Есть ОСАГО, но страховая / потерпевший требуют деньги с меня


Что означает обоюдная вина в ДТП в 2021 году?

С одной стороны всё очень просто. Это тот случай, когда все участники аварии признаны её виновниками… Даже если в разной степени.

С другой стороны, самого определения термина «обоюдная виновность» вы не найдёте ни в одном законе или нормативно-правовом акте России:

  • ни в самом главном законе – ФЗ-40 Об ОСАГО не содержится определения термина обоюдной вины в ДТП,
  • ни в Гражданском кодексе нет такого,
  • ни в ПДД, разумеется, и иных правовых актах.

Тем не менее, законодательство 2021 года вполне чётко регулирует все вопросы, связанные с этим. И «обоюдкой» считается 2 случая:

  • когда виновность того или иного участника ДТП установить не удалось (это не совсем правильный с точки зрения правового поля случай, и его следовало бы обжаловать в суде),
  • когда все водители признаны виновниками аварии – эта ситуация чаще всего называется обоюдной виной.

При этом, не имеет значения, сколько всего машин попало в происшествие: 2 или больше. Если в ДТП участвовало, например, 10 автомобилей, то обоюдным данную аварию можно назвать только тогда, когда у всех 10 определена виновность в этом происшествии – что, конечно же, большая редкость.

А если, к примеру, в инциденте 3 участника, но только двое из них признаны виновниками, то само ДТП не является обоюдным, но таковой является вина этих двоих водителей.

Кто решает, что виновность взаимная?

Исключительно судья. Здесь развеем одно из самых распространённых заблуждений среди автолюбителей. Сотрудники ГИБДД на дороге ни в каких случаях не имеют право устанавливать обоюдную вину в ДТП. Более того, они вообще не признают никого виновным, и вы не найдёте такого права у полицейского ни в одном законе.

Виновность в происшествиях уполномочен устанавливать только суд. И именно судья своим решением резюмирует о степени виновности лиц, участвовавших в аварии.

Однако, это не значит, что все вытекающие из «обоюдки» последствия в виде возмещения вреда тоже идут через суд. Вовсе нет. Если никто из участников происшествия не обратиться в судебный орган, то просто выплата будет в равных долях. Об этом мы ещё поговорим ниже.

При «обоюдке» никто никому ничего не должен – это правда?

Нет, неправда. Так, статья 1064 Гражданского кодекса РФ устанавливает обязанность возместить вред, причинённый незаконными действиями.

При обоюдном ДТП вред причинён? Да, причинён. Незаконными действиями? Именно таковыми! Чьими незаконными действиями? Всех участников ДТП.

Из этого следует, что при «обоюдке» в 2021 году не работает правило, что никто из водителей не платит другим и просто сам восстанавливает свой автомобиль. Наоборот, из нормы статьи 1064 ГК РФ следует, что каждый из участников является одновременно и потерпевшим, и виновником. Соответственно, и он возмещает вред, и ему. Однако, не в полной мере, а согласно степени вины.

Судебная практика: не любое нарушение влечёт уменьшение возмещения!

Однако, обратите внимание, что в ситуации, когда все участники признаны виновниками (сотрудниками ГИБДД), не всегда ДТП считается обоюдным. Потому что не любое нарушение является причиной именно вины в аварии.

Объясним проще. В законодательстве 2021 года есть 2 меры ответственности за то или иное нарушение:

  • административная или уголовная – устанавливается государством,
  • гражданская – в виде возмещения причинённого таким нарушением вреда.

Например, водитель проехал на запрещающий сигнал светофора и устроил аварию. В этом случае он несёт 2 меры ответственности:

  • платит штраф в размере 1 000 рублей за проезд на красный (или жёлтый),
  • возмещает ущерб за другой автомобиль, в который он въехал (либо это делает его страховка ОСАГО).

Так вот, при наличии нарушения ПДД, к примеру, административное наказание при его наличии в действующем КоАП РФ наступит в любом случае. Но вот не всякое нарушение влечёт ответственность гражданскую.

Вернёмся к вышеописанному примеру ещё раз. Допустим, что второй водитель был без действующего полиса (в то время, как первый в него врезался, выехав на перекрёсток на красный сигнал светофора). Но это уже не повлечёт обоюдной вины в этом ДТП.

Здесь всё очень просто. При дорожном происшествии для наличия последствий в виде гражданской ответственности должна быть установлена причинно-следственная связь допущенного нарушения с причинением вреда имуществу или здоровью других лиц. Есть ли такая связь, если у участника ДТП нет страховки ОСАГО? Нет. Равно как её не будет, например, если водитель был в нетрезвом виде, скрылся, был не пристёгнут и тому подобное.

Таким образом, обоюдное ДТП может быть только в том случае, когда оба допущенных нарушения ПДД стали причиной аварии. Именно так считает и Верховный суд. В судебной практике есть Определение №24-КГ18-17, где ВС указал буквально следующее:

При этом факт привлечения участников дорожно-транспортного происшествия к административной ответственности не является безусловным основанием для возложения на них гражданско-правовой ответственности за ущерб, причинённый в результате действий (бездействия), за которые они были привлечены к административной ответственности.

Таким образом, одно лишь наличие протокола и/или постановления ГИБДД у второго участника не является основанием для признания вины в ДТП обоюдной. Его ответственность за причинённый ущерб появляется только в том случае, когда такое нарушение стало причиной данного происшествия.

Какие документы должен представить виновник ДТП

Виновник в аварии обязан предоставить следующую документацию:

  • схема дорожно-транспортного происшествия, которую составили участники инцидента;
  • итоги независимой экспертизы с доказательствами и представленной документацией о причинённом ущербе;
  • справка из дорожной полиции о ДТП.

Если говорить о добровольных выплатах, то они являются исключительно личной инициативой лица, которая не имеет какое-либо отношение к невыполнению застрахованным собственных обязательств.

Кто платит при «обоюдке»?

Теперь выясним, как именно происходит распределение выплат при взаимной ответственности всех водителей-участников аварии.

Если у обоих водителей есть страховка ОСАГО?

Итак, в этой ситуации страховое возмещение получат оба водителя. Но какой будет расчёт и кто из страховых будет платить компенсацию?

Всё очень просто. Пункт 22 статьи 12 закона Об ОСАГО устанавливает, что в этом случае выплата будет либо в равных долях по количеству участников, либо обратно пропорционально степени вины каждого из них.

И снова утверждение требует пояснений.

  • В том случае, если ДТП оформлено с помощью европротокола или сотрудниками ГИБДД, и водители согласились с этим, никто никуда не обращался далее за обжалованием или установлением степени вины, то страховые компании обоих участников выплатят потерпевшим в равных долях по количеству этих самых участников. Например, если в аварию попали 2 автомобиля, то оба их владельца получат по половины рассчитанного ущерба их машинам. Если 3, то по 1/3 от полного возмещения.
  • Однако, если вину в данном происшествии определило решение суда, то он же, как правило, устанавливает и степень виновности каждого водителя. И в этом случае каждый потерпевший получает возмещение в той степени, в какой он не виновен.

Абсолютно аналогично положения этой нормы статьи 12 разъяснены в судебной практике Верховного суда в пункте 46 Постановления Пленума №58.

К примеру, один из водителей не уступил дорогу при выезде с прилегающей территории, а другой ехал в нарушение ПДД задним ходом. Приехавшие инспекторы ДПС выписали обоим постановления за нарушения. При этом, если бы оба из них не обращались за решением в суд за установлением степени вины, то им выплатили бы по 50% от ущерба. Но один из водителей подал в суд, который посчитал, что не уступивший дорогу виноват на 70%, а двигавшийся задним ходом – на 30%. И тогда расчёт страхового возмещения будет произведён следующим образом:

  • допустим, повреждения автомобиля не уступившего дорогу посчитаны на 100 000 рублей, в этом случае он получит только 30 000 рублей, так как виноват на 70% – то есть процент виновности вычитается из размера ущерба,
  • а повреждения машины, двигавшейся задом, определены в размере 40 000 рублей, и он получает 28 000 рублей (40000 минус 30% его степени вины в этом обоюдном ДТП).

Однако, здесь есть важная тонкость, когда вина по суду может полностью лечь на того, кто двигался задним ходом – эту тему мы обсудим ниже при описании порядка обжалования «обоюдки».

Если один из участников аварии без полиса?

Здесь также всё просто. Тот, у кого не было страховки ОСАГО, обращается за возмещением ущерба в страховую компанию второго участника. А тот, у кого есть полис, обращается напрямую к причинителю вреда, так как у последнего не застрахована ответственность.

Но и при отсутствии страховки возмещению подлежит ответственность, обратно пропорциональная степени виновности. То есть здесь всё работает точно также, как в примере выше, только возмещает этот процент не страховщик при отсутствии у участника полиса ОСАГО, а сам причинитель вреда из собственного кармана.

Действия пострадавшего

Именно пострадавшему в аварии придется выполнять все процедуры, которые характерны для работы страховой компании. В первую очередь важно правильно действовать на месте ДТП, взять контактные данные второй стороны, вызвать инспектора.
Затем оценивается размер ущерба. Можно самостоятельно взаимодействовать с виновным или обратиться к юристу, который будет представлять интересы.

Оценка ущерба

В обычных ситуациях ее выполняет страховая компания. Но в данном случае нужно обратиться к независимому оценщику, имеющему соответствующую лицензию. Он оценит степень повреждений, необходимость ремонта, рассчитает потерю первоначальных свойств и предстоящие расходы. В конце проверки выдается отчет, результаты которого можно использовать для взаимодействия с виновником ДТП, судебными органами и другими инстанциями.

Претензия

Если произошло ДТП без страховки, крайне важно оформить документы в ГИБДД по всем правилам и взять действительные контактные данные собственника транспортного средства.

Готовится досудебная претензия, к которой прикладывается отчет независимой экспертизы. Подробно указываются обстоятельства дела и размер ущерба. Важно, чтобы все суммы подтверждались документально.

Невиновный направляет претензию по почте или передает лично. В первом случае важно переслать заказное письмо с уведомлением. Во втором требуется еще один экземпляр, где незастрахованный водитель поставит подпись.

Внимание! Важно правильно описать все обстоятельства дела и указать сумму претензий. Данные в досудебном обращении должны точно совпадать с той информацией, которая будет указываться в иске.

Обращение в суд

Если в течение месяца виновный не принял решение о возмещении или отказался нести ответственность, владелец пострадавшего автомобиля подает заявление в суд. В первую очередь правильно определяется инстанция. В мировой суд можно обратиться только при сумме ущерба до 50 тыс. рублей. Но так как обычно предстоит большая выплата, заявление подается в районный суд.

Необходимо подать иск, который имеет следующую структуру:

  1. Вводная часть. В ней указываются реквизиты сторон, ответчика и истца.
  2. Основная часть. Подробно и лаконично описываются произошедшие события, попытка решить проблему в досудебном порядке. Точно определяется сумма ущерба, моральный вред и дополнительные расходы к возмещению.
  3. Заключительная часть. В ней проставляется дата и подпись. Прикладывается список приложений. В качестве доказательств используется протокол с места ДТП, отчет независимой экспертизы, фото-, и видеоматериалы.

Важно знать! Стандартное разбирательство происходит в течение двух месяцев. Еще 30 дней нужно на то, чтобы решение вступило в законную силу.

Что грозит участникам при «обоюдке»?

Всё то же, самое, если бы авария была обычной с одним виновником. Административная ответственность в любом случае будет грозить за допущенное нарушение Правил. А вот гражданская – как мы выяснили – будет уже частичная по степени виновности в аварии.

Давайте в удобном табличном виде взглянем на различия стандартного происшествия от ДТП с обоюдной виной.
Таблица сравнения ответственности при обычном и обоюдном ДТП

ОтветственностьСтандартная аварияОбоюдное происшествие
АдминистративнаяПостановление выпишут тому участнику, кто виновен в ДТП (например, въехал в зад впереди двигавшегося авто).Постановления выписывают всем участникам.
Гражданская, если никто не обращался в судПричинитель вреда или его страховая компания возмещает ущерб потерпевшему.Все водители являются одновременно не только виновниками, но и отчасти потерпевшими. Поэтому частично и получают возмещения – в равных долях по количеству участников.
Гражданская, если суд установил степень обоюдной виновностиКаждый потерпевший получает выплату по степени своей невиновности. К примеру, если суд установил вашу вину в 20%, то вы получите 80% от рассчитанной компенсации ущерба.

Если ДТП с пострадавшими или смертельным исходом?

Выше мы рассматривали исключительно административную и гражданскую ответственность при авариях. Мы специально не усложняли объяснения и примеры, потому что если произошло обоюдное ДТП, в котором вред причинён здоровью или жизни, то здесь всё работает абсолютно также. Просто каждый виновник будет отвечать за своё нарушение как причину пострадавших. Но здесь есть важный нюанс – в зависимости от того, кто пострадал:

  • если второй водитель, то за это отвечает первый (так как нести ответственность за вред, причинённый самому себе, не положено),
  • если, к примеру, пешеход, то оба автолюбителя.

Почему виновнику нельзя получить выплату за своё авто?

Всё очень просто! Сам принцип страхования ОСАГО заключается в защите ответственности водителя, а не его имущества. Таким образом, объектом по вашей страховке является не ваш автомобиль, а ваша виновность в ДТП. А принципом такого страхования является гарантия возмещения за вас вреда потерпевшему.

Поэтому логично заключить, что если вы стали виновником ДТП, то выплату по ОСАГО вы получить никак не сможете, потому что её получит другой участник аварии – потерпевший.

Но законодательство 2021 года не только принципиально предусматривает невозможность выплаты виновнику ДТП, но и прямо говорит о том, что участник происшествия этой категории не сможет получить возмещение ущерба. Речь идёт о подпункте «з» части 2 статьи 6 ФЗ «Об ОСАГО»:

2. К страховому риску по обязательному страхованию относится наступление гражданской ответственности по обязательствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, за исключением случаев возникновения ответственности вследствие:

  • з) причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу;

Таким образом, выплата виновнику ДТП не положена в стандартных ситуациях, ведь по ОСАГО страхуется его ответственность перед другими участниками дорожного движения, а не его имущество.

В противоположность ОСАГО работает страховка Каско – именно по последнему виду страхуется имущество автовладельца, его автомобиль. Поэтому при причинении вреда собственному авто или вещам в нём, собственник как раз и получает возмещение.

Что делать, если произошла обоюдная авария?

Разумеется, оформить её. Порядок здесь ровно такой же, как и при любой другой аварии, как предписывают пункты 2.5-2.6.1 ПДД:

  1. немедленно остановить автомобили и не перемещать их,
  2. выставить аварийный знак и включить «аварийку»,
  3. вызвать ГИБДД (если есть пострадавшие/погибшие или нет возможности или желания составить европротокол).

А вот по дальнейшим действиям у многих автовладельцев могут возникнуть вопросы. Хотя и в данном случае ничего особенного нет. Итак, давайте выясним дальнейший порядок действий при взаимной вине в происшествии.

Важное замечание!

  • В данной статье описаны базовые принципы работы законодательства. Между тем, в судебной практике всё зависит от конкретных обстоятельств.
  • В 96% всех случаев есть такие тонкости, которые могут повлиять на исход всего дела.
  • Поэтому мы рекомендуем доверить дело профессионалам, которые изучат ваше дело и подберут правильную стратегию выигрыша.

На сайте TonkostiDTP работают профессиональные юристы по ДТП, с опытом во всех основных видах споров (ОСАГО, виновность, административные наказания).

Спросить у юриста

или бесплатно проконсультироваться по телефону горячей линии: 8.

В какую страховую компанию обращаться?

В свою, если выполняются условия для этого, предписанные статьёй 14.1 ФЗ Об ОСАГО:

  • пострадали только автомобили,
  • у всех участников есть действующие полисы ОСАГО,
  • при ДТП было взаимодействие (непосредственное столкновение, а не бесконтактное) машин.

Таким образом, не имеет значения, обоюдной признана виновность в аварии или же виновник – один участник. Правила обращения по прямому возмещению убытков не зависят от этого, и, если выполняются условия для этого, вы обязаны обращаться в свою страховую компанию.

Обратите внимание, что при выполнении указанных выше критериев, у вас не появляется право выбора, куда идти за выплатой, а обязанность ехать только к своему страховщику. И наоборот, если хотя бы один из критериев не выполняется (например, у вас нет ОСАГО или было бесконтактное ДТП), то только к страховщику другого участника.

Мне выплатят или направят на ремонт?

Форма компенсации ущерба также не зависит от ответственности и вины. При обоюдном ДТП работают те же правила: по умолчанию страховщик обязан выдать направление на ремонт, а выплата положена, если есть условия из пункта 16.1 статьи 12 ФЗ-40:

  • в ДТП были пострадавшие со средним или тяжким вредом здоровью или погибшие,
  • произошла тотальная гибель автомобиля,
  • если потерпевший – инвалид,
  • если по расчёту сумма ущерба превысила максимальный лимит в ОСАГО,
  • если потерпевший и страховая компания заключили соглашение о выплате по обоюдному согласию,
  • а также если у страховщика нет автосервисов, удовлетворяющих требованиям закона (в той же статье 12).

Мне придётся доплачивать?

Мы выяснили, что даже при обоюдной вине в ДТП вас могут отправить на ремонт. Но как быть, если размер компенсации при этом положен не полный. Неужели и автомобиль отремонтируют только наполовину?!

Вовсе нет! Но и страховщик не обязан доплачивать из собственных средств. В этом случае СТО либо полностью восстановит вашу машину за вашу же доплату, либо будет выплата деньгами. То есть вы имеете право доплатить за полный ремонт – именно право, а не обязанность. Это нам говорит подпункт «д» пункта 16.1 статьи 12 ФЗ Об ОСАГО.

Таким образом, при ободном ДТП вы можете выбрать:

  • выплату деньгами,
  • либо доплатить, и вам отремонтируют автомобиль полностью.

А вот частично восстановить авто по понятным причинам законом не предусмотрено.

Как понять, что мне выплатили достаточно?

Итак, вы обратились с заявлением к страховщику, и вам в результате выплатили определённую сумму денег. Но как понять, что вам всё правильно посчитали и не обманули, не доплатив? Ведь вы уже знаете, что сумма ущерба будет уменьшена на долю виновности. Но конкретных сумм не видели.

Так увидьте их! Дело в том, что пункт 4.23 Правил страхования обязывает страховую компанию ознакомить вас с результатами расчёта, выдав копию акта по его готовности в течение 3 дней с даты вашего письменного запроса.

И именно в акте вы увидите как полную сумму ущерба без вычета процентов, так и после вычета и сможете понять, не занизила ли страховая выплату.

Как оформить ДТП, чтобы получить выплату по ОСАГО

Автомобилисты, которые попали в дорожно-транспортное происшествие, имеют три варианта последующих действий:

  1. вызовите дорожную полицию и дождитесь приезда их на место ДТП;
  2. сообщите о случившемся по телефону и при согласии сотрудников оформите документы, после этого направьтесь в отделение;
  3. оформите европротокол с соблюдением всех требований.

Если по каким-то причинам необходимые бумаги нельзя составить на месте ДТП, документы об инциденте можно в течение суток оформить на стационарном посту дорожной полиции. Только соблюдая данный порядок, можно рассчитывать на страховое возмещение. Поэтому после аварии необходимо быть предельно внимательным.

Как оспорить обоюдную вину?

Абсолютно также, как если бы вина была только ваша. Здесь нужно понимать, что именно вы хотите оспаривать:

  • если саму обоюдность ДТП (то есть чтобы виновником был только другой участник), то вам нужно обжаловать вынесенное в отношении вас постановление,
  • если же степень виновности, то вы подаёте иск о её установлении, где приводите доводы.

Тонкость, когда оспаривать «обоюдку» не можно, а нужно!

Взаимную вину очень часто признают инспекторы, которые не хотят разбираться в тонкостях законодательства – конкретно ПДД. Здесь мы рассмотрим ситуацию, когда одному из водителей вменяют нарушение, когда он не уступил дорогу другому.

Между тем, в судебной практике уже давно устоялось правило «нарушитель не имеет преимущества». Это означает, что обязанность уступать дорогу тому, кто не имеет права на движение, отпадает. Приведём законодательную основу этого утверждения.

  1. Сам термин «уступить дорогу» из ПДД требует уступать её только тем, кто имеет приоритет.
  2. Между тем, приоритет там же определяется как «преимущественное право на движение».
  3. Так вот, если водитель не имеет права на движение, то и преимущественного такого права он в принципе иметь не может.
  4. Следовательно, и обязанность у другого водителя уступить пропадает – нарушения просто нет.

Именно такую последовательность необходимо указать в суде при обжаловании обоюдной вины. Но главное – сослаться на соответствующий судебный акт, которым нижестоящие суды обязаны руководствоваться. Именно указанную нами выше последовательность трактований ПДД даёт Верховный суд в недавнем Постановлении Пленума №20 (пункт 14).

Правила страховых выплат по автогражданке

В соответствии с ОСАГО пострадавшая сторона имеет право на получение компенсации. Денежные средства будут переведены на счёт страховой компании пострадавшего, с которой перед этим был подписан договор.

Важно помнить о следующем:

  • максимальная сумма выплат – 400 тысяч рублей;
  • максимальная сумма выплат при причинении вреда здоровью либо жизни людей – 500 тысяч рублей;
  • в некоторых случаях страховщики могут использовать право регресса, другими словами, возместить собственные расходы за счёт виновного в аварии;
  • при превышении обозначенного в договоре лимита дополнительные денежные средства необходимо взыскать с виновника инцидента. Можно защитить себя от риска взыскания денег со страхователя при аварии. Для этого нужно заблаговременно оформить страховку ДСАГО. Данный полис предоставляет возможность возместить причинённый ущерб в сумме до 1 млн рублей за счёт страховщика.

Можно ли оформить европротокол при обоюдном ДТП в 2021 году?

Да. Обоюдная вина в ДТП никак не ограничивает право заполнить извещение европротокола без сотрудников ГИБДД. Но должны быть выполнены следующие условия (из статьи 11.1 закона):

  • в ДТП должно участвовать только 2 автомобиля – не больше и не меньше,
  • у обоих есть действующие страховки ОСАГО,
  • вред причинён только автомобилям (не другому имуществу и не здоровью),
  • между машинами был прямой контакт,
  • не превышен лимит 100 тысяч рублей (больше вы не получите) или 400 000, если оформляется с помощью приложения,
  • отсутствуют разногласия по обстоятельствам ДТП.

Обратите внимание на последний пункт. Он на практике 2021 года означает, что оба участника должны признавать свою обоюдную вину. Хотя, закон прямо этого не указывает, однако, страховщики часто именно признание вины в том числе относят к разногласиям.

Если у меня есть Каско?

И здесь всё просто. Вы можете просто обратиться по договору Каско и получить полную компенсацию, вне зависимости от вашей виновности в аварии. Это, конечно, зависит от условий такого договора, но почти никогда в них не устанавливаются такие ограничения как обоюдная авария.

После обращения ваш страховщик по Каско взыщет со страховой второго участника ДТП вместо вас ущерб, но также, как взыскали бы и вы – в той доле, какая степень виновности установлена для второго виновника.

Можно ли просто уехать с места ДТП?

Исходя из вышеописанного, можно смело предположить, что небольшую обоюдную аварию лучше вообще не оформлять. Посудите сами – если ущерба у каждой машины, к примеру, на 5 000 рублей, то каждый получит по половине этой суммы, да ещё и за счёт КБМ в течение последующих нескольких лет стоимость страховки будет выше. Явно суммарно это будет стоить больше, чем 2 500 рублей. Ещё и штрафы ГИБДД за нарушения прибавить к этому.

Получается, что лучше вообще никому не обращаться в страховые и не оформлять такое ДТП и просто уехать дальше по своим делам? Почти так, но лучше всё-таки оформить аварию и даже чаще всего получить штраф.

Всё дело в том, что в конечном итоге это может обойтись дороже, если в ГИБДД выяснят, что было ДТП и вы скрылись с него. Это грозит лишением прав на длительный срок. Думаете, что это маловероятно? А теперь представьте недобросовестного второго участника аварии, который таким образом решит избавиться от «обоюдки» тем, что в последующем обстоятельствами ДТП никто не будет заниматься либо он скроет свою виновность.

То есть сценарий возможный здесь приблизительно такой:

  1. вы, например, попали в аварию с превышением скорости и неуступлением дороги,
  2. решили разъехаться, решив, что оба виноваты и из-за незначительных повреждений,
  3. второй водитель возвращается на место аварии и вызывает полицию,
  4. те оформляют ДТП и далее привлекают вас за оставление места происшествия,
  5. при этом, сам факт скрытия, конечно же, не делает вас виновником, но в ряде случаев такая махинация позволит второму участнику скрыть свою виновность (например, дать «правильные» показания и переставить машину).

Что делать в таком случае? Вариантов, на самом деле, немало.

  • Вы, действительно, можете разъехаться, но напишите расписку, что в данном ДТП нет пострадавших, и у вас нет необходимости оформлять инцидент. ПДД дают такую возможность. Но обратите внимание, что пункт 2.6.1 Правил требует, чтобы для этого выполнялись условия для оформления европротокола.
  • Вы можете написать европротокол, договорившись, что никто из вас не будет обращаться, чтобы не повысился КБМ. Здесь, конечно, тоже есть базис для обманных действий.
  • Вы можете оформить аварию и с сотрудниками ДПС, но также не обращаться в страховые компании за выплатой ущерба. Однако, в этом случае приехавшие сотрудники выпишут штрафы за нарушения, которые привели к обоюдному ДТП.

Когда страховщик уполномочен произвести регрессное требование

В некоторых ситуациях страховая может предъявить регрессное требование. К ним относится:

  • на момент возникновения дорожно-транспортного происшествия договор не был продлён. Сезонные полисы используются для экономии денежных средств водителя. Такие соглашения действуют на определённый временной интервал. Вне его страховка не будет действительна;
  • водитель автомобиля, виноватый в дорожно-транспортном происшествии, не вписан в страховой договор;
  • на момент аварии водитель находился в состоянии алкогольного опьянения;
  • водитель, управлявший транспортным средством и нарушивший правила дорожного движения, не имел водительского удостоверения. Для его получения необходимо пройти обучение, сдать экзамен в дорожной полиции и получить документ, подтверждающий право управлять автомобилем. Он выдаётся на срок в 10 лет. Данный срок устанавливается государством и является стандартным. После этого времени удостоверение должно быть заменено. При попадании в аварию автомобилиста, у которого отсутствуют либо просрочены права, он может быть признан виноватым, а случай будет признан нестраховым;
  • автомобилист покинул место инцидента в одной из описанных выше ситуациях;
  • прошло более 5 дней, а страховщик виновника не получил европротокол;
  • срок диагностической карты автомобиля истёк;
  • к управлению автомобилем было допущено огромное количество автомобилистов. Такая ситуация допускается, когда транспортное средство зарегистрировано на организацию. В подобных случаях требуется оформить неограниченный полис;
  • ущерб пострадавшему был причинён преднамеренными действиями;
  • виновник решил утилизировать свой автомобиль либо начал его ремонт.

В некоторых ситуациях страховка выплачивается виновнику ДТП по ОСАГО. Для этого необходимо доказать, что каждая сторона инцидента виновата. В таком случае выплата может покрывать не всю сумму, а только половину причинённого вреда.

Судебная практика по обоюдным ДТП

Давайте, помимо Верховного суда, рассмотрим ещё практику обычных судов по рассмотрению таких дел, взглянув на пару примеров.

  • В Башкирии суд сделал интересное заключение. В 2021 году максимальный лимит выплаты по имуществу по ОСАГО составляет 400 000 рублей. Так вот, судья указал, что при обоюдной виновности в ДТП максимальный размер должен быть учтён не при расчёте, а при конечной сумме выплаты. То есть, если страховая насчитала ущерба на 500 тысяч, а степень вины 50%, к примеру, то выплатит должны 250 тысяч, а не 50% от максимального лимита – то есть 200 тысяч.
  • В Тульской области суд вынес решение по делу об аварии, когда 2 автомобиля двигались задним ходом и совершили столкновение. При этом, нарушили пункт 8.12 ПДД. Наказания за это нарушение действующий КоАП РФ не предусматривает. Поэтому приехавшие инспекторы выписали определение об отказе в возбуждении дела. На основании такого отказа один из участников пытался оспорить обоюдную виновность. Однако, это не удалось, так как суд установил, что оба нарушения привели к аварии, и отказ в возбуждении дела не несёт за собой отмены вины.
  • Рекомендуем прочитать полностью ещё одно интересное решение суда в Кемеровской области. Там и бесконтактное ДТП с попыткой обращения в свою страховую потерпевшим, и обжалование обоюдной вины, когда водителю вменили превышение скорости (а другому – перестроение).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]