За какие нарушения ПДД пассажирами ответственность все равно несет водитель?


«Лишним пассажиром» принято называть человека, который находится в транспортном средстве, когда все места, которые были заложены в конструкции изготовителем, уже заняты другими людьми.
Перевозка лишнего пассажира в 2021 году при этом является административным правонарушением, за совершение которого виновного привлекают к ответственности и обязывают уплатить штраф ГИБДД. Многие автовладельцы неосмотрительно относят данное деяние к малозначительным, хотя оно, безусловно, негативно влияет на безопасность поездки и может усугубить тяжесть последствий дорожно-транспортного происшествия. Нарушение распространено как среди водителей легкового транспорта, так и автобусов.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.

Какой размер штрафа за лишнего пассажира?

Перевозка пассажиров в количестве, превышающем норму – один из вариантов нарушения правил транспортировки людей. Наказание за лишнего пассажира в 2021 году определено первой частью статьи 12.23 КоАП РФ – административный штраф 500 рублей.

Штраф 500 рублей так же назначат гражданину, управлявшему автобусом, если количество людей в салоне превысит число посадочных мест при движении по междугородному, горному, туристическому или экскурсионному маршруту.


Если в 2021 году водитель будет задержан перевозящим «лишнего пассажира» за пределами кабины автотранспортного средства, его деяние попадет под смысл ч. 2 статьи 12.23 КоАП РФ. За это законодатель определил иной размер штрафа – 1000 руб. Значительно строже будет санкция при соответствии деяния диспозиции третьей либо четвертой части рассматриваемой статьи административного кодекса. В соответствии с ними, если нарушение касается перевозки ребенка, а также, если число пассажиров превысит количество обустроенных мест для сидения при организованной перевозке группы детей, наказание разнится в зависимости от субъекта: в качестве штрафа водитель уплатит – 3 тыс. рублей; виновное должностное лицо – 25 тыс. рублей; юридическое лицо – 100 тыс. рублей.

Административная

Водитель, управляющий автобусом, который не прошел техосмотр будет привлечен к административной ответственности в виде штрафа на сумму от 500 до 800 рублей.
А вот фирмам придется заплатить 50 тыс. Если у водителя при себе не будет документов, подтверждающий оформленное право на осуществление деятельности, то размер наказания увеличивается до 5000 рублей, в соответствии с ч. 2.1 ст. 12.3 КоАП.

В кодексе есть отдельная статья, определяющая наказание за неправомерную перевозку пассажиров.

Она определяет меру ответственности за неиспользование ремней безопасности, за несоответствующую правилам организацию перевозки детей, не соответствующую квалификацию водителя и отсутствие необходимых документов.

Водителям придется отдать 3 тыс. рублей, сотрудникам — 25 тыс., а фирмам — 100 тыс. Еще больший штраф, предусмотрен за передвижение автобусов с детьми в ночное время. Водитель, в лучшем случае, может отделаться штрафом в 5000 рублей, нормой предусмотрено также и лишение прав на срок до полугода. Должностные лица заплатят 50 тыс, а юр. фирмы — 200 тыс. рублей.

Ответственность для должностных лиц и фирм за ряд правонарушений в области допуска несоответствующих законодательству транспорта или водителя к работе предусмотрена ст. 12.31—12.32.
Если должностное лицо отправило в рейс неисправное ТС, то его привлекают к административной ответственности в виде штрафа 5000-8000 рублей.
Если эта неисправность представляет собой не соответствующие ГОСТУ световые приборы, установленные спереди, то такие сотрудники заплатят 15-20 тыс. рублей, а фирмы — 50 тыс.

Если сотрудники фирмы, выпустили водителя, который не подходит под требования, предъявляемые законом, то они наказываются штрафом 20 тыс., а юр. фирмы — 100 тыс.

Если на фирме нарушаются правила прохождения водителями осмотра их состояния здоровья, причем, как перед началом пути, так и после его завершения, или правила проверки технического состояния самого ТС, то такое упущение будет наказываться в 30 тыс.

Если не выполняются требования, придерживаться которых необходимо для осуществления безопасных перевозок, то ответственность наступает по ст. 11.15.1 КоАП. Для юридических лиц это штраф до 100 тыс. рублей.

Если фирма будет привлекаться повторно, то платить уже придется 200 тыс., возможно даже приостановление работы на срок до 3 месяцев. А если будет установлено, что данное правонарушение совершено умышленно, то штраф возрастет до 500 тыс. рублей.

Когда пассажир считается лишним?

Нормы, касающиеся перевозки людей автотранспортом, в первую очередь изложены в положениях 22-й главы Правил дорожного движения. В контексте рассматриваемой проблемы необходимо определить:

  • о каком транспортном средстве идет речь (автобус, легковая машина и пр.);
  • маршрут (для маршрутных т.с.);
  • является ли «лишний пассажир» ребенком;
  • допущено ли искомое нарушение в ходе организованной детской автобусной перевозки.

В пункте 22.8 ПДД РФ обозначен запрет на перевозку людей «сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства».

Если в авто всего расположено пять кресел, оснащенных ремнями безопасности, то ехать в нем могут водитель и четыре пассажира. Провоз пятого запрещен, даже если задний диван достаточно большой, чтобы вместить всех желающих. В 2021 году провоз ребенка на коленях у одного из взрослых также недопустим.

Другой пример. Как было указано выше, при проектировании автобуса изготовитель может заложить определенное число стоячих мест. В ряде случаев пассажиры при необходимости могут ехать стоя, но если водитель возьмет больше стоящих пассажиров, чем предусмотрел завод-изготовитель, это также будут «лишние пассажиры» за которых будет назначен штраф.

В 2021 году закон определяет ситуации, когда любой пассажир, оставшийся без кресла, будет лишним. Пунктом 22.3 ПДД РФ установлено, что число перевозимых в салоне людей при следовании по междугородному, горному, туристическому или экскурсионному маршруту и при организованной перевозке группы детей не должно превышать количества мест, оборудованных для сидения. Т.е. в этих случаях ехать стоя запрещено.

Какое наказание предусмотрено?

Согласно статье 12.23 КоАП РФ за нарушение правил перевозки пассажиров водителю грозит штраф размером 500 рублей. Однако если речь идет о конкретных случаях, которые предусмотрены частями 2-6 этой статьи, то полагается более строгое наказание. Также следует отметить, что не имеет значение, сколько людей перевозится не по правилам, один или 10, сумма штрафа будет единой.

В багажнике легкового автомобиля

Согласно п. 22.1 — 22.8 ПДД, запрещается перевозка пассажиров вне кабины автомобиля, исключая случаи когда его кузов оборудован бортовой платформой или является кузовом-фургоном. Если же эти условия не соблюдены, сумма штрафа в таком случае будет составлять 1 тысячу рублей согласно части 2 ст. 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В грузовике или газели

Какой штраф за транспортировку в кузове газели? Как уже упоминалось выше, ПДД разрешают перевозку пассажиров в грузовой машине, имеющей бортовую платформу, или в кузове-фургоне. Если же транспортное средство не является таковым, то перевозка влечет за собой штраф в 1000 рублей.

В случае, когда перевозка осуществляется водителем, который не отвечает квалификационным требованиям, описанным в Правилах дорожного движения, о которых мы поговорим ниже, данный факт рассматривается как административное правонарушение и предполагает штраф в размере 500 рублей (статья 12.23 КоАП РФ, часть 1).

Если же водитель пренебрег правилами и перевозит детей в кузове грузовика, это влечет наложение административного штрафа в размере 3 тысяч рублей, а на должностных или юридических лиц налагаются более существенные штрафы в 25 тысяч и 100 тысяч рублей соответственно.

Внимание! Лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, не имея статуса юридического лица, при нарушении ПДД при перевозке людей несут такую же административную ответственность как и юридические лица.

Подробнее о том, какой штраф предусмотрен за перевозку людей в грузовом фургоне, можно узнать в этом материале.

Как понять, на какое количество пассажиров рассчитан транспорт в 2021 году?

Количество мест и их расположение определяет изготовитель. Следует найти руководство по эксплуатации конкретной модели, там эту информацию обязаны указывать. С особенным вниманием к этому вопросу относятся при коммерческих перевозках, так как данные о количестве пассажирских мест передаются и в Налоговую службу. В некоторых ситуациях не обойтись без проведения экспертизы.

Обычному гражданину, который уверен, что в конструкцию его легкового современного авто прежние владельцы не вносили изменения, обычно достаточно ориентироваться на количество мест, оснащенных штатными ремнями безопасности.

Порядок назначения штрафа


Для того чтобы привлечь нарушителя к ответственности в 2021 году, уполномоченному сотруднику полиции необходимо остановить автомобиль и выявить факт наличия в нем лишнего пассажира. Причиной остановки может быть любое другое правонарушение, касающееся безопасности дорожного движения, допущенное автомобилистом. Транспорт без видимых нарушений также может быть остановлен. Например, это возможно в случае проведения на определенной территории специального профилактического мероприятия, или если транспортное средство подходит под описание в ориентировке. Далее в обычной практике внимательный инспектор замечает, что людей подозрительно много.

Если автоинспектор установил факт нарушения в виде перевозки лишнего пассажира, он приступит к процессуальному оформлению события. В данном случае предусмотрен упрощенный процесс, решение должностному лицу разрешено принять на месте. Если водитель не оспаривает штраф за лишнего пассажира, инспектор вынесет постановление по делу об Административном правонарушении, в нем же укажет меру ответственности.

Если автомобилист с тем, что его действия противоречили нормам, не согласен, то в будет составлен протокол по делу об Административном правонарушении, где будет обозначено место и время дальнейшего рассмотрения.

После оформления необходимых бумаг водитель получает копию составленного протокола о назначении штрафа за лишнего пассажира и может продолжить движение, однако само нарушение необходимо устранить. В противном случае нарушитель может быть вновь задержан.

Статья 11.14.1. Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси

Определение Верховного Суда РФ от 05.02.2019 N 309-АД18-24593 по делу N А71-9255/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Технология» о признании незаконным и отмене постановления Московской административной дорожной инспекции от 04.05.2018 N 0356043010318041800000642 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 11.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей,

Определение Верховного Суда РФ от 05.02.2019 N 309-АД18-24600 по делу N А71-13683/2018

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Технология» о признании незаконным и отмене постановления Московской административной дорожной инспекции от 18.07.2018 N 0356043010318070400001040 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 11.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей,

Определение Верховного Суда РФ от 23.10.2019 N 307-ЭС19-18139 по делу N А56-112194/2018

общество с ограниченной ответственностью Торгово-транспортная (далее — общество, заявитель) обратилось в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Комитета по транспорту Санкт-Петербурга (далее — административный орган) от 17.04.2018 N Т-116-18 о привлечении к административной ответственности на основании части 3 статьи 11.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением 50 000 рублей административного штрафа.

Определение Верховного Суда РФ от 05.02.2019 N 310-АД18-24598 по делу N А68-9496/2018

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Интертранс» о признании незаконным и отмене постановления Московской административной дорожной инспекции от 12.07.2018 N 0356043010318062700001046 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 11.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей,

Определение Верховного Суда РФ от 11.02.2019 N 309-АД18-24743 по делу N А71-13684/2018

общество с ограниченной ответственностью «Технология» (далее — общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 18.07.2018 N 0356043010318070400000991 Московской административной дорожной инспекции (далее — инспекция, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании части 3 статьи 11.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Определение Верховного Суда РФ от 04.03.2019 N 309-ЭС19-171 по делу N А71-12464/2018

общество с ограниченной ответственностью «Технология» (далее — общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 27.06.2018 N 0356043010318061800000076 Московской административной дорожной инспекции (далее — инспекция, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании части 3 статьи 11.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Определение Верховного Суда РФ от 10.07.2019 N 309-ЭС19-9681 по делу N А71-6644/2018

Инспекцией вынесены постановления по делу об административных правонарушениях от 04.04.2017 N 0356043010317032000000129, от 14.12.2017 N 0356043010317112700000618, которыми общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в отсутствии цветографической схемы легкового такси на транспортном средстве марки «Тойота Камри», государственный регистрационный знак Е656ХУ777.

Постановление Верховного Суда РФ от 03.02.2020 N 5-АД20-1

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Антонова Артема Анатольевича на вступившие в законную силу постановление от 04.12.2018, вынесенное заместителем начальника Московской административной дорожной инспекции, решение судьи Тверского районного суда города Москвы от 05.03.2019 N 12-714/19, решение судьи Московского городского суда от 22.04.2019 N 7-4488/19 и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 10.09.2019 N 4а-5051/19, состоявшиеся в отношении Антонова Артема Анатольевича (далее — Антонов А.А.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Кто ответственен за лишнего пассажира в 2021 году?

Субъектом рассматриваемого нарушения может быть только водитель. Штрафу за лишнего пассажира будет подвергнут именно человек, который находился за рулем и управлял транспортным средством. Он ответственен за безопасность перевозки и ее соответствие установленным нормам.

С учетом того, что пассажир, оказавшийся лишним, вероятнее всего находится в авто, без возможности пристегнуться ремнем безопасности, ему также могут вменить штраф, но по другой статье. За нарушение ПДД пассажиром наказание определено частью 1 статьи 12.29 Кодекса – 500 руб. административного штрафа. Добавим, что автомобилисту может быть назначен и штраф 1000 руб., который положен по статье 12.6 Кодекса за перевозку людей без использования ремней безопасности.

Автобус, несовместимый с жизнью

Первыми под уголовную статью подвели автобусы и маршрутки. В одной только Москве заведено пять дел, а всего по стране уже полтора десятка.

Наконец-то реальный приговор грозит за то, что машины выезжают на улицы в аварийном состоянии. Большинство обвинений предъявлено по части 1 статьи 238 Уголовного кодекса: оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья. Под эту статью можно провести практически любое нарушение правил перевозки пассажиров. Но в основном она применяется для тех, кто вышел на маршрут на автобусе, эксплуатация которого была запрещена. Примечательно, что руководителям автопредприятий, выпустившим такой автобус, эта уголовная статья не грозит. Максимум — административная ответственность.

Все бремя ответственности пока несут водители.

Другие дела заведены по части 3 статьи 327 УК — за использование заведомо подложных документов. А в их числе не только фальшивые лицензии на пассажирские перевозки и разрешения на работу, но и поддельные права.

Пьяный, без прав

и вида на жительство

Те, кому приходится пользоваться услугами таких перевозчиков, знают не понаслышке: маршрутки зачастую объезжают пробки по тротуарам, берут больше народа на борт, чем может вместить машина, проскакивают на красный свет, пересекают потоки в ловле пассажира.

Зачастую даже самый вид этих машин вызывает подозрения, что не доедут они до ближайшей остановки. Более того, был случай, когда маршрутка не смогла высадить пассажиров из-за того, что дверь заклинило. Около получаса потребовалось водителю микроавтобуса и его коллеге, подъехавшему на помощь, чтобы освободить несчастных, запертых в зат-хлом салоне за собственные деньги. Если вы думаете, что маршрутка потом отправилась на ремонт, то вы ошибаетесь: она поехала дальше возить пассажиров.

Масштабная гаишная проверка, проведенная по всей стране, показала, что часто на линию отправляют автобусы, которые не проходили техосмотр. И не прошли бы — столь очевидны дефекты в их состоянии. В отношении гражданина Узбекистана, который перевозил в Москве пассажиров от метро «Сходненская» по микрорайону Тушино, возбуждено уголовное дело по статье 238 УК. Он с легкой душой возил людей на «газели» с неисправными тормозами, что подтверждено экспертизой.

За рулем маршруток попадаются даже пьяные водители. За время проведения гаишной операции «Автобус» только в Москве таких выявлено четыре человека. И еще девять отказались от проведения медицинского освидетельствования.

Срок — за хозяина

Как бороться с автобусами, их владельцами и водителями, до сих пор неясно. Все ужесточения наказаний прошли мимо автотранспортных предприятий и легли на плечи самых незащищенных — водителей по найму. В отношении организаций такие дела не возбуждаются. Да и привлечь к ответственности организацию за нарушение правил пассажирских перевозок практически невозможно.

Приведу в пример случай с одной из транспортных компаний Санкт-Петербурга. Произошла авария из-за того, что у маршрутки отказали тормоза. Кто выпустил такую машину на линию? Оказывается, никто ее не выпускал. Потому что организация, работающая на этом маршруте, из-за нехватки собственного транспорта подрядила по договору другую организацию. У той были машины, но не было водителей, поэтому она предоставила автобусы в аренду третьей организации. В итоге получилось, что никто в случившемся не виноват, кроме водителя, конечно. Ситуация вполне по Райкину: вас устраивает, как пуговицы пришиты? Так вот мы отвечаем только за пуговицы.

Таким образом автопредприятия отвечают только за то, чтобы на маршруте были автобусы. А вот какие автобусы и какие на них водители — это уже не их проблемы.

Крупные автотранспортные хозяйства организуют контроль и за маршрутами, и за тем, какие машины выходят на линию, и за самими водителями. Предприятиям малого бизнеса это только лишняя головная боль и бесполезная трата средств. Однако заставить их выполнять все необходимые требования по безопасной перевозке пассажиров крайне трудно.

Привлечь их к уголовной ответственности невозможно — та же статья 238 не предусматривает ответственности юридических лиц. Руководители таких предприятий отвечают по административному кодексу: максимальный штраф — 20 тысяч рублей. И это только в том случае, если предприятие не выполняет предписания ГИБДД. А в случае, если на линию выпущен автобус с неисправными тормозами, то максимум, что грозит тому, кто отправил такой транспорт в рейс, — штраф до тысячи рублей.

Пока наши автотранспортные предприятия будут нести такую очень условную ответственность, до тех пор и будут на маршрутах работать гастарбайтеры, не знающие не только правил дорожного движения, но и русского языка. Маршрутки продолжат ездить по тротуарам с риском задавить пешехода и по обочинам — с риском опрокинуться. А отвечать за эти нарушения будут те, кто сидит за рулем. Причем уголовной статьей. А если он не захочет возить пассажиров на машине без тормозов — пусть увольняется, найдут другого, более сговорчивого.

Статья на все случаи

Статья 238 Уголовного кодекса применяется в отношении водителей-таксистов сравнительно недавно. Этой практике нет еще и года. Первый раз по ней обвинили таксиста в городе Урае Ханты-Мансийского автономного округа. Там водитель сначала был наказан за то, что перевозил ребенка без детского сиденья. За первое нарушение он отделался штрафом, а когда был пойман во второй раз, то прокурор города нашел на него способ воздействия в виде этой уголовной статьи.

Правозащитники тогда возражали против жесткого наказания, убеждая, что такой проступок влечет лишь административную ответственность. Тем не менее суд города Урая посчитал претензии прокурора вполне обоснованными и наказал таксиста сроком один год. Правда, условным.

Инициативу продвинутого прокурора из Югры поддержали и некоторые другие. И волна привлечения к уголовной ответственности водителей такси или автобусов пошла набирать обороты. Правда, некоторые прокуроры считают такую квалификацию нарушения необоснованной и закрывают уголовные дела. А в некоторых регионах с такой постановкой вопроса не согласны судьи. Но количество дел, заведенных по этой статье в отношении водителей, растет. Прецедент был создан, и теперь им спешат воспользоваться.

Да, ездить на маршрутках страшно и опасно. Однако пока нет транспорта, который бы быстро доставил до нужного места, соблюдая все правила безопасности, приходится чем-то жертвовать. Либо безопасностью, либо временем.

В свою очередь гаишники утверждают, что применение статьи 238 — это не их епархия. Они только сообщают о нарушении, а квалификация этого нарушения — дело прокуроров и судов. Есть, конечно, ряд вопросов по ее применению. Например, в законодательстве не определено, что считать услугами. Тем более нет четкого понимания, что считать услугами, не соответствующими требованиям безопасности. Но если прокурор решил и суд одобрил, то спорить с ними может только тот, кто получил срок. Несмотря на то что по этой статье обвинен не один человек, обжалования этих решений пока не поступало. В каких случаях можно, а в каких не стоит применять эту статью, может определить только Верховный суд. Как сообщили нам в департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД, потребовать такого определения может только водитель, которого привлекли по такому делу. А пока водителям приходится полагаться на совесть прокуроров, а пассажирам — на совесть водителей.

Что делать водителю, если автоинспектор назначает штраф за лишнего пассажира?

При общении с сотрудником полиции водителю следует быть корректным и стремиться разобраться в ситуации. Если он осознает, что допустил нарушение, следует спокойно оформить бумаги, а затем уплатить штраф за перевозку лишнего пассажира. При уверенности, что незаконны как раз действия инспектора ДПС, гражданин может воспользоваться правом на осуществление аудио- и видеосъемки. Затем следует записать свои замечания в протоколе по делу об Административном правонарушении, который будет составлен в случае спора.

Водитель вправе вовсе отказаться ставить свою подпись в протоколе, но тогда в присутствии понятых об этом ставится отметка, и на дальнейшую процедуру отказ никак не влияет. Если было вынесено постановление, гражданин также может его обжаловать.

Есть ли скидка?

В 2021 году водитель может сэкономить ровно половину суммы назначенного штрафа за лишнего пассажира, если произведет уплату за ближайшие двадцать дней, следующих за днем вынесения постановления. Такую возможность предоставляет статья 32.2 Административного кодекса. Эта льгота не касается ряда грубых нарушений. Исключения указаны непосредственно в норме, штрафа за перевозку лишнего пассажира среди них нет. В любом случае, штрафные санкции необходимо погасить за 60 суток, чтобы избежать дополнительных расходов за несвоевременную уплату (ст. 20.25 КоАП РФ).

Обжалование штрафа за лишнего пассажира

У гражданина есть 10 суток со дня, когда ему была вручена копия постановления, на то, чтобы его обжаловать. Если этот срок пропущен, период обжалования штрафа за лишнего пассажира могут возобновить при наличии веских оснований.

Основные этапы обжалования штрафа за лишнего пассажира в 2021 году можно обозначить следующим образом:

  1. поиск доводов в свою пользу, сбор материала;
  2. определение места рассмотрения;
  3. составление текста жалобы (образец прилагается);
  4. проверка его корректности и достоверности данных;
  5. направление документа адресату;
  6. принятие участия в рассмотрении.

заявления на обжалование штрафа за лишнего пассажира можно здесь.

Рассмотрим эти этапы подробнее.

  1. Необходимо подобрать доводы, которые убедят судью или должностное лицо в Госавтоинспекции, что постановление о назначении штрафа за лишнего пассажира действительно необходимо отменить. Следует собрать все имеющиеся материалы, которые подтверждают правоту. Это может быть видеозапись, на которой запечатлено, что в салоне допустимое число пассажиров, а сотрудник полиции действует незаконно. Возможно, был найден документ, удостоверяющий, что изменения в конструкцию автомобиля внесены по правилам, либо инструкция по эксплуатации, которая подтверждает правоту водителя. В 2021 году основанием для отмены постановления может быть и грубая ошибка в документе, такая как неверно указанные данные о модели транспортного средства.
  2. Необходимо выбрать орган, в котором будет рассмотрена жалоба. Если оспариваемое постановление вынесено сотрудником Госавтоинспекции, можно обратиться в вышестоящий орган, к вышестоящему должностному лицу, либо в районный суд. Допустимо направить заявление всем адресатам одновременно, но тогда заниматься делом будет вправе только судья. При выборе суда ориентироваться нужно на место, где было выявлено нарушение. Определить искомое подразделение Госавтоинспекции помогут данные, указанные в постановлении. Даже в случае ошибки в выборе должностного лица или суда жалоба должна быть перенаправлена по подведомственности за трое суток без участия гражданина. Для подразделения ГИБДД срок, в течение которого обязаны принять мотивированное решение, ограничен десятью днями, исчисляемыми с момента, когда она поступит со всеми материалами. Для судьи он значительно больше – два месяца. Некоторые граждане опасаются, что сотрудники Госавтоинспекции менее беспристрастны, нежели судьи, и предпочитают ждать дольше.
  3. Составить жалобу с заявлением на обжалование штрафа за лишнего пассажира по предложенному образцу – от руки или на компьютере. Необходимые данные об инспекторе указаны в самом оспариваемом документе. Текст должен быть корректным, разборчивым, не должен содержать грубостей. Обязательно нужно указать данные заявителя, анонимной такая жалоба быть не может.
  4. После составления текста будет не лишним её перепроверить и убедиться, что факты не искажены. На рассмотрении может присутствовать инспектор, а у него может оказаться видео- или аудиозапись, о которой нарушитель не знал.
  5. Готовый документ можно направить заказным письмом или доставить непосредственно адресату. В 2021 году в подразделениях Госавтоинспекции есть специальные опечатанные ящики для приема обращений граждан, можно обратиться в канцелярию или секретариат.
  6. Дождавшись ответа, следует явиться на рассмотрение, чтобы лично отстоять свою позицию. В ряде случаев процедура может быть проведена без заявителя. Решение по жалобе будет озвучено сразу и его также можно обжаловать в вышестоящей инстанции. В сложной с правовой точки зрения ситуации на каждом этапе обжалования штрафа за лишнего пассажира будет полезна помощь юриста. Уверенному в своей правоте и в знаниях человеку не составит труда добиться отмены незаконного решения самостоятельно.

Комментарий к статье 12.23 КоАП РФ

1. Объект административного правонарушения — безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье граждан, правила перевозки людей.

2. Объективная сторона ч. 1 данной статьи характеризуется действием или бездействием и выражается в несоблюдении правил перевозки людей. Для привлечения виновного к административной ответственности следует указывать, какое правило перевозки людей нарушено. Правонарушение считается оконченным с момента начала движения транспортного средства, осуществляющего перевозку людей.

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» <118> перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), а также перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом вправе осуществлять только лицензиаты. Нарушение правил перевозки людей квалифицируется по ч. 2 ст. 12.23 в случае, если действие (бездействие) выразилось в форме перевозки людей вне кабины автомобиля, трактора, на грузовом прицепе, в кузове грузового мотоцикла и т.д.

——————————— <118> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3430; 2002. N 11. Ст. 1020, N 12. Ст. 1093, N 50. Ст. 4925; 2003. N 2. Ст. 169, N 9. Ст. 805, N 11. Ст. 956, N 13. Ст. 1178, N 52 (ч. 1). Ст. 5037; 2004. N 45. Ст. 4377.

3. Субъективная сторона правонарушения выражается виной в форме умысла или неосторожности.

4. Субъектом правонарушения по данной статье выступает водитель транспортного средства, нарушивший правила перевозки людей, или должностное лицо, организующее перевозку людей без соблюдения установленных требований перевозки людей.

Как избежать штрафа, и в чем опасность неправильной перевозки?

Лучший и одновременно единственный законный способ избежать ответственности за перевозку лишнего пассажира – не допускать это правонарушение. Водитель должен перевозить лишь то количество пассажиров, которое предусмотрел изготовитель. Это в первую очередь вопрос не удобства, а безопасности, так как такое нарушение влечет увеличение тяжести последствий в случае ДТП.

Дополнительный человек в легковом автомобиле лишен возможности использовать ремень безопасности. Для ребенка, которого посадили на колени к взрослому, риск тяжелых травм или гибели существенно увеличивается. Множество примеров ДТП способны проиллюстрировать, что взрослый не способен удержать малыша, зато часто наносит повреждения массой собственного тела. Даже учитывая, что многие пассажиры задних сидений в принципе не склонны использовать ремни безопасности, наличие в салоне еще одного незакрепленного тела при сильном ударе и (или) опрокидывании, увеличит ущерб здоровью пострадавших.

Некоторые недобросовестные владельцы автобусов и микроавтобусов, на которых осуществляют коммерческие перевозки, стараются незаконно увеличить пассажировместимость своих транспортных средств для извлечения выгоды, просто добавив одно или несколько кресел. Изменять конструкцию транспортного средства, как это положено, достаточно дорогой и длительный процесс. Но в соответствии характеристик нового кресла требованиям безопасности при этом будет больше уверенности. Пассажир автобуса или микроавтобуса, которому достанется некачественно установленное сидение, самовольно добавленное автовладельцем, может пострадать в ДТП существеннее, чем прочие.

Лицензионные требования и штрафы за нарушения при перевозке пассажиров и иных лиц автобусами

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

В соответсвии с Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2019 г. № 195 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» — Лицензиат обязан выполнять следующие лицензионные требования:

а) использовать для осуществления лицензируемой деятельности автобусы, сведения о которых включены в реестр лицензий;

б) осуществлять деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения посредством исполнения должностных обязанностей работником, назначенным приказом лицензиата ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшим аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, ИЛИ в случае, если лицензиат является индивидуальным предпринимателем и прошел указанную аттестацию, посредством исполнения соответствующих обязанностей непосредственно индивидуальным предпринимателем;

в) для осуществления коммерческих перевозок использовать автобусы лицензиата, сведения о которых указаны в договорах обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров (Федеральный закон РФ от 14.06.2012 № 67-ФЗ);

г) заполнять путевые листы в порядке, установленном Министерством транспорта РФ в соответствии со статьей 6 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152);

д) допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы:

  • прошедшие в установленном порядке предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния (Приказ Минтранса РФ от 08.08.2018 № 296);
  • оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, тахографами (Приказ Минтранса РФ от 13.02.2013 № 36);
  • оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (Постановление Правительства РФ от 13.02.2018 № 153);

е) осуществлять техническое обслуживание автобусов в сроки, предусмотренные документацией заводов-изготовителей этих транспортных средств;

ж) обеспечивать в случае стоянки автобусов лицензиата по возвращении их из рейсов и окончании смены водителя на территории городских поселений, городских округов, гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя осуществление такой стоянки автобусов лицензиата на парковках (парковочных местах), соответствующих требованиям, установленным Министерством транспорта РФ (Приказ Минтранса РФ от 17.05.2018 № 199);

з) передавать сведения о пассажирах и персонале (экипаже) автобуса лицензиата в автоматизированную централизованную базу персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) автобусов лицензиата (при перевозках в международном и в междугородном сообщении между населенными пунктами, расположенными на территориях разных субъектов РФ);

и) допускать к управлению автобусами лицензиата водителей:

  • состоящих в трудовых отношениях с лицензиатом в соответствии с Трудовым кодексом РФ;
  • соответствующих профессиональным и квалификационным требованиям, установленным Министерством транспорта РФ (Приказ Минтранса РФ № 287 от 28.09.2015);
  • имеющих национальное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории «D» (для граждан РФ) или международное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории «D» (для граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального языка);

к) соблюдать особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (Приказ Минтранса России № 15 от 20.08.2004; статья 329 Трудового кодекса РФ);

л) осуществлять предусмотренные правилами обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта РФ (Приказ Минтранса РФ № 7 от 15.01.2014):

  • инструктаж водителя автобуса лицензиата;
  • планирование мероприятий по предупреждению ДТП;
  • анализ ДТП с участием автобусов лицензиата;
  • анализ, учет и хранение обращений граждан и организаций о нарушении водителями ПДД;

м) проводить стажировки водителей автобусов (Приказ Минтранса РФ № 59 от 11.03.2016, статья 328 ТК РФ);

Смотрите также: Ответственный за БДД (продолжение)

н) обеспечивать проведение предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей в порядке, утвержденном Министерством здравоохранения РФ (Приказ Минздрава РФ № 835н от 15.12.2014).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ОРГАНИЗОВАННЫХ ПЕРЕВОЗКАХ ГРУПП ДЕТЕЙ:

1) Использовать автобус:

  • не старше 10 лет (не применяются до 30.06.2021);
  • соответствующий по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров;
  • допущенный в установленном порядке к участию в дорожном движении;
  • оснащенный тахографом и аппаратурой ГЛОНАСС;
  • оборудованный маячком желтого или оранжевого цвета.

2) Соблюдать требования к запрету движения автобуса в ночное время (с 23 часов до 6 часов). За исключением:

  • движение к ЖД вокзалам, аэропортам и от них;
  • завершение перевозки (движение к конечному пункту или к месту ночлега) при незапланированной задержке;
  • перевозка осуществляется на основании правового акта высших исполнительных органов государственной власти.

При перечисленных обстоятельствах двигаться можно не более 100 км!

3) обеспечить сопровождение группы детей медицинским работником (при междугородней перевозке продолжительностью более 12 часов тремя и более автобусами);

4) Наличие у водителя автобуса:

  • документа, содержащего сведения о медицинском работнике (фамилия, имя, отчество, должность);
  • копии лицензии на осуществление медицинской деятельности ИЛИ копия договора с ЮЛ или ИП, имеющими соответствующую лицензию (при междугородней перевозке продолжительностью более 12 часов 3 и более автобусами);

5) Наличие у водителя копии решения о назначении сопровождения автобусов ГИБДД (при перевозке 3 и более автобусами) ИЛИ копии уведомления об организованной перевозке группы детей (при перевозке 1 – 2 автобусами);

6) Обеспечить нумерацию автобусов и назначение старшего ответственного за организованную перевозку группы детей и координацию действий водителей и ответственных по автобусам (при перевозках 2 и более автобусами);

7) Обеспечить наличие в каждом автобусе наборов пищевых продуктов (сухих пайков, бутилированной воды) из ассортимента, установленного Роспотребнадзором (нахождения детей в пути следования согласно графику движения более 3 часов).

Грубые нарушения лицензионных требований

Нарушение лицензионных требований «а»; «д»; «з»; «и»; «к»; «н» признаётся грубым если это нарушение повлекло за собой:

  1. возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде;
  2. человеческие жертвы;
  3. причинение тяжкого вреда здоровью граждан;
  4. причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан;
  5. причинение вреда животным, растениям, окружающей среде нанесение ущерба правам, законным интересам граждан.

Административная ответственность лицензиатов

Статья 14.1.2. КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии»

Часть 1. Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии, — влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан и должностных лиц – 50 000 руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – 100 000 руб.;
  • на юридических лиц – 400 000 руб.

Часть 2. Повторное в течение года осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии, — влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере 50 000 руб. с конфискацией ТС;
  • на должностных лиц – 50 000 руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – 100 000 руб. с конфискацией ТС;
  • на юридических лиц – 400 000 руб. с конфискацией ТС или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Часть 3. Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией, — влечет предупреждение или наложение штрафа:

  • на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – 20 000 руб.;
  • на юридических лиц – 100 000 руб.

Часть 4. Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, — влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – 75 000 руб.;
  • на юридических лиц – 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Смотрите также: Прекращение государственного учета и снятие транспортного средства с государственного учета

Статья 19.20. КоАП РФ «Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)»

Часть 1. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии, — влечет предупреждение или наложение штрафа:

  • на граждан в размере от 500 до 1000 руб.;
  • на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 170 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Часть 2. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий лицензии влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 300 до 500 руб.;
  • на должностных лиц — от 15 000 до 25 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5000 до 10 000 руб.;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 150 000 руб.

Часть 3. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий лицензии, — влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 150 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Напоминаем что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Так же на сайте www.trans-otdel.ru можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей.

Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на электронную почту, указанную в разделе «Контакты», и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: