Обязательно ли вызывать при ДТП сотрудников ГИБДД?


Порядок оформления ДТП без участия ГИБДД

Более пяти лет в России существует возможность оформления мелких ДТП без вызова сотрудников ГИБДД – по так называемому европротоколу. С августа 2014 года была проведена реформа процедуры оформления аварий в упрощенном порядке и повышены суммы страхового возмещения. Например, в два раза, до 50 тыс. руб., была увеличена максимальная сумма выплат по европротоколу, а при соблюдении особого порядка оформления ДТП, случившегося на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области и Ленинградской области, можно получить выплату до 400 тыс. руб.
Так, оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД можно, если:

  • ДТП произошло с участием двух транспортных средств;
  • в нем не погибли и не ранены люди;
  • в результате аварии не повреждено какое-либо имущество, кроме автомобилей участников ДТП;
  • у обоих участников происшествия есть действующий полис ОСАГО;
  • оба участника ДТП одинаково оценивают его обстоятельства и повреждения автомобилей, не имеют разногласий по виновности в аварии и согласны оформить происшествие в упрощенном порядке.

При этом следует иметь в виду, что оформлять по европротоколу имеет смысл только действительно мелкие ДТП, поскольку сумма страхового возмещения при таком порядке оформления сильно ограничена и составляет 50 тыс. руб. (25 тыс. руб., если гражданская ответственность обоих участников ДТП была застрахована до 2 августа 2014 года). Это ограничение не применяется и страховое возмещение может быть выплачено в полном объеме (400 тыс. руб.) при соблюдении следующих условий:

  • ДТП произошло на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области или Ленинградской области;
  • гражданская ответственность обоих участников ДТП была застрахована после 1 сентября 2014 года;
  • участники ДТП имеют возможность зафиксировать (с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации) и представить страховщику данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате аварии.

Следует обратить особое внимание на соблюдение сроков передачи информации о происшедшем ДТП в свою страховую компанию. И потерпевший, и виновник аварии обязаны сделать это в течении пяти рабочих дней с момента аварии. Кроме того, в течение 15 календарных дней (за вычетом нерабочих праздничных дней) запрещено ремонтировать или утилизировать пострадавшие автомобили без разрешения страховщика. При нарушении виновником ДТП этих условий страховая компания получит право взыскать с него всю сумму выплаты в полном объеме.

В каких случаях можно оформить ДТП без вызова сотрудников полиции, какие документы при этом потребуется оформить и какую сумму страхового возмещения можно получить, узнайте из нашей инфографики.

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Документы по теме:Новости по теме:
  • Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
  • Постановление Правительства РФ от 1 октября 2014 г. № 1002 «Об утверждении Правил представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации»
  • Постановление Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения»
  • Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
  • Утверждены справочники расчета расходов на восстановительный ремонт автомобиля – ГАРАНТ.РУ, 16 октября 2014 г.
  • Участникам ДТП окажут консультационную помощь по вопросам оформления аварий без участия полиции – ГАРАНТ.РУ, 14 октября 2014 г.
  • Определены правила представления информации о ДТП страховщику – ГАРАНТ.РУ, 3 октября 2014 г.
  • Утвержден новый порядок оформления ДТП – ГАРАНТ.РУ, 15 сентября 2014 г.
  • Банк России разработал методику расчета выплат по ОСАГО – ГАРАНТ.РУ, 29 августа 2014 г.
  • За незаконный отказ страховщика от заключения договора ОСАГО могут установить ответственность – ГАРАНТ.РУ, 18 июня 2014 г.
  • Общественников не устраивают предлагаемые Правительством РФ поправки в закон об ОСАГО – ГАРАНТ.РУ, 28 марта 2014 г.
  • Компенсацию за утрату товарной стоимости автомобиля хотят включить в страховую выплату по ОСАГО – ГАРАНТ.РУ, 20 февраля 2014 г.
  • Автомобилистов могут обязать брать справку из налоговой об отсутствии задолженности для заключения договора ОСАГО – ГАРАНТ.РУ, 19 ноября 2013 г.
  • Первое чтение прошел законопроект о возможности заключения договоров страхования в электронном виде – ГАРАНТ.РУ, 24 октября 2013 г.
  • Вопрос о разработке методики оценки ущерба в рамках ОСАГО может быть вынесенна рассмотрение Госдумы – ГАРАНТ.РУ, 25 сентября 2013 г.
  • Нормы об учете износа комплектующих при возмещении убытков по договорам ОСАГО могут быть отменены – ГАРАНТ.РУ, 18 января 2013 г.
  • Минфин РФ предлагает дополнить систему возмещения в ОСАГО ремонтом машины – ГАРАНТ.РУ, 9 сентября 2011 г.

Дтп до 50 тысяч как оформить

С 1 октября 2021 г. при оформлении аварии по европротоколу отменили лимит в 100 тыс. рублей. Теперь имеющие полисы ОСАГО участники аварии могут обойтись без присутствия инспекторов ГИБДД, если ущерб укладывается в сумму до 400 тыс. рублей. Именно такой максимальный размер покрытия по риску причинения вреда имуществу обеспечивает полис ОСАГО. Эта норма в виде эксперимента несколько лет действовала только в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях — здесь сосредоточено более четверти всех автовладельцев. В других же городах водители были ограничены лимитом в 100 тыс. рублей.

Но оформить аварию по европротоколу по-прежнему можно только при соблюдении трех условий: если в аварии участвовали только два автомобиля, водители которых застрахованы по ОСАГО; если в ДТП нет пострадавших и погибших; если не причинен ущерб третьим лицам.

Чтобы рассчитывать на возмещение до 400 тыс. руб. при оформлении по европротоколу, участникам аварии нужно достигнуть полного согласия относительно степени вины друг друга. Кроме того, оформить аварию нужно не в виде бумажного извещения, где автомобилисты от руки рисуют схемы и дают объяснения, а при помощи специального мобильного приложения «ДТП.Европротокол». Оба водителя должны быть обязательно зарегистрированы на федеральном портале госуслуг.

Для оформления одному из участников аварии следует, используя приложение, на свой телефон сфотографировать поврежденные автомобили, указать обстоятельства аварии, заполнить необходимые поля. Второй водитель должен добавить свои данные при помощи этого же телефона. После этого сформируется электронное извещение — второму водителю придет на него ссылка для скачивания на почту, указанную при регистрации на «Госуслугах». При переходе по ссылке извещение появится в личном кабинете второго участника ДТП.

А с 1 ноября будет запущено новое мобильное приложение для оформления европротокола. Оно должно заметно сократить время оформления ДТП без вызова сотрудников полиции. Водителям уже не придется вводить большую часть сведений, которые нужно вносить в документ о ДТП. Вся эта информация автоматически подтянется из АИС ОСАГО и личного кабинета водителей на Едином портале госуслуг.

Теперь, даже если между участниками имеются разногласия, европротокол все-таки можно оформить. Но только в электронном виде, а сумма возмещения не превысит 100 тыс. рублей. Так страховщики ограждают себя от мошенников, которые оформляют поддельные извещения о несуществующих ДТП и получают страховые выплаты.

Поэтому не договорившиеся друг с другом водители точно так же могут сфотографировать автомобили, зафиксировать их местоположение, повреждения и направить данные Российскому союзу страховщиков (РСА) с помощью «ДТП.Европротокол». Если же водители не сошлись во мнении относительно виновника в ДТП с ущербом 100–400 тыс. руб., то выбора уже не остается — придется ждать ГИБДД.

В РСА уверяют: при использовании мобильных приложений страховым компаниям будет сложнее отказывать автомобилистам в выплатах на основании некорректно составленных материалов. Поскольку требования к оформлению материалов максимально понятны, а данные подтягиваются из личных кабинетов на «Госуслугах», вероятность составить материалы с ошибкой уменьшается по сравнению с обычной «бумажной» схемой.

Что касается претензий страховщиков к качеству материалов, то, как утверждают в РСА, количество жалоб со стороны автомобилистов на отказы страховых компаний как в случае с «бумажным» оформлением, так и с оформлением при помощи мобильного приложения примерно одинаковое. В РСА надеются, что к концу 2021 г. до 50% всех небольших аварий без пострадавших будут оформлять по европротоколу.

Сами страховщики говорят, что с точки зрения техники значительная часть российских автомобилистов уже готовы выполнить требования, которые предъявляются к оформлению европротокола. «Приложение «ДТП.Европротокол» постоянно совершенствуется РСА, ведутся работы по его интеграции с мобильными приложениями страховых компаний. Чтобы избежать проблем при урегулировании, необходимо внимательно заполнить все поля и правильно нарисовать схему ДТП, а также не забыть в пятидневный срок уведомить о происшествии свою страховую компанию, в том числе и в случае, когда вы являетесь виновником», — объяснили Autonews.ru в Росгосстрахе.

Страховые компании уверены, что после повышения лимита автомобилисты станут реже обращаться в ГИБДД. Сейчас более чем в 50% аварий ущерб превышает 100 тыс. руб. Однако в СК «Согласие» отметили, что первое время не все автомобилисты смогут воспользоваться новой возможностью, поскольку не все пользуются госуслугами и мобильными приложениями.

При натуральном возмещении (то есть бесплатном ремонте) страховщик дополнительно согласует ремонт скрытых повреждений. Если автомобилист получил деньги на ремонт, то он должен сообщить страховой компании о том, что обнаружил скрытые повреждения.

«Это нужно, чтобы договориться со страховой компанией о времени дополнительного осмотра и фиксации повреждений, — сказали в Росгосстрахе. — Далее по факту оценки ущерба страховщик произведет доплату возмещения. Безусловно, досогласования и доплаты возможны только в пределах установленного лимита».

Если же дефекты превысят ограниченную страховкой сумму, то, как уточнили в РСА, эти вопросы потерпевшей стороне нужно будет решать с виновником ДТП. Сначала в виде досудебной претензии, а если мирового соглашения достичь не удастся — в виде судебного иска.

Потенциальных мошенников в «Согласии» предупреждают: оформление ДТП без участия работников полиции не исключает обязанности потерпевшего представить автомобиль страховщику для проведения экспертизы. В свою очередь, представители онлайн-платформы персонального страхования Mafin рассказали, что страховщики теперь будут более внимательно рассматривать каждый случай, чтобы защититься от нечистых на руку водителей.

Оформление ДТП без вызова ГИБДД: новые правила в 2021 году и советы юриста

Постоянно растущее количество автотранспортных средств на дорогах крупных российских городов и реформа МВД (сокращение штатного состава) привели в 2015 году к изменениям правил оформления дорожно-транспортных происшествий. В условиях напряжённого дорожного трафика (особенно в часы пик) любое небольшое столкновение автомобилей, вызывало парализацию движения. Ведь по старым правилам водители не имели права покидать место происшествия до приезда наряда ГАИ, т.к. за это грозило лишение прав.

Вот и стояли участники ДТП, оформление которого должен осуществить прибывший по вызову экипаж ГИБДД, долгими часами, создавая существенные проблемы городскому движению. Хоть и повреждения несущественные и ОСАГО у всех в наличии, а уехать нельзя. С 1 июля 2015г (в последующем вносились лишь незначительные изменения) этот порядок изменился. Теперь в ПДД обозначены случаи, когда участники аварии могут разъехаться, не дожидаясь инспектора ГИБДД, или даже не обращаться к правоохранителям вовсе.

Обязательные действия водителя при автоаварии

Каждый автомобилист должен быть подготовлен к возникновению дорожно-транспортного происшествия, для чего шоферам нужно освоить алгоритм необходимых действий.

Разумеется, автокатастрофа является огромным стрессом для человека, но последнему необходимо взять себя в руки и начать действовать, поскольку от грамотных действий будет зависеть не только человеческое здоровье и жизнь, но и нервы и время участников автокатастрофы при оформлении аварии для получения компенсационной выплаты.

Когда можно не обращаться в ГИБДД?

Для действий по самостоятельному оформлению ДТП (без привлечения ГИБДД) есть масса возможностей. Главное, чтобы ДТП не затронуло людей, а отразилось только на состоянии машин.

Чтобы разобраться в вопросе более подробно, для начала рассмотрим, каков порядок действий при ДТП согласно действующим на сегодня (2020 г.) правилам. Он (порядок) устанавливается п.2.5, 2.6 и 2.6.1 ПДД. Эти правила гласят, что человеку, находящемуся за рулём, при попадании в ДТП первым делом необходимо:

  • остановиться и заглушить машину;
  • сообщить окружающим об опасности нажав кнопку «аварийки»;
  • обозначить место аварии с помощью специального знака.

Далее водитель обязан:

  • проверить состояние людей, попавших в аварию, в случае, если есть пострадавшие – вызвать медиков и правоохранителей (единый телефон службы спасения – 112);
  • если нужна экстренная помощь – организовать её. Отправить раненых на попутке в расположенное рядом медучреждение или отвезти самому;
  • после доставки раненых, вернуться на место аварии.

Если со здоровьем все обошлось благополучно, и пострадало только «железо», то в действие вступает п. 2.6. Он даёт участникам аварии четыре варианта возможных действий. При этом они должны освободить проезжую часть (если пострадавшие ТС, создают помехи движению), предварительно проведя фото-видео фиксацию места аварии. Сняв положение ТС на дороге, тормозной след и прочие факты, позволяющие установить обстоятельства ДТП.

За невыполнение требования правил по освобождению проезда, водителям может грозить штраф размером в 1000 рублей.

Четыре варианта действий при ДТП без пострадавших

Вариант 1. У водителей, управлявших столкнувшимися а/м, нет общего мнения на причины произошедшего (по виновности в случившемся), на размеры нанесённого ущерба и прочее. В этом случае необходимо собрать данные (Ф.И.О., плюс контакты) свидетелей и позвонить в дежурную часть (связаться с представителем ГИБДД). Должностное лицо, на основании полученной информации примет решение о направлении к месту аварии экипажа (если информация со слов непонятна и требует дополнительного изучения). Либо укажет адрес отделения (или поста), в который участникам инцидента надо подъехать для оформления. Как правило, предлагается проехать в отделение. В этом случае, участникам перед поездкой надо нарисовать схему аварии, сделать видео и фото автомобилей, следов и прочих фактов, связанных с происшествием.

Группа разбора в отделе ГИБДД исследует обстоятельства дела, определяет, кто виноват и составляет протокол и выносит постановление. Справку о ДТП, по принятому в 2021 г. регламенту, более не выдают (только протокол и постановление). Именно эти документы пострадавшая сторона предоставляет страховщику для обоснования своего права на возмещение.

Вариант 2. Среди участников инцидента нет разночтений в оценке того, кто виноват в произошедшем, и характере повреждений. Но, при этом, столкнулись более чем два ТС, не у всех участников актуальные ОСАГО, кроме того, есть ещё ряд препятствий для применения «Европротокола». В данной ситуации, тоже придётся обращаться в ГАИ. Как и в предыдущем варианте — позвонить в дежурную часть и получить адрес, по которому можно ехать для оформления. Предварительно подготовив схематическое изображение ДТП, произведя фото и видео съёмку.

Вариант 3. «Полюбовный». Когда ущерб мал (и компенсируется на месте), а третьи лица никак не пострадали, правила разрешают никуда не сообщать и ничего не оформлять. То есть на вопрос, о том нужно ли вызывать ГАИ при незначительном ДТП, законодатель даёт прямой отрицательный ответ.

Вариант 4. Европротокол. Самый продвигаемый современными властями и правозащитниками вариант разрешения ситуации с ДТП. По мнению представителей силовых органов, полностью отказаться от услуг по участию ГИБДД в оформлении аварий, в которых присутствует только материальный ущерб, не позволяет факт того, что ДТП, как правило, является нарушением ПДД. Некоторые из нарушений влекут за собой наказание по КоАП РФ, а это зона ответственности силовых структур.

Каким образом можно самостоятельно оформить ДТП?

«Извещение о ДТП» является официальным документом, к оформлению которого предъявляются определённые требования.

При заполнении извещения, пишите печатными буквами, так чтобы любой мог прочитать ваши записи. Ручку применяйте только шариковую, тогда на втором листе самокопирующегося бланка сформируется чёткий отпечаток. Каждому водителю надо заполнить обе страницы бланка, без пропусков. Все исправления нужно заверять (ставить свою подпись).

На первом листе извещения, который является общим для участников инцидента, должно быть по две подписи каждого из участников (в случае отсутствия исправлений). Первой подписью каждый водитель заверяет правильность внесённых им данных, второй – отсутствие разночтений в трактовке обстоятельств ДТП.

Максимальная выплата по Европротоколу

При упрощённом оформлении ДТП, законодательно установлены следующие максимальные выплаты:

Для всех регионов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга с областями) – 100 000 р. С 01.06.2018 (в соответствии с 448-ФЗ от 29.12.2017г)

Для жителей Москвы и Питера с областями – максимальный размер выплаты может достигать максимального предела компенсации по ОСАГО. Сегодня это 400000р. Но, только при обязательном предоставлении видео-фото свидетельств полученных совместно с данными геопозиционирования. Сделано это с целью борьбы с мошенничеством. Благодаря спутниковым системам, происшествие, которое произошло во Владимирской области, нельзя будет представить, как событие имевшее место в Московской области.

Начисления производятся по полису участника аварии, признанного виновным. Это отразится для него увеличением стоимости страховки в дальнейшем.

Где взять бланк Европротокола?

Данный бланк выдаётся компанией-страховщиком при продаже страховки, в комплекте с полисом и памяткой. В случае приобретения электронного полиса, автовладелец может заехать в офис любой страховой компании и получить его бесплатно.

Бланк протокола представляет единый собой «пирог» из 3 листов самокопирующейся бумаги формата А4.

При его отсутствии надо:

  • заехать в офис любого страховщика;
  • распечатать бланк установленной формы с интернет-сайта РСА (Российского Союза Страховщиков). Кстати, здесь же можно проверить и подлинность полисов.

В случае с распечаткой, заполнять придётся в два раза больше, так что лучше иметь оригинальный бланк. Главное чтобы он имелся в наличии хотя бы у одного из водителей, решившихся на оформление аварии без ГИБДД.

Что такое Европротокол?

Это процедура оформления документов о ДТП без сотрудников ГИБДД. Это бланк извещения об аварии. На его основании можно получить компенсацию по страховому полису.

Оформление по европротоколу — это возможность своими силами задокументировать случившееся и оперативно разъехаться, при этом не создавать заторов на дороге, минимизировать риск возникновения новых столкновений. Такая возможность доступна во всех регионах РФ.

Условия, позволяющие оформить ДТП по европротоколу:

  1. В ДТП участвовали только два автотранспортных средства, и оба участника имеют действующий полис ОСАГО.
  2. Пострадали только автомобили и прицепы к ним. Нет пострадавших, погибших, вред иному имуществу не причинен.
  3. У участников нет разногласий в связи с повреждениями авто. Если стороны обвиняют друг друга в произошедшем, придется вызвать ГИБДД.
  4. Размер ущерба не превышает 50 000 рублей. Если автовладелец уверяет, что такая сумма не покроет расходы по ремонтным работам автомобиля, следует вызвать сотрудников ГИБДД.

Если обстоятельства аварии не удовлетворяют этим условиям, оформлять ДТП придется в общем порядке.

Если ТС-участник аварии зарегистрирован на территории другого государства, у его владельца нет ОСАГО или КАСКО, но есть международный страховой полис «Зеленая карта», фиксировать ДТП также можно без сотрудников ГИБДД или предварительно позвонить в Информационный РСА по номеру + 7 (495) 641 27 87 и проконсультироваться.

Узнаем, как правильно оформить ДТП без ГИБДД, чтобы получить страховку.

Видео: Как оформить ДТП по европротоколу?

Бланк Европротокола

Бланк должен быть оформлен правильно. Его выдают в страховой компании автовладельцу, когда тот оформляет полис ОСАГО или КАСКО.

Если его нет, можно обратиться в ближайший офис компании или посмотреть на официальном сайте компании. Также можно воспользоваться услугами справочно-правовых систем «Гарант», «Консультант».

Как правильно заполнить извещение о ДТП по ОСАГО без вызова ГИБДД? Европротокол при ДТП обязательно должен составляться бланке под названием «Извещение о дорожно-транспортном происшествии».

Документ состоит из основного листа и вкладыша, на который копируются сведения, вносимые на первый лист. После оформления лицевой стороны основной бланк отделяют от дополнительного. Каждый из этих листов обладает равной юридической силой.

Соблюдение правил оформления европротокола при аварии минимизирует риск возникновения разногласий со страховщиком при рассмотрении документов на денежную компенсацию:

  • заполняется бланк простой шариковой ручкой, разборчиво, печатными буквами;
  • не допускаются помарки и исправления;
  • заполняются все графы и поля.

На лицевой стороне указывают:

  • информацию о месте, дате аварии (если это трасса, фиксируется ее наименование, километр), времени (должно быть точным до минуты);
  • количество поврежденных машин (2), отсутствие пострадавших (другого быть не должно, иначе следует вызвать сотрудников ГИБДД);
  • данные по свидетелям аварии (если они есть);
  • точные сведения поврежденных авто, автовладельцев, лиц, которые управляли ТС в момент аварии;
  • информация о страховщике участника, номер действующего страхового полиса, срок его действия;
  • список поврежденных деталей и узлов машины;
  • схема ДТП (пункт 17).

Нет единых правил, по которым составляется схема. Но рисунок должен быть понятен, чтобы у страховщика не появилось дополнительных вопросов.

На бумагу нужно нанести положение участка дороги, где произошло ДТП, указать наименование соседних улиц, номеров домов, которые расположены поблизости, или торговых центров и иных ориентиров, светофоров, дорожных знаков, разметок и прочее.

На изображение участка схематично наносят положение ТС в момент аварии (обычно машины изображают в виде прямоугольников), обозначают их кодами «А», »В». Направление движения обозначают стрелками.

Место удара — Х. Под графическим изображением дают расшифровку условных обозначений.

В пункте 14 бланка указывают характер и перечень видимого нанесенного ущерба. Сведения следует описывать кратко и точно. Нужно следить, чтобы другой участник не добавил в этот пункт повреждений, которые не относятся к данному ДТП.

Употребляются термины: царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина). Скрытые повреждения выявляются на экспертизе.

В пункте 16 водители отмечают обстоятельства ДТП. Правильно отражайте маневры авто с учетом того, что:

  1. Стоянка — это не остановка. Если машина остановилась на светофоре, отмечается, что ТС «остановился на запрещающий сигнал светофора», а не «на стоянке».
  2. При обгоне одного авто другим, если машина перестраивалась с полосы, отмечается что водитель «менял полосу» и «обгонял».

В пункте 15 «Замечания» можно внести дополнительную информацию об аварии, которая не была указана в пункте с обстоятельствами ДТП.

После составления лицевой стороны ставятся подписи обеих сторон, страницы разделяют, чтобы самостоятельно оформить оборотную сторону.

На оборотной стороне каждый из водителей может описать свое видение аварии, указать, кто управлял автомобилем в момент ДТП.

В «Примечаниях» можно указать сведения о наличии дополнительной информации об аварии, которая была получена после фото- и видеосъемки.

Если бланк будет испорчен, порван, сведения на нем трудно прочитать, документ оформляется на другом банке. Все внесенные в бланк после подписания и разъединения корректировки и дополнения визируются подписями обоих участников.

Если имеются противоречия в данных, которые изложили участники ДТП, значит, характер, перечень повреждений и обстоятельства аварии вызвали разногласия.

Значит, нужно вызывать ГИБДД. Если нельзя определить обстоятельства ДТП и виновника на основании изложенного, страховщик может отказать в денежной компенсации.

Как быть, если в ДТП пострадали люди?

Если при аварии есть пострадавшие оформить ДТП без ГАИ невозможно. Если такое произошло, Правила однозначно предписывают:

  1. Сообщить в дежурную часть сведения об аварии и количестве пострадавших. К месту ДТП будут направлены экипаж ДПС и карета скорой помощи.
  2. При острой ситуации, организовать оказание первой медпомощи и отправку раненых в ближайшую больницу. С помощью проезжающих, или самому.
  3. Доставив пострадавшего в медучреждение, вернуться обратно для оформления ДТП (совместно с органами полиции).

Если необходимость в срочной транспортировке пострадавших отсутствует, аварийные автомобили не блокируют полностью движение. То, участники аварии должны собрать данные очевидцев и принять меры к сохранению следов происшествия до приезда наряда ДПС.

В ситуациях, когда вследствие столкновения, движение полностью заблокировано, необходимо произвести фото-видео фиксацию, и отогнать ТС на обочину. После чего заняться зарисовкой схемы ДТП.

Упрощённое оформление в такой ситуации невозможно. В этом случае, важно внимательно следить, чтобы не были сфабрикованы сведения, которые могут неверно определить виновную в инциденте сторону.

Нужно ли вызывать сотрудников ГИБДД при аварии?

Не все ДТП требуют личного присутствия инспекторов ГИБДД. Когда можно обойтись без них?

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.

  1. В аварии нет пострадавших.
  2. Не повреждено госимущество.
  3. Задействовано не более двух автомобилей.
  4. У участников есть действующие полисы ОСАГО.
  5. Нет споров о виновнике аварии.

Если все эти пункты сошлись, то оформить дорожно-транспортное происшествие можно и без сотрудников инспекции. В этом случае оформляется Европротокол. Если есть разногласия или несоответствия хотя бы одному из пунктов, то для оформления ДТП необходимо вызывать сотрудников ГИБДД.

Сроки обращения

Для получения возмещения по страховке, владелец ТС (или его доверенный) в 2021 году должен обратиться в офис своей компании (для предоставления документов) в течение 5 дней. Это же касается и второго участника (виновного в аварии). Он должен отвезти в свою компанию свой экземпляр извещения (с тем, чтобы известить её о случившемся). Сдавая извещение в офисе компании, необходимо получить взамен копию с входящим номером. Это будет подтверждением сдачи документа в срок.

Поскольку у страховщика есть право провести свою оценку (экспертизу) повреждений, закон запрещает обоим водителям ремонтировать свои машины на протяжении 15 дней.

Документы для получения выплаты

В рамках европротокола, автовладельцу для того, чтобы получить выплату по страховке необходимо предоставить компании-страховщику следующий набор документов:

  • заявление на имя директора компании (о получении возмещения);
  • заполненное надлежащим образом «Извещение о ДТП»;
  • информационный носитель с доказательствами (фото/видео).

Носитель должен быть исходным: карта памяти из регистратора, фотоаппарата, мобильный телефон (если фото хранятся в его внутренней памяти) и т.п.

Плюс к этому, необходимо будет предоставить (для идентификации личности, подтверждения права собственности и прочего):

  • паспорт гражданина и его доверенного лица (в случае наличия) получающего компенсацию с приложением копий первой страницы и страницы с пропиской;
  • доверенность, если получатель – доверенное лицо;
  • полис ОСАГО;
  • свидетельство о регистрации, или, при его отсутствии (например, если машина снята с учёта) — ПТС. Прилагаются копии, сделанные с обеих сторон документа;
  • справка из банка с реквизитами расчётного счёта, на который нужно перечислить компенсацию.

В случае, если все же в оформлении ДТП приняли участие сотрудники ГИБДД, необходимо будет добавить выданные ими документы:

  • протокол об осмотре места происшествия со схемой ДТП;
  • постановление о возбуждении административного дела.

В варианте, когда есть пострадавшие – прилагается справка из медицинского учреждения. При разночтении в оценке размера ущерба – заключение независимой техэкспертизы.

Пошаговая инструкция Оформления ДТП

с сотрудниками ГИБДД

Регламент оформления дорожно-транспортного происшествия сотрудниками ГИБДД определяется Приказом МВД РФ № 664 пп. 268 – 289 ФЗ. Когда авария без жертв, ждать приезда группы ДПС приходится долго.

Если полиции нет более 3 часов

Когда 3 часа прошло, предупредив дежурного (звонки фиксируют), участники имеют право разъехаться. Либо отправиться до ближайшего пункта ДПС, предварительно составив схему, произведя съемку, заполнив Извещение. Привлечь за скрытие с места ДТП при таких условиях нельзя.

Что делать после аварии

Шаг 1. До приезда полиции действуют согласно ст. 2.6.1 ПДД. Водитель обязан:

  • остановиться;
  • включить аварийные сигналы;
  • убедиться, медпомощь никому не нужна;
  • выставить ограждение;
  • записать данные свидетелей, очевидцев, их координаты;
  • произвести фото- (видео) съемку автомобилей, повреждений, следов;
  • при необходимости освободить проезжую часть;
  • заполнить извещение о ДТП, сообщить об этом страховщику.

Шаг 2. Прибытие ГИБДД. Участникам объясняют их права. Осмотр места происшествия проводится при двух свидетелях или видеосъемке. Патрульный ДПС собирает сведения о водителях, фото, видео, устанавливает очевидцев. Выясняет направление движения ТС, обстоятельства аварии.

Шаг 3. Освобождение дороги. Если ТС перекрыли движение, инспектор фотографирует следы, положение автомобилей, элементы деталей, осколков, пятен. После чего освобождают проезжую часть.

Шаг 4. Протокол осмотра. Прибывший сотрудник, сразу составляет протокол осмотра. Вносит сведения, начиная от состояния дорожного полотна, освещения, разметки на дороге, знаков. Записывает показания очевидцев, свидетелей, объяснения участников ДТП.

Шаг 4. Схема происшествия отражает участок дороги, разметку, знаки, направление движения ТС, следы, место столкновения, видение события со слов каждого участника. Возможно применение автоматизированных систем. Если водитель несогласен, отказывается подписать документ, это делают свидетели (либо используют видеосъемку).

К сведению: Свидетелями дорожно-транспортного происшествия могут выступать любые лица: очевидцы, пассажиры, родственники.

Шаг 5. Определение виновника. Выяснив детали, показания очевидцев, свидетелей, инспектор ГИБДД определяет степень вины каждого из водителей. Если это вызывает затруднения, назначается дата разбора следственной группой.

Шаг 6. Копия административного протокола предоставляется участникам аварии. С 20.10.17 справка о ДТП отменена. Необходимые сведения содержит либо протокол осмотра, либо постановление о возбуждении (определение об отказе) дела об административном правонарушении.

Важно: Потерпевший и виновник происшествия отправляют документы страхователю. Первые, чтобы получить компенсацию. Вторые – избежать требования по регрессу.

Оформляем ДТП по европротоколу: сам себе инспектор

Правила позволяют оформить аварию самостоятельно. Что нужно знать, чтобы не остаться без страхового возмещения?

Оформление аварии по европротоколу — это удобно! Не нужно часами ожидать приезда инспектора, достаточно лишь заполнить специальный бланк, затем предъявить в свою страховую компанию заполненное извещение — и ждать выплаты по ОСАГО или каско. Но есть моменты, на которые следует обратить внимание, чтобы не остаться без денег на ремонт.

Существенные условия

Не любую аварию можно оформить по европротоколу — только мелкие столкновения, в которых пострадало два транспортных средства. А если в аварии были повреждены также объекты дорожной инфраструктуры, например дорожный знак или павильон автобусной остановки, самостоятельно оформлять происшествие не дозволяется. Кроме того, нельзя воспользоваться упрощенной схемой, если пострадали люди. Или если у второго водителя нет полиса ОСАГО. И, естественно, если между водителями возникли разногласия при выяснении, кто виноват. В этих случаях придется вызывать ГАИ или ехать в ближайшее подразделение дорожной полиции.

Основное условие, которое отпугивает большинство водителей от самостоятельного оформления, — максимальная сумма, которую могут выплатить по страховке: всего 50 000 рублей. Обсуждается возможность увеличить этот лимит вдвое, но дальше разговоров дело пока не движется.

Теоретически можно получить и максимум по ОСАГО (400 000 рублей), если оба автомобиля оборудованы фиксирующими аварию модулями системы ЭРА-ГЛОНАСС (допускается применение приборов, работа­ющих совместно с другими спутниковыми навигационными системами). Но такие устройства пока встречаются редко, ведь производители обязаны устанавливать их на свои новые модели только с января 2021 года.

И еще. Оформить по европротоколу можно даже аварию, в которой участвовала не зарегистрированная в России машина. Главное условие — наличие у ее водителя «зеленой карты».

Уроки правописания

В заполнении граф нет ничего сложного, многие просто боятся ошибиться. По словам Светланы Ефремовой, специалиста отдела урегулирования убытков , водители часто упускают из виду, что необходимо заполнить все графы. Например, не отмечают нужные клетки в разделе «Обстоятельства ДТП» или не ставят подписи, подтверждающие отсутствие разногласий. Из-за такой невнимательности страховая компания может отказать в выплате.

Рассмотрим конкретный пример заполнения бланка извещения. Предположим, ситуация следующая. Я выезжал задним ходом со двора и зацепил пропускавший меня Opel. Понимая, что сам виноват, а на ремонт потребуется не больше 50 тысяч, предлагаю водителю Опеля оформить аварию по европротоколу.

Указываем, где и когда произошло столкновение (графы 1 и 2)

, отмечаем число поврежденных машин
(графа 3)
. Сообщаем об отсутствии пострадавших
(графа 4)
и том, что освидетельствование на опьянение не проводилось
(графа 5)
.

Пишем «Нет» в разделах о материальном ущербе другим транспортным средствам и имуществу (графа 6)

. Указываем, что авария оформлена без инспектора ДПС
(графа 8)
и сообщаем о свидетелях, если таковые есть
(графа 7)
.

Графы с 9 по 12

: пишем о своем автомобиле — кто им управлял, кто собственник, указываем номер страховки и название страховой компании. Левую часть заполняет один водитель, правую — другой (для наглядности я заполнил половинки чернилами разного цвета). Если нет полиса каско, о
в пункте 12
.

В разделах с 13 по 15

указываем, куда пришелся удар (отмечаем стрелочкой на изображении автомобиля), описываем видимые повреждения и пишем замечания, если таковые имеются. Например, бампер у машины был поврежден изначально и в этом конкретном столкновении не пострадал.

В разделе 16

«Обстоятельства ДТП» каждый водитель на своей стороне бланка отмечает нужный квадратик, соответствующий тому или иному обстоятельству ДТП (перечислены самые распространенные обстоятельства). В нашем случае я (как водитель автомобиля А) ставлю следующие отметки:
4
(выезжал со стоянки, с места парковки, остановки, со двора, второстепенной дороги),
17
(двигался задним ходом),
21
(совершил наезд на неподвижное ТС, препятствие, пешехода и т. п.). В строке «Указать количество отмеченных клеток» нужно будет поставить цифру 3. Второй участник сделает о и напишет: «Ожидал выезда ТС А», а в строке «Указать количество отмеченных клеток» поставит цифру 1.

В графе 17

рисуем место аварии. Достаточно изобразить улицу с выездом и номером дома, два автомобиля и стрелкой показать направление движения.

И самое главное: ставим подписи. Каждый водитель оставляет пару автографов в указанных местах.

После этого самокопирующийся бланк можно разъединить. Каждый водитель оставляет себе по экземпляру, на обороте которого нужно вкратце описать обстоятельства аварии (разделы 1 и 2)

.
В разделах 4, 5, 7
следует поставить прочерки, а
в разделе 6
— указать, может ли машина передвигаться своим ходом.

В конце также нужно расписаться.

Получение страхового возмещения

Для получения денег на ремонт передаете в свою страховую компанию бланк извещения об аварии, заявление на выплату и показываете разбитый автомобиль.

Важно знать, что виновнику запрещено ремонтировать свою машину в течение 15 дней после аварии

. Если машину нужно отремонтировать раньше, рекомендую сначала предъявить ее на осмотр в страховую компанию. Или получить письменное согласие от страховой на ремонт без осмотра. Иначе страховая компания предъявит вам регрессное требование после выплаты потерпевшему.

Поясню. Допустим, вы разбили другому автомобилю фару. Свою вину не отрицаете, оформили всё по европротоколу. Ваша машина повреждена минимально — появился скол на бампере. Не показав машину своей страховой компании и не получив от нее согласия на ремонт, вы отремонтировали бампер сами. В этом случае ваша страховая компания, выплатив пострадавшему, допустим, 20 000 рублей за разбитую фару, сможет потребовать с вас эту сумму. Если же в течение двух недель ваша страховая компания не потребовала предоставить машину на осмотр, можете смело приступать к ремонту.

Самостоятельное оформление аварии — дело несложное, на всё уйдет не больше получаса. Главное — не волноваться и не спешить.

Заполнение европротокола

Когда водитель получает полис ОСАГО, страховая компания выдает ему на руки 2-е копии извещения об аварии. Данные бланки и являются европротоколами. Документ состоит из трех листов, скрепленных друг с другом. Бумаги заполняются по порядку без разъединения частей. На втором экземпляре информация дублируется.

Процесс внесения данных выглядит так:

  1. Указывается место, а также день, месяц и год, когда произошло ДТП.
  2. Уточняется число поврежденных автомобилей – не более 2-х (в ином случае обязательно нужно вызвать сотрудников дорожной полиции).
  3. Заполняется строка с количеством пострадавших людей. Если таковые имеются, то вызывают сотрудников ГИБДД (поэтому в протоколе уже стоит прочерк).
  4. Фиксация алкогольного опьянения или точного содержания наркотических средств в крови у водителей не проводится, так как направить физ. лицо на анализ вправе только уполномоченный сотрудник.

Это интересно! Стоит отметить, что почти половина всех несчастных случаев на дороге связана именно с незаконным употреблением напитков с градусом шофером.

  1. Вписывается размер ущерба другим участникам ДТП (обязательно отменить, что постороннему имуществу не был нанесен вред, также объем ущерба не должен быть больше 25 тысяч рублей).
  2. Вносятся показания свидетелей – данный пункт не обязателен, но необходим, если в последствие вы хотите предотвратить непредвиденные обстоятельства. Рекомендуется подобрать нескольких человек и записать их ФИО и контактные данные.
  3. Оформление дорожной полицией (выбрать – «Нет», так как протокол «евро» не требует участия сотрудников гос.службы).
  4. Вносятся данные согласно тех.паспорту первого транспортного средства.
  5. Указывается собственник автомобиля.
  6. Уточняется водитель транспорта.
  7. Вписывается компания-страховщик, компенсирующая ущерб тому или иному авто.
  8. Указывается место, на которое пришелся первоначальный удар автомобиля. Его следует показать при помощи стрелочки.
  9. Уточняется тип и перечень повреждений ТС (необходимо учесть все детали, а также объем ущерба и тяжесть поломок).
  10. В разделе «Замечания» спровоцировавший аварию водитель добровольно признает свою вину, а пострадавший – наоборот.
  11. Заполняется пункт «Обстоятельства», где водители заполняют каждый свою сторону. Если в документе владелец транспорта выбрал свой автомобиль, как «А», то его столбец – левый. Важно внимательно прочитать все пункты документа и проставить галочки напротив обстоятельств, соответствующих проделанному при ДТП маневру.

Важно! Не должно быть несовпадений в сведениях сторон. Плюс ко всему обстоятельства обязательно должны быть очевидными, подтверждать виновность или невиновность ответственных лиц.

  1. Чертится схема аварии для наглядной демонстрации случившегося.
  2. Бланки подписываются водителями, иначе без них бумаги не будут иметь законной силы.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: