренные разными частями ст. 264, то вменяются в вину все последствия, а действия квалифицируются по той части, которая предусматривает более тяжкие последствия. По совокупности преступлений деяния с указанными различными последствиями должны квалифицироваться в тех случаях, когда они совершены в разное время и наступившие последствия явились результатом нескольких взаимно не связанных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Цены на услуги адвоката по ДТП ст.264 в Екатеринбурге

УслугаСтоимость
Устная консультация3 000 руб.
Письменная консультацияот 7 000 руб.
Подготовка заявления/жалобы/ходатайстваот 7 000 руб.
Участие в переговорах за 1 часот 7 000 руб.
Изучение документовот 7 000 руб.
Участие в судебном заседанииот 7 000 руб.
Посещение СИЗОот 7 000 руб.
Участие в опросе/допросеот 7 000 руб.
Защита на следствииот 30 000 руб.
Защита в суде первой инстанцииот 30 000 руб.
Защита в апелляцииот 20 000 руб.
Защита в кассации/надзореот 20 000 руб.
Участие в рассмотрении ходатайства в суде: избрание меры пресеченияот 20 000 руб.
Участие в рассмотрении ходатайства в суде: избрание домашнего арестаот 20 000 руб.
Участие в рассмотрении ходатайства в суде: избрание залогаот 20 000 руб.
Участие в рассмотрении ходатайства в суде: отстранение от должностиот 20 000 руб.
Участие в рассмотрении ходатайства в суде: УДО/замена наказания менее тяжким/смена режимаот 30 000 руб.

Внимание! Окончательная стоимость юридических услуг адвоката по статье 264 определяется индивидуально, в зависимости от объема работы и сложности дела. Указанная на сайте информация не является публичной офертой.

ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Объективная сторона преступления, предусмотренного новой статьей УК РФ, включает:

1) управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения;

2) управление транспортным средством лицом, отказавшимся от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, при обязательном условии, что ранее виновное лицо подвергалось административному наказанию за аналогичные действия: управление транспортным средством в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ) или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ), либо имело судимость за совершение преступления, предусмотренного частями 2 , 4 , 6 ст. 264, либо ст. 264.1 УК РФ.

Управление транспортным средством. Под управлением транспортным средством в смысле ст. 264.1 УК РФ необходимо понимать непосредственное выполнение лицом функций водителя во время движения транспорта. Для состава оконченного преступления не имеет значение, как долго управлял виновный транспортным средством. Преступление окончено уже в тот момент, когда субъект, будучи в состоянии опьянения, привел в движение транспортное средство. Преступление, предусмотренное ст. 264.1 УК РФ, относится к так называемым формальным составам. Для состава оконченного преступления не требуется наступления каких-либо вредных последствий. Если же указанные в ст. 264.1 УК РФ действия повлекли смерть потерпевшего или причинили тяжкий вред здоровью, то подобного рода случаи следует квалифицировать по совокупности ст.ст. 264 и 264.1 УК РФ. Имеет место идеальная совокупность преступлений.

Нахождение в состоянии опьянения. По делам данной категории судам необходимо исследовать и проанализировать представленные органами дознания доказательства с точки зрения их относимости и допустимости, чтобы устанавить, находилось ли лицо при управлении транспортным средством в состоянии опьянения.

Для целей настоящей статьи в примечании к ст. 264 УК РФ лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 мг на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств или психотропных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования.

Особенности проведения освидетельствования. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 № 4753 (в ред. от 18.11.2013) утверждены Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, а также правила направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и правила определения наличия наркотических или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования (далее — Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством).

В указанных правилах установлено, что освидетельствование на состояние опьянения проводится должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения, в присутствии двух понятых или в соответствии со ст. 28.1.1 КоАП РФ с применением видеозаписи, при наличии достаточных оснований полагать, что водитель находится в состоянии опьянения.

Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что водитель в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, установлены приказом Минздрава России от 14.07.2003 № 3084 (в ред. от 05.03.2014) «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения». Такими критериями выступают: «запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке, наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, которое определяется техническими средствами индикации».

Результаты освидетельствования, которое осуществляется с использованием технических средств измерения наличия спирта в выдыхаемом воздухе, отражаются в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. К указанному акту приобщается бумажный носитель с записью результатов исследования. Копия акта вручается водителю. В случае отказа водителя от освидетельствования такой акт не составляется.

Направлению на медицинское освидетельствование в медицинскую организацию, имеющую соответствующую лицензию, водитель подлежит: при отказе от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, при несогласии с результатами такого освидетельствования и при отрицательном результате такого освидетельствования, если есть достаточные основания полагать, что водитель в состоянии опьянения. Такое направление также составляется в присутствии двух понятых или в соответствии со ст. 28.1.1 КоАП РФ с применением видеозаписи. Копия протокола вручается водителю.

В ходе дознания по делу предметом проверки может быть процедура освидетельствования. Основанием привлечения к административной ответственности по ст. 12.26 КоАП РФ является зафиксированный в протоколе об административном правонарушении отказ лица от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, заявленный как непосредственно должностному лицу Государственной инспекции безопасности дорожного движения, так и медицинскому работнику. В качестве отказа от освидетельствования, заявленного медицинскому работнику, следует рассматривать не только отказ от медицинского освидетельствования в целом, но и отказ от того или иного вида исследования в рамках медицинского освидетельствования.

В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 5 (ред. от 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указывается, что при рассмотрении этих дел необходимо проверять наличие законных оснований для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, а также соблюдение установленного порядка направления на медицинское освидетельствование.

О законности таких оснований свидетельствуют: отказ водителя от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения при наличии одного или нескольких признаков, перечисленных в п. 3 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством; несогласие водителя с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; наличие одного или нескольких признаков, перечисленных в п. 3названных Правил, при отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

О соблюдении установленного порядка направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения свидетельствует, в частности, наличие двух понятых при составлении протокола о направлении на такое освидетельствование. Если при составлении протокола отсутствовал один или оба понятых, то при рассмотрении дела этот протокол подлежит оценке по правилам ст. 26.11 КоАП РФ с учетом требований ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ.

Обстоятельства, послужившие законным основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование, должны быть указаны в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ч. 4 ст. 27.12 КоАП РФ) и в протоколе об административном правонарушении, как относящиеся к событию административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).

Представление впоследствии в суд водителем, который отказался от прохождения медицинского освидетельствования, акта освидетельствования, опровергающего факт его нахождения в состоянии опьянения, само по себе не свидетельствует о незаконности требования сотрудника милиции. Судье в указанном случае необходимо учитывать обстоятельства отказа от прохождения медицинского освидетельствования, временной промежуток между отказом от освидетельствования и прохождением освидетельствования по инициативе самого водителя, соблюдение правил проведения такого освидетельствования и т. п.

Представляется, что должностные лица при установлении факта повторного управления транспортным средством в состоянии опьянения водителя, указанные выше документы и иные материалы, имеющие отношение к данному факту, вместе с рапортом о наличии признаков преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ, направляют в соответствии со ст. 145 УПК РФ в орган дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Адвокатская практика по делам о ДТП

Водитель не виновен, если сбил пешехода нарушившего ПДД

Водитель не виновен, если сбил пешехода нарушившего ПДД — ст.264 УК РФ

Водитель – молодой человек 25 лет, назовем его Андреем, женатый и имеющий годовалого ребенка, обратился на консультацию к адвокату Вячеславу Астафьеву. Со слов парня он ехал вечером на автомобиле по Екатеринбургу и сбил насмерть пешехода который, внезапно для него, оказался на проезжей части.

Медиация помогла прекратить дело о ДТП и возместить вред потерпевшей

Медиация помогла прекратить дело о ДТП и возместить вред потерпевшей — ст.264 УК РФ

От уголовных дела о причинении вреда здоровью в результате ДТП никто не застрахован. Часто к уголовной ответственности привлекаются обычные люди, волею судеб оказавшиеся на скамье подсудимых. Страдают и потерпевшие, который в одночасье могут лишиться здоровья, работы, увлечений, активной жизни. В таких случаях может помочь процедура медиация.

Какую линию защиты выбрать, что бы максимально снизить ответственность?

Адвокат по нарушению правил дорожного движения в результате проведенного адвокатского расследования поможет Вам в доказывании:

  • отсутствия вины в причинении тяжкого вреда человеку, при управлении механическим транспортным средством;
  • в назначении дополнительных экспертиз, целью которых будет оценить характер вреда, причиненного здоровью потерпевшего, оценить состояние потерпевшего в момент ДТП, где именно на проезжей части находился потерпевший;
  • будет собран характеризующий материал на Вас, который сможет снизить степень ответственности;
  • на консультации адвоката по ДТП можно будет определитесь с полнотой Вашей доказательственной базы.

Не теряйте время напрасно, обращайтесь за защитой своих интересов к адвокату по нарушению правил дорожного движения прямо сейчас, поскольку необходимо помнить о негативных последствия обвинительного приговора. Если Вы своевременно не обращались за профессиональной юридической помощью, или Вам помогал не опытный защитник и в отношении Вас состоялся обвинительный приговор, адвокат по нарушению правил дорожного движения поможет на стадии обжалования приговора, целью которого будет пересмотр дела, отмена назначенного наказания и переквалификация Ваших действий.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: