Какими должны быть пункты техосмотра
Любой полис автострахования, будь то ОСАГО, КАСКО, Техпомощь или другой, требует достоверной информации о техсостоянии ТС. С 2012 года проведение данной функции было передано операторам техосмотра (ТО). Это сделало СТО привлекательным сегментом бизнеса, особенно для владельцев автомастерских, уже имевших значительную техническую базу и помещение.
Многие заинтересовались идеей открытия такой точки. Но перед тем как открыть пункт технического осмотра, следует ознакомиться с требованиями РСА для этого бизнеса и просчитать рентабельность предприятия.
Немаловажно продумать, как в условиях рыночных отношений и конкуренции сделать его привлекательным для автовладельцев, которые являются основными потребителями услуг пунктов ТО. Исходя их требований Союза Автостраховщиков, пункт техосмотра может быть только стационарным и оснащенным техническим оборудованием в необходимом объеме, опять же, регулируемым РСА.
Аккредитованный оператор ТО должен иметь адрес, что заранее исключает возможность получения диагностической карты ТС в передвижных пунктах техосмотра. Несмотря на кажущееся удобство оказания услуги мобильного ТО – она незаконна. А потому получить аттестат РСА на передвижной пункт техосмотра невозможно.
Как открыть пункт техосмотра без профессионалов?
Теперь поговорим о персонале. Думаем, вы прекрасно понимаете, что даже самые новые системы могут оказаться просто бесполезными, если нет квалифицированных кадров, способных их обслуживать. Поэтому особенно тщательно подойдите к вопросу подбора сотрудников.
Представьте, ведь именно им придется диагностировать сложные системы автомобиля и принимать зачастую непростые решения о выдаче специального талона технического осмотра, заверенного собственноручной подписью.
Естественно, что эксперт в обязательном порядке должен иметь определенное образование, особые навыки и профессиональный опыт. Минпромторга РФ учредило перечень требований к специалистам техсервисов. Они включают в себя высшее образование в сфере обслуживания автотранспортных средств, а также необходимость прохождения систематических курсов повышения квалификации.
Как открыть пункт ТО
Требования к желающим проводить ТО транспортных средств достаточно просты.
Чтобы открыть пункт техосмотра, необходимо:
- иметь статус юрлица или индивидуального предпринимателя;
- пройти регистрацию в ЕГРЮЛ и налоговой инспекции;
- иметь код ОКВЭД 71.20.5 – ТО автотранспортных средств.
Проводить ТО ТС для заключения договора со страховой компанией имеют право только те, кто получил аккредитацию в РСА (Российском Союзе Автостраховщиков).
Ключевые моменты открытия пункта ТО
Весь процесс оформления разрешения на проведение ТО состоит из четырех этапов:
- юридического;
- технического;
- финансового;
- организационного.
Каждый этап предусматривает выполнение определенных действий.
Юридическая подготовка включает:
- открытие ООО или ИП;
- прохождение аккредитации пункта ТО.
Техническая составляющая включает:
- выбор места и помещения, соответствующих роду деятельности;
- техническое оснащение пункта согласно приказу Минпромторга (последняя версия за май 2021 г.).
Финансовая сторона подразумевает разработку бизнес-плана проекта. Это позволит определиться с размером вложений и сопоставить его с ожидаемой выручкой.
Ориентировочный срок окупаемости рассчитывается на основе ожидаемой прибыли.
Организационные вопросы:
- укомплектование пункта ТО квалифицированными кадрами и формирование кадрового резерва;
- обучение и повышение квалификации имеющихся специалистов;
- проведение широкой рекламой компании для привлечения клиентов.
Регистрация деятельности
Чтобы стать оператором техосмотра следует зарегистрировать предприятие по следующей схеме:
- определиться с формой собственности – оптимально ООО или ИП;
- предоставить в налоговую службу подготовленный пакет документов;
- заплатить государственную пошлину;
- определиться с наиболее выгодной формой налогообложения;
- получить нужный ОКВЭД;
- зарегистрироваться в территориально соответствующей организации медицинского и пенсионного страхования;
- получить аттестат РСА, обязательный для всех операторов ТО.
Требования к помещению
До 2012 года действовали Требования к производственно-технической базе, в которых указывались обязательные условия, применяемые к территории.
Среди требований присутствовали:
- наличие площадок для проведения стендовых испытаний тормозных систем;
- наличие подъездных путей;
- площадка для стоянки неисправных транспортных средств.
Хотя в Законе о техосмотре ФЗ №170 (от 2012 г.) требования к помещению сведены к наличию в собственности или аренде строения, имеющего адрес и зарегистрированному в установленном законодательстве порядке, существуют три критерия, которым должен соответствовать пункт технического осмотра.
Помещение должно быть:
- сквозным для проезда;
- оснащенным необходимыми коммуникациями;
- оснащенным камерами видеонаблюдения для контроля прохождения автомобиля ТО.
Требования к техническому оснащению пункта ТО
Если для помещений, в которых будет проводиться ТО, требования минимальны, то техническое оснащение такого пункта в обязательном порядке должно соответствовать приказу Минпромторга № 1677 от 6 декабря 2011 г с учетом изменений от 25 мая 2021 г.
Документ регламентирует:
- технические средства диагностирования состояния ТС;
- параметры измерения;
- диапазон измерения;
- допустимую погрешность;
- применение альтернативного оборудования или использование данного стенда для конкретной категории транспорта.
Для проведения ТО достаточно иметь лишь то оборудование, которое соответствует области аккредитации. В среднем, его закупка обойдется в сумму не менее 350 тыс. рублей, а верхняя граница может доходить до миллиона.
Требования к работникам
Помимо помещения и оборудования, станция ТО должна иметь в штате хотя бы одного технического эксперта.
Для аккредитации предпринимателя, как оператора ТО, эксперт должен соответствовать определенным требованиям РСА.
Он должен иметь:
- профильное образование;
- стаж работы по специальности;
- водительское удостоверение с категориями, включающими область аккредитации.
Как открыть свой пункт технического осмотра автомобилей
В 2012 году правительством РФ был принят закон, согласно которому органам ГИБДД запретили проводить техосмотр автомобилей, переложив эту процедуру на частные организации.
Эта новость стала сигналом для многих предпринимателей, которые с радостью взяли на себя обязательства по проведению технического осмотра авто. Для того что бы заниматься этой деятельностью необходимо наличие специального документа-аттестата аккредитации Российского союза автостраховщиков (РАС). Что бы получить этот аттестат нужно отправить в РАС письменное обращение, прилагая следующие документы:
- копия паспорта;
- копии учредительных документов;
- копия выписки из реестра ЕГРЮЛ;
- копии документов, подтверждающих права на владение помещением и оборудованием;
- копию документа, подтверждающего возможность передачи сведений в ЕАИС ТО;
- копию документа о подтверждении квалификации сотрудников;
- копию документа, дающего право осуществлять деятельность от имени юрлица;
- лист с описью всех прикреплённых документов;
- чек(копия), подтверждающий оплату за аккредитацию;
Аккредитация зависит от категории транспортного средства. Эта процедура платная-20 тыс руб.(плюс по 10 тыс руб. за каждую точку техосмотра). Так же вам будет необходимо каждый год подавать сведения о соответствии всем требованиям аккредитации, за что придётся платить 15 тыс. руб.
Решение о выдачи аттестата выносится по истечению 5-10 дней. Организация имеет право отказать в аккредитации, если посчитает, что переданные документы не достоверны или не соответствуют требованиям.
Если ваша компания решила сменить своё название, собственника, или же переквалифицироваться на другие категории автомобилей, то это потребует переоформления аттестата аккредитации, что повлечёт дополнительные расходы в размере 15 тыс. руб.При увеличении точек техосмотра так же придётся заплатить по 10 тыс руб. за каждую.
Помещение для пункта технического обслуживания подобрать не сложно, но вот к оборудованию предъявляются определённые требования. Эти требования прописаны в приказе Минпромторга России № 1677 от 6 декабря 2011 г. «Об утверждении основных технических характеристик средств технического диагностирования и их перечня».
Список необходимого оборудования для проведения технического осмотра
- стенды для диагностики систем торможения под автомобили с разной массой;
- приборы, позволяющие измерить люфт руля;
- оборудование для проверки световых приборов(правильность регулировки и сила света фар);
- средства для технической диагностики шин(линейки, штангенциркули);
- ряд приборов для диагностики систем двигателя(шумомер, прибор для выявления негерметичных участков, прибор для измерения количества оборотов и температуры масла двигателя, дымомер, газоанализатор);
- средство для диагностики светопропускной способности стекол;
По утверждению владельцев пунктов технического обслуживания стоимость оборудования составляет примерно от 400 тыс. руб до 1 млн. руб в зависимости от его новизны и качества. Если у вас на руках нет документов, подтверждающих факт владения диагностическим оборудованием, то можно обратиться в агентство по техническому регулированию и метрологии, где вам предоставят нужные документы.
Если вы определились с выбором помещения и подбором оборудования, то теперь осталось найти подходящего квалифицированного сотрудника. А вот тут могут возникнуть вопросы.
К работе в сервисе техосмотра допускается только человек с соответствующим образованием и со стажем работы. Требования к специалисту подробно описаны в приказе Минпромторга России № 1664 от 1 декабря 2011 года «Об утверждении квалификационных требований к техническим экспертам».
Если более конкретно, то специалист технического осмотра должен иметь:
- водительское удостоверение со стажем работы от 3-х лет
- высшее образование по автотранспортной специальности(допускается среднее образование совместно с дипломом повышенной квалификации)
- практический опыт работы обязателен(для специалистов с высшим образованием-от 2-х лет, а для специалистов со средним образованием-от 3-х лет)
Изначально плата за проведение техосмотра состояла из двух частей-пошлины в размере 300 руб. и самой процедуры технического осмотра, которая разнилась по стоимости в зависимости от региона, но потом госпошлину отменили.
Владелец пункта техосмотра вправе сам устанавливать цену за предлагаемые услуги, однако стоимость не может превышать определённой фиксированной величины, установленной законом. Средняя цена за прохождение технического осмотра составляет 1800 руб.
Владелец пункта ТО обязан регулярно подавать сведения о проведённых осмотрах автомобилей в единую автоматизированную систему (ЕАИС ТО). Сведения подаются через официальный сайт ГИБДД. Делать это нужно для того, что бы хозяин автомобиля смог потом получить страховку по «ОСАГО».
В случае нарушений с вашей стороны, если таковые будут выявлены, сначала последует предупреждение, а после повторного замечания аккредитации незамедлительно лишат. Поэтому думайте в первую очередь о будущем, а не о кратковременных деньгах.
Бывают случаи когда владельцы техсервисов открывают пункты технического осмотра как дополнение, что не противоречит закону. Следует отметить, что хозяин точки техосмотра не вправе проводить осмотр собственного автомобиля.
Что бы открыть свой собственный пункт технического обслуживания автомобилей нужно вложить 650 тыс. руб. Приблизительный срок окупаемости около года.
Вопросы аккредитации
Для получения статуса пункта технического осмотра автотранспорта необходимы разрешительные документы, выдачей которых, согласно Правилам аккредитации операторов ТО (утвержденных приказом Минэкономразвития), занимается РСА. Целью аккредитации является установление соответствия заявителя требованиям закона.
Для получения аттестата в РСА необходимо предоставить:
- заявление;
- учредительные документы;
- выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- подтверждение наличия помещения – документы о собственности или аренде помещения;
- документы, подтверждающие наличие в собственности или аренде необходимых технических средств, советующих списку для выбранной категории транспорта;
- документы на предоставление услуг связи для регулярной передачи информации в единую информационную систему (ЕАИСТО), содержащую информацию об автовладельцах и их техосмотре;
- подтверждение наличия в штате технического эксперта, соответствующего установленным требованиям;
- доверенность от юридического лица для подтверждения правомочности подписи лица, поставившего подпись в заявлении;
- опись вложения;
- платежный документ, подтверждающий оплату проведения аккредитации.
Разрешение РСА выдается оператору ТО на конкретно выбранную им область – категорию ТС, досматривать которую ему дает право полученный аттестат.
Категорию нужно выбрать из списка транспортных средств:
- мотоциклы (L);
- для перевозки пассажиров, имеющее менее 8 мест (М1);
- с числом пассажирских мест более 8 и массой менее 5 тонн (М2);
- с числом пассажирских мест более 8 и массой более 5 тонн (М3);
- грузовые грузоподъемностью менее 3,5 тонн (N1);
- грузовые грузоподъемностью от 3,5 до 12 тонн (N2);
- грузовые грузоподъемностью более 12 тонн (N3);
- прицепы массой менее 0,75 тонн (О1);
- прицепы массой от 0,75 до 3,5 тонн (О2);
- прицепы массой от 3,5 до 10 тонн (О3);
- прицепы массой свыше 10 тонн (О4).
Документы, которые подают в РСА для получения аккредитации организации или ИП как оператора ТО, рассматриваются в срок не более 10 дней.
В случае выявления недостоверных данных или нарушений в установленном порядке оформления документов, РСА может вернуть документы для устранения ошибок или отказать в получении разрешения.
При положительном решении РСА вся доступная информация о новом операторе ТО заносится в официальный реестр.
Летом 2011 года функцию проведения техосмотра передали от ГИБДД частным компаниям. Теперь каждый желающий может открыть свой техосмотр и зарабатывать на этом. Документы, требующиеся для открытия частного техосмотра следующие. — учредительные документы (копии); — копия паспорта индивидуального предпринимателя; — выписка из ЕГРИП или ЕГРЮЛ; — копии документов, которые подтверждают собственность сооружений (или аренду), а также средств технической диагностики с утвержденными соответствующими техническими характеристиками; — копии документов, которые подтверждают возможность передачи информации в ЕАИС ТО; — копии документов, подтверждающие то, что в штате организации имеется по крайней мере один технический эксперт, соответствующий необходимым утвержденным требованиям; — копия документа, которым подтверждается, что лицо, подписавшее заявление, имеет право действовать от имени юридического лица; — опись прилагаемых документов; — копия платежного банковского поручения, которое подтверждает внесение оплаты за аккредитацию. Собственник коммерческого пункта проведения техосмотра имеет возможность выбрать либо одну, либо несколько областей для аккредитации, то есть в каких категориях транспортных средств он имеет право проводить осмотр. Категории транспортных средств имеются следующие: — мотоциклы (L); — транспортные средства, которые используются для перевозки пассажиров и имеют не больше восьми сидячих мест, кроме водителя (М1); — транспортные средства для перевозки пассажиров с более, чем восемью местами для сидения, кроме водительского, и массу не более 5 тонн (М2); — транспортные средства для перевозки пассажиров с более, чем восемью местами для сидения, кроме водительского, и массу свыше 5 тонн (М3); — грузовые транспортные средства массой не больше 3,5 тонн (N1); — грузовые транспортные средства массой свыше 3,5, но не более 12 тонн (N2); — грузовые транспортные средства с массой более 12 тонн (N3). После поступления в РАС вашего заявления, в течение 10 рабочих дней принимается решение о выдаче аттестата или об отказе, что может быть, если заявителем поданы недостоверные данные или документы оформлены с отклонениями от требований. Если принято положительное решение, вся информация о новом операторе вносится в официальный реестр. Согласно специальному постановлению Правительства РФ о размере платы за проведение аккредитации, вам придется уплатить 20 тысяч рублей и сверх того – по 10 тысяч рублей за каждый из пунктов техосмотра, которые указываются в заявлении. Аккредитацию необходимо ежегодно подтверждать, что обойдется в 15 тысяч рублей плюс еще раз по 10 тысяч рублей за каждый пункт техосмотра. Если вы при начале работы фирмы выбрали какие-то области работы, а затем собираетесь расширить их количество, если вы поменяли название компании или персональные данные владельца, то предстоит переоформление аттестата аккредитации, за что необходимо доплатить 15 тысяч рублей плюс по 10 тысяч за каждый пункт ТО. Увеличение количества пунктов техосмотра также потребует переоформления аттестата, за что придется уплатить 10 тысяч рублей и по 10 тысяч за каждый пункт, который вы указали в заявлении. Помещение для пункта техобслуживания может быть использовано любое, лишь бы подошла площадь. Но специальное оборудование необходимо. Приказом Минпромторга России от 6 декабря 2011 года № 1677 «Об утверждении основных технических характеристик средств технического диагностирования и их перечня» установлен следующий состав оборудования: — диагностическое оборудование для тормозных систем (роликовые универсальные стенды для проверки систем торможения автомобилей различной массы), площадочный универсальный стенд проверки систем торможения, средства проверки герметичности и давления в приводах тормозов, прибор для контроля эффективности систем торможения в дорожных условиях, нагружатель сцепного устройства для прицепов); — оборудование для диагностирования рулевого управления (прибор, измеряющий в рулевом управлении суммарный люфт, тестеры для проверки люфтов в различных деталях подвески и рулевого управления); — диагностическое оборудование для световых внешних приборов, для проверки регулировки фар и силы света; — средства диагностики шин (линейка и штангенциркуль); — диагностическое оборудование для двигателя и для его систем (дымомер, газоанализатор, прибор для контроля частоты оборотов и температуры масла, универсальный прибор, определяющий содержание загрязняющих веществ в выхлопных газах, течеискатель, проверяющий герметичность системы питания, шумомер); — средства диагностирования остальных элементов (прибор, проверяющий светопропускание стекло, линейка); — компрессор, наконечники, манометр. По данным самих владельцев бизнеса этого типа, все оборудование для проведения техосмотра автомобилей может стоить от 250 тысяч до одного миллиона рублей. Если вы приобрели какое-либо оборудование для техосмотров, но не сохранили об этом соответствующие документы, факт обладания им можно свидетельством о его проверке, которое выдает Федеральное агентство по метрологии и техническому регулированию. В регионах есть комитеты этого агентства. С помещением и оборудованием все более-менее понятно, но по требованию о наличии в каждом пункте проведения техосмотра квалифицированного эксперта имеется много вопросов. Технический эксперт должен отвечать определенным квалификационным требованиям. Именно он проводит диагностирование автомобилей, принимает решение, выдавать или нет талон техосмотра, и своей подписью его заверяет. Эксперт должен обладать необходимым образованием, опытом работы и навыками. Согласно Приказу Минпромторга России утверждены требования, согласно которым техническим экспертом может быть специалист, который имеет: — профессиональное высшее образование в сфере автотранспортной деятельности, подтвержденное дипломом государственного образца, или непрофильное высшее плюс документ о повышении квалификации, или среднее профильное с дипломом о повышении квалификации. То есть высшее образование эксперта может быть не на автомобильную тематику, но должно быть получено в техническом вузе. И ему потребуется пройти курсы по программе повышения квалификации «Эксперт технического контроля и диагностики автотранспорта» с получением сертификата или диплома. В этом году еще допускается, чтобы вместо документа о повышении квалификации согласно программе «Эксперт технического контроля и диагностики автотранспорта» эксперт имел документ, подтверждающий его повышение квалификации по программе, рассчитанной для контролеров; — водительские права и стаж вождения не менее трех лет, причем по тем категориям транспортных средств, которые ему предстоит осматривать; — опыт практической деятельности. Эксперт должен не только иметь необходимые знания, но и обладать навыками практической работы в производственных условиях или в условиях контроли или ремонта автомобилей. Есть ограничения и по минимальному опыту – те, у кого имеется высшее образование, должны иметь стаж работы по специальности не меньше, чем два года, а те, у кого среднее образование – не меньше трех лет. До того, как вступил в силу новый закон, при прохождении техосмотра приходилось уплачивать госпошлину (300 рублей) и стоимость техосмотра. Начиная с этого года, коммерческие пункты техосмотров берут только плату за сам техосмотр, без пошлины. Размер стоимости услуг ограничен, причем отдельно для каждого субъекта Федерации. Дороже всего техосмотр стоит в Москве и в Приморском крае. В остальных районах стоимость почти не изменилась и, в зависимости от региона и категории транспортного средства, может составлять от 100 до 2300 рублей. Компании, которые проводят технические осмотры, имеют право самостоятельно устанавливать на свои услуги расценки, с одним лишь условием: выше максимального тарифа они быть не могут. Операторы ТО имеют право заключать договора с РСА и с производителями бланков талонов техосмотра, так что они сами обеспечивают себя новыми бланками. Компании, которые аккредитованы для этой работы, должны каждый день передавать в единую автоматическую систему (ЕАИС ТО) данные о техосмотрах, которые они провели, и о талонах, которые выдали. Прежде всего, эти данные необходимы для страховых компаний, поскольку полис ОСАГО теперь может быть выдан только при наличии талона о техническом осмотре, который выдается сроком на полгода. Специального программного обеспечения для передачи данных не потребуется: она производится через сайт ГИБДД. Действие аттестата может приостанавливаться, если, например, при передаче сведений в ЕАИС ТО вы совершили ошибку, нарушили принятую процедуру прохождения техосмотра или же не сумели пройти ежегодную процедуру, подтверждающую, что ваш пункт соответствует установленным требованиям. Если таких нарушений будет два в течение года, аттестат подлежит аннулированию. Большинство пунктов технического осмотра открываются при уже существующих автомастерских. Закон не ограничивает совмещение этих видов деятельности. Владелец пункта техосмотра не имеет права проводить техосмотр своего транспортного средства, так как основанием для проведения техосмотра является договор, а заключить договор с самим собой нельзя. В бумажном виде этот договор не существует, так как оплата услуг по проведению осмотра является подтверждением факта заключения договора. Наименьший стартовый капитал, с которым можно открывать свой пункт проведения техосмотров, составляет 500 тысяч рублей. Если других источников прибыли нет (к примеру, автомастерской), эти вложения окупятся за один год.
Ещё статьи:
- Бизнес идея по продаже одежды в социальных сетях
- Нанесение фото на кружки
- Свой малый бизнес на оценке антиквариата
- Игрушки против сахарного диабета
- Бизнес на белье против пролежней
Стоимость проведения аккредитации
Стоимость услуги аккредитации оператора ТО регламентирована Постановлением Правительства РФ № 912 от 03.11.2011 г. Согласно ему оплата по каждому заявлению проводится одним платежом.
Стоимость документов на право проведения ТО составляет:
- 20 тыс. рублей — за рассмотрение документов и принятие решения;
- 10 тыс. рублей — за каждый пункт ТО, оговоренный в заявлении.
Аттестат РСА выдается на 1 год и должен ежегодно подтверждаться. Это является платной услугой.
Размер платы составляет:
- 15 тыс. рублей — за подтверждение аккредитации;
- 10 тыс. рублей — за пункт ТО.
При расширении области аккредитации оператор ТО должен заплатить:
- 15 тыс. рублей — за рассмотрение заявления;
- 10 тыс. рублей — за каждый пункт ТО.
Если предприниматель, имеющий аттестат, открыть пункт еще один пункт технического осмотра, то помимо документов, указанных в разделе про аттестацию, ему необходимо подать заявление об увеличении их количества и внести соответствующую оплату.
Размер оплаты составит:
- 10 тыс. рублей — за заявление;
- 10 тыс. рублей — за каждый новый пункт.
Аннулирование аттестата
Аттестат РСА, ранее выданный оператору ТО может быть аннулирован.
Это происходит при следующих условиях:
- предпринимателем принято решение о прекращении деятельности оператора ТО;
- прекращение деятельности ООО или ИП;
- наличие выявленных в течение года двух или более нарушений требований РСА или правил проведения ТО.
Передача полномочий проведения техосмотра транспортных средств под протекторат РСА, преследовал цель справиться с очередями в ГИБДД и устранить формальное проведение осмотра автомобиля. Практика показала, что, несмотря на наличие ряда недочетов, этот шаг полностью себя оправдал. Технически неисправных автомобилей на дорогах страны стало в разы меньше. Таким образом, операторы ТО вносят свой вклад в обеспечение безопасности движения.