5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств»

Знак 5.11.1 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств»

Знак «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» применяют для обозначения дороги, по которой движение маршрутных ТС, а также других ТС, допущенных к движению вместе с маршрутным транспортом, осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.

Знак 5.11.1 «Дорога с полосой для маршрутных тс» устанавливают в начале участка дороги над проезжей частью или с обеих сторон дороги. Повторный знак 5.11.1 устанавливают после перекрестков со сложной планировкой.

Нужно обратить внимание на то, выделенная полоса на дороге, обозначенной знаком 5.11.1, встречная! Соответственно, за выезд на нее могут быть применены санкции как за движение по встречной полосе (штрафы за это нарушение в конце статьи).

Кто из водителей правильно остановился для высадки пассажиров?

1.Только А.
2.Только В.
3.А и Б.
4.Б и В.

Ответ

  • На левой стороне дорог с односторонним движением (знак «Дорога с односторонним движением» ) в населенных пунктах разрешается остановка и стоянка ТС (там, где остановился водитель «А»).
  • На дорогах с полосой для маршрутных ТС (знак , разметка в виде буквы «А» ) запрещаются движение и остановка других ТС на этой полосе (там, где остановился водитель «В»).
  • Посадка и высадка пассажиров должна производиться со стороны тротуара или обочины, а не посередине проезжей части, где остановился водитель «Б».

Следовательно, не нарушил только водитель «А».

Знаки 5.13.1, 5.13.2 «Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств»

Знаки 5.13.1 и 5.13.2 «Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств» применяют для обозначения выездов на дорогу, обозначенную знаком 5.11.1, и устанавливают перед всеми боковыми въездами.

Знаки 5.13.1 и 5.13.2 сообщают, что на пересекаемой дороге имеется выделенная полоса для маршрутных ТС. Соответственно, после знака 5.13.1 всем ТС, которым не разрешено движение по выделенной полосе, запрещается поворот налево, а после знака 5.13.2 им запрещается поворот направо.

Если в месте выезда на дорогу имеется несколько знаков на одной опоре, знаки 5.13.1, 5.13.2 обычно располагают над другими знаками, т.е. выше всех, но так бывает не всегда.

Допускается не устанавливать знаки на выездах с прилегающих территорий, если на эти территории возможно въехать только с дороги с полосой для маршрутных ТС.

Кто может ездить по автобусной полосе?

Пункт 18.2 ПДД содержит список транспортных средств, которые могут выезжать на выделенную полосу:

  • Маршрутные транспортные средства (автобусы, троллейбусы, маршрутки).
  • Школьные автобусы.
  • Легковые такси.
  • Автобусы тяжелее 5 тонн, которые включены в специальные перечни, утвержденные исполнительными властями Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
  • Велосипедисты.

Обратите внимание, школьные автобусы, такси, автобусы из перечней и велосипедисты могут пользоваться автобусной полосой далеко не всегда. Рассмотрим следующую ситуацию:

Посмотрите на правую часть картинки. Над выделенной полосой установлен знак 3.1 (кирпич), запрещающий выезд на эту полосу. Данный знак не распространяется на маршрутный транспорт, однако он запрещает движение по выделенной полосе для всех остальных.

Штраф за проезд под знак кирпич

Поэтому если Вы едете, например, на велосипеде, то прежде чем выезжать на выделенную полосу, убедитесь, что дополнительные знаки этого не запрещают.

Кроме того, в список исключений не входят:

  • Автомобили каршеринга (они не являются ни такси, ни маршрутными ТС).
  • Мотоциклы.
  • Мопеды и скутеры.
  • Автобусы для перевозки детей, не являющиеся школьными.

Знак 5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств»

Знак 5.14 «Полоса для маршрутных ТС» применяют для обозначения полосы, по которой осуществляется движение маршрутных транспортных средств попутно общему потоку ТС. Такая полоса получила название «выделенная полоса».

Знак «Полоса для маршрутных ТС» устанавливают в начале полосы над этой полосой (сверху), а в случае, если она крайняя правая, допускается устанавливать знак справа от полосы (сбоку от проезжей части).

Знак 5.14 повторяют за каждым перекрестком на протяжении всего участка дороги, где движение маршрутных ТС организовано по этой полосе.

За въезд на выделенную полосу транспорту, не имеющему на это разрешения, предусмотрен штраф (в конце статьи).

Новые «льготники» на полосе МТС

Продолжаем знакомиться с изменениями Правил дорожного движения, которые вносятся с 14 декабря 2021 года. В этой статье рассмотрим изменения, которые вносятся в раздел о приоритете маршрутных транспортных средств.

  1. Изменения ПДД для велосипедистов;
  2. Новые места, где запрещена остановка и стоянка;
  3. Новые «льготники» на полосе МТС — эта статья;
  4. Изменения при движении через таможню (скоро);

Транспортные средства, которые могут использовать для движения полосу МТС указаны в пункте 18.2 Правил дорожного движения.

Пункт 18.2 — старая редакция
18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением школьных автобусов и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов — в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа) на этой полосе.

Начнем с того, что законодатель наконец-то увидел, что мало разрешить движение по полосе МТС, а нужно еще дать возможность его продолжить после перекрестка. Для этого необходимо отступать от некоторых требований дорожных знаков.

Правила движения по полосе МТС
Водители транспортных средств, допущенных к движению по полосам для маршрутных транспортных средств, при въезде на перекресток с такой полосы могут отступать от требований дорожных знаков 4.1.1 — 4.1.6, 5.15.1 и 5.15.2 для продолжения движения по такой полосе.

Обратите внимание только для продолжения движения по полосе МТС и только при движении по полосе МТС. Нельзя игнорировать эти знаки при перестроении на полосу МТС после перекрестка и при перестроении с полосы МТС на общую полосу.


Недействующие знаки при продолжении движения по полосе МТС после перекрестка

По-прежнему всем «льготным» транспортным средствам, кроме маршрутных, невозможно попасть на полосу МТС, выделенную для движения навстречу общему потоку. Перед въездом на такую полосу устанавливается знак 3.1, в простонародии «Кирпич». Поворот с пересекаемой дороги на такую полосу также запрещается знаками, не включенными в исключения.

В дорожных знаках тоже изменение в описании.

«5.11.1. «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств»
Дорога, по которой транспортные средства, допущенные к движению по полосам для маршрутных транспортных средств, движутся по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств
5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств»
Специально выделенная полоса, по которой транспортные средства, допущенные к движению по полосам для маршрутных транспортных средств, движутся попутно общему потоку транспортных средств
    Далее посмотрим новую редакцию пункта 18.2 и ниже заключим, кто имеет право движения по выделенной полосе МТС.
    Пункт 18.2 — новая редакция. Часть 1, разрешено движение
    18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2 и 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе, за исключением:
    • школьных автобусов;
    • транспортных средств, используемых в качестве легкового такси;

    Все понятно, школьные автобусы и такси уже давно могут передвигаться по полосе МТС, следующие.

    Пункт 18.2 — новая редакция. Часть 2, разрешено движение
    • транспортных средств, которые используются для перевозки пассажиров, имеют, за исключением места водителя, более 8 мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн, перечень которых утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации — гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

    Это изменение вступает в силу одновременно с изменениями в закон «О безопасности дорожного движения», где указано:

    Перечень таких транспортных средств и последующие изменения в него должны быть официально опубликованы в порядке, установленном законодательством городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, не позднее чем за тридцать дней до дня введения в действие этого перечня (изменений в перечень).

    Эти изменения будут действовать с 20 декабря 2021 года и уже на основании этих изменений позже будет опубликован перечень транспортных средств, которым также разрешено движение по полосе МТС.

    Пункт 18.2 — новая редакция. Часть 3, разрешено движение
    • транспортных средств, которыми в период с 23 февраля по 14 марта 2021 г. перевозятся определенные Правительством Красноярского края по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и автономной некоммерческой организацией «Исполнительная дирекция XXIX Всемирной зимней универсиады 2021 года в г. Красноярске» клиентские группы (представители национальных федераций студенческого спорта, участники спортивных соревнований, представители Международной федерации студенческого спорта (FISU), представители средств массовой информации, технические официальные лица, иные лица, принимающие участие в мероприятиях XXIX Всемирной зимней универсиады 2021 года в г. Красноярске), при наличии аккредитационного свидетельства, выдаваемого автономной некоммерческой организацией «Исполнительная дирекция XXIX Всемирной зимней универсиады 2021 года в г. Красноярске

    Не совсем ясно, для чего такая «простыня» нужна в ПДД и почему период действия не обозначен в одном документе, но тем не менее это будет в ПДД с 14 декабря 2021 года. Исключение этого абзаца будет в отдельном постановлении правительства. По полосам МТС в Красноярске смогут ездить причастные к универсиаде лица, при наличии аккредитационного свидетельства с 23 февраля по 14 марта 2021г.

    Пункт 18.2 — новая редакция. Часть 4, разрешено движение
    На полосах для маршрутных транспортных средств разрешено движение велосипедистов в случае, если такая полоса располагается справа.

    Немного видоизмененный абзац. Велосипедистам можно использовать полосу МТС при условии возможности движения вдоль края проезжей части.

    Не забывайте особенности движения по полосе МТС на примере легкового такси.

Знак 5.14.2 «Полоса для велосипедистов»

Знак 5.14.2 «Полоса для велосипедистов» применяют для обозначения полосы, по которой разрешается движение велосипедов и мопедов. Движение велосипедов и мопедов осуществляется в попутном общему потоку ТС направлении.

Знак «Полоса для велосипедистов» устанавливают в начале полосы над этой полосой (сверху), или справа от полосы (сбоку от проезжей части).

За наезд на полосу, обозначенную знаком 5.14.2 «Полоса для велосипедистов», равно как и за движение по этой полосе транспортных средств кроме велосипедов и мопедов, статьей 12.15 часть 2 предусмотрен штраф в размере 2000 рублей на дату публикации.

Штрафы за выезд на полосу для маршрутных ТС

Выезд на выделенную полосу (для маршрутных ТС) в запрещенном для этого случае может произойти как в попутном, так и во встречном направлениях. Санкции за эти нарушения будут разными.

За выезд на выделенную полосу в попутном направлении — штраф 1500 руб. (в Москве или Санкт-Петербурге — штраф 3000 руб.).

За выезд на выделенную полосу во встречном направлении при объезде препятствия — штраф 1000—1500 руб.

За выезд на выделенную полосу во встречном направлении при любых других причинах, кроме объезда препятствия — штраф 5000 руб. или лишение прав до полугода. При повторном нарушении — лишение прав на 1 год или штрф 5000 руб.

Полный список дорожных знаков особых предписаний с краткими комментариями (пояснениями) на сайте размещен в Приложении 1 ПДД.
Навигация по серии статей<< Знаки особых предписаний 5.5 — 5.10Знаки направлений движения по полосам >>

Учитывать ли полосу для МТС в целях применения нормы п. 9.4 ПДД?

Пункт 9.4 Правил дорожного движения давно вызывает ряд вопросов как у пользователей дороги, так и правоприменителей. Одним из таковых является вопрос об относимости полосы для МТС (не отделённой разделительной полосой, естественно) к требованиям указанной нормы.

Приведём содержание абз. 3 п. 9.4 Правил дорожного движения:

Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т — только для поворота налево или разворота.

Из буквального, текстуального выражения указанного пункта следует, что полоса для маршрутных транспортных средств (МТС) этой нормой учитывается. В таком случае, например, на представленном ниже фото легковые авто в крайней левой полосе (в попутном направлении) — нарушители (абз. 3 п. 9.4 Правил).

Формализм и буквализм в толковании исследуемого пункта ведут в тупик, порождают очевидную бессмыслицу и неопределённость. Пункт 9.4 ПДД следует толковать ограничительно. Необходима телеологическая редукция нормы.

Исходя из доктрины приоритета содержания над формой, полоса для МТС, являющаяся полосой движения со специальным (особым) правовым режимом, не подпадает под юрисдикцию п. 9.4 ПДД.

Объективно выведены из-под требований указанного пункта Правил и те привилегированные участники дорожного движения, которым разрешено занимать полосу для МТС (п. 18.2 ПДД).

Иначе данная правовая конструкция обессмысливает практически любую ОДД с выделенными полосами.


Например, водитель легкового такси (или школьного автобуса) на четырехполосной дороге (в данном направлении) при наличии крайней левой полосы для МТС имеет право осуществлять движение по выделенной полосе и при условии свободных правых, ординарных полос движения.

И трёхполосная версия.


Приведённые доводы соответствуют принципу lex specialis derogat generali (в условиях коллизии п.п. 9.4 и 18.2 ПДД).

В СП 396.1325800.2018 Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования (с Изменением N 1) выделенная полоса движения для наземного пассажирского транспорта общего пользования определена как полоса движения на основной проезжей части, выделенная разметкой или конструктивно и предназначенная исключительно для движения наземного пассажирского транспорта общего пользования (п. 3.1.2 СП).

При необходимости допускается устраивать обособление выделенных полос движения с применением ограждений гибких конструкций и/или делиниаторов (п. 6.8 СП).

Выделенные полосы движения для НПТОП целесообразно устраивать на улицах и дорогах общегородского значения с количеством полос движения транспорта 3 и более в одном направлении. На магистральных улицах с односторонним движением допускается устраивать выделенную полосу для НПТОП с организацией движения навстречу общему потоку транспортных средств (п. 6.8а СП).

Здесь уместно «подгрузить» п. f ст. 1 Конвенции о дорожном движении: «на проезжей части, где крайняя полоса или крайние полосы движения или велодорожки предназначены для движения определенных транспортных средств, термин «край проезжей части» означает для других пользователей дороги край остальной части дороги.»

Отдельно остановлюсь на Постановлении Правительства г. Москвы от 27 сентября 2011 года N 453-ПП «Об организации выделенных полос для движения маршрутных транспортных средств».

Согласно п.1.2 Приложения 2 указанного Постановления:

«Выделенная полоса для движения маршрутных транспортных средств» (далее — выделенная полоса) – участок дороги, предназначенный для движения маршрутных транспортных средств, обозначенный соответствующими техническими средствами организации дорожного движения (дорожные знаки, дорожная разметка) в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения».

Таким образом, полоса для МТС есть отдельный участок дороги с особым правовым режимом (п. 18.2 ПДД), собственной инфраструктурой (и весьма разветвлённой).

Участки дороги неоднократно упоминаются в ГОСТах относительно реверсивных полос, дорог с односторонним движением, УДС и др., но отождествлять природу данных участков дороги с участком, отведённым под полосу для МТС – методологически неверно, и в контексте рассматриваемого вопроса — иррелевантно.

Согласно п. 1.3 Приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 453-ПП инфраструктура выделенной полосы может включать в себя:

1) дорожную разметку;

2) дорожные знаки и информационные щиты;

3) заездные карманы на остановочных пунктах с удлинением посадочных площадок;

4) специальные технические средства фото- и видеофиксации административных правонарушений, интегрируемые в интеллектуальную транспортную систему;

5) отстойно-разворотные площадки (ОРП), предназначенные для скоростных автобусных систем (САС) и находящиеся в непосредственной близости от выделенной полосы в местах окончания трассы маршрута САС.

6) конечные станции;

7) перехватывающие парковки.

Как видим, полосу для МТС отличает от иных участков дороги суверенный правовой режим, технологическое обустройство и разветвлённая инфраструктура, несвойственные для иных, ординарных полос движения.

СП 396.1325800.2018 и Регламент создания и эксплуатации выделенных полос для движения маршрутных транспортных средств логически «выводят» полосу для МТС в отдельный участок дороги и, соответственно, данная полоса для целей п. 9.4 ПДД объективно не учитывается.

Да, постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 453-ПП есть НПА отдельного субъекта РФ, но данное постановление взял бы за основу при разрешении подобных вопросов, в том числе по аналогии — восполняет многие пробелы.

При проектировании полос для МТС целесообразно отделять полосу для маршрутных транспортных средств от общего потока транспортных средств разделительной полосой, выделенной линиями разметки 1.2 и 1.16.1 или 1.16.2.

Согласно п. 6.2.4 ГОСТ Р 52289-2019 разметку 1.2 допускается применять для обозначения разделительной полосы шириной не менее 0,5 м, предназначенной для отделения полосы для велосипедистов или полосы для маршрутных транспортных средств от общего потока транспортных средств.

Разметку 1.16.1 допускается применять для обозначения разделительной полосы, предназначенной для отделения полосы для велосипедистов или полосы для маршрутных транспортных средств от общего потока встречных транспортных средств, 1.16.2 — попутных транспортных средств или парковки (п. 6.2.19 ГОСТ Р 52289-2019).


Таким образом, в арсенале действующих ГОСТов содержатся все необходимые технические средства организации движения, применение которых исключает подобные коллизии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]