Разрешённый возраст для управления
В ПДД РФ не указан минимальный возраст для водителей мопедов. Но стоит учитывать, что на этот транспорт необходимо получить права.
ВАЖНО! На мопед и скутер нужно получить водительское удостоверение категории «М», которое выдается только гражданам не моложе 16 лет. Следовательно, управлять мопедом могут только лица, достигшие шестнадцати лет.
Многие родители покупают своим детям в возрасте 10-15 лет мопеды. Это не просто неразумный поступок, но и противозаконный, если учитывать, что ребенок будет самостоятельно водить скутер. Если ребенка, управляющего мопедом, остановят сотрудники ДПС, то родителям придется выплачивать немалый штраф.
Без права на тротуар
К мопедам приравняют все велосипеды, самокаты и другие индивидуальные средства передвижения, оснащенные электродвигателями. Исключение предлагается лишь для «средств индивидуальной мобильности».
Так предложено обозначать транспортное средство, «имеющее одно или несколько колес (роликов), приводящееся в движение мускульной энергией лица, находящегося на нем, или имеющее систему гироскопической стабилизации». Проще говоря, речь идет о роликовых коньках, самокатах, скейтбордах и т.п.
Им предстоит, как и сейчас, передвигаться исключительно по тротуарам. Электротранспорту же предпишут передвижение по краю проезжей части дороги или по обочине.
При этом для управления таким транспортом хотят ввести возрастной ценз — не моложе 16 лет.
Кроме того, в комиссии Общественной палаты предлагают запретить управлять перечисленными средствами передвижения пьяным и людям, находящимся под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание. А также тем, кто настолько плохо себя чувствует или так утомлен, что может угрожать безопасности движения.
Запретить управлять новыми средствами передвижения, такими как электросамокаты, хотят пьяным, уставшим и употребившим некоторые лекарства
Обсудить предлагаемые поправки общественники запланировали на круглом столе 19 апреля. «По итогам этого мероприятия мы сформируем документ, который будет открыт для широкого общественного обсуждения.
Это очень смелая и новая концепция, которая требует мнения общественности и обратной связи граждан», — цитирует ТАСС зампредседателя комиссии Общественной палаты Александра Холодова.
«Если человек едет на самокате, который не может сильно разгоняться, то пусть он едет, как хочет, надо отстать от него, — считает руководитель рабочей группы Общероссийского народного фронта «Защита прав автомобилистов» Пётр Шкуматов. — И если говорить про электросамокаты, где установлен двигатель с мощностью, которая не позволяет разгоняться больше 20-25 километров в час, я не вижу необходимости в дополнительных ограничениях в ПДД. От таких электросамокатов не надо ожидать, что они будут ездить по дорогам».
«А вот если этот электросамокат мощный и может разгоняться до скорости больше 30-40 километров в час, то на него должны распространяться все правила, которые распространяются на мопеды и скутеры, включая требование наличия водительского удостоверения», — считает автоэксперт.
В декабре 2021 года Научный центр безопасности дорожного движения МВД России сообщал о росте числа аварий с участием электросамокатов, сигвеев, моноколес и других индивидуальных транспортных средств на 166 процентов. Это данные за 9 месяцев прошлого года. Всего их произошло 266. В таких авариях погибли 4 и были ранены 279 человек.
В конце прошлого года сообщалось, что правила использования электросамокатов, гироскутеров и других средств индивидуальной мобильности планируется подготовить. Об этом говорил замглавы ГИБДД России Владимир Кузин
«Проблема эта будет разрешена, возможно, даже к тому сезону, о котором я говорю, когда можно будет использовать эти активные средства передвижения.
Мы даем к общему пониманию и определение так называемых средств индивидуальной мобильности, каким образом разрешить их движение на дорогах общего пользования, кому разрешить, как разрешить и, возможно, даже, как контролировать», — пояснял Кузин.
Он отмечал, что Госавтоинспекция не может отступать от общего тренда на развитие этого вида транспорта.
Стоит напомнить, что в прошлом году министерство транспорта подготовило масштабный проект поправок в ПДД, который должен был ввести то самое понятие «средства индивидуальной мобильности». Его предлагалось распространить на электросамокаты и прочие современные средства передвижения.
Но рабочая группа по регуляторной гильотине в декабре 2021 года вернула законопроект авторам на доработку.
Какие основные ограничения для водителей
Мопед и мотоцикл — разная техника, несмотря на одинаково количество колес. К категории мопедов относятся:
- М — объем двигателя не более 50 куб. см.;
- А1 — объем двигателя не более 125 куб. см.
Категория, указанная в водительском удостоверении, должна соответствовать мощности двигателя транспортного средства. Максимальная скорость мопеда не должна превышать 50 км/ч, иначе его можно отнести к категории мотоциклов.
Если вкратце говорить о требованиях к ТС и его водителю, то стоит выделить следующие пункты:
- Водить мопед можно с 16 лет и только при наличии в/у с соответствующей категорией.
- Максимальная скорость мопеда, заявленная в ПТС, должна быть не более 50 км/ч. Если у квадроцикла аналогичные характеристики, то его приравнивают к мопедам.
- На мопеде можно возить пассажиров только при наличии специальных мест, отведенных для этого.
- На транспортном средстве должны быть установлены фары и световые сигналы поворотов. Согласно пункту 19.5 ПДД, на всех ТС в дневное время должны быть включены ходовые огни или ближний свет фар. В темное время суток запрещено передвигаться без фар.
- Если максимальная скорость транспортного средства составляет 40 км/ч или меньше, то запрещен выезд на автомагистрали.
- Водитель и пассажиры должны передвигаться в застегнутом шлеме.
- Мопед не может участвовать в буксировке (ни при каких условиях). Этот транспорт разрешается лишь провозить с частичной или полной погрузкой на транспортник. Буксировать можно только мототранспорт с боковым прицепом (коляской).
- Запрещено перевозить на скутере крупногабаритные предметы. Груз не должен препятствовать управлению ТС, загораживать обзор, превышать норму 0,5 м в длину или ширину мототранспорта.
- Запрещается совершать разворот через трамвайные пути, делать поворот налево на проезжей части (трассе).
- Нельзя пересекать путь пешеходам, двигаясь по «зебре».
- Водители во время движения обязаны держать руль хотя бы одной рукой. Езда без рук запрещена.
СПРАВКА: Если в водительских правах будет проставлена категория ML в графе «особые отметки», то человеку нельзя будет водить мопед, поскольку данное обозначение подразумевает наличие у водителя проблем со здоровьем, препятствующих вождению.
Основные правила дорожного движения для мопедов и скутеров
Так как мопеды – тоже участники автодорожного движения, как и остальные виды транспортных средств, они подчиняются общим Правилам движения за некоторыми исключениями, предусмотренными специально для такого облегченного мототранспорта:
Номер пункта в ПДД | Правило | Примечания |
2.1.1 | Обязательность наличия водительского удостоверения. | Получение категории М или А1 – необходимо. |
19.5 | Дневное включение фар. | Днём все машины, участвующие в дорожном движении, должны включать фары ближнего освещения, либо ходовые огни дневного предназначения. На мопеде нет специальных таких фар, поэтому следует использовать фары ближнего освещения. Включение должно производиться сразу же, как водитель сел за руль. |
24.7 | Движение по правому краю автодорожной полосы. | Мопед или скутер должны перемещаться по правому краю полосы дороги в пределах границ, расчерченных дорожной разметкой (кроме объезда и иных случаев). |
22.21 | Провоз пассажиров на мопеде (скутере). | Разрешено исключительно в случаях, когда водитель имеет открытую категорию А, либо – А1 в течение 2-х лет и дольше. |
24.8 | Перевозка детей | Запрещено провозить детей до 7 лет мопедах, если для них не оборудовано специальное безопасное место. |
Различные запреты | Категорически не разрешается: 1. Ездить на мопеде и не держаться руками за руль даже одной рукой. 2. Везти груз по габаритам превышающий норму – 0,5 м в длину, ширину мототранспорта, либо препятствующий нормальному управлению машиной. 3. Совершать развороты на трамвайном полотне. 4. Делать повороты в левую сторону на проезжей части. 5. Разворачиваться влево на трассах с полосами больше одной. 6. Совершать поездки, когда надет, но не застегнут шлем. 7. Пересекать путь пешеходам, двигаясь по «зебре», отведенной специально для пеших участников движения. Здесь следует отметить, что водитель мопеда может слезть с машины и везти его вручную по пешеходному переходу. | |
24.9 | Буксировка | Буксировать мопедами нельзя. Равно как их буксировать их – тоже. Их разрешается лишь провозить с частичной или полной погрузкой на транспортник. Исключением являются мопеды с колясками (прицепами). |
Включение света ближней оптики позволяет другим участникам автодорожного движения опознавать, что впереди едет мопед. Правило в п. 19.5 прописано как раз для того, что участники могли включением огней сигналить о том, что их машина чем-то особенна, отличается от других.
Например, при провозе детей днем, водители автобуса всегда включают фары дневного света. Правило действует в России с 2010 года.
В противном случае полицейские ГИБДД вправе будут не только денежно наказать мопедистов, но также и арестовать транспортное средство.
Где можно ездить на транспортном средстве
Основное правило движения по проезжей части гласит, что водители мопедов и скутеров должны двигаться по крайней правой части полосы в один ряд. Таким образом, на мопеде можно ездить по тем же дорогам, что и на машине. Кроме того:
- допускается езда на мопеде по обочине, если это не мешает пешеходам;
- разрешено движение в один ряд по полосе для велосипедистов (обозначенной специальной разметкой).
Если на полосе несколько мопедов, то двигаться они должны друг за другом.
Мы в Twitter:
Вход Регистрация
Новости автоправа
Приняты Правила движения большегрузов в зоне автоматического весового контроля ФНС утвердила форму заявления о гибели или уничтожении транспортного средства В России запретили высаживать детей без билета из автобусов В ПДД введен новый знак 6.22 – «фотовидеофиксация» Сдачу анализов на алкогольную зависимость отложили еще на год Минздрав обновил требования к комплектации автомобильных аптечек Минтранс утвердил порядок и сроки хранения диагностических карт ТО Получать допуск на международные перевозки теперь будут по-новому Проверить полис ОСАГО на подлинность теперь можно онлайн Центробанк установил новые тарифы на ОСАГО
/ Юридические статьи на тему автомобильного права / Разное / Являются ли мопеды и скутеры транспортными средствами и нужны ли на них права?
Являются ли мопеды и скутеры транспортными средствами и нужны ли на них права?
С началом каждого теплого сезона на дорогах нашей страны резко вырастает количество мопедов и скутеров, которые нередко часто раздражают водителей автомобилей тем, что ездят, где им вздумается и создают аварийные ситуации.
Учитывая, что в последние годы число желающих приобрести себе такое двухколесное средство передвижения сильно увеличилось, люди часто спрашивают — являются ли мопеды и скутеры транспортными средствами с точки зрения закона?
Об этом мы и поговорим в нашей сегодняшней статье.
И начнем сразу с ответа на главный вопрос. Да, безусловно, мопеды и скутеры относятся к транспортным средствам. Все скутеры и мопеды, в соответствии со статьей 25 Закона РФ «О безопасности дорожного движения» отнесены к транспортным средствам категории «М».
Говоря формально, в российском законодательстве такого понятия, как «скутер» не существует в принципе. Все транспортные средства, относящиеся к классу «М», а это мопеды, скутеры, мотороллеры, квадрициклы и т.п., подпадают под определение «мопед», закрепленное в п. 1.2 ПДД России.
Так, в соответствии с указанной нормой ПДД, под мопедом понимается двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
И хотя, с технической точки зрения, мопеды и скутеры имеют некоторые различия по ряду аспектов, с точки зрения права это не имеет ровным счетом никакого значения. В юридическом смысле скутер — это мопед.
Еще сравнительно недавно, для того, чтобы ездить на скутере с объемом двигателя менее 50 кубиков, не требовалось никакого водительского удостоверения. Купил, сел и поехал. Такое положение вещей приводило к тому, что на дешевых китайских скутерах по городским дорогам и трассам ездили даже дети в возрасте 12-15 лет, которые очень часто становились участниками серьезных аварий. Теперь свободные времена закончились. И мы считаем, что это правильно. Ведь скутер – это полноценное транспортное средство, по-сути тот же мотоцикл, но с менее мощным двигателем. Тем не менее, несмотря на малую мощность двигателя, мопеды в состоянии развивать весьма приличную скорость.
Нужны ли права на управление скутером и мопедом?
Да, нужны. Это требование прямо прописано в той же статье 25 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», которая говорит о том, что для получения права управления ТС, относящимися к категории «М», необходимо сдавать соответствующие экзамены и при успешной их сдаче получить водительского удостоверения категории «М».
В соответствии со ст. 26 ФЗ «О безопасности дорожного движения» сдавать экзамен можно с 16 лет и с этого же возраста разрешается садиться за руль скутера.
Это важно: если у вас уже имеется водительское удостоверение другой категории, например, «А», «В» или «С» и др., то сдавать экзамены и получать отдельное водительское удостоверение на управление мопедом или открывать отдельно категорию «М» не нужно. Обладателям более «серьезных» прав закон разрешает свободно ездить на мопедах и скутерах, имея при себе основное водительское удостоверение.
А вот за езду без прав на скутере закон предусматривает ответственность, которая наступает на общих основаниях по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ (штраф от 5 до 15 тысяч рублей).
Еще один вопрос, который довольно часто задают любители двухколесных транспортных средств — нужны ли права на мопеды или велоциклы с электрическим двигателем?
Отвечаем — нужны, но только, если такое средство передвижения оборудовано электродвигателем с мощностью более 0,25 кВт. Таким образом, даже, если вы прикрутите к обычному велосипеду навесной двигатель с такими характеристиками, то он сразу же автоматически попадет в категорию «мопедов» и передвигаться на нем можно будет только с правами.
Нужно ли регистрировать скутер с объемом двигателя более 50 кубов в ГИБДД?
Несмотря на то, что скутер с двигателем до 50 куб. см. – это транспортное средство и для управления им нужны права, регистрировать (ставить на учет) его в органах ГИБДД на данный момент не нужно.
На этом все, удачи на дорогах!
Часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ — лишение или штраф?
Лишение права управления по ст. 264 УК РФ. О самом важном
23122
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Написать комментарий
Новые комментарии
Бадыргы → Снятие и погашение судимости по ст. 264.1 УК РФ 5 дней назад
Осуждён в 2014 году ч.1 ст 264 УК РФ ограничением свободы и лишением прав на 1 год. Как погасить судимость? И куда обращаться
Владимир → Нужно ли уступать автобусу, отъезжающему от остано… 20 дней назад
Вправилах гласит, что водитель должен уступать автобусу дарогу отправляющемуся от остановки вгородской черте, но я еду соскоростью 60км вчас поглавной…
Автоправовед → Лишение права управления по ст. 264 УК РФ. О самом… 1 месяц назад
Здравствуйте. Срок уголовного наказания в виде лишения права управления течет, независимо от того, сдано в/у или нет. ГИБДД к исполнению этого наказан…
Евгений → Лишение права управления по ст. 264 УК РФ. О самом… 1 месяц назад
Добрый вечер! В 2014 году был осуждён по 264 ч.3 ук отбывал реальное наказание 2 года колонии поселения, так же судом был лишён ву на 3 года, после дт…
Автоправовед → Лишение права управления по ст. 264 УК РФ. О самом… 1 месяц назад
Здравствуйте. Сроки лишения по статье КоАП РФ и по статье УК РФ не суммируются. Каждый срок исчисляется самостоятельно, т.е., независимо друг от друга
Где транспорт должен располагаться на проезжей части
На скутере можно ездить по проезжей части, но только в крайнем ряду правой полосы. В населенных пунктах допустимо занимать и левую полосу. Мотоциклы без бокового прицепа могут двигаться в ряд, занимая правый край проезжей части.
Если рядом с проезжей частью если полоса для велосипедистов, то нужно двигаться по ней.
Согласно пункту 24.4 ПДД, водитель мопеда должен уступать дорогу всем транспортным средствам, если он находится в ситуации, когда движется по велосипедной дорожке, которая пересекается с нерегулируемым перекрестком.
Предусмотрена ли ответственность за отсутствие прав?
П. 2.1.1 ПДД устанавливает, что наличие прав для управления мопедом и скутером категории М является обязательным условием для реализации законного вождения на территории России.
Езда без прав на мопеде и скутере, если она осуществляется не в рамках программы обучения вождению, карается выпиской штрафа в пределах от 5000 до 15000 руб (п.1 ст. 12.7 КоАП РФ). Наказание за совершение данного правонарушения, если лицо лишено водительских прав, предусмотрено в виде штрафа в размере 30000 руб, либо ареста до 15 суток, либо обязательных работ сроком от 100 до 200 часов (п.2 ст. 12.7 КоАП РФ).
Можно ли перевозить детей
Места для перевозки пассажиров должны быть указаны в техпаспорте. Если наличие специальных мест не задокументировано, то возить пассажиров нельзя.
Если для детей нет специального места (детского кресла), отвечающего требованиям безопасности по перевозке детей младше 7 лет, то перевозить их нельзя. Детей старше семи лет можно перевозить при наличии пассажирского места, предусмотренного конструкцией ТС. Важно помнить, что все пассажиры, вне зависимости от возраста, должны иметь шлем, отрегулированный по размеру.
ВАЖНО! Возить детей на мопеде можно только при наличии категории М или А1, которая действительна не менее двух лет (то есть у мопедиста уже есть водительский стаж).
Перевозка ребенка на мотоцикле
Согласно п. 22.8 ПДД перевозить пассажиров на мотоцикле запрещено:
- в местах не предусмотренных конструкцией мотоцикла для сидения;
- в кузове грузового мотоцикла.
Исходя из общих требований ПДД, перевозить пассажиров разрешено в коляске, оборудованной местом для сидения, а также на заднем сиденье мотоцикла. Ограничений по возрасту для пассажиров, путешествующих в коляске, нет, поэтому согласно ПДД ребенка в ней можно перевозить в любом возрасте при условии обеспечения его безопасности.
Согласно п. 2.1.2 ПДД пассажиры, путешествующие на мотоцикле, должны быть в застегнутых шлемах.
Правила перевозки детей на мотоцикле без коляски запрещают перевозить детей, не достигших 12-летнего возраста, на заднем сиденье согласно п. 22.9 ПДД.
Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла.
п. 22.9 ПДД
Таким образом, следует учитывать, что детей от 12 лет перевозить на заднем сиденье разрешено, но только в шлеме. На заднем сиденье должен размещаться только один пассажир.
Что касается перевозки детей на скутерах, то ПДД запрещают перевозить детей младше 7 лет на мопедах, если для них нет специально оборудованного места. Перевозка детей на скутере от 7 лет разрешена, если конструкция мопеда предусматривает место для пассажира.
Однако стоит точно знает что такое мопед. П1 ПДД РФ говорит:
«Мопед» — двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
Далее смотрим п. 24.8 ПДД
Велосипедистам и водителям мопедов запрещается: -перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства; -перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест.
п. 24.8 ПДД
В марте 2021 года в ПДД были внесены изменения, которые устанавливают требования для водителей мотоциклов и мопедов, перевозящих пассажиров. По новым правилам для перевозки пассажиров:
- На мотоцикле — водитель должен иметь более 2 лет стажа по категориям А или А1;
- На мопеде/скутере — более 2 лет стажа в управлении ТС любой категории.
Перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «A» или подкатегории «A1» в течение 2 и более лет, перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение 2 и более лет.
Штрафы за неправильную перевозку детей
Юридическая консультация
Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!
Получить консультацию
Предусмотренные штрафы за нарушения
Как и всех участников дорожного движения мопедистов штрафуют за нарушение правил.
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42 Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34 Россия: +7 (499) 755-96-84 |
- за управление мопедом без прав: штраф 500 рублей, если водитель просто забыл взять права, но имеет категорию М; от 5 до 15 тысяч рублей для тех, у кого прав нет или же они просрочены; 30 тысяч для тех, кто был лишен в/у;
- езда по чужим правам является подделкой документов и за это могут арестовать на срок до 6 месяцев, или же назначить исправительные работы;
- за отсутствие страхового полиса ОСАГО или регистрации — 800 рублей;
- вождение в состоянии алкогольного опьянения влечет за собой штраф в размере 30 тысяч, а также лишение водительских прав на срок от 1,5 до 2 лет;
- за отсутствие шлема (или если он не застегнут, в том числе у пассажира) — штраф 1000 рублей. Шлем на мопеде — все равно, что ремень безопасности в машине;
- за превышение скоростного режима, нарушение правил маневрирования и т.п. для водителей мопедов предусмотрены те же штрафы, что и для автомобилистов.
Мопед — полноценное транспортное средство, пусть и имеющее некоторые особенности в эксплуатации. Мопедистам положены как привилегии (например, в виде разрешенного движения по тротуару), так и ограничения. Стоит серьезно относиться к вождению скутера и соблюдать все правила дорожного движения.
Минимальный возраст для езды на скутере
Может показаться, что ответ однозначен – с шестнадцатилетнего возраста. На самом деле, все не так просто. Отечественные правила дорожного движения предусматривают отсутствие ограничений минимального возраста. Чтобы полноценно выезжать на транспорте на дороги общего пользования, необходимо иметь в наличии действующие права, причем категория может быть любой. Естественно, получить права на управление можно только с шестнадцатилетнего возраста. Исходя из этого, решение этого вопроса будет следующим – садиться за руль и кататься разрешено лишь после получения прав.