Чтобы обезопасить всех участников движения, закон устанавливает строгие требования к состоянию водителя: можно управлять транспортным средством только в том случае, если он трезв, здоров и бодр. Ответственность за это несет и работодатель. Он обязан организовать проверку самочувствия своих работников.
Процедуру устанавливает Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров».
В этой статье расскажем:
- Зачем проходить предрейсовый медосмотр
- Для кого он обязателен
- Где проходит медицинский осмотр и кто его проводит
- На что проверяют водителя
- Как правильно заполнить журнал медосмотра
- Обязательно ли для водителей проходить дополнительный медосмотр после рейса
- Можно ли пройти предрейсовый медосмотр дистанционно
- Какую ответственность несет предприниматель за нарушения
- Как оплатить штраф со скидкой
Кто проводит предрейсовый медицинский осмотр
Лечебное учреждение (больница, частный медцентр) или медработник со специальной лицензией. Некоторые компании получают лицензию и сами организовывают осмотры.
Чтобы получить лицензию, надо собрать полный пакет документов, открыть медицинский кабинет и нанять медицинского работника — врача или медработника со средним образованием, который прошел программу подготовки.
Получить лицензию непросто, поэтому обычно компании обращаются за помощью в фирмы, которые помогают собрать документы и получить разрешение. Зато лицензия дает право оказывать услуги другим компаниям и действует бессрочно.
Если нанимать врача и оформлять лицензию не хочется, компания обращается в стороннее учреждение. Небольшие фирмы обычно делают именно так.
Штрафы для юридических лиц
Проверить
Сложно ли получить лицензию на проведение предрейсовых осмотров?
К сожалению, Сложно, Дорого и Хлопотно! Став, помимо основной деятельности, еще и медицинской организацией готовьтесь к найму, не только медсестер, но и главного врача, санитарок, а также к проверкам лицензионного комитета и Роспотребнадзора (СЭС). Внимательно изучите требования к медицинскому кабинету: две комнаты, одна из которых должна быть оборудована умывальником, медицинская мебель (имеющая сертификаты соответствия), освещение и т.д. Одним словом, если у Вас меньше 100 единиц транспорта, лучше заключить договор с медицинской организацией, которая возьмет на себя ответвственность за медосмотры, избавив Вас таким образом от головной боли. Выйдет дешевле.
Как проходит предрейсовый медосмотр
На медосмотре проверяют:
- Самочувствие водителя. Врач измеряет основные показатели: давление, пульс, температуру. Если пульс и давление не в норме, эти показатели могут измерить повторно через 20 минут.
- Трезвость. Наличие промилле проверяют алкотестером.
Если у водителя есть какие-то жалобы, не в норме основные показатели или обострилось заболевание, в этот день его отстраняют от работы. Медработник выписывает направление на дополнительное обследование в больницу.
Если алкотестер обнаружил промилле, или есть подозрение, что водитель принимал наркотики, медработник запрещает выход на работу.
По закону осмотр входит в рабочие часы. Если работник проходит его в свободное время, ему оплачиваются сверхурочные. За само обследование тоже платит работодатель.
Нужно ли заключать договор на предрейсовые медосмотры водителям такси?
Начнем с того, что с марта 2012 года «охота» за таксистами-нелегалами существенно усилилась. В соответствии с Законом №69-ФЗ от 21.04.2011 года «О внесении изменений в законодательные акты РФ» с 1 сентября 2011 года все водители такси обязаны иметь лицензию на осуществление пассажирских перевозок. Таким образом, чтобы работать легально, необходимо зарегистрировать ИП или ООО и получить лицензию. А если есть ООО или ИП, и транспорт, перевозящий пасажиров (такси), то в соответствии с Законом № 196-ФЗ от 10.12.1995, должен быть договор на проведение предрейсовых и послерейсовых и текущих медосмотров (см. ответ на вопрос №1).
Журнал предрейсового медицинского осмотра
После проверки медицинский работник заполняет журнал предрейсового медосмотра и ставит в путевом листе отметку, подтверждающую, что водитель допущен к управлению автомобилем.
На штампе обязательно указывают время осмотра, чтобы не было сомнений, что он актуален.
Руководитель компании отвечает за журнал: следит за регулярностью записей и соблюдением формы.
В журнале заполняют:
- время проведения осмотра;
- личные данные водителя и сведения о его здоровье;
- медицинское заключение;
- подписи медработника и водителя.
.
Путевой лист с отметкой о допуске водителю выдают перед каждым рейсом. Обычно это происходит каждый день, либо несколько раз в день. Но есть исключения: например, длительные командировки.
По закону путевой лист может быть оформлен и на срок, не превышающий месяца. Если командировка длится, скажем, 20 дней, водителю выдают путевой лист, в котором отмечены все точки его маршрута. Тогда он должен пройти медосмотр только один раз — перед выездом. Результаты будут действительны в течение всего срока командировки.
Как правильно указывать время предрейсового медосмотра и время выпуска на линию?
Главное помнить, что автомобиль не может пройти предрейсовый технический осмотр и выехать на линию не пройдя сначала предрейсовый медицинский контроля водителя. Последовательность действий водителя перед выездом на линию следующая: диспетчер заполняет путевой лист, ответственный за БДД проводит инструктажи и т.д. Расчетное время: 5-15 минут ⇒ водитель с путевым листов направляется к медработнику и проходит медицинский осмотр. Расчетное время: 5 минут, если водителю никуда не надо идти или ехать для прохождения медицинского контроля ⇒ далее, водитель следует к автомобилю, а механик (контроллер технического состояния ТС) выпускает авто на линию (время выезда из гаража). Еще 10 минут. Итого: 10-30 минут
Основная ошибка, которую допускают при выпуске заключается в том, что либо, не соблюдается указанная выше последовательность (например, время выпуска на линию и медосмотра совпадают; таким образом получается, что медсестра на бегу проводит медосмотр водителю который уже выезжает из гаража), либо время медосмотра и техосмотра не учитывается, как рабочее время водителя.
Согласно п.15 (в,г) Приказа Минтранса №15 от 20.08.2004 подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии и время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно включается в рабочее время водителя.
РЕЗЮМЕ: При расчетах рабочего времени водителя руководствуйтесь вышеназванным приказом. Надзорные органы, особенно трудовая инспекция ооочень любят этот нормативный документ!
Послерейсовый медицинский осмотр: нужно ли его проходить
Послерейсовые осмотры обязательны только для водителей, которые в рабочее время перевозят пассажиров или опасные грузы. Требования к ним более строгие: их проверяют после каждой смены и рейса.
Процедура у послерейсовых медосмотров такая же, как у предрейсовых. У этих осмотров две цели:
- Проконтролировать здоровье сотрудника. Регулярные осмотры помогают вовремя заметить начало профзаболевания или отравления, отследить влияние вредных факторов на здоровье.
- Выявить сотрудников, которые употребляют на работе алкоголь или психоактивные вещества.
Для остальных водителей осмотры только рекомендованы. Например, рекомендуется осматривать после рейса людей группы риска: пожилых, людей с заболеваниями, употребляющих алкоголь.
Проверить штрафы организации сейчас
Дистанционные предрейсовые медицинские осмотры
Медосмотр отнимает рабочее время: водитель должен доехать до места осмотра, пройти освидетельствование, получить допуск и только потом может выехать в рейс. Если рейсов несколько, и они начинаются в разных точках города, водитель вынужден каждый раз возвращаться в медцентр, с которым сотрудничает компания. Поэтому некоторые предприниматели организовывают дистанционные осмотры.
Дистанционные осмотры проводятся на точках, где установлена специальная аппаратура: терминал для измерения параметров тела, камера, алкотестер. Процедура осмотра такая:
- Водитель заполняет свои данные в специальной компьютерной системе.
- Терминал, который установлен на точке дистанционного осмотра, измеряет давление, температуру и пульс водителя.
- Встроенный алкотестер проверяет наличие алкоголя в крови.
Все это время за осмотром через веб-камеру наблюдает лицензированный медработник. Он следит, чтобы водитель ничего не нарушил при осмотре. Если все в порядке, медработник выдает заключение и допускает водителя в рейс. Свое решение он подтверждает электронной подписью.
В России есть компании, которые продают оборудование для дистанционных осмотров. Гипотетически, предприниматель может установить несколько аппаратов в нужных точках города и сэкономить время водителей. Но законность этого способа до сих пор под вопросом.
Сторонники того, что дистанционные осмотры законны, опираются на Федеральный закон N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Статья 36.2 разрешает оказывать медпомощь с применением телемедицинских технологий. Обычно компании, которые продают оборудование или организовывают дистанционные осмотры, убеждают клиентов в том, что все абсолютно легально.
Но судебные решения и ответы контролирующих органов указывают на то, что органы власти РФ не считают дистанционные медосмотры законными. К примеру, Арбитражный суд Сахалинской области отказался признать штраф за нарушение порядка медосмотра недействительным. Суд пришел к выводу, что в нормативных актах нет прямых указаний на то, что телемедицина может применяться при проведении предрейсовых медосмотров.
А это разъяснение относительно законности дистанционных осмотров на сайте прокуратуры Республики Крым. Росздравнадзор считает, что дистанционные медосмотры создают угрозу безопасности движения.
В законах нет ни прямого запрета на оказание телемедицинских услуг при проведении предрейсового медосмотра, ни разрешения на дистанционные осмотры. Но практика показывает, что суд практически всегда признает, что дистанционный осмотр — это нарушение.
Дело может не дойти до наказания. Сотрудники, которые проверяют водителей, иногда входят в положение и закрывают глаза на то, что медосмотр был проведен дистанционно. Но по закону у проверяющих есть все основания оштрафовать водителя и предпринимателя на крупную сумму. Поэтому допуск водителя в рейс без личного медицинского освидетельствования — серьезный риск.
В чем разница между предрейсовыми и предсменными медосмотрами водителей?
Предрейсовый – это осмотр водителя перед рейсом, предсменный – соответственно, осмотр перед сменой. То есть причины проведения медосмотра несколько отличаются, и одному работнику одновременно не проводятся оба медосмотра, одного достаточно (для водителей – предрейсовый).
Если говорить о составе процедур при медосмотре, то в обоих случаях он одинаков.
Суть одинаковая. И тот и другой проводятся на основании Приказа Минздрава РФ от 15.12.2014 N 835н “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДСМЕННЫХ, ПРЕДРЕЙСОВЫХ И ПОСЛЕСМЕННЫХ, ПОСЛЕРЕЙСОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ”
Как правило предрейс и послерейс – относится к водителям коммерческого транспорта, а предсменка – к профессиям на опасных производствах.
Почему при прохождении диспансеризации мы проходим так мало обследований?
Прохождение диспансеризации является своеобразным скринингом наиболее часто встречающихся болезней. Для того, чтобы оценить в среднем состояние Вашего организма Вас просят сдать самые распространенные анализы для оценки основных функций систем органов вашего организма. К сожалению, заболеть мы можем благодаря куче различных причин, перечислить которые в одном месте просто невозможно. Для того, чтобы восстановить здоровье, необходимо диагностировать имеющуюся болезнь или отклонение, выявить причины из развития и устранить их или взять под контроль.
Какие лекарства нельзя принимать водителю за рулем?
Список лекарственных препаратов, которые нельзя употреблять водителям изменился. Кроме привычной информации о запрете алкоголесодержащих средств, есть такие медикаменты, которые принимаются при повышенном артериальном давлении, головной боли, лечении ЖКТ, антигистаминные, противопростудные, Анальгетики и антидерпессанты.
Всем автолюбителям и тем, у кого автомобиль – рабочее место, следует знать полный список запрещенных лекарств.
В списке оказались такие популярные анальгетики как Пенталгин, Спазмовералгин, Спазмалгон, Мигренол. В наше время стрессов и волнений тем, кто за рулем запрещен прием Глицина, Тазепама, Элениума и Руланиума.
Кроме того, участились случаи опроса водителей на предмет употребляемых медикаментов. Если прием запрещенного препарата подтвердится, то водителю грозит не только штраф, а и возможность потерять право на управление транспортным средством.
Можно ли с лицензией на предрейсовые и послерейсовые осмотры делать уколы?
В соответствии с п. 46 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию (далее — Закон N 99-ФЗ). Однако, как следует из п. 6 ст. 3 данного закона, лицензиатом может являться только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Таким образом, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, не может иметь лицензию на медицинскую деятельность. Медицинский же персонал организаций, на основании п. 1 ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», должен иметь сертификат специалиста (смотрите также п. 1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, утвержденного Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29.01.2002). А больше информации на ваш вопрос найдёте тут https://predreysovye-osmotry.ru/predreysovye-tekhosmotry .
Как сотрудники ГИБДД определяют, кого надо тормознуть?
Есть много причин для остановки. В основном тормозят всем известные модели автомобилей популярных марок, у которых, например, включены противотуманные фары или просто все фары, которые есть, когда это не нужно, либо автомобиль излишне затонирован или имеет ещё какие-нибудь элементы тюнинга. Также особенно любят излишне грязные, либо старые автомобили, машины у которых не горит одна из фар. Надетые солнезащитные очки в пасмурную погоду также могут стать причиной для остановки. Непристёгнутые, прыгующие по машине дети особенно привлекают внимание. И, конечно же, поведенческие факторы на момент проезда мимо гаишников. Никогда нельзя вилять или сильно снижать скорость перед стоящими инспекторами, а наоборот немного добавить газа и уверенно продолжать движение. Также существуют дни, когда проводятся всевозможные рейды, если Вы заметили это, то соответственно нужно выбирать правильные пути и время суток для проезда, если Вы не желаете быть остановленными.
Источник статьи: https://yandex.ru/q/question/work/v_chem_raznitsa_mezhdu_predreisovymi_i_fb11f5aa/?answer_id=780c7677-f44a-470e-b2ff-367a75d0b6ae
Штрафы и ответственность за нарушения при проведении предрейсовых медосмотров
Штрафы за отсутствие медосмотра устанавливает статья 12.31.1. КоАП РФ:
Для водителей: 3 000 рублей
Для должностных лиц: 5 000 рублей
Для юридических лиц: 30 000 рублей
Штрафы за нарушение установленного порядка медицинских осмотров прописаны в статье 11.32 КоАП РФ:
Для водителей: 1 000 — 1 500 рублей
Для должностных лиц: 2 000 — 3 000 рублей
Для юридических лиц: 30 000 — 50 000 рублей
Если компания не провела осмотр или нарушила порядок его проведения, а водитель попал в ДТП с тяжкими последствиями, может дойти до уголовного преследования. Это расценивается, как нарушение требований охраны труда (Уголовный кодекс РФ, Статья 143). Руководителю и лицу, которое отвечает за проведение осмотров, в этом случае могут назначить:
Штраф до 400 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 18-ти месяцев.
Обязательные работы на срок от 180 до 240 часов.
Исправительные работы на срок до 2-х лет.
Принудительные работы до 1 года или лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Взыскать штраф с работника за непрохождение им медосмотра нельзя — такое решение принял Свердловский областной суд 27.11.2019 по делу о взыскании ущерба с работника № 33-20128/2019.
Проверка штрафов для юр. лиц
Хотите контролировать штрафы, получать ежедневный отчет о новых найденых штрафах и оплачивать их?
Попробовать бесплатно
Можно ли оплатить штраф за нарушения требований о проведении предрейсовых медосмотров со скидкой
Можно. В течение 20 дней со дня вручения постановления действует скидка 50%. Проверить наличие штрафа можно по госномеру автомобиля или по постановлению.
Отследить штрафы бывает непросто: они могут быть выписаны как на организацию, так и на водителя. Чтобы не проверять данные вручную, подключите сервис по контролю за штрафами юридических лиц ОнлайнГИБДД. Все штрафы организации сервис соберет в личном кабинете. Вы сможете оплатить их в один клик и в любой момент посмотреть историю платежей. А если штраф наложен на водителя, программа пришлет ему СМС со ссылкой на онлайн-оплату.
по статье
Напишите нашему юристу, и он поможет разобраться в автомобильном законодательстве. Рассмотрим спорные ситуации и подскажем, как действовать по закону.
Не пропустите новые полезные публикации
Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.
Многие ошибаются — как пишется «еда на(?)вынос»?
Заведения общепита растут на каждом углу, как грибы после дождя. Хочешь — проводи в них время за чашкой кофе и светской беседой, хочешь — закажи еду, чтобы съесть ее дома в темноте под одеялом. Тебе ее упакуют и завернут с собой — ну разве не чудо?
Выносить из заведений можно все, что угодно (кроме мебели, персонала и других объектов, не указанных в меню). Кафе пестрят вывесками с предложением новой услуги — еды на(?)вынос
. Кстати, подождите-ка. А как правильно писать это наречие — слитно или раздельно? Скажу сразу, что правильный ответ может вас удивить.