Что это такое, что она устанавливает и чем регулируется?
Автотехническая экспертиза при ДТП — это экспертное исследование автомобилей и других относящихся к аварии объектов, необходимое для выявления обстоятельств и причин ДТП, а также оценки его последствий. Она устанавливает ущерб, который был нанесен автомобилям в результате столкновения, а также виновность участников аварии.
Кроме того, на основе таких экспертиз собирается статистика, которая помогает сделать прогноз количества и характера возможных аварий, а также найти способы предотвращения возникновения аварийных ситуаций.
Экспертиза выполняется по результатам осмотра транспортных средств и анализа повреждений. Исследование автомобиля также может потребоваться для выявления поломки, которая могла стать причиной столкновения. Некачественное выполнение ремонтных дорожных работ также может послужить причиной аварийной ситуации, поэтому важно как можно раньше установить данный факт.
Виды судмедэкспертизы после ДТП
Существует несколько различных классификаций судебно-медицинской экспертизы. Одна классификация построена на выполнении исследования в отношении:
- Живого человека.
- Трупа.
Следует понимать, что каждый из этих двух видов судмедэкспертизы после ДТП подразумевает использование различных методов изучения причин и последствий аварии.
К сведению
Проводить СМЭ может не только сотрудник государственного учреждения, но и независимые эксперты, которые имеют необходимый опыт работы, образование и аккредитацию. Законодательная база РФ разрешает использовать в судебном процессе заключение СМЭ, полученное при проведении независимой экспертизы.
Судебно-медицинская экспертиза при ДТП может быть также:
- Комплексная. Осуществляется в совокупности с другими видами исследований и производится при участии нескольких специалистов различной категории и специализации;
- Комиссионной. Производится при участии не одного эксперта, а нескольких специалистов, которые объединены в специальную комиссию. Каждый из участников высказывает свое мнение, которое должно быть учтено при оформлении итогового заключения. Если же один или несколько экспертов комиссии не согласны с общим мнением, то их заключение оформляется в виде отдельного документа. В нем отражены все доводы и результаты проведенных исследований;
- Повторной СМЭ назначается в том случае, если после первоначального исследования остаются неосвещенные вопросы.
Внимание
Проведение повторной судмедэкспертизы после ДТП оправдано и в случае, если первоначальное заключение вызывает сомнение или недостаточно подробно освещает последствия и причины полученных при ДТП травм.
Виды независимого исследования технического состояния машины
В автоэкспертизу, как понятие, входит большое количество разнообразных исследований. В зависимости от критериев подразделяют на различные виды экспертизы:
- по составу участников экспертизы;
- по очередности проведения;
- в зависимости от объектов исследования;
- в зависимости от ведомственной принадлежности организации.
По составу участников
По этому критерию экспертизы делят на единоличные, комиссионные и комплексные:
- Единоличные применяются для несложных случаев ДТП, когда исследование может провести один эксперт.
- В комиссионной экспертизе собираются мнения специалистов одной направленности для их сравнения.
- В комплексном исследовании привлекаются эксперты различных специальностей, иногда это могут быть медики и криминалисты (что такое криминалистическая экспертиза?).
По очередности проведения
Такое разделение используется для случаев, когда одной экспертизы бывает недостаточно.
- На первичном исследовании осматриваются объекты.
- На дополнительной экспертизе рассматриваются вопросы, не возникшие на первичном исследовании.
- На повторной перепроверяются данные первых двух экспертиз в случае сомнений в их достоверности, при этом участвовавшие ранее специалисты не задействуются. Как правило, является комиссионным исследованием.
В зависимости от объектов
Наиболее обширный критерий для классификации. В зависимости от объектов исследования выделяют экспертизы:
- технического состояния транспортного средства;
- механизма дорожно-транспортного происшествия;
- технического состояния дороги;
- транспортно-трасологическую (подробнее о том, что такое трасологическая экспертиза, узнайте тут);
- автотовароведческую;
- инженерно-психофизиологическую участников происшествия.
Подробнее будут рассмотрены наиболее важные из них.
Определение исправности транспортного средства
Исследование технического состояния автомобиля необходимо для установления наличия или отсутствия неисправностей машины перед аварией. Может случиться, что именно данная поломка стала причиной дорожно-транспортного происшествия.
Во время такой экспертизы специалист осматривает транспортное средство, выявляет неисправность и проводит анализ ее возникновения. Он также определяет, могла ли обнаруженная поломка повлиять на управляемость и устойчивость автомобиля, а также мог ли водитель или ответственное за выпуск машины на рейс лицо, обнаружить неисправность до аварии.
Определение обстоятельств дорожно-транспортного происшествия
Экспертиза механизма ДТП (иногда ее называют экспертизой обстоятельств ДТП) определяет скорости движения автомобилей до их столкновения и в момент контакта, величину тормозного и остановочного пути. Это исследование выявляет, какими пунктами ПДД руководствовались водители и была ли у них техническая возможность предотвратить аварию, поэтому такая автоэкспертиза является наиболее востребованной при установлении судом виновника ДТП.
Техническое состояние дороги
Экспертиза технического состояния дороги исследует состояние дорожного полотна, освещённость места происшествия, наличие дорожной разметки, дорожных знаков и конструкций, а также на их соответствие стандартам, наличия или отсутствия недостатков в организации дорожного движения в месте аварии.
В зависимости от ведомственной принадлежности организации
В зависимости от ведомственной принадлежности организации, расследующей причины и последствия ДТП, различают служебное расследование и судебную экспертизу.
Судебное исследование проводят по поручению следователей и судов в предусмотренном законом порядке лица, имеющие специальные знания. Ее целью является установление характеристики процесса столкновения во всех фазах, определение объективных причин аварии и поведения ее участников. В результате экспертизы лица, расследующие данное ДТП, должны получить возможность ответить на основной вопрос: имел ли место несчастный случай или событие произошло в результате неправильных действий его участников.
Внимание! Судебная экспертиза, как правило, применяется к крупным происшествиям со смертельным исходом, тяжкими и телесными повреждениями или значительным материальным ущербом.
При отсутствии телесных повреждений и смерти людей проводят только служебное расследование.
Подробнее о том, что такое судебная автотехническая экспертиза и зачем она нужна, узнайте в отдельной статье.
Кто назначает проведение экспертизы
Проведение экспертной оценки после ДТП могут инициировать следующие лица:
- участники ДТП;
- представитель страховой компании;
- следственные органы;
- судья.
Закон не ограничивает количество экспертиз. Потому каждая сторона процесса имеет право обратиться к квалифицированному специалисту для проведения повторного исследования. Полученные результаты должны быть приняты всеми участниками конфликта и третьей стороной, принимающей участие в разбирательстве.
Участники дорожно-транспортного происшествия самостоятельно оплачивают услуги экспертов. Когда экспертизу назначает судья, то оплата будет ложиться на плечи лица, проигравшего дело. Если после аварии было открыто уголовное производство и экспертиза назначается следователем, ее стоимость будет компенсирована из государственного бюджета.
Кто проводит?
Экспертизу может проводит частный специалист, так и экспертная компания. Образование и сертификация эксперта должны соответствовать требованиям, подтверждением чего является его включение в государственный реестр экспертов-техников.
Решение о профессиональной аттестации кандидатов принимается Межведомственной аттестационной комиссией для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу ТС.
Какие вопросы задать эксперту после столкновения автомобилей?
Чтобы исследование было плодотворным, важно поставить перед специалистом правильные задачи. Вопросы будут отличаться в конкретных ситуациях, но можно выделить общий список возможных. При столкновении ТС специалисту задаются следующие вопросы:
- С какой скоростью двигались машины?
- По какой траектории?
- Какое ТС находилось в неподвижном состоянии, а какое в движении?
- Какое расстояние было между автомобилями, когда создавший помеху водитель начал движение?
- Когда водитель начал торможение?
- Под каким углом машины врезались друг в друга?
- Сколько времени прошло между различными фазами аварии?
- Какими пунктами ПДД должны были руководствоваться водители?
- Какие повреждения, зафиксированные в документах, могли быть получены в результате данного столкновения?
- На какую дальность была видимость?
- Имелась ли техническая возможность предотвратить происшествие?
- Кто из данных транспортных средств имел преимущественное право проезда в намеченном направлении?
- На какой скорости при данных условиях возможен занос?
- Имелись ли какие-либо неисправности в системах авто, какая из них стала причиной аварии, могла ли она быть обнаружена ранее?
- Соответствует ли расположение дорожного знака и состояние дорожного покрытия на исследуемом участке дороги требованиям ГОСТ?
Если в ДТП произошел наезд на пешехода, эксперту задаются следующие вопросы:
- Какова была скорость движения ТС перед началом торможения?
- Какова длина тормозного пути для конкретных условий аварии?
- Каково расстояние от места наезда до точки, в которой находился автомобиль в момент выхода пешехода на проезжую часть;
- Была ли у водителя техническая возможность избежать наезда при данных обстоятельствах?
- Была ли у пешехода возможность безопасно перейти дорогу при заблаговременном торможении автомобиля.
Пошаговая инструкция
Автотехническая экспертиза при аварии может быть проведена:
- в частном порядке участниками происшествия;
- во время административного расследования;
- при ведении следствия по уголовному делу;
- в судебном процессе: административном, уголовном или гражданском.
Проведение в частном порядке
Заказать экспертизу в частном порядке имеет право любое заинтересованное физическое или юридическое лицо. Для нее достаточно заключить договор на соответствующую услугу с частным специалистом или экспертной фирмой, уведомить другую заинтересованную сторону (второго участника аварии, страховую компанию) и предоставить объекты для исследования.
Наиболее часто в экспертные организации обращаются с целью проведения автотовароведческого исследования для определения размера страховой выплаты и компенсации за ущерб с виновной стороны. Но по желанию заказчика выполняются и другие виды экспертиз для предоставления их результатов в суде.
Справка! Досудебные экспертизы, как правило, на 25-30% дешевле аналогичных, проводимых по постановлению суда.
При частном обращении за экспертизой очень важно выбрать компетентного аккредитованного специалиста, иначе результаты могут быть не приняты во внимание в суде. Она проводится в несколько шагов:
- Выбирается эксперт.
- Между заказчиком и специалистом заключается договор, проходит оплата.
- Стороны договариваются о месте и времени проведения экспертизы. Лучше осмотр автомобиля проводить в сервисе с необходимым оборудованием и достаточным освещением.
- Заказчик должен уведомить телеграммой или заказным письмом с уведомлением страховщика или потерпевшего о месте и времени ее проведения.
- Потерпевший предоставляет для осмотра поврежденное ТС, бумаги на автомобиль и документы, относящиеся к аварии. Автомобиль должен быть в том же состоянии, что после ДТП – не следует ремонтировать его до проведения осмотра.
- Эксперт начинает экспертизу с изучения документальных показаний, затем видимых повреждений автомобиля. При необходимости, осуществляется частичный разбор частей ТС для доступа к скрытым повреждениям. Исследование обычно сопровождается фиксированием на фотокамеру.
- По результатам проведенной экспертизы заказчику выдается заключение.
Стоимость автотехнической экспертизы зависит от региона и организации, проводящей её. Уже в каждой компании стоимость, как правило, будет изменяться вместе с:
- типом экспертизы;
- срочностью и объемом исследования;
- размером повреждений автомобиля;
- заказом дополнительных расчётов;
- типом транспортного средства (грузовое/легковое/спецтехника);
- местом осмотра.
В среднем на экспертное исследование по технической оценке автомобиля придётся потратить от 3 до 10 тысяч рублей. Итогом исследования является письменное экспертное заключение, в котором содержатся:
- полные сведения об исполнителе, как о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе;
- номер и дата заключения;
- реквизиты и название документа, являющегося основанием для экспертизы;
- сведения о потерпевшем;
- список и описание обследованных объектов;
- дата столкновения;
- сведения о документах, имеющих отношение к ДТП и исследованию;
- вопросы, поставленные эксперту;
- перечень методик и инструментов, использовавшихся для исследования;
- выводы по заданным вопросам и по исследованию в целом;
- выводы, сделанные в ходе исследования, получение которых не являлось целью экспертизы.
На каждый поставленный перед экспертом вопрос должен быть дан однозначный, понятный ответ. Если такой ответ дать невозможно, указываются причины этого. Пишутся ответы в такой же последовательности, как и вопросы. Заключение подписывает эксперт-техник, непосредственно выполнявший работы по исследованию, а когда заключение составляется от имени организации, то и её руководитель и ставится печать компании.
Административное расследование
В случаях когда водители расходятся в оценке случившегося ДТП либо когда из-за нарушения ПДД причинен легкий или средний вред здоровью, при сокрытии одного из участников с места происшествия, начинается административное расследование сотрудниками автоинспекции. Под административным расследованием понимается выяснение обстоятельств ДТП для определения наличия правонарушения. При необходимости проведения экспертизы должностное лицо выносит определение, где прописаны:
- основание для назначения исследования;
- название ответственной экспертной организации или ФИО эксперта;
- перечень вопросов для экспертизы;
- список материалов и объектов, предоставляемых для исследования;
- разъяснение прав и обязанностей эксперта.
Ответственный специалист оформляет заключение с указанием:
- исполнителя экспертизы;
- на каком основании проводилась автоэкспертиза;
- в чём заключалось исследование;
- ответов на поставленные вопросы и выводы по ним.
Судебное разбирательство
Судебные экспертизы чаще назначаются после аварий с тяжелыми последствиями, когда виновным грозит уголовное наказание. Она может назначаться по ходатайству участников дела или по инициативе судьи или следователя, как в досудебном порядке, так и во время процесса.
Документы для проведения судебной экспертизы
Согласно нормам российского законодательства для проведения судебной экспертизы требуется не только автомобиль, но определенный пакет документов. Он включает в себя такие бумаги:
- регистрационные документы на ТС;
- протокол о ДТП;
- документы об аварии, которые получила страховая компания;
- специальное направление, если экспертизу заказывает страховщик;
- иные документы, которые имеют отношение к ДТП.
Данная услуга предоставляется по гражданско-правовому договору, сторонами в котором выступают эксперт и страхователь или страховщик. Все расходы оплачивает заказчик.