Образец заполнения бланка путевого листа грузового автомобиля

Путевой лист
это — основной первичный документ учёта работы водителя и пробега, маршрута автомобиля, выдаваемый ежедневно водителям транспортных средств.
Бланк путевого листа относится к первичным документам, используемым в процессе учета грузоперевозок. Путевой лист вместе с бланком товарно-транспортной накладной (ТТН) являются документами, характеризующими работу водителя и автотранспортного средства. Оба документа служат основанием для начисления и выплаты заработной платы водителю, а также для расчета стоимости услуг по перевозке товаров. В 1997 году были утверждены две формы, которые до сих пор используются для работы грузового автотранспорта в России.

Зачем нужен путевой лист

Путевой лист форма 4-с применяется для грузоперевозок, основанных на сдельной оплате труда (сделал водитель рейс – сдал путевой лист). Путевой лист форма 4-п используется в случае применения временного тарифа. Как правило, в этой форме учитывается работа водителя в течение одной рабочей смены (одного дня). При этом он может сделать несколько однотипных рейсов для одного заказчика, или два рейса для разных заказчиков.

Путевой лист состоит из основной части и отрывного талона. Отрывной талон бланка заполняется непосредственно заказчиком. Данные, указанные в нем, служат основанием для выставления счета за выполненные перевозчиком работы. Отрывной талон является неотъемлемой частью выставляемого счета, служит подтверждением начисленной суммы за услуги организации-грузоперевозчика.

Основная часть бланка путевого листа является документом бухгалтерской отчетности и остается у перевозчика. В этой части путевого листа должны быть продублированы данные о времени, в течение которого был задействован автомобиль грузоперевозчика и протяженности маршрута доставки грузов. Также здесь отражаются данные о вынужденном простое автотранспортного средства, о необходимости дополнительной работы двигателя машины и осуществлении работ, связанных с использованием оборудования, установленного на автотранспортном средстве. Именно эти данные служат основанием для расчетов работы данного автотранспортного средства.

Если при автоперевозке товаров предполагается повременная оплата, то в путевом листе проставляется номер каждой товарно-транспортной накладной, которая прилагается к путевому листу. Экземпляр товарно-транспортной накладной (ТТН), прилагаемый к бланку путевого листа, служит подтверждение выполненных работ. По окончании работ производится учет и вносится запись в журнал учета путевых листов, подсчитывается общий итог (в тоннах) перевезенного груза. Уже на основании совокупных показателей рассчитываются часы использования автотранспортного средства и заработная плата водителя.

До того, как водитель начнет работу, основную часть бланка путевого листа должен заполнить диспетчер грузоперевозок, или лицо его заменяющее. Последующие записи в путевой лист вносят работники организации-грузоперевозчика, а также заказчик (или его представитель). Водитель никаких записей в путевой лист вносить не должен. Он расписывается в путевом листе только при приеме автомобиля для работы и сдаче его в конце смены. Путевые листы водитель получает у диспетчера в начале рабочей смены, и их получение заверяет подписью. В конце рабочей смены он обязан путевой лист сдать. Этот документ выписывается только на одну рабочую смену или рабочий день. Новый путевой лист водитель может получить только после того, как сдаст диспетчеру старый и таким образом закроет рабочий день.

Порядок применения путевого листа


Обязательная форма путевого листа не предусмотрена законодательством. Компания имеет право самостоятельно разрабатывать бланк, исходя из собственных нужд.

Однако существует два его вида: типовая межотраслевая форма 4 с и форма 4-П, которые предприятие может использовать при оформлении первичных документов по работе транспорта.

Они отличаются способом исчисления оплаты за услуги перевозки. Путевой лист грузового автомобиля форма 4-с используется когда для расчета применяются сдельные показатели, второй бланк — при повременной системе оплаты.

В качестве сопроводительного документа помимо путевки водителю вручается товарно-транспортная накладная на груз.

Путевой лист грузового автомобиля выписывается ответственными лицами в компании на один день или смену. В нем обязательно проставляют свои отметки механик, инспектор по предрейсовому медосмотру, диспетчер, заправщик, водитель машины.

Как правильно вносить записи в бланк путевого листа

Очередность заполнения граф путевого листа строго регламентирована. Заполнение происходит следующим образом:

  1. Под названием документа проставляется дата (число, месяц и год), которая должна соответствовать дате, проставляемой в регистрационном журнале о выдаче путевых листов;
  2. Далее идет строка, в которой должен быть указан код работ. Именно этот код и служит основанием для расчетов и выплаты заработной платы водителю;
  3. Графы «Бригада» и «Колонна» отражают номера подразделений автопарка, к которым приписана грузовая машина или сам водитель;
  4. Графа «Данные транспортного средства» должна содержать данные о марке автомобиля, его регистрационных номерах (государственном и гаражном);
  5. Строки, содержащие служебные и личные данные о водителе должны быть заполнены следующими данными. Сюда входят фамилия и инициалы водителя, номер его прав, его табельный номер, присвоенный согласно штатному расписанию организации, а также класс водителя;
  6. Если транспортировка груза предполагает наличие лицензии, то необходимо заполнить графу с данными о лицензионной карточке. В этой графе указывается серия и номер карточки, а также ее вид. По видам лицензионные карточки делятся на ограниченные и стандартные;
  7. Графа «Прицепы» должна содержать государственный и гаражный номер полуприцепа или прицепа, а также марку, если использование этих средств необходимо для процесса грузоперевозки. Если в ходе грузоперевозки предполагается замена прицепов, то их номера и марки вписываются прямо на месте;
  8. Графа «Сопровождающие лица» должна содержать сведения о лицах, которые сопровождают водителя при перевозке груза. Этими лицами могут быть стажеры, экспедиторы, грузчики. В эту графу вписываются фамилия и инициалы сотрудников, а также документы, на основании которых они осуществляют свою работу;
  9. Графа «Работа водителя и автомобиля» должна содержать сведения о времени выезда машины с территории автотранспортного предприятия и времени его возвращения на территорию автопарка;
  10. В графе «Задание водителю» диспетчер грузоперевозок или иное лицо вписывают адрес местонахождения заказчика, в чье распоряжение поступает водитель с автотранспортным средством;
  11. Графа «В чье распоряжение» предполагает указание заказчика о том лице, с кем конкретно будет контактировать водитель в процессе выполнения работы. Зачастую это сам заказчик, но этим лицом может быть доверенное лицо клиента. Свои обязанности уполномоченное лицо осуществляет на основании доверенности. Копию доверенности лучше всего приобщить к документам (путевому листу и товарно-транспортным накладным);
  12. Строка «Время прибытия» должна содержать данные, обозначенные в часах и минутах о времени прибытия автотранспортного средства к месту нахождения заказчика для выполнения разовой работы. Если услуги по договору предполагают выполнение работы в течение нескольких дней, тогда в этой графе фиксируется время согласно графику, прописанному в договоре;
  13. Графы адресов пункта погрузки и разгрузки (№№ 20-21) должны отражать фактические адреса пункта загрузки товаров и пункта доставки (разгрузки) товаров;
  14. Строка «Наименование груза» содержит полное наименование товара, предназначенного к транспортировке;
  15. Строка «Количество поездок с грузом» должна отражать необходимое количество рейсов, требуемых для выполнения определенного задания. Задание определяется в заявке или в единичном заказе;
  16. Графа «Расстояние» содержит данные о протяженности маршрута. Километраж можно определить по данным дорожных организаций или карте города (области). Также можно воспользоваться данными предыдущих грузоперевозок. Километраж можно рассчитать на любой транспортной бирже, работающей в Интернете, к примеру АТИ.СУ. Как правило, данные, предоставляемые транспортными биржами, достаточно точны, а услуга расчета километража абсолютно бесплатна;
  17. Графа «Перевезти тонн» содержит данные о количестве груза в тоннах, который требуется перевезти.

Любые изменения в путевой лист, касающиеся задания водителя, имеет право вносить только сотрудник автотранспортной организации-владельца автотранспортного средства. В случае договоренности между сторонами (перевозчиком и клиентом), это может сделать лицо, уполномоченное заказчиком либо сам заказчик.

На лицевой стороне бланка путевого листа содержится графа «Выдать горючее», в которой указывается необходимое для работы автотранспортного средства количество топлива. Количество необходимого топлива вписывается в графу прописью с учетом неизрасходованного горючего за прошедшие сутки. Полностью заполненный диспетчером лист заверяется его подписью. Таким образом, диспетчер удостоверяет правильность заполнения и достоверность всех внесенных данных, включая факт наличия у водителя водительских прав.

Электронный путевой лист (ЭПЛ)

В октябре этого года проводится эксперимент по использованию электронных путевых листов. Напомним, что данный пилотный проект проходил на территории шести регионов. Планируется, что с конца октября часть системы начнёт работать, но в режиме анализа и доработки.

Итогом, по замыслу Минтранса, должно стать переведение бумажной документации полностью в цифровой формат.

Соответственно, участники перевозок экономят время и деньги, а ГИБДД и ФНС проще работать.

Окончательное решение, будет ли пущен ЭПЛ в жизнь, остаётся открытым.

Подробнее об этом мы рассказываем в статье Суперсервис 22 — online перевозки.

Автор: Олег Северин

Путевой лист грузового автомобиля — это первичный документ, на основании которого ведется бухгалтерская отчетность компании, специализирующейся на перевозках или использующей транспортные средства для иных собственных целей. Подробнее о форме и правилах заполнения документ читайте далее.

Как заполнить путевой лист до выезда из гаража

В этой части листа не так много граф, подлежащих заполнению. Следуя рекомендациям заполнить эту часто достаточно просто.

  1. Графы, относящиеся к разделу «Движение горючего», заполняются заправщиком или техником по горюче-смазочным материалам. В этих графах записываются данные о фактически полученном топливе для осуществления работы;
  2. Лицевая сторона бланка путевого листа обязательно содержит отметку о медосмотре. Медосмотр является обязательной процедурой до начала работ по грузоперевозкам. Производит медосмотр и заполняет нужные графы путевого листа только официально уполномоченное лицо с медицинским образованием. Цель медосмотра – определить состояние здоровья водителя и его способность управлять автотранспортным средством;
  3. Перед тем, как автотранспортное средство отправится на линию, специалист отдела технического контроля или контрольно-пропускного пункта должен зафиксировать данные со спидометра машины и внести эти сведения в графу «Показания спидометра». Графа находится в разделе «Работа автомобиля и водителя»;
  4. Эти же специалисты отражают время выезда автомобиля на линию. Время записывается в графе «Время фактическое». Допускается вносить данные как вручную, так и с помощью штампа. Очередность указания данных: дата, месяц, часы и минуты;
  5. Еще одна графа, относящаяся к разделу «Движение горючего» отражает остаток топлива в баках машины при выезде на маршрут. Эти данные записываются механиком по горюче-смазочным материалам в графу №12 путевого листа;
  6. В бланке путевого листа есть строки, в которых отражается фактическое состояние автотранспортного средства (пригодность его к работе, технические замечания и рекомендации). Заполняется этот раздел механиком ОТК и свидетельствует о готовности машины к работе, а также служит допуском водителю для выезда. Этот раздел заверяется как механиком, так и личной подписью водителя.

Как заполнять путевой лист на маршруте

Рассмотри порядок заполнения бланка путевого листа на примере формы №4-с.

  1. Графа № 27 содержит сведения о номерах всех произведенных рейсов. Это необходимо для последующей сортировки всех прилагающихся товарно-транспортных накладных;
  2. Следующая графа должна содержать номера всех товарно-транспортных накладных, прилагающихся к путевому листу;
  3. Данные о дате и времени предоставления грузополучателю или отправителю бланка путевого листа проставляются в графах №№ 28-30. Это происходит в том случае, если на территории заказчика или грузополучателя предусмотрен контрольно-пропускной пункт. В противном случае эти графы не заполняются, а данные проставляются в соответствующих строках товарно-транспортной накладной;
  4. Графы №№ 39-40 содержат полное наименование организации-грузоотправителя. Данные о грузоотправителе (наименование и реквизиты) заверяются подписью грузоотправителя или доверенного лица, а также заверяются печатью;
  5. Если возникли какие-либо непредвиденные обстоятельства, вызвавшие простой, в этом случае заполняется строка «Простои на линии». Данные вносятся соответствующим специалистом (сотрудником технической помощи), либо любым другим уполномоченным лицом. В графе должны быть указаны причины простоя, дата и точный временной промежуток, в течение которого автотранспорт простаивал. Данные о простое заверяются подписями лиц, заполнивших эту графу;
  6. На лицевой стороне путевого листа находится раздел «Особые отметки». В нем находятся данные, не входящие в путевой лист: замечания и отказы заказчика от выполнения работ или от автотранспорта, замечания сотрудников ГИБДД и специалистов дорожной службы.

Форма

Еще несколько лет назад для оформления путевого листа необходимо было использовать унифицированную форму. Но в 2013 году это правило отменено. Таким образом, организациям позволено самостоятельно разрабатывать бланки. Естественно, они должны быть указаны в учетной документации. Кроме этого, в таких формах должны содержаться обязательные сведения, касающиеся какой-то конкретной транспортировки.

Однако общепринятые формы, которые раньше считались обязательными, сегодня также можно использовать. Этим правом многие компании и пользуются. Ведь данные бланки отвечают всем необходимым требованиям, здесь уже присутствуют важные пункты. Данные формы являются понятными и привычными.

Имеется три формы, которые можно использовать для оформления «путевок»:

  • 4-П используется в тех ситуациях, когда осуществляется повременная оплата труда;
  • 4-С применяется при сдельной оплате труда;
  • 4-М этот бланк уместен в тех ситуациях, когда грузовые перевозки несут междугородний характер.

Стоит отметить, эти формы практически одинаковы, и каких-то принципиальных отличий в их заполнении не существует. При отсутствии каких-либо реквизитов, которые считаются обязательными для «путевок», их можно дополнительно внести в указанные формы.

(Видео: “Как заполняется путевой лист грузового автомобиля”)

Новые правила заполнения путевого листа грузового автомобиля

Путевой лист является крайне важным документом, как для водителя, так и для самой организации. Он относится к документации первичного учета, и является основанием для проведения различных бухгалтерских расчетов: списание ГСМ, начисление зарплаты и др. Правила ведения этого документа периодически обновляются. Делается это с той целью, чтобы все необходимые расчеты производились максимально точно.
Так, стоит упомянуть об очередных нововведениях, которые вступили в силу в марте 2021 года:

  • показания счетчика ТС нужно снимать при выезде не с гаража, как это было раньше, а с места стоянки. Также показания снимаются и при въезде на парковку после совершения рейса;
  • больше нет необходимости проставлять штампы, свидетельствующие о предрейсовом осмотре ТС. Теперь достаточно того, что специалист, выполняющий данную процедуру, поставит свой автограф, укажет ФИО и дату проверки. При этом специалист делает отметку о том, что выпуск авто разрешает;
  • все «закрытые» листы должны храниться у арендатора или собственника ТС. Их данные учитываются при начислении зарплаты, списании расходов по эксплуатации авто и расхода ГСМ;
  • в документ должен быть включен обязательный пункт «Сведения о перевозке». Здесь указывается вид перевозки и сообщения.

Кроме этого, с начала 2021 года у организаций появилась возможность вести электронный журнал регистрации путевок. Сведения, вносимые в этот документ, также должны быть заверены электронной подписью. В том случае, если компания пока не желает использовать электронный вид журнала, она может продолжать вести его на бумаге.

(Видео: “Правила заполнения путевых листов с 2021 г.”)

Правила заполнения путевого листа при возвращении в автопарк

После возвращения автотранспортного средства в гараж заполнение бланка путевого листа продолжается. В него вносятся следующие данные:

  1. Первым делом заполняется раздел «Работы автомобиля и прицепов». Сюда вносятся данные о произведенных рейсах, количестве израсходованного топлива, времени, проведенном при выполнении работ, а также фактический километраж за время смены;
  2. Раздел «Движение горючего» содержит строки об остатке топлива, которые заполняются механиком ОТК. Техник по горюче-смазочным материалам делает о, что подтверждает фактическую сдачу остатков топлива водителем;
  3. После сдачи автотранспортного средства (состояние фиксируется механиком ОТК и определяется как удовлетворительное или неудовлетворительное), водитель ставит в графе «Сдано» отметку, которую заверяет подписью механик ОТК.

Работа с путевым листом после его сдачи водителем диспетчеру грузоперевозок

После того, как автотранспортное средство сдано в автопарк, и путевой лист заполнен всеми службами, водитель сдает его диспетчеру, который продолжает заполнение.

  1. Первым заполняется раздел «Работа водителя и автомобиля». В графу «Нулевой пробег» вносятся следующие данные: километраж от ворот автотранспортного предприятия до пункта погрузки, и от места разгрузки до гаража;
  2. Раздел «Движение горючего» достаточно обширный, здесь необходимо заполнить несколько строк. «Коэффициент изменения нормы» содержит сведения об общем нормативе изменения расхода топлива. Данный коэффициент связан с изменением норм расхода горючего. Строки о времени работы спецоборудования и работы двигателя заполняются на основании документально подтвержденных данных. Сюда вносятся данные о применении спецоборудования и времени его работы, а также данные о дополнительной работе двигателя (при погрузочно-разгрузочных работах, например). Эти сведения необходимо заносить в путевой лист для определения нормы расхода горючего. После заполнения соответствующих граф, диспетчер заверяет их своей подписью;
  3. Раздел «Последовательность выполнения задания» является завершающим этапом. Диспетчер вносит в него общее количество совершенных рейсов. Запись вносится в итоговую строку графы № 27. Строка «Товарно-транспортные документы в количестве» отражает общее количество сданных водителем товарно-транспортных накладных. Подтверждая количество принятых и сданных диспетчеру документов, водитель ставит в графе «Сдал водитель» свою подпись, диспетчер в графе «Принял» также расписывается.

Образец заполнения путевого листа грузового автомобиля 2021

Заполнить путевой лист может любое уполномоченное для этого лицо из организации, которой принадлежит или эксплуатируется транспортное средство. Это может быть специальный диспетчер, бухгалтер или даже руководитель. Получить этот документ водитель может только после того, как сдал предыдущий, строго под расписку. Для учета выданных и сданных первичных документов используется специальный журнал.

При заполнении как унифицированной формы путевки, так и самостоятельно разработанного бланка, необходимо учитывать, что он будет полноценным документом первичного учета только в том случае, если в нем будут присутствовать реквизиты, предусмотренные в пункте 3 Приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152. К ним, в частности, относятся:

  • наименование и номер документа;
  • сведения о сроке его действия;
  • данные о собственнике (владельце) транспортного средства;
  • сведения о грузовом автомобиле;
  • данные водителя;
  • данные и подпись лица, оформившего путевку.

При оформлении любой из форм путевки нужно учитывать, что с февраля 2021 года на титульной части бланка больше не надо проставлять круглую печать тем организациям, которые работают без нее. Позже был введен новый пункт об обязательном указании даты и времени проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, а не только медосмотра его водителя. Эти данные проставляет специалист, который непосредственно провел контроль и заверяет их своей подписью с указанием фамилии, имени и отчества.

ИП и организациям также нужно знать, что с 1 марта 2021 года начали действовать поправки, предусмотренные приказом Минтранса России от 21.12.2021 г. № 467. Они обязывают уполномоченных лиц снимать показания одометра (время и дату) при заезде и выезде с парковки (парковочного места), а не с гаража. При этом контролеры не обязаны ставить штампы при проведении предрейсового или предсменного осмотра, достаточно будет Ф.И.О. и личной подписи. Нововведения отмечены красным на рисунке ниже (см. образец формы 4-п).

Итак, любая из трех вышеперечисленных форм путевого листа грузового автомобиля состоит из двух листов, а также отрывных талонов. В частности, бланк содержит такие разделы:

  • реквизиты организации или ИП, дата и номер выдачи, сведения о транспортном средстве и его водителе;
  • данные о работе водителя и автомобиля;
  • информация о движении горючего (заправка, расход и остаток), которые можно указывать как на начало и конец смены, так и после каждой поездки;
  • задание водителю;
  • список ответственных за автомобиль лиц;
  • последовательность выполнения задания;
  • результаты работы ТС и прицепов;
  • данные о техническом осмотре и состоянии ТС;
  • данные о медосмотре водителя.

Отрывные талоны подлежат заполнению заказчиком и являются основанием для выставления владельцем ТС счета за оказанные услуги. К счету прикладываются такие отрывные талоны.

Как правильно заполнить бланк путевого листа формы № 4-п

Бланк путевого листа данной формы несколько отличается от предыдущей формы № 4-с. Особенностями заполнения отличается раздел «Задание водителю». Этот раздел должен заполнять диспетчер согласно данным, поданным в заявке или разовом поручении клиента.

  1. Графа № 18, отражающая в чье распоряжение поступает водитель с автотранспортным средством, должна включать данные о клиенте (наименование его организации и местонахождение пункта производства работ);
  2. Строки №№ 19-20 отражают время прибытия автотранспортного средства для выполнения работ, а также время убытия;
  3. Графа № 21 содержит данные (в часах) о приблизительном времени, отведенном на выполнение необходимых работ;
  4. Строка № 22 содержит данные о необходимом количестве рейсов.

Отрывной талон бланка путевого листа заполняется только заказчиком. После этого он передается водителю, который сдает его вместе с путевым листом в бухгалтерию. На основании отрывного талона заказчику выставляется счет за фактически выполненные работы, который он должен оплатить. Заполнение отрывного талона тоже должно происходить в соответствии с правилами.

Водитель предъявляет заказчику путевой лист. Заказчик, на основании данных этого путевого листа вносит в определенные разделы отрывного талона номер путевого листа и дату его выдачи. Также сюда вписываются реквизиты компании-грузоперевозчика, марка и государственный регистрационный номер автотранспортного средства, прибывшего для выполнения работ.

Строка «Заказчик» должна содержать полное наименование организации-заказчика и данные должностного лица, уполномоченного руководить прибывшим автотранспортным средством. Также в отрывном талоне в соответствующих графах проставляется время прибытия автотранспортного средства и время его убытия. Заказчик заполняет графу «Приложенные товарно-транспортные документы», в которой проставляется фактическое количество и номера документов. Один экземпляр каждого ТТН обязательно должен прилагаться к бланку путевого листа.

Отрывной талон содержит сведения о фактически произведенных водителем рейсах, соответствующая графа при этом заполняется заказчиком. По окончании заполнения всех необходимых сведений заказчик (или его доверенное лицо), заверяет все внесенные данные своей подписью и печатью предприятия.

Формальная и фактическая ответственность за ошибки, допущенные при заполнении бланка путевого листа, ложится на руководителя предприятия (как грузоперевозчика, так и заказчика), или лиц, уполномоченных осуществлять данную работу. Сюда входит как технический персонал, отвечающий за эксплуатацию автотранспортных средств (механики ОТК или заправщики), так и лица, в чьи обязанности входит заполнение путевого листа (диспетчеры грузоперевозок).

Отличительные особенности формы 4-П

Существуют различные формы оформления путевки для шофера, исходя из вида оплаты его труда. Согласно Постановлению №78 Госкомстата России, датированному 28 ноября 1997 г, в случае, если работа шофера грузового автомобиля оценивается по повременному тарифу (то есть зарплата платится за отработанный период, а не сдельно) применяется путевой лист форма 4-П. Ее удобно использовать в случае, когда дорога сопровождается регулярными остановками, и проблематично заранее просчитать объем грузоперевозок либо в случае, если во время одной рабочей смены единовременно доставляют груз к 2 заказчикам.

Требования к оформлению путевки

Унифицированный бланк государственного образца обязаны использовать автотранспортные предприятия, на балансе которых числятся грузовые машины. Остальные фирмы могут разработать свой собственный путевой лист 4-П бланк в соответствии с требованиями к оформлению первичных документов, изложенными в части 4-й Закона № 402-ФЗ от 06.12.2011. Обязательным в нем будет только наличие 5 основных реквизитов:

  • срок действия;
  • номер и название;
  • сведенья о владельце авто;
  • информация о машине;
  • данные о шофере.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]