Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 25 декабря 2006 г. N 163 г. Москва Об утверждении Положения о порядке служебного расследования и учета транспортных происшестви


Особенности расследования ДТП

Особенности расследования дела о ДТП зависят от его обстоятельств:

  • живы ли и могут ли давать показания его участники;
  • были ли очевидцы события;
  • информативен ли осмотр места аварии, автомобилей, или нужно проводить экспертизы.

Иногда уже после выезда по адресу, составления протокола картина происшествия ясна. В иных случаях (гибель или побег одного из участников, противоречивые показания оставшегося в живых, свидетелей, отсутствие последних) нужны дополнительные меры для выяснения ситуации:

  • выполнение автотехнической экспертизы;
  • установление и поиск сбежавшего водителя, его задержание по горячим следам;
  • идентификация транспорта, участвовавшего в аварии;
  • проведение повторного осмотра места аварии;
  • судебно-медицинская, криминалистическая экспертизы;
  • более детальное изучение вещественных доказательств;
  • поиск очевидцев, если они не объявляются сами;
  • повторные допросы очевидцев;
  • следственный эксперимент;
  • анализ данных, полученных от видевших событие, участников, в результате экспертиз.

Рекомендуем прочитать об оформлении ДТП аварийным комиссаром. Из статьи вы узнаете о том, кто такие аварийные комиссары, их обязанностях, преимуществах оформления ДТП специалистом. А здесь подробнее о том, в каких случаях лишают прав за ДТП.

Группа разбора ГИБДД

Группа разбора формируется в ГИБДД из сотрудников, специализирующихся на расследованиях обстоятельств автоаварий. Они должны рассмотреть предлагаемые им материалы дела, добыть новые данные, чтобы установить:

  • как произошло событие;
  • кто в нем виновен;
  • какие правила и законы были нарушены водителем.

Группа административной практики может много сделать для прояснения обстоятельств аварии. Но иногда полицейские просто уговаривают водителя признать себя виновным, хотя это не так. У автомобилиста есть шанс избежать ошибки. Ведь решение группы не является окончательным, его можно обжаловать.

Дознаватель после ДТП

Дознаватель из ГИБДД вступает в расследование после ДТП, если выезжавший на место инспектор не выявил виновного. Этот сотрудник устанавливает дополнительные обстоятельства, вызывает участников, свидетелей, беседует с ними, принимает предъявленные водителями доказательства, назначает при необходимости экспертизы. Собственно, дознаватель – один из членов группы разбора. Он может закрыть дело, выявив виновного, либо передать его в суд.

Следователь по ДТП

Следователь работает по ДТП, если в происшествии серьезно пострадали или погибли люди. Тогда им заводится не административное, а уголовное дело. В компетенцию следователя также входят:

  1. выезд на место с целью осмотра, изъятия вещественных доказательств;
  2. оформление результатов процедуры;
  3. установление нескольких версий события;
  4. их проверка, то есть допросы участников, свидетелей, назначение экспертиз, следственных экспериментов, очных ставок;
  5. составление обвинительного заключения;
  6. отправка дела в суд.

Что такое группа разбора

Под группой разбора понимают специальную группу сотрудников отделения Госавтоинспекции, занимающихся подробным расследованием обстоятельств дорожной аварии. Группа разбора при ДТП выполняет следующие функции:

  • детальное исследование причин автопроисшествия и спровоцировавших его факторов;
  • квалификация действий водителей в транспортном происшествии;
  • установление степени вины участников ДТП;
  • определение виновника аварии и меру его ответственности — наказание;
  • оформление итогового документа с учетом всех обстоятельств происшествия.

В процессе административного расследования выясняются подробности события, и с учетом всех деталей определяется, кто виноват в ДТП. Однако есть вероятность, что протокол, а впоследствии и постановление по конкретному административному происшествию, будут оспорены и лицо, привлечённое к ответственности, признают невиновным.

Рассмотрение ДТП

Рассмотрение дела о ДТП включает в себя:

  1. выезд инспектора на место аварии, фиксацию и документирование обстоятельств ее совершения (протоколы осмотра, справка, выявление и опрос свидетелей, схема, фото), взятие объяснений с участников;

  2. анализ дознавателями информации из бумаг, составленных сотрудником ДПС, схемы происшествия, разъяснений водителей, актов медосвидетельствования;
  3. явку автомобилистов, попавших в аварию, для дачи показаний группе разбора ГИБДД, если на месте нельзя определить виновного и вынести постановление о нарушении, уплате штрафа;
  4. назначение и выполнение экспертиз, которые дадут ответы на возникшие в ходе рассмотрения вопросы (этот этап присутствует не всегда);
  5. оформление итогов анализа в виде постановления.

Водители-участники имеют право дополнять свои объяснения, спрашивать о непонятном, настаивать на привлечении к делу специалистов, записывать происходящее. Если кто-то не согласен с оформленным постановлением, его можно обжаловать в течение 10 дней после получения копии. За этим обращаются в суд или к вышестоящему руководству инспекции.

ДТП с жертвами

При аварии с пострадавшими обязанности водителя при ДТП будут несколько иными. Главное — обязательно надо вызывать сотрудников ГИБДД. Также в первую очередь обязанностью водителя при ДТП с пострадавшими будет оказать доврачебную помощь, затем вызвать скорую помощь и полицию, а при необходимости — спасателей, например, если необходимо деблокировать жертву.

Если нужно срочно доставить человека в медицинское учреждение, а врачи по какой-то причине не могут оперативно приехать на место аварии, отправляйте раненых в больницу на попутке. Если попуток нет, один из участников аварии может самостоятельно отправиться с пострадавшим в больницу. Там он будет обязан предъявить паспорт, права, свидетельство о регистрации авто, а после вернуться на место происшествия.

Как происходит разбор ДТП в ГИБДД

Разбор ДТП в ГИБДД с участием сформированной с этой целью группы происходит в несколько этапов:

  1. сотрудники сначала без участия виновной и пострадавшей сторон изучают документы по аварии;
  2. оповещают о дате и месте проведения дальнейшей процедуры водителей;
  3. в назначенное время их приглашают в кабинет, где дают возможность еще раз описать собственное видение ситуации;
  4. автомобилисты предоставляют доказательства своей правоты (фотографии, видео, свидетельские показания), могут требовать назначение экспертизы;
  5. ответ на ходатайство группа разбора должна дать тут же и в письменном виде;
  6. если назначается экспертиза, ждут ее заключения, после чего устанавливается виновник;
  7. оформляется постановление.

Водителей могут пригласить на группу разбора по одному или вместе. Второй вариант больше похож на очную ставку, но нарушения закона в этом нет. Иногда так проще и точнее устанавливается истина.

Как происходит разбирательство в ГИБДД?

Расследование дорожного происшествия начинается сразу же после вызова сотрудника ГИБДД. Процедура проводится в несколько этапов. Ее итог зависит от компетентности специалиста, оформляющего ДТП. На начальном этапе определяется криминалистический характер происшествия и степень ответственности его участников. Дальнейший порядок расследования определяется в зависимости от наличия пострадавших и от степени нанесения вреда их жизни и здоровью.

В процессе расследования важно установить причинно-следственную связь при ДТП. Не всякое нарушение ПДД становится причиной аварии. Авария может быть совершена по причинам, не связанным с нарушениями нормативных актов. К таким происшествиям можно отнести плохое дорожное покрытие и недостаточную видимость дорожной разметки и знаков.

После оформления всех бумаг на месте происшествия и регистрации аварии, проводится судебная автотехническая экспертиза. В процессе мероприятия оцениваются обстоятельства ДТП и проводится их сопоставление с техническим состоянием транспортных средств, с наличием следов на автомобилях и на месте происшествия. Экспертная операция актуальна в случае отказа страховщика в выплате по причине подозрений страхователя в обмане, заключающемся в получении повреждений при предыдущем происшествии. На заключительном этапе расследования уполномоченные лица, проводившие расследования подводят итоги и выносят соответствующее решение. Оно может быть обжаловано на протяжении 10 дней.

Порядок расследования ДТП по административному и уголовному нарушению

Порядок расследования дела о ДТП по административному нарушению состоит из:

  1. осмотра инспектором ГИБДД места, автомобилей;
  2. составления протоколов;
  3. оформления постановления о нарушении, если один из автомобилистов признал вину;
  4. передачи документов в группу разбора или дознавателю, когда оба водителя считают себя потерпевшими;
  5. изучения этой инстанцией обстоятельств аварии;
  6. вынесения постановления;
  7. исполнения его виновником или обжалования им решения.

Если есть погибшие или тяжело пострадавшие, сотрудник ДПС вызывает на место следственную группу, так как уже рассматривают уголовное дело. Осмотр и фиксация обстоятельств аварии производятся криминалистом, следователем. Последний открывает уголовное дело, в рамках которого допрашивает участников, свидетелей, назначает экспертизы. По его поручениям работают дознаватели. Когда виновный в аварии установлен, дело передают в суд.

Административное и уголовное расследование

Граница между административной и уголовной ответственностью определяется тяжестью нанесенных телесных повреждений пострадавшим. Согласно уголовному законодательству, она подразделяется на легкую, среднюю и тяжелую степень. При легкой степени к виновнику применяется административное наказание. При нанесении повреждений средней тяжести дополнительно оцениваются отягчающие обстоятельства, выраженные в нахождении за рулем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или одновременный наезд на нескольких пешеходов. Нанесение пассажирам или пешеходам тяжелых травм подлежит уголовному разбирательству.

Уголовное дело открывается прокурором или начальником следственного отдела. Не каждое дело доходит до суда. В процессе делопроизводства стороны могут договориться о примирении с выплатой материального и морального возмещения ущерба. В такой ситуации при отсутствии жертв, следователь вправе закрыть дело в процессе расследования. Если дело уже доведено до суда, прекратить уголовное преследование в отношении виновника ДТП возможно при подаче потерпевшим участником ходатайства.

Сроки расследования аварии

После ДТП может остаться только материальный ущерб. В этом случае дело рассматривают в рамках административного расследования. За какое время ответственное лицо должно закончить процесс, установлено разделом 5 статьи 28.7 КоАП:

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Но если за этот период не удалось обнаружить все обстоятельства происшествия, расследование может быть продлено. Это регламентируется той же статьей закона:

  • нет пострадавших, но дело остается невыясненным, значит, его изучение может идти еще 1 месяц;
  • в аварии был причинен легкий или средней тяжести вред здоровью, возможно, процесс разрешат продлить до полугода.

Решение принимается вышестоящим начальником сотрудника ГИБДД, который ведет дело об административном нарушении. Последний подает для этого письменное ходатайство.

При наличии тяжело пострадавших или погибших авария рассматривается в рамках уголовного дела. Здесь сроки расследования другие:

  • 2 месяца с момента открытия дела;
  • он может быть продлен до 3 месяцев вышестоящим руководством;
  • в особо сложных случаях следствие разрешают вести до года.

Все это регламентируется статьей 162 УК РФ.

Мы в Twitter:

Вход Регистрация

Новости автоправа

Приняты Правила движения большегрузов в зоне автоматического весового контроля ФНС утвердила форму заявления о гибели или уничтожении транспортного средства В России запретили высаживать детей без билета из автобусов В ПДД введен новый знак 6.22 – «фотовидеофиксация» Сдачу анализов на алкогольную зависимость отложили еще на год Минздрав обновил требования к комплектации автомобильных аптечек Минтранс утвердил порядок и сроки хранения диагностических карт ТО Получать допуск на международные перевозки теперь будут по-новому Проверить полис ОСАГО на подлинность теперь можно онлайн Центробанк установил новые тарифы на ОСАГО

/ Юридические статьи на тему автомобильного права / Уголовная ответственность по ст. 264 УК РФ / Сроки расследования уголовного дела о ДТП

Сроки расследования уголовного дела о ДТП

На страницах нашего сайта мы уже касались вопросов длительности проведения доследственных проверок по фактам ДТП и рассказывали о причинах, по которым до возбуждения уголовного дела материал может неопределенно долго болтаться в статусе «отказного».

В нашей сегодняшней статье мы также будем говорить о сроках, но на этот раз речь пойдет о расследовании уголовных дел о ДТП по ст. 264 УК РФ.

Согласно статье 162 УПК РФ, предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела. Однако, это вовсе не означает, что все уголовные дела расследуются не более двух месяцев. Вовсе нет. По факту, многие дела могут расследоваться месяцами и даже годами, поскольку, в этой же статье УПК РФ предусмотрена возможность продления сроков предварительного следствия на неопределенно долгий период, который может превышать 12 месяцев.

И как раз-таки именно «автодорожные» уголовные дела считаются одними из наиболее «долгоиграющих», т.е., расследуются в течение весьма длительного времени.

Разумеется, расследование далеко не всех уголовных дел о ДТП затягивается на большой срок. К примеру, не слишком сложные дела по ч. 1 ст. 264 УК РФ довольно часто уходят в суд в пределах двухмесячного срока и даже быстрее. А вот расследование уголовных дел о сложных ДТП с большим количеством погибших или пострадавших, к тому же, произошедшие при неочевидных обстоятельствах, могут затягиваться на долгие месяцы и даже годы.

Чаще всего, причиной длительного расследования уголовных дел от ДТП становится необходимость проведения сложных автотехнических, либо комплексных экспертиз. Иногда камнем преткновения становится и судебно-медицинская экспертиза, производство которой может затянуться по причине длительного лечения пострадавших.

Впрочем, уголовные дела о ДТП, в отличие от многих других категорий дел, не терпят спешки и суеты. Для того, чтобы установить объективную картину аварии, следователям требуется немало времени.

Процедура продления сроков расследования уголовного дела о ДТП ничем не отличается от аналогичной процедуры по любому другому уголовному делу. При необходимости увеличить срок расследования, следователь выносит письменное постановление-ходатайство, в котором излагает мотивы продления срока и обращается с ним к руководителю следственного органа, который и выносит соответствующее решение.

Это важно: следователь, в производстве которого находится уголовное дело, не вправе самостоятельно продлить срок его расследования. Это вправе сделать только вышестоящий руководитель. При этом, срок следствия до 3 месяцев может продлить руководитель следственного органа, в котором трудится следователь, от 3 до 12 месяцев – руководитель следственного органа по области (республике, краю), а свыше 12 месяцев – только руководитель Следственного департамента МВД РФ

Учитывая, что продление сроков следствия свыше 12 месяцев связано с поездкой к высокому начальству в Москву и «разбором полетов», на практике, многие следователи предпочитают всеми правдами и неправдами избежать такого развития событий и прибегают к различным процессуальным хитростям, позволяющим продолжить расследование без продления его сроков в Следственном департаменте МВД. Например, по истечении 12-месячного срока следствия выносится формальное решение о приостановлении следствия, которое тут же отменяется руководителем СО или надзирающим прокурором. Такой «финт» позволяет на вполне законных основаниях (ч. 6 ст. 162 УПК РФ) получить еще целый месяц срока расследования без всяких поездок к высокому начальству. При необходимости эта процедура повторяется нужное количество раз.

Полезная информация: в срок расследования уголовного дела не входит то время, в течение которого оно было приостановлено

Что делать, если по вашему мнению, сроки расследования необоснованно затягиваются?

Обращаться с жалобой в прокуратуру или суд, указав на нарушение требований ст. 6.1 УПК РФ, обязывающей проводить расследование в разумные сроки.

Если вам требуется правовая помощь, по вопросам, связанным с расследованием уголовных дел о ДТП, вы можете получить консультацию у юристов на нашем сайте, воспользовавшись этой формой обратной связи:


Бесплатная парковка для многодетных семей


Транспортные средства категории М1

264 ук рф, сроки расследования дтп

13239

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Написать комментарий

Новые комментарии

Бадыргы → Снятие и погашение судимости по ст. 264.1 УК РФ 5 дней назад

Осуждён в 2014 году ч.1 ст 264 УК РФ ограничением свободы и лишением прав на 1 год. Как погасить судимость? И куда обращаться

Владимир → Нужно ли уступать автобусу, отъезжающему от остано… 20 дней назад

Вправилах гласит, что водитель должен уступать автобусу дарогу отправляющемуся от остановки вгородской черте, но я еду соскоростью 60км вчас поглавной…

Автоправовед → Лишение права управления по ст. 264 УК РФ. О самом… 1 месяц назад

Здравствуйте. Срок уголовного наказания в виде лишения права управления течет, независимо от того, сдано в/у или нет. ГИБДД к исполнению этого наказан…

Евгений → Лишение права управления по ст. 264 УК РФ. О самом… 1 месяц назад

Добрый вечер! В 2014 году был осуждён по 264 ч.3 ук отбывал реальное наказание 2 года колонии поселения, так же судом был лишён ву на 3 года, после дт…

Автоправовед → Лишение права управления по ст. 264 УК РФ. О самом… 1 месяц назад

Здравствуйте. Сроки лишения по статье КоАП РФ и по статье УК РФ не суммируются. Каждый срок исчисляется самостоятельно, т.е., независимо друг от друга

Расследование ДТП без пострадавших

Авария, после которой приходится лишь подсчитывать имущественный урон, изучается иначе, чем при наличии пострадавших. Но подобные ДТП бывают не менее запутанными. Поэтому в процессе расследования проводят:

  • Осмотр места происшествия. Оно начинается с точки, где есть следы ДТП, или с участка, по которому двигались ТС. Учитываются особенности местности, расположение имеющихся там предметов, знаки, бордюр, деревья, состояние дорожного покрытия.

Начальную точку осмотра выявляют при опросе очевидцев происшествия. У них выясняют положение машин и препятствий на пути до аварии, реакцию участников на обострение ситуации на дороге, места ТС после случившегося. Все имеющие отношение к ДТП следы анализируются, производятся нужные измерения. Специалисты изучают частицы краски, автомобильных жидкостей, детали ТС, отметины колес. Последние не только фотографируют, с них делают слепки.

Детально осматривается транспорт участников. Исследуют все повреждения, определяется последовательность их возникновения. Устанавливается, какие части авто первыми получили дефекты. Полученные в результате осмотра сведения вносят в протокол. После составляется схема происшествия с условными обозначениями всех деталей и привязкой к местности.

  • Опрос участников. Он может происходить не на месте аварии, а уже в отделе ГИБДД. Каждый водитель пишет объяснения. А сотрудник ГИБДД в это время оформляет справки о ДТП, заполняет часть протокола. По совокупности полученной информации инспектор определяет виновного, что и фиксирует в документе.

После внесения туда всех сведений оба участника расписываются в документе, если согласны с имеющейся в нем информацией. Затем они получают копии протокола, справку о ДТП. И через короткое время виновному приходит постановление об уплате штрафа либо повестка в суд, где будет слушаться дело об административном правонарушении.

  • Работа группы разбора. Отсутствие возможности установить виновника сразу требует его выявления в подразделении ГИБДД, на территории которого произошла авария. В процедуре участвуют сотрудники службы, а также участники ДТП. Решение выносится максимум через 15 дней после поступления материалов дела, а судом – в течение 2 месяцев.

Во время расследования могут проводиться различные экспертизы. Их делают как по назначению суда, так и по желанию одного из участников ДТП и за его счет.

О том, как провести экспертизу автомобиля после ДТП, смотрите в этом видео:

Положение о служебном расследовании ДТП

Положение о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

1.2. Настоящее Положение определяет единый порядок, проведения служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий в Организации.

1.3. Целью служебного расследования является установление обстоятельств, анализ причин и условий, способствовавших возникновению дорожно-транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий.

1.4. При служебном расследовании, в пределах компетенции лица, его проводящего, должны быть выявлены:

  • обстоятельства, предшествующие происшествию;
  • причины происшествия;
  • влияние дорожных и других факторов на возникновение дорожно-транспортного происшествия;
  • последствия происшествия;
  • лица, деятельность которых связана с возникновением происшествия, и конкретная вина каждого из них (предварительно);
  • недостатки в работе Организации, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий.

1.5. Служебное расследование проводится ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения в Организации всех дорожно-транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим Организации, в срок до 5 суток.

ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ПРИ СЛУЖЕБНОМ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

2.1. Водители и сотрудники Организации, чьи обязанности непосредственно связаны с управлением транспортными средствами, в случае участия в дорожно-транспортном происшествии, обязаны соблюсти порядок действий, предусмотренный пунктом 2.5. ПДД РФ, а также без промедления сообщать об этом в ГИБДД и в Транспортный отдел.

2.2. Сотрудники Транспортного отдела оказывают консультативную помощь сотрудникам, попавшим в ДТП. Разъясняют порядок обращения в ГИББ или органы МВД, страховую компанию.

2.3. Сотрудники Транспортного отдела регистрируют факт произошедшего ДТП в журнале учета дорожно-транспортных происшествий. ДТП с погибшими или раненными регистрируются в разделе № 1 журнала и подлежат ежемесячной сверке с территориальными органами внутренних дел. ДТП, повлекшие за собой только материальный и иной ущерб (без погибших и раненых) регистрируются в разделе № 2 журнала.

2.4. В случае необходимости возможен выезд сотрудника Транспортного отдела на место ДТП. Решение о необходимости выезда принимает Руководитель Транспортного отдела, в зависимости от тяжести ДТП, его последствий и при обоснованной необходимости организационной помощи сотруднику, попавшему в ДТП.

2.5. Должностные лица, в случае прибытия на место происшествия раньше работников ГИБДД, должны принять меры к оказанию помощи пострадавшим, доставке их в ближайшее медицинское учреждение, к охране места происшествия, транспортного средства и груза, принять меры к предотвращению «вторичных происшествий» и выявлению очевидцев происшествия.

2.6. Должностные лица, производящие служебное расследование, в случае прибытия на место происшествия, с разрешения работников органов дознания или следствия должны:

  • осмотреть место происшествия и поврежденные транспортные средства;
  • уточнить необходимые данные у водителей и других очевидцев происшествия, объяснения которых могут иметь значение для выяснения обстоятельств происшествия.

Установить:

  • дату и точное время (местное) происшествия;
  • место происшествия;
  • в городе — улица, район;
  • категорию дороги и в случаях, когда происшествие связано с неудовлетворительными дорожными условиями — принадлежность и наименование организации, эксплуатирующей дорогу;
  • модель и государственный регистрационный знак транспортного средства;
  • число погибших и раненых (в том числе водителей, пешеходов, пассажиров);
  • техническое состояние транспортного средства;
  • характер и степень повреждения транспортного средства и перевозимого груза;
  • кто управлял транспортным средством: фамилия, имя, отчество, класс, год присвоения квалификации, стаж работы (общий водительский стаж, стаж работы в Банке, на данном транспортном средстве, по возможности те же сведения о других водителях-участниках происшествия);
  • состояние водителя: здоров, трезв, утомлен (только по заключению врача);
  • на каком часу работы водителя произошло происшествие;
  • цель поездки;
  • вид перевозок;
  • по назначению ли использовалось транспортное средство, нет ли отклонений от маршрута;
  • вид дорожно-транспортного происшествия;
  • погодные условия (дождь, снег, туман и т.д.);
  • освещенность: темное, светлое время суток, сумерки;
  • дорожные условия (вид покрытия, состояние проезжей части, подъем, кривая, наличие дорожных знаков и сигналов);
  • ознакомиться с протоколом осмотра места происшествия, осмотра транспорта и схемой дорожно-транспортного происшествия и снять с них копии;
  • зафиксировать (при необходимости сфотографировать) общий вид места происшествия, положения транспортных средств, участвующих в происшествии, следы торможения, юза или качения автомобиля и принадлежность именно этому транспортному средству, место осыпавшейся грязи, стекла и т.д. при ударе, его форму, размеры, место наезда на пешехода, а также другие предметы, которые могли повлиять на возникновение происшествия. При необходимости настоять, чтобы эти сведения были занесены в протокол осмотра места происшествия; — осмотреть документы, в частности, удостоверение на право управления транспортным средством, технический талон транспортного средства, путевой или маршрутный лист, товарно-транспортные документы на перевозимый груз.

2.7. При анализе происшествия необходимо:

  • выяснить обстоятельства и очевидные причины происшествия;
  • выяснить все нарушения, повлекшие за собой происшествие и причины, способствовавшие его возникновению. В отношении водителя, находившегося во время происшествия в нетрезвом состоянии, кроме того, необходимо выяснить, при каких обстоятельствах он оказался за рулем в нетрезвом состоянии, явился ли водитель пьяным на работу или употреблял спиртные напитки на работе, кто из должностных лиц проверял его состояние перед выездом на линию, исключает ли система допуска водителей к управлению автомобилями в автотранспортном предприятии возможность выезда в рейс в нетрезвом состоянии;

оценить:

  • действия водителя и их соответствие Правилам дорожного движения;
  • дорожные условия и их возможное влияние на возникновение происшествия;
  • имеется ли причинная связь между возникновением происшествия и упущениями в работе по безопасности движения.

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

3.1. По окончании служебного расследования комиссия составляет акт. (Приложение № 2)

3.2. Акт, должен содержать следующую информацию:

  • указывается состав комиссии, проводящей служебное расследование, марки, модели и номера транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, их принадлежность, фамилия, имя, отчество водителя, место происшествия, обстоятельства происшествия и его последствия.
  • указываются действия водителя до момента происшествия. Кто и в какое время выпустил его в рейс, проходил ли он медосмотр, соблюдался ли скоростной режим и маршрут движения и др.
  • указываются данные о ширине дороги, обочин, покрытии, их дефектах, условиях видимости в момент совершения дорожно-транспортного происшествия, а также наличии недостатков в обустройстве, оборудовании дороги.
  • указывается возраст водителя, стаж работы водителем в Организации, какое время работает на данной марке транспортного средства, его состояние здоровья в момент совершения дорожно-транспортного происшествия, проходил ли перед выездом медосмотр, на каком часу работы произошло происшествие, были ли ранее у него взыскания от администрации и ГИБДД (если были, за что), участвовал ли ранее в дорожно-транспортных происшествиях и т.д.
  • отражаются сведения о техническом состоянии транспортного средства, участвовавшего в происшествии, в частности: его тип, марка, модель, год выпуска, о техническом обслуживании с указанием времени его проведения, своевременно ли выполнялись заявочные ремонты и т.д. Сведения о другом транспортном средстве(ах), участвовавшем в происшествии.
  • дается оценка работы, проводимой в целях предотвращения дорожно-транспортного происшествия и указываются выявленные в процессе проверки недостатки.
  • указываются причины происшествия, по мнению комиссии, и предлагаются меры по устранению недостатков, выявленных в результате проверки.
  • Дата проведения разбора, количество и категория работников, присутствовавших при разборе.

К акту прилагаются:

  • Схема дорожно-транспортного происшествия (Приложение № 3);
  • фотографии места ДТП (при их наличии);
  • фотографии поврежденного автомобиля (при их наличии);
  • объяснительная записка водителя или сотрудника, управляющего автомобилям в момент ДТП
  • список погибших и пострадавших с указанием фамилий, инициалов, года рождения, пола и других данных (при их наличии).

РАЗБОР ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

4.1. Руководитель Транспортного отдела при возникновении происшествия с пострадавшими, в пятисуточный срок проводит разбор причин и обстоятельств, способствовавших его возникновению.

4.2. Причины происшествия, результаты разбора и принимаемые меры могут послужить причиной проведения специального инструктажа, в соответствии с Положением о проведении инструктажей по безопасности дорожного движения с водителями и лицами, управляющими служебным транспортом.

Приложение № 1

Раздел 1. Сведения, подлежащие сверке с территориальными органами внутренних дел

Раздел 2. Сведения внутреннего характера, подлежащие выяснению в процессе проведения служебного расследования

Приложение № 2

АКТ

служебного расследования дорожно-транспортного происшествия

№ ____ от «____» ___________________ 201 __ г.

Комиссия в составе:

Председателя: ____________________________________________________________

(Ф.И.О., должность)

Члена комиссии № 1: ______________________________________________________

(Ф.И.О., должность)

Члена комиссии № 2: ______________________________________________________

(Ф.И.О., должность)

Комиссия, назначенная приказом по Банку от «___» ___________ 201__ г., №________, обследовав место происшествия, ознакомившись с документами, осмотрев автомобиль, опросив участников ДТП и свидетелей, установила:

  1. Основная информация о ДТП
  2. Другие участники происшествия (транспорт)
  3. Пострадавшие:
  4. Водитель, управляющий транспортным средством
  5. Техническое состояние транспортного средства
  6. Описание обстоятельств происшествия
  7. Комиссия пришла к выводам
  8. Комиссия предлагает
  9. Приложения:
  10. Подписи комиссии

Председатель _______________________/___________________/

Член комиссии № 1 _______________________/___________________/

Член комиссии № 2 _______________________/___________________/

Приложение № 3

СХЕМА ДТП

к акту служебного расследования дорожно-транспортного происшествия

№ ____ от «____» ___________________ 201 __ г.

Место дорожно-транспортного происшествия ________________________________________

Схему составил: ______________________________________________ / ________________ /

(должность Ф.И.О.) (подпись)

Участник ДТП: ________________________________________________ / ________________ /

(должность Ф.И.О.) (подпись)

Руководитель Транспортного отдела: ______________________________ / ________________ /

(должность Ф.И.О.) (подпись)

Порядок расследования с пострадавшими

Когда в аварии есть травмированные или погибшие, расследование включает в себя большее количество этапов:

  • Осмотр места ДТП. Процедура проводится так, как было рассказано выше. Но помимо автомобилей и их деталей, предметов обстановки исследуются пятна крови, одежда пострадавших. При наличии погибшего происходит осмотр тела. Изучаются его поза, одежда, характер ее дефектов и повреждений кожи, иных органов.

Во внимание принимается положение трупа относительно других элементов, находящихся на месте аварии. Если есть нехарактерные для данного ДТП травмы, выясняются причины их появления.

  • Следственный эксперимент. Этот этап расследования предполагает воссоздание условий, в которых произошло ДТП. Он покажет, что видели и слышали участники аварии в критический момент, могли ли ее спровоцировать внешние факторы. Проведение следственного эксперимента нужно для установления возможностей образования повреждений ТС при обстоятельствах, описываемых свидетелями, названной ими скорости.

Процедура выполняется на огороженном участке, где в зону действия не попадут посторонние объекты или люди. Воссоздание ситуации происходит по предварительно выполненным расчетам, чтобы участники эксперимента не пострадали.

  • Экспертизы. Исследования проводятся разными специалистами, если иные методы не дали ответов на имеющиеся вопросы. С их помощью устанавливают место аварии, направление движения ТС, особенности появления следов. Вычисляется также вид ДТП (опрокидывание, наезд или столкновение машин), если нет иных возможностей сделать это. Эксперты получают доступ к документам дела, любым другим материалам.

Иногда специалист выезжает на место аварии, изучает автомобили, их отдельные детали, агрегаты. При наличии пострадавших проводят также судебно-медицинскую экспертизу. С ее помощью устанавливают положение тела до аварии, траекторию его движения в момент ДТП. Эксперт-медик выявит особенности водителя, которые могли способствовать возникновению происшествия, например, сниженный слух, проблемы со зрением.

Проведенные мероприятия помогут следователю составить полную картину аварии, выявить влияние на ее возникновение внешних условий, личностных особенностей участников. Но иногда их недостаточно, приходится использовать дополнительные меры в расследовании. Например, разыскивать виновника происшествия или его же вместе с машиной.

В некоторых ДТП помимо выявленных участников может обнаружиться еще один, который уехал или ушел с места. Необходимо искать его по названным очевидцами приметам, идентифицировать машину, доказывать причастность к аварии.

Важную часть в расследовании занимают допросы участников и свидетелей. Следователь должен выявить имеющиеся в их показаниях несоответствия, откровенную ложь и подтасовку фактов, безосновательное сваливание вины на погибшего.

О том, как проводят следственный эксперимент при ДТП, смотрите в этом видео:

Служебное расследование ДТП

В аварии попадают не только водители на личных авто, но и те, что управляют служебным транспортом. В таких случаях расследованием в рамках административного или уголовного дела не ограничиваются. Проводят и служебное, которое не отменяет необходимости участия полиции или следователя. Его цель – выяснить обстоятельства аварии и роль в ней работающего в фирме водителя. Это нужно потому, что часть ответственности за ДТП может пасть и на руководство предприятия.

Процедура регламентируется Приказом Минавтотранса РСФСР №49 от 26.04.1990 г. и имеет определенный порядок:

  • Водитель служебного автомобиля может позвонить на место работы сразу после ДТП. Сотрудник организации приезжает прямо туда.
  • Он может опросить свидетелей, увидеть подробности места аварии. Ему разрешается выполнить фотосъемку и видео обстановки, автомобилей.

  • По результатам этих действий уполномоченным сотрудником оформляется часть акта расследования ДТП на предприятии. Помочь ему обязаны и сотрудники ГИБДД информированием об относящихся к случившемуся сведений. От них же представитель организации, которой принадлежит один из автомобилей-участников, получает копии протокола, справок и других документов по делу.
  • Материалы направляются в комиссию, созданную в организации.
    На их основе полностью заполняется акт расследования ДТП на предприятии.

    В него вносят сведения о членах комиссии и участниках аварии, а также транспортных средствах. В документе описывают обстоятельства происшествия, состояние дороги, относящейся к ней инфраструктуры. Учитывают также погодные условия, в которых произошла авария, освещенность участка.

Не менее важны сведения о водителе, пройденном им до поездки медосмотре, квалификации работника, дисциплинированности или ее отсутствии. Это тоже указывают в акте вместе с описанием состояния служебного авто, годом выпуска.

  • На основании выводов расследования устанавливают причину ДТП. Затем необходимо определить перечень действий, которые помогут избегать подобного в будущем. Это тоже указывают в акте.

Если водитель виновен, наказанию могут подвергнуться и ответственные лица предприятия. Им инкриминируют соответствующие статьи КоАП или УК РФ.

Служебная процедура должна завершиться в течение 5 дней. О ее результатах оповещают каждого работника предприятия.

Оформление Акта служебного расследования ДТП

Акт служебного расследования ДТП состоит из пяти основных блоков:

  1. Перечисляется состав собранной комиссии. Указывают данные ТС, попавших в ДТП, и их водителей.
  2. Характеризуются обстоятельства, место аварии.
  3. Информация по условиям на трассе: ширина, покрытие, дефекты, условия видимости, характеристика дорожных знаков и разметки.
  4. Данные водителя: возраст, классификация, стаж (общий и на предприятии), информация о подготовке и переподготовке, состояние здоровья, показания предрейсового медосмотра. Указывается, на каком часу работы случилась авария, участвовал ли он в ДТП ранее, нарушал ли ПДД.
  5. Сведения о служебном ТС: информация о техническом состоянии машины, ее марка, тип, модель, год изготовления, пробег до техосмотра и после него. Перечисляются аналогичные данные по другому транспорту, попавшему в аварию.
  6. Выводы комиссии. Указываются причины дорожного происшествия, предварительно установленные ее участниками. Меры, которые предпримет предприятие для исключения повторений случившегося. Упоминаются виновные ответственные работники, предпринятые к ним дисциплинарные взыскания.

В заключении акта служебного расследования ДТП: дата его составления, список участников комиссии, их категории и должности.

акта служебного расследования ДТП можно здесь.

Расследование ДТП на предприятии

Расследование ДТП, проводимое на предприятии, должно начаться сразу после того, как о событии станет известно, по письменному приказу руководителя. Процедура длится до 5 дней. Если пострадали люди, период служебного выяснения может быть увеличен. Как это происходит:

  1. представитель организации, сотрудник которой попал в аварию, приезжает туда, где она случилась;
  2. он должен поговорить со свидетелями, полицией, сделать фото места происшествия;
  3. сотрудники ГИБДД передают ему копии документов, имеющих отношение к событию;
  4. дальше к делу приступает комиссия предприятия по расследованию, которая рассматривает обстоятельства аварии, выявляет соблюдение или нарушение водителем ПДД, учитывает погодные, дорожные условия, прочие нюансы;
  5. ею составляется акт, который может быть использован потом в суде, если до него дойдет дело.

Водителю служебного авто следует сообщить на службу о ДТП сразу после произошедшего, чтобы сотрудник фирмы мог приехать и осуществить необходимые для расследования действия. Это важно для самого участника аварии. Ведь предприятие заинтересовано в объективном рассмотрении и не позволит напрасно обвинить своего водителя.

Сроки проведения служебного расследования ДТП

Служебное расследование ДТП ограничено четкими временными рамками: 5 дней с момента происшествия. Срок единый для всех ДТП вне зависимости от степени тяжести.

Из положения только два исключения:

  1. Семь дней дается на расследования происшествия с 4 пострадавшими гражданами или 2 погибшими.
  2. Две недели расследуется ДТП, при которых пострадало 14 и более лиц или погибло свыше 7 человек.

За соблюдением установленных сроков лично следит руководитель предприятия.

Административное расследование ДТП

Административное расследование по поводу ДТП – это действия полиции, направленные на выяснение его обстоятельств, когда:

  • нанесен вред имуществу;
  • установлен легкий либо средней тяжести урон здоровью участников;
  • между последними есть разногласия в определении виновного.

Оно начинается после оформления определения о деле. А этот документ составляется, когда место происшествия осмотрено инспектором, опрошены участники, очевидцы, сделаны фото и видеосъемка. Определение представляет собой заполненный бланк, где указывают:

  • дату и должность составившего его сотрудника;
  • причину возбуждения дела;
  • обстоятельства, вызвавшие эту необходимость;
  • статью закона, которая должна быть применена в данном случае.

Копии документа получают потерпевший и виновник ДТП.

Дальше расследованием занимается отдел дознания. Из его сотрудников формируется группа разбора, которая изучает протоколы, акты, показания свидетелей, беседует с ними. Это подразделение может назначить экспертизы, обязательно вызывает для объяснений участников аварии. Если в ходе ДТП причинен вред здоровью, полицейские обращаются за справками и заключениями в медучреждение. На все это нужно от 3 суток до 30 дней.

В исключительных случаях период административного расследования может быть продлен по ходатайству ведущего дело в адрес вышестоящего руководителя. Если в ДТП нет раненых, период увеличивают еще на 1 месяц.

При наличии пострадавших административное расследование может длиться до полугода. Его итогом становится протокол о соответствующем нарушении закона, если оно было совершено водителем. Документ направляют в суд. При отсутствии административного проступка выносится постановление о прекращении дела.

Цель служебного расследования происшествия

Все действия проводятся для точного установления обстоятельств, причин, условий происшествия, выявления произошедших нарушений, а также виновности должностных лиц.

Кроме того, разрабатывается план мероприятий, направленных на предупреждение возникновения в дальнейшем чрезвычайных происшествий, связанных с транспортными средствами предприятия.

В процессе участвуют представители транспортного предприятия, следственных органов, ответственных за состояние дорожного полотна учреждений, профсоюзной организации (при ранении и гибели работников).

Как вести себя в ГИБДД при разборе

Водителю следует вести себя при разборе аварии в ГИБДД так, как позволяет ему ст.25.1 КоАП РФ:

  • требовать материалы дела для рассмотрения;
  • объяснять свое видение ситуации, причины аварии, иные имеющее к ней отношение нюансы;
  • предъявлять выполненные на месте фотоснимки, видео с регистратора, другие доказательства, настаивать на их рассмотрении;
  • явиться на разбор с адвокатом;
  • требовать проведения экспертизы или привлечения к разбирательству свидетелей;
  • ознакомиться с постановлением административной группы и подписать его;
  • опротестовать документ у руководства ГИБДД или в суде.

Можно также прийти на разбор, но не давать показаний против себя. Право предоставляется ст.51 Конституции РФ. Игнорировать необходимость явки не следует. Разбор может состояться без участника аварии, как и принятие решения, но в этом случае он не повлияет ни на то, ни на другое. В целом важно вести себя не как наблюдатель или заранее виновный, а как полноправный участник процедуры, не поддаваться давлению полицейских.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: